МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноеагентство по образованию
франко-российский институт делового администрирования
Кафедра«Менеджмента и предпринимательства»
Направлениеподготовки – 080500.62 – «Менеджмент»
Степень(квалификация) – бакалавр менеджмента
выпускная квалификационная работа
Тема: Разработкабизнес — плана предприятия.
Бизнес — план магазина одежды
«Footnote» в г. Санкт-Петербурге
Дата представленияработы:”____”__________200__ г.
Студент
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой_______________________________________
(личная подпись) (ученая степень,звание, ФИО)
“____”__________200__ г.
Обнинск, 2008г.
Содержание
Введение. 2
1. Структура бизнес-плана. 4
Показатели эффективности бизнес-плана. 13
2. Бизнес-план магазина одежды «Footnote». 17
Резюме проекта. 17
Анализ рынка. 18
Маркетинговый план. 20
Определение спроса. 22
Продвижение продукции. 23
Ценообразование. 25
Организационный план. 26
Производственный план. 27
Финансовый план. 31
Заключение. 33
Список литературы… 35
Приложения. 36
Введение
Бизнес-план — это, по сути, представленная вопределенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела.Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данныйинвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен придопустимой для инвестора степени риска.[1]
Написание бизнес-плана —это почти искусство. Сегодня целая когорта профессионалов занимаетсясоставлением бизнес-планов. Существует несколько отечественных программныхпродуктов, позволяющих рассчитать инвестиционные проекты. К сожалению, заредким исключением составленные профессиональными консультантами бизнес-планыили те, в которых содержатся расчеты, сделанные при помощи той или инойспециальной компьютерной программы, оказываются в мусорной корзине инвестора.
Большинству российских предпринимателейсвойственно впадать в две крайности. Одни полагают, что наличие красивооформленной и гладко написанной бумаги, перенасыщенной псевдонаучнымиэкономическими терминами, автоматически гарантирует получение инвестиций.Другие, напротив, считают, что вся эта «писанина» не имеет никакого отношения ктому реальному бизнесу, которым им приходится заниматься, и потому подают нарассмотрение несколько малопривлекательных листов бумаги с совершеннофантастическими прогнозами.
При всей значимости этоговажного документа, инвестор, прежде всего, оценивает личность самогопредпринимателя и качество его команды через написанный ими бизнес-план.Инвесторов можно назвать профессиональными читателями бизнес-планов.Предприниматель, решившись обратиться к инвестору, делает это один илинесколько раз в жизни. А инвестор, особенно на Западе, еженедельно можетрассматривать десятки бизнес-планов.
Сегодня практически влюбом книжном магазине можно приобрести пособия по составлению бизнес-плана. Вних детально расписаны его структура и содержание каждого из разделов, поэтомуподробно останавливаться на рассмотрении этого документа не имеет смысла. Но нив одном учебнике или методической рекомендации нельзя прочитать, чтобизнес-план — это не формальное описание бизнеса, а его сущность, выраженная вписьменной форме.
Бизнес-план — один изконечных продуктов того, что называется корпоративной культурой компании. Взависимости от того, какая атмосфера царит в компании, как складываютсявзаимоотношения между сотрудниками, как распределены полномочия, какие цели изадачи ставит перед собой предприниматель и его команда, бизнес-план можетпринимать самые разные выражения. Поэтому тема работы важна и актуальна насовременном этапе развития рынка одежды.[2]
Цель данной выпускнойквалификационной работы: планирование создания бизнеса на примере магазина «Footnote».
Объект исследования –розничная торговля одеждой.
Предмет исследования –процесс организации точки розничной торговли.
1. Структура бизнес-плана
В настоящее время несуществует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, общаяструктура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должнапридерживаться следующих основных разделов[3]:
1. Возможности фирмы(резюме);
2. Анализ рынка
3. План маркетинга;
4. Организационныйплан;
5. Планпроизводства;
6. Финансовый план./>Резюме проекта
Объем данного раздела недолжен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.
Работа над этим разделомчрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятногопроизведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто нестанут смотреть.
В целом резюме должнодать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ееакционерам) на 2 вопроса: «что они получат при успешной реализации данногоплана», и «каков риск потери ими денег».
Этот раздел долженразрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полнаяясность по всем остальным вопросам.
В разделе этом разделеопределяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевыерынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждомунаправлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии ихдостижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегииопределяются ответственные лица.
В этом же разделепомещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимыеданные, характеризующие ее коммерческую деятельность./>Анализ рынка
Этот раздел направлен наизучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будетпокупать его товар и где его ниша на рынке.
Вначале предпринимателюнеобходимо найти ответ на следующие вопросы:
1. На каких рынкахдействует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?
2. Какие основныесегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?
3. Проранжированы лирынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, покоммерческой эффективности и другим рыночным показателям?
4. Что влияет на спрос натовары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?
5. Каковы перспективыизменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
6. Как предполагаетсяреагировать на эти изменения?
7. Каким образомпроисходит изучение потребностей и спроса?
8. Какова общая иимпортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всемтоварам (услугам) фирмы?
9. Каковы прогнозыразвития емкости сегментов на каждом из рынков?
10. Какова реакция рынкана новые товары (услуги)?/>План маркетинга
Раздел, посвященныймаркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в немнепосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодарякоторым можно рассчитывать на успех.
Предприниматель долженподготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он долженне просто представить концепцию, но «продать» бизнес как привлекательнуювозможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.
Кроме того, раздел долженбыть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей — отменеджеров до членов совета директоров.
История свидетельствует,что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многиефирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар,потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствиятакового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этомуразделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, тоникакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в даннойобласти.
Таким образом, разумнаяпрограмма маркетинга играет критически важную роль и изучается весьмаскрупулезно. Вот основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в этомразделе:
Определениеспроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар(услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с представления общей картины,сложившейся в отрасли.
Как нередко бывает присоставлении бизнес-плана, качество соответствующей информации зависит отзатраченной на ее сбор энергии. К числу хороших источников подобных данныхотносятся торговые ассоциации, литература по торговле, отраслевые исследования,мнения экспертов.
Степень детальности идоводы, которые следует привести, зависят от доли рынка, которую требуетсязавоевать для достижения успеха
После определения общихпараметров рынка следует установить объекты рынка, их характеристики изначения. Можно описать рынок с точки зрения желательных атрибутов изделия,демографии, географии, особенностей психологии.
Аналогичным образом вплане будут последовательно рассматриваться и все остальные объекты рынка. Вдополнение к описанию в плане следует дать оценку сравнительнойпривлекательности каждого из объектов. Какие рынки имеют первостепенное значение?Почему? Будет ли это относительное значение меняться с течением времени.
Конкуренцияи другие внешние факторы. Почти наверняка на деятельность фирмы будут оказывать влияние внешниефакторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной мере либовообще не способно делать это. Наиболее значительным из них являетсяконкуренция.
1. Степень конкуренции.Целью в данном случае является рассмотрение того, что может составить подлиннуюконкуренцию и ответную реакцию на нее. Возможно, удастся конкретные фирмы,продукцию или услуги, которые составят конкуренцию. В таких случаяхцелесообразно указать профиль каждого конкурента, его сильные и слабые стороныи возможное воздействие, которое все это может оказать на становление бизнеса.
2. Будущие источникиконкуренции. В то время как некоторые (обычно старые) производства пребывают всостоянии стабильности и развиваются постепенно, имеется множество динамичныхрынков, которые находятся в состоянии быстрого и непрерывного изменения. Поройможно предсказать такие изменения в структуре рынка. Озабоченность по поводубудущей конкуренции особенно важна при разработке нового продукта или услуги,когда велика вероятность появления «подражателей» в новой отрасли.
Стратегиямаркетинга.Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться натом, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности. Должна бытьпредставлена стратегия маркетинга, объясняющая, как бизнес организуетпроведение своих планов в жизнь для достижения желаемого объема продаж. Дляэтого необходимо уделить внимание каждому из важнейших инструментов маркетинга,имеющихся в распоряжении компании.
Стратегиясбыта и распределения. Необходимо определить, как бизнес намерен довести свои товары и услугидо потребителя. Прибегнет ли к собственной службе сбыта или же будутиспользованы дилеры, дистрибьюторы, посредники?
В некоторых случаяхорганизация сети по продаже и распространению товара является сравнительнонесложным делом и требуется осветить лишь основные моменты. В других же датьболее подробное описание.
При собственной службесбыта следует указать, требуется ли специальная подготовка для ее работников.Например, для продажи технической продукции персонал должен обладатьсоответствующими знаниями.
Стратегияценообразования. Однимиз важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связанас такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др.Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобыцены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который онахочет создать для своей продукции.
При анализе используемыхна фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующихположений:
· себестоимостипродукции;
· цены конкурентовна аналогичный товар или товары-заменители;
· уникальныхдостоинств товара;
· цены, определяемойспросом на товар.
На основе себестоимостиобычно оценивается минимально возможная цена товара (услуги), котораясоответствует наименьшим издержкам.
На основе анализа ценконкурентов определяется средний уровень цен
Максимально возможнаяцена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством илиуникальными достоинствами.
Следует также рассмотретьполитику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом наваловую прибыль.
Если разработан детальныйпрейскурант, и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привестиего в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.[5]
Реклама,связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся наранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы,если вообще их имеют. Предприниматели, например, могут устанавливать контакты сместными средствами информации, которые часто пишут о новом бизнесе в округе.Таким образом, можно получить бесплатную рекламу.[6]
При наличии службы связейс общественностью ее задачами являются:
· Систематическоесоздание благоприятного отношения к фирме широких масс населения;
· Осуществление торговыхпрезентаций;
· Проведениеинституциональной рекламы;
· Оказаниеконсультационных услуг./>Организационный план
Организационный план разрабатываетсятолько при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привестиорганизационную структуру предприятия, в которой четко определены должностныеинструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а такжеопределяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.
Кроме этого желательно указать такиефакторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплатытруда и т.п.
Подразделом организационного планаявляется правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводитсявся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации,учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения,патентная защита и т.п.).
В разделе «Персонал и управление»следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности.
Желательным здесь является разработкаштатного расписания.
/>План производства
Этот раздел готовитсятолько теми предпринимателями, которые готовятся заняться производствомтоваров. При написании следует ответить на следующие вопросы:
1. Где будутизготавливаться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?
2. Насколько удачновыбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам,доступности рабочей силы, транспорта и т.д.?
3. Какие производственныемощности потребуются, и как они будут вводиться год от года?
4. Какие основныесредства потребуются для организации производства? Какова динамика их измененияна перспективу?
5. Какие возможнызатруднения при организации производства?
6. Где, у кого и на какихусловиях закупается сырье?
7. Схема производственныхпотоков.
8. Предусмотрена лиохрана окружающей среды?
9. Каковы будут издержкипроизводства? Динамика их изменения? />Финансовый план
Этот раздел необходимопосвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с цельюнаиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.[1]
В этом разделе необходиморазработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
· Оперативный план(отчет).
· План (отчет)доходов и расходов.
· План (отчет)движения денежных средств.
· Балансовый отчет(план).
Подобный переченьдокументов не совсем привычен для российских предпринимателей, но онсоответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько инуюсистему бухучета.
Оперативный план (отчет)отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынковпо каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службоймаркетинга.
План (отчет) о доходах ирасходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль отпродажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономическойслужбой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движенииденежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процесседеятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводититоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Онобычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанныхпланово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величиныпоказателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов взависимости от конкретных условий может изменяться в пределах месяца, квартала,полугода или года.Показателиэффективности бизнес-плана
Оценка эффективностиинвестиционного проекта призвана определить, насколько цена приобретаемогоактива (размер вложений) соответствует будущим доходам с учетом рисков проекта.
К основным показателямэффективности инвестиционного проекта относятся[5]:
1. Денежный поток (сash flow);
2. чистая текущаястоимость проекта (NPV);
3. внутренняя нормарентабельности (IRR);
4. индекс прибыльностиинвестиций (PI);
5. срок окупаемостипроекта (PBP).
Денежный поток (cash flow)
Определение cash flow имеет большое значение в оценке эффективности инвестиций,поскольку это базовый критерий, на основе которого рассчитываются другие(например, NPV). С другой стороны, это результирующий показатель с точки зрениябюджетного подхода. Именно поэтому для оценки эффективности инвестиций наиболеечасто используется такая разновидность cash flowкак net cash flow(NCF). Этот показатель характеризует действительное, реальное движение денежныхсредств за определенный период с точки зрения, как их притока, так и оттока.
В бизнес-плане Net CashFlow рассчитывается следующим образом: Приток (выручка от реализации за период)минус Отток (инвестиционные издержки, операционные затраты и налоги за этот жепериод). Для получения величины кумулятивного NCF нужно величины NCF за каждыйпериод суммировать нарастающим итогом.
Чистая текущая стоимостьпроекта (NPV)
NPV — это стоимость, получаемая путемдисконтирования отдельно за каждый год разности всех оттоков и притоковденежных средств, накапливающихся за период функционирования проекта.
Экономический смыслчистой текущей стоимости можно представить как результат, получаемый немедленнопосле принятия решения об осуществлении данного проекта, т.к. при ее расчетеисключается воздействие фактора времени. Положительное значение NPV считаетсяподтверждением целесообразности инвестирования денежных средств в проект, аотрицательное, напротив, свидетельствует о неэффективности их использования.Иными словами:
Если NPV 0, то инвесторы получатприбыль.
/>, где
/> – это ставка или нормадисконтирования;
/> – это коэффициент дисконтирования.
На величину чистой текущей стоимости проекта (NPV), безусловно, влияетмасштаб деятельности, выраженный в «физических» объемах инвестиций,производства или продаж. Отсюда вытекает естественное ограничение на применениеданного метода для сопоставления различных по этой характеристике проектов:большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективномуварианту капиталовложений.
Также рассчитать NPV проекта можно при помощи Microsoft Excel (Меню«Вставка» > «Функция» > «Финансовые» > «НПЗ»). Исходными данными длярасчета NPV будут значения NCF за каждый период проведения инвестиционногопроекта.
Внутренняя норма рентабельности (IRR)
Внутренняя нормарентабельности (IRR) — ставка дисконтирования, при которой чистая текущаястоимость проекта (NPV) равна нулю, т.е. это та ставка сравнения, при которойсумма дисконтированных притоков денежных средств равна сумме дисконтированныхоттоков.
При вычислении IRRпредполагается полная капитализация получаемых чистых доходов, т.е. всеобразующиеся свободные денежные средства должны быть либо реинвестированы, либонаправлены на погашение внешней задолженности. Это нижний гарантированный«порог» прибыльности инвестиционных затрат, и если он превышает среднююстоимость капитала в данном секторе инвестиционной активности, то проект можетбыть рекомендован к реализации.
Рассчитать NPV проектаможно при помощи Microsoft Excel (Меню «Вставка» > «Функция» >«Финансовые» > «ВНДОХ»). Аргументами функции будут значения NCF за каждыйпериод проведения инвестиционного проекта.
Индекс прибыльностиинвестиций (PI)
Отношение отдачи капиталак размеру вложенного капитала. PI показывает относительную прибыльность проектаили дисконтируемую стоимость денежных поступлений от проекта в расчете наединицу вложений.
Чаще всего PI рассчитывается путем деления чистых приведенных поступленийот проекта на стоимость первоначальных вложений. В этом случае критерийпринятия решения такой же, как при принятии решения по показателю NPV, т.е. PI > 0. Данный критерий — достаточносовершенный инструмент анализа эффективности инвестиций. При этом возможны триварианта:
PI> 1 — инвестиции доходны и приемлемы в соответствии с выбранной ставкойдисконтирования;
PI
PI = 1— рассматриваемое направление инвестиций в точности удовлетворяет выбраннойставке отдачи, которая равна IRR.
Срок окупаемости проекта(PBP)
PBP показывает срок, необходимыйдля того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, с учетом дисконтирования, покрыли затраты на инвестиции. Этотпоказатель определяется последовательным расчетом NPVдля каждого периода проекта, точка, в которой NPV станет положительным, будетявляться точкой окупаемости.
PBP= />
2. Бизнес-план магазина одежды«Footnote»Резюме проекта
Суть проекта: созданиемагазина «Footnote», специализирующегося на продажекачественной молодежной одежды.
Предполагается взять варенду помещение площадью 22 кв.м. по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Восстания,дом 5. Арендуемое помещение находится в месте с постоянным потоком людей. РядомНевский проспект, Московский вокзал, станция метро «Площадь восстания». Будетпроизведен ремонт и перепланировка помещения.
Основным направлениемагазина «Footnote» является выпуск и реализацияэксклюзивной одежды (футболок, толстовок). На одежду будут печататься различныеизображения (рисунки, иллюстрации, шрифтовые композиции) посредствомтермопереноса. Главной особенностью ассортимента является неповторимость каждогоотдельного товара. Богатый выбор цветов для нанесения изображения, быстротапечати, огромные дополнительные возможности (изображение с запахом,ультрафиолетовые краски) – все это делает товар уникальным и дает возможностьсамореализации для клиента.
Рынок одежды городаСанкт-Петербурга насыщен. В условиях жесткой конкуренции, магазин «Footnote» предлагает своим клиентамрегулярное обновление ассортимента, систему скидок, возможность выборасобственного дизайна одежды.
Продукция магазинаориентирована на молодежь и туристов.
Объем собственныхвложений – 241210 рублей. Срок окупаемости проекта – 8 месяцев.Анализрынка
Рынокмолодежной одежды в России считается одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся. В последние годы он демонстрирует высокие темпы роста, которыесоставляют около 25% в год. Интенсивно осваивается этот сектор легкойпромышленности как российскими, так и зарубежными производителями. Это неудивительно, поскольку молодежь покупает наиболее активно, а, кроме того,неуклонно следует веяниям моды. При всем многообразии представленных на рынкемарок значительная часть молодежной аудитории предпочитает покупать недорогую икачественную одежду.
Российскийрынок одежды на 20% состоит из безмарочной продукции российских производителей,15% рынка – это брэндовая одежда российских и зарубежных компаний, аостальные 65% занимает дешевый импорт из азиатских стран. Как правило, рынокмолодежной одежды относят либо к сегменту детской одежды (подростковыйвозраст), либо к рынку взрослой одежды. С этим связаны проблемы в подсчететаких показателей рынка, как объем и емкость.
Спецификавозрастной категории на рынке молодежной одежды заключается в том, чтопотребителями здесь могут быть и подростки в возрасте 14-19 лет, и люди после20 или 25 лет. Некоторые женщины даже в 40-летнем возрасте хотят одеваться как25-летние – фактически как их дочери. С другой стороны, есть14-летние девочки-подростки, которые предпочитают одеваться как их старшиесестры. В конечном счете, получается так, что молодежная одежда – для всех. Все сказанное можно в равной мере отнести и кмужской молодежной одежде.
Спросроссийских покупателей на молодежную одежду еще не удовлетворен. Маркетологисчитают, что существуют форматы, которые можно назвать сугубо молодежными илипредельно приближенными к ним. В частности, к таким «узкосфокусированнымформатам» относятся небольшие сети магазинов, маркетинговая политика которыхоснована на ярко выраженной молодежной культуре. Большая часть российских магазиновмолодежной одежды подходит под это определение.
Несмотряна появление множества новых конкурентных магазинов, обороты предприятийторговли молодежной одеждой растут. Во-первых, благодаря значительному процентупостоянных покупателей. Во-вторых, продуманное расположение наших магазиновобеспечивает большой приток случайных покупателей.
По мнениюспециалистов, пока для российского молодежного потребителя понятие брэнда неимеет особого значения. В этой аудитории лояльных конкретным маркам людейнемного, выбор вещи определяют цена и модность. Таким образом, на современномрынке молодежно-подростковой одежды конкурируют не брэнды, а магазины.[7]Маркетинговыйплан
Первоначальныепредпосылки формирования и развития рыночных тенденций находятся в областипотребностей покупателя, выдвигающего определенные требования к процессупокупки и ее результату, либо реагирующего на предлагаемые новые подходы в этомнаправлении.
Процесспринятия решения покупателем состоит из следующих этапов: осознанияпотребности, поиска информации, оценки имеющихся вариантов, покупки,потребления, последующей оценки. Результаты исследования, проведенных в сфереповедения потребителей, показали, что при покупке большинства товаров различиямежду альтернативными местами покупки более значимы, чем между брэндами однойтоварной группы. В частности, на рынке одежды мотивированность выбора местаобслуживания в 2,5 раза выше мотивированности выбора конкретного товара. Такимобразом, необходимо в первую очередь сформулировать запросы покупателя, которыеон предъявляет к месту покупки.[8]
Опираясьна мнение экспертов, можно сформулировать следующие основные требованияпокупателей:
1. «Время должнобыть потрачено максимально эффективно»
2. «Процесс покупкидолжен быть комфортным»
3. «Стиль долженбыть индивидуальным»
Рассмотримподробно каждое требование.
Времядолжно быть потрачено максимально эффективно.
Современныйэкономически активный житель Санкт-Петербурга имеет не столь регламентированныйрабочий день, который стал в среднем длиннее; соответственно, сократившеесясвободное время он хочет потратить максимально эффективно. Необходимо, чтобыассортимент был максимально широким либо специализированным и глубоким, так какпокупатель хочет быть уверен в возможности удачной покупки в том месте, куда онпришел.
Вмагазине «Footnote» первоначально будет выставленширокий выбор футболок и толстовок. Эти товары выбраны из соображенийсезонности. Эксклюзивность заключается в том, что в магазине не будет ни однойодинаковой вещи, каждая футболка/толстовка будет сделана в единственномэкземпляре (цвет, аппликация).
Процесспокупки должен быть комфортным.
Комфортпокупки в сознании покупателя определяется двумя составляющими: до местаторговли удобно добираться и там должно быть приятно находиться, т.е. поход вмагазин становиться не утомительной обязанностью, в одной из разновидностейдосуга.
Местоположениемагазина «Footnote» выбрано с учетом доступности(Невского проспекта, близость Московского вокзала, станции метро «Площадь Восстания»).Магазин будет оформлен в черных красках, чтобы подчеркнуть товар, выложенный наприлавок. Освещение напольными лампами, хромированное торговое оборудование,яркая мебель – на фоне темных стен будут создавать уютную атмосферу студии.
Стильдолжен быть индивидуальным.
Постепенныйрост реальных доходов российских потребителей создал для большинства из нихусловия для перехода от удовлетворения первичных к удовлетворению вторичныхпотребностей, эмоционально значимых и формирующих имидж покупателя. Сегодня нарынке одежды предложение явно превышает спрос, и поведение потребителейориентировано на выбор лучшего товара. Социальные факторы здесь главным образомсвязаны с формирование имиджа, а психологические – с удовлетворением тщеславия,самоутверждения, самовыражения и т.д.
Вмагазине «Footnote» будет изготавливаться иреализовываться одежда ориентированная как раз на удовлетворение социальныхпотребностей людей.Определениеспроса
Основными клиентами длямагазина «Footnote» являются школьники от 15 до 18 лет,студенты вузов, туристы.
В Санкт-Петербурге 735школ, 160 специальных учебных заведений, 95 ВУЗов. Всего в этих учебныхзаведениях учатся 1,5 миллиона человек.
Общее число туристов,посетивших Санкт-Петербург в 2007 году, составило более 5 миллионов человек. Поданным пилотного статистического исследования 2007 года, половина посетителейСанкт-Петербурга приезжает с целью туризма (отдыха). Основные расходыроссийских посетителей и иностранных гостей приходятся на приобретение товаров(23% и 25% соответственно).
Характеристикапокупателей по их отношению к новым товарам:
1) Суперноваторы (2,5%) – люди, склонныек риску и эксперименту. Обладают высоким социальным статусом, живут в городе,имеют достаточно высокий доход;
2) Новаторы (13,5%) – менее склонны криску, чуть осторожнее в поступках, чем первая группа.
3) Обыкновенные покупатели (34%) – неимеют ярко выраженной страсти к лидерству, основательны, стараются меньшерисковать.
Эти три группы занимаютоколо 50% потенциальной емкости рынка и могут обеспечить до 92% объема продажинового товара фирмы.
Продвижение продукции[1]
Главная роль продвижения– стимулирование спроса покупателей и улучшение общего имиджа компании.Существуют следующие способы продвижения продукции и общения с клиентами:реклама, стимулирование сбыта, «паблисити».
Реклама как средствопродвижения товара и услуг выполняет функции продвижения продукции и созданияположительного образа компании для потребителей. Существует большое количествоканалов рекламы, которые достаточно хорошо известны.
При «раскрутке» магазина«Footnote» будут использоваться следующие видырекламы:
1. Плакаты впроходимых местах (рекламные щиты, остановки и т.д.);
2. Листовки наулицах, дублированные на английском языке.
3. Буклеты вторговых центрах;
4. Брошюры в ночныхклубах;
5. Купоны скидок.Выпускаются небольшим тиражом (50-100 экземпляров). Купоны оставляются впроходимых местах (вагоны метро, лавки, кафе и др.) с указанием названия иадреса магазина, а также размером скидки (5 или 10%). В купоне не указываетсясуть услуги.
Реклама посредствомлистовок и купонов скидок будет производиться в середине каждого сезона.
Стимулирование сбытавключает стимулирование потребителей и стимулирование торговли. Будутиспользованы следующие формы стимулирования сбыта:
1. Скидки при сменесезонов. «Лето-зима» – до 20%, «Зима-лето» – 30%. Различие в размере скидоксвязано с большей стоимостью зимней одежды.
2. Скидки в пиксезона (неделя скидок). Летом – 5%, Зимой – 10%.
3. Накопительныескидки.
«Паблисити», имеющеецелью формирование общественного мнения, предлагает ряд способов: краткиеновости о компании, а также ее деятельности; статьи, представляющие болееподробную информацию о компании.
Огромное значение будетуделяться раскрутке магазина в Интернете:
1. Официальный сайткомпании (www.footnote.ru – доменне занят). На сайте будет представлено описание компании, последние новости,дизайн продукции. В дальнейшем планируется наладить продажу товаров on-line.
2. Живой журнал,ведение «блога» (www.cnocka.livejournal.com – доменне занят). В ЖЖ будут публиковаться фотографии последних новинок, информация опроведении акций, новости компании. Важнейшей особенностью «блога» являетсявозможность комментировать публикации и вести дискуссии.
Разработанная стратегиярекламной кампании должна позволить магазину выйти на запланированные объемыобслуживания клиентов в короткие сроки. Задача рекламной кампании будетсостоять в том, чтобы оповестить потенциальных клиентов о том, что открылсяновый магазин одежды, который готов предоставить качественные услуги. Дляпривлечения дополнительных клиентов желательно сразу осуществить ряд рекламныхмероприятий (провести презентацию, дать рекламу в СМИ, предоставитьзначительные скидки первым клиентам и т.д.). Для того чтобы рекламная кампанияпроходила более эффективно, необходимо проводить анкетирование клиентов,пришедших по рекламе.
Ценообразование
Правильное определениецены товара самым прямым образом влияет на успешность бизнеса компании и,наряду с другими компонентами маркетинга, является чрезвычайно ответственнымэтапом маркетинговой программы. Определение цены обуславливает объем денежныхдоходов и является главным элементом для расчета точки безубыточности бизнеса,рентабельности, финансового плана проекта и планирования сбыта.[9] Ценовая«база» «Footnote» выбрана:
1. С учетом издержек производства
2. На основе платежеспособного спросапотребителей.
Расчет себестоимости:
При термопереносеиспользуется специальная бумага (TTC, OBM). Так как количество темной исветлой одежды примерно одинаково, рассчитаем среднюю стоимость одного листатермотрансферной бумаги.
Себестоимость одноголиста при термопереносе:
/>р.
Себестоимость печатиодного листа на лазерном принтере:
/>р.
Себестоимость однойфутболки: 150 + 16,95 + 12 = 178,95 р.
Себестоимость однойтолстовки: 400 + 16,95 + 12 = 428,95 р.
Будущее увеличениесебестоимости не должно влиять на выбранную ценовую политику в целях сохраненияимиджа предприятия.
Расчет цены:Футболка Себестоимость ≈ 180 р. Наценка 320 р. Цена 500 р. Толстовка Себестоимость ≈ 430 р. Наценка 570 р. Цена с НДС 1000 р.
Сумма конечной стоимостивыбрана круглой, в соответствии с ценами на аналогичные товары у конкурентов, атакже исходя из соображений простоты… Удержанию цены способствует увеличениеизвестности магазина, что пропорционально объему продаж.
Так как планируетсявыпуск эксклюзивной одежды, на каждом товаре будет указана дата изготовления.При обновлении коллекции, цена на новую модель будет увеличена на 100 рублей, ацена на самую устаревшую вещь будет соответственно занижена на эту же сумму.Что позволит быстро избавляться от залежавшегося товара. Организационный план
В качестве правовогостатуса выбрано общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом10000 рублей.
Информация необходимаядля регистрации ООО:
1. Названия предприятия –«Footnote».
2. Адрес места нахожденияпредприятия – Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, улицаВосстания, дом 5.
3. Режим налогообложения– упрощённая система налогообложения.
4. Сумма уставногокапитала – 10000 руб.
5. Вид деятельности – производствои реализация молодежной одежды.
Персонал магазина «Footnote» будет включать внештатногобухгалтера и двух продавцов.Должность Количество человек Зарплата, р./мес. Бухгалтер 1 10000 Продавец 2 15000
Обязанности продавцов:обслуживание покупателей, выкладка товара, осуществление термопереноса,администрирование сайта компании и ведение блога. Требования: уверенныйпользователь ПК, знание PhotoShop, Corel Draw, html-верстки.
Планируемый график работымагазина с 11.00 до 20.00. График работы продавцов – 2 через 2 с 10.00 до20.00. С 10.00 до 11.00 — время для осуществления термопереноса и выкладкитовара.
Все продавцыобеспечиваются рабочей формой, и скидкой 40% на продукцию магазина «Footnote»Производственныйплан
1. Состав основного ивспомогательного оборудованияНаименование Характеристика Кол-во Цена, р. Ноутбук DELL INSPIRON 1525 (Pentium Dual-Core 600Mhz/15.4″/2048Mb/160.0Gb/DVD RW) 1 20380 Принтер HP Color LaserJet 2600n 1 8600 Термотрансферный пресс
Insta HTP 221. Размер рабочей поверхности 381*508мм,
мощность 2200Ватт, габариты 1191*943*646, вес 63,7 кг. 1 54500 Манекен Торс мужской, торс женский, хром, Италия 2 4900 Стойка для одежды Напольная, хром, на 32 вешалки 2 5600 Вешалки Дерево 60 1000 Напольное зеркало 1 2500 Стол 1 2000 Стул 2 400 Стелаж 1 10000 Диван 1 4000 Прилавок 1 5000 Вывеска 1 5000 Светильник Напольный 3 4600 Аудиосистема Creative, 2.0 1 4000 Огнетушитель 1 1000 Кассовый аппарат 1 15000 Фотоаппарат 1 6000
Итого 20 154480
1. Производственныйпроцесс изготовления футболки состоит из следующих действий
1) редактирование иподготовка изображения для печати;
2) печать изображения налазерном принтере;
3) перенос изображения наткань.
2. Помещение
Планируется арендоватьпомещение площадью 22 кв.м. по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Восстания, дом 5.Имеется отдельный вход. Рядом Невский проспект, Московский вокзал, станцияметро «Площадь Восстания».
Стоимость одногоарендуемого метра: 1000 р.
Итого: 22∙1000 =22000 р./мес.
3. Сырье
Закупка сырья будетпроизводиться у двух поставщиков.
1. «ОфиснаяПолиграфия». Закупка термотрансферной бумаги, рассчитанной для работы слазерными принтерами.Наименование Характеристика Кол-во, листов Цена, р. TTC 3.1 A4 Для переноса на светлую ткань 100 1250 OBM 5.5 A4 Для переноса на темную ткань 50 1340
2. «New Wave». Закупка футболок, толстовок и др.Модель Характеристика Кол-во, шт. Цена, р./шт. Ladies Ice-T Футб.,100% хлопок, жен. 100-199 147 Nome Футб.,100% хлопок, муж. 100-199 155 Elmore Толст, 80% хлопок, 20% полиэстр, жен. 50-99 390 Hood Толст, 80% хлопок, 20% полиэстр, муж. 50-99 413
При приобретении футболокот 500 экземпляров предоставляется скидка 30%. Такое же условие действует припокупке 250 и более тостовок.
Предоставлена возможностьвыбора любого цвета товаров. Фирмой производителем предоставляются сертификатыгигиены и качества.
4. Издержки
Расчет первоначальныхвложений:Наименование Сумма, рублей Закупка основного оборудования 154480 Первичная закупка сырья (бумага для термопереноса) 16790 Ремонт помещения 40000 Регистрация предприятия 7000 Уставной капитал, регистрируемого ООО 10000 Затраты на рекламу 20000 Установка оборудования 3000
Итого 251270
Амортизационныеотчисления
Амортизация вычислительнойтехники, термопресса, лазерного принтера рассчитывается исходя из того, что этооборудование является высокотехнологичным и ему свойственно быстрое моральноестарение.Наименование Срок службы, лет Стоимость, р. Ежегодные амортизационные отчисления, р. Термопресс 5 54500 10900 Ноутбук 3 20380 793 Аудиосистема 5 4000 800 Лазерный принтер 3 8600 2866 Итого 15359
Расчет постоянныхиздержек:Наименование Сумма рублей в месяц Сумма рублей в год Зарплата продавцам (2) 30000 360000 Зарплата бухгалтеру 10000 120000 Аренда помещения 22000 264000 Обслуживание кассового аппарата 400 4800 Коммунальные услуги 600 7200 Интернет 500 6000 Непредвиденные расходы 500 6000 Реклама 2000 24000 Итого 66000 792000
Переменные издержки:
1. Закупка бумаги для термопереноса;
2. Закупка футболок – 500 штук по 52500 р.и толстовок – 250 штук по 70000 р. (с учетом скидки в 30%)
Закупка сырьяпроизводится по мере необходимости. Деньги на закупку сырья в первый месяцвходят в первоначальные вложения.Финансовыйплан
1. План продаж на 2009-2010 год.Операция 2009 г. 2010 г. Прогноз продаж футболок 1900 шт. 2300 шт. Закупка новых футболок 1300 шт. 2300 шт. Прогноз продаж толстовок 540 шт. 650 шт. Закупка новых толстовок 300 шт. 650 шт. Закупка термотрансферной бумаги 1500 шт. 3000 шт. Выручка 1485000 руб. 1800000 руб. Переменные издержки 265185 руб. 473870 руб. Постоянные издержки 792000 руб. 792000 руб. Прибыль 427815 руб. 518770 руб.
Прогноз продаж одеждырассчитан с учетом смены сезонов. Увеличение продаж обусловлено ростомизвестности магазина, а также улучшением качества услуг.
Прибыль от реализациипродукции указана без вычета налогов и амортизационных отчислений.
Счет прибылей и убытковна 2009 г.Доходы и расходы За месяц, руб. За год, руб. Выручка 123750 1485000 Постоянные затраты 66000 792000 Переменные затраты 22100 265185 Валовая прибыль 34370 412440 УСН(6%) 2062 24746 Чистая прибыль 31028 387696
2. Расчет эффективности проекта
Финансирование проектапланируется осуществлять из собственных средств. Размер собственных средствсоставит 241210 рублей.
Определение срокаокупаемости проекта (PBP):
/> =/>251210/(32308+ 1280) ≈ 7,8
Таким образом, срококупаемости проекта составляет 8 месяцев.
Определение порогарентабельности(IRR):
Постоянныеиздержки/(Валовая маржа/Выручка)
Валовая маржа = Выручка — переменные издержки
Валовая маржа = 123750 — 22100 = 101650 руб.
Порог рентабельности =67280/(101650/123750) = 81907 руб./мес.
Порог рентабельности вгод составляет: 81907×12 = 983640 руб.
Определение чистойтекущей стоимости проекта (NPV)
/>
CF0 = -251210, CF1 = 427815 рублей, CF2 = 518770 рублей
r = Безрисковая ставка (10,5%) +Премия за риск (10%) = 20,5%
/>
Так как NPV>0, то бизнес-модель обеспечиваетдоходность более 20,5%
Определение индексадоходности(PI):
PI = NPV/Вложения
PI = 461096/251210 = 1,8
Индекс доходности > 1,следовательно, проект принесет доход.
Заключение
Создание магазина –сложный и кропотливый труд, в котором необходимо учитывать все мелочи длядостижения поставленной цели – получения прибыли.
В данной работепроизведена попытка создания магазина одежды, который был бы прибыльным иконкурентоспособным. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможноподробно рассмотреть в одной работе все стороны этого вопроса, многие факторынельзя теоретически учесть – они проявляются и корректируются в процессе работымагазина.
Рассмотрены такиепроблемы как: выбор месторасположения магазина, оценка конкурентныхвозможностей магазина, принципы отбора сотрудников, расчет финансовогорезультата и многие другие.
В процессе проведенногоанализа эффективности проекта было рассчитано следующее:
1. Выручка за первый год– 1485000 рублей.
2. Срок окупаемостипроекта (PBP) 8 месяцев.
3. Порог рентабельности (IRR) – 983640 рублей.
4. Чистая текущаястоимость (NPV) – 461096 рублей.
5. Индекс доходности (PI) – 1,8.
Показатели эффективностипроекта свидетельствуют о том, что бизнес-идея при ее практическом применениибудет выгодна.
Проанализированнаядоходность показала, что магазин «Footnote» оправдает первоначальные затраты и будет даватьположительную прибыль.
Составленный прогноз объемапродаж свидетельствует о том, что выручка от реализации будет расти,соответственно, чистая прибыль увеличится.
Литература
1. Циферблат Л.Ф.Бизнес-план для инвестора. Реальный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Горохов В.Н.,Малеев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. –М., 2002.
3. Бизнес план /Методические материалы. / Под ред. Маниловского Р.Г. – М.: Финансы истатистика, 2001
4. Ковелло Д.А.,Хейзелгрен Б. Дж. Бизнес-планы: Полное справочное руководство. – М.: ЗАО«Издательство Бином», 2004.
5. Крейнина М.Н.Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «Дис», 2004 г.
6. Викентьев И.Л.Приемы рекламы и public relations. Ч.1. – Спб.: Бизнес-пресса, 2003.
7. Алексеев С. Обзоррынка: Молодежная одежда. Marketing Analytic. – www.4p.ru/main/research/14849.html
8. Дымшиц М.Н.Манипулирование покупателем. М.: Омега-Л, 2004.
9. Гуляев В.Г. Организациябизнеса. — М.: Нолидж, 2006.
10. Карлсон Д.Типичные ошибки малого бизнеса. – Спб. – Питер, 2005.
11. Гулькин П. Какподготовить бизнес-план? Точка зрения инвестора. – рынок ценных бумаг. – №7. –1999.
12. Финансовыйменеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Столповой Е.С. – М.:Перспектива, 2004.
13. Составлениебизнес-плана / Пособия Эрнст & Янг. – М.: Перспектива 2003.
14. Акуленок Д.Н.,Юбуров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы: Комментарии кметодике составления. Реальный пример. – М.: 2006
15. Васина А. Проектыснижения затрат: описание альтернатив и расчет экономического эффекта. – www.alt-invest.ru/library/invanalisis/
Приложение 1. Фирменный стиль магазина «Footnote».
Логотип:
/>
Дисконтная карта и купонна скидку:
/>