4 общие положения

4.2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов можно охарактеризовать в самом общем виде как комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения и деградации, контролю, а также частично сохранению и восполнению основных элементов природы, на которые человеческая деятельность оказывает или может оказывать негативное воздействие. Определение объемов совокупности расходов на охрану окружающей среды в настоящее время может осуществляться по следующим природоохранным мероприятиям: охрана водных источников от загрязнения сточными водами; защита атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ; охрана земельных и лесных ресурсов; восстановление рыбных запасов; защита особо охраняемых природных территорий; строительство и эксплуатация установок (сооружений, полигонов) по переработке, обезвреживанию, захоронению, складированию твердых отходов производства и потребления и т. д. Исходя из международных рекомендаций по оценке природоохранной деятельности, а также учитывая информационное обеспечение в рамках российской экологической статистики, в целом по Российской Федерации формирование сводного показателя “Совокупные расходы на охрану окружающей среды” можно осуществлять путем суммирования затрат по следующим направлениям: текущие расходы предприятий, связанные с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов; текущие расходы государственных органов управления (финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) на поддержание среды обитания человека, включая содержание природоохранных территорий, контроль и мониторинг окружающей среды, а также на содержание соответствующих структур и подразделений в системе управления всех уровней; расходы на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование и просвещение в области охраны окружающей среды; инвестиции в основной капитал, направленные на осуществление мероприятий по охране окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды.^ 4.2.2. АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫПриродоохранные расходы включают текущие затраты на охрану окружающей среды и прямые инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Таблица 4.6^ АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВОКУПНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ млн. рублей Название статей затрат Источники данных 1 Текущие расходы на охрану окружающей среды стр. 13 табл. 4.7 2 Прямые инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов стр. 14 табл. 4.8 3 Совокупные расходы на охрану окружающей среды Сумма строк 01 + 02 ^ 4.2.3. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Под текущими расходами на охрану окружающей среды следует понимать текущие (эксплуатационные) затраты организаций, связанные с деятельностью по охране окружающей среды; расходы на содержание государственных природных заповедников и национальных парков; работы по охране и воспроизводству животного мира; расходы на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование и просвещение в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью (включая экологический контроль и мониторинг, информационное обеспечение и т. п.). В рамках федерального государственного статистического наблюдения в Российской Федерации действует ряд форм, показатели которых отражают основную часть расходов на охрану окружающей среды. Одной из основных форм федерального государственного статистического наблюдения в данной сфере является форма № 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах”. Названную форму представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя различные природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду. В указанной форме в составе затрат отражаются расходы на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения, расходы на рекультивацию земель, капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды (без расходов на их модернизацию и реконструкцию), включаемые в себестоимость выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Следующая группа форм федерального государственного статистического наблюдения в сфере охраны окружающей природной среды содержит информацию о затратах на охрану биологических ресурсов суши, гидробионтов, а также основных элементов сети отдельных особо охраняемых природных территорий федерального значения – государственных природных заповедников и национальных парков: № 2-ТП (охота) “Сведения об охотничьих хозяйствах”; № 5-ОС “Сведения о воспроизводстве ценных видов водных биологических ресурсов”; № 1-заповедник “Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках”.      По указанным формам отчитываются соответственно: все юридические лица, осуществляющие долгосрочное пользование охотничьими животными; объекты, осуществляющие нетоварное воспроизводство ценных видов водных биологических ресурсов (на уровне икры и/или мальков) для выпуска их в природные водоемы с целью поддержания численности основного стада (поголовья) в естественных условиях обитания; действующие государственные природные заповедники и национальные парки. Расходы природозащитного характера, осуществляемые охотничьими хозяйствами, включают затраты на охрану и воспроизводство диких животных (различные биотехнические мероприятия, борьба с браконьерством и др.), которые отражаются в форме № 2-ТП (охота). Затраты на разведение ценных видов водных биологических ресурсов (без товарного рыбоводства), содержание рыбоводных предприятий, акклиматизационных станций и т. п. содержатся в форме № 5-ОС, по которой отчитываются предприятия системы Росрыболовства и другие предприятия, занятые нетоварным выращиванием икры, мальков и сеголеток ценных видов водных биологических ресурсов для их последующего выпуска в естественные водоемы. В состав затрат на содержание государственных природных заповедников и национальных парков (форма № 1-заповедник “Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках”) включаются операционные расходы, выделяемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников. Затраты, характеризующие деятельность в области охраны лесных ресурсов, отражаются в форме федерального государственного статистического наблюдения № 5-ЛХ “Сведения о лесных пожарах”. Освоение средств на строительство объектов озеленения, ремонт и содержание их отражается в форме федерального государственного статистического наблюдения № 6-ЖКХ “Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства”. В целях получения сведений о затратах на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) на охрану окружающей среды следует использовать итоговую величину внутренних затрат на исследования и разработки, направленные на охрану окружающей среды, формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука “Сведения о выполнении научных исследований и разработок”. С точки зрения полноты охвата важно, что рассматриваемая форма предоставляется организациями, выполнявшими исследования и разработки во всех отраслях экономики (кроме субъектов малого предпринимательства).^ Расходы на образование, просвещение и подготовку специалистов по охране окружающей среды определяются расчетным путем с использованием сведений форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-НК “Сведения о государственном и муниципальном среднем специальном учебном заведении или высшем учебном заведении, реализующем программы среднего профессионального образования”, № 3-НК “Сведения о государственном и муниципальном высшем учебном заведении”, № 3-НК (НОУ) “Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в негосударственном образовательном учреждении” о численности обучающихся в перечисленных общеобразовательных учреждениях по направлениям подготовки: “экология и природопользование”, “защита окружающей среды”, “водные биоресурсы и аквакультура” и по группе специальностей “экология и природопользование”; средних специальных учебных заведениях – по специальностям “охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”, “мелиорация и охрана земель”, а также данных о примерной средней годовой стоимости обучения одного учащегося. В состав природоохранных расходов, связанных с текущей работой государственных органов управления, следует включать финансирование расходов на содержание МПР России, Роснедвижимости из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также средства, направленные на охрану окружающей среды и природных ресурсов (без затрат на НИОКР и экологическое образование) следующих министерств и ведомств: Росгидромета (в части финансирования расходов на ведение работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, охраны окружающей среды), Росрыболовства и Россельхознад-зора (по статьям расходов на мониторинг, охрану и воспроизводство животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства), Минсельхоза России (по статье расходов на природоохранные мероприятия, а также на мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования, мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), Минздравсоцразвития России (по статье расходов на санитарно-эпидемиологический надзор) и других министерств и ведомств, по которым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов может предусматриваться в соответствующем году финансирование расходов, связанных с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Ввиду отсутствия информации о средствах, направляемых в большинство министерств и ведомств (в частности, Минтранс России, Росстрой и др.) на содержание части аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды, целесообразно осуществлять экспертную оценку таких расходов. Оценка может базироваться на информации о численности работающих в указанных структурах (без работников научно-исследовательских учреждений) и средней оплате труда, сложившейся по государственным органам управления за рассматриваемый период. Для получения сведений о численности работающих в области охраны окружающей среды в указанных федеральных органах исполнительной власти следует проводить специальные обследования.Таблица 4.7^ АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВОКУПНОСТИ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ млн. руб. Название статей затрат Источники данных 1.Всего;включая расходы на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану атмосферного воздуха, а также окружающей среды от отходов производства и потребления, на рекультивацию нарушенных земель; исключая затраты на капитальный ремонт основных средств по охране окружающей среды (без расходов на их модернизацию и реконструкцию) Форма федерального государственного статистического наблюдения № 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах”: данные строки 010(020+030+040+050)       в том числе на:   1.1. охрану и рациональное использование водных ресурсов данные строки 020 1.2. охрану атмосферного воздуха данные строки 030 1.3. переработку (использование), захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления данные строки 040 1.4. рекультивацию земель данные строки 050 2. Расходы (выплаты) предприятий-абонентов коммунальным производственным службам за прием, транспортировку, очистку, сброс, переработку, захоронение сточных вод и отходов производства и потребления – всего сумма строк 021 + 041        в том числе на:   2.1. охрану и рациональное использование водных ресурсов данные строки 021 2.2. переработку (использование), захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления данные строки 041 3. Всего “чистый” объем текущих экологических затрат строки 010 -[021 +041]        в том числе на:   3.1. охрану и рациональное использование водных ресурсов строки 020-021 3.2. охрану атмосферного воздуха данные строки 030 3.3. переработку (использование), захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления строки 040-041 3.4. рекультивацию земель данные строки 050 4.Расходы на тушение лесных пожаров, происшедших в результате человеческой деятельности Форма федерального государственного статистического наблюдения № 5-ЛХ “Сведения о лесных пожарах” (сумма строк07, 08, 09, 10, 11 / строка 06 раздела 2) * (сумма строк 19, 20) 5. Освоение средств на строительство объектов озеленения их ремонт и содержание Форма федерального государственного статистического наблюдения № 6-ЖКХ “Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства” Сумма строк (07 + 16) 6. Затраты на содержание природных заповедников и природных национальных парков Форма федерального государственного статистического наблюдения № 1-заповедник “Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках” (строка 27) 7. Затраты на охрану и воспроизводство диких животных Форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (охота) “Сведения об охотничьих хозяйствах” (сумма строк 14, 15) 8. Затраты на охрану и воспроизводство ценных видов водных биологических ресурсов Форма федерального государственного статистического наблюдения № 5-ОС “Сведения о воспроизводстве ценных видов водных биологических ресурсов” (строка 01)  9. Затраты на научные исследования и разработки по охране окружающей среды Форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука “Сведения о выполнении научных исследований и разработок” раздел II, пункт 7, данные строки 238 по графе 4 10. Расходы на подготовку специалистов в области охраны окружающей среды РАСЧЕТа) По государственным высшим учебным заведениям^ ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯДанные сводных отчетов высших учебных заведений по форме федерального государственного статистического наблюдения № 3-НК “Сведения о государственном имуниципальном высшем учебном заведении” на начало учебного года;всего (гр.13), в том числе по курсам(графы 4-12 раздела 1 формы);ПРИМЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ГОДОВАЯ СТОИМОСТЬ обучения (затраты на обучение) одного студента вуза за отчетный период, тыс. руб.РАСЧЕТб) По государственным учебным заведениям среднего профессионального образования^ ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯДанные сводных отчетов учебных заведений среднего профессионального образования по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-НК “Сведения о государственном и муниципальном среднем специальном учебном заведении или высшем учебном заведении, реализующем программы среднего профессионального образования” на начало учебного года; всего (гр.10), в том числе по курсам (графы 4-9 раздела 1 формы);ПРИМЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ГОДОВАЯ СТОИМОСТЬ обучения (затраты на обучение) одного учащегося за отчетный период, тыс. рублейРАСЧЕТа) По негосударственным образовательным учреждениям^ ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯДанные сводных отчетов высших учебных заведений по форме федерального государственного статистического наблюдения № 3-НК (НОУ) “Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в негосударственном образовательномучреждении”, по состоянию на 1 октября;всего (гр.14), в том числе по курсам(графы 5-11 раздела 1 формы);ПРИМЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ГОДОВАЯ СТОИМОСТЬ обучения (затраты на обучение) одного студента вуза за отчетный период, тыс. руб. 11. Затраты, связанные с текущей организационно-технической деятельностью государственных органов (министерств, ведомств и их подразделений на местах) по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов (управленческие расходы, затраты на контроль и надзор, информационное обеспечение работы и т. п.) Сводные финансовые отчеты об исполнении сметы бюджетных и иных расходов: МПР России, Росгидромета, Роснедвижимости, Росрыболовства, Россельхознадзора, Минсельхоза России, Минтранса России, Минздравсоцразвития России и др. министерств и ведомств, по которым может предусматриваться в соответствующем году финансирование из Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов расходов, связанных с охраной окружающей природной среды + экспертные оценки 12. Расходы на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды, включаемые в себестоимость выпускаемой продукции или оказываемых услуг – всего Форма федерального государственного статистического наблюдения № 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах”:        в том числе:   12.1. сооружений и установок для очистки сточных вод и рациональное использование водных ресурсов данные строки 061 12.2. сооружений, установок и оборудования для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух данные строки 062 12.3. сооружений, установок и оборудования для размещения и обезвреживание отходов данные строки 063 13. ИТОГО по всем видам текущих расходов, включая затраты на капитальный ремонт основных средств по охране окружающей среды (без расходов на их модернизацию и реконструкцию) Сумма строк с 3-й по12-ю данной таблицы ^ 4.2.4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В настоящих методологических рекомендациях рассматриваются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, включающие затраты на новое строительство, расширение, а также на реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации. Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией основных фондов по охране окружающей среды, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Источником информации о природоохранных инвестициях в основной капитал является форма федерального государственного статистического наблюдения № 18-КС “Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”. Сведения по данной форме представляют организации всех видов экономической деятельности, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов (кроме субъектов малого предпринимательства), которые осуществляли в отчетном году инвестиции по конкретным мероприятиям, направленным на охрану окружающей среды, в соответствии с инструкцией по заполнению формы. Таблица 4.8^ АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ млн. руб. Название статей затрат Источники данных 14. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану и рациональное использование водных, земельных, лесных, минеральных ресурсов, рыбных запасов, заповедников, диких зверей и птиц, а также атмосферного воздуха, на строительство установок (сооружений, полигонов) по переработке, обезвреживанию, захоронению, складированию отходов производства и потребления и др. Форма федерального государственного статистического наблюдения № 18-КС “Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”: данные строки 01 14.1. охрану и рациональное использование водных ресурсов данные строки 02        из них на: данные строки 25 14.3. охрану и рациональное использование земельных ресурсов данные строки 35 14.4. охрану и рациональное использование лесных ресурсов данные строки 56 14.5. охрану и воспроизводство рыбных запасов данные строки 58 14.6. переработку и утилизацию, захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления сумма строк (65 + 67) 14.7. организацию заповедников и других природоохранных территорий данные строки 69 14.8. охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов данные строки 70 14.9. охрану и воспроизводство диких зверей и птиц данные строки 75 В рассматриваемой форме представлены сведения об общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, и по отдельным видам природных ресурсов (водным, земельным, лесным, биологическим ресурсам, атмосферному воздуху и др.) с выделением затрат на строительство наиболее важных природоохранных объектов по направлениям деятельности. В рамках действующего информационного обеспечения показатель “Совокупные расходы на охрану окружающей среды” формируется в соответствии с алгоритмом, приведенным в табл. 4.6.