АПК (Украина)

На современном этапе экономика Украины, включая ее агропромышленный комплекс, находится в состоянии глубокого кризиса. Негативное влияние имеют структурные, межотраслевые диспропорции, накопившиеся в народном хозяйстве на протяжении десятилетий, которые и привели к острому дефициту товаров производственного и непроизводственного назначения, и особенно энергоносителей. Кризис усиливается разбалансированностью финансово-кредитной системы, несоответствием сложившихся управленческих структур потребностям экономического развития. При условии чрезвычайно высокой монополизации экономики отрасли перерабатывающей промышленности АПК оказались очень чуткими к резким изменениям социально-экономической ситуации в Украине и в СНГ. Экономический кризис многосторонне влияет на развитие инвестиционного процесса во всем АПК. С одной стороны, необходимость осуществления структурной перестройки требует больших капитальных вложений в такие ключевые производства, как машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК, выпуск тароупаковочных средств и материалов, включая необходимое оборудование, биотехнологии в агропромышленном производстве. Экономический подъем этих хозяйственных участков привел бы к значительной позитивной цепной реакции во всем агропромышленном комплексе. Но отечественная промышленность не может обеспечить надлежащего уровня развития отмеченных отраслей только за счет собственных ресурсов. Целый ряд средств производства вообще не выпускается в Украине. Например, новое оборудование для переработки молока производится только в нескольких странах и несколькими большими корпорациями. Поэтому проблема импорта товаров производственного назначения и иностранных инвестиций для развития АПК является чрезвычайно актуальной для экономики Украины.
Согласно Закону Украины “Об иностранных инвестициях”, к иностранным инвестициям относятся все виды ценностей, вкладываемых непосредственно иностранными инвесторами…. в объекты предпринимательской и другие виды деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта”. К инвестициям относятся валюта, в том числе иностранная, валютные ценности, движимое и недвижимое имущество, акции, облигации и другие ценные бумаги, любые права интеллектуальной собственности, имеющие стоимость, торговые знаки, ноу-хау, права на осуществление хозяйственной деятельности, платные услуги, другие виды инвестиций, которые не запрещены законами Украины.
Необходимо отметить, что потребность АПК Украины в отмеченных видах инвестиций неодинакова. Наибольшую ценность имеют новые технологии оборудование; ноу-хау, свободно конвертируемая иностранная валюта. С другой стороны, возможности вложения тех или иных видов инвестиций часто различны у разных иностранных инвесторов в зависимости от страны происхождения. Поэтому проблему привлечения зарубежных капиталов в АПК Украины целесообразно рассматривать дифференцировано по инвесторам из развитых стран, из стран на территории бывшего СССР, из других стран.
Именно предприниматели в развитых странах Европы и Америки владеют наиболее ценными дня АПК Украины отмеченными выше видами потенциальных инвестиций. В то же время они требуют и относительно высших гарантий для вложения своих капиталов). Что касается привлечения инвестиций из государств на территории бывшего СССР, то, признавая их настоятельную потребность, необходимо отметить и определенную специфику, обусловленную неодинаковым уровнем развития рыночных отношений в капиталистических странах и государствах на территории бывшего СССР.
В процессе инвестирования капитала каждая из причастных к нему сторон имеет свои приоритеты. Так, в результате привлечения иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК Украины было бы желательно достичь: внедрения передовых технологий, которые способствовали бы достижению высокой и устойчивой конкурентоспособности продукции АПК на отечественном и мировом рынках;
создания большого количества новых, технологически более совершенных рабочих мест, особенно в тех отраслях АПК, где производятся средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
решения ряда других проблем, таких, как достижение сбалансированности государственного бюджета, удовлетворение платежеспособного спроса, решение социальных, экологических проблем и т. д.
В то же время из доклада Министерства торговли США следует, что к основным преградам на пути американских инвестиций в странах на территории бывшего СССР относятся:
нестабильность и неопределенность законодательных актов, резкие и непредвиденные изменения в налоговой политике ;
неопределенность в вопросах собственности, особенно на природные ресурсы; неконвертируемость внутренней валюты;
острый дефицит коммерческой, юридической и рыночной информации и некоторые другие проблемы.
Конечно, на потенциальных иностранных инвесторов наряду с отмеченными выше лимитирующими факторами действуют и определенные рыночные силы, принуждающие их к поиску новых сфер вложения своих капиталов. К основным таким причинам относятся: высокая конкуренция на уже освоенных рынках или поиск в долгосрочной перспективе новых рынков; потребность в новых источниках прибыли, обусловленная сложным финансово-экономическим положением фирмы или общей стратегией ее развития; некоторые другие факторы. Как свидетельствуют, например, результаты опроса, проведенного учеными университета города Падерборн (ФРГ) в 1114 немецких фирмах, предприниматели наиболее заинтересованы в освоении новых рынков и увеличении объемов продаж в бывших социалистических странах. В то же время сравнительно низкая стоимость рабочей силы занимала шестое место среди факторов, побуждающих иностранных собственников к вложению капиталов, налоговые льготы – восьмое, а содействие в рекламной деятельности – только семнадцатое. Приоритетные цели потенциальных иностранных инвесторов нужно учитывать органам государственного и хозяйственного управления, украинским предпринимателям. Учитывая низкий уровень рыночной культуры отечественных предпринимателей, их недостаточную информированность относительно ситуации на мировых рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов, органы государственного управления на современном этапе должны взять на себя львиную долю функций информационного обеспечения, организационной и правовой поддержки украинских производителей. Отсутствие таких действий непременно приведет к значительным убыткам отечественных предпринимателей, уменьшит поступление средств, включая иностранную валюту, в государственный бюджет.
Поэтому на государственном уровне для АПК Украины должны быть четко определены приоритетные отрасли, производства, куда в первую очередь должны привлекаться иностранные инвестиции. Одним из ведущих критериев целесообразности такого выбора должна быть возможность достижения цепной реакции хозяйственной активности и экономического роста во всем агропромышленном комплексе как следствие первичной инъекции капиталов. В связи с этим, учитывая отечественные потребности, а также мировой опыт, особенно опыт стран Восточной Европы, для условий Украины можно предложить следующие приоритетные сферы-адресаты для иностранных инвестиций с целью обеспечения динамичного развития перерабатывающих отраслей АПК:
производство технологического оборудования для сахарной, масло-жировой, хлебо-пекарной, мукомольно-крупяной, мясо-молочной промышленности, тароупаковочного хозяйства, для выпуска детского питания ; производство тары и упаковки;
биотехнологии в отраслях перерабатывающей промышленности АПК; создание объектов социальной инфраструктуры.
О целесообразности отмеченных приоритетов свидетельствует хотя бы тот факт, что в Украине от несвоевременного сбора и вывоза, плохого хранения и переработки сахарной свеклы ежегодно теряется до 600–800 тыс. т. сахара. Аналогичные примеры можно было бы привести и по другим отраслям и производствам. Конечно, перечисление приоритетов имеет предварительный характер. В зависимости от накопления опыта привлечения иностранных инвестиций его нужно будет корректировать. Что касается льгот в отмеченных сферах, то они должны предоставляться только тогда, когда производимая продукция по своим техническим (технологическим) характеристикам не уступает наиболее распространенной на рынках развитых стран. Целесообразность таких действий обусловлена еще и необходимостью стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, с которой бы отечественные производители могли выходить на мировой рынок. Мировая практика показывает, что процесс освоения фирмой иностранных рынков проходит три этапа: экспорт, общая предпринимательская деятельность (лицензирование, совместное владение предприятиями и т. д. ), прямое инвестирование (создание исключительно собственных предприятий). Наиболее проверена иностранными фирмами по отношению к украинскому рынку на сегодняшний день первая стадия – экспорт продукции.
В зачаточном состоянии находится создание совместных предприятий. Так, на начало 1993 г. в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия действовало 15 таких предприятий, которые занимались производством сельскохозяйственной и продовольственной продукции, упаковочных материалов. Доля иностранных партнеров в уставном фонде, проиндексированная в соответствии с удорожанием в 1993 г. основных и оборотных средств, а также в пересчете в рубли иностранной валюты по курсу Национального банка Украины, составляла лишь около О, 5 млрд. руб.
Кроме того, несколько совместных предприятий занимались производством промышленных товаров, не принадлежащих к ассортименту агропромышленной продукции. Но наличие таких объектов может положительно влиять на финансовое положение агропромышленных предприятий, использование в них рабочей силы. Самые большие размеры уставного фонда совместных предприятий принадлежали иностранным партнерам из Австрии, Швеции и Италии. Еще не получили надлежащего развития иностранные инвестиции в производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК.
Что касается создания предприятий, которые полностью принадлежали бы иностранным владельцам, то дня этого последние должны иметь дня своих капиталов в Украине не только благоприятную правовую и экономическую среду, но и быть хорошо осведомленными о рынке, который они захотят освоить. Поэтому по объективным обстоятельствам не следует ожидать создания более или менее значительной прослойки таких предприятий в АПК Украины ранее, чем через четыре-пять лет.
С другой стороны, для экономического роста АПК Украины было бы, очевидно, более целесообразным не создание на нашей территории значительного количества предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, а импорт из-за границы лицензий и “ноу-хау” на передовую технику и технологии и создание на этой основе совместных предприятий. При этом значительный экономический эффект может дать унификация средств производства относительно тех, что используются в развитых странах. Например, в перерабатывающей промышленности АПК этот прием позволил бы, по некоторым оценкам, вдвое сократить капитальные вложения по сравнению со средствами производства, созданными по индивидуальным проектам. Привлечение иностранных инвестиций, как свидетельствует мировая практика, является средством стимулирования конкуренции на внутреннем рынке. Например, уже на современном этапе имеются условия для создания за счет иностранных инвестиций более конкурентной среды на специализированном рынке оборудования для хлебопекарной промышленности. Здесь существует потенциальная возможность привлечения в Украину целого ряда иностранных фирм. Определенную заинтересованность в украинском рынке проявляют, например, такие французские фирмы, как”АПВ Павае Эквипмент”, “К. Ш. И Кросан Шов Интернасиональ”, “Ив Шарпентье Интернасиональ”. Возможно привлечение и аналогичных немецкий фирм, например, “Гюнтер Хейм Геретебау ГмбХ” и др.
Для получения выгод и прибылей от иностранных инвестиций украинскими предпринимателями и государством в целом необходимо не только ликвидироватьсуществующие в Украине преграды, о которых упоминалось выше, но и принять во внимание, что процесс инвестирования в условиях рыночной экономики органично связан со всем комплексом маркетинга. Поэтому для принятия решений об импорте товаров или создания предприятий с иностранным капиталом необходимо решить ряд вопросов, а именно: где, в Украине или за ее пределами, будет продаваться продукция, изготовленная благодаря импорту или на предприятиях с иностранным капиталом? Какова величина вероятного платежеспособного спроса на эту продукцию? Какие факторы способствуют привлечению иностранных инвестиций в Украину? Каковы пути повышения конкурентоспособности товаров, произведенных благодаря поступлению иностранных инвестиций? Какие меры необходимо предпринять по стимулированию эффективных для украинского общества иностранных инвестиций? Взаимосвязь отмеченных проблем может быть проиллюстрирована в процессе анализа технико-экономических характеристик оборудования для хлебопекарен, производимого фирмой “АПВ Павае Эквипмент”. Рассмотрим комплекты с максимальной мощностью -1, 2 и 3 т готовой продукции за смену (8 часов), имеющие большое распространение в европейских странах.
Исходя из уровня потребления хлебобулочных изделий в Украине и при условии полуторасменной работы, наименее мощного комплекта оборудования достаточно для обеспечения потребностей в хлебобулочных и мучных кондитерских изделиях около 4-5 тыс. чел. , а комплекта оборудования на 3 т – 12-15 тыс. чел. соответственно.
Для определения платежеспособного спроса необходимо учитывать то, что мелкие хлебопекарни способны более оперативно реагировать на запросы покупателей, чем большие предприятия, но и продукция у них относительно дороже. Поэтому при условии сокращения реальных доходов населения Украины ухудшается возможность сбыта продукции прежде всего мелких предприятий, хотя в больших городах существует достаточно многочисленная прослойка потребителей, способных и готовых платить более высокую цену за более качественную продукцию. Именно в этом сегменте потребительского рынка продукция гибких мелких хлебопекарен наиболее конкурентоспособна по сравнению с продукцией больших предприятий. Позитивно влияет на спрос на хлебобулочные и кондитерские изделия и традиция их значительного потребления в рационе населения Украины.
При условии ограниченности спроса производители хлебопродукции могут выбрать вариант максимальной загрузки мощностей за счет сокращения удельноговеса изделий мелкой фасовки в общем ассортименте. Это позволит снизить затраты за счет уменьшения доли стоимости оборудования, приходящейся на 1 т готовой продукции. Аналогичные меры широко применяются в работе предприятий различных отраслей пищевой промышленности. Например, оборудование фирмы “Тетра-Пак Альфа Лавань”, используемое дня разлива молока на предприятиях Киева только в пакеты объемом 1 л, позволяет расфасовыватьпродукцию в разнообразный набор мелких упаковок от 355 до 750 мл. При условии роста цен это особенно важно, поскольку позволяет более рационально использовать ресурсы.
Но возвратимся к нашему примеру с пекарским оборудованием. Предварительныйанализ свидетельствует, что потенциальный внутренний платежеспособный спрос населения Украины, конечно, при условии правильной организации маркетинга, является достаточным для обеспечения работой по крайней мере 30-40 мелких хлебопекарен мощностью 1-3 т готовой продукции за смену. Но значительные преграды для импорта соответствующего оборудования (а именно импорт товаров, как свидетельствует мировая практика, в основном опережает создание совместных предприятий) связаны с неконвертируемостью рубля. Украинские предприятия, как и государственные органы, ощущают острую нехватку свободно конвертируемой валюты. Если же покупать валюту по курсу Национального банка Украины, то стоимость отмеченного импортного хлебопекарского оборудования в расчете на тонну мощности в десятки раз будет превышать стоимость эксплуатируемого на Украине сейчас, хотя последнее преимущественно и большей мощности. Поэтому реальные возможности покупки оборудования для мелких хлебопекарен значительно меньше тех, что могут обеспечить потенциальный внутренний спрос в Украине.
При таких условиях у отечественных покупателей может возникнуть желание сэкономить валютные ресурсы за счет приобретения только частичного комплектаоборудования. Такая возможность по технологическим нормам существует. К тому же величина экономии по определенным комплектам может составлять 79, 7 212, 6 тыс. франков.
Но использование сокращенного комплекта не позволяет уменьшить себестоимость готовой продукции в части амортизационных отчислений с ростом мощности такими темпами, как это дает возможность делать использование полного комплекта. Анализ показывает, что уровень цены оборудования в расчете на 1т мощности уменьшается более высокими темпами при использовании полного комплекта, чем сокращенного. К тому же уменьшение набора машин в технологической линии потребует более высоких затрат рабочей сипы, особенно с ростом производственной мощности. Так, если при полном комплекте производительность труда одного рабочего, работающего на оборудовании мощностью в 3 т, в три раза больше производительности труда работающего на оборудовании мощностью в 1 т, то при сокращенном комплекте – только вдвое. С ростом мощности производства уменьшается стоимость оборудования, которую замещает один рабочий, в случае использования сокращенного комплекта с 42, 5 до 8 тыс. франков . Конечно, если пересчитать эту сумму по валютному курсу Национального банка Украины в рубли и сравнить ее с заработной платой рабочих хлебопекарной промышленности Украины, то окажется, что в данный момент, по крайней мере, для комплекта мощностью одна, а возможно и две тонны, экономически более выгодно приобрести сокращенный вариант. Но с проведением приватизации, которая существенно расширит сферу товарного оборота в Украине, курсы иностранных валют по отношению к рублю или национальной валюте безусловно снизятся, а это может свести на нет отмеченную выше экономию. К тому же в условиях открытой экономики объективно будет происходить сближение уровней оплаты одинаковых видов труда. Это также ставит под сомнение целесообразность приобретения сокращенных комплектов хлебопекарного оборудования, имея в виду долгосрочную перспективу. Вообще, такая неопределенность в экономических отношениях в соединении с высокой инфляцией отрицательно влияет на любую склонность предпринимателей к долгосрочным инвестициям. Поэтому значительное снижение инфляции и последовательное проведение экономических реформ является едва ли не главным фактором привлечения иностранных инвестиций в хозяйство Украины. Только на этой основе возможно внедрение действенных мер в области налоговой, таможенной и кредитной политики.
Целесообразным для экономики Украины сценарием привлечения иностранных инвестиций в АПК является поэтапный переход от импорта небольших партий технологического оборудования или других товаров производственного назначения с целью изучения и освоения вероятного рынка сбыта продукции до создания совместных предприятий с их последующей экспансией на рынки за пределами Украины. Возможность такого варианта действий зависит от последовательности в проведении радикальных экономических реформ. При этом необходимо отметить, что все решения относительно заключения контрактов должны принимать независимые от государства хозяйствующие субъекты, предприниматели, которые будут распоряжаться собственными или заемными ресурсами и отвечать за результаты принятого решения своим имуществом. Государству должна отводиться роль регулятора налоговой, таможенной, а опосредованно – и кредитной политики. Только на такой основе привлечение иностранных инвестиций будет способствовать подъему агропромышленного комплекса и экономики Украины в целом. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Н. Герасимчук “Экономические и институционные усливия инвестиционной деятельности. ” “Экономика Украины”, №12, 1994 г.
А. Ситник, Л. Шараева, Ю. Данилов “Инвестиционные компании. ” “Российский Экономический Журнал”, №9, 1993 г.
А. Шуцкий “Привлечение иностранных инвестиций”, “Вопросы Экономики”, №5, 1994 г.
4. Д. Острава “Проблемы инвестирования”, ”Российский Экономический Журнал”, №8, 1993 г.