Калининградский государственный Технический университет Экономический факультет Кафедра Экономики и предпринимательства Рекомендована Защищена с оценкой к защите дата подпись оценка, дата, подпись Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория На тему Бюджетный дефицит и инфляционный налог. Работу выполнил
Студент Группы 05-МО-1 Чесноков Д.Ю. Работу проверил Калининград 2006 Содержание Введение. Глава 1. Понятие бюджетного дефицита. 1.1 Бюджет и бюджетный дефицит. 1.2 Виды и управление бюджетного дефицита 1.3 Три концепции бюджетной политики. Глава 2. Инфляция и инфляционный налог. 1. Инфляция причины, сущность, виды 2. Инфляционный налог 2.3.
Методы борьбы с инфляцией Глава 3.Анализ динамики бюджетного дефицита и инфляции в России. 1. Состояние бюджета в период 1990-1995 гг. 2. Бюджетная политика с 1995-2000гг. 3. Динамика Инфляции в России Глава 4. Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и возможности его использования на практике в РФ. 1.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах.
2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России и возможности использования зарубежного опыта. Заключение. Список используемой литературы. Введение По своей экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально
– культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономики и социального развития. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости
общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей. Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном.
Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством
денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово –
экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета, который в отдельные годы достигал 200 млрд. долларов в год, что составляло 15 –
20 всех расходов или 3 – 6 валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. Обслуживание государственного долга имеется в виду оплата процентов заимодателям является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств
и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.
Как ни печально, идеального решения трилеммы поступления – расходы – дефицит не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – это перманентный диалектический политико-экономический процесс. Все эт о делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита.
Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета с помощью рассмотрения инфляции и инфляционного налога позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования. Инфляционный налог – это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц.
Инфляционный налог это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда . К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д. не позволяют покрыть стремительно растущие государственные
расходы. Проблема погашения Бюджетного дефицита с помощью Инфляционного налога является на сегодняшний день актуальной для российской экономики и экономики в целом. 1.Понятие инфляционного налога и бюджетного дефицита. 1.1 Бюджет и бюджетный дефицит. По определению профессора Радионовой В.М. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного бюджетного
фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности, как ранее упомяналось, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода частично и национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны
и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный бюджет приложение 1,
схема 1 , наряду с которым существуют областные и местные бюджеты штатов, округов, городов и т.д. приложение 1 , схема2 Полностью сбалансированный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Кейнс в целях увеличения экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств
– войн, стихийных бедствий, катаклизмов когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Cуществует наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических
мер, но и соответствующих политических решений. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется балансом дохода . В реальной действительности расходная часть, как правило,
превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск пустых денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики.
Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной легальной лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие
в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в тени . Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 . Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов
государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над
доходами допускает с целью латания финансовых дыр , субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.
Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится
следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает здоровья экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. 1.2 Виды бюджетного дефицита. При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства
и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита структурный и циклический. Структурный дефицит – здесь подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложении. Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным. Во время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный
дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита. Так как выплаты процентов по государственному долгу являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существует еще один вид бюджетного дефицита первичный. Это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному
долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета. 1.2Управление бюджетным дефицитом. Отрицательные последствия финансовые, экономические, социальные огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом.
При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела нулевого или иного и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов и доходов. При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим 1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо лечения экономики ее болезнь переходит
в скрытые формы, бороться с которыми государству гораздо труднее. 2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.
3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого в 2-3 от выпуска валового продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его сокращению. 4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита как внутреннего, так и внешнего .
Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке бумаг. 5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие
бы прогрессивные меры не применялись при этом. Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса. В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует
включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся 1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. 2. Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание административно-управленческого аппарата
министерств, ведомств, Администрации Президента Российской Федерации . 3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства. 4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране.
Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. 5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. 6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта.
7. Нужно добиться уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства. 8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена
необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов. 9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику. 1.3 Три концепции бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
До Великой депрессии 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.
Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.
Основной вывод ясен ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие
и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета.
В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы
в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов.
В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными
дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является – во-первых, и, прежде всего – инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит
и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для богатых в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине 90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Что касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось альфой и омегой нашего экономического развития. 2. Инфляция и инфляционный налог. 2.1. Инфляция причины, сущность, виды. Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин инфляция от лат. inflatio означает вздутие , т.е. переполнение каналов
обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары. Перечислим теперь важнейшие причины инфляционного роста цен 1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.
Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен. 2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемое подобным образом. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области.
Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги. 3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением
структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении гонки цен , а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита сокращении производства и предложения товаров
. Не желая испортить свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения. 4. Рост открытости экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность импортируемой инфляции. Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую
нефть и далее, по технологической цепочке – на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены. 5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране – это, так называемые, инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.
Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. 2.2.
Инфляционный налог Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную
сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога – инфляционным налогом, ставка которого равна темпам инфляции. Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогооблажения являются реальные денежные запасы, либо денежная база. Рассчитать инфляционный налог можно по формуле IT
M P , или IT C – i D 1 где IT – инфляционный налог – темпы инфляции M P – реальные денежные запасы C – объем наличности D – объем депозитов i – номинальная ставка процента Доход государства от создающей инфляцию эмиссии и доход от инфляционного налога в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии совпадают при умеренных темпах инфляции,
когда объем желаемых запасов остается неизменным. Существует временной лаг между начислением и уплатой налога. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фиксальную систему называется эффектом Танзи-Оливера, который наблюдался в 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке. Инфляционный налог способствует расслоению общества и делает бедных еще беднее, а
богатых – еще богаче. 2.3. Методы борьбы с инфляцией Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. Косвенные методы включают 1. регулирование общей массы денег через управление печатным станком .
2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. 3. обязательные денежные резервы коммерческих банков. 4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной рыночности . Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует,
а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как 1. прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. 2. государственное регулирование цен. 3. государственное регулирование пределов заработной платы. 4. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
5.государственное регулирование валютного курса. Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. 3.Анализ динамики бюджетного дефицита и инфляции в России . 3.1 Состояние бюджета в период 1990-1995 гг. Деятельность В.Павлова В. Павлов приступил к обязанностям премьер-министра в декабре 1990. Осуществление стабилизационного пакета В. Павлова имело ограниченные и краткосрочные макроэкономические
последствия. Стабилизационная политика В. Павлова носила откровенно антигуманный характер и, как следствие, не нашла поддержки общества. Денежная реформа нанесла серьезный удар по доверию к рублю, а также к союзному правительству и непосредственно к премьеру, да плюс еще окончательная победа руководства Российской федерации в борьбе за российские предприятия означала конец стабилизационных усилий союзного правительства. Недостаток финансовых ресурсов союзного бюджета можно было исполнить только с помощью
кредитной эмиссии. Конкуренция двух властей привела к тому, что совокупный дефицит российского бюджета и части союзного бюджета, приходившегося на территорию России, в 1991 году составил примерно 31,9 Финансовая стабилизация в России. Прогресс- Академия . Москва 1995 год. Стр. 74 российского ВВП. Дефицит был профинансирован за счет кредитов Госбанка
СССР и Центрального банка России. Деятельность Е. Гайдара. Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось правительство Е. Гайдара. Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами
Центробанка, составил 6,9 ВВП в апреле и 3,3 ВВП в мае. Кроме того, в апреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3 ВВП. С февраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны. Кредиты достигли уровня 8,4 от ВВП. Административный лимит кредитования коммерческих банков был перекрыт, установленный на первый квартал был перекрыт в начале февраля.
Но, все же говоря о правительстве Егора Тимуровича Гайдара можно отметить, что этой команде, невзирая ни на что, удалось восстановить макроэкономическую сбалансированность и, соответственно, управляемость экономикой. Только после этого появилась возможность проведения какой, бы то ни было осмысленной политики. Однако с июня под давлением со стороны консервативного парламента и региональных и отраслевых лобби
началось отступление по всем направлениям бюджетной и кредитно-денежной политики. Одним из важнейших поводов для этого послужил взрывной рост неплатежей между предприятиями в первой половине 1992 года. Кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитами Центробанка, возрос до 14-15 в июне-июле и 24 ВВП в августе. Кроме того, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14
ВВП. В. Геращенко, сменивший в середине июля Г. Матюхина на посту председателя Центрального банка, провел взаимозачет взаимной задолженности предприятий, сопровождавшийся массированным кредитование коммерческих банков, достигшим 15 ВВП в июле и 31 ВВП в августе. Кроме того, продолжалось кредитование государств рублевой зоны на уровне 5,5 ВВП. Совокупный прирост активов Центробанка вырос до 40
ВВП в июне, 49 в июле, 56 в августе. В целом дефицит расширенного бюджета за три летних месяца составил 28,8 ВВП, а совокупный прирост активов Центробанка – 48,9 ВВП. Вообще, мы можем смело говорить о том, что огромные кредиты, выданные руководством Центрального банка коммерческим банкам и государствам рублевой зоны летом и осенью 1992 года, не имели под собой какого-либо разумного экономического обоснования.
Для правительства крах политики стабилизации стал очевидным в конце августа. Тогда была предпринята еще одна попытка стабилизации, оказавшаяся последней в 1992 году. В результате ужесточения бюджетной политики в сентябре – ноябре федеральный бюджет сводился с профицитом, а кредиты центробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однако возвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно – ее результаты на снижении
инфляционной динамики сказались лишь через несколько месяцев – после того, как Е. Гайдар на VII съезде народных депутатов России в декабре 1992 года был вынужден подать в отставку. Деятельность Б. Федорова. Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и замена его В. Черномырдиным вылилась в своего рода праздник безответственности денежных властей. Началась самая массированная кредитная экспансия в истории
России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные кредиты экономике в размере 33 ВВП. Кроме того, коммерческие банки получили прямые кредиты на 28 ВВП, а государства рублевой зоны – в размере 14 ВВП.
Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на сумму более 10 ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в декабре составил 93,8 ВВП. В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Прощальным аккордом ушедшего в марте 1993 года с поста министра финансов В. Барчука стал всплеск расходов федерального бюджета до 63
ВВП, который увеличил бюджетный дефицит до 19 ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка. В конечном итоге лишь, после того как в конце марта 1993 года Б. Федоров занял пост министра финансов, у него появилась практическая возможность приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетной стабилизации.
В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, были следующие 1. Консолидация в бюджете всех внешнеэкономических операций государства и кредитов предприятиям. Последний бюджетный кредит в размере 200 млрд. руб. 2.4 ВВП был выдан Центральным банком в апреле 1993 года. 2. Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное, прежде всего с отменой субсидирования кредитов,
централизованного импорта и импортных дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993 года, кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 ВВП, а в последнем квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 ВВП. 3. сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита. 4. Начало финансирования бюджета с помощью выпуска государственных ценных бумаг трехмесячных
ГКО с мая 1993 года. 5. Во втором периоде Федоровского этапа удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,7 ВВП по сравнению с 7,6 ВВП в первом, расширенный дефицит бюджета – до 8,2 ВВП по сравнению с 11,1 ВВП. Деятельность В. Черномырдина. Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительство В. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику.
Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 ВВП. Общий прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды – в мае, июле и августе составлял двузначную величину. И хотя, в конечном счете, правительственная политика оказалась не столь разнузданной, как это было в конце 1992 – начале 1993 годов, и как ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось
весьма существенным. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 ВВП. Несмотря не на что, на финансирование бюджета использовались иностранные кредиты – второй транш кредита на системные преобразования КСП в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994 года давший 0,9 ВВП , а также возросшие поступления от продажи ГКО 1,0 ВВП по сравнению с 0,2 ВВП в последнем квартале 1993 года кредиты
Центробанка Министерству финансов также возросли – с 6,5 до 9,1 ВВП и остались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именно эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось важнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов Центрального Банка с 12,2 до 13,8 ВВП Деятельность А.Чубайса. После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995 год
с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей около 5,5 ВВП прошел три слушания в парламенте и был окончательно утвержден Государственной Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта 1995 года. В законе о бюджете было закреплено положение о неинфляционном финансировании его дефицита. Вообще, бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-декабря 1994 года оказалась более сдержанной,
чем в предыдущие семь месяцев. Кассовый дефицит бюджета снизился с 11,3 до 10,3 ВВП, но оставался выше уровня, достигнутого в четвертом квартале 1993 года 6,7 ВВП . В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 ВВП, причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 ВВП. Оставшиеся 2,3
ВВП были профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных казначейских обязательств КО – 1,8 ВВП и за счет ГКО – 0,5 ВВП. Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим
исполнением на 5-6 ВВП. В бюджете на 1995 г напротив, заложена некоторая недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около 1 ВВП, а по расходам – от 1-2 ВВП. В краткосрочной перспективе наиболее важны отнюдь не величины федеральных доходов или расходов, а разница между ними и способы ее финансирования. Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13
ВВП, а объем расходов – от 18 до 19,5 ВВП. Таким образом, бюджетный дефицит составил от 5 до 6,5 ВВП. При оценке ВВП в 1450 трлн руб. размер бюджетного дефицита составил от 73 до 95 трлн руб. Итак, в 1996 год, год выборов страна вступила с впечатляющим дефицитом. 2.2 Бюджетная политика после 1995 г. В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5
ВВП в 1995 году до 3 в 1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17 от ВВП, а в 97 – почти 4.6 с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на уровне 50-60 Эксперт от 11 марта 1996 стр. 23. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного бюджета уменьшились с 30.9
ВВП в 1994 году до 22.7 ВВП в 1997. В то же время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно составляло 16 ВВП, то в 1995 уже 26,5 ВВП. Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями. Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с 14 от ВВП в 1992 году до почти 1.6 ВВП в 1997 году.
В первую очередь это дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения субсидирования этой отрасли например, в четвертом квартале 1996 года расходы по этой статье увеличились до 134 Эксперт от 11 марта 1996 стр. 11. Если исходить из целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит консолидированного бюджета следовало бы сократить почти
на 0,5 от ВВП. На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии например, в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что составило 27 общих расходов территориальных бюджетов . Например, в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет снижения расходов на государственное управление Эксперт от 11 марта 1996 стр. 11 до 87 ,науки до 68 , госинвестиций до 72 , пополнения госзапасов
и резервов с 143 до 107 . Особенно хотелось бы отметить скачек государственных расходов, вызванный предвыборной кампанией. В 1996 году постоянно увеличивались расходы и исполняемость по социальной сфера, а практически все остальные статьи даже защищенные безбожно сокращались. При формировании бюджета на 1997 год существенно были урезаны расходы на науку, культуру, некоторые социальные программы Деловой партнер 12 1996. Инфра-
М стр. 4. При рассмотрении бюджета 1997 года параллельно рассматривались следующие источники бюджетного развития России до 2000 года и статьи их распределения Деловой партнер 12 1996. Инфра-М стр. 6 Насколько сей проект окажется реальностью покажет время, а пока правительство продолжает работать над проектом федерального закона О бюджете на 1998 год . Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являлись 1.Повышение уровня поступления
доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации 2.Внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации в условиях сокращения дефицита федерального бюджета. Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу первичный дефицит . Реализация Программы позволяет 1. Оптимизировать объем государственных заимствований и,соответственно, ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга
Российской Федерации до 4 процентов валового внутреннего продукта в 2000 году против 5 процентов валового внутреннего продукта в 1997 году 2. Сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить уже в 1998 году снижение доходности по государственным ценным бумагам до 13-15 процентов, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. В среднесрочной перспективе номинальные процентные ставки составят в 1999 году 12-13
процентов, в 2000 году – 10-11 процентов 3. Обеспечить достижение реального роста валового внутреннего продукта к 2000 году в размере 5 процентов за счет стимулирования инвестирования финансовых ресурсов в реальный сектор экономики 4. Сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов международных финансовых организаций Международного валютного фонда и
Международного банка реконструкции и развития . Программа позволяет определять на среднесрочную перспективу параметры внутренних и внешних государственных заимствований и расходы по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. 3.3 Динамика Инфляции в России Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора технологическая отсталость и монополизм.
Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины. Немонетарные причины 1Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы. 2Чрезмерное развитие ВПК Военно-промышленного комплекса . 3Малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости. 4Распад хозяйственных связей в результате развала
СССР. 5Спад объема внутреннего валового продукта ВВП . 6Инфляционные ожидания населения. Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России. Монетарная природа российской инфляции 1. Дефицит госбюджета. 2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение
платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары. Сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции. 3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения. 4. Особенность российской инфляции – временной лаг междупроведением кредитной эмиссии и увеличением
объемо денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен – с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости финансово системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики.В 1992г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течении трех месяцев.
Уже в 1995г. возникла развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных этажах финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился. Антиинфляционная политика в России проходила в следующих направлениях 1. Сокращение инфляции спроса 1.
Погашение инфляционных ожиданий населения, повышение доверия к рублю. Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась 45 – инфляционными ожиданиями 25 – повышением цен на топливо 20 – увеличением совокупной денежной массы 7 – удорожанием с х продукции 3 – прочие факторы. 2. Меры по стабилизации валютного курса т.н. валютный коридор . При этом под Валютным коридором понимается способ принудительного ограничения курса доллара с целью
преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте.Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами
ЦБ РФ переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг . Компенсация расширения денежной массы в обращении за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России. Введение правительством прямых ограничений на удорожание продукции. Сдерживание роста зарплаты. 2. Снижение инфляции издержек Повышение производительности труда. В первом полугодии 1996 года темпы роста цен на сырье были ниже
темпов роста цен на готовую продукцию. Это обусловило снижение темпов роста себестоимости промышленной продукции, а значит инфляции издержек. Несмотря на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции существенно снизился – с январского 1992 г. пика в 245 до 8 в мае 1995 г. В основе этого успеха лежат действия российских реформаторов по последовательному уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией
ЦБ. Были сокращены кредиты правительству и коммерческим банкам. Самым крупным источником инфляции является дефицит федерального бюджета. Решающим фактором провала всех попыток финансовой стабилизации 1992-95гг. явились политические причины отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику.
Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали полного сбалансирования бюджета. Первая крупная попытка проведения макроэкономической стабилизации в начале 1992 г. дала сильный толчок росту безработицы. Раньше доходы населения в 1992-95 гг. имели тенденцию к росту. Но в начале 1995 г. произошло резкое падение реальных доходов.
Продолжала усиливаться дифференциация доходов населения богатые богатели, а бедные слои общества все сильнее нищали. Однако не смотря на предпринятые меры не были устранены основные причины российской инфляции 1.Продолжающийся спад производства. За первое полугодие 1996 года объем выпуска продукции снизился на 6 по сравнению с первым полугодием 1995 года. 2.Рост неплатежей в бюджет. 3.Увеличение объема бартерных сделок. Взгляды на инфляцию профессора
В.Пугачева По мнению доктора экономических наук, профессора В.Пугачева, борьба с инфляцией в наших условиях не может сводиться к борьбе с дефицитом бюджета. Ни сокращение расходов бюджета, ни увеличение его доходов не способны решить проблему инфляции. Коренную меру по снижению инфляции он видит в изменении налоговой политики. Налогообложение производителей должно строиться так, чтобы не увеличивать их затраты на единицу продукции.
Налог на добавленную стоимость НДС , а также все налоги и начисления на заработную плату ННЗ следует отменить. Они лишь раскручивают инфляцию и увеличивают спад производства. Тогда главным налогом должен стать налог на прибыль НП , его надо увеличить до 50-60 . Ряду отраслей целесообразно было бы предоставить дотации сельскому хозяйству, пищевой, легкой промышленности и пр. Эти меры, по мнению профессора
В.Пугачева, сделают рентабельными основную массу предприятий. Тогда инфляция пойдет на убыль при росте производства. Доходная часть бюджета систематически падала, а расходы государства сокращались медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Правительство пыталось особенно на рубеже 1997-1998 гг. навести порядок в расходовании бюджетных средств
– в основном упорядочить отдельные расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема оказалась сложнее. С одной стороны, государству нужно было отказаться от значительной части своих обязательств. Обязательства российского государства идущие еще от советской эпохи и принятые позже Госдумой – индексация зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т.п. в рамках федерального
бюджета составили в 1998 г. около 25 ВВП, что было непосильно для российской экономики. Наличие таких обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства. За 1992-1998 гг. расходы бюджета по отношению к ВВП уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько возросли. С другой стороны, существовали серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов.
Сказывался сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определялось динамикой социальных расходов государства, а его расходы на поддержание высокого уровня образования населения отражались на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удавалось бы без предварительных радикальных реформ в
этих сферах. Что, в свою очередь требовало немалых бюджетных средств. Дефицит федерального бюджета России в продолжал нарастать и составил в 1999 г. предельный размер дефицита в сумме 101,4 млрд. руб или 17,7 расходов федерального бюджета, или 2,5 по отношению к ВВП. Государство стало жить в долг. В 1999 году на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от продажи драгоценных металлов. Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности
государственного финансирования, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Наличие ежегодного увеличения дефицита государственного бюджета является первым признаком кризиса финансовой системы России. IV. Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и возможности его использования на практике в Российской Федерации. 4.1.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах. Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями
бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария.
Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15-20 всех расходов или 3-6 валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. По опыту США, обслуживание Государственного долга имеется в виду оплата процентов заимодателям
является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической
политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы в первую очередь, снижение ставки банковского процента , пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики. Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 от уровня
доходов, или 50-70 от расходов, или 22-31 от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита. К началу 90-х годов бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял – 11,6 , во Франции составлял 9,6 , в Японии – 15,6 , Италии – 25,2 . Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных
капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15 всех накоплений капиталистического мира.
Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1 обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год. Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров
за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов.
В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. В качестве примера сбалансированного бюджета, можно привести бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база,
защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре структурный дефицит и в цикличности циклический дефицит , позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит
бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого скрытого дефицита . По оценкам зарубежных специалистов к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический
пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны. Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего
государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами
многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире. Решение проблемы дефицита бюджета или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя
и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. В США в 1991 г. был принят план сокращения и постепенного сведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но страна не отказывается от намеченной цели.
В 1995 г. принят закон О сбалансированном бюджете , сведение дефицита к нулю намечено на 2002г. Главным считается не увеличение доходов государства предполагается снижение налогов , а сокращение его расходов. Для этого проводятся детальная инвентаризация и анализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняются устаревшие программы-динозавры , которые не пересматривались десятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций, ответственных за выполнение одних и
тех же статей бюджета. Пересматривается не только бюджетный процесс в целом, но и функции президента, комиссий конгресса по разработке и контролю за исполнением бюджета. Подобная работа предстоит и российским законодательной и исполнительной властям. 4.2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России и возможности использования зарубежного опыта. Бюджет должен быть реальным – это первое условие нормального функционирования российской экономики.
У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП и, соответственно, доходов бюджета. Мнимые записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестировать урезать расходы по ходу выполнения бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюджетной сферой, падению финансовой, в том
числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитетов государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели служит питательной средой для коррупции. В свое время завышенную оценку бюджетных доходов при разработке и утверждении госбюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими и не до конца определенными темпами
инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но она быстро стала вполне осознанной, регулярной практикой парламента, не желающего брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. Наряду с фиктивным завышением будущих доходов бюджету навязываются дополнительные расходы. Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями, обычно вне бюджета и после его утверждения.
Поэтому реализовать такие законы просто невозможно. Так, в 1996 г. правительство подчинилось и начало выплату повышенных пенсий. Но, поскольку выделенные на это средства были ограничены бюджетом, на следующий месяц кому-то не хватило, начались задержки с выплатой. Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффективными, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсидируемыми услугами государства в области здравоохранения,
образования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюджета, однако важно не перегнуть палку. Попытки ликвидировать задолженность по зарплате в 1997-1998 гг. наглядно показали, что предназначенные для этого средства нередко до места назначения не доходили, работники зарплату не получали, но губернаторы
рапортовали об успехах, и никто не нес за это ответственность. Нецелевое использование бюджетных средств стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как правительство, областные или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что порядок такого контроля не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета
по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого не достаточно. Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент
РФ может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона О федеральном бюджете . Неоднократно высказывались предложения, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона
О бюджете направил деньги не туда, куда должен был направить по закону отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов . Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Необходимо помнить, что нецелевое использование средств также ведет к увеличению бюджетного дефицита,
поэтому расходы прежде всего должны быть адресными. Государство должно иметь мощную законодательную базу, защищающую национального производителя. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего производителя на внутреннем рынке и национального производителя от ретивых импортеров дает положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и соответственно налогооблагаемой прибыли доходной части бюджета .
Кроме того, нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит. Заключение В конечном итоге важно отметить следующее даже притом, что бюджетный дефицит не является катастрофичными явлениям, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям
не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета – главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только
определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за
счет госбюджета . В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма,
инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении . Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом
экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание
рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СХЕМА 1 Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет республиканский бюджет
РФ Консолидированные бюджеты субъектов РФ регионов Региональные Местные Консолидированные бюджеты СХЕМА 2 области Бюджеты городов областного Бюджеты Областной бюджет подчинения районов области Городские бюджеты Бюджеты городских районов Районные бюджеты Бюджеты городов районного Бюджеты сел, подчинения поселков и других населенных пунктов
Консолидируемый бюджет Российской Федерации в 1990 – 2000 г.г. в фактически действовавших ценах, млрд. руб. Показатели 1990 1992 1994 1995 1999 2000 Доходы всего 159,5 5327 172379 137006 473,6 797,2 Расходы всего 151,0 5969 234385 486111 575,0 855,0 Профицит дефицит – 8,5 -642 -64000 -49105 -101,4 -57,8
За 1999г. и 2000г. данные приводятся в деноминированных рублях. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бюджетный дефицит, инфляция и экономический рост в странах с переходной экономикой Табл.1. Страны 2000 г. 2001 г. 2002 г. Польша Дефицит бюджета в к ВВП -6,0 -2,8 -4,5 Темпы инфляции, 43,0 35,3 30,8 Темпы роста ВВП, 2,6 3,8 4,5 Чехия Дефицит бюджета в к ВВП 2,0 1,0 0,0
Темпы инфляции, 11,1 20,8 10,0 Темпы роста ВВП, -6,6 -0,3 1,5 Эстония Дефицит бюджета в к ВВП 1,5 0,6 0,0 Темпы инфляции, 1069,0 89,0 47,0 Темпы роста ВВП, -17,0 -2,6 6,0 Латвия Дефицит бюджета в к ВВП -3,0 -0,1 -2,2 Темпы инфляции, 951,0 109,0 36,0 Темпы роста ВВП, -33,8 11,7 -4,1
Болгария Дефицит бюджета в к ВВП -6,0 -10,9 -7,0 Темпы инфляции, 91,3 74,0 68,3 Темпы роста ВВП, -7,7 -4,2 -2,0 Россия Дефицит бюджета в к ВВП -19,7 -9,4 -10,3 Темпы инфляции, 1353,0 915,0 336,0 Темпы роста ВВП, -18,5 -12,0 -15,0 Список используемой литературы 1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова Москва, изд. ПЕРСПЕКТИВА 1998г. 2.Бюджетная система России Учебник под ред. Г. А. Поляка М. Юнити,1999 3.Денежное обращение, кредит, финансы Учебник под ред.С.В.Галицкой М. 4.Международные отношения 2002.
Internet resources. Texas A M University Site. 5. Internet resourсes. Office of Managment and Budget of USA. 6. Internet resourсes. Российская экономика Тенденции и перспективы .Институт 7.Экономики Переходного Периода Ленхайлушкин, Шимко. Экономика. М. Высшая школа 2001г. 8.Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета
в государственном секторе Р.Ф М. Финансы, 2004 г. 9.Финансы Учебник под ред. П.И. Вахрина, А.С.Нешитого М. 2003 г. 10.Финансы, денежное обращение и кредит Учебник под ред.Сенчагова М. Проспект,1999 11.Экономическая теория Учебник под ред. Камаева. М. Владос 2002 г.