МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансовогоменеджмента
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине: Теорияфинансов
на тему: Финансовоепланирование и прогнозирование
Студентка
ФФБД, 3 курс,ДФФ-4
А. С. Гаврилова
Руководитель М.А. Канюк
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 с., 21 источник
/>ФИНАНСОВОЕПЛАНИРОВАНИЯ, ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ,БЮДЖЕТИРВАНИЕ, ПРОГРАММА, ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, СМЕТА, БЮДЖЕТ.
Объект исследования – финансовое планирование и прогнозирование.
Предмет исследования – теоретические основы финансового планирования и прогнозированияи опыт развития финансового планирования и прогнозирования в РеспубликеБеларусь.
Цель работы: изучение теоретических основ финансового планирования ипрогнозирования и изучение проблем финансового планирования и прогнозирования вБеларуси.
Методы исследования: сравнительногоанализа, синтеза.
Исследования и разработки: анализ развития финансового планирования ипрогнозирования в Беларуси и перспектив его дальнейшего развития.
Элементы научной новизны: проведен анализ проблем и перспектив развитияфинансового планирования и прогнозирования в Беларуси.
Область возможного практического применения: развитие финансового планирования ипрогнозирования.
Технико-экономическая и социальная значимость: использование финансового планированияи прогнозирования как инструмент решения ряда социально-экономических проблем.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материалправильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а всезаимствованные из литературных и других источников теоретические,методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылкамина их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования
2. Система финансовых планов и прогнозов
3. Финансовоепланирование в Беларуси и пути его совершенствования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое планирование и прогнозирование является важнымэлементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства вцелом. В условиях переходной экономики осуществление планирования ипрогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании.Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современнойэкономики Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основфинансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем иперспектив развития финансового планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
В процессе работы были поставлены следующие задачи: изучениетеоретических основ финансового планирования и прогнозирования (понятие,содержание, объект, цели, задачи, методы, принципы, роль в условияхадминистративно-командной экономики и в условиях рыночной экономики), изучениесистемы финансовых планов и различных их видов, изучение системы финансовых плановкак на централизованном, так и на децентрализованном уровнях современнойэкономики Республики Беларусь, а также проблем и перспектив развитияфинансового планирования и прогнозирования в Беларуси.
В ходе работы были использованы методы синтеза и анализа.Основными источниками для написания теоретического раздела стали «Планированиена предприятии» Афитова Э. А., «Финансовый анализ и планирование хозяйствующегосубъекта» Балабанова И. Т., «Теория финансов» под ред. Н. Е. Заяц, М. К.Фисенко и другие. Для анализа финансового планирования и прогнозирования вБеларуси использовались статьи Колпиной Л. Г. «Формирование новой системыфинансовых планов предприятий», а также несколько статей Афитова Э. А.
1. Теоретическиеосновы финансового планирования и прогнозирования
Место финансового планирования в экономике определяется тем,что планирование есть одна из функций управления, поэтому финансовоепланирование – функция управления финансами. Управление финансамиосуществляется на территориальном уровне и на уровне отдельного хозяйствующегосубъекта.
На территориальном уровне управление финансами происходитпутем реализации финансовой политики государства. Финансовая политикареализуется через финансовый механизм. Финансовый механизм обеспечиваетформирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов,распределение финансовых ресурсов, а также контроль за их использованием.Элементом финансового механизма, который позволяет осуществить вышеназванныезадачи, является финансовое планирование и прогнозирование.
Управление финансами хозяйствующего субъекта есть финансовыйменеджмент, который является частью финансового механизма.
Таким образом, место финансового планирования в экономикеопределяется следующим: финансовой планирования является функцией финансовогоменеджмента и методом финансового механизма. Эффективное управление финансаминевозможно без финансового планирования.
Финансовое планирование и прогнозирование занимает важноеместо как на макроуровне, так и на микроуровне. В разных типах экономик акцентнесколько смещается в сторону одного из уровней. Так, аадминистративно-командной экономике – в сторону макроуровня, в рыночнойэкономике особое значение приобретает микроуровень.
Содержание финансового планирования централизованных фондовфинансовых ресурсов заключается в анализе и планировании денежных потоков,выборе стратегии привлечения ресурсов, и распределения и перераспределения,разработке финансовой политики и контроль за использованием средств.
Содержание финансового планирования в организации заключаетсяв следующем:
· анализ ипланирование денежных потоков;
· выбор стратегиипривлечения внешних ресурсов;
· управлениеоборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
· разработка учетнойи налоговой политики;
· выбор дивиденднойполитики.
Кроме того, особенностью финансового планирования является:
· объектомфинансового планирования выступает финансовая деятельность;
· сфера егодействия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемыепосредством финансов при образовании, распределении и использовании фондовденежных средств;
· финансовоепланирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства;
· финансовые планы,показатели, задания всегда выражаются в стоимостной форме [18, с. 171].
В условиях административно-командной системы формирования ираспределения денежных доходов и накоплений, их группировка в централизованныхи децентрализованных фондах накопления денежных средств определяласьпосредством директивного планирования как одного из методов управления, в томчисле и финансами. Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку планесть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение [12, с. 6].Более того, рынок еще более требователен к качеству финансового планирования,так как в рыночных условиях за неблагоприятные последствия своей деятельности ответственностьнесет непосредственно сама коммерческая организация.
Место финансового планирования в рыночной экономикеопределяется тем, что планирование есть одна из функций управления, поэтомуфинансовое планирование – функция управления финансами [5, с. 90]. Финансовоепланирование – важный элемент государственного регулирования экономики, приэтом значительную роль в условиях рыночной экономики играет не столькопланирование на уровне государства, сколько планирование на уровне отдельныхсубъектов хозяйственной деятельности, на планы и результаты деятельностикоторых и должно опираться планирование государства. Это объясняется тем, чтоименно в коммерческих организациях создается национальный доход, происходитобразование и распределение прибыли, которые являются главными источникамифинансовых ресурсов как государства, так и самих субъектов хозяйствования.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсыи финансовая деятельность субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы – это фондыденежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующихсубъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределениячасти стоимости ВВП, главным образом чистого дохода в денежной форме, ипредназначенные для воспроизводства и общегосударственных потребностей [18, с.39]. Финансовое планирование акцентирует внимание на:
· движениифинансовых ресурсов;
· финансовых отношениях,возникающих при формировании, распределении и использовании финансовыхресурсов;
· стоимостных пропорциях,образуемых в результате распределения финансовых ресурсов.
Особенностью финансового планирования является то, что оносильно меняется в зависимости от сферы деятельности и организационно-правовойформы. Планирование и прогнозирование децентрализованных и централизованныхфинансов отличается между собой. Финансовые планы коммерческих организаций, вкоторых в основном и создается национальный доход, особое внимание уделяюттаким показателям, как определение планируемой прибыли, размеров и направленияиспользования денежных средств, необходимости и возможности страхования отнепоставки материалов, несостоятельности заказчика. В то же время финансовыепланы некоммерческих организаций уделяют больше внимания вторичным доходам,создаваемым посредством перераспределения. Финансовые планы государственныхучреждений обосновывают только расходы. На специфику финансового планированиявлияет также отрасль, к которой принадлежит организация.
Целью планирования финансов является определение возможныхобъемов поступления денежных средств и их расходование в плановый период.
К задачам планирования финансов относят:
1. обеспечениехозяйственного процесса необходимыми денежными средствами;
2. установлениефинансовых отношений с другими фондами финансовых ресурсов;
3. осуществлениеконтроля за образованием и использованием денежных фондов.
Так, в рамках хозяйствующего субъекта эти цели можноконкретизировать. Цели финансового планирования коммерческой организациизависят от выбранных критериев принятия финансовых решений. Основополагающимиявляются следующие:
1. максимизацияпродаж;
2. максимизацияприбыли;
3. максимизациясобственности владельцев компании.
Два первых критерия отражают рыночную активность коммерческойорганизации, однако ключевым все же является третий критерий, так как отражаетжизнеспособность компании в длительной перспективе.
Сложнее определить задачи финансового планирования дляорганизаций, не имеющих рыночной цены. В данном случае, как считают некоторыеэкономисты, следует обращать внимание на величину потока денежных средств,вероятность получения дохода и риск.
Методология финансового планирования базируется на следующихпринципах:
· принцип научностифинансового планирования;
· принципкомплексности;
· принципсистемности;
· принципкомпетентности;
· принципадаптивности;
· ограниченностиресурсных возможностей;
· принципоптимальности [17, с. 18].
Методологическая база финансового планирования постояннорастет. Методология финансового планирования направлена на разработкуфинансового плана. Она включает:
1. познание действияэкономических законов развития финансов;
2. изучениетенденций развития и состояния объекта планирования (финансовые показатели);
3. организацияфинансового планирования на определенных принципах;
4. организацияфинансовой деятельности [5, с. 99].
Финансы развиваются по объективным законам экономики, которыедолжны учитываться при финансовом планировании:
· закон полученияприбыли – закон выгоды каждого субъекта, любого хозяйственного процесса. Всеэкономические отношения базируются на стремлении получить прибыль;
· закон стоимости –предполагает, что общественный труд, затраченный на производство, проявляется встоимости. Одно из выражений стоимости – цена;
· закон конкуренции– состязательность хозяйствующих субъектов, когда их действия ограничиваютвозможности каждого;
· закон денежногообращения – определяет количество денег, необходимое для обеспечения товарногообращения;
· закон накоплениякапитала – капитал находится в движении и представляет собой самовозрастающуювеличину. Величина прироста стоимости, вызванная вложением капитала, должнапревращаться в дополнительный капитал;
· закон экономиивремени – по мере развития производственных отношений время, затрачиваемое напроизводство единицы блага, сокращается.
Для изучения состояния изучаемого объекта используются такиеобщие методы, как синтез, качественный и количественный анализ.
Специальные методы делят на методы расчета отдельныхфинансовых показателей и общие методы составления финансового плана. К первымотносят:
· Нормативный метод– на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативоврассчитывается потребность субъекта в финансовых ресурсах и их источниках;
· Расчетно-аналитический– на основе анализа достигнутой величины показателя и его динамикирассчитывается его плановая величина. В основе этого метода лежит экспертнаяоценка.
· Балансовый –путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовыхресурсов и потребности в них;
· Метод оптимизацииплановых решений – разрабатывается несколько вариантов планового показателя, азатем выбирается наиболее оптимальный;
· Экономико-математическоемоделирование позволяет найти количественное выражение взаимосвязей междуфинансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину.
Во вторую группу включают балансовый метод, сетевой метод ипрограммно-целевой метод. Сетевой метод применяется при планировании сложныхсистем, основан на теории графов и позволяет на основе применения сетевоймодели осуществлять весь управленческий процесс, то есть планировать,организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Длярешения крупных проблем перспективного развития используются программно-целевыеметоды, которые представляют собой систему методов планирования и управленияпрограммой.
Для разработки финансовых планов и анализа необходимой для ихразработки информации могут использоваться методы социально-экономической статистики,математико-статистические методы изучения связей, методы экономическойкибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методисследования операций и теории принятия решений и другие.
В рамках методов финансового планирования выделяютпрогнозирование финансовых показателей. В данном случае понятие прогнозаупотребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовыхпланов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрати т.п. Это придает расчетам определенную гибкость, позволяет вносить коррективыв зависимости от изменившихся обстоятельств. Прогнозы всегда основываются наопределенных допущениях. Для прогнозирования финансовых показателей используюткомпаудинг (принцип перехода от текущей стоимости капитала к его будущейстоимости), дисконтирование и индексацию. В этом случае чаще всего используютсяметоды для прогнозирования одного или нескольких показателей.
Финансовое прогнозирование можно рассматривать и болеешироко. В этом случае финансовое прогнозирование заключается в изучениивозможного финансового положения объекта планирования и прогнозирования вбудущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов дляобеспечения необходимой устойчивости объекта прогнозирования при финансированииопределенных расходов. Прогноз перспектив финансового состояния предприятияимеет значение и для внешних пользователей экономической информации. В их числовходят банки, которые в процессе кредитования обеспечивают финансовыми ресурсамиссудозаемщика, заинтересованы в своевременном погашении кредита, имеют доступ ктекущей финансовой отчетности клиентов и возможности для анализа ипрогнозирования. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводитсязначительная работа по прогнозированию банкротства предприятий. Финансовоепрогнозирование создает основу для годового и перспективного финансовогопланирования на тот период, который можно считать подходящим для достоверногоплана. В западной практике — это обычно 3-5 лет [11]. Такие прогнозы чаще всегореализуются в довольно полных формах прогнозной отчетности, где показатели илиувязаны между собой, или прогнозируются исходя из индивидуальной динамики.
До середины 80-х годов прошлого века существовало несколькообщепризнанных методов прогнозирования временных рядов:
· эконометрические;
· статистические;
· регрессионные;
· методыБокса-Дженкинса (ARIMA, ARMA);
· а также методэкспертных оценок и некоторые другие.
Начиная с конца 80-х годов, в научной литературе былопубликован ряд статей по нейросетевой тематике, генетическим алгоритмам.Сегодня появляется огромное количество инструментов прогнозирования,реализованных в виде пакетов программ.
Финансовое планирование играет значительную роль в экономике– как в командно-административной, так и в рыночной. В рамках рыночнойэкономики особую роль приобретают финансовые планы предприятий, на которые иопирается государственное финансовое планирование. В командной экономике,наоборот, финансовые планы предприятий опираются на государственные программы.Финансовое планирование и прогнозирование опирается на ряд принципов(адаптивность, научная обоснованность, комплексность, системность и другие) идля его осуществления разработано довольно большое количество различныхметодов.
финансовое планирование управление денежный
2. Системафинансовых планов и прогнозов
Основой финансового планирования являются финансовые планы.Финансовый план – особая форма плана, показатели которого всегда отражаются вденежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенныйпериод. Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовыепланы составляют систему финансовых планов [18, с. 181].
Финансовое планирование выражается в разработке финансовыхпрогнозов, программ и планов. В состав финансового плана могут входить:
· Прогноз –заключение о предстоящем развитии события. Прогнозирование означает разработкуна длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом илиего различных частей. В отличие от планирования прогнозирование не ставитзадачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы [5, с.111].
· Программа –директивный, адресный, плановый документ. Программа предусматривает комплексмероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполненияпланируемых работ, относящихся к разным сферам деятельности. Прообразомпрограммы является сетевой график.
· Концепция –документ, выражающий единый замысел какого-либо явления.
· План представляетсобой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей,содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения.
· Бюджетпредставляет собой детальный план или смету, которая в цифровом выраженииотражает планируемые объемы продаж, расходов, прибыли.
· Платежныйкалендарь — это график поступлений средств и платежей компании. С помощьюплатежного календаря финансовый менеджер осуществляет управление денежнымипотоками компании и контролирует их исполнение [19].
· В отличие отбюджета движения денежных средств, платежный календарь позволяет производитьоперативное планирование денег.
· Смета — финансовый план бюджетных организаций, в котором в основном отражаются расходыданной организации.
· Баланс доходов ирасходов — обобщающая часть финансового плана, в которой отражаются встоимостном выражении результаты производственно-хозяйственной деятельности:доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитныевзаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.
Видами финансового планирования по уровню являются:
· Централизованноефинансовое планирование – макроэкономическое (государственное) планирование,территориальное (региональное) планирование;
· Децентрализованноефинансовое планирование — межфирменное планирование, микроэкономическое (внутрифирменное)планирование.
По содержанию планируемых процессов выделяют экономическое,социальное, научно-техническое, экологическое планирование.
Как уже было сказано, финансовые планы делятся на двеосновные группы – централизованные (общегосударственные) и децентрализованные.
Централизованные финансовые планы обосновывают движениеобщегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительныепроцессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегдаявляются сводными, направлены на общегосударственные ресурсы, формируемые ираспределяемые на макроуровне и охватывающие сферу финансовой деятельностигосударства. Основной целью таких планов является обоснование финансовойполитики государства на конкретный период. Централизованные планы, в своюочередь, делятся на общегосударственные и отдельных регионов. Примеромцентрализованных планов является государственный бюджет. К централизованнымфинансовым планам относят бюджеты специальных государственных программ, бюджетывнебюджетных фондов. Централизованные финансовые планы в основном состоят издвух основных статей – статья доходов и статья расходов.
Децентрализованные финансовые планы составляются различнымипредприятиями, организациями, обществами, ведомствами, учреждениями. Такиефинансовые планы предназначены для обоснования индивидуального кругооборотаденежных средств конкретного субъекта хозяйствования. Их назначение заключаетсяв определении расходов и доходов определенного объекта, финансовые результатыего деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовыхресурсов. Наиболее распространена классификация децентрализованных планов поформе собственности: различают финансовые планы государственных, арендных,кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранныхпредприятий, частных фирм, общественных организаций [18, с. 179]. В рамках этойклассификации финансовые планы также отличаются между собой по форме исодержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферойдеятельности предприятия, его типа и размера.
Финансовые планы бюджетных организаций носят название смет иопределяют в основном их расходы. Предприятия, работающие на коммерческомрасчете в рамках административно-командной экономики составляли балансы доходови расходов, в рамках рыночной экономики возрастает значение бизнес-планов.Финансовый раздел бизнес-плана включает ряд таблиц и балансов: прогнозареализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов идоходов, иногда – прогнозный баланс активов и пассивов.
Выделяют три основных вида планирования по сроку:долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Применение того или иного вида плана зависит от самойорганизации. Весь цикл финансового планирования можно разделить на три основныхэтапа:
1. циклстратегического планирования, в котором участвует высшее руководствопредприятия;
2. операционныйцикл, в рамках которого менеджеры трансформируют качественные стратегическиецели в конкретные планы;
3. циклбюджетирования, в рамках которого на операционные планы начинает влиять цена [13,с. 87].
В рамках первого цикла обычно создаются стратегические иперспективные планы. В рамках второго – бизнес-планы, в рамках третьего –бюджеты и оперативные планы. Иногда бизнес-планы относят к первому уровнюпланирования.
Помимо уже названных классификаций существует еще одна,наиболее дискуссионная, по сущности финансового планирования и прогнозирования.В рамках этой классификации выделяют перспективные, текущие и оперативныепланы. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительныйпериод с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы – это задания натекущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. Приэтом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упорделается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случаеперспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные – текущим, а краткосрочные– оперативным.
Некоторые авторы расширяют эту классификацию, выделяя:
1. стратегические;
2. перспективные;
3. бизнес-планы;
4. текущие (илибюджетирование);
5. оперативные [12,с. 10].
Иногда в рамках этой классификации выделяются наравне состратегическим планированием индикативное и директивное.
Индикативные (направляющие) планы, которые часто называютпланами-прогнозами, характеризуются рекомендательным характером инеобязательностью ресурсного обеспечения. К их недостаткам относятневозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за ихреализацией. Индикативные планы чаще всего составляются на средне- икраткосрочную перспективу. В состав индикативных планов обычно входитконцептуальная, прогнозная и планово-регулирующая часть. В последнейуказываются система индикаторов выполнения или невыполнения плана.
Директивные планы в основном составляются на средне- идолгосрочную перспективу. В них указываются в качестве целей основныепоказатели и методы их достижения. Директивные планы должны предусматриватьмноговариантность событий в планируемом периоде и интервалы колебания значенияосновных показателей в зависимости от наступления того или иного события.
В силу развития мировой экономики и процессов интеграциипоявилась объективная необходимость в создании стратегического планирования. Врамках стратегического планирования национальная экономика рассматривается какединая система. Этот вид планирования ориентирован на долгосрочную перспективуи определяет основные направления развития любого элемента национальнойэкономики. Основной целью стратегического планирования является обеспечениепотенциала будущего успешного развития объекта планирования. Стратегическоепланирование может осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях [17, с. 21].Стратегический план может включать в себя следующие разделы: корпоративнаямиссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»;инновации, инвестиции. Объектами стратегического планирования могут бытьрыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развитияпредприятия, совершенствования производственной структуры, повышение финансовойустойчивости, кадровое развитие и т. д. [4, с. 19].
Бизнес-план деятельности предприятия — это программа егопроизводственно-хозяйственной деятельности на ближайший и отдалённый периоды всоответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов.Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на 3-5 лет (иногда на год), причёмосновные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго– поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период ихфункционирования [8, с. 333].
К числу основных целей обращения к процедурамбизнес-планирования следует отнести:
1) создание стратегии развития компании;
2) определение тенденций развития предприятия;
3) совершенствование какого-либо процесса (изделия);
4) моделирование бизнес-процессов [15, с. 59].
В практике планирования в зависимостиот решаемых организацией задач можно выделить следующие типы бизнес-планов:
1) производственный (внутренний)бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельностиорганизации; для определения целей развития в предстоящем плановом периодеПроизводственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательноспланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения,а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, конъюнктуры рынка;
2) инвестиционный бизнес-план, который является основнымдокументом, позволяющим обосновать и оценить возможности инвестиционногопроекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию вбудущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность,окупаемость и другие показатели. В инвестиционном бизнес-плане должны бытьмаксимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратностикредита и своевременная уплата процентов за пользование им;
3) бизнес-план финансового оздоровления, которыйсоставляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, ипредлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнегоуправления ее имуществом;
4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополненияоборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов
развития действующего производства [21,с. 18].
Структуру бизнес-плана определяет сама организация, однакообычно он включает следующие разделы:
1. Общие сведения;
2. Резюме;
3. Прогнозированиепроизводства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов;
4. План маркетинга;
5. План организациипроизводства;
6. Организация иуправление предприятием;
7. Юридический план;
8. Меры попредупреждению спада производства;
9. Финансовый план;
10. Стратегияфинансирования.
Финансовый аспект бизнес-плана представлен в дух последнихразделах. Финансовый план – важнейшая составляющая бизнес-плана. Финансовыйплан включает в себя следующие самостоятельные разделы: план по себестоимости,план по прибыли, расчёт точки безубыточности [21, c. 22]. Плановые финансовые расчеты оформляются в видеследующих таблиц: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз потока денежныхсредств; прогноз баланса.
Бюджеты могут быть краткосрочными (разрабатываются на месяц,квартал) и долгосрочными – на несколько лет вперед. Краткосрочные бюджеты вомногом совпадают с понятием оперативного плана. В количественной форме бюджетотражает ожидания по поводу будущих доходов, финансового состояния предприятияи перспективных денежных потоков. Мастер-бюджет (сводный бюджет) представляетсобой общий свод всех целей и задач, которые стоят перед предприятием и егоструктурными подразделениями. Эти цели и задачи охватывают желаемые уровнипродаж, производства, реализации, объемов финансирования и административныхрасходов. Существует множество различных видов бюджетов. Среди них можновыделить основные:
· гибкие бюджеты –при заданном объеме выпуска продукции сравниваются фактические и бюджетируемыеоперации;
· бюджет капитала –долгосрочный бюджет, предназначенный для планирования закупок долгосрочныхфиксированных активов;
· сводный бюджет,который делится на операционный (производственный) бюджет и финансовый бюджет.В первом отражаются расходы, связанные с основной производственнойдеятельностью предприятия, в него входят бюджеты продаж, производства, затратсырья, материалов, труда, общезаводских накладных расходов, прибыли и убытков.Финансовый бюджет состоит из бюджета денежной наличности, бюджета капитала иотбюджетированного баланса [13, с. 90].
Таким образом, финансовые планы взаимосвязаны между собой ипредставляют собой систему финансовых планов и прогнозов. Планированиеневозможно без предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планывключают в себя финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовыхпланов и прогнозов: централизованные и децентрализованные, стратегические,перспективные, бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические,социальные, технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы,которые фактически являются финансовыми прогнозами.
3. Финансовоепланирование в Беларуси и пути его совершенствования
Появление финансового планирования рассматривают в рамкахпоявления менеджмента, финансового менеджмента, а также в рамках развитияэкономики различных стран. В первом и втором случае датой возникновенияфинансового планирования как такового считается конец 20-го века [10, с. 51].
Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем,то есть определяется господствующей на данный момент времени экономическойситуацией в стране. В этом заключается ограниченность первых двух подходов. В третьемподходе дата становления финансового планирования определяется моментомпоявления административно-командной экономики, поскольку именно ей присущачерта централизации, причем как на уровне экономики в целом, так и на уровнеотдельных предприятий [10, с. 53]. В этом подходе датой возникновенияфинансового планирования является 1918 год.
В СССР финансовое планирование рассматривалось как составнаячасть планирования народного хозяйства. Основными задачами финансовогопланирования на том этапе считалось определение объёмов и источниковформирования фондов денежных средств по финансовому обеспечению затрат наразвитие экономики, ускорение научно-технического прогресса и более полноеудовлетворение материальных и культурных потребностей населения; выявлениерезервов дополнительного роста производства и денежных накоплений; соблюдениеэкономии в использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов; достижениеединства всей системы финансовых планов; организация выполнения финансовыхпланов путём контроля рублём за хозяйственно-финансовой деятельностьюпредприятий и организаций.
Различные звенья финансовой системы разрабатывали своифинансовые планы: балансы доходов и расходов государственных предприятий,объединений и министерств; финансовые планы колхозов и др. кооперативныхорганизаций, а также общественных организаций; сметы бюджетных учреждений;Государственный бюджет СССР; бюджет государственного социального страхования;финансовый план государственного имущественного и личного страхования; сводныйфинансовый план народного хозяйства, призванный обеспечить координацию ресурсоввсех финансовых планов, способствовать взаимной увязке важнейших подразделенийнародно-хозяйственного плана.
Развитие и совершенствование финансового планированияосуществлялось в направлении более полного учёта в планах общественныхпотребностей и их удовлетворения при данных затратах трудовых, материальных ифинансовых ресурсов, усиления сбалансированности экономики, повышения научногоуровня и развития перспективного финансового планирования [20].
На протяжении 1918-1921 гг. господствовала жесткаяцентрализация системы хозяйственных отношений, происходила национализациябольшинства крупных, средних и мелких предприятий. Формой финансирования наэтом этапе является предоставление авансов из специального фонда бюджета,которые представлялись государственным предприятиям. На этом этапе как элементфинансового планирования существует проект сметы из бюджета предприятия,который составлялся на сметный период. Смета содержала основные группырасходов, сроки их осуществления, ориентировочный краткий производственный планс указанием количества предлагаемых к выпуску в течение сметного периодаизделий и их стоимости.
1922-1925 гг характеризуются переходом к НЭПу,денационализацией мелких предприятий и переходом крупных предприятия накоммерческий расчет с государством. Денежные авансы по истечению операционногопериода подлежали возмещению. Бюджетное финансирование предприятий постепеннопринимает две основные формы: дотации и казначейские ссуды. Основным документомфинансового планирования по-прежнему остаются сметы, однако составляются они нагод. В доходной части отражались все поступления предприятия, в расходной –затраты на заработную плату, создание производственных запасов,строительно-ремонтные работы и прочие расходы.
В 1925-27 гг. началось формирование системы распределениядоходов между трестами и государством, распределения прибыли по отдельнымнаправлениям деятельности. К сметам доходов и расходов добавляется директивныйбаланс, который составляется на год с распределением по квартальным датам. Посвоей форме директивный баланс был близок к бухгалтерскому балансу и состоял издвух частей – активной и пассивной.
1929-1931 гг. характеризуются нововведениями в финансовомпланировании – финансовый план предприятий стал разрабатываться в составепромфинплана и включал приходно-расходный план и сравнительную таблицубухгалтерских балансов на начало и конец планируемого периода.
1930-е гг. характеризуются проведением кредитной и налоговойреформ, формирования централизованного механизма управления экономикой,введения государственной системы краткосрочного кредитования, изъятия основноймассы чистого дохода предприятий в бюджет, а также внедрения механизма прямогодирективного планирования. Доминирующим документом финансового планированияявляется финансовый план.
В 1939 году был введен баланс доходов и расходов, которыйсостоял из трех частей – доходы, расходы, взаимоотношения с бюджетом. В 1957году были внесены существенные изменения в баланс доходов и расходов,основанная на принципе отражения чистых доходов и расходов. До 1990-х гг.баланс доходов и расходов просуществовал в таком виде, все поправки, которыевносились в него, касались только некоторых статей, не затрагивая основных егопринципов. Недостатком этих планов были их оторванность от реальной ситуации, атакже невозможность отражения всех финансовых отношений в балансе [10, с. 56].
Переход от административно-командной экономики к рыночнойсистеме хозяйствования ликвидировал существовавшую в стране системудолгосрочного планирования, а вместе с тем исчезла и система внутрифирменногопланирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность,а новые созданы не были. До 1991 г. практически все государственные предприятияразрабатывали годовой финансовый план с поквартальной разбивкой показателей(баланс доходов и расходов). Методика составления этого документа (в составетехпромфинплана) была рекомендована министерством финансов бывшего СССР в1988г. Финансовый план в рекомендованной форме позволял сопоставить всеплановые доходы и расходы, увязывать направления расходования средств ссоответствующими источниками финансирования, а также определять взаимоотношенияс бюджетной и кредитной системами. В большей мере баланс доходов и расходовразрабатывался не для самого предприятия, а для вышестоящей организации,финансовых органов и банков. Распад СССР привел к ликвидации существовавшейсистемы планирования. С переходом к рыночным отношениям потребовалисьрадикальные изменения методов хозяйствования. На первом этапе переходнойэкономики (1991 – 95) намечалось придать управлению демократический характер наоснове расширения прав и самостоятельности предприятий. Однако при этом не былизадействованы факторы мотивации высокопроизводительного труда. При распадеполитической системы и отсутствии научно обоснованной теории управленияэкономикой в переходный период это привело в определенной степени к потереуправляемости социально-экономическими процессами. В этот период практически небыло единого государственного плана экономического и социально развития страны.Его заменяли различные прогнозы и программы, система государственных заказов,которые при отсутствии необходимых макроэкономических условий для производстване оказывали существенного влияния на народное хозяйство. Годовое планированиеуступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острыхпроблем производства, материально-технического обеспечения и распределенияресурсов.
С целью преодоления негативных тенденций в стране былиразработаны Программа неотложных по выходу экономики из кризисного состояния,Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на1996-2000 годы. Государственное регулирование социально-экономических процессовна основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативноепланирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой впереходный к рыночным отношениям период.
Планирование и прогнозирование в условиях переходнойэкономики затруднено в связи с нестабильностью макроэкономических показателей.Кроме того, в условиях переходного периода качественно видоизменяютсясодержание и функции существовавшего ранее годового планирования ипрогнозирования, усиливается его индикативный характер [14, с. 5].
Финансовое планирование осуществляется на макроуровне имикроуровне, и в рамках различных уровней имеет свои особенности. Длясоставления централизованных финансовых планов все страны разрабатываютсобственные модели.
При макромоделировании переходных экономик возникаютсерьезные стратегические и практические проблемы. Вероятно, самая большаяпрактическая проблема – это узость методологически сопоставимой информационнойбазы, препятствующая использованию распространенных в рыночной экономикеэконометрических моделей и требующая разработки специальных моделей переходнойэкономики, ориентированных на малые ряды данных.
С 1994 года в Республике Беларусь началась разработкасобственной среднесрочной макроэкономической модели, позволяющей осуществитьпрогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовыхресурсов в экономике республики. Результаты модельных расчетов былииспользованы при обосновании Концепции прогноза социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 1998 и 1999 годы. Содержательная логика данной моделисостоит в оценке ВВП по факторам со стороны предложения с последующимсогласованием спроса и предложения с экономической политикой илимакроэкономическими условиями. Работа над моделью ведется и на современномэтапе.
Национальным Собранием Республики Беларусь в апреле 1998 годабыл принят закон «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Республики Беларусь», который определяетсистему государственных прогнозов и планов развития страны.
Система государственных прогнозов социально-экономическогоразвития включает:
1. на долгосрочнуюперспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направлениясоциально-экономического развития на 10 лет;
2. среднесрочнуюперспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;
3. краткосрочную –годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь [16, с.544].
На современном этапе децентрализованное финансовоепланирование предполагает два направления – стратегическое и текущее.Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции итемпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализациистратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлятьстратегическое планирование обусловлена развитием научно-техническогопрогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспективнаучно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимостьсоставления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовыепланы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они несодержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепциюфинансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовыепланы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход наглавный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый планпозволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможностиинвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом [Колпина, 2].
Оперативные финансовые планы в форме платежных календарейнеобходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей илименьшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.
Характерными чертами в организации финансового планированияпредприятий за рубежом является обязательность разработки планов, определение втекущих планах ответственных исполнителей по операциям, статьям, задачам,последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, таки перевыполнения в разрезе статей поступлений и выплат. Принцип плановости вдеятельности отечественных предприятий нуждается в укреплении. В практике можнонаблюдать отход от непрерывности финансового планирования и взаимоувязкиразличных финансовых планов. Проведенное исследование состояния финансовогопланирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленностиРеспублики Беларусь показало, что не все предприятия определяют финансовуюстратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию вфинансовом планировании. Единицы из них при разработке планов используют приемыфинансового менеджмента и многовариантные расчеты, компьютерные программы.Однако в целом интерес предприятий к вопросам финансового планированиявозрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системыфинансовых планов. Поскольку разрабатываемые финансовые планы охватываютразличные горизонты планирования, у предприятий возникает потребность иметьплановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видовпланов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения.В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятияразрабатывают бизнес-планы в следующих целях:
1. для получениябанковских кредитов и бюджетных ссуд;
2. в случаеприватизации государственных предприятий;
3. для обоснованияинвестиционных проектов;
4. для обоснованияпрограммы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса [9, с. 2].
В переходный период бизнес-план занимает центральное место всистеме финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочныйплан. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, тонаиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В такомслучае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходови поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой,для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.
Форма годового финансового плана не изменилась. Как и ранее впрактике СССР, он имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из трехразделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств,взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Дляобоснования статей финансового плана составляют сметы продаж, затрат напроизводство и реализацию продукции, работ, услуг, план финансированиякапитальных вложений, расчет потребности в оборотных средствах, сметыобразования и расходования специальных фондов денежных средств и др.
Годовой финансовый план долгое время был основным финансовымпланом. Его приоритет поддерживался государством, которое посредствомфинансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронностьпоступления денежных средств и их расходованием.
В условиях перехода к рыночной экономике ответственность зарезультаты деятельности лежит на самих предприятиях. Поскольку многовариантныерасчеты с использованием компьютерной техники являются для нашей практикиисключением, то ценность текущего финансового плана снижается. Кроме того, плановыерасчеты в условиях инфляции требуют постоянной корректировки, что набольшинстве предприятий не производится.
Кризисные явления в экономике выявили все недостаткипланирования вообще и финансового планирования в частности. Как показалапрактика, в ряде случаев финансовое планирование на предприятии осуществляетсяформально и ограничивается расчетом прибыли [2, с. 35]. Мировой финансовыйкризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, что проявилось в остатках готовой продукции на складах, сниженииобъемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателейплатежеспособности. В этих условиях возникает необходимость осуществления мер ворганизации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управлениявыручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью,организации кредитования [1, с. 64].
Экономику нашей страны можно охарактеризовать как переходную.Такие экономики, как правило, характеризуются общей нестабильностью макроэкономическихпоказателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции,необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой моделиэкономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой экономикипланирование вообще и финансовое планирование в частности затруднено и имеетряд особенностей:
1. необходимостьпроведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-,так и на микроуровнях;
2. затрудненностьпроведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозированиямакроэкономической ситуации;
3. необходимостьучета инфляции при планировании.
В рамках децентрализованного планирования необходимо решитьследующие проблемы:
1. необходимостьучета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;
2. необходимостьвнедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов,использование компьютерной техники. На сегодняшний день использованиемноговариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самоекасается и различных программных продуктов, хотя интерес к последнимувеличивается;
3. необходимостьвнедрения новых форм планирования – например, стратегических планов,бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получениикредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введениябизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятиис 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать остратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнемуразрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннегоиспользования;
4. формальностьпроведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей– выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];
5. несбалансированностьпланов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.
В рамках централизованного планирования необходимо решитьследующие проблемы:
1. необходимостьразработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования,в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще ифинансовую сферу в частности в республике;
2. несбалансированностьпланов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболееслабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушениепервоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), чтоведет к невыполнению отдельных параметров;
3. изначальнозаложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения,нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповыепараметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранныегосударственные приоритеты, реализовать которые без нарушениямакроэкономического равновесия представляется невозможным [14, с. 8].
Выше были выделены проблемы централизованного идецентрализованного финансового планирования. Тем не менее, макро- имикроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитиедолжно происходить параллельно друг другу и сбалансированно. Для дальнейшегоразвития финансового планирования необходимо:
· расширение правпредприятий (в частности – приватизация);
· сокращениеадминистративных методов управления экономикой;
· усилениеэкономической свободы предприятий;
· усилениехозяйственных связей с иностранными предприятиями;
· снижениеналоговой нагрузки;
· заимствованиеопыта развитых стран;
· улучшениемакроэкономической ситуации.
По итогам кризиса, для децентрализованного финансовогопланирования можно выделить такие направления совершенствования финансовогопланирования, как изменения в управлении выручкой от реализации. Необходимопересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения объемовпродаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения себестоимостии прибыли, объемов продаж, обоснование возможности сохранения достигнутыхрезультатов финансовой деятельности.
Для централизованного финансового планирования актуальным ещенесколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейшихнаправлениях экономического развития и необходимость создания резервных фондов.Так, целевые программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 годасоставляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странахбольшая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальныевложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета,резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканскогобюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и местныебюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую деятельностьнаправлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым способом финансировалосьоколо 85% расходов республиканского бюджета [6]. В 2010 году расходыреспубликанского бюджета на научную, научно-техническую и инновационнуюдеятельность в 2010 году составят 530,660 млрд руб, или всего 1%республиканского бюджета, то есть сохранятся на прежнем уровне.
В остальном же структура расходов бюджета претерпелазначительные изменения. Так, через целевые программы теперь финансируется около24% расходов республиканского бюджета, если учитывать инвестиционную целевуюпрограмму – 28%. Увеличились расходы на капитальные вложения. Резервный фондувеличился до 7% от объема республиканского бюджета.
Основными направлениями целевого финансирования являетсясельское хозяйство, информационные технологии, социальная сфера, энергосбережениеи экология, электронная промышленность, медицина и здравоохранение, образованиеи другие. На финансирование государственной инвестиционной программы будетнаправлено 4% республиканского бюджета [7].
В условиях административно-командной экономики доминирующееположение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальнымстал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так ина микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономикезатруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а такженеобходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. Насовременном этапе ведется работа по разработке системы планирования ипрогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельныхпредприятий и организаций.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование и прогнозирование является важнымэлементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства вцелом. В условиях переходной экономики осуществление планирования ипрогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании.Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современнойэкономики Республики Беларусь.
Финансовое планирование играет значительную роль в экономике– как в командно-административной, так и в рыночной. В рамках рыночнойэкономики особую роль приобретают финансовые планы предприятий, на которые иопирается государственное финансовое планирование. В командной экономике, наоборот,финансовые планы предприятий опираются на государственные программы. Финансовоепланирование и прогнозирование опирается на ряд принципов (адаптивность,научная обоснованность, комплексность, системность и другие) и для егоосуществления разработано довольно большое количество различных методов. Рольфинансового планирования и прогнозирования велика как для рыночной экономики,так и для плановой. Отличие заключается в том, какой тип планирования играетключевую роль – директивный или индикативный.
Финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляютсобой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно безпредварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себяфинансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов:централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные,бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные,технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которыефактически являются финансовыми прогнозами, и директивные планы. Финансовыепланы различаются в зависимости от того, составляются они для государства вцелом или для отдельных субъектов хозяйствования.
В условиях административно-командной экономики доминирующееположение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальнымстал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так ина микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономикезатруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а такженеобходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. Насовременном этапе ведется работа по разработке системы планирования ипрогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятийи организаций. На общегосударственном уровне разрабатывается модельпланирования и прогнозирования, разрабатываются планы на долгосрочную,среднесрочную и краткосрочную перспективы. На микроуровне в качествеобязательного элемента финансовой документации предприятия с 2005 года введенбизнес-план. Тем не менее, как на микро-, так и на макроуровнях существует рядпроблем.
В качестве направлений развития финансового планирования ипрогнозирования следует выделить расширение прав предприятий, разработку финансовыхпланов и прогнозов не только для внешних органов, но и для внутреннегоиспользования, расширение методологической базы планирования и прогнозирования(многовариантность расчетов, учет инфляции, увеличение числа рассчитываемыхпоказателей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аносов, В. М. Обиспользовании резервов совершенствования финансового планирования в современныхусловиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2009. — №7. – С. 64 –68.
2. Аносов, В. М.Совершенствование финансового планирования – основа финансовой устойчивости иэффективности бизнеса в современных условиях / В. М. Аносов //Планово-экономический отдел. – 2010. — №1. – С. 35-38.
3. Аносов, В.Совершенствование финансового планирования / В. Аносов // Финансы. Учет. Аудит.– 2007. — №7. – С. 9-11.
4. Афитов, Э. А.Планирование на предприятии / Э. А. Афитов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2001. –285 с.
5. Балабанов, И. Т.Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. –Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 206 с.
6. Закон РеспубликиБеларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 26 декабря 2007 г., № 303-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.
7. Закон РеспубликиБеларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 29 декабря 2009 г., № 73-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа:11.11.2010.
8. Золоторогов, В.Г. Организация и планирование производства: практическое пособие / В. Г.Золоторогов. — Минск: ФУАинворм, 2001 – 528 с.
9. Колпина, Л. Г.Формирование новой системы финансовых планов предприятий / Л. Г. Колпина //Предпринимательство в Белоруссии. – 2001. — № 2. – С. 2-3.
10. Кулик, О. С.Финансовое планирование деятельности на предприятии: история возникновения иразвития, современное состояние / О. С. Кулик // Финансовый менеджмент. – 2009.- №5. – С. 51- 57.
11. Курспредпринимательства / под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара[Электронный ресурс].—Режим доступа: www.bibliotekar.ru/biznes-39/index.htm.
– Дата доступа: 27.10.2010.
12. Лихачева О. Н.Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие / О. Н.Лихачева. — Москва: Проспект, 2003. – 264 с.
13. Лобанова, Е. Н.,Лимитовский, М. А. Модульная программа для менеджеров / Е. Н. Лобанова, М. А.Лимитовский. – Москва: Инфра-М, 2000. – 212 с.
14. Матяс, А. А.Методические подходы к разработке годовых макроэкономических прогнозов вРеспублике Беларусь, / А. А. Матяс // НИРС – 2001: тезисы докладовреспубликанской научно-практической концеренции, Минск, 28 июня 2001 г.: в 2 томах / Министерство экономики Республики Беларусь; под ред. С. С. Полоник. – том 2. –с. 5-8.
15. Мелких, Е. Г.Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Г. Мелких.― Мн.: Бнту, 2005. – 80 с.
16. Национальнаяэкономика Беларуси / В. Н. Шимов, Я. М, Александрович, А. В. Богданович [идр.]; под ред. В. Н. ШИмова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
17. Стратегическое планирование/ А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов [и др.]; под ред. А. Н. Петрова. — Санкт-Петербург: «Знание», 2004. – 198 с.
18. Теория финансов /Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь [и др.]; под общей ред. Н. Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997. – 367 с.
19. Управленческийучет для небольших предприятий // Бухучет [Электронный ресурс].—Режим доступа: www.bizuchet.tmweb.ru/content/view/56/.– Дата доступа: 24.10.2010.
20. Финансовоепланирование // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].—Режимдоступа: bse.sci-lib.com/article116356.html. – Дата доступа: 24.10.2010.
21. Чернобривец, А.С. Бизнес-планирование в организации / А. С. Чернобривец // Экономика. Финансы.Управление. – 2006. ― № 3 (75). ― С. 17-23.