Эволюция и историческая типология человека путешествующего

Введение
Сегодня индустрия туризма– ведущая в экономике организация путешествии. Она развивается с самых древнихвремен и по сегодняшний момент. Однако в каждый период времени, человекпутешествовал ради своих индивидуальных целей, причинамикоторых могут бытьтакие, как:
— вынужденные(переселение народа),
— познавательные(предопределяли географию путешествий),
— земные или обыденные(путешествие – дальнее странствие),
— путешествие каквремяпрепровождение.
Если мысленно представитьдороги истории, мы увидим караваны торговцев и шеренги воинов, сиротливыхпутников и целеустремленных пилигримов. На этих дорогах можно встретить иодиночек, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущиеразвлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искателиприключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. Подпарусами удачи и надежды в море уходят корабли практически из всех гаванеймира. Но, тем не менее, оценивались дальние странствия далеко не на одинаковомуровне. Какие-то из них сразу оценивались как “великие”, ибо они приносиличеловечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим жесуждено было пройти через забвение современников, чтобы только потом людипостигли их значение, оценили труды первопроходцев (знаменитые в нашем времениоткрытия Христофора Колумба, подробнее о нем буде рассказано в 3 главе). Всеэти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и не всегда связывалисьв единую цепь – историю путешествий и туризма.
Особо следует отметитьэволюцию и историческую типологию человека путешествующего. В каждойисторической эпохе нравы, ценность и его роль меняется. Меняются направлениякаждого из них. Данная проблема становилась предметом специальногоисследования. Люди осваивали земной мир и мир подземный. Путешествия выступаютстержневой частью культуры древних народов.
Эволюция “человекапутешествующего” имеет свою актуальность в том, что с каждым периодом времениценность, нравы и обычаи человека меняются. Потребности его возрастают. Если вдревние времена путешественник стремился открыть какой-либо неизвестныйполуостров, материк, т.е. что-то неизведанное, в дальнейшем который был быназван его именем как имя первооткрывателя, то, начиная с Нового времени, цельюнашего передвижения стало стремление отдохнуть и полюбоваться красотамиприроды.
Данная темарассматривается также в учебной литературе. Следует отметить учебник ВоронковойЛ. П. “История туризма”, Соколовой М. В. История туризма, Б. Ф. Кудинова ”Изистории развития туризма”. Авторы подробно описывают этапы становления туризма,как историю. Учебные пособия содержат также разделы, в которых рассматриваютсяособенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разныхэтапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма,основные тенденции его развития в России и других ведущих мировых странах.
Исходя из актуальностипроблемы, можно сформулировать цель курсового проекта – проследить и найтиразличия “человека путешествующего” и выявить его типологию. Данная цельконкретизируется в следующих задачах:
1.  История возникновения первыхпутешествий, выявить их причины,
2.  Исследовать социально-психологическиепричины путешествий в средние века,
3.  Выявить особенности русскойсредневековой культуры, их связь с историей путешествий,
4.  Просмотреть великие географическиеоткрытия в эпоху Возрождения,
5.  Рассмотреть Новое время как эпохуразвития туризма в жизни современного человека,
6.  Проследить и выявить цели и задачи «человекапутешествующего» в древнее и в настоящее времена.

Первобытный человек.Первые путешествия
История возникновения первыхпутешествий древнего мира
Необходимость в перемещенияхи путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин«путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новымитерриториями было жизненно необходимо.
Перемещения (миграции)первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носитьследующий характер:
Внутриэтническиемиграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
Этноэмиграция, участие вкоторой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своегоколлектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
Миграции собственно ЭСО.Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в своюочередь, мог носить характер:
переселения ЭСО —перемещения его на новую территорию;
расселения ЭСО — перемещенияодной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию безпотери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО — по форме представляющей тоже самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСОмигрантов.
Первобытный коллектив,проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы — это моглоповлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию онвторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так какона являлась «кормящим ландшафтом» для людей — уровня «присваивающегохозяйства».
Во внутриэтническоймиграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Этобыли и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство— передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. Вполной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поискахсъедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. людидолжны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей»территории.
Этиоэмиграция моглапроисходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателеймогла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания ипо объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.
К объективным причинамможно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержениевулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людейхищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоняохотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).
Вряд ли моглисуществовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людейпокинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группойбыла просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболеестрашных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на вернуюсмерть или от хищников, или от голода.
Миграция первобытныхлюдей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы.Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер:наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнямитысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить искоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людейпокинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенныефакторы (убийства молодняка и самок охотниками).
В эпоху первогообщественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводовначинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от видадеятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемымпроцессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычныхмаршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучныепастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальнуюурожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагалпостоянные передвижения
Для скотоводческих племенпереселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко былопохоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от ихпредков — охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевокчерез вражеские или засушливые территории.
Первобытные люди не могличасто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо быломаксимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегдатребовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).
В эпоху первобытностиначинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся нетолько с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», есливзаимоотношения были дружественными, или «немого» — если натянутыми иливраждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, преждечем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос нанего, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца»считалось в то время неприкосновенной.
В доисторические временанаши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е.объективными причинами, главной из которых было – выживание. Человек в тедалекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природныеизменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений неподлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не зналискотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризиснойситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствиячеловека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация,ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризоватьименно как внутреннюю мотивацию.
К внутренней мотивацииотносятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств,удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым иневиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.
Потребность в знакомствес новыми многообразными явлениями в жизни, относящаяся к внутренней мотивации,составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохипервобытности.
Кроме миграционныхпутешествий, в древности развивались «брачные путешествия», которые постепенностановились характерной частью быта при переходе от первобытного стада кродовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характерили промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри неебыл запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в другихкровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии.Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествиена территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можноувидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например,сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древнихафинян,.24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленныевнутри определенной группы, развились в систему, на которой было построенообщество периода родовой общины.
Передвижения первобытныхлюдей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой ихобраза жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллективабыли непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать,что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.
Развитие путешествий впервобытные времена
Что касается визитовпутешественников в различные сферы области – все это происходило добровольно.Например, человечеству для выживания и развития требовалось открывать торговыепути. Для этого нужно было совершать путешествия не только по суше, но и поводе. Что и вело к следствию экономического роста. Кроме того, люди,совершавшие морские путешествия, еще в глубокой древности, стремились не толькодля блага материальных ценностей, но и для собственного проникновения на другойматерик.
«Подтверждая теорию«вызова-ответа» выдающегося английского историка А. Дж. Тойнби, можноконстатировать, что люди совершали многокилометровые морские путешествия еще вглубокой древности. «Отсутствие вызовов означает отсутствие роста и развития. Стимулык росту и развитию можно разделить на два основных вида: стимулы природнойсреды и стимулы человеческого окружения», — писал А. Дж. Тойнби. Оказываясь внеблагоприятных климатических или социальных условиях, люди вынуждены были длясохранения своего социума бросать вызов, как бескрайним континентальнымпространствам, так и безбрежным океанским просторам.»1
Так заселение всехматериков (кроме Антарктиды) произошло в период от 40 до 10 тыс. лет назад. Приэтом очевидно, что попасть, например, в Австралию можно было только воднымпутем. Проникновение на другой материк – Австралию – произошло на рубежепалеолита и мезолита. Из-за более низкого уровня океана, наверняка,существовали «островные мосты», когда переселенцы не просто уходили внеизвестность открытого океана, а перебирались на другой остров, который онилибо видели, либо знали о его существовании. Перебираясь таким образом с однойостровной цепи Малайского и Зондского архипелага на другую, люди со временемоказались в некоем эндемическом царстве растительного и животного мира –Австралии.
Одним из наиболеевыдающихся народов, склонным к путешествиям планетарного масштаба, былималайцы. Они с начала Iтысячелетия до н. э. вплоть до конца I тыс. н.э. пересекали пространство Индийского океана, колонизируя островМадагаскар. Окончание ледникового периода привело к изменениямклиматографического, а как следствие, и биолого-социального характера. Из-запотепления не только поднялся уровень мирового океана, но и стали изменятьсяфлора и фауна. Ряд животных, не сумевших приспособиться к новым климатическимусловиям и новой кормовой базе, вымирал, другие откочевали. Соответственно,вслед за миграциями животных, начались (продолжились) миграции людей. Главное,что миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний впервобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь,ботаника и зоология, а также зачатки механики.
Прекрасные мореходныекачества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когдабыли повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных подревним рисункам и археологическим находкам: например, палавание Тима Северинаили Тура Хейердала.
Существовало ивоздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что своераспространение получили также стандарты и эталоны, выполнявшие престижнуюфункцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований имагических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийсяна социальной психологии.
Отражением постоянныхземных путешествий в верованиях наших предков стало посмертное «путешествиедуши», которое один из героев Карлоса Кастанеди, современного американскогописателя и философа, очень верно характеризует как «окончательное путешествие».Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях иобрядах.

Вывод первой главы
Подводя итоги первойглавы, имеющей главную историческую роль в развитии и появления такой научнойсферы, как история туризма, я выделю несколько главных черт, которые были мнойисследованы в ходе данного процесса:
во-первых, первыепутешествия, называемые миграциями, происходили по причинам не только какпереселения, расселения или сегментации из одной материальной точки в другую,но и как простые передвижения охотников, рыбаков — чтобы добыть пищу для своегоколлектива.
во-вторых, начинаютзакладываться первые «торговые» маршруты, которые, по моему мнению, дали первыесдвиги в сфере торговли, что повлияло на их дальнейшее развитие.
в-третьих, «брачныепутешествия», которые постепенно становились характерной частью быта припереходе от первобытного стада к родовой общине способствовали развитиюпутешествий вообще, в том числе, постоянные земные путешествия в верованияхнаших предков стали посмертными «путешествиями души», т.е «окончательнымипутешествиями».
Весь древний мир, помоему мнению, это своеобразная наука, которую должен знать каждый из нас. Ивсе, что происходило в этот период времени, является самыми главными истоками, корняминашее существующего на сегодняшний день время.

Странствия «человекапутешествующего» в эпоху Средневековья
Характерные особенностисредневековой культуры и их роль с развитием туризма как одного из направления путешествий
С падением в 5 веке римскойимперии закончилась целая эпоха, которая дала миру величайшие достижения.Развитие материальной культуры обеспечило достаточно высокий уровень комфорта вгородах, довольно сложилась инфраструктура дорог и гостиниц, которыеобеспечивали всем необходимым путешествующих по огромным просторам империи.Путешествия в свою очередь способствовали формированию системы географических истрановедческих знаний. Гибель Древнего Рима ознаменовала начало новойкультурной эпохи, которую принято называть средними веками.
Большинство ученыхсклоняются к мнению, что средневековье представляет собой сложныйсоциокультурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов иразличные хронологические рамки. Поэтому лучше говорить о европейскомсредневековье или о средневековом периоде арабской культуры и т.д.
Средневековая культурапредставляет собой сочетание разных культур: рыцарской, христианской,феодальной, городской и народной. Эта многослойность приводила к тому, чтожитель средневековья находится в достаточно многомерном мире. В средние векадостаточно трудно было прожить всю жизнь, не выходя за пределы ограниченногопространства. Замки крупных и мелких феодалов, многочисленные монастыри ирастущие города составляли собой своеобразную структуру средневекового общества,связь между которыми обеспечивали многочисленные путники. На дорогахсредневековой Европы можно было встретить крестьян и купцов, цыган, бродячихартистов и монахов, странствующих рыцарей и разбойников. Не только торговля,войны и эпидемии вынуждали средневекового человека к перемене мест.
Одним из существенныхэлементов религиозного культа является посещение особо почитаемых мест,связанных с тем или иным святым или божеством. Практически во всех религияхмира есть природные объекты, храмы и захоронения, которым верующие поклоняются.Начиная с религий древнего мира, верующие отправлялись с культовыми целями кхрамам и святилищам. Причины, побуждающие верующих людей отправиться в дальнеестранствие, могут быть самые различные: надежда получить духовную поддержку,желание избавиться от недугов или преследующих их неудач, необходимостьисполнить наложенную епитимьи и многое другое.
Эта религиозная традиция,получившая название паломничество, овладела широкими массами верующих иполучила свое масштабное развитие в эпоху средневековой культуры, несмотря нато, что паломничество началось в век весьма скудных географических познаний икрайне неразвитых средств сообщения. Представители всех мировых религийсовершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих путешествияхстранствия Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм вгороде Амристсар на севере Индии, а последователи индуизма почитают ипоклоняются святым местам Кришны и Вишны, а также приходят к священной рекеГангу и совершают там омовение. Паломничество, как культурный феномен известно,еще с древнейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географиюпаломничества.
Образ средневековогопутешественника. Цели, задачи и значение их путешествий
Несмотря на то, чтосредневековое мировоззрение в отличие от античного, трактовавшего землю какшар, представляло ее в виде замкнутого пространства, «человек путешествующий»продолжал осваивать это пространство. Мобильность населения европейскогосредневековья получила новые импульсы, порождая вполне определенные потоки,важнейшее место среди которых занимает паломничество. Возникающие в Европемногочисленные государства территориально ограничивали свободу перемещениялюдей, но не могли остановить потоки пилигримов. На первое место всредневековой культуре будут претендовать паломники и воины, именно импринадлежит заслуга в расширении ойкумены средневекового мира. Важную роль вразвитии путешествий в средневековой культуре сыграли купцы и школяры. Еслирассмотреть паломничество в мировых религиях, то, начиная с 4 в. до н.э. вКитае широкое распространение получает буддизм, который стал проникать сюда изИндии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигаложелание посетить священные для буддиста места. Буддийские храмы – замечательныепамятники мировой культуры. Современные буддийские паломники так рассчитываютсроки паломничества, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменитых днейкаждого месяца, приходящийся на начало четырех фаз луны. В древние временабуддийские паломничества были многолетними, учитывая те огромные расстояния,которые приходилось преодолевать верующим. История сохранила имена китайскихбуддийских паломников Фа Сяня, Сюань Цзина, И цзина, Чан Гуня и др.
Один из основателей паломническогопутешествия в Китае считается буддийский монах фа Сянь, который в 4 векесовершил многолетнее паломничество в Индию. В сопровождении нескольких монахов,задумавших исследовать страны, лежащие на запад от Китая, они перебрались черезряд горных хребтов, перейдя реку и большую пустыню Гоби, и оказались у озераЛобнор. Вот как о приключениях этого путешественника рассказывает Жуль Берн:«побывав у гостеприимных жителей страны уйгуров, приемом которых монахиостались очень недовольны, они двинулись к юго-западу, в пустынную страну, сбольшим трудом преодолевая встречные реки. Спустя тридцать пять дней, маленькийкараван прибыл в Татарию – В Хотанское царство, в котором насчитывалось«несколько десятков тысяч монахов». Фа Сянь и его спутники были допущены вмонастыри, и после трехмесячного ожидания им посчастливилось присутствовать приторжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городамХотанского царства, по усыпанным цветами улицам, среди облаков благоуханий,провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов»2
Еще более широк быгеографический кругозор арабов, появившихся на исторической арене ПереднейАзии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени.В результате образ “человека путешествующего” становится популярным в восточнойлитературе. Арабские путешественники средневековья осуществляли не тольковоенные походы, которые простирались практически по всему Средиземноморью,охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы, но и походы,дающие развитие торговли. «В 9-10 в.в. арабских купцов можно было встретить насухопутных дорогах Востока, Северной Африки и Средиземноморского побережья.Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы, по Красному морю иИндийскому океану».3
В 10-11 в.в.путешественники значительно расширили географию странствий. В 12 векезнаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королемв Палермо для составления географических карт. Итогом его многолетней работыстали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.
Завоевательные походыарабов, развитие торговли приводят к быстрому распространению мусульманства(тогда еще с 7 в. арабские племена, проживавшие на Аравийском полуострове,обрели новую религию). Всем мусульманам приписывается, по крайней мере, раз вжизни совершить паломничество в Мекку – священный для всех представителей этойрелигии город. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы семь разобойти вокруг каабы и прикоснуться к черному камню.
Священные для мусульманместа есть и в древнем Иерусалиме. Здесь стекаются паломники разныхвероисповеданий. Развалины стены первого храма, созданного царем Соломоном ипостроенный в 6 веке Второй храм являются местом паломничества иудаизма.
Вообще, Иерусалим богаткрасотой своих величественных сооружений. Не даром для евреев Иерусалим – этоЗемля обетованная (см. приложение 2).
Что касается стран южнойчасти Европы, — там начинается бурное развитие городов, возрождение практическииз руин римских городов, которые в свою очередь начинают привлекатьпутешественников как культурные центры, славящиеся памятниками античногозодчества и первыми университетами, а также как центры торговли.
Развитие путешествий всредневековую эпоху было также связано с монгольскими завоевательными походами.В начале XIII века, завоевав Русь, татаро-монголысоздали огромную империю, простирающуюся от Дуная до Тихого Океана. Врезультате были созданы пути, соединившие Европу и Азию, по которым устремилисьпотоки купцов. Ценные сведения о жизни народов на бескрайних просторахмонгольской империи содержит книга «Описание путешествия на Запад», написаннаяучеником известного китайского ученого Чан Чуня, который по приглашениюмонгольского правителя Чингисхана совершил длительное путешествие из Пекина вСамарканд. За точность и обстоятельность эту книгу ученые называютпутеводителем по дорогам средневековья.
Соприкосновениеевропейцев с империей монголов не могло не породить стремления, как можнобольше узнать о народах, населяющих обширные территории. Европейские купцы немогли не понимать, какие возможности открывает им торговля с Востоком. С цельюисследовать новые страны было предпринято немало путешествий, в том числе идвумя венецианскими купцами из семейства поло, ставшими знаменитымипутешественниками средневековья, и купцом из Твери Афанасием Никитиным.
Посещение святых местсовершали также православные верующие, которых вело «одно христианское усердиеи желание поклониться гробу Иисусову знаем мы по иным современным и не менеедостоверным свидетельствам, что россияне в XI в. часто давали небу обет видетьее места святые»4
До нашего времени дошлооколо 20 описаний странствий русских людей к Святым местам. Одним из первыхписьменных свидетельств паломничества русских людей к Святым местам считается«Хожение игумена Даниила в Святые места», датируемое началом XII в. ”
Как пишет Карамзин всвоей книге «Предание веков», «под защитою королевской дружины сей игумен ходилк Дамаску, в Акру и мог безопасно осмотреть всю Палестину, где еще скиталисьтолпы неверных и грабили христиан. Он выпросил дозволение у Бальдвина поставитьлампаду над гробом Спасителя и записал в обители святой Саввы, для поминания наектениях. имена князей российских: Святополка — Михаила, Владимира-Василия,Давида Святославича, Олега-Михаила, Святослава — Панкратия и Глеба Минского.Достойно замечания, что многие знатные киевляне и новгородцы находились тогда вИерусалиме»5.
Как наблюдательныйчеловек игумен Даниил описывает природные особенности, животный мир и бытовуюкультуру местного населения. Помимо детального описания христианских храмов исвятынь страницы его «Хожения» доносят до нас рассказы о палестинских городахИерусалиме, Иерихоне, Вифлееме. Ярко и образно передает он свои впечатления оМертвом море, которое он называет «Содомьским», в котором нет никакихводорослей, никаких рыб или другой живности. В целом, «Хожение игумена Даниила»представляет собой замечательный памятник истории и древнерусской литературы.История донесла до нас свидетельства многочисленных путешествий, которыесовершали русские на протяжении последующих веков. Паломничество в Иерусалимсовершали и женщины Древней Руси, в частности, игуменья Ефросинья полоцкая,дочь полоцкого князя Георгия Всеславича. Это была одна из первых женщин ДревнейРуси, причисленная к лику святых. Во время паломничества игуменья скончалась вИерусалиме.
В 187 г. ее мощи былиперевезены в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX века – в Полоцк.
Паломничество активнопродолжалось и в последующий период. Так, в середине XIV века на поклонение Гробу Господню отправилисьновгородцы Стефан и Григорий Калика, последний по возвращении станетновгородским архиепископом под именем Василия Калики. В 1420 г. Дьякон Зосимаиз Троице-Сергиева монастыря отправился к святым местам Палестины. Их быломного известных и неизвестных русских людей, которых можно было встретить надорогах палестины. Пути русских паломников отмечены возникавшими колониямирусских монахов, русскими православными монастырями, в том числе и в самомИерусалиме.

Вывод второй главы
Как мною было известно,средневековая культура имеет многослойный характер, что привело к достаточнотрудной жизни для жителя этой исторической эпохи, т.к. прожить, не выходя запределы ограниченного пространства, было трудно. Поэтому многие старалисьстранствовать по другим городам или путешествовать в определенных направленияхтолько для того, чтобы облегчить свое «существование» в тот момент.
Главной чертойсредневекового периода является появление религии. Посещение особо почитаемыхмест, связанных с тем или иным святым или божеством составляет одно изсущественных элементов религиозного культа.
Отправления в дальниестранствия чтобы получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов илипреследующих их неудач, необходимость исполнить наложенную епитимьи и многоедругое, — вся эта религиозная традиция, получившая название паломничество, — получила свое масштабное развитие в эпоху средневековой культуры. Вышеназванноеявление повлияло на развитие географии и первые открытия (городов, стран, озери т.д.)
Я назвала одни из главныхчерт эпохи Средневековья, что, конечно же, не является единственным. Исследовавуже вторую часть моего курсового проекта и, сравнив его с первой главой, японяла, что «человек путешествующий» менялся сам, развивал не только свой, но имир окружающий, привлекая тем самым других последовать за его дорогой.
туризмпутешествие средневековый открытие

«Новое время» в историипутешествий
Эпоха географическихоткрытий как новое мировоззрение «человека путешествующего»
Знакомство с культуройсредневековья показало, что наиболее преобладавшими типами «человекапутешествующего» в то время были паломники, купцы и воины. Развитиесредневековых городов превращает их в центры социальной и культурной жизни.Появление университетов, организация новых видов досуга городских праздников икарнавалов сочетается с усилением роли городов в развитии торговли. В средеевропейских государств усиливается противостояние в борьбе за рынки, за влияниена морях. Центром развития становятся государства юга Европы, т.е.средиземноморские страны, которые оказались на пути миграционных потоков вовремя эпохи крестовых походов. Следствием этих процессов является стремлениечеловека к расширению «обитаемого пространства», т.е. поиску новых земель,которые оцениваются как потенциальные рынки поступления драгоценных металлов,различных товаров. Церковь, имевшая огромное влияние на протяжении всейсредневековой культуры, стремится также поддержать свое могущество иподдерживает стремления к расширению числа верующих за счет колонизируемыхземель. Вот почему следствием развития европейской культуры стала эпоха великихгеографических открытий, и в рядах первооткрывателей оказывались купцы,представители мелкого и среднего дворянства, священники.
Становление нового типакультуры, связанного с усилением роли светских элементов, таких, как философия,наука, искусство, приводит к развитию ренессансной и просветительной культур.Усиление интереса к античной культуре превращает бурно возрождающиеся городаГреции и Италии в центры «паломничества» людей того времени. Культура эпохиВозрождения порождает мощные креативные импульсы в человеке. Целая плеядавыдающихся художников, архитекторов, писателей и поэтов, философов и ученыхпровозглашает новые принципы мировоззрения, развивая идеи о гуманизме,достоинстве человека. Аскетические идеалы и догматическое мировоззрениесредневекового человека сменяются стремлением к познанию мира, верой втворческие, возможности разума. Особенности новой культуры особенно яркопроявляются в изобразительном искусстве, архитектуре и литературе. Человекукультуры Возрождения свойственно стремление жить красиво, более комфортно, чтоприводит к расцвету архитектуры, к расцвету градостроительства.
Эти изменения не могли незатронуть концепцию путешествий. Происходят изменения в мотивации путешествий,а также в географии путешествий человека того времени. Достаточно образований,чтобы ценить историю и культуру прошлого, «человек путешествующий» в эпохуВозрождения устремляется в развивающиеся города не только с целью отдохнуть ипоправить здоровье в условиях прекрасного средиземного климата, но иполюбоваться памятниками истории и культуры, познакомиться с творчествоммастеров возрожденческой культуры. Формируется, как отмечают исследователи,своеобразная мифология путешествий. Центрами «паломничества» человека этойэпохи становятся исторические и культурные памятники, видеть которые во времяпутешествия – это, значит, приобщиться к мировой культуре.
Что касается эпохивеликих географических открытий, она была подготовлена изменениями, которыепроизошли в европейском обществе и в науке того времени. Еще в начале 15 векапоявляются книги, в которых оспаривается замкнутость Индийского океана с юга иподдерживается идея шарообразности земли. Благодаря книгопечатанию, в Европеначинают издаваться страноведческие произведения других авторов, описывающихсказочные богатства стран востока – Индии, Китая, Цейлона, Японии.
Постепенно ко второйполовине XV в. средневековая культура в Западной Европе начинает распадаться.Бурное развитие городов, ремесленного производства и торговли усиливаетпотребность в золоте и серебре, выполнявших в то время функции денег. Этоприводит к тому, что Европа нуждается в освоении новых рынков этих ценных металлов.Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практически былперекрыт в результате турецких завоеваний. Поиски южных морских путейосуществлялись в то время активно только Португалией, другим странам,находящимся в бассейне Средиземного моря, оставалось только попытать счастьячерез неведомый Атлантический океан.
Существовавшие накануневеликих географических открытий карты того времени, созданные на основепредставлений о шарообразности земли, способствовали уверенности в успех подобногоплавания. По традиционной версии, Колумб воспользовался картой, составленнойфлорентийским астрономом и географом Паоло-дель Поццо Тосканелли, который водном из своих писем уверял мореплавателя, что люди, плывущие неуклонно назапад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии.
С момента становленияИспании как ведущей европейской державой, страна бурно развивалась. Королевскаяказна, опустошенная войнами с маврами и усилением королевской власти, нуждаласьв пополнении, а заокеанские походы сулили сказочные богатства. Интересы разныхслоев общества совпали в стремлении обогащения за счет новых земель, которые всочетании с ярко выраженным религиозным миссионерством привело к тому, что кберегам «Индии» устремились потоки людей. Среди них были и те, кто «шел скрестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце», как выразился один изсовременников Колумба.
Уверенности в возможностидальних плаваний будущим мореходам добавляли и успехи в кораблестроении инавигации, достигнутые в Испании во второй половине VI столетия (см. приложение №3,4). Эпоху великих географическихоткрытий ученые делят на два периода:
1. Испано-португальскийпериод длился с конца XV до XVI вв. В это время было сделанооткрытие Америки, португальцы совершали плавания к берегам Восточной Азии иИндии, начиная с экспедиции Васко да Гамы. Завершился этот период кругосветнымплаванием Магеллана.
2. Период русских иголландских открытий продолжался с середины XVI до середины XVIIвв. Это было время открытий русских первопроходцев по всей северной Азии, времяпохода Ермака и плавания Дежнева, время тихоокеанских экспедиций голландскихмореплавателей и открытия Австралии. Важнейшим событием этой эпохи, безусловно,является открытие нового континента, совершенное Кристобалем Колоном, болееизвестным под итальянским именем Христофором Колумбом.
Будущий мореплавательродился в 1451 году, в Генуе и прожил там более 20 лет. Точных сведений обобразовании Колумба никто, к сожалению, не знает, но известно, что он читал начетырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, что помоглоему для участия в Генуэзских торговых экспедициях в 70-е годы.
Проект Колумба оботкрытии нового пути в Индию долго обсуждался португальской короной и толькочерез несколько лет был принят в Испании. Выяснив и проверив план этого пути,Христофор был награжден гербом, на котором изображены замок Кастилии и левЛеона – символ адмиральского звания. Предприняв еще несколько плаваний кберегам нового континента, Колумб, не получив индийских и китайских сокровищ засвои труды, надежды королевского двора и испанской знати были развенчаны. Таквсеми забытый, почти слепой и полупарализованный Колумб умер в 1506 году вполной нищете.
Большие и знаменательныегеографические открытия совершались не только Х. Колумбом, но иМиклухо-Маклаем, Н. А. Северцовым, А. П. Юнкером, Пари Э., Фурманом М. имногими другими. Все путешественники и их открытия повлияли на развитиегеографической карты Мира, без чего мы бы не знали расположения даже материкови океанов. Вот как об это пишет И. П. Магидович:
«Географическая карта вее многообразных видах – от карты полушарий до карт отдельных материков, стран,небольших территорий, издавна служит людям незаменимым справочником, обогащаетзнаниями, сопутствует в дороге, помогает во множестве различных работ. Вместе стем карта Земли – один из самых замечательных памятников истории науки икультуры, она как бы аккумулирует многовековой путь познания человечествомповерхности нашей планеты.
Географическая картанапоминает нам о трудах и подвигах многих и многих мореплавателей ипутешественников, людей разных стран и эпох, знаменитых и безымянныхисследователей.
Географические названияна карте вызывают порой в памяти страницы истории открытий. С чувством гордостиза свершения наших предков мы находим на карте имена русских землепроходцев,участников Великой Северной экспедиции, первооткрывателей Антарктиды; во многихгеографических названиях отражена история исследований и открытий советскоговремени.
География зародилась, идолгое время развивалась как наука, занимающаяся описанием Земли. Еще вдревности обозначались в ней землеведческое и страноведческое направления. Аважнейшим ее делом на протяжении веков оставалось создание и уточнение карты,связанными с дальними морскими и сухопутными путешествиями. Не случайно смыслпонятия «географическое открытие» сводился к обнаружению географическогообъекта, не нанесенного еще на карту.
Современная география,представляющая целую систему наук, кардинально отличается от прежней описательнойгеографии. Русские географы уделяют все большее внимание исследованияммногообразных географических закономерностях, решают сложные задачи научныхпрогнозов. Естественно, что ныне в развитии географической науки на первый планвыдвигаются открытия, приводящие к выявлению эмпирических и теоретическихзакономерностей, углублению познания сущности географических явлений и ихвзаимосвязей. Некогда знаменательный рубеж в истории познания Земли составиливеликие географические открытия, сыгравшие огромную роль в формированиифизической карты нашей планеты.
Можно подумать, чтовеликие открытия в географии еще впереди – это будущее нашей науки».6
Немного подробнее оразвитии картографии будет рассмотрено ниже.
Развивающаяся русскаякартография с самого начала была государственным достоянием. Во второй половинеXV в. на Руси стали появляться первыеописания отдельных местностей, так называемые писцовые книги. Имелись изародыши географических карт, или «чертежи». К 1570 году (некоторые историкигеографии полагают, что к 1600 г.) был создан «Большой чертеж ко всемуМосковскому государству». Это была карта всей территории московской Руси,которая, к сожалению, не дошла до нас.
В 1613 г. Была впервыесоставлена карта Федором Годуновым и отпечатана нидерландским картографомГесселем Герритсом географическая карта России, сохранившаяся до наших дней.
Достижения русскойкартографии стали возможны благодаря смелости и целеустремленности русскихпутешественников и первооткрывателей. Все они, двигаясь на восток, составляли«чертежи» и описания, известные под названием «скаски» и «росписи», которыелегли в основу сводных географических описаний Сибири. Первая такая картапоявилась уже в 1667 г. (так называемый «Годуновский чертеж» Сибири – пофамилии тогдашнего тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова).
Наиболее выдающимся произведениемрусской картографии того периода считается первый географический атлас«Чертежная книга Сибири», созданный В Тобольске картографом-самоучкой С. У.Ремезовым в 1701 г. И включавший 23 карты, которые были составлены поматериалам русских первопроходцев.
Позднее он продолжилработу и вместе с сыновьями составит также «Хорографическую чертежную книгу» и«Служебную чертежную книгу».
Стремительное развитиепоходов и путешествий в петровскую эпоху способствовало углублению и расширениюсведений по географии Российской империи. Описывая этот период, Жюль Бернполагал, что «Важнейшими моментами в географической деятельности этого временибыли: 1) организация морских и сухопутных инструментальных съемок страны исоставление карт; 2) изучение природных ресурсов страны и состава населения; 3)поиски торговых путей из России в среднюю Азию, Китай и Индию; 4) устройствосухопутных и водных путей сообщения внутри страны и соединение краевых морейпри помощи каналов; 5) открытие школ и преподавание в них географии и забота опоявлении научной географической литературы»7 Географическиепредставления стали принимать систематический характер. Осуществлялоськартографирование и отдельных районов государства, по которым помимо карт,«чертежей» составлялись географические справочники «дорожники», имевшиепрактическое значение (см. приложение №5).
Знаменитые писатели вроли «человека путешествующего» и познающего наш мир
В эпоху Просвещения иНового времени в Европе благодаря развитию системы гостеприимства,совершенствованию транспорта все больше людей образованных, писателейотправляются в дальние путешествия с целью познакомиться с народами я ихкультурами. Путешествия писателей постепенно превращаются в традицию, благодарякоторой мы имеем замечательное собрание путевых заметок, дневников,беллетризованных путеводителей и, конечно, увлекательных романов, написанныхпод впечатлением посещения дальних стран. XVIII столетие стало эпохой, вкоторой широкое признание читающей публики получили романы в письмах. Это такиероманы, как «Юлия, или Новая Элои-за» Ж.-Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествиепо Франции и Италии» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» И. Гете и,конечно, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина.
Позднее, в начале ХIХ в. эта литературная традиция будетпродолжена, и в свет выйдут замечательные произведения, появившиеся врезультате увлекательных дальних поездок самих писателей: «Путешествие изПарижа в Иерусалим» Ф. Р. Шатобриана, «Рим, Неаполь и Флоренция» и «Прогулки поРиму», принадлежащие перу Стендаля, «Путешествие на Восток» А. де Ламартина,«Путешествие в Египет» А. Дюма и А. Доза, «Путешествие в Россию» Т. Готье,«Книге путешествий» Г. Флобера и др. Не отставали от них и отечественныеписатели Большой вклад в сокровищницу литературы о путешествиях внесли«Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и др.
Интересны географияпутешествий и цели путешествий известных писателей, в которых находилиотражение традиции путешествий того времени, а также их личные интересы итворческая индивидуальность. Для большинства писателей традиционными маршрутамибыли Италия, Греция и Египет, а также далекий и по-прежнему таинственныйВосток. Достаточно притягательными для путешественников будут просторы России,от посещения которых известный французский писатель А. Дюма оставит многотомные«Путевые впечатления в России».
Произведения Жан-ЖакаРуссо, основное повествование книг которой разворачивается на фоне пейзажейШвейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране.Швейцария не имела столь древних памятнике истории и культуры, как Италия иГреция, но описанные с любовью картины горной Швейцарии, окрестности Лозанныспособны были волновать и привлекать читающую публику из разных европейскихстран. Определенную роль в изменении мотивации путешествий сыграла книгаЛоренца Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».
Книги о путешествияхвдохновляли своих читателей посмотреть своими глазами на описываемые страны, ихудивительную природу и города. Путевые заметки и дневники во многомпредопределяли географию путешествий. Читатели, впрочем, начиналипутешествовать задолго до того, как садились в дорожные кареты. Онисопереживали героям книг, попадали вместе с ними в различные приключения,восторгались древними памятниками, размышляли о судьбах народов и культур.
Русских путешественниковиздавна привлекал ближний Восток. Паломники, купцы, военные и дипломатыоставили немало очерков и описаний этих земель. Поклонение гробу Господню,Вифлеемским яслям, гробнице Богоматери, омовения в Иордане — все это было цельюверующих путешественников. Привезенная пальмовая ветвь (а именно отсюда пошлосамо слово «паломники») символизировала духовное преображение и очищение. Дляписателя религиозное чувство сопровождается живым интересом к светской жизни встране, к обычаям и культурам живущих там народов.
Интерес к БлижнемуВостоку не угасает среди русских путешественников. Позднее географияпутешествий русских писателей заметно расширится, и немаловажную роль в этомсыграют путевые записки Карамзина.
Николай Карамзинзнаменитсвоими работами двойной силой, т.к. ему суждено было дважды сыграть роль вистории туризма. В начале XIX в., когда он в библиотеке Троице-Сергиевамонастыря нашел список «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, сделав темсамым путешествие русского купца известным современникам, поскольку честьоткрытия пути в Индии принадлежит русскому купцу. Во второй раз благодаряпутешествию самого Карамзина, описанное им в «Письмах» способствовалокультурному обмену между Россией и Западом, привело к усилению потоковпутешествующих в описанные им страны. И это неудивительно, посколькудвадцатитрехлетнего Карамзина посетить уголки Швейцарии вдохновили романыРуссо. «В пять часов по утру вышел я из Лозанны, с весельем в сердце — и сРуссовою Элоизою в руках. Вы, конечно, угадаете цель сего путешествия. Так,друзья мои! я хотел видеть собственными глазами те прекрасные места, в которыхбессмертный Руссо поселил своих романтических любовников. Дорога от Лозанныидет между виноградных садов, обведенных высокою каменною стеною, которая наобеих сторонах была границею моего зрения. Но где только стена перерывается,там видны, с левой стороны разнообразные уступы и возвышения горы, Юры, на которыхпредставляются глазам или прекраснейшие виноградные сады, или маленькие домики,или башни с развалинами древних замков; а на правой — зеленые луга, обсаженныеплодовыми деревьями, и гладкое Женевское озеро, с грозными скалами Савойскогоберега. — В девять часов был я уже в Веве (до которого от Лозанны четыре франц.мили), и, остановясь под тению каштановых дерев гульбища, смотрел на каменныеутесы Мельери, с которых отчаянный Сен-Прё хотел низвергнуться в озеро, иоткуда писал он к Юлии…».8
Маршрут и времяпутешествия Карамзина помогли ему воочию увидеть Европу в самый бурный еепериод. Карамзин становится очевидцем событий Великой французской революции,знакомится с вольностями швейцарской жизни и галантными жителями европейскихгородов. Как считают ученые, Карамзин тем самым завершил петровскуюевропейзацию России.
Подводя итоги главы ознаменитых писателях как «людей путешествующих и познающих мир», можно сказать,что для образованного, наблюдательного и «чувствительного» путешественника,каким был, несомненно, Карамзин, была очевидна высокая цель путешествий.Обращаясь к соотечественникам, он пишет о том, что путешествие «питательно длядуха и сердца нашего». Путешествие излечит от скуки и разочарований, заставитполюбить человечество, поможет освоить плоды культуры. В этой оценкепутешествия сходятся многие русские писатели.
Россия достаточно давнооставалась страной загадочной для иностранного путешественника, да и ее жителейредко можно было встретить на дорогах Европы. Лишь изменения, затронувшиеРоссию в петровские времена, коренным образом меняют положение вещей. Сам царьПетр Первый был неутомимым путешественником. Впервые он побывал в Европе в1697году, затем было путешествие 1716-1717 гг., во время которого он знакомился скультурой, наукой, овладевал секретами различных ремесел. Благодаря егоподдержке русские купцы осваивали рынки этих стран. Много путешествовали ипетровские сановники, завязывая дипломатические связи с европейскимигосударствами. Именно с петровских времен берет начало традиция образовательныхпутешествий молодых людей из России, посланных Петром Первым «за моря в науку».Эти традиции были продолжены во времена Екатерины II, которая сама также много путешествовала по России и Европе.В 1772 г. Она посетила знаменитый водопад Иматра в Финляндии, которая в товремя входила в состав Российской империи, что привело к возрастанию интересапетербургской состоятельной публики к этому, вскоре ставшему модным, курорту.
«Человек путешествующий»в современном мире начал совершать путешествия не только в направлениизарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовало дальнейшему развитию,как путешествий, так и самих «познавательных развлечений».
Вот как об этом пишетВоронкова Л. П.:
«Во второй половине XVIII в. появляются первые сведения ошкольных экскурсиях. Одним из первых организаторов экскурсионной работы сдетьми часто называется декабрист И. Д. Якушкин, который, находясь в ссылке вТюменской губернии, практиковал летние походы и экскурсии. Учащиеся женскойшколы отправлялись на экскурсии с целью изучения животного и растительногомира. Понимая важность этого вида учебной и воспитательной работы,государственные и образовательные органы активно пропагандируют опыт проведениятаких экскурсий и разрабатывают рекомендации по проведению учебных экскурсий,которые в 1786 г. были введены в «Устав народных училищ».9
Кроме того, для первогоэтапа развития туризма в России характерно внимание к лечебно-оздоровительномуотдыху. Первые мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации слечебными целями проводились по личной инициативе Петра Первого, который,ознакомившись с европейскими курортами, решил открыть «ключевые воды» в России.
Особенностью российскоготуризма можно считать появление большого числа общественных организаций,которые стали уделять различным видам туризма большое внимание. Среди них былиразличные общества любителей природы, которые способствовали распространению ипропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающегомира. В самом начале XXвека в Петербурге было создано Русское горное общество, учредителями которогобыли географы Д.Н. Анучин и И.В. Мушкетов.
Общество стало заниматьсяразвитием горного туризма в России. Его организаторы считали, что путешествияпо горам являются идеальным средством отдыха и укрепления организма. Они имеютне только оздоровительное, но и воспитательное значение, горный воздух, чистаяприрода, красота далеких уголков отечества-все это, по мнению авторов«Ежегодника Русского горного общества», будет способствовать воздействию надушу путешественника, а выполнение еще какой-нибудь задачи, географической,естественноисторической, археологической или просто туристской способнопринести поистине нравственное удовлетворение путешественнику.
С конца XIX века широкое распространениеполучает велотуризм, велоспорт, а к началу XX века относятся и первые увлечения автомобильнымипутешествиями. В Санкт-Петербурге в 1902 году возник один из первых клубовпутешественников.
Русское туристскоеобщество развернуло широкую работу по пропаганде туризма. Оно впервые провелопутешествия паломников к святым местам. При Обществе была комиссия поорганизации экскурсий для школьников по России. В 1911 г. правление Обществапереезжает в Москву.
Активное участие впросветительской работе принимали различные общественные организации и клубы,которые наряду с непосредственной организационной туристской и экскурсионнойдеятельностью содействовали выпуску первых специализированных экскурсионныхизданий: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» и ужеупоминавшийся журнал «Русский экскурсант».
Подводя итоги первогопросветительского этапа развития туризма в России, можно сказать, что его цельбыла достигнута. Были созданы и успешно функционировали различные общественныеорганизации туристов и путешественников, издавались специализированные журналы.Развивались бюро путешествий, появлялись первые представительства зарубежныхтуристских фирм, в частности, известной фирмы Кука. В дореволюционной России впервое десятилетие XX в. туристскаяактивность определенной части населения была достаточно высока, развитиетуризма определялось деятельностью энтузиастов и частных предпринимателей. Встране возникали различные общественные организации, комиссии, бюро, частныетуристские конторы, которые повлияли на дальнейшее развитие путешествий.

Вывод третьей главы
Проанализировав третьючасть моей работы, я выявила несколько признаков, относящиеся к изменениюнекоторых черт «человека путешествующего»:
во-первых, развитие такихнаправлений как философия, наука, искусство, привело к ренессансной ипросветительной культурам, что усилило интерес людей того времени к познаниюданных направлений и привело к новым принципам мировоззрения, развитию идей огуманизме, достоинстве человека,
во-вторых, человекстремится жить красиво более комфортно, что приводит к расцвету архитектуры, красцвету градостроительства,
в-третьих, «человекпутешествующий» в эпоху Возрождения устремляется в развивающиеся города нетолько с целью отдохнуть и поправить здоровье в условиях прекрасногосредиземного климата, но и полюбоваться памятниками истории и культуры,познакомиться с творчеством мастеров возрожденческой культуры. Формируется, какотмечают исследователи, своеобразная мифология путешествий,
в-четвертых, «человекпутешествующий» в современном мире начал совершать путешествия не только внаправлении зарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовалодальнейшему развитию, как путешествий, так и самих «познавательныхразвлечений».
Ну и, конечно же, самоеглавное различие, по моему мнению, — это то, что цели «человекапутешествующего» стали направленными больше для себя, своей семьи, своегоблага.

Заключение
Путешествия и туризмявляются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный виддеятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так игрупповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей,объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни.Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродотадо Тура Хейердала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого «путешествие»стало образом жизни – это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, попреимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины,оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники – скотоводы вМонголии и Казахских степенях и др.
Что касается путешествийна Древнем востоке, они являлись составной частью образа жизни. Но в силу того,что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам иэкспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался какотмеченный и оберегаемый богом человек.
Человек эпохипервобытности не был столь примитивным, как иногда представляется. Он сумелзаселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские преграды, горныецепи, пространства евразийских цепей и северных приполярных районов. Сусовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальнаяструктура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но самимиграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности. Именно миграционныепроцессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Этобыли знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а такжезачатки механики.
Символом времени, начинаяс эпохи Возрождения, были путешествия за знанием и опытностью, во время которыхчеловек совершал большие и малые открытия, переживал чувства новизны. ДляЛоренца Стерна как имя, связанное с появлением нового толкования путешествий,уже очевидна бессмысленность подобных путешествий. Практически в конце в своейжизни он закончит один из главных своих романов «Сентиментальное путешествие поФранции и Италии». Выбор этих стран неслучаен. Именно сюда направлялись потокипутешественников, страждущих поклониться «идолам» нового времени. Теперьцентром «паломничества» является не могила Иисуса Христа, а могила Данте воФлоренции. Не видеть памятников этих городов просто неприлично для образованногочеловека того времени. Модным становится своеобразный «гранд-тур», которыйосуществляют молодые состоятельные англичане по Европе. В ходе этой поездки онизавершали свое образование, изучали французский язык, отдыхали в Германии иШвейцарии. Посещая Средиземноморье, изучали молодые люди осматривали памятникиистории и культуры, изучали истоки европейской цивилизации. Города Италиивходили обязательным пунктом в маршрут такого путешествия.
Появляются многочисленныепутевые записки, романы, которые скорее модно рассматривать как своеобразныепутеводители по этим странам. Роман Стерна трудно приобщить к их числу. Онстремится вникнуть в причины путешествия. Стерн полагает, что праздные людипокидают свою родину и отправляются за границу, движимые немощностью тела,слабостью ума или непреложной необходимостью. Первые два подразделения, помнению Стерна, охватывают всех путешественников, снедаемых гордостью,тщеславием. К третьей группе принадлежит целая армия скитальцев-мучеников, «впервую очередь тех путешественников, которые отправляются в дорогу с церковнымнапутствием или в качестве преступников, путешествующих под руководствомнадзирателей, рекомендованных судьей, — или в качестве молодых джентльменов,сосланных жестокостью родителей или опекунов и путешествующих под руководствомнадзирателей, рекомендованных Оксфордом, Эбердином и Глазго»10.
Как видим, отправляться вдальнее странствие человека заставляют нередко его эмоции и пороки.Соответственно всех покидающих родную страну Стерн делит на праздных, пытливых,лгущих, гордых, тщеславных и желчных путешественников. Кроме этого, он выделяеттех людей, кто путешествует поневоле. Это — правонарушители и преступники,путешественники простодушные и чувствительные. К последним Стерн причисляетсамого себя. Чувствительный путешественник, предпринявший путешествие поневолеи вследствие потребности путешествовать. Но при этом цель путешествия ивпечатления от него совсем иные, чем у всех предшественников. Путешественникапривлекают не красоты чужеземных стран, без которых можно прожить спокойно.Можно также обойтись и без чужеземных знаний и опытности, которые к тому жемогут оказаться достаточно сомнительными: «в самом деле, очень и очень часто ссердечным сокрушением наблюдал я, сколько грязных дорог приходится истоптатьпытливому путешественнику, чтобы полюбоваться зрелищами и посмотреть наоткрытия, которые все можно было бы увидеть, как говорил Санчо Панса ДонКихоту, у себя дома, не замочив сапог»11. Стерна интересуют люди. Недоехав до Парижа, он, тем не менее, узнал много нового о французах, егоудивляет, волнует их образ жизни. Автор «Сентиментального путешествия» как быразрушает границы между возвышенным и мелочным. Переживания путешественника,вызванные незначительными событиями в дороге, становятся более значимыми, чемпростое лицезрение великих памятников прошлого. «Сентиментальное путешествие»превращает в путевые заметки человека, который идет в далекие страны не зазнаниями истории и культуры, а совершает путешествие в суть природы самого человека.Во время путешествия, встречаясь с множеством людей и знакомясь с разнымиобычаями и традициями, путешественник учится взаимопониманию. В этом и состоитглавная польза подобных путешествий. Изменения в культуре эпохи Возрождения иПросвещения затрагивают цели путешествий; начиная с расширения обитаемогопространства, человек стремится к познанию различных культур. Закономернымитогом развития гуманистического мировоззрения является стремление человекапознать себя, освободиться от различных предубеждений в отношении другихнародов и культур. Следует отметить, что путешествия, что путешествия, окоторых пишут Монтень и Стерн, являются распространенной формой досуга высшихслоев общества, аристократии. Поэтому «человек путешествующий» в эпохуВозрождения и Просвещения уже стремился к иным стандартам в гостеприимстве, вчем те, которые существовали в средневековой культуре. Новое время отличаетсялишь тем, что стало все более усовершенственное, человек путешествует не радиоткрытий, а ради себя, своей семьи, своего блага. Все это было отражено еще вэпоху Средневековья, что и является корнями наших странствий и путешествий.

Литература
I. Монография и учебные пособия
1. Воронкова Л. П. История туризма:Учебное пособие. – М.,2001.
2. Соколова М. В. История туризма:Учебное пособие. – М.: Мастерство,2002. 352 стр.
3. Алексеев В.П., Першиц А. И.История первобытного общества. – М.:1990.
4. Шаповал Г.Ф. История туризма. –Минск,1999.
5. Хайердал Т. Древний человек иокеан. – М.: 1982.
6. Магидович И. П., Магидович В. И.Очерки по истории географических открытий. – М.: 1982 – Т.1.
7. Васильев Л.С. История Востока: В 2т. – М.: 1993 – Т.1.
8. Галич М. История доколумбовыхцивилизаций. – М.: 1990.
9. Берг Л.С. История русскихгеографических открытий. – М.,1962.
10. Магидович И. П., Магидович В. И.Очерки по истории географических открытий. – М.: 1986 – Т.2.
11. Верн Ж. История великихпутешествий: В 3 книгах: Пер. С франц. – М., 1993. – книга 2 .
12. Дворниченко В. В. Развитиетуризма в СССР (1917-1983 г.г.) – М., 1985.
13. Биржаков М. Б. введение в туризм.– СПб.,2001.
14. Велишинский Ф. Быт и нравыдревних греков и римлян. – М.,2000.
15. Городская культура: Средневековьеи начало Нового времени. Под ред. В. И. Ретенберга. – Л.,1986.
16. Кудинов. Ф. Из истории развитиятуризма. – М., 1986.
II. Журналы и статьи:
1. 100 великих географическихоткрытий. – М.,2000.
2. 300 путешественников иисследователей. – М.,1996.

III. Энциклопедии итолковые словари
1. Зорин И. В., Квартальнов В. А.Энциклопедия туризма. – И.,2000.
2. Мифы народов мира. Энциклопедия.Т. 1,2. – М.,1980-1982.
3. Мифологический словарь. – М., 1990.
4. Верн Ж. Энциклопедия. Великиегеографические открытия. Т.1 – м.,2003.
5. Хейердал тур. Энциклопедия«Кон-Тики» — «Ра». – М.,1977.
6. Энциклопедия туриста. – М.,1993.