Система местного налогообложения

Содержание
Введение
1.Возникновение и развитие налогов
2.Социально-экономическая сущностьналогов
3.Состав местных налогов и сборов
4.Местные налоги и сборы
4.1 Налог на услуги
4.2 Налог за владение собаками
4.3 Сбор с заготовителей
4.4 Курортный сбор
5.Республиканские налоги и сборы:
5.1 Акцизы
5.2 Налог на недвижимость
5.3 Экологический налог
6. Налоговый рывок 2011года
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Налогинеобходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств,которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого,минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государствана исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собиратьналогов.
Вусловиях перехода от административно-директивных методов управления кэкономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночнойэкономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налогигосударство может проводить энергичную политику в развитии наукоемкихпроизводств и ликвидации убыточных предприятий.
Государство,устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимуюматериальную базу для осуществления возложенных на него задач, которыереализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовойполитики государства.
Налогипредставляют собой — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи,взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Налоги в экономической структуре государствавыступают как объективная реальность и как материальная база для выполнениягосударством функций по управлению обществом.
Целью данной работыявляется рассмотрение системы местного налогообложения. Для достижения этойцели в работе рассмотрены основные виды местных налогов, их плательщики, налоговыеставки, сроки уплаты.

1.  Возникновениеи развитие налогов
Налоги, как один изважнейших экономических инструментов государственного регулирования экономикимогут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Онине только являются основной формой доходов государства, но и используютсягосударственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике,политике, социальной сфере. Поэтому изучение истории становления налоговойсистемы является исключительно важным и необходимым звеном в формированииэффективной налоговой политики любого государства. Многие, говоря опервоначальных формах налогообложения, утверждают, что все начиналось с Библии,где до сведения непросвещенного человечества были доведены основныехристианские заповеди. Именно тогда, помимо многообразных правил поведениялюдей, был установлен и порядок жертвоприношений в виде десятины – одной иззародышевых форм налогообложения. На первобытном этапе развития человечестваналогообложение было выражено относительно добровольными пожертвованиями членовплемени на его управление, охрану, содержание соплеменников, получивших увечьяво время войн или охоты. Но уже на этом этапе начали появляться первые правовыенормы, примерами которых могут служить законы царя Хаммурапи и древнеиндийскиезаконы Ману. Первыми обязательными платежами, которые закреплялись в законахцаря Хаммурапи, были подати, представлявшие собой налог с имущества,уплачиваемый в натуральной (зерном, скотом, изделиями ремесленника и др.) иденежной формах. Размер указанных платежей составлял, как правило, 10% от всегоимущества или его стоимости. Относительно к современным категориям и понятиямналогового права субъект, объект и другие элементы налога были закреплены вдревнеиндийских законах Ману. В частности, согласно ст. 127, 137, 138 главы 7Свода законов Ману, плательщиками налогов признавались торговцы, ремесленники иземледельцы, т.е. физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.Объектом налогообложения торговцев, ремесленников и земледельцев былапроизводимая ими продукция (например, урожай земледельца, изделие ремесленникаи др.), т.е. доходов в натуральном выражении. С установлением обязанностей поотчуждению части собственности, полученной в результате осуществленияхозяйственной деятельности, в правовых нормах закончился первый этапналогообложения. Он характеризуется относительной добровольностью отчужденияиндивидами части добытого продукта, отсутствием правового регулирования данногоявления, носящего в то время жертвенный характер. Второй этап развитияналогообложения начинается с момента образования государства и продолжается доконца средних веков. На данном этапе развития общества произошло разделениетруда и повышение его эффективности, а также переход от совместного (всемплеменем) ведения хозяйства к единоличному (своей семьей). У человека появилсяизлишек продукта, послуживший началом процесса накопления и возникновенияимущественного неравенства среди подданных одного государства. Для данногоэтапа характерно отсутствие системности в установлении налоговых платежей, аразличие в объектах налогообложения указывает на то, что налоги вводилисьсубъективно, в зависимости от потребности государя в денежных средствах, что неспособствовало справедливому распределению бремени расходов по содержаниюгосударственного аппарата среди жителей данного государства. Существует многоисторических примеров того, как необоснованно устанавливаемые налоги,расходуемые не на общую пользу, а, например, на свадьбу или похороны членовкоролевской семьи, на коронацию, военные походы, приводили к народным бунтам,что указывает на исключительную важность установления объекта налогообложения иразмера части собственности, которая подлежит отчуждению на государственныенужды. В общем второй этап характеризуется тем, что к экономическому основаниюотчуждения собственности индивидами добавилось юридическое, т.е. установленноезаконом; были определены субъекты и объекты налогообложения, установлен размерналоговых платежей. Третий этап развития налогообложения начинается в 17 изаканчивается в начале 20 века. Этот период жизни людей ознаменовансущественными переменами: фактически сменилась общественно-экономическаяформация, человечество перешло от феодализма к индустриальномукапиталистическому обществу. На данном отрезке времени люди стали пытатьсянаучно обосновывать необходимость, порядок и размеры взыскания налоговыхплатежей. В этой области научного познания известны труды таких ученых, как У.Петти, А. Смита, М.М. Сперанского, Н. Тургенева и других мыслителей. На третьемэтапе своего развития налогообложение перешло от первоначальных простых формналогов к «системе» обложения, основанной на научных данных. Были установленыопределенные требования к налогообложению, определенность обложения, егоудобство и дешевизна взимания налогов, выведены принципы налогообложения:справедливость, определенность, удобство, экономия. Ученые разработалиразличные классификации налогов: обыкновенные и чрезвычайные, раскладочные иокладные, прямые и косвенные. Третий этап развития налогообложениязаканчивается в начале 20 века, когда в 1917 году в России произошелоктябрьский переворот. Ученые большинства стран мира стали учитывать социальныйфактор, как обязательный при разработке законов, установлении правил жизни и, вчастности, правил и принципов взимания налоговых платежей. Так начался ипродолжает свое шествие четвертый этап развития, а точнее – совершенствованиятех налоговых правил и установлений, которые наработаны человечеством за всюисторию его существования.

2. Экономическаясущность налогов
Всфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назватьболее неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем системаналогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах идо настоящего времени это общественное явление характеризуется как областьострых разногласий между властными структурами — сборщиками налогов и лицами,обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогахкак наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта ихиспользования как средства подчинения интересов одной социальной группыинтересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономическислабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые свеличиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большейчасти лишен социальной составляющей.
Возникаетвопрос: действительно ли налог — это неминуемое зло, избавиться от которогостремиться каждый человек? Что выражает понятье «налог» в своей сущности икаковы его свойства?
Наиболеераспространенный вопрос стоит в том, что налоги — это историческое явление, безкоторого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения —объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий черезбюджетно-финансовые инструменты его продвижения вперед. Следовательно, понятие«налог» можно рассматривать как экономическую категорию.
Копределению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:
1)налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. какобязательный платеж в казну государства;
2)интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.
Первомуподходу отвечают большинство определений, данных как в историческойретроспективе, так и в наши дни.
Вчастности, такие известные экономисты начала XX века, определили налоги какпринудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворениясвоих денежных потребностей.
Вработах современных налоговедов налог определяется как «одна из форм пополнениягосударственной казны» или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке ивзимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворенияобщественных потребностей». Аналогичное определение налога приведено в ст.8Налогового кодекса Российской Федерации: «Налоги — это обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления деятельности государства или муниципальныхобразований».
Вотечественной экономической литературе налоги определяются как «обязательныеплатежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительноизымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта,используемого для удовлетворения общественных потребностей».
Второйподход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования,вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии идр.
Т.Ф. Юткинарассматривает налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговыхкатегориальных образований («система налогообложения», «налоговая система»,«налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретносодержательных образах функционирования в государстве в определенный периодвремени». Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», считает автор,следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определеннойиерархической последовательности.

3. Состав местныхналогов и сборов
Местныеналоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью созданиястабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии сзаконодательством Республики Беларусь в настоящее время существует довольнообширный перечень местных налогов и сборов, которые в наибольшей степениотвечают интересам развития местных территорий. В соответствии со статьей 121Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советовдепутатов относится установление местных налогов и сборов, реализация которой внастоящее время происходит в соответствии с Законом о бюджете на конкретныйгод. В данном законе на каждый конкретный год приводится перечень местныхналогов и сборов, который является исчерпывающим, в силу чего местные Советыдепутатов могут вводить только эти виды налогов и сборов (в полном объеме, либочастично, либо вообще не вводить). Областные, Минский городской Советыдепутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельноопределяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок,плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов исборов. В зависимости от органов власти, которые устанавливают местные налоги исборы, различают налоги, устанавливаемые: √ высшими органамигосударственной власти (парламентом, президентом); √ местными органамивласти (Советами депутатов). К первой группе налогов относятся: налог нанедвижимость, платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами инекоторые другие. Ко второй группе относятся: сборы с пользователя, в том числесбор за парковку, сбор с владельцев собак, рыболовный и охотничий сбор и др.;налоги на продажу, в том числе вино-водочных изделий, пива, табачных изделий идр.; сборы за услуги, в том числе гостиниц, ресторанов, баров, кафе и др.;целевые сборы, в том числе транспортный сбор, сбор на содержание и развитиеинфраструктуры города, целевые сборы на содержание детских дошкольныхучреждений и др.
С 2010 годабыли отменены 4 местных налога:
1. налог с продажтоваров розничной торговле;
2.  сбора спользователей за парковку транспортных средств в специально отведенных местах;
3. транспортногосбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования;
4. сбора насодержание и развитие инфраструктуры.

4. Местныеналоги и сборы
С 1998 г. значительно расширились полномочия местных органов власти в части установления местныхналогов. Теперь Советы депутатов областного и базового территориального уровнямогут вводить на территории соответствующих административно-территориальныхединиц множество местных налогов и сборов. Законом предусмотрено, что налоги,вводимые местными Советами депутатов, не могут нарушать действующий вреспублике порядок формирования себестоимости и ценообразования. Юридическиелица уплачивают налоги за счет средств, остающихся в их распоряжении. Всеналоги, относящиеся к категории «налоги на продажу», и все сборы, относящиеся ккатегории «сборы за услуги», устанавливаются как надбавки к цене и исключаютсяиз выручки при определении сумм других налогов, а также при подсчете платежей,уплачиваемых в бюджет и другие целевые бюджетные фонды. Местные налоги и сборыполностью зачисляются в местные бюджеты. Местные Советы депутатовсамостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размерывставок, плательщиков, порядок исчисления и сроки уплаты налогов и сборов.Однако, сам факт возможности установления названных выше видов местных налогови сборов вовсе не означает, что все власти на местах обязаны их применять. Вцелях снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования они могут вообщене вводить местные налоги и сборы или отдельные их виды. Все эти вопросынаходятся во власти самих Советов.
4.1 Налог науслуги
Плательщикаминалога на услуги признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Сумма налога на услугиустанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога надобавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов ииных платежей в бюджет или государственные внебюджетные фонды.
Уплата налогана услуги производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующегоза истекшим налоговым периодом. Плательщики ежеквартально представляют вналоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца,следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом налога на услугипризнается календарный квартал.
4.2 Налог за владениесобаками
Плательщиками налога завладение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения налогомза владение собаками признается владение собаками в возрасте 3 месяцев истарше.
Уплата налога завладение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налогаорганизациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно свнесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническоеобслуживание). Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда,производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет непозднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а такжепредставляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию оперечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-гочисла месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация(расчет) по налогу за владение собаками не представляется.
Сумма налога завладение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговойставки. При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размербазовой величины, установленный на первое число первого месяца налогового периода.Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.
4.3 Сбор сзаготовителей
Суммы сбора сзаготовителей включаются организациями и индивидуальными предпринимателями взатраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественныхправ, учитываемые при налогообложении.
Объектом обложениясбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки)дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырьярастительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации,за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочноелесное пользование. Налоговым периодом сбора с заготовителей признаетсякалендарный квартал. Сумма сбора с заготовителей определяется как произведениеналоговой базы и ставки сбора с заготовителей.
Плательщикиежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) непозднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплатасбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца,следующего за истекшим налоговым периодом. Плательщиками сбора с заготовителейпризнаются организации и индивидуальные предприниматели.
4.4 Курортный сбор
Суммыкурортного сбора не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты попроизводству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав,учитываемые при налогообложении.
Объектом обложениякурортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных иоздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц Республики Беларусь.
Налоговым периодомкурортного сбора признается календарный квартал. Сумма курортного сбораисчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора.
Уплата курортного сборапроизводится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным илиоздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбораи их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего заистекшим налоговым периодом. Санаторно-курортные и оздоровительные организациине позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом,представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию оперечислении курортного сбора в произвольной форме. Налоговая декларация(расчет) по курортному сбору не представляется. Плательщиками курортного сборапризнаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление исанаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

5. Республиканскиеналоги и сборы
5.1 Акцизы
Плательщики: юридические лица, включая синостранными инвестициями и иностранных юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, производители подакцизных товаров на ввозящие подакцизныетовары на таможенную территорию для реализации в РБ. К подакцизным товарамотносятся: спирт технический гидролизный, спиртосодержащие растворы, заисключением растворов с денатуратными добавками, алкогольная продукция (спиртпитьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино, за исключениемконьячного спирта и виноматериалов), пиво, табачные изделия, нефть сырая,автомобильные бензины, дизтопливо, ювелирные изделия, автомобили легковые.
Ставкиакцизов.
На всетерритории РБ действует единая ставка акцизов как для производителей, так и дляимпортеров. Ставки акцизов делятся на два вида:
1.Специфические (твердые) ставки акцизов — они устанавливаются в абсолютной сумме(в евро) на физическую единицу измерения подакцизных товаров.
2.Адвалоные — они устанавливаются в % от стоимости товаров. Автомобили = 10%. Ювелирныеизделия = 15%. На остальные — специфические ставки.
Объектналогообложения и облагаемый оборот
Объектобложения акцизами является: 1. По товаром, ввозимым на территорию РБ ствердыми ставками акцизов, объем ввозимых товаров в натуральном выражении. Всеэти товары подлежат маркировке акцизными марками.
2. Приреализации ввозных товаров с твердыми специфическими ставками объемомналогообложения является объем реализованных товаров в натуральном выражении. 3.Для производителя подакцизных товаров с твердыми ставками объектомналогообложения является объем производственных товаров в натуральномвыражении.
Порядокисчисления акцизного налога по товарам твердых (специфических ставок).
Поалкогольной продукции специфическая ставка акцизов проводится в (евро) за 1 литр безводного 100% этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Ставка пересчитываются взависимости от доли этилового спирта и упаковки.
Адваловныеставки. Порядок исчисления
Объектомналогообложения по товарам, ввезенным на территорию РБ является таможеннаястоимость товара плюс таможенная пошлина и таможенный сбор за оформление.Объектом налогообложения при реализации этих товаров является выручка зареализованные товары без НДС, налога с проданного с/х налога, местных сборов иналога на топливо. Акциз считается самым последним. Закладывается в отпускнуюцену самым первым. Если подакцизные товары ввозятся на территорию РБ дляреализации, то акциз, уплаченный на таможне исчисляется по формуле:
С=О*(А/(100-А))
где: С — акциз, О- Оборот, А — адвалованная ставка. В оборот включается: таможеннаястоимость товара плюс таможенная пошлина плюс таможенный сбор.
5.2 Налог нанедвижимость
Плательщиками: юридические лица, независимо от формсобственности, включая совместные предприятия и иностранные, включая их филиалыи представительства. Физические лица уплачивают налог на недвижимость заздания, сооружения и надворные постройки. Объекты налогообложения у юридическихявляется остаточная стоимость основных производственных фондов, являющихсясобственностью предприятия или находящихся во владении плательщика. Имущество,взятое на условиях аренды и лизинга у нерезидентов РБ, облагается налогом на недвижимостьу арендатора резидента РБ. Имущество, взятое на условиях аренды у граждан(компьютер, автомобиль) облагается налогом на недвижимость у арендатора. Исключение- договор пользования личного имущества сотрудников в целях нанимателя. Налогна недвижимость такого случая не платится Возмещение затрат по ремонтуавтомобиля не предусматривается. за полностью изношенный автомобиль — компенсация за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Еслиавтомобиль оформлен договором аренды, то он облагается налогом на недвижимость,а суммы арендной платы необходимо удерживать подоходной налог, а в налоговуюинспекцию представляются сведения по форме №5. как и на совместителей идоговоров подряда. Если арендодатель — иностранное юридическое лицо, то вместоподоходного следует удерживать налог на доходы и с иностранного юридическоголица по ставке 15%, и перечислять в бюджет в день начисления арендной платы.Если арендодателем является иностранное физическое лицо или лицо безгражданства, то в сумме арендной платы удерживается подоходный налог по ставке20%. Если арендодателем является юридическое лицо резидент РБ илииндивидуальный предприниматель, то никаких налогов с суммы арендной платыудерживать не надо. Годовая ставка налог на недвижимость 1% в год. Налогначисляется поквартально по состоянию на 1 число отчетного квартала отостаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов 1/4годовой процентной ставки (0,25%). Уплата налога производится ежемесячно до 22числа месяца каждого в квартале. Отчет предоставляется до 20 числа первогомесяца в квартале. (Этот налог уплачивается по состоянию на 1-е числоквартала). Жилищно-строительные кооперативы уплачивают налоги на недвижимость1% в год. Гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товариществауплачивают налог на недвижимость по ставке 0,1%. Граждане также уплачиваютналог на недвижимость по ставке 0,1% в год от оценочной стоимости зданий,сооружений, надворных построек оценочная стоимость по состоянию на 1.01 года. Дляюридических лиц применяются поправочные коэффициенты на местонахождениенедвижимости (Фрунз. р-н 1,3). В комитете архитектуры зарегистрироваться дляналоговой.
Освобождаютсяот уплаты налога: объектысоциально-культурного и жилищного фонда местных советов; фонды обществаинвалидов (3 инвалида); объекты предприятий связи; фонды для охраны окружающейсреды; приватизированные и выкупленные квартиры ЖСК (для одной квартиры); жилыедома и постройки пенсионеров по возрасту; инвалидов 1 и 2 групп при отсутствиисовместно проживающих трудоспособных членов семьи или прописанных по домовойкниге; здания, принадлежащие военнослужащим., работникам МВД и КГБ, погибшимпри выполнении служебного долга; основные фонды колхозов и совхозов; с/хкооперативов; подсобных с/х предприятий и предприятий обслуживающих село;основные фонды бюджетных организаций; автомобильные дороги общего пользования;все места общего пользования. Специальное лабораторное оборудование, здания исооружения, принадлежащие не юридическому лицу в течение одного года с моментаввода их в эксплуатацию, а также все внутренние коммуникации, необходимые дляэксплуатации здания.
Налог нанедвижимость по незавершенному строительству
Уплачиваетсязаказчиком из фактического объема работ, выполненных на начало отчетногоквартала. Сроки строительства установлены в договорах подряда и если застройщикне укладывается в сроки, то со следующего квартала начисляется налог нанезавершенное строительство. Сумма налога исчисляется по состоянию на 1 числоотчетного квартала. Уплачивает этот налог заказчик (застройщик) из прибылиостающейся в распоряжении предприятия. Жилищное строительство льготируется поналогу на незавершенное строительство. Налог на недвижимость при незавершенномстроительстве, выполненным хозяйственным способом не взимается.
Сумма налогана недвижимость от основных производственных и непроизводственных фондовотражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и вычитается избалансовой прибыли при расчете налога на прибыль.
5.3 Экологический налог
Плательщики: юридические лица, включая синостранными инвестициями — иностранные юридические лица, участники договора осовместной деятельности и индивидуальные предприниматели. Юридические лица, финансируемыеиз бюджета не платят. Бюджетные организации, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью также не платят.
Объектналогообложения
Налогомоблагаются: 1) Объемыдобываемых из природной среды ресурсов. 2) Объемы выводимых в окружающую средувыбросов и сбросов. 3) Объемы переработанных нефтепродуктов и нефти. Налог запользование природными ресурсами состоит из платежей: 1. За добычу природныхресурсов в пределах установленных ресурсов 3. За выбросы загрязняющих веществ вокружающую среду в пределах лимитов. 4. За перерасход природных ресурсов сверхутвержденных лимитов. 5. За выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающуюсреду сверх лимитов. 6 За переработку нефти и нефтепродуктов.
Годовыелимиты добычи природных ресурсов устанавливаются как объекты добываемыхресурсов. Годовые лимиты сброса сточных вод устанавливаются как объемысбрасываемой воды по категориям качества: нормально очищенные, недостаточноочищенные и неочищенные. Годовые лимиты выбросов загрязняющих веществустанавливаются как сумма объемов выбросов по каждому ингредиенту (по таблице).На основании общего лимита выбросов загрязняющих вещество комитет по экологиидает разрешение на выбросы, которые согласуются с Министерством охраны природыи т.д. Ставка налога за пользование природными ресурсами устанавливаются СовминомРБ, согласно постановления от 5.02.2002 № 146. За переработку 1 тоннынефтепродуктов налог взимается по ставке 1 Евро. За превышение лимита добычиполезных ископаемых налог взимается в 10-кратном размере действующей ставки. Завыбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх лимитов налогвзимается в 15-кратном размере действующей ставки.
Льготы поналогу
Вода длянаселения, песок для дорог, вода для рыбхозов, песок для строителей (50%).
Порядокрасчета и уплаты налога
Налог запользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается индивидуальнымипредпринимателями ежеквартально, остальным плательщикам — ежемесячно. Расчетыпредоставляются в формах: 1.Расчет налога за добычу природных ресурсов. 2.Расчет налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Представляютпредприятия, осуществляющие выбросы стационарные в окружающую среду. 3. Расчетналога за сбросы загрязняющих веществ (видные объекты). 4. Расчет налога завыбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников. 5.Расчет налога за переработку продуктов нефти. Расчеты предоставляются до 20числа месяца, следующего за отчетным. Уплата ежемесячно или ежеквартального.Юридические лица платят до 22 числа месяца, следующего за отчетным.
Налог завыбросы в атмосферу от передвижных источников
Передвижныеисточники — автомобильный транспорт, железнодорожный, воздушный, морские иречные транспорты, средства, с/х дорожная и строительная техника и иныесредства, основанные на ДВС с применением бензина, дизтоплива, керосина,сжиженного и сжатого газа или другого альтернативного. Расчет налогапроизводится от количества переработанного топлива: по схеме: 1) Количествосписанного топлива переводим из единицы объема в единицу массы по формуле: Mтонна=(PV|1000)*K2РА76=0,73 кг/л — неэтилированный РФИ92=0,76 кг/л — неэтилированный РАИ95=0,75кг/л — неэтилированный РАИ98=0,78 кг/л — неэтилированный РА80=0,785 кг/л — неэтилированный РА96=0,77 кг/л — неэтилированный РАИ93=0,745 кг/л — неэтилированный РО изотопливо=0,84 ПрБ=0,53 2) Количество израсходованноготоплива в тоннах умноженным на ставку (у баланса). 3) Применяем понижающийкоэффициент за передвижные источники выбросов: для бензина этилированного =0,9, для бензина неэтилированного = 0,9 для дизтоплива = 0,8 для сжиженного,сжатого газа = 0,4

6.Налоговыйрывок
Вцелях снижения налоговой нагрузки и оптимизации состава налогов и сборов,применяемых в стране, в проекте бюджета на 2011 год учтены следующие меры:
 -отмена местного налога на услуги (5% из выручки) и местного сбора на развитиетерриторий (3% из прибыли);
— отмена трех платежей в составе экологического налога (за переработку нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещениепо территории Беларуси нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортомтранзитом; за производство или импорт товаров, содержащих 50% и более летучихорганических соединений);
 -исключение из состава налоговой системы двух самостоятельных платежей путемвключение сбора при ввозе в Беларусь озоноразрушающих веществ в составэкологического налога, сбора за выдачу разрешений на проезд белорусскихавтотранспортных средств по территориям иностранных государств – в составгоспошлины.
Врезультате в 2011 году ожидается снижение налоговой нагрузки на 0,4% от ВВП,что позволит оставить в распоряжении предприятий 700 млрд. рублей. Харковецподчеркнул, что это дополнительные инвестиции и оборотные средства. Он добавил,что активное упрощение налоговой системы идет с 2006 года, и тогда налоговаянагрузка составляла 34% от ВВП, в нынешнем году она снизилась до 25%. В 2011этот показатель будет доведен до 24,6% к ВВП.
Законопроектомпредусмотрено снятие ограничений по основным налогам при примененииинвестиционных льгот. Для этого предлагается освобождать от налога на прибыльпредприятия сразу при осуществлении капитальных вложений за счет отменытребования первоочередного использования на эти цели амортизационного фонда.При этом действие льготы будет распространяться на займы, получаемые отнерезидентов, что должно создать благоприятные условия для притока иностранногокапитала, который гарантированно будет использован на создание производственнойбазы.
Планируетсяпредоставить плательщикам право принятия без ограничений к вычету входного НДС,уплаченного при осуществлении капитальных вложений. Это, по оценке Минфина,увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционныхпроектов. Планируемое расширение инвестиционных льгот по налогу на прибыль иНДС по экспертной оценке увеличит инвестиционные возможности предприятий засчет собственных источников на сумму около 1,5 трлн рублей.
Минфинтакже продолжает работу по улучшению налогового администрирования. «Здесьсущественно снижается периодичность уплаты налогов и подачи налоговыхдеклараций. С 2011 года по налогу на прибыль налоговая декларация будетпредоставляться один раз в год с уплатой этого налога раз в квартал ипоследующим перерасчетом уплаченных сумм налога исходя из фактическихрезультатов работы плательщика», — рассказал Харковец.
Расширяютсявозможности применения налоговой льготы по прибыли, направляемой на капитальныевложения. Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций безувязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас.
«Предлагаетсяотменить авансовые платежи по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – раз вмесяц или раз в квартал – будут определять плательщиком самостоятельно, безпривязки к объему выручки, как в настоящее время», — отметил он.
Приэтом министр сообщил, что для комплексного решения вопроса по упрощениюналоговой системы правительство до конца года примет дополнительные меры поупрощению форм налоговых деклараций за счет исключения требованияпредоставления информации, не связанной с расчетом налогов, расширенияэлектронного декларирования, сузить основания для применения штрафных санкций.
«Налоговаясистема Беларуси не будет отличаться от налоговых систем развитых стран. Ееоснову, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги напотребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, налоги на собственность(недвижимость и землю) экологические и социальные налоги. Из них обычныйплательщик будет уплачивать только 5 налогов, причем преимущественноежеквартально. До начала налоговой реформы это был 21 платеж, причемежемесячно», — подчеркнул Андрей Харковец.
Онотметил, что предпринятые шаги позволяют рассчитывать на значительноепродвижение страны в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. «Измененияналогового законодательства направлены на сближение с международнымистандартами финансовой отчетности, с законодательством стран Таможенного союза,защиту прав плательщика при проведении налоговых проверок», — добавилминистр.
Законопроектпредусматривает сохранение права местных Советов депутатов повышать илипонижать, но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога нанедвижимость отдельным категориям плательщиков. Ряд изменений коснется ипорядка уплаты отдельных налогов. Решено освободить от НДС дополнительныеплатные услуги, оказываемые нотариусами, запланирована также полная отменанормирования представительских расходов для целей налогообложения. Полностью отуплаты налогов будут освобождаться доходы населения от выращиваниясельхозпродукции на своих участках.

Заключение
Понятия«налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорийналогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют теплатежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане.От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образомзависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, иэффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь.Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данныхпонятий было дано (а учитывая его общий характер и неопределенность, скорее,обозначено) в преамбуле Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах,взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Согласно этой норме под налогами исборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, надлежало пониматьобязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенныхзаконами размерах. Как видим, такое определение более похоже не на «портрет»этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практикаприменения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов. В процессефункционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено идействует большое количество всевозможных платежей — отчислений, взносов, платили сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась различными поюридической силе документами для самых разных категорий субъектовхозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разныхразмерах и в разном порядке. Большинство из этих платежей не имеет отношения кналогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары,работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органамигосударственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономическиобоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решенияотдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фондразвития строительной науки). Из множества таких платежей принципиально важновыделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно,будут регулироваться налоговым законодательством. Что касается плат иотчислений, не отвечающих установленным признакам налогов, то налоговоезаконодательство не должно регулировать вопросы их применения, так же, как недолжно регулировать платежи, взыскиваемые в виде санкций за совершенныеправонарушения (административные или иные штрафы, в том числе за нарушенияналогового законодательства).
Дополнительнуюактуальность в четкое разграничение существующих платежей приносит содержаниеп. 2 ст. 2 Общей части Налогового кодекса. Как следует из этой нормы, ни накого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), атакже обладающие установленными Налоговым кодексом их признаками иные взносы иплатежи, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в порядке,отличающемся от принятого для введения налоговых платежей.
Налог — этообязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащихим на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Такимобразом, к налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующимпризнакам: обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и(или) местный бюджеты; отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств;индивидуальная безвозмездность. Сборам и пошлиной может быть признанобязательный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц, какправило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственнымиорганами, уполномоченными организациями и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуспециальных документов, либо в связи с перемещением товаров через таможеннуюграницу Республики Беларусь.
Всоответствии с этой нормой признаками сбора или пошлины являются:обязательность для плательщиков; поступление в республиканский и (или) местныйбюджеты; осуществление платежа, то есть, как и в случае с налогом, отчуждениепринадлежащих плательщикам денежных средств.
Такимобразом, и это является основным отличием их от налогов, в отношении сборов ипошлин отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, уплатасборов и пошлин Общей частью предусматривается в качестве одного из условийсовершения в пользу их плательщиков государственными органами, в том числеместными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами,иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимыхдействий, включая выдачу специальных разрешений (лицензий) или предоставлениеопределенных прав.
Такое«встречное» осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридическизначимых действий, так же, как и предоставление, им соответствующих прав илидокументов, не является обязательным признаком этих платежей. Возможностьвозмездности для сборов и пошлин установлена лишь «как правило», чтообусловливает наличие платежей, не предусматривающих получение их плательщиком взаменкаких-либо благ. В максимальной степени данный принцип распространяется вотношении таможенных пошлин, оффшорного и таможенных сборов. В целом необходимоотметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога,сбора или пошлины автоматически делает отчисления или взносы неналоговымиплатежами и выводит их из сферы действия Налогового кодекса и налоговогозаконодательства в целом.

Списокиспользованной литературы
1.  Комментарий кОбщей части Налогового кодекса РБ / С.В. Авдеенко, И.С. Андреюк, М.О. Григорчуки др. – Мн.: УП «Светоч», 2003 – 352 с.
2. Налоги в РБ:Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масникевич идр.; Под ред. В.А. Гюрджан. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002 – 256 с.
3. Василевская Т.И.,Стасенко В.А. / Налоги Беларуси: Теория, методика ипрактика. – Мн.: Белпринт,1999 – 544 с.
4. Орлова Е.И. /Налоговое право. ЧУО «Минский институт управления». – Мн.: Издательство МИУ,2005 – 100 с.
5. Ханкевич Л.А. /Финансовое право Беларуси. – Мн.: Завигар, 1997 – 381 с.
6. Маньковский И.А./ Налоговое право РБ. – Мн.: Молодежное научное общество, 2000 – 159 с.
7.  Филипенко А.А. /Некоторые проблемы местного налогообложения в РБ и пути их разрешения / ПравоБеларуси, 2003 — №32
8.  Масникевич Н,Шевцова В. Местные налоги: тяжесть неподъемная / НЭГ – 2002 — №77.
9. Белта ,2010г.
10. Газета «республика», 2003 г.