Музыкальная культура в Башкортостане
Профессиональное
музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное
музыкальное творчество, формируется в 1-й половине. XX в. До Октябрьской
революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое
творчество. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в которых
присутствовали черты своеобразного профессионализма, проявлявшиеся в творчестве
певцов (йырау), кураистов (курайсы), сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство
представляло собой народную музыкально-поэтическую классику. Присоединение
Башкирии к Русскому государству, основание военных крепостей и городов,
активный приток населения из центральной России обусловили появление новых форм
музыкального быта, в недрах которого зародилась профессиональная музыка.
Местные дореволюциооные газеты содержали материалы о музыкальной и концертной
жизни Башкиртостана, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положительное
влияние на развитие музыкальной жизни края в конце XVIII в. оказали ссыльные
польские конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного общества
вечера с музыкой и танцами, ставили музыкальные спектакли. Многие из ссыльных
давали уроки музыки и пения. Среди них был талантливый музыкант, пианист и
дирижер А.К.Новицкий – учитель знаменитой русской пианистки В.В.Тимановой. С
Уфой связаны детство и юность русского композитора А.Н.Верстовского, его первые
композиторские и исполнительские шаги. События русской истории – Отечественная
война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. – способствовали демократизации
культуры и искусства не только в центральной России, но и на ее национальных
окраинах, в т.ч. и в Башкиртостане. Так, башкирские воины – участники битв с
наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в национальный быт
сведения о русской и европейской музыке, о хоровом пении, военных оркестрах. В
1-й половине XIX в. в орбиту интересов передовых русских музыкантов входит
башкирская народная музыка. Начало этому было положено русским композитором
А.А.Алябьевым, отбывавшим ссылку в Оренбурге в 1833-34. Он записывает
башкирские и татарские народные напевы, создает на основе двух башкирской и
одной “киргизской” мелодии вокальный цикл “Азиатские
песни”, а на башкирскую мелодию, сообщенную ему В.А.Верстовским, пишет
“Башкирскую увертюру” для симфонического оркестра. В 1862 в Лейпциге
был опубликован струнный квартет К.Б.Шуберта, русская виолончелиста,
концертировавшего в 1850-е гг. в городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету
заголовок “Мое путешествие в киргизские степи” и использовал русские,
татарские, бухарскую, башкирские мелодии. Финал квартета построен на
варьировании известной башкирской мелодии “Перовский”.
В
конце 2-й половины XIX в. музыкальная жизнь Башкиртостана заметно оживляется.
Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов,
крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил
скрипач Д.Н.Севастьянов, который с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на скрипке,
выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый историк,
этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфимского военного оркестра, хормейстером,
записывал и обрабатывал башкирские народные песни, занимался композиторским творчеством.
Активную музыкальную-просветительскую работу проводили любительские музыкальные
общества и кружки национальной литературыры и искусства. В 1888 г. состоялся
платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой, впоследствии Цветковой, которая,
окончив Московскую консерваторию, стала артисткой Московской частной оперы,
партнершей великого русского оперного артиста Ф.И.Шаляпина. К числу
примечательных музыкальных событий относится дебют Шаляпина в 1890 в Уфе. В
музыкальные торжества вылились юбилеи великого русского пианиста и композитора
А.Г.Рубинштейна и писателя С.Т.Аксакова.
Собиранием
и изучением башкирских и татарских народных песен занимались Игнатьев,
А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и
систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книги
С.Г.Рыбакова “Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта”
(СПб., 1897), сборник М.И.Султанова “Башкирские и татарские мотивы”
(Саратов, 1916). В 1901 изд-во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник
обработок народных песен “Мусульманские песни” (в т.ч. около 50
башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из
национально-просветительских очагов было медресе “Галия” в г. Уфе. В
числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством
преподавателя В.Клеменца – бывшего профессора Варшавской консерватории – из
числа учащихсяся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в
литературно-музыкальных вечерах.
Начиная
с 20-х гг. XX в. музыкальная культура Башкортостана вступает в новую стадию
развития: активно развивается профессиональная музыка и художественная
самодеятельность, формируется сеть музыкальных учебных заведений. Силами
профессиональных музыкантов и художественной самодеятельности проводятся
многочисленные концерты и музыкально-театральные вечера. Башкирский передвижной
театр, наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-художественного
плана. В музыкальном оформлении спектаклей Башкирского академического театра
драмы участвовали башкирские композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты
Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнительного искусства в
Башкортостане связано с деятельностью выдающихся башкирских музыкантов – певца
Г.С.Альмухаметова и кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и
за рубежом. На научную государственную основу ставится собирание и изучение
народного, в т.ч. и музыкально-поэтического творчества. При Обществе по
изучению быта, истории и культуры Башкиртостана создается искусствоведческая
секция, в которую входили И.В.Салтыков, Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев.
Они внесли большой вклад в изучение башкирского музыкального фольклора, в
развитие жанров профессиональной музыки 20-х гг.
В
первые десятилетия Советской власти был заложен фундамент музыкально-общественной
жизни в республике. В Уфе открываются государственная музыкальная школа (1920),
музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские
студии при Московской государственной консерватории и Ленинградское
хореографиеское училище (1932), готовившие артистичиские и композиторские кадры
для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941
Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 – Башкирская государственная
филармония (с музыкальном лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии
башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и
музыковедов в творческий союз в 1940. В 1930-е гг. наряду с массовой песней
осваиваются различные жанры вокальной, инструментальной, хоровой и симфоннической
музыки. В создании произведений для национального музыкального театра принял
участие московский композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с
башкирским драматургом М.Бурангуловым оперы “Мэргэн” (1937) и
“Ашкадар” (1940). В 1939 башкирский композитор Валеев завершает
работу над первой национальной оперой “Хакмар” по либретто
С.Мифтахова.
Огромный
вклад в музыкальную культуру внесли мастера советского искусства, жившие в Уфе
в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко,
Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие
в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы “Карлугас”
Чемберджи, “Акбузат” Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, “За Родину”
Ибрагимова и Козицкого, “Айхылу” Валеева и Пейко, “Мэргэн”
и “Ашкадар” Эйхенвальда, балет “Журавлиная песнь”
Степанова. Широко велась концертно-просветительская деятельность силами
артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска.
Событием в музыкальной жизни республики и страны стало исполнение в Уфе 1-й
части “Ленинградской симфонии” Д.Д.Шостаковича в переложении для
духового оркестра под руководством И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942.
Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также
подготовлен сборник “Башкирские композиторы – Красной Армии”, куда
вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в башкирской студии при Московской
консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов,
Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова,
К.Ю.Рахимов вступили в ряды Красной Армии. На полях сражений погиб Габитов, был
тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.
В
начале 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют
особое внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной
музыки. В концертах хора Башкирской государственной филармонии звучат
“Поэма об Урале” Габитова, кантаты “Башкортостан” и
“На просторах полей” Заимова, хоровая сюита “Нефтяники Башкирии”
З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд,
дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симфоническая музыка представлена
сочинениями “Лирическая сюита” Ахметова, “Героическая
поэма” Н.Г.Сабитова, “Увертюра на две башкирские темы”
Исмагилова, “Праздничная симфониэтта” Муртазина, “Элегия” и
“Танцевальная сюита” Валеева. Большим художественным событием этих
лет были постановка балетов “Горная быль” Ключарева, “Горный
орел” Сабитова и Ахметова, премьера оперы “Салават Юлаев”
Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоенные десятилетие
явилась Декада башкирской литиратуры и искусства в Москве в 1955, где
достижения башкирского музыкального искусства получили высокую оценку.
Следующее
десятилетие отмечено широким развитием башкирской музыкальной культуры. На
ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые
разножанровые сочинения, свидетельствующие о творческом росте башкирских
композиторов. Идут премьеры оперы “Шаура” и музыкальной комедии
“Кодаса” Исмагилова, балетов “Гульназира” и “Люблю
тебя, жизнь” Сабитова, музыкальной комедии “Когда приходит
любовь” Кульборисова. Выдающимся музыкальным явлением стала премьера
балета “Черноликие” Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации музыкальной
жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК
РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе которого был приурочен
показ творчества композиторов республики.
Важную
роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие
Уфимского государственного института искусств (1968, УГИИ) на базе
организованного в 1961 Уфимского филиала Московского государственного
музыкально-педагогического института им. Гнесиных и создание Башкирской
государственной хоровой капеллы Минестерства культуры БАССР (1970). Выпускники
УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских
композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании
произведений различных жанров. В феврале 1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана,
посвященный творчеству молодых композиторов и музыковедов республики. В
концертах пленума прозвучали песни, романсы и хоровые сочинения Р.М.Хасанова,
Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова, Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова,
фортепианная соната Л.З.Исмагиловой, “Детская сюита для струнного
квартета” С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты Исмагиловой и Земцова. С
большим успехом прошла премьера балета “Маугли” М.Ахметова.
Творческим отчетом перед широкой общественностью стали 2-я республиканская
конференция творческой молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов
РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где башкирское музыкальное
искусствово было представлено от произведений композиторов старшего поколения,
зачинателей башкирской профессиональной культуры, до новых сочинений
композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе крупных сочинений для
музыккального театра, поставленных в ТОБ, – оперы “Волны Агидели” и
“Послы Урала” Исмагалова, балеты “Страна Айгуль” Сабитова,
“Легенда о курае” Хасанова, “В ночь лунного затмения”
М.Ахметова, оперы “Черные воды”, “В ночь лунного затмения”
С.А.Низамутдинова, “Акмулла” Исмагилова. Различные жанры
симфонической музыки представлены в творчестве Исмагиловой, М.Ахметова,
Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой, Ф.М.Гафурова
и др. За поcледние десятилетия заметно расширилась тематика вокальной и хоровой
музыки, более разнообразными стали средства и приемы композиторского письма. В
области музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы для различных
инструментов и инструментальные ансамбли. Написаны балеты и оперы для детей
Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.
Взаимному
культурному обогащению и укреплению творческих связей способствуют различные
праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные конкурсы и
фестивали, проходящие в Башкортостане и других регионах России и зарубежья.
Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов Урала и Поволжья
(Уфа – 1983, 1989, 1995). Установлены творческие контакты башкирских музыкантов
с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме многочисленных
взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей. Свидетельством роста
музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана
является их успешное выступление на междунар. конкурсах. Концертную
деятельностьсть ведут творческие коллективы республики – Национальный
симфонический оркестр, камерный ансамбль “Солисты Башкортостана”,
симфонический оркестр ТОБ. Значительных успехов достигли башкирские музыканты в
развитии разл. жанров популярной музыки. В области музыковедения и музыкальной
фольклористики музыковеды активно разрабатывают актуальные проблемы
профессиональной музыки и музыкального фольклора.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mp3.yeshlek.ru/