ПЛАН:
Введение…………………………………………………………………..3
1. Принципы рационального использования минеральных ресурсов и организация горного производства…………………………………………………………….5
Список использованной итературы…………………………………………28
Введение
Масштабы освоения недр в бывшем СССР характеризовались следующими данными: страна обеспечивала около 28% мирового горного производства (США около 23%); СССР занимал ведущее место в мире по добыче нефти, угля, железной и марганцевой руды и других полезных ископаемых; перед распадом в СССР добывалось в год около 6,5 млрд.т различных полезных ископаемых; объем горного производства удваивался примерно каждые десять лет. В минерально-сырьевой комплекс направлялось более 40% всех капитальных вложений, в нем было занято около 20% трудящихся.
Поскольку Казахстану принадлежала ресурсная роль в бывшем Союзе, то эти цифры справедливы и для него. Еще большую роль приобретает ресурсный потенциал республики в настоящее время.
Важнейшей особенностью потребления минеральных ресурсов в индустриальном обществе является высокий темп добычи полезных ископаемых. К 90-м годам прошлого столетия при росте численности населения земного шара примерно в 2,5 раза ежегодная добыча увеличилась более, чем в 12 раз. Прогнозы и практика свидетельствуют о том, что к 2005 году мы придем с троекратным увеличением производства металлов, энергетического, химического и других видов сырьевой продукции. Наиболее быстро развивалась добыча энергетических ресурсов. Так, за период с 1940 по 1990 годы добыча нефти (включая газовый конденсат) увеличилась в 20 раз, газа – в 227; угля – в 4,5; железной руды – в 8 раз; высокими темпами росло также потребление руд цветных, редких, драгоценных металлов, химического сырья. Причем наибольший рост темпов добычи полезных ископаемых приходился на середину 50-х годов.
Если рассматривать масштабы и темпы освоения полезных ископаемых, то можно отметить следующее.
Во-первых, высокие темпы добычи всех видов полезных ископаемых обеспечили возможность последовательного наращивания производства продукции, необходимой для народного хозяйства и населения страны.
Во-вторых, рост масштабов добычи сопровождался снижением качества новых запасов, их сокращением в ряде традиционных районов, усложнением горнотехнических условий и ростом издержек производства.
В-третьих, развитие горно-металлургического производства сопровождалось ухудшением экологической обстановки.
Таким образом, быстрый рост потребления выдвинул целый ряд проблем, важнейшей из которой является обеспечение постоянно растущих потребностей минерального сырья и в, первую очередь, энергетического. На базе минерально-сырьевых ресурсов формировались крупные народнохозяйственные комплексы.
Средние оценки обеспеченности стран мира по важнейшим видам полезных ископаемых находятся в диапазоне 15-50 лет, последние 20-25 лет характеризуется высокими темпами прироста запасов от 5 до 15 % при увеличении добычи на 3-10%.
Казахстан обладает огромными запасами минерального сырья и входит в пятерку ведущих стран мира. В развитии минерально-сырьевой базы республики исключительную роль сыграл выдающейся казахстанский ученый-геолог академик К. И. Сатпаев (1899-1964).
Во многом благосостояние страны будет зависеть от рационального использования минеральных ресурсов. Однако не все страны мира преуспели в этом.
Президент Н. Назарбаев ставит стратегию использования природных ресурсов в качестве одного из приоритетных направлений процветания нашей страны к 2030 году. Эта мысль проходит красной нитью через все приоритеты. Вот что пишет он в 1-м, казалось бы не имеющем отношение к ресурсам, разделе под названием «Национальная безопасность». Одним из элементов нашей стратегии является «освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны».
Экономический приоритет: «Будет продолжаться разработка наших энергетических и других природных ресурсов. Её цель – получение доходов от экспорта, которые будут способствовать не только экономическому росту, но и политической стабильности страны, а также обеспечению национальной безопасности».
Приоритет «Здоровье и образование»: «Предотвращение заболеваний подразумевает использование чистой воды, очистных систем, сокращение объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред. Сегодня плохая экологическая обстановка является причиной 20% смертей, а в некоторых регионах еще хуже».
Наконец, приоритет, касающийся ресурсов: «Мы будем форсировать создание и развитие внутренней энергетической инфраструктуры, решать проблемы самодостаточности, конкурентной независимости. Стратегия подразумевает крайне рачительное использование будущих доходов от этих ресурсов. Мы должны иметь строгий контроль за своими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски».
Вообще же принято считать, что самой большой отдачей обладают вложения в минерально-сырьевой сектор. Не случайно самыми богатыми на Земле странами являются нефтяные страны Персидского залива. В Саудовской Аравии, к примеру, каждый ребенок получает при рождении 25 тыс. «нефтяных» долларов.
1. Принципы рационального использования минеральных ресурсов и организация горного производства
Рациональное использование и охрана минеральных ресурсов в нашей республике обеспечивается выполнением следующих условий:
1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, что позволяет комплексно и планово подходить к их использованию и сохранять богатства недр для будущих поколений.
2) осуществление обеспеченности народного хозяйства в минеральном сырье с минимальными общественно необходимыми затратами, внедрение прогрессивных малоотходных и безотходных производств для снижения уровня вредного воздействия на окружающую среду горнопромышленных производств.
В настоящее время вопросы недропользованию в Казахстане регламентируются введенным в действие в январе 1996 года Указом Президента (имеющим силу закона) о «Недрах и недоиспользовании». В соответствии с этим Указом и с Конституцией Республики все недра, в том числе и полезные ископаемые, находятся в государственной собственности.
Правительство республики выполняет следующие функции:
– организует управление государственным фондом недр;
– устанавливает правила пользования недрами;
– определяет участки, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения, производит консервацию для сохранения запасов в интересах будущих поколений;
– определяет порядок уплаты платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в отраслях добывающей промышленности;
– определяет порядок лицензирования и заключения контрактов;
– осуществляет выдачу лицензий на право недропользования, а также контроль за соблюдением условий выполнения лицензий и контрактов и др.
При заключении договоров и ведении работ используется следующая терминология:
– государственное геологическое изучение недр – работы (операции), связанные с мониторингом состояния недр, изучением геологического строения участков, а также частей и всей территории республики в целом, вычислением их перспектив по наличию полезных ископаемых, созданием государственных геологических карт, составляющих информационную основу недропользования;
– добыча – работы (операции), связанные с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, включая все технологические операции, вплоть до переработки минерального сырья;
– компетентный орган – исполнительный орган, которому делегированы права, непосредственно связанные с заключением и исполнением контрактов;
– контракт – договор между недропользователем (подрядчиком) и компетентным органом на проведение операций по недропользованию;
– лицензия – разрешение, выдаваемое лицензионным органом на право проведения операций по недропользованию на фиксированный срок в пределах контрактной территории;
– минеральное сырье – извлечение на поверхность часть недр (горная руда, рудное сырье и другое), содержащая полезное ископаемое (полезное ископаемое);
– модельный контракт – примерный контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан, в котором отражаются особенности отдельных видов контрактов или особенности проведения отдельных операций по недропользованию и который используется в качестве образца при составлении контрактов;
– недропользователь (подрядчик) – гражданин или юридическое лицо, государство и (или) международная организация, получившие право осуществлять операции по недропользованию;
– недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса;
– операции по недропльзованию – работы, относящиеся к государственному геологическому изучению недр, разведке и добыче, в том числе работы, связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанные с добычей;
– полезное ископаемое – содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве;
– рабочая программа – все виды планов, подготовленных для проведения операций по недропользованию, включая планы по государственному геологическому изучению недр, разведке и добыче;
– разведка – работы (операции), связанные с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой;
– строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей, – работы (операции) по строительству и эксплуатации подземных сооружений для общего хозяйственного назначения, а также для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод;
– техногенные минеральные образования – отходы горного, обогатительного, металлургического и других видов производства (шлаки, отвалы, хвосты и другие), содержащие полезное ископаемые (полезные ископаемые).
Право недропользования предоставляется для ведения следующих операций:
1) Государственное геологическое изучение недр;
2) Разведка;
3) Добыча;
4) Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей.
Право недроиспользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным.
На праве постоянного и безвозмездного недроиспользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропльзователю на праве частной собственности или постоянного землепользоания.
Все остальные виды операций по недроиспользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропльзования.
Субъектами права недроиспользования могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также иностранные государства, международные организации.
Национальные недроиспользователи – граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица.
Иностранные недропользователи – иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации.
Постоянные недропользователи – лица, право недропльзования которых носит бессрочный характер.
Временные недропльзователи – лица, право недропльзования которых ограниченно определенным сроком.
Предоставление права недропользования на разведку, добычу, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей, производятся на основе лицензии и контракта.
Предоставление права недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях производится на основе лицензии, выдаваемой исполнительным органом.
Предоставление права недропользования на государственное геологическое изучение недр производится на основе административного акта уполномоченного органа по использованию и охране недр, адресованного подведомственным организациями, или контракта. Предоставление права недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд производится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находится общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в частную собственность или землепользование.
При предоставлении земельного участка во временное землепользование условия пользования общераспространенными полезными ископаемыми и подземными водами для собственных нужд могут быть оговорены договором о временном землепользовании.
Лицензия на право разведки или добычи предоставляется, как правило, на основе конкурса инвестиционных программ.
Выдача лицензий на разведку и добычу, за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях производится областным исполнительным органом.
Лицензия на разведку выдается на срок до шести лет. Лицензиат имеет право на продление срока действия лицензии при условии выполнения программы работ и исполнения иных обязательств, предусмотренных лицензией и контрактом. Срок действия лицензии на разведку может быть продлен дважды с продолжительностью каждого периода до двух лет.
Лицензия на добычу выдается на период сроком до 25 лет.
Действие лицензии прекращается:
* по истечении указанного в лицензии срока действия;
* при её отзыве лицензионным органом;
* в случае расторжения контракта при невыполнении недропользователем его условий, вытекающих из лицензии, или признания контракта недействительным;
* в случае ликвидации юридического лица.
Лицензионный орган вправе отозвать выданную Лицензию в следующих случаях:
* при отказе лицензиата устранить причины, вызвавшие принятие решение о приостановлении действия лицензии, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения;
* при нарушении условия Лицензии о сроках заключения контракта, кроме случаев, когда это произошло не по вине недропользователя или вызвано уважительными причинами.
Лицензия признается недействительной при установлении в судебном порядке факта предоставления лицензионному органу заведомо неверной информации, оказавшей влияние на его решение предоставить лицензию данному лицу.
2. Исследование недр Павлодарской области
В настоящее время в области открыто и разведано 12 месторождений полиметаллических руд. в которых содержится золото, серебро, медь, свинец, цинк, молибден, кобальт, кадмий, селен, теллур, барий и другие редкие элементы: два крупных угольных бассейна, более 80-ти месторождений строительных материалов. Открыты и ведутся разведочные работы на крупнейшем в Казахстане месторождении каолиновых глин.
Полезные ископаемые области по их использованию относятся к четырем группам:
1) металлические;
2) горючие;
3) неметаллические;
4) строительные материалы.
Металлические полезные ископаемые
Полиметаллические руды представляют месторождения Майкаинской группы: Торткудук и Бозшакольское. Известное еще до революции (1917 год) Майкаинское месторождение руд с некоторым содержанием золота начало осваиваться с 1930-х гг.
Крупнейшее месторожение медных руд – Бозшакольское разведано в 1930 году советским геологом Р.А,Борукаевым. Кроме меди руда содержит молибден, золото, серебро в промышленных количествах. Руда в Павлодарских недрах залегает неглубоко от поверхности.
Горючие полезные ископаемые
На территории области разведаны месторождения бурого и каменного угля.
Экибастузское каменноугольное месторождение было открыто во второй половине XIX века местным жителем Косумом Пшембаевым. В 1876 году на карте Западной Сибири было отмечено и это месторождение. Оно находится в 110-120 км к западу от Павлодара и называется ТОО «Богатырь Аксес Комир».
ТОО «Богатырь Аксес Комир» является дочерней структурой американской компания Access Industries Inc, вступившей во владение имущественным комплексом экибастузского угольного разреза «Богатырь» по результатам открытого тендера в ноябре 1996 года.
Access Industries зарегистрирована в штате Нью-Йорк, США. Компания является стратегическим инвестором в различных отраслях промышленности, как в США, так и за рубежом. Компания имеет свои отделения в Великобритании, России, Украине и Казахстане.
Разрез Богатырь, проектной мощностью 50 млн. тонн угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 годы, его запасы составляют более 900 млн. тонн угля. В начале ноября 1999 года РАО “ЕЭС России” и ТОО “БАК” подписали договор о передаче разреза «Северный», а также поля N 9 угольного разреза «Богатырь», принадлежащих российской стороне, в управление американской фирме сроком на один год.
Разрезы «Богатырь» и «Северный» поставляют уголь на внутренний рынок Казахстана и в Россию. Американская компания контролирует практически всю товарную добычу экибастузского угля.
Большинство крупнейших генерирующих мощностей страны спроектированы под него. Это Экибастузские ГРЭС-1 и 2, Павлодарские ТЭЦ-1 и 2, Акмолинская ТЭЦ-2, Петропавловская ТЭЦ-2, Карагандинская ТЭЦ-3, Алматинские ТЭЦ-2 и 3.В приграничных областях России –Троицкая, Ириклинская, Черепетская ГРЭС и др. мелкие теплостанции.
За четыре года на угольном разрезе Богатырь добыто около 91 млн. тонн угля.
Согласно разработанной инвестиционной программе, в течение 1998-2000 годов Access Industries вложила в развитие горного производства порядка $140 млн.
Среди наиболее крупных проектов инвестиционной программы пресс-служба компании выделяет ввод в действие межуступного мостового перегружателя, перевод вскрышного комплекса на электрическую тягу, установку двух весовых дозировочных станций и другие.
Сейчас компания разрабатывает новый инвестиционный проект развития производства до 2003 года.
Южнее Экибастузского месторождения находится Майкубенский буроугольный бассейн, представленный Шоптыкольским месторождением.
Неметаллические полезные ископаемые
К группе неметаллических полезных ископаемых относятся: соли, вспомогательное сырье для черной металлургии, цементное сырье, поделочные камни, стекольные пески.
Соли
В области расположено более 100 минерализированных озер, донные осадки которых содержат запасы пищевой и кормовой соли. Это озера: Коряковское, Таволжан, Калкаман, Светлица.
Добыча поваренной соли в Павлодарском Прииртышье известна с XVII-XVIII вв. Первым было Ямышевское месторождение, истощившее запасы еще в XVIII в. В 1972 году прекратилась добыча соли на озере Коряковском.
Ныне добыча этого полезного ископаемого ведется на озерах: Калкаман, Таволжан и Светлица.
Определенными запасами различных солей, в том числе глауберовой (мирабилита), обладает соленое озеро Маралды.
Вспомогательное сырье для черной металлургии
На левобережье области находится крупное месторождение флюсового известняка в районе поселка Майкаин-Керегетаское. Он используется в качестве флюсов на Павлодарском алюминиевом заводе. Глины огнеупорные находятся в 10 км к западу от села Коктобе (Майский район). Здесь выявлено широкое площадное развитие каолиновых глин – Сухановское месторождение, которое пригодно для получения высококачественных огнеупоров, электрокерамики, фаянсовых сантехнических изделий. Ожидаемые запасы могут превышать суммарные запасы разведанных аналогичных месторождений Украины. Формовочные материалы (пески и глины) имеет Карасорское месторождение.
Цементное сырье
На территории области разведаны месторождения цементного сырья: известняков (Керегетаское), глин (Майское и Пограничник), песков (Актогайское).
Стекольные пески
В области расположено два месторождения стекольного сырья (кварцевых песков) Калкаманское и Майсорское. сырье для производства теплоизоляционных изделий встречаются повсеместно.
Поделочные камни
Строительные камни, пески, гравий, глины, сырье для производства теплоизоляционных изделий встречаются повсеместно.
Строительные материалы
Имеется одно месторождение малахита (Чолканское) в 45 км к западу – юго-западу от села Баянаул.
3. Система законодательства о недрах в Республике Казахстан
В настоящее время, в связи с повышением роли экономических отношений и обретением независимости, в Республике Казахстан принят и действует ряд нормативно-правовых актов регулирующих такую важную сферу деятельности, как недропользование. Республика занимает одно из первых мест по запасам многих видов полезных ископаемых, так по балансовым запасам золота наше государство занимает 7-е место, а по прогнозным запасам нефти на 4-м месте в мире.Имеются возможности для увеличения добычи и экспорта нефти, несмотря на развившийся мировой финансовый кризис. Так общий объем инвестиций по проектам связанным с разработкой нефтяных месторождений оцениваются в 32,3. Млрд. долл. США, а с разведкой углеводородных ресурсов 8,2 млрд.долл. США.
Балансовые запасы разведенных месторождений оцениваются не менее чем в 2,6 млрд. тонн. Если в 1993 году республикой было добыто 23 млн.т. нефти, то к 2000 г. планируется довести ее добычу до 45 млн., к 2010 г. – до 70-ти миллионов. Реализация этих проектов сейчас, безусловно затруднена, в связи с падением цен на нефть и углеводородное сырье во всем мире, но в перспективе имеются все необходимые предпосылки и возможности для развития, как добывающей, так и перерабатывающей отрасли.
Можно принести наглядный пример: последние месяцы 1998-го не привели к сокращению уровня добычи, а наоборот было достигнуто некоторое увеличение. По результатам соглашения с Российской Федерацией в этом году будет дополнительно прокачено, 1.5 млн. нефти. Есть и другие обнадеживающие моменты, в частности по отчетам ННК “Казахойл” компания закончила финансовый год с прибылью 2 млрд. тенге, все это является фактором, укрепляющим доверие иностранных инвесторов к экономической ситуации в нашем государстве, как в финансовом, так и в политическом аспекте.
Условием стабильного развития любой отрасли, является хорошо отлаженное законодательство, позволяющее субъектам хозяйственной деятельности быстро, и что самое главное законно решать все споры и проблемы, возникающие в практической деятельности.
В Казахстане на сегодняшний момент такое законодательство уже существует. Эта система начала формироваться с момента обретения страной независимости, когда потребовалось принятие, совершенно новой нормативно-правовой базы во всех областях общественной жизни, в том числе и в недропользовании.
Одним из первых казахстанских законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья (от 30 мая 1992 г.). Однако кодекс определенным образом сыгравший свою роль в развитии новых отношений в отрасли, прекратил свое действие, так как не отвечал потребностям рыночной экономики уже достаточно развившейся в 1994-1995 годах.
В первую очередь, это связано с тем, что в страну начал поступать иностранный капитал, и инвесторы соответственно потребовали правовых гарантий обеспечения капиталовложений, необходимо было урегулировать и этот вопрос. Соответственно потребностям практики результатом законотворческой деятельности явился Закон “Об иностранных инвестициях” (от 27.12.94.) вводивший новые понятия, – инвестиции, инвестирование и инвестор.
В такой ситуации Кодекс “ О недрах” 1992 г., как справедливо отмечает М.К. Сулейменов, оказался непригодным к новым условиям из-за своей административной идеологии, так как был рассчитан на отношения с государственными предприятиями, находящимися в жесткой зависимости от органов управления. Появление на рынке Казахстана иностранного капитала, остро поставило вопрос о законодательном обеспечении отношений.
Именно в области недропользования являющейся приоритетом по суммам вложения капиталов и проявляемому интересу.
Большое значение развитию законодательства о недрах придала Конституция Р.К. (от 30 августа 1995 г.) в частности ст.6 п.26. В частности в них указанно:
в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются Государственная и частная собственность.
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться так же в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
Поворотным этапом, создавшим ныне действующую систему актов о недропользовании, явился указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О нефти” от 28.06.95 г. (далее по тексту Указ о нефти), и разработанный в последствии с учетом его положений Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона “О недрах и недропользовании” от 27.01.96, (далее по тексту указ о недрах).
Основными в этих актах являются положения о лицензионно-контрактной системе и о праве недропользования. Необходимо подробнее остановится на самом порядке разработки указов. Указ о нефти готовился более трех лет группой казахстанских юристов с участием практических работников заинтересованных министерств.
В подготовке проекта большую помощь оказывали иностранные эксперты, в том числе эксперты Всемирного банка и специалисты практически всех нефтяных компаний работавших в то время на рынке Казахстана.
Указ о нефти регулирует отношения, возникающие при проведении нефтяных операций на территории находящейся под юрисдикцией Р.К., в том числе на море и во внутренних водоемах. Под нефтяными операциями согласно ст. 1 – понимаются все работы относящиеся к разведке, добыче и связанные с ними единым технологическим циклом, хранение нефти и ее перекачку трубопроводным транспортом.
В силу особенностей связанных с проведением нефтяных операций существование отдельного законодательства в дополнение к законодательству о недрах является общепринятой мировой практикой.
Примером является развитие законодательства Великобритании, в области регулирования нефтяных операций, которое на сегодняшний момент содержит, среди прочих следующие законодательные акты:
* Закон “О нефти” принятый в 1964г.
* Закон “О континентальном шельфе”
* Закон “О разработке нефтяных месторождений на море” 1975г.
* Закон “О нефтяных и морских трубопроводах” 1975г.
* Закон “О нефти и газе” 1982г.
* Закон “О газе” 1986 г.
* Закон “О нефти” 1987 г.
* Закон “О газе”1995 г.
В государствах СНГ обладающих промышленными запасами нефти, законодательство касающиеся нефтяных операций сейчас находится в развитии, но выделяются следующие тенденции.
Туркмения – Закон “Об углеводородных ресурсах” вступил в силу 10 марта 1993 года, что свидетельствует о развитии отдельного нефтяного законодательства.
Азербайджан – нефтяные контракты о разделе продукции заключенные Азербайджаном возведены в силу законов. После принятия нового Закона “О недрах” 27 апреля 1998 г., возможно, что ранее принятое законодательство продолжит свое действие наряду с новым.
Россия – Закон “О нефти” принят Парламентом, но не был подписан Президентом, в силу противоречия действующему законодательству.
Отсутствие отдельного законодательства о нефти, каким-то образом компенсируется за счет действия Закона о Континентальном Шельфе от 30 ноября 1995 г. и вновь принятого Закона “О соглашениях по разделу продукции” в 1998 г.
Указ о нефти в Р.К. принят Президентом самостоятельно в соответствии со ст. 1 Закона Р.К. от 10 декабря 1993 г. “О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций законодательных полномочий”.
Указ о недрах принят с использованием другого конституционного механизма, а именно в порядке предусмотренном п.2 ст.61 Конституции РК.
Такой порядок принятия указанных законодательных актов, объясняется тем, что данная отрасль являлась и является основным источником валютных поступлений в государственную казну и поэтому, промедление, связанное с порядком и процедурами принятия законопроекта в обеих палатах Парламента, лишало финансовых средств всю республику.
Указ о нефти содержит 11 глав определяющих понятийный аппарат, компетенцию государственных органов. Порядок и условия выдачи лицензии и заключения контрактов, права и обязанности сторон по контракту – (компетентного органа и подрядчика) условия охраны экологического состояния окружающей среды, безопасность деятельности персонала.
Соотношение между указами о нефти и о недрах происходит в рамках общего и специального НПА. Важное правило, в отношении норм международного права установленное Конституцией, где определяется, – что если международным договором, участником которого является Р.К., установлены иные правила, чем те которые содержатся в национальном праве, то применяются правила международного договора.
Следует отметить правило, на котором особо настаивали иностранные инвесторы закрепленное п.5 ст.4 Указа о недрах который гласит: установленные настоящим Указом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению. Это положение очень важно, т.к., в большинстве случаев законодательный акт призванный регулировать определенный вопрос, дополняется различными актами толкования, которые искажают смысл первоначально вложенный в него законодателем. В настоящее время в связи с принятием Закона “О нормативно правовых актах” ситуация должна определенным образом измениться в лучшую сторону.
Новеллой в законодательстве является конструкция права недропользования. Согласно ст.1 Указа о недрах, это – право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с порядком, установленным настоящим Указом. Право недропользования построено по такой же модели, что и право землепользования, (о землепользовании смотри Указ президента имеющий силу Закона “О Земле”).
Право недропользования может быть: постоянным временным, отчуждаемым и неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным.
На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постояного землепользования. Все остальные виды операций осуществляются на основе временного и безвозмездного недропользования.
Из анализа указанной нормы явствует, что недропользователь является титульным владельцем, владение которого основывается на законе, кроме того, предоставляется возможность защиты своего права от посягательств третьих лиц.
Можно сравнить признаки вещного права приведенные М.К. Сулейменовым относительно права недропользования с другими.
Выделяются следующие основные признаки вещного права:
Право недропользования является имущественным правом.
Возникает относительно индивидуально-определенной вещи, под которой понимается участок недр или контрактная территория (предоставленная на основании лицензии и контракта на проведение операций по недропользованию и определенная географическими или иными координатами).
Это право является абсолютным, в том смысле, что недропользователь, пользуется защитой от действий третьих лиц, следовательно, его праву противостоит обязанность всех и каждого, не препятствовать ему в осуществлении своих правомочий.
Право недропользования установлено законом – (в нашем случае Указом имеющим силу Закона).
Право следования заключается в том, что при смене собственника вещное право сохраняется и следует за вещью. Применительно к праву недропользования, поскольку собственником всегда остается государство, такого перехода быть не может.
Право преимущества, заключается в приоритетности пред любыми обязательственными правами на данный участок недр.
Недропользователь осуществляет право фактического господства над участком недр.
Недропользователь обладает правами владения и пользования участком недр. Кроме того, ему принадлежит право распоряжения, но в довольно узком объеме.
Другое мнение о признаках вещных прав высказано Сухановым Е.А. Вещное право отличается от всех других, тем, что оно оформляет и закрепляет принадлежность вещей субъектами гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений. Этим они отличается от обязательственных прав, оформляющих переход вещей и иных объектов от одних участников к другим.
Выделяются следующие категории вещных прав, чисто вещное право собственности и ограниченные вещные права.
Ограниченное вещное право, или право на чужую вещь – (jura in re aliena), представляет собой право на вещь уже присвоенную другим лицом – собственником. Для данной категории прав выделяются следующие характерные признаки:
Указанные права ограниченны по содержанию.
Существует в рамках определенных собственником.
Производны и зависимы от первичного права – права собственности.
Характер и содержание ограниченных вещных прав определяется непосредственно законом.
Поэтому закон закрепляет исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав.
В результате – под ограниченным вещным правом следует понимать право в том или ином ограниченном, точно определенном законом отношении использовать чужое, как правило, недвижимое имущество в своих интересах без посредства его собственника.
Таким образом, можно утверждать, что право недропользования является именно ограниченным вечным правом.
Право недропользования безусловно является ограниченным по содержанию, т.к. владение и пользование допускается в пределах предусмотренных Конституцией и Указами. Право распоряжения – регламентируется еще более жестко, с помощью механизма согласования нового контрагента с компонентным государственным органом в каждом конкретном случае передачи.
Вся система законодательства о недрах построена с учетом положений ст.6 Конституции РК, которая закрепляет государственную собственность на недра.
Не вызывает сомнения, что право недропользования является также и производным, зависимым от права государственной собственности. Государство оставляет за собой право на:
1 – национализацию всей нефтяной отрасли в целом, исходя из права государства, как суверена и собственника.
2 – экспроприацию отдельных предприятий добывающей отрасли.
3 – реквизицию части добытых полезных ископаемых для нужд государства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Во всех трех перечисленных случаях недропользователю гарантируется – равное, прямое и незамедлительное возмещение затрат по ценам мирового рынка.
Существует также определенная система и в способе законодательного закрепления права недропользования, где действует сложный юридический состав – (лицензионно-контрактная система). В которой, лицензия – административный акт государственного органа, а контракт – соглашение двух сторон, относительно прав и обязанностей возникающих в процессе нефтяных операций.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 27.01.96.г. “ О недрах и недропользовании»
2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 28. 06.95г. “О нефти”
3. Сулейменов М.К. Право недропользования как вещное право. “Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан”. Материалы семинаров, выпуск 6, изд. Адилет Пресс. Алматы 1997г.
4. М.С.Тонкопий, «Экономика природопользования», Алматы: «Экономика», 2000г.
5. Учебное пособие «География Павлодарской области»