Банковский менеджмент в мелком региональном отделении ком банка в переходный период кризисной экономики

 

СОДЕРЖАНИЕстр.

Введение.

1
Экономическая сущность банковского менеджмента

1.1. Сущность
банка                                                                                  4

 

1.2. Условия
банковского бизнеса в России                                          5

1.3. Принципы
организации  банка                                                        7

1.4. Сущность
банковского менеджмента                                              9

 

2 Управление деятельностью
Северобайкальского дополнительного офиса № 8175 АКБ СБС-Агро Бурятия

2.1.
Характеристика Северобайкальского дополнительного офиса № 8175 АКБ СБС-Агро
Бурятия                                                             
13           

2.2. Анализ
управление пассивами  Коммерческого банка               14

2.3. Анализ
управления активами Коммерческого банка                  20

2.4. Анализ управления кредитным
портфелем Коммерческого

банка                                                                                                    
    21

2.5. Обобщенные выводы и
предложения по стабилизации финансового положения банка                                                            
28

Список использованных
источников……………..

Приложение……………………..60

 

Введение

 

Традиционность
подхода руководителей банков к методам управления создал следующую серьезную
проблему – однобокость банков в их внутренней структуре.

 В первые
годы перестройки развивались в основном те подразделения банка, которые давали
так называемый пресловутый “вал” в виде количества  оформленных договоров,
объемов размещенных и привлеченных денежных средств, совершенных бухгалтерских
операций, обслуживаемой клиентуры и т.д. И существенно отставали или полностью
отсутствовали такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика,
прогназирование внутренней и внешней деятельности банка, вовлечение персонала в
процесс управления.

Последние годы явились периодом глубоких изменений
в банковском деле. Складывавшиеся годами приемы и методы банковской
деятельности усложнились, приобрели новые черты. Одновременно существенно
возрасли риски, связанные с банковской деятельностью. Все это ставит проблему
управления банком в центр внимания.

Качественное
управление – главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество
банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время. Кроме
того, актуальность темы определяется возрастанием роли банковской системы в
экономике страны и приодолении экономического кризиса.

Цель
написания этой работы  – исследование и выявление причин ухудшения финансового
состояния отделения банка и поиск возможных путей выхода из создавшейся
ситуации.

Объект
исследования – процесс управления коммерческим банком; отношения между банком и
клиентами по поводу формирования и использования ресурсов коммерческого банка .

Относительно
небольшие масштабы отделения банка дают возмлжность в данной работе охванить
анализом основные аспекты деятельности, что позволит более полно
проанализировать проблемы в целом и сделать соответствующие выводы.

Работа выполнена
на основе анализа Федеральных законов, нормативных и законодательных актов,
инструкций, а также монографий, периодической литературы.

1.Экономическая сущность банковского менеджмента.

1.1. Сущность
банка

 

В современном
обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют
денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование
народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях
посреднические  сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения
консультируют, участвуют в обсуждении законодательных программ, ведут
статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создается впечатление не о
специфике, а о многоликости сути банка. В разряд его деятельности подключаются
такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

К раскрытию
сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и экономической. В первом
случае исходное значение приобретает понятие “банковские операции”. В их
перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относятся
исключительно к банковской деятельности.

При всей
важности юридического аспекта проблема сущности банка остается открытой.
Выяснение сущности – это не только соотношение банка с законом. Не юридический
закон определяет сущность банка как такового, не операции разрешенные ему
выполнять, а экономическая сторона дела , природа банка, дающая ему
законодательное право  осуществлять соответствующие сделки.

При анализе
сущности банка важно придерживаться ряда методологических требований , которые
можно свести к следующему :

1. Сущность
трудно понять на базе рассмотрения тех операций, который выполняет каждый
отдельный банк по отношению к тому или иному своему клиенту. Банк может не
выполнять отдельные банковские операции  в тот или иной момент, каждый
отдельный клиент имеет право пользоваться лишь ограниченным количеством услуг ,
однако от этого конкретный банк не перестает быть банком.

2. Сущность
банка едина независимо от его типов, она не зависит от того, какой банк мы
рассматриваем – коммерческий или эмиссионный, специализированный или
универсальный, частный или государственный, международный, межрегиональный или
местный. Разумеется, это не означает, что  на практике все эти банки одинаковы,
напротив, они имеют свои особенности , уровень риска, но все эти особенности
отражают многообразие банков как состав единого целого.

3. Сущность
банка требует вскрытия его особенностей, специфических черт, отличающих банк 
от других экономических институтов .

В этом смысле
банк является прежде всего предприятием, производящим особый, специфический
продукт.

Банк как
специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от
продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а
товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются
воспроизводственной категорией ; наличные деньги, выпущенные банком, как единым
монополистом в общей массу субъектов воспроизводства, обслуживает как сферу
производства, так и распределения, обмена и потребления. Помимо данного
продукта банки предоставляют также различного рода услуги преимущественно 
денежного характера .

Основным
продуктом банка  в сфере услуг ( в отличии от промышленного предприятия )
является не производство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита.
Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как
некая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймы 
денежные средства не просто должны совершать кругообращение в хозяйстве
заемщика, но и возвратиться к своей исходной юридической точке с приращением в
виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.

4. Сущность
банка требует раскрытия его структуры. Под структурой банка понимается такое
его устройство, которое дает ему возможность функционировать ему как
специфическому предприятию (институту). В этом смысле устройство банка включает
четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок
включает банковский капитал, как специфический капитал, существующий
преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок
охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от других предприятий  и
институтов характером своего продукта, ставшим главным его знанием ( в отличии
от других субъектов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские
операции, не ставшими для них главным, основополагающим делом.)

Третий блок
состоит из особой группы людей, имеющих специфические знания в области
банковского дела и управления банком.

Четвертый
блок можно назвать производственным, ибо в него входит банковская техника,
здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя
информация, определенные виды производственных материалов.

С учетом
анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как
предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование
платежного оборота в наличной и безналичной формах.

1.2.
Условия банковского бизнеса в России.

Банковская
система является  финансово-кредитой базой  реформ, важнейшим и необходимым
условием расширения предпринимательской деятельности. От эффективности ее
работы  в значительной степени зависит успех в преодолении экономического
кризиса. Экономика России нуждается в эффективно-действующей системе расчетов,
более активном участии коммерческих банков в инвестиционных проектах,
расширении сферы банковских услуг и улучшении их качества.

Положение в
экономике продолжает ухудшаться: углубляется спад в отраслях материального
производства, прежде всего в промышленности, обостряется финансовая
нестабильность. Судя по всему Россия вступает в новую и, возможно, самую
ответственную стадию осуществления реформ, которая будет сопровождаться
массовыми банкротствами и ростом безработицы.

Банки
непосредственно заинтересованы в продолжении реформ, ибо новая кредитная
система появилась  в результате экономических преобразований, а они, в свою
очередь, невозможны без адекватной банковской реформы.

Реформа в
банковской сфере явно опережает преобразования в других отраслях экономики. В
работе банков произошли качественные изменения. Безусловно, сегодня это уже не
те банки, которые были 6-7 лет назад. Они, как губки, впитывают все передовое в
мировом банковском опыте и прежде всего современные банковские технологии.

В настоящее
время значительное количество банков может прекратить свое существование по
двум ключевым причинам: вследствие невозврата ссуд и общей неплатежеспособности
и из-за убыточной деятельности. Крах одного банка повлечет за собой банкротство
других банков и их клиентов. Во всех странах действует механизм  предотвращения
банкротства и поддержки банков, которые испытывают временные затруднения. К
сожалению, эта тема у нас по существу не проработана. При возникновении
финансовых сложностей Центральный банк применяет только одно средство – лишение
лицензии или двукратное увеличение процентов. Конечно, каждый банк должен иметь
собственные резервы  для возмещения потерь по ссудам, но в мировой практике 
выработаны и другие, внешние способы поддержки банков и правительств.

Усилилась конкуренция
со стороны различных небанковских организаций, которые, не имея лицензии,
занимаются привлечением и размещением денежных средств, т.е. выполняют те же
функции, что и банки, но без лицензии. Такие организации дискредитируют 
банковскую систему в глазах населения, их деятельность не соответствует
банковскому законодательству.

Банкам
приходится участвовать в конкурентной борьбе, создавая новые продукты и
осваивая новые рынки. Они вынуждены применять  новые финансовые инструменты для
упрощения сделок , более чутко реагировать на возможные риски.

Усиливающаяся
конкуренция, вызванная уменьшением вмешательства государства в банковское дело,
заставляет банки изменить структуру своих портфелей в сторону больших рисков
для получения приемлемого уровня доходов. Органы, регулирующие банковскую
деятельность, пытаются понизить общий уровень риска путем повышения требований.

Расширяется
география конкуренции. Финансовые учреждения образуют холдинговые компании,
приобретают дочерние предприятия, сливаются с другими компаниями. Цель таких
мероприятий – увеличение собственных капиталов, изменение своего положения,
проникновение на новые рынки, предложение новых продуктов. И все это делается
для повышения конкурентноспособности. Наконец, последняя тенденция – участие
банков в национальных и международных системах электронного перевода средств.

Судьба
небольших банков местного значения в большей степени зависит от того, смогут ли
они занять твердую позицию на рынке в области тех продуктов, где у них есть
конкурентные преимущества  и где они продолжают служить интересам клиентов. Во
многих случаях они вынуждены выступать в качестве официальных представителей
более крупных сетей, предоставляя услуги, которые они не могут предложить
самостоятельно по конкурентноспособным ценам.

1.3.
Принципы организации банка

Под
принципами организации работы банка понимаются такие исходные положения его
деятельности, которые дают предпосылки  для реализации присущих банку функций и
выполнения банковских операций .

Банки, как
правило, организованы по функциональному признаку. Это означает, что
структура кредитного учреждения  должна быть привязана к той конкретной его
деятельности, которую он выполняет. Так как банк одновременно совершает
расчеты, в составе его управленческих структур особо должны быть выделены
отделы или управления, организующие расчетные операции. Поскольку банк
принимает и выдает наличные деньги, в составе его управленческих структур
должна быть касса, и т.д. В общем, те функции и операции, который выполняет
банк, неизбежно обусловливают особенности построения системы его управления,
привносят те структурные подразделения, которых в своей совокупности не
встретишь ни у промышленного, ни у торгового предприятия.

К принципам
организации банка относится не только функциональный принцип. В их составе
выделяется принцип соответствия  поставленных  целей. Как известно,.
целью банка является получение прибыли. Это означает, что в банке должны быть
структуры, зарабатывающие деньги. Для управления прибылью создаются отделы,
планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его
подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Среди
принципов организации банка можно выделить принцип  иерархии властных
полномочий его отдельных подразделений. К высшему звену относятся Совет
банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты,
объединяющие наиболее квалифицированную часть  банковского персонала и решающие
наиболее  принципиальные вопросы банковской системы. Ко второму эшелону в
системе соподчинения  подразделений банка  по отношению друг к другу  относятся
все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением
других работ.

Не менее
важным принципом является  обеспечение совместных и координированных
действий.  Некоторые банки в целях реализации данного принципа  создают
специальный административный комитет, который обеспечивает  координацию и
взаимодействие различных подразделений банка.

В принципах
организации банка выделяется также принцип рационализации управления. В
соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким
образом , чтобы обеспечить развитие банка ( по линии, например, внедрения новых
услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследование
рынка и т.д.).

С позиции
организации банка важно обеспечение целостности и соответствия условиям
окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития,
принятой в банке, между его подразделениями устанавливается тесное
взаимодействие, каждое подразделение совершенствует  свою деятельность  в
соответствии с изменением условий окружающей среды.

Чрезвычайно
важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения
контроля. Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний
аудит.

Внутренняя
упорядоченность, согласование внутренних подразделений  банка обеспечивается
также посредствам подчинения правилам  – регламентации деятельности работников.
Для реализации этого принципа банки разрабатывают определенные предписания 
(устав, положение об определенных отелах и службах, квалификационные
характеристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать
определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других
документах.

Наконец,
немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией,
новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые
организационные  и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности
кредитного учреждения. Информационное обеспечение будучи системным элементом
банковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется путем
создания в банке особых подразделений ( группы людей), занимающихся сбором и
обработкой соответствующей информации.

Принципы
организации банка

функциональное построение

соответствие целям банка

иерархия властных полномочий

совместные и координированные действия

рационализация управления

целостность и соответствие условиям окружающей среды

обеспечение контроля

регламентация деятельности персонала

обеспечение оперативной и достаточной информацией

1.4.
сущность банковского менеджмента

Высоким
фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является
качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40%
банков терпит банкротство из-за плохого качества управления. [Киселев,
с]. Руководитель банка – это не номенклатурная
должность, он не столько администратор, сколько банкир  в самом прямом смысле
этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими
способностями.  Недаром и английский, и американский рейтинг коммерческого
банка органически включает в себя показатель, характеризующий руководство
кредитным учреждением.{CAMEL; второй источник}. Во всем
мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность
председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность
организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей.

Управление
банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с
организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в
компетенции банка; вторая – с организацией и управлением банковским персоналом;
третья – с организацией и управлением информационными потоками.

Наиболее
ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе
которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на
перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции
развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий
период, выработка мер по их реализации. Составные части банковской политики –
кредитная, инвестиционная, трастовая политика. Здесь важное значение имеет
определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных
показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его
деятельности, выделение приоритетов и выбор методов организации работы.
Планирование деятельности банка основывается на глубоком анализе  конъюнктуры
денежного рынка и возможно самого банка, а также на экономико-математических
моделях, используемых для прогнозирования.

При
формировании политики необходимо дать оценку положения банка на рынке
банковских услуг, проанализировать спрос и предложение на банковские услуги в
данном регионе. Необходимо выявить круг реальных и потенциальных клиентов банка
независимо от их расположения. В этих целях коммерческий банк может провести
анкетирование клиентов. В анкете, разработанной банком для реальных и будущих
клиентов, должны быть перечислены различные виды услуг, в которых может
нуждаться клиент.

Одновременно
банк должен изучать свои возможности с точки зрения объема и структуры
кредитных ресурсов, ликвидности баланса, уровня затрат на проведение
соответствующих операций, технической оснащенности банка, квалификации кадров.
На основе такого анализа банк формирует политику применительно к каждой сфере
деятельности. При этом  учитываются возможности банков-конкурентов.

Управление
активами – одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует
политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления
активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении
ликвидности его баланса. Эта задача выполнима только на основе систематического
анализа складывающейся ситуации путем целенаправленных действий, обеспечивающих
изменение структуры активов. Известно,. что разные активы приносят банку
неодинаковую прибыль, имеют разную степень риска. Поэтому банки должны провести
классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их
прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере
определяются особенностями задач, решаемых банком в течении соответствующего
периода.

Управление
пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в
процессе которого решаются следующий задачи:

*          
не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их
части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

*          
изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком
соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;

*          
обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения “дешевых
ресурсов”.

Каждая из
этих задач особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит
депозитному проценту , его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако
развитие пассивных операций означает не столько увеличение их объемов, сколько
разнообразие видов.

Управление
собственными средствами банка имеет особ важное значение для обеспечения его
ликвидности и платежеспособности.

Управление рентабельностью 
работы банка  предполагает контроль за его доходами и расходами, за предельными
издержками по привлеченным средствам и предельного дохода от кредитования и
инвестиций, обеспечением стабильности финансовых результатов.

Управление
рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом. В банковской
деятельности риск присутствует при выполнении разных операций : риск невозврата
кредитов и процента за кредит, риск ликвидности, риск, связанный с изменением
процентных ставок, и т.д. Без риска нет предпринимательства. Поэтому вопрос
заключается в умении управлять им. Главные задачи, которые решаются в процессе
управления рисками, состоят в том, чтобы, во-первых, возможные случае
возникновения риска; во-вторых, оценить масштаб предполагаемого ущерба; в
третьих, найти способы предупреждения ущерба, источники его возмещения.
Управление риском строится на изучении всех случаев возникновения ущерба,
прогнозирования вероятности их появления в данной ситуации, предварительном
обосновании способов предупреждения  или возмещения возможного ущерба. Такая
постановка вопросов для нашей практики является новой,, и по этому управление
риском является первоочередной задачей менеджмента.

В рамках
управления персоналом решаются следующие вопросы:

*          
подбор банковских кадров,

*          
обучение и переподготовка менеджеров и служащих,

*          
мотивация банковского персонала,

*          
система оплаты труда,

*          
оценка качества управления.

Сегодня
известен главный принцип управления персоналом: руководитель только тогда может
обеспечить длительный успех, когда он приведет своих сотрудников к и личным
успехам и достижениям, реализуя при этом цели банка. Менеджер должен создать
условия для реализации каждым сотрудником его потенциальных возможностей.

Большое
значение в деятельности банка имеет постоянное повышение квалификации
персонала. Сегодня во всем мире наиболее эффективными считаются инвестиции в
человеческий капитал, в обучение и переподготовку менеджеров и служащих. Рост
квалификации персонала обуславливает решение банком ассортимента предполагаемых
услуг.

Социологические
исследования, проведенные за рубежом, показали, что преуспевание банка в
финансовом отношении на 85 % обуславливают личными качествами менеджера и его
способностью руководить людьми, хотя при этом существуют возможности уменьшить
объем и последствия совершаемых ошибок за счет использования современных
экономико-математических методов и моделей.

Коммерческие
банки оказывают своим клиентам множество разнообразных услуг, связанных с
удовлетворением их финансовых потребностей. Устойчивое положение банка на
рынке, успешное продвижение услуг, успехи банка в борьбе за клиентов
определяются  ценами на банковские услуги ( ставки процентов по депозитам и
кредитам, тарифы на другие виды банковских услуг , курс покупки и продажи
валюты), прибыльностью банка и уровнем обслуживания, а также предоставлением
новых видов банковских услуг или нового их качества по сравнению с конкурентами
. Кроме того, большое значение имеют репутация и привлекательный образ банка,
внешний вид и внутреннее оформление его зданий , правильное место расположения.

Таким образом, исходя из всего вышеиздлженного,
становится очвидным, что управление положением банка на рынке финансовых услуг
самым тесным образом связано со всей деятельностью банка и ее управлением.

 Рассмотрим  процесс управления
банком на примере
2.Анализ управления деятельностью Северобайкальского дополнительного офиса №
8175 АКБ СБС-Агро Бурятия

2.1.
Характеристика Северобайкальского допофиса № 8175 АКБ СБС-Агро Бурятия.

 

Северобайкальский
дополнительный офис  № 8175 Бурятского Регионального филиала АКБ “СБС-АГРО
Бурятия” создан на базе Агропромбанка  ( Устав зарегистрирован ЦБ РФ 16.01.96г.
). В 1997 году АПБ вошел в Банковскую группу “СБС-АГРО” (лицензия ЦБ РФ от
27.01.97. N 61). Решением Правления АКБ “СБС-АГРО Бурятия” (лицензия на
осуществление банковских операций № 1295 от 30.06.98), Северобайкальский
дополнительный офис присоединен как дополнительный офис к АКБ “СБС-АГРО
Бурятия” и является его внутренним подразделением.

Северобайкальский
дополнительный офис № 8175 АКБ “СБС-АГРО Бурятия” расположен по адресу :
671717, Бурятия, г.Северобайкальск ,  ул. Полиграфистов 18

Дополнительный
офис является обособленным подразделением Банка, расположенным вне места его
нахождения, не является юридическим лицом и не имеет самостоятельного баланса .

Дополнительный
офис в своей деятельности руководствуется законодательством Российской
Федерации, Правилами, Инструкциями, Положениями и другими нормативными
документами Центрального банка РФ, относящимся к деятельности коммерческих
банков  и АКБ “СБС-АГРО”, Уставом АКБ “СБС-АГРО Бурятия”, Положением об
Северобайкальском дополнительном офисе № 8175, а также приказами и
распоряжениями Председателя Правления Банка.

Северобайкальский
дополнительный офис № 8175 осуществляет следующие операции:

*          
открытие и ведение банковских счетов физических лиц, юридических лиц;

*          
привлечение денежных средств физических лиц, юридических лиц во вклады
(до востребования и на определенный срок ) по ставкам, утвержденным Банком;

*          
осуществление расчетов по поручению физических лиц, юридических лиц по
их банковским счетам;

*          
размещение привлеченных денежных средств от имени  и за счет Банка  в
соответствии с установленными Банком лимитами, ставками или по согласованию
соответствующего Кредитного Комитета;

*          
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов
и кассовое обслуживание физических лиц, юридических лиц;

*          
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах по
ценам, согласованным Банком;

*          
приобретение прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в
денежной форме в пределах лимитов, установленных Банком;

*          
предоставление в аренду  физическим лицам, юридическим лицам специальные
помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;

*          
осуществление по согласованию с Банком операций с драгоценными металлами
и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

*          
оказание информационных и консультационных услуг.

Отношения
Дополнительного офиса с клиентами строятся на договорной основе.

Оперативное 
руководство Дополнительным офисом осуществляет Управляющий, назначаемый
Председателем Правления Банка и действующий на основании доверенности, выданной
Председателем Правления Банка и должностной инструкции.

Структура
отделения: аппарат управления, операционный зал, зал кассовых операций,  отдел
вкладов, кредитный отдел.

 

2.2
Анализ управления пассивами операциями Коммерческого банка.

 

Управление пассивами играет важную роль в
уравновешивании рисков и  прибыльности кредитной организации. Решения в области
управления пассивами воздействуют на прибыльность разными способами: путем
определения расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам,
расходов не связанных с выплатой процентов по заемным средствам , но связанных
с такими затратами, как оплата труда служащих и расходы на основные фонды, а
также воздействием на доходы от деятельности, не связанной  с получением
процентов, например  сборы за обслуживание депозитов. Они оказывают влияние на
риски, связанные с изменением процентной ставки, и на риски ликвидности тем,
что определяют чувствительность пассивов к изменением процентных ставок и
легкость доступа к приобретаемым средствам.

Таблица 2.1.

 

Динамика структуры пассива АКБ СБС-Агро Бурятия
дополнительный офис № 8175 за период с 01.01.1994 по 01.01.1999гг.

                                                                                                          
(%)

Таким
образом, на протяжении всего исследуемого периода основным источником ресурсов
банка являются привлеченные средства, составляющие в среднем около 80% всех
банковских ресурсов. На долю собственных средств банка ( фонды банка +
нераспределенная прибыль текущего года) приходится около 20%, что в целом
отвечает сложившейся структуре в мировой банковской практике.

анализ структуры привлеченных средств

таблица 2.2.

Анализ
структуры привлеченных средств свидетельствует о преобладании заемных средств 
банков в течении 1994 года и 1-го полугодия 1995 года. Удельный вес этих
средств в общей сумме заемных средств колеблется от 73% до 81%. Такое
преимущество заемных средств  банков вызвано тем, что Агропромышленный банк –
это сельскохозяйственный банк, предназначенный для обслуживания сельского
хозяйства для которых в 1994-1995 годах активно выделялись централизованные
кредитные ресурсы на выполнение полевых работ, закуп ГСМ для проведения
уборочных и посевных компаний, закуп скота и другие сельскохозяйственные нужды.

Начиная со
II-го квартала 1995 года до конца анализируемого периода наблюдается
преобладание удельного веса вкладов населения и остатков на расчетных счетах
клиентов в общей массе привлеченных средств. Традиционно первый источник
является более предпочтительным с точки зрения доходности, второй –
стабильности.

Наибольший
удельный вес в структуре привлеченных средств занимают  вклады населения.

Вклад –
денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими
лицами  в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в
денежной форме в виде процентов.

В
Северобайкальском дополнительном офисе существует три разновидности вкладов:

Рис.2.1. Виды вкладов населения в

Анализ изменения остатков по вкладам в результате изменения количества
счетов и среднего размера вклада на один счет представлены в таблице 2.3.

Анализ
изменения остатков по вкладам в результате изменения количества счетов и
среднего размера вклада на один счет.

таблица
2.3.

 

Изменение
общей суммы вкладов происходит в результате изменения двух показателей:

·  
количества открытых счетов

·  
 изменения среднего размера вклада в расчете на один счет.

Определим
прирост общей суммы вклада в результате роста количества счетов. Для этого
используем формулу 2.1.

(2.1.),

где П

Полученные
по итогам рассчета данные систематизированы в таблице 2.4.

                                                                                              
Таблица 2.4.

Изменение общей суммы вкладов в следствии увеличения или
уменьшения  количества счетов

таблица
2.4.

Отчетная дата
L(o)
J(n)-1
П

01.07.1994
133
5.23
698

01.01.1995
1014
1.31
1327

01.07.1995
1169
0.2
230

01.01.1996
2042
0.01
26

01.07.1996
3521
-0.02
-63

01.01.1997
3577
-0.05
-181

01.07.1997
3225
-0.05
-151

01.01.1998
2686
0.04
115

01.07.1998
2781
0.07
195

01.01.1999
3296
-0.53
-1747

 

(анализ)

                                                                               
Таблица 2.5.

Прирост или снижение общей суммы вкладов в следствии
увеличения или уменьшения  размера вклада на 1 счет.

таблица
2.5.

Отчетная дата
L(o)
П(n)
J(n)-1
П(l)

01.07.1994
133
698
0.22
183

01.01.1995
1014
1327
-0.50
-1172

01.07.1995
1169
230
0.46
643

01.01.1996
2042
26
0.70
1453

01.07.1996
3521
-63
0.03
119

01.01.1997
3577
-181
-0.05
-171

01.07.1997
3225
-151
-0.13
-388

01.01.1998
2686
115
-0.01
-20

01.07.1998
2781
195
0.11
320

01.01.1999
3296
-1747
0.87
1358

Проанализировав
динамику остатков вкладов населения можно сделать следующие выводы:

Начиная с 1
января 1994 года по 1 апреля 1996 года привлеченные денежные средства во вклады
населения имели устойчивую тенденцию к увеличению. Так за 1994 год наблюдается
прирост вкладов на 1036 тысяч рублей (из за увеличения количества счетов
изменение произошло на +2025 тысяч рублей , а из-за уменьшения среднего остатка
по вкладу на -989 тысяч рублей) , что составляет 779% к остатку на  1 января
1994 года.

В 1995 году
прирост составил 2352 тысячи рублей ( из-за увеличения количества счетов на
+256 тысяч рублей, а из-за изменения среднего остатка на 1 счет на 2096 тысяч
рублей), что составляют 201% к остатку на 1 января 1996 года. Такой прирост во
вклады населения объясняется активным развитием в 1993-1995 годах банковской сферы,
отсутствием страха у населения за накопленные сбережения ( банкротства банков
еще впереди), предложение населению вкладов различного ассортимента ( по сроку,
доходности, способу получения процентов и т.д.), введение в 1994 году
зарплатного проекта МП Горкоммунэнерго ( выплата заработной платы через личные
банковские счета персоналу), что в 1994 году первоначально увеличило количество
счетов открытых в банке , а в 1995 году соответственно в результате охвата
новой группы населения обеспечило прирост денежных средств во вклады населения
на срочные счета.

Начиная с
1996 года начинается отток вкладов : в 1996 году на 296 тыс.руб ( из-за
уменьшения количества счетов отток вкладов составил 244 тысячи рубля, а из-за
уменьшения среднего остатка вклада на 1 счет на 52 тысячи рублей).

В 1997 году –
444 тыс.рублей ( из-за уменьшения количества счетов отток составил 36 тысяч
рублей, из-за уменьшения среднего остатка вклада в расчете на 1 счет на 408
тысяч рублей). Снижение количества счетов и среднего остатка вклада в расчете
на 1 счет на протяжении 2 лет обусловлено тем, что в связи с тяжелым финансовым
состоянием МП Горкоомунэнерго отказалось от осуществления зарплатного проекта,
а также  уменьшения доверия вкладчиков к коммерческим банкам, уменьшение ставки
по срочным депозитам до  уровня ставок по аналогичным вкладам Сберегательного
банка России, что повлекло отток вкладов в  банк с более низким уровнем риска
невозврата вкладов.

С 1 января
1998 года начинается прирост вкладов. Это объясняется тем, что  отделение активизировало
свою работу в маркетиноговом отношении, больше обращая внимание на процесс
продвижения своих услуг на рынок, а так же увеличением и стабилизацией доходов
граждан. Так за 1-е полугодие 1998 года в результате увеличения количества
счетов сумма вкладов населения увеличилась на 195 тысяч рублей, а в результате
изменения среднего остатка вклада в расчете на 1 счет на 320 тысяч рублей .
Общий прирост составил 515 тысяч рублей, что составляет 19% к общей сумме
остатков вклада на 1 января 1998 года.

      С 1
июля 1998 года , в связи с августовским кризисом, начинается отток вкладов
населения. Так за II-е полугодие 1998 года от составил 389 тысяч рублей , что
составляет 12% от суммы вклада на 1 июля 1998 года и мог быть еще гораздо
большим ( до 90% ), но в связи с тяжелым положением банка вклады выплачиваются
только в случае крайней необходимости.

Наглядно
увидель изменение остатков….можно на примере рис.2.2.