Андрей Белый

Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами. Михаил Чехов. Мне Вечность – родственна. Андрей Белый. Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев 14.10.1880 8.1.1934 родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в

Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми. Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых – родителей своего друга Сергея.Не чайный стол – заседание Флорентийской академии с благодарностью вспоминал

Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее – Брюсов, Мережковский, Гиппиус Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты

Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним Андрей Белый белый – священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева . В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его симфоний – Северная или Героическая. Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты

симфониями, он и сам толком не знал, что это такое. Симфонии Белого больше схожи с сонатами.Слово симфония было для Белого своего рода символом. Тема вечного возвращения -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается
через определенные промежутки времени. Уже во второй симфонии с темой вечного возврата борется тема жизнеутверждения. Во второй симфонии на первой же странице возникает образ солнца – зловещий глаз, уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки металлической раскаленности. Первый поэтический сборник Белого Золото в лазури выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце – предмет почти что языческого поклонения

Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно в золотую ослепительность. Солнце Стихотворение Солнце посвящено К.Бальмонту – автору книги Будем как Солнце. Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле Золотое руно Белый преобразует древнегреческий миф в символическое

иносказание о жизненных целях своего поколения – поколения рубежа столетия . Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела Золото в лазури. В будущее , которое – согласно логике возврата – уже было Поэтому оно может выступать в масках – прежнего счастья – старины Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым , старина, окружившая нас, водопадом летит голубым.

Вечный зов – образов прошлой культуры раздел Прежде и теперь Блестящие ходят персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны нежно плафоны, музыка приветствует с хор. Опала 1905 год – начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь

Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый,
Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы. В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений Пепел 1908 Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.

В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами Пепла из них Белый составил следующий сборник Урна1909 Идея Пепла точнее всего сформулирована самим Белым Пепел-книга самосожжения и смертино сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем.Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления горизонта недаром

один из последних разделов сборника называется Просветы. Пространство Пепла – это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к центру . Первый круг самый большой почти что безграничные,пустые,страшные, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ Туда – где смертей и болезней Лихая прошла колея Отчаяние

Пожирают их болезни Иссушает глаз Деревня Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь Там – убогие стаи избенок, Там – убогие стаи людей Из окна вагона Тема хаоса – сквозная тема сборника – особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом – первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в образах – неизвестности – оторопи

Где по полю оторопь рыщет, Восстав сухоруким кустом Отчаянье – смерти Над страной своей родной Встала Смерть. Веселье на Руси От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни Русь Пространство следующего круга – Деревни – имеет более четкие контуры.
Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый красный язык висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной из-под красной рукоятки символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве смерти Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хряснул, ножик свистнул В грудь, в живот и в бок.

Убийство Пространство следующего раздела Город еще конкретнее Москва пира во время чумы . Ритуальная пляска Смерти перенесена в Городе с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость Входит гостья,щелкнет костью,

Взвеет саван гостья смерть. Маскарад В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг себя.Среди участников пиров только один поэт-арлекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. Прохождение Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе

Безумие – венок из колючей крапивы Над простором плету,неподвижен, Из колючей крапивы венок В полях – приложенный к челу пучок колючего чертополоха – бегущая с чела кровавая струя С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится Успокоение Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела –

Друзьям зато укрепится и усилится в следующем разделе Просветы Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти Жизнь Пепел является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -Урна1909. Этот сборник посвящен
Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в Урне содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, Уйду,сокрытый мглой ночной, В ночное ,в ледяное поле Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки

Ссора Урна – последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие 1905 – 1908 гг. В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет Путевые заметки – самое светлое произведение из всех им написанных.

В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня Россия, Россия, Россия Безумствуй,сжигая меня Россия, Россия,

Россия, Мессия грядущего дня Родине Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму Первое свидание – реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. Первое свидание – вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов.

Дальше начинается путь нисхождения. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи Москва. Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому,признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры. Последние годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот пробуются все новые
формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над Москвой с путевыми заметками Ветер с Кавказа и Армения, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала

появлению так называемой орнаментальной прозы. Литература Андрей Белый.Сочинения. Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе. В. Пискунов .Сквозь огонь диссонанса.