Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности

–PAGE_BREAK–1 Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория

Интеллектуальная собственность – это собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации. Понятие “интеллектуальная собственность” стало широко распространяться в мире с 60-х годов XX века, после учреждения в 1967 году Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. Само слово, конечно, иногда употреблялось и ранее, в политической полемике и в юриспруденции. Однако в общественный лексикон это слово вошло только в последние 30-40 лет. При этом диапазон сущностей, смыслов и их оттенков, обычно подразумеваемых при использовании слова “интеллектуальная собственность” весьма широк. В общем, можно выделить три основных значения этого слова, в зависимости от области употребления: юридическое, экономическое, и политическое[1].

o                  Юридическое.

В юридическом языке слово “интеллектуальная собственность” является синонимом для так называемых исключительных прав — специального вида гражданских прав на выполнение действий с определенного рода абстрактными объектами, являющихся монополией определенного лица, как правило, создателя этого объекта, или его правопреемника. Исторически сложилось так, что государство, в лице монархов, вознаграждало и поощряло изобретателей монопольными правами на использование их изобретений. С одной стороны это позволяло проявить щедрость, не напрягая излишне вечно пустую государственную казну. С другой же стороны, предполагалось, что это наиболее справедливая форма вознаграждения. Аналогично дело обстояло и с вознаграждением авторов литературных сочинений, с тем добавлением, что здесь также немаловажную роль играли соображения цензуры. Гораздо легче договориться с одним-единственным автором, чем изыскивать методы убеждения сотни вольных печатников по всей стране. Когда, после великих демократических революций XVI-XIX веков были отменены прочие государственно-дарованые монополии, система исключительных прав стала прочно ассоциироваться с вознаграждением за творческие достижения. Интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям и т.д.

o                  Экономическое.

В экономике слово “интеллектуальная собственность” является образным выражением для так называемых “ нематериальных активов”. То есть той части капитала предприятия, которая необходима для создания его дохода, требует затрат на свое создание или содержание, но не выражена ни в каких материальных объектах – за возможным исключением правоустанавливающих документов. В число объектов интеллектуальной собственности в экономическом смысле входят принадлежащие предприятию исключительные права — “интеллектуальная собственность” юристов. Но не только. Также формой нематериальных активов являются торговые и промышленные тайны. Они тоже охраняются законом. Иногда к нематериальным активам причисляются и более тонкие сущности, уже и совсем не имеющие прямого выражения в законодательстве. Как, например, круг деловых партнеров, деловая репутация, квалификация сотрудников.

o                  Политическое.

В политической сфере слова “интеллектуальная собственность” имеют гораздо более широкий и неопределенный смысл, ввиду того, что здесь они используются для описания не столько фактически сложившихся отношений, сколько интересов и намерений субъектов политики. То есть “интеллектуальной собственностью” здесь может называться не то, на что уже установлены исключительные права и не то что приносит доход, а то, что, по мнению говорящего, должно быть обложено исключительным правом.

Предметом, вокруг которого идут эти игры, является все та же вечная тема: характерное для развитого общества разделение труда и вытекающее из этого разделения общественное неравенство. Международное разделение труда, помноженное на разницу в политическом и техническом развитии привело к тому, что практически все технические нововведения, а также большинство произведений массовой культуры создаются в очень небольшом числе наиболее технически развитых (и одновременно — наиболее богатых стран). Соответственно, ведется пропаганда принятия развивающимися странами законов обширных исключительных прав. Во внутриполитической области похожее соотношение имеется и между различными отраслями. Только здесь речь идет не об абсолютном богатстве, а лишь о доле “интеллектуальной собственности” в основном капитале, которая может быть увеличена, например, введением новых исключительных прав. Границы различных исключительных прав начинают размываться. Производятся попытки формализовать в качестве исключительного права коммерческую тайну. Сформировалась ВОИС. Был заключен целый ряд договоров, связанных в основном со “смежными правами” и патентами.В 1961 — Римская конвенция по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вещания. В 1968 — Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов. В 1970 — Договор о патентной кооперации. В 1971 — Страсбургское соглашение о международной патентной классификации. В 1971 — Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм. В 1973 — Заключение Европейской Патентной Конвенции. В 1974 — Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, распространяемых через спутники. Последняя же волна расширения исключительных прав началась где-то в середине 1990-х годов[2].

    продолжение
–PAGE_BREAK–2 Структура и характеристика интеллектуальной собственности 2.1 Промышленная собственность

К объектам промышленной собственности традиционно относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания.В соответствии со статьей 1347 ГК “Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное”.

o                  Изобретения

Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми от имени государства Патентным ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит от формулы изобретения, поскольку именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.

Патент на изобретение действует в течение 20 лет. Международное патентование осуществляется не позднее 1 года со дня национального приоритета изобретения.

Заявка на изобретение должна содержать (в соответствии со статьей 1375 ГК):

1) заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;

2) описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;

3) формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на его описании;

4) чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

5) реферат.

o                  Полезные модели

Полезные модели по своей сути сходны с изобретениями, однако «проигрывают» им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.

Преимущество патента на полезную модель — это максимально упрощенная процедура выдачи патента: патент на полезную модель выдается лишь при выполнении формальных требований, касающихся представления документации в Патентное ведомство.

Заявка на полезную модель должна содержать (в соответствии со статьей 1376 ГК):

1) заявление о выдаче патента с указанием автора полезной модели и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;

2) описание полезной модели, раскрывающее ее с полнотой, достаточной для осуществления;

3) формулу полезной модели, выражающую ее сущность и полностью основанную на ее описании;

4) чертежи, если они необходимы для понимания сущности полезной модели;

5) реферат.

Никакой экспертизы на патентоспособность не проводится. Но риск аннулирования патента на полезную модель несколько выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обладающее мировой новизной, любое лицо вправе аннулировать патент на полезную модель по этому критерию.

Патент на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением не более чем на 3 года.

o                  Промышленные образцы

Промышленный образец — это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Назначение патента на промышленный образец — обеспечить защиту прав законных владельцев подобных художественно-конструкторских решений от несанкционированного использования или копирования другими лицами.

Патент на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.

Основные требования к промышленному образцу— это мировая новизна и оригинальность.

Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Срок действия патента может быть продлен Роспатентом по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет[3].

В соответствии со статьей 1377 ГК заявка на промышленный образец должна содержать:

1) заявление о выдаче патента с указанием автора промышленного образца и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;

2) комплект изображений изделия, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;

3) чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;

4) описание промышленного образца;

5) перечень существенных признаков промышленного образца.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Товарные знаки

Одним из инструментов формирования стабильного спроса на продукцию конкретного производителя является товарный знак. По-другому его еще называют торговой маркой, знаком обслуживания или брендом. Товарный знак выступает гарантом качества, служит активным средством привлечения внимания, позволяет потребителям сделать осознанный выбор при покупке.

 Товарный знак можно разработать самостоятельно и зарегистрировать в установленном порядке во избежание подделок и недобросовестного использования конкурентами. Затем он применяется для собственных нужд и «раскручивается» путем активной рекламы.

 После того как товарный знак становится узнаваемым, можно предоставлять его в пользование третьим лицам и получать от данной операции доход[4].

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары и услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае обычно не воспроизводится полное фирменное наименование.

2.3 Авторские и смежные права

Под авторскими правами необходимо понимать комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения; особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Права автора представляют собой совокупность имущественных, личных неимущественных прав и исключительных прав.

o                  Личные неимущественные права

Это права, связанные с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Принимая во внимание статью 1251: “в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”.

o                  Имущественные права

Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Имущественные авторские права могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам[5].

o                  Исключительные права

Исключительное право – право патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.

Обладатель исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения. Закон «Об авторском праве и смежных правах», определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

В соответствии с тем же Законом, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу[6].

Смежные правав соответствии со статьей 1303 ГК – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
 обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.
Из Закона «Об авторском праве и смежных правах» можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.4 Патентное право

Патентное право – это интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (статья 1345 ГК).

Патентование — это способ правовой охраны ряда объектов интеллектуальной собственности путем их государственной регистрации (внесения в реестр федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности).

Исключительное право на объекты Патентного права признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает на них патент (на основании статьи 1353 ГК).

В отношении изобретения Гражданский кодекс отдельно устанавливает: заявленному изобретению с момента публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Таким образом, законодательство обеспечивает право автора на собственное изобретения на время рассмотрения заявки[7].

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. В случае если в создании участвовало несколько физических лиц, все они считаются авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.

Патент выдается после государственной регистрации и внесения в реестр соответствующего изобретения, полезной модели, промышленного образца автору либо его работодателю, в случае создания автором соответствующего объекта в рамках служебного задания.

Согласно общему правилу срок действия патента на изобретения действует до истечения двадцати лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, хотя есть и специальные сроки предоставления охраны изобретениям.

Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет, на промышленный образец действует до истечения десяти лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Указанные сроки действия патентов могут быть продлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три и пять лет соответственно.

Поэтому получение патента на соответствующий объект промышленной собственности является отправным моментом охраны таких объектов интеллектуальной собственности.

2.5 Новые объекты интеллектуальной собственности

Новые объекты интеллектуальной собственности сейчас представляют собой селекционные достижения, так называемые ноу-хау, а также технологии интегральных микросхем.

Статья 1465 ГК гласит: “Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны”.

Коммерческая тайна.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна – это «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Оно позволяет не только хранить секреты производителей, но и преследовать тех, кто на них посягает. Согласно российскому законодательству к коммерческой тайне относятся информация, которая:

o                  имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим;

o                  не является общедоступной на законном основании;

o                  не содержит государственной тайны.

3 Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности 3.1 Права на авторский знак

Защита прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки.

Для возникновения ответственности лица, нарушившего права владельца исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).

В соответствии со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных знаках” защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

o                  Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

o                  Удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;

o                  Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения[8].

Иски о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены несколькими нарушителями одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец.

Защита права на товарный знак может осуществляться нормами административного, уголовного, гражданского права.

Нарушение исключительного права на товарный знак и, в частности, несанкционированное использование чужого товарного знака можно рассматривать как особую разновидность обязательства из причинения вреда.

Следует отметить, что нормы Закона о товарных знаках не всегда предоставляют адекватную защиту владельцам товарных знаков. Так, известны случаи, когда в России регистрировались товарные знаки иностранных производителей после того, как стало известно, что они собираются прийти на российский рынок. В результате у иностранных фирм стоял выбор: или платить за право использования своего же товарного знака, или уйти с рынка. Очевидно, что в данном случае речь идет о злоупотреблении правом, однако при отсутствии прямой нормы в законе доказать это бывает достаточно трудно.
    продолжение
–PAGE_BREAK–3.2 Права на промышленную собственность

Традиционно законодательство по промышленной собственности любой страны базируется на ее патентном праве. Основными отличиями российского Патентного закона являются его структура, переход на систему “отсроченной экспертизы”, предоставление преимущественного права на изобретение работодателю и введение института полезных моделей.

В структуре Закона включены нормы, касающиеся сразу трех объектов промышленной собственности – изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эти объекты близки по существу и по процедуре подготовки заявок на их правовую охрану. Кроме того, технологии прохождения заявок на все эти объекты промышленной собственности при их экспертизе в Патентном ведомстве достаточно близки. В сгруппированном виде в Законе представлены положения по оформлению заявок и экспертизе объектов, защита которых должна обеспечиваться на протяжении всего цикла научно – исследовательской или опытно – конструкторской работы и последующего производства. Так, в процессе разработки изделия и отладки его производства подаются заявки на изобретение и полезную модель. До выхода изделия на рынок необходимо подать заявку на промышленный образец.

Следует отметить тот факт, что публикация заявки обеспечивает временную охрану прав заявителя, предотвращает выдачу патентов на аналогичные изобретения конкурентам и заставляет их искать новый подход к решению технической проблемы. В целом же ускоряется процесс обмена научно – технической информацией, что стимулирует развитие экономики и приводит, в конечном счете, к улучшению уровня жизни всего общества.

Отсроченная экспертиза особенно выгодна для отечественных изобретателей. Поскольку позволяет экономить деньги на уплату пошлины за ее проведение в случаях, когда заявитель убеждается в нецелесообразности получения патента. Кроме того, она обеспечивает публикацию информации о заявленном изобретении на территории РФ, что в условиях слабо развитой в нашей стране инфраструктуры рынка имеет принципиальное значение.

Патентный закон РФ измеряет отношения между автором и патентообладателем, которые были практически неизменны на всем протяжении действия института авторского свидетельства в СССР. Все права на пользование изобретением, защищенным авторским свидетельством, принадлежали государству как патентообладателю, которое в свою очередь предоставляло такое право без специального разрешения всем государственным, кооперативным и общественным организациям. За изобретателем сохранялось авторство и право на вознаграждение за использование изобретения государством.

Переход России к хозяйству рыночного типа означал изменение отношения между автором и государством, между автором и работодателем, между работодателем и государством.

Все эти отношения нашли свое отражение в Патентном законе России. В нем полезная модель определяется как “конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей”. Охрана полезных моделей ставит своей целью предоставление среднему и мелкому предпринимательству механизма быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок.

Правовая охрана полезной модели предоставляется только на 5 лет, а не на 20, как в случае патента. Более короткий срок охраны полезных моделей по сравнению с изобретениями, обусловленный достаточно быстрым обновлением потребительского рынка в условиях конкуренции, компенсируя значительно более простым механизмом их защиты.

К числу наиболее сложных вопросов в области промышленной собственности относятся проблемы служебных и секретных изобретений, которые в настоящее время являются взаимосвязанными. В настоящее время делается попытка решить эти вопросы в рамках федеральных законов[9].
3.3 Будущие права интеллектуальной собственности

Эффективность правоприменения.

В будущем акцент составления на бумаге международных договоров и национальных систем охраны права интеллектуальной собственности сместится в сторону создания эффективных систем правоприменения в части охраны интеллектуальной собственности. Начавшееся в XIXвеке движение за заключение договоров и за унификацию национального законодательства добилось к концу XXв. значительных успехов. И, тем не менее, серьезные расхождения продолжают существовать в отношении степени принуждения в охране интеллектуальной собственности. В ряде стран, как, например, в США, законодательство разработаны механизмы правоприменения, и что самое важное, правоохранительные органы придают первостепенное значение борьбе с пиратством в этой области. В других странах делается мало или не делается ничего в отношении интеллектуальных пиратов, что видно и не вооруженным глазом, когда проходишь по рядам ларьков и киосков с пиратской продукцией. Очень важную новацию представляют собой положения Соглашения ТРИПС, формулирующие требования к членству во Всемирной торговой организации, где совершенно очевиден сдвиг от изложения на бумаге требований охраны прав интеллектуальной собственности к требованию эффективной правовой охраны этих прав. В XIXв. наверняка будет усиливаться давление со стороны стран с большим экспортным потенциалом по части интеллектуальной собственности в направлении обеспечения выполнения обязательств по эффективному правоприменению.

От авторских прав к контракту.

Компании, создающие программное обеспечение, издающие книги и журналы, фирмы звукозаписи и киностудии будут стремиться получить охрану прав большую, чем та, которая предоставляется авторскими правами. Им не нравится такие принципы, как принцип свободного использования или принцип охраны материальной формы, а не идей. Они предпочтут подписывать контракты с каждым, кто в той или иной форме имеет доступ к их продукту. В прошлом подписание договоров при массовом распространении авторских материалов было делом мало практичным из – за высокой стоимости согласования формальностей с каждым отдельным покупателем. Поэтому такие компании будут настаивать на развитии в XXIв. двух подходов: 1) на упрощении контрактных формальностей и 2) на расширении использования для их заключения сети Интернет.

Всемирный патент.

Современная международная система патентования, с точки зрения компаний, ведущих исследования и занимающихся изобретательством, является необоснованно дорогостоящей. Почему надо готовить отдельные патентные заявки на разных языках в патентные службы каждой страны? Крупные корпорации предпочли бы подавать единую заявку в одну патентную службу на одном языке. Создание такой службы спасло бы от расходов на дублирование усилий при подаче заявки и при поддержании патента в силе, для чего используется сейчас специальный персонал и технические библиотеки во многих странах мира. Использование единого языка, в частности английского, как международного языка науки и техники, может задеть национальную гордость, но сэкономит огромные средства. Уже достигнут прогресс в создании региональных патентных служб, таких, как патентная служба ЕС и Евразийская патентная служба. Некоторые процедуры разработаны в соответствии с Конвенцией о патентной кооперации, которые позволяют проводить патентный поиск в иностранных патентных ведомствах, имеющих соответствующий персонал и библиотеки. Однако, это всего лишь отдельные шаги на пути к единой международной системе патентования. Если в наши дни крупная многонациональная компания патентует более 100 изобретений по всему миру при стоимости патентования одного изобретения в $220000, она могла бы сэкономить 20 млн. долларов в год, если бы один патент стоил $20000. Она могла бы себе тогда позволить патентовать изобретения, прибыль от которых была бы больше $20,000, но менее $220,000. Такие изобретения могли бы давать дополнительно $10,000,000 в год. В результате это привело бы к увеличению чистой прибыли до $30,000,000 в год. Совершенно очевидно, что у крупных многонациональных корпораций есть серьезный стимул для лоббирования вопроса о создания единой международной системы патентования.

Создание такой системы не было бы законченным, если бы не предусматривалось создание единого патентного международного апелляционного суда для решения спорных вопросов. Понятно, что идея создания такого органа натолкнется на препятствие, связанные с вопросами национального суверенитета. Один из возможных подходов к решению проблемы может состоять в том, чтобы каждая страна, обращающаяся с патентной заявкой в международную систему, давала согласие на арбитражную оговорку, в соответствии с которой спорные вопросы будут решаться в арбитражном органе при международной патентной организации.

Товарный знак как собственность.

В будущем, скорее всего, будет наблюдаться отход от традиционно ограниченной природы товарных знаков, регистрируемых для использования в одной стране и применительно к отдельной категории товаров в сторону создания широких имущественных прав на известные товарные знаки. Движение в эту сторону началось с принятием положений Парижской конвенции, охраняющих известные незарегистрированные марки. Оно нашло дальнейшее развитие в положениях Соглашения ТРИПС о противодействии “размыванию” известных товарных знаков. В Соглашение вошли новые положения, касающиеся охраны широко известных марок при использовании их в Интернете. Движение за создание единой всемирной службы по товарным знакам будет, как представляется, развиваться даже быстрее, чем движение за создание всемирной патентной службы.

Новые формы интеллектуальной собственности.

В XXIвеке возник ряд новых форм интеллектуальной собственности, в частности такие, как топологии интегральных микросхем, базы данных, известное имя. Достижения в развитии техники и в области генетики породили такие виды интеллектуальной собственности, как компьютерное программное обеспечение и результаты генной инженерии, для охраны которых традиционные формы охраны авторских и патентных прав и институт коммерческой тайны. Развитие Интернета потребовало внесения значительных изменений в область авторских прав. Нет сомнений в том, что XXIв. будут иметь место новые, еще более разительные достижения, которые потребуют создания новых правовых институтов и адаптации к ним старых. Представляется также, что XXIв. новые формы охраны новых видов интеллектуальной собственности сначала будут введены на национальном уровне, а затем наиболее успешные из них будут инкорпорированы в международные договоры по охране форм интеллектуальной собственности.

4 Особенности существования интеллектуальной собственности в России
Большинство российских законов в сфере интеллектуальной собственности были приняты еще в 1992 году и уже тогда получили очень лестные отзывы западных юристов. К примеру, один американский адвокат охарактеризовал наше законодательство так: «Ваши законы напоминают мне красивый современный самолет, в который уже сели пассажиры и пилоты. Однако он не взлетит до тех пор, пока в России не появится правоприменительная практика соответствующего уровня»[10]. Медленным и трудным взлет этого самолета стал по нескольким причинам.

Прежде всего, для обустройства правоприменительной практики требуется целый корпус квалифицированных специалистов. Для нормального, а не трагикомического течения судебного процесса необходимо, чтобы специфику предмета знали и судья, и представители сторон. Заметим, что судейский корпус до сих пор споры по интеллектуальной собственности, в особенности о патентных правах, не любит. Истцу очень сильно повезет, если в суде, куда он обратился, обнаружится судья, специализирующийся на подобных спорах.

Еще одно широко распространенное заблуждение — на Западе права интеллектуальной собственности нарушаются редко, поскольку люди там законопослушные. Хорошее представление о реальном количестве конфликтов (как судебных, так и внесудебных) сегодня можно получить, регулярно просматривая новости высоких технологий. Сообщения о конфликтах между компаниями на предмет спорной интеллектуальной собственности поступают ежедневно, при этом нарушители весьма респектабельные фирмы. Именно массовость таких споров привела к тому, что судебные системы промышленно развитых стран хорошо отработали не только механизмы разрешения таких конфликтов, но и способы возмещения ущерба.

На Западе суды по поводу патентов и торговых марок уже стали рутиной, теперь компании пытаются перекрыть кислород конкурентам более изощренным способом. Например, IBM периодически публикует результаты своих научных исследований. Таким образом, она создает дополнительные проблемы конкурентам, ведь, раскрывая некоторые технические новинки, IBM лишает другие компании возможности запатентовать их. Такой способ позволяет IBM ежегодно «рубить» свыше 2000 чужих изобретений. И все же перманентным состоянием войны нынешнюю конкуренцию высокотехнологичных компаний не назовешь[11]. Чтобы продвигаться вперед, соперники вынуждены приобретать друг у друга лицензии и обмениваться усовершенствованиями приобретаемых технологий.

К сожалению, Россия уже не обладает супердержавным технологическим потенциалом. И существует мнение, что если бы непредприимчивость ученых, могли бы его достаточно быстро реализовать, но что коммерциализацией технологий должны заниматься не творцы науки, а инновационные менеджеры.

Случаи скупки советских ноу-хау по дешевке, конечно, были, но, во-первых, это не стало массовым явлением, а во-вторых, низкая цена зачастую определялась тем, что продавалась не «готовая к употреблению» гражданская технология, а полуфабрикат, который покупателю еще надо было доводить до рыночной кондиции. В 1996 году была принята федеральная программа «Национальная технологическая база», рассчитанная до 2005 года и призванная это отставание преодолеть, но оптимистичность приведенного в таблице прогноза не должна вводить в заблуждение, поскольку с самого начала программа финансировалась из рук вон плохо.

Пребыванию нашей страны на периферии мирового рынка интеллектуальной собственности способствует еще и то, что советское руководство никогда не проявляло к этому рынку особого интереса, так что России на этом рынке, по сути, является новичком. На долю бывшего СССР приходился 1% мировых продаж лицензий. За все время существования СССР за границу было продано 3500 технологий, больше двух третей этих сделок (68,8%) приходилось на страны социалистического лагеря, которым советский интеллектуальный продукт передавался на бесприбыльной основе. Лишь 21% этих лицензий был передан в промышленно развитые страны[12]. А действительно, революционные технологии в лицензионном обмене бывшего СССР можно было пересчитать по пальцам. Многие ноу-хау, обладающие большим коммерческим потенциалом, приберегали для внутреннего употребления. Наиболее известные примеры продажи советских лицензий на Запад — технология непрерывной разливки стали, магнитно-импульсная сварка, а также медицинский «степлер», используемый для сшивания тканей во время хирургических операций.

Убытки от производства пиратских фильмов на DVD в мире составляют ежегодно около 6,1 миллиарда долларов. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на исследование LEK Consulting LLC.

Такая оценка почти на 75 процентов выше результатов прежних исследований. Производители фильмов терпят убытки не только из-за спада продаж билетов в кинотеатры, но также и за счет меньших продаж лицензионных дисков. Больше всего от пиратов страдает экономика США. В этой стране ежегодные убытки превысили миллиард долларов и составляют 1,3 миллиарда долларов.

Исследование было проведено в 28 странах и стоило LEK Consulting 3 миллиона долларов. По данным агентства, некоторые производители фильмов пытались помешать экспертам провести полноценный анализ[13].

При этом Россия продолжает оставаться одной из самых «пиратских» стран мира. По оценкам Роспатента общий объем контрафактной продукции в России на сегодняшний день составляет 69 процентов.

Также был опубликован рейтинг стран, где больше всего нарушаются права в сфере интеллектуальной собственности. Россия второй год подряд входит в группу приоритетного наблюдения (Priority watch list), сообщил руководитель Роспатента Борис Симонов. По его словам, это хороший результат, поскольку по итогам 2007 года Россия вполне могла быть понижена на одну ступень.

    продолжение
–PAGE_BREAK–