«Проблема насилия в семье»Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходит становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми. Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума, пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию. Жестокость и насилие в современном мире нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей (только зафиксированная часть); спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома; около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством. Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым. «Наказывать по-русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает», – писал Л. Толстой. К сожалению уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания. Возложение на себя чисто формальных функций – внешней заботы – часто приводит к внешнему, поверхностному воздействию на ребенка : «Поешь», «Убери в комнате», «Не задерживайся», «Погладь брюки» и т. д. А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие фильмы, книги, музыка привлекают его, а что не интересует? Вне внимания родителей часто остается внутренний мир ребенка, его отношение к людям, окружающему миру, самому себе. Нередко родители из лучших побуждений жестко контролируют и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной. Тотальный контроль вызывает естественный протест ребенка, особенно подростка, ведет к конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства. Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновению конфликтов, агрессии, насилия. Говорить своим детям ласковые слова, целовать и обнимать их, искренне, с интересом расспрашивать их о прошедшем дне никогда не поздно и никогда не рано. ^ К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся: Чувства – никчемность (бессилие), чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение) унижение; принятие жестокого обращения. Поведение – проигрывание ситуации (уединение), стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость (слабая школьная посещаемость). Физические показатели (испытали жестокое обращение (детьми пренебрегают); получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли, боли в животе; отставание в развитии). Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется жестокое обращение. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.^ Проявление страхов. Дети из семей, где практикуется жестокое обращение, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.^ Внешнее проявление поведения. Дом, в котором прибегают к жестокому обращению, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка жестокого обращения и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или агрессивным поступкам, неспособности выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой жестокого обращения в семье, дети приходят к выводу, что жестокое обращение есть способ, которым «взрослые» решают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.^ Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить жестокое обращение и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят в голову мысли, о том , что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.^ Проявление стремления защищать мать. Многие дети из семей, где практикуется жестокое обращение, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смеряются с этим. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.Разочарование. Жизнь в таких семьях очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. Многие матери, которые не хотят настраивать против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать с синяками и со следами побоев, а ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», – и он приходит к выводу: быть любимым – значит испытывать физическую боль.^ Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало времени на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникнуть чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к жестокому обращению, данный факт не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе, с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. ^ Разочарованные чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце, и т. д.^ Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия. Внешний вид ребенка: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь); царапины и рубцы, особенно на лице, на спине, необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов; укусы, ссадины, показывающие привычное воздействие какого-либо инструмента или руки; ожоги; ссадины; травмы скелета, перелом бедер, челюсти, перелом или травма позвоночника; травмы головы (отсутствие волос, кровоподтеки на кожи головы, гематомы на черепе в результате сильного удара, и т. д.); внутренние травмы и результаты ударов по животу (кровоизлияние кишечника, разрыв брюшной вены, перитонит).^ Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия: Состояние и физическое развитие ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик; энурез; печальный вид. Поведение ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющиеся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; неумение общаться; плохая успеваемость; низкая самооценка. Поведение взрослых: нежелание утешить ребенка; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянно чрезмерно критичное отношение к нему; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви; пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенное психическое состояние поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: утомленный, сонный вид, опухшие веки; санитарно-гигееническая запущенность; низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании; задержка роста или общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания; многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи; повторные случайные травмы или отравления; постоянный голод и (или) жажда; кража пищи; стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка. Национальный центр по проблеме жестокого обращения с ребенком выделяет следующие признаки насилия в семье: 1. Отказ от ребенка (дети, от которых отказались родители совсем или на продолжительное время). 2. Недостаток заботы (очень маленькие дети, оставленные без присмотра; дети, оставленные под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы защищать младших, дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени или когда они занимаются опасной деятельностью). 3. Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены (дети одеты не по погоде, постоянно болеют воспалением легких, часто получают обморожения и солнечные ожоги, что связано с отсутствием подходящей одежды, сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены, дети постоянно грязны). 4. Нехватка медицинской помощи (дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены). 5. Недостаток соответствующего образования (дети, которые постоянно пропускают занятия в школе). 6. Недостаток необходимого питания (дети, которых мало кормят или кормят недоброкачественной пищей; дети, которые постоянно жалуются на голод или ищут еду в мусорных баках; дети с сильным отставанием в развитии). 7. Нехватка необходимого крова (структурно небезопасное жилье или открытая электрическая проводка; слишком сильное или слишком плохое отопление; антисоциальные жилищные условия). 8. При определении отсутствия заботы обратите внимание на проявление бедности, а не отсутствия заботы; культурные различные ценности и ожидания; различные методы воспитания детей. Любите детей и относитесь к ним с пониманием!
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…