Полномочия органов Федеральной службы безопасности в обеспечение режима защиты государственной тайны

План
Введение
Глава I.Общая характеристика режима защиты государственной тайны
1.1 Понятие режима защиты государственной тайны и егосодержание
1.2 Органы, защищающие государственную тайну и распределениеполномочий между ними
Глава II.Компетенция Федеральной службы безопасности в обеспечение режимагосударственной тайны
2.1. Задачи Федеральной службы безопасности в режимегосударственной тайны
2.2. Права Федеральной службы безопасности в режимегосударственной тайны
Заключение

Введение
Не секрет что наша страназанимает одно из ведущих мест в области военной промышленности, экономике ииных сферах развития. Исходя из этого можно сделать вывод, что для достижениятаких результатов страна обладает некоторыми секретными сведениями,обнородование приведет к потери данного престижа. Эти сведения и являютсягосударственной тайной.
Актуальность темы в том, что, защита интересов страныи важнейших сведений касающихся ее безопасности является главной задачейвласти. В виду сложившейся обстановки в мире, когда существует угроза состороны терроризма, действия разведывательных организаций других стран, утерясведений составляющих государственную тайну может привести не только к угрозебезопасности страны, но и поставит под удар жизнь граждан.
В основу исследованияположены такие методы,как общенаучный, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования полномочия федеральной службыбезопасности в сфере защиты режима государственной тайны.
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующиережим защиты Государственной тайны органами ФСБ.
Цель курсовой работы – комплексное структурно-логическоеисследование режима защиты Государственной тайны органами ФСБ.
Задачи курсовой рассмотреть полномочия федеральнойслужбы безопасности в обеспечении режима защиты государственной тайны.
Положения выносимые назащиту: 1.Датьхарактеристику режиму защиты государственной тайны.
2.Компенция органовФедеральной службы безопасности в обеспечение режима государственной тайны.

Глава 1Общая характеристика режима защиты Государственной тайны
 
1.1Понятие режима защиты Государственной тайны и его содержание
В начале необходимо датьответ на вопрос что же все-таки такое Государственная тайна. Государственная тайна – этозащищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической,экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации
Отнесение тех или иныхсведений к государственной тайне продиктовано необходимостью обеспечениябезопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение праваграждан, закрепленного в ст. 29 (ч.ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации отом, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет правосвободно искать, получать, передавать, производить и распространять информациюлюбым законным способом.1 При этом эта же статья содержитуказание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну,определяется федеральным законом. Понятие обеспечения безопасности государствавесьма широко. Имеется в виду обеспечение безопасности в военной сфере, в сференауки и техники, экономической безопасности, безопасности во внешнеполитическойи внешнеэкономической деятельности РФ, безопасности в разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Государство призванозащищать своих граждан, себя, свой конституционно-правовой строй от каких-либопосягательств как внешних, так и внутренних врагов. Одним из главных методовтакой государственной защиты является отнесение сведений из той или инойуказанной сферы к государственной тайне, их засекречиванием илирассекречиванием и их защитой. В связи с отнесением сведений из указанныхобластей к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и ихзащитой, возникают правовые отношения. Правоотношения — это отношения, которыепорождают взаимные права и обязанности участвующих в них сторон. Например, отнесениесведений к государственной тайне влечет обязанность должностных лиц,государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан, получивших к нимдоступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц. Главной иопределяющей целью законодательства о государственной тайне является задача — избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности естьсовокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересамличности, общества и государства.
При этом реальная ипотенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешнихисточников опасности, должна определять содержание деятельности по обеспечениювнутренней и внешней безопасности. Поэтому главным при решении вопроса оботнесении сведений к государственной тайне, принятии мер по их защите являетсяправильная оценка возможной угрозы объекта безопасности и принятие адекватныхмер. Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться какв устной, письменной, так и цифровой электронной форме. Эта информация подлежитгосударственной защите, представляющей собой систему норм, правил, ограничений,предписывающих различным лицам, имеющим допуск к государственной тайне, неразглашать и не передавать эту информацию лицам, не имеющим к ней допуск, подстрахом наказания за нарушение данных запретов. Государственная защита тайныобеспечивается государственными правоохранительными и военизированными органамиисполнительной власти (Министерством обороны, ФСБ, службой внешней разведки идр.), которые осуществляют контроль за ее соблюдением и уголовное преследованиелиц ее нарушивших. Надзор за соблюдением законодательства по защитегосударственной тайны указанными органами власти и их должностными лицамиосуществляет прокуратура РФ.
Перечень сведений составляющихгосударственную тайну составляют:
1) сведения в военнойобласти:
-о содержаниистратегических и оперативных планов, документов боевого управления поподготовке и проведению операций, стратегическому,
оперативному имобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Обобороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и обиспользовании мобилизационных ресурсов;
-о планах строительстваВооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, онаправлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатахвыполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
-о разработке,технологии, производстве, об объемах производства,
о хранении, об утилизацииядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов,используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методахзащиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также оядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
-о тактико-техническиххарактеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военнойтехники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видовракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
— о дислокации,назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов,об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель,недр и акваторий для их объектов;
-о дислокации,действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении,численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также овоенно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в областиэкономики, науки и техники:
-о содержании плановподготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военнымдействиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонтувооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасахстратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактическихразмерах и об использовании государственных материальных резервов;
— об использованииинфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности ибезопасности государства;
-о силах и средствахгражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенностиобъектов административного управления, о степени обеспечения безопасностинаселения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целяхобеспечения безопасности государства;
-об объемах, о планах(заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежноми натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой обороннойпродукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связяхпредприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанныхвооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
-о достижениях науки итехники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектныхработах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение,влияющих на безопасность государства;
— об объемах запасов,добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природныхалмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемыхРоссийской Федерации (по списку, определяемому Правительством РоссийскойФедерации);
3) сведения в областивнешней политики и экономики:
— о внешнеполитической,внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременноераспространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
-о финансовой политике вотношении иностранных государств (за
исключением обобщенныхпоказателей по внешней задолженности), а также о финансовой илиденежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых можетнанести ущерб безопасности государства
4) сведения в области разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
-о силах, средствах, обисточниках, о методах, планах и результатах
разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные офинансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленныесведения;
— о лицах, сотрудничающихили сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющих разведывательную,контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
-об организации, о силах,средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, атакже данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрываютперечисленные сведения;
-о системе президентской,правительственной, шифрованной, в том числе кодированной засекреченной связи, ошифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах исредствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, обинформационно-аналитических системах специального назначения;
-о методах и средствах защитысекретной информации;
-об организации и офактическом состоянии защиты государственной тайны;
-о защите государственнойграницы Российской Федерации, исключительной экономической зоны иконтинентального шельфа Российской Федерации;
-о расходах федеральногобюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства иправоохранительной деятельности в Российской Федерации;
-о подготовке кадров,раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасностигосударства.1
Отнесение сведений кгосударственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой,ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии снастоящим Законом.
Так, например, согласноп. 4 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне утвержденного УказомПрезидента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203) (с последующими изменениями идополнениями) вопросы отнесения к государственной тайне сведений раскрывающихсодержание документов по приведению войск в различные степени боевойготовности, о составе или состоянии систем управления войсками — МВД России,МЧС России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП.2
Необходимость отнесениясведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречиваниясведений должны обосновать органы государственной власти, предприятия,учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Еслиэти сведения подпадают под перечень сведений, подлежащих засекречиванию,действующем в данном органе, на данном предприятии, в данном учреждении иорганизации, то вопрос об их засекречивании решает руководитель данного органе,предприятия, учреждения, организации. При засекречивании этих сведений ихносителям присваивается соответствующий гриф секретности. Указанное должностноелицо должно обладать полномочиями по засекречиванию сведений.
При невозможностиидентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимисяв действующем перечне, должностные лица органов государственной власти,предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительноезасекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии спредполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адресдолжностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по егодополнению (изменению).
2. Органамигосударственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений,отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечнисведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения,полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, иустанавливается степень их секретности. Так, например, приказом Министраобороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, как об этом прямоуказано в его названии, утвержден Перечень сведений, подлежащих засекречиваниюисключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Переченьразработан Министерством обороны Российской Федерации в пределах егокомпетенции, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Огосударственной тайне», согласно которой Министерство обороны РоссийскойФедерации, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственнойтайне, вправе было разработать развернутый Перечень сведений, подлежащихзасекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Перечень непредусматривает правил поведения граждан, а, согласно статье 1, предназначендля определения степеней секретности конкретных сведений, составляющихгосударственную тайну, и обращен лишь к тем должностным лицам Министерстваобороны Российской Федерации, которые по роду своей деятельности к этомупричастны.1
В рамках целевых программпо разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники,опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиковуказанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений,подлежащих засекречиванию. Это необходимо, поскольку, такие сведения, могутраскрывать существо новейших достижений в области науки и техники, ииспользоваться в создании принципиально новых изделий, технологическихпроцессов в различных отраслях экономики, а также определять качественно новыйуровень возможностей вооружения и военной техники, повышения их боевой эффективности.Несомненно, разглашение этих сведений может нанести ущерб интересамгосударства.
Эти перечни утверждаютсясоответствующими руководителями органов государственной власти. Если онисодержат данные, разглашение которых может причинить ущерб государственныминтересам, то содержание таких перечней засекречивается.
Таким образом можноотметить что в понятие государственной тайны входит не только защита информациив области безопасности государства, но и совокупность мер, применяемых вполитической, экономической и других сферах деятельности, направленных надостижение данной защиты.

1.2 Органы, защищающие государственнуютайну и распределение полномочий между ними
 
Необходимо начать с того,что согласно закону «О государственной тайне» полномочия органовгосударственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений кгосударственной тайне и их защиты определены в соответствии с конституционнымрегулированием. Во-первых, полномочий законодательной, исполнительной исудебной властей, а во-вторых, распределением предметов ведения междуРоссийской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Так предусмотренныекомментируемой статьей полномочия Палаты Федерального Собрания:
— осуществлятьзаконодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
— рассматривать статьифедерального бюджета в части средств, направляемых на реализациюгосударственных программ в области защиты государственной тайны;
— определять полномочиядолжностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защитыгосударственной тайны в палатах Федерального Собрания. При рассмотрениивопросов, связанных с государственной тайной в соответствии с РегламентамиГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должныпроводить закрытые заседания. При этом сведения, составляющие государственную ииную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании, разглашению ираспространению не подлежат. Председательствующий на закрытом заседании палатыв начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы (членовСовета Федерации) и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытогозаседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает обответственности за разглашение и распространение сведений, составляющихгосударственную и иную охраняемую законом тайну. Стенограмма закрытогозаседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение крассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электроннойсистемы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты ихголосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении позащите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретногодокумента. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммойзакрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материаламипроизводится в указанном подразделении Аппарата Государственной Думы подрасписку.1
Президентские полномочиятакже предопределены его статусом и полномочиями, предусмотренными КонституциейРФ. Во исполнение своих полномочий Президентом РФ утвержден Переченьдолжностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями поотнесению сведений к государственной тайне (утв. распоряжением Президента РФ от16 апреля 2005 г. N 151-рп). ). Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 была введена Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны вРоссийской Федерации на 1996-1997 годы, срок действия которой, впоследствии,продлялся. Основные задачи программы были определены следующие:
— формированиенормативно-правовой базы системы защиты государственной тайны;
— совершенствованиеструктуры, материально-технического и кадрового обеспечения системы защитыгосударственной тайны;
— проведение научныхисследований и технических разработок в интересах осуществления мероприятий позащите государственной тайны.2
Данная программаразработана и внедрена для планового, поступательного достижения ее основнойцели — совершенствования системы защиты государственной тайны на основесоздания и внедрения в практику механизма реализации Закона РоссийскойФедерации «О государственной тайне».
Правовой основойполномочий Правительства РФ в области отнесения сведений к государственнойтайне и их защиты является полномочие, предусмотренное Конституцией РФ, накладывающеена Правительство РФ обязанность принимать меры по обеспечению обороны страны игосударственной безопасности. Все остальные перечисленные полномочияПравительства РФ, предусмотренные ст. 114 Конституции РФ, так или иначе,связаны с необходимостью применения государственной тайны. Так, например,согласно п. 4 ст. 5 закона к сведениям, составляющим государственную тайну,относятся сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечениемобороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности вРоссийской Федерации а согласно п. 3 этой же статьи к сведениям, составляющимгосударственную тайну, относятся сведения о финансовой политике в отношениииностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешнейзадолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности,преждевременное распространение которых, может нанести ущерб безопасностигосударства.1Полномочия Правительства РоссийскойФедерации в области отнесения сведений к государственной тайне и их защитыусловно можно подразделить на две группы: полномочия Правительства, приреализации которых, оно само издает нормативно-правовые акты и полномочияПравительства, реализуя которые, оно подготавливает проекты нормативно-правовыхактов, издаваемых иными органами государственной власти. Кроме изложенных в п.3 комментируемой статьи содержатся следующие полномочия ПравительстваРоссийской Федерации в области отнесения сведений к государственной тайне и ихзащиты:
— по представлению наутверждение Президенту Российской Федерации состава, структуры межведомственнойкомиссии по защите государственной тайны и положение о ней. Данное полномочиереализовалось в издании Президентом РФ Указа, которым утверждено Положение оМежведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. УказомПрезидента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286);
— по установлению порядкаразработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Данноеполномочие реализовалось в утверждении постановлением Правительства РФ от 23июля 2005 г. N 443 Правил разработки перечня сведений, отнесенных кгосударственной тайне. Эти Правила, определяют порядок разработки перечнясведений, отнесенных к государственной тайне. Данным нормативным актомопределен следующий порядок разработки перечня сведений, отнесенных кгосударственной тайне: Органы государственной власти, руководители которыхнаделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне,представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайныпредложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своейкомпетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну,предусмотренным статьей 5 настоящего Закона и методическими рекомендациямиМежведомственной комиссии по защите государственной тайны.1Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценкиэкономических и иных последствий отнесения сведений к государственной тайне.Проект перечня формируется Межведомственной комиссией по защите государственнойтайны и вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.В проекте перечня указываются органы государственной власти, наделяемыеполномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в проекте перечня.Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляеткоординацию деятельности органов государственной власти по подготовкепредложений о включении сведений в проект перечня. Внесение изменений вперечень осуществляется в аналогичном порядке.
Вместе с тем, в законе «Огосударственной тайне» органы государственной власти Российской Федерации,органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны,расположенными в пределах соответствующих территорий:
— обеспечивают защитупереданных им другими органами государственной власти, предприятиями,учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, атакже сведений, засекречиваемых ими;
— обеспечивают защитугосударственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях иорганизациях в соответствии с требованиями актов законодательства РоссийскойФедерации;
— обеспечивают в пределахсвоей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан,допускаемых к государственной тайне;
— реализуют предусмотренныезаконодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льготлицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственнуютайну;
— вносят в полномочныеорганы государственной власти предложения по совершенствованию системы защитыгосударственной тайны.1
Органы судебной власти вобласти отнесения сведений к государственной тайне и их защиты рассматриваютуголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерациио государственной тайне. Гражданскими делами о нарушениях законодательстваРоссийской Федерации о государственной тайне, как правило, являются иски овосстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением доступа ксведениям, составляющим государственную тайну, а также заявления об оспариваниидействий государственных органов и должностных лиц в связи с отказом в выездеза границу. Уголовные дела связаны с наличием уголовной ответственности за преступления,направленные против безопасности государства, его конституционного строя исоответственно защищенности сведений, составляющих государственную тайну.Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие правонарушенияв области защиты государственной тайны: ст. 275. Государственная измена, ст.276. Шпионаж, ст. 283. Разглашение государственной тайны, ст. 284. Утратадокументов, содержащих государственную тайну. Описание составов данныхпреступлений содержится в разделе X УК РФ (Преступления против государственнойвласти).1
В данной главе мы далиобщую характеристику режиму защиты государственной тайны, ее определение,раскрыли содержание и полномочия органов власти. Я считаю, что данная сфераявляется важнейшей в области обеспечения безопасности страны и защиты ееинтересов. Регулирование данного вопроса достаточно четко распределено междуветвями власти, что обеспечивает надежную реализацию защиты информации и другихобъектов государственной тайны.

Глава II. Компетенция Федеральной службыбезопасности в обеспечение режима государственной тайны
 
2.1 ЗадачиФедеральной службы безопасности в режиме государственной тайны
 
Необходимо начать с того,что же понимается под Федеральной службой безопасности?
Федеральная службабезопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительнойвласти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление вобласти обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраныгосударственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод,территориального моря, исключительной экономической зоны, континентальногошельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающиминформационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующимосновные направления деятельности органов федеральной службы безопасности,определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующимконтрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти,имеющих право на ее осуществление.1
ФСБ России в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а такженастоящим Положением.
Президент РоссийскойФедерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБРоссии, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности РоссийскойФедерации и структуру органов федеральной службы безопасности. ПравительствоРоссийской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами ираспоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБРоссии в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органамиисполнительной власти.
Деятельность ФСБ Россииосуществляется на основе принципов законности, централизации управленияорганами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюденияправ и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета,территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирногоразрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентнымиорганами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласныхметодов и средств деятельности.
Основные задачи ФСБРоссии
Федеральная службабезопасности выполняет ряд задач в обеспечении защиты государственной тайны.Это обусловлено тем, что данная служба относится к важнейшему органуобеспечения безопасности.
Основными задачами являютсяобеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющихгосударственную тайну, и противодействия иностранным организациям,осуществляющим техническую разведку.
Для достижения выполненияэтой задачи федеральная служба безопасности совершает ряд мер:
— противодействиеиностранным разведкам
Многие государствастремятся овладеть секретными сведениями нашей страны, поэтому органыбезопасности должны всеми средствами противодействовать им. Производятсяразличные оперативно-розыскные мероприятия по выявлению шпионов, граждан нашейстраны, действующих в интересах других государств.
-осуществление мер,связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, атакже с допуском предприятий, учреждений и организаций к проведению работ,связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Эта мера применяется длятого чтобы лицо имело допуск только к тем документам, пользование иознакомление которыми разрешены и необходимы для деятельности специальнымдопуском секретности. Это ограничивает круг лиц, обладающих секретнымисведениями и тем самым увеличивает вероятность сохранности информации,составляющей государственную тайну.
-осуществлять контроль заобеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну
Решение этой задачисостоит в том, чтобы не произошла утеря секретной информации за границу.
-разработка мер по защитегосударственной тайны
Органы ФСБ проводятразличные мероприятия в этой области. Это принятие различных правил пользованиядокументами составляющих ГТ, ограничение и проверка лиц осуществляющихдеятельность на секретных государственных объектах, также охрана этихпредприятий.
 
2.2 ПраваФедеральной службы безопасности в режиме государственной тайны
Главной и определяющейцелью законодательства о государственной тайне является задача — избежатьвозникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности есть совокупностьусловий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности,общества и государства.
При этом реальная ипотенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешнихисточников опасности, должна определять содержание деятельности по обеспечениювнутренней и внешней безопасности. Поэтому главным при решении вопроса оботнесении сведений к государственной тайне, принятии мер по их защите являетсяправильная оценка возможной угрозы объекта безопасности и принятие адекватныхмер.
Для успешной реализациимер по защите государственной тайны ФСБ должно быть наделено достаточнымобъемом прав.
В связи с этим изопределённой областей к государственной тайне, их засекречиванием илирассекречиванием и их защитой, возникают правовые отношения.
Правоотношения — этоотношения, которые порождают взаимные права и обязанности участвующих в нихсторон. Например, отнесение сведений к государственной тайне влечет обязанностьдолжностных лиц, государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан,получивших к ним доступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц.
Эти правовые отношениявозникают между органами государственной власти РФ, должностными лицами этихорганов, между органами государственной власти РФ, должностными лицами этихорганов и органами государственной власти субъектов РФ, органами местногосамоуправления, между органами государственной власти и гражданами РФ, междуорганами государственной власти РФ и иностранными государствами ихгосударственными органами, должностными лицами, иностранными гражданами илицами без гражданства.
Такие правоотношениямогут возникнуть и при заключении какого-либо международного договора, покоторому Россия передает сведения, составляющие государственную тайнуиностранному государству, а то, в свою очередь, обязуется не разглашать эти сведенияи использовать их только в тех целях, для которых они переданы.
Федеральная службабезопасности обладает следующими правами:
а) устанавливать наконфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на тосогласие;
а.1) использовать специальныеметоды и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательнойдеятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;
б) проводитьоперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению ираскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборотаоружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасностиРоссийской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие покоторым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органовфедеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению,пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований,преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своейцелью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
б.1) осуществлятьспециальные операции по пресечению террористической деятельности(оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальныеметодики и средства для их осуществления;
б.2) использоватьподразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности иприменять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружениеорганов федеральной службы безопасности, а также физическую силу противнаходящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) ихбаз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;
в) осуществлятьпроникновение в специальные службы и организации иностранных государств,проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесениеущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
в.1) осуществлять внешнююразведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации,а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки РоссийскойФедерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и справоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной,засекреченной и иных видов специальной связи путем использованиярадиоэлектронных средств и методов;
г)осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях,отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральнойслужбы безопасности;
г.1) составлять протоколыоб административных правонарушениях, выносить определения и постановления поделам об административных правонарушениях, назначать административные наказанияпо делам об административных правонарушениях, вносить представления обустранении причин и условий, способствовавших совершению административныхправонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административныхправонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;
д) осуществлятьшифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контрольза соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией вшифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений иорганизаций независимо от форм собственности (за исключением учрежденийРоссийской Федерации, находящихся за ее пределами);
е) использовать вслужебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям,учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственнымпредприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям игражданам Российской Федерации;
ж) использовать вслучаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащиепредприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности,общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств,которые законодательством Российской Федерации освобождены от такогоиспользования), для предотвращения преступлений, преследования и задержаниялиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставленияграждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, атакже для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортныхсредств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядкевозмещают им расходы либо причиненный ущерб;
ж.1) использовать набезвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространствоРоссийской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочныхплощадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форми форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнениислужебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;
з) беспрепятственновходить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие имземельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений иорганизаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточныеданные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние,выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которогоотнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральнойслужбы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых всовершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь издоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащиегражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурорав течение двадцати четырех часов;
з.1) производитьоцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актовтерроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побегиз-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений,дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательствомРоссийской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности,осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органыфедеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальнойжизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующихобъектов в данной местности;
з.2) временно ограничиватьили запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкамместности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там илипокинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имуществаграждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных иантитеррористических мероприятий;
и) проверять у граждан идолжностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточныеоснования подозревать их в совершении преступления;
к) осуществлятьадминистративное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные спопытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территорииособорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований ииных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы,удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личныйдосмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
л) вносить вгосударственные органы, администрации предприятий, учреждений и организацийнезависимо от форм собственности, а также в общественные объединенияобязательные для исполнения представления об устранении причин и условий,способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершениюпреступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесенызаконодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службыбезопасности;
м) получать набезвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений иорганизаций независимо от форм собственности информацию, необходимую длявыполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей,за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет напередачу такой информации органам федеральной службы безопасности;
н) создавать вустановленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия,учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполненияобязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, иобеспечения деятельности указанных органов;
о) создаватьподразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенныхна органы федеральной службы безопасности;
п) проводитькриминалистические и другие экспертизы и исследования;
р) осуществлять внешниесношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранныхгосударств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией,специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органовфедеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актамифедерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международныедоговоры Российской Федерации;
с) направлять официальныхпредставителей органов федеральной службы безопасности в иностранныегосударства по согласованию со специальными службами или с правоохранительнымиорганами этих государств в целях повышения эффективности борьбы спреступлениями международного характера;
т) осуществлять меры пообеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращениюпроникновения специальных служб и организаций иностранных государств,преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств кзащищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющимгосударственную тайну;
у) разрешать сотрудникаморганов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия испециальных средств;
ф) использовать в целяхзашифровки личности сотрудников органов Федеральной службы безопасности,ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средствдокументы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
ф.1) использовать дляпроведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористическихактов и нарушений режима Государственной границы Российской Федерациитранспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальныхсветовых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанныхтранспортных средств специальных цветографических схем;
х) проводить научныеисследования проблем безопасности Российской Федерации;
ц) оказывать содействиепредприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности вразработке мер по защите коммерческой тайны;
ч) осуществлять накомпенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальныхслужб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений иорганизаций независимо от форм собственности, если это не противоречитпринципам деятельности органов Федеральной службы безопасности;
ш) осуществлять всоответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки,производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средстви защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексовтелекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также вобласти предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации,выявления электронных устройств, предназначенных для негласного полученияинформации, в помещениях и технических средствах;
щ) осуществлятьгосударственный контроль за организацией и функционированием криптографическойи инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем,систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль засоблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией вшифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территорииРоссийской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами РоссийскойФедерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль заобеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в нихтехнических средств от утечки информации по техническим каналам;
э) участвовать вопределении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации иобеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачиинформации ограниченного доступа, предназначенных для использования вучреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами;
ю) обеспечивать выявлениеустройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) итехнических средствах, предназначенных для использования в федеральных органахгосударственной власти.1
Реализовывать иные права,предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службыбезопасности.
Использование органамифедеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполненияобязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.
Делая вывод можноотметить, что Федеральная служба безопасности наделено обширными правами ввопросе обеспечения защиты государственной тайны. Это еще раз доказывает какуюважную роль государство выделяет для данной сферы.

Заключение
Поставленные передкурсовой работой цели, считаю достигнутыми. Мною было проведено комплексноеструкторно-логическое исследование деятельности органов ФСБ в режиме защитыгосударственной тайны.      В процессе написания курсовой работы были решенызадачи: Произведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих правовоеположение Государственной тайны, мною было выяснено акая информация находитсяпод защитой Государства. Я уяснил какими полномочиями обладают органы ФСБ вобласти защиты режима защиты Государственной тайны.
В настоящее время, когда мирнаходится в сложной политической и экономической обстановке защитагосударственных секретов обретает важное значение и в этих целях создан особыйадминистративно- правовой режим защиты государственной тайны. На сотрудникахФСБ лежит особая ответственность за сохранение жизненно важной информации вбезопасности.

Списокнормативных актов и литературы
 
Нормативные акты:
1.Констиция Российской Федерации 12.12.1993 г.
2. Федеральный Закон от 21 июля 1993г.№ 5485-1 « Огосударственной тайне»
3. Федеральный закон от 3 апреля 1995г.№40-ФЗ «О Федеральнойслужбе безопасности»
4. Уголовный кодекс Российской Федерации
5. Указ Президента РФ от 11 августа 2003г.№960
 
Комментарии к нормативным актам:
1.   Комментарий кФедеральному закону « О государственной тайне»
2.   Комментарий кФедеральному закону «О Федеральной службе безопасности»
 
Учебная и научная литература:
1.   Бахрах Д. Н…Административное право России. Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2007.
2.   Гусов К.Н.,Толкунова В.Н. Трудовое право России: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
3.   Иванов С.А.,Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулированиеотношений в сфере госслужбы //Эж-юрист.2004.
4.   Конин Н.М.Административное право России. Общая часть. Саратов, «Феникс», 2007.
5.   Липатов Э.Г.,Лысенко В.В., Матвиенко Г.В., Пресняков М.В., Чаннов С.Е… Административноеправо. Курс лекций: учебное пособие для вузов –М.: Издательство. «Экзамен»,2008.