З
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Слово «раз» как часть речи
в современном русском языке
Работу выполнила
Колосова Мария Васильевна,
студентка 3 курса заочного отделения
историко-филологического факультета.
Специальность – 050301. Русский язык и
литература.
Научный руководитель:
профессор, доктор филологических наук
Шапошников Владимир Николаевич.
Шуя, 2007
План
Введение …………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Теоретическая часть. Части речи каклексико-грамматические
классыслов ……………………………………………………………………..…5
§1. Система частей речи в русскомязыке ……………………………..…5
§2. Переходность в системе частей речи и явлениесинкретизма…..…..8
§3. Понятие о первичных и вторичных знаменательных частяхречи…12
§4. Неполнознаменательные части речи ………………………………..15
ГлаваII. Практическая часть……………………………………………………19
§1. Семантика слова «раз» в современном русском языке……………19
§2. Частеречная принадлежность слова «раз» всовременном
русском языке……………………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………25
Библиография…………………………………………………………………….26
1. Литература………………………………………………………………26
2. Источники………………………………………………………………27
Введение
Тема моей курсовой работы – «Слово«раз» как часть речи в современном русском языке». Я считаю, что данная темаочень актуальна. Русский язык постоянно изменяется и пополняется все новыми иновыми слова, расширяются значения уже известных слов, т.к. они начинаютиспользоваться для обозначения других предметов, признаков, действий. В этомслучае мы можем говорить о номинативности значения (прямом и переносном лексическомзначении слова), о такой группе слов какмногозначные (полисемантические) слова.
Кроме того, врусском языке известны примеры слов, которые представляют собой слова одной итой же части речи, совпадающие по своему внешнему виду (графически и впроизношении), но различающиеся по значению. Это так называемые лексические омонимы:кран¹ (водопроводный) – кран² (подъемный), крепостной¹ (крестьянин) – крепостной² (вал) и т.д. Такжеизвестны слова, различающиеся категориальным значением, грамматическими(морфологическими и синтаксическими), а также валентностными особенностями. Этоуже функциональные омонимы. Ср.: 1) Яписал свои очерки в беседке – такой крошечной, что там мог поместиться только один человек (К.Паустовский); 2) Однизвезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем втеплые летние ночи (К.Паустовский). В первом предложении один – числительное: имеет значениеопределенного признака, которое может быть обозначено и цифрой; возможна заменаего другим членом числового ряда. Во втором предложение один – частица: служит средством логического выделения слова, передкоторыми стоит, возможна синонимическая замена ограничительно-выделительнымичастицами только, лишь.
Имея дело со всеми этими категориями слов, возникаеттрудность в определении частеречной принадлежности отдельного слова. Одно и тоже слово может быть употреблено в значении разных частей речи: в одном случае –это имя существительное, в другом – наречие, в третьем – какая-либо другаячасть речи.
Поэтомуцелью моего исследования является получениезнаний о сущности проблемы частеречного определения слова.
Перед собою ставлю следующие задачи:
1. Изучить литературу, освещающую вопрос о частях речи.
2. Выявить особенности существующих в русском языке частейречи.
3. Установить особенности изменения значений слова «раз»в русском языке.
4. Определить частеречное значение слова «раз» в языкесовременной прессы.
Объектомисследованияявляются частеречноезначение слова «раз».
Предметисследования– способы и приемыопределения частеречного значения слова.
Методыисследования, которые былииспользованы мною при написании курсовой работы (теоретические и эмпирические):
· изучение, анализ;
· классификацияизученного материала, индукция и дедукция.
ГлаваI. Теоретическая часть. Части речи как лексико-грамматическиеклассы слов
§1.Система частей речи в русском языке
Для того чтобы мы смогли правильноустановить, слово какой части речи перед нами, необходимо знать, что такоечасть речи, какие части речи существуют, чем они отличаются друг от друга.Поэтому я считаю нужным начать свою курсовую работы с раскрытия именно этихвопросов.
В основе современного учения о частях речи в русскомязыке лежит грамматическое учение о слове В.В.Виноградова[1]. Онпредложил многоступенчатую классификацию слов. На самой общей ступени ученыйвыделяет четыре структурно-семантических класса слов: 1) части речи (знаменательныеслова), 2) модальные слова, 3) частицы речи (служебные слова), 3) междометия.
На втором этапе деления в системе частейречи (знаменательных слов) выделяются имена (имена существительные, имена прилагательные,имена числительные). На третьем этапе происходит конкретизация знаменательных ислужебных слов: в системе частей речи выделяются имена существительные, прилагательные,числительные, местоимения, глаголы, наречия, категория состояния; в системечастиц речи выделяются предлоги, союзы, частицы, связки. В.В. Виноградов предлагаетследующее схематическое изображение своей системы.
SHAPE * MERGEFORMAT
КАТЕГОРИИ СЛОВ
Части речи
Модальные слова
Междометия
Частицы речи
Имена
Местоимение
Категория состояния
Глагол
Наречие
Числительное
Прилагательное
Существительное
Частицы
связки
Предлог
Союз
Круг частей речи, по мнению В.В.Виноградова, ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативнуюфункцию или быть указательными эквивалентами названий[2].Местоимения он считает реликтовыми словами, многие из которых слились сприлагательными и наречиями или перешли в частицы речи. Новизнаграмматико-семантической классификации слов В.В. Виноградова проявилась такжеи в том, что он впервые выделил такой класс слов, как модальные слова, а всистеме знаменательных слов – особую часть речи – категорию состояния, всистеме частиц речи была выделена особая группа служебных слов – связки.
В дальнейшем система, предложенная В.В.Виноградовым, определенным образом трансформировалась. Термин «части речи» всоответствии с традицией стал использоваться применительно ко всем выделеннымклассам слов, в том числе и к служебным, и к модальным, и к междометиям.
Две наиболее распространенные в современнойрусистике системы частей речи представлены ниже.
П е р в а я с и с т е м а ч а с т е й р е ч и
SHAPE * MERGEFORMAT
ЧАСТИ РЕЧИ
Знаменательные слова
Модальные
слова
Междометия
Служебные
слова
Имена
Местоимение
Категория состояния
Глагол
Наречие
Числительное
Прилагательное
Существительное
Частицы
Предлог
Союз
Звуко-подражания
Деепричастие
Причастие
Данная система частей речи изложена вучебнике для студентов педагогических институтов[3]. Вней сохранена многоуровневость системы классов слов, термин «части речи»используется традиционно: любой грамматико-семантический класс слов считаетсячастью речи, однако в систему внесены определенные изменения: в сферезнаменательных слов выделены 9 частей речи (включены причастия идеепричастия); в системе служебных слов не выделяются связки. На первом уровнеобобщения наряду со знаменательными, модальными, служебными словами имеждометиями выделены звукоподражания. Всего выделено 15 частей речи.
В т о р а я си с т е м а ч а с т е й р е ч и
SHAPE * MERGEFORMAT
ЧАСТИ РЕЧИ
Знаменательные слова
Междометие
Служебные слова
Наречие
Глагол
Числительное
Местоимение-существительное
Существительное
Частица
Предлог
Союз
Прилагательное
Эта система частей речи изложена в«Русской грамматике»[4]. Вней выделено 10 частей речи, и традиционно эта система представлена двумя уровнямиобобщения. Термин «части речи» используется в традиционном значении.
И хотя в современной русистике вопрос очастях речи, их числе, их объеме, принципах их выделения до сих пор не получилокончательного решения, все же грамматическое учение о слове В.В. Виноградоваявляется фундаментом для позднее возникших теорий.
Традиционное определение «части речи»,которое используется в представленных выше системах, следующее: части речи – это классы слов, характеризующиеся:
1) единством обобщенного значения (например, предметностиу существительного, процесса у глагола), отвлеченного от лексических значенийвсех слов данного класса;
2) общностью грамматических категорий и характеромсловоизменения и морфемной структуры;
3) тождественностью синтаксических функций.
Таким образом, вопрос о системе частейречи в современном русском языке является до конца не изученным и спорным.
§2. Переходность в системе частей речи и явлениесинкретизма
Словарный состав русского языка постоянноизменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частейречи и образования новых классов слов является процесс перехода (илитрансформации) слов из одной части речи в другую. Под трансформацией[5]понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит кперемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова изодного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи.
Следствием процессов переходностиявляется синкретизм.
Синкретичными[6]называются такие слова, которые совмещают в своейграмматической структуре (в категориальном значении, морфологических исинтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или болеечастей речи.
Термин «переходность» («переход»,«трансформация») отражает динамику движения (перехода) слов из одной частиречи в другую, а термин «синкретизм» – то состояние совмещения разных грамматическихсвойств в одном слове, которое сопутствует переходу слов из одной части речи вдругую, составляя сущность самого перехода.
В русском языке выделяется два путиобразования синкретичных слов (два типа переходности) – групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых частейречи), и индивидуальный, касающийсяотдельных слов и приводящий к пополнению существующих частей речи или существующихразрядов слов.
Первыйпуть[7]– это длительный путь развития, путь историческогоформирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новыхклассов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов. Так сформировалисьимя числительное, причастие, деепричастие, категория состояния; формыпрошедшего времени глагола с суффиксом -л-,имена собственные – фамилии на -ов, -ин(Солнцев, Пушкин) и др.
Переход слов из одной части речи или изодного разряда в другой имеет групповой характер: транспозиции подвергаются нетолько отдельные слова, но и целые разряды слов. Например, краткиедействительные причастия трансформировались в класс деепричастий; древние«элевые» причастия (с суффиксом -л-)трансформировались в формы прошедшего времени спрягаемых форм глаголов.Исходные разряды исчезли из языка. Преобразование (переход) притяжательных прилагательныхс суффиксами -ин-, -ов-(-ев-) всобственные имена существительные – фамилии привело к образованию обширногокласса русских фамилий с суффиксами -ин-,ов- (Пушкин, Мишин, Солнцев, Волкови т.п.). Причем притяжательные прилагательные, образованные от неодушевленныхсуществительных (пушкин грохот, солнце влуч), исчезли из языка. В современном языке притяжательные прилагательныес суффиксами -ин-, -ов-(-ев-)образуются только от одушевленных существительных со значением лица.
Появление такой особой части речи, какчислительные (количественные числительные – особый разряд имен числительных),есть результат групповой диахронной трансформации имен прилагательных (один, два, три, четыре), именсуществительных (пять – десять, сорок,сто, тысяча, миллион, миллиард и т.д.). Суть этого процесса переходностизаключается в постепенной утрате этими словами (позднее в процесс втянулисьсубстантивные словосочетания пять сот,пять десят и др.) и словосочетаниями свойств имен существительных, именприлагательных и развитии у них новых свойств дотоле не существовавшей частиречи – имени числительного. Вся исходнаягруппа слов (давшая простые количественные числительные) и исходные субстантивныесловосочетания (давшие сложные количественные числительные – пятьсот, пятьдесят и др.) исчезли из языка,кроме слов тысяча, миллион, миллиарди т.п., которые, с одной стороны, сохраняют свойства имен существительных, нос другой – имеют свойства имен числительных.
Таким образом, первый путь образованиясинкретичных слов – это образование новых частей речи или новых разрядов слов.Этот путь развития получил название диахронного.
Второйпуть[8]– это путь индивидуального перехода слова из однойчасти речи или из одного разряда слов в другую часть речи или в другой разрядслов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходнаячасть речи или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типетрансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две,по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются и развиваютсяпризнаки иной части речи, а другая чаще остается без изменения и продолжаетфункционировать в исходной части речи.
В результате процесса индивидуальнойпереходности не создается новой части речи, а благодаря движению отдельныхслов из одной части речи в другую происходит количественное пополнение тойчасти речи, в которую переходят слова.
«В русском языке слова любой части речимогут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Выделяютсяследующие процессы:
1) субстантивация — переход слов издругих частей речи в имена существительные;
2) адъективация — переход слов в именаприлагательные;
3) нумерализация — переход слов в именачислительные;
4) прономинализация — переход слов вместоимения;
5) вербализация — переход слов в глаголы;
6) адвербиализация — переход слов внаречия;
7) предикативация — переход слов вкатегорию состояния;
8) модаляция — переход в модальные слова;
9) препозиционализация — переход слов впредлоги;
10) конъюнкционализация — переход слов всоюзы;
11) партикуляция — переход слов вчастицы;
12) интеръективация — переход слов вмеждометия.
Продуктивность этих процессов неодинакова. К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация,адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация. К непродуктивным— нумерализацня, прономинализация, вербализация, конъюнкционализация, модаляцияи партикуляция»[9].
Сам процесс индивидуального перехода словиз одной части речи в другую является последовательным и постепенным, чтопроявляется, с одной стороны, в утрате словом сначала некоторых, а затем,возможно, и всех признаков исходной части речи, а с другой – в приобретении имсвойств конечной части речи, хотя вполне возможны случаи, когда процесспереходности, «имея начало, не всегда имеет завершение». Процесс такого постепенногоперехода получил наглядное отражение в шкале переходности В.В.Бабайцевой:
А
в а
в а
В
Слово, подвергшееся трансформации, напромежуточных этапах характеризуется синкретизмом, а на конечном пополняеткласс «В».
С процессом переходности связано ипоявление так называемых функциональных омонимов по отношению к исходному слову, т.е. такихслов, которые изменили свое частеречное значение, свои морфологические признакии синтаксические функции. То есть произошел отрыв производного слова отисходного, возникла новая единица, которая составляет функциональные омонимы сисходным словом. Прилагательное столовый,-ая, -ов (прилагательное к стол «родмебели») подверглось процессу субстантивации, конечной точкой которого следуетсчитать существительное столовая «предприятиеобщественного питания»[10],обозначающее не признак, а предмет; оно приобрело постоянную форму рода (ж.р.), получило способность иметь при себе согласованные определения (студенческая столовая) и выполнять рольподлежащего или дополнения; это существительное стало лексическим ифункциональным омонимом к прилагательному столовая. Слово столовая в значении «особая комната с обеденным столом для приемовпищи»[11]также является функциональным омонимом к прилагательному столовая, так как оно утратило частеречное значение признака(приобрело значение предметности), закрепилось в форме рода (ж.р.), изменилисьи его синтаксические признаки. Но нужно отметить, что лексические связи этогослова с исходным словом еще сохраняются: столоваякомната «комната с обеденным столом для приемов пищи»[12].Различие в лексическом значении свидетельствует о лексических омонимах,различие в морфологических и синтаксических признаках — показательфункциональной омонимии, следствием которой являются затруднения вразграничении членов предложения, в разграничении знаменательных слов какчастей речи или их разрядов, а также затруднения в разграничениизнаменательных слов и слов служебных, или, шире, слов неполнознаменательных.Слова, полностью перешедшие в другую часть речи, не являются синкретичнымисловами. Синкретизм проявляется в промежуточных зонах. Синкретичные(переходные) слова, совмещающие в себе признаки исходной и конечной частей речи,в разных предложениях могут проявлять себя по-разному и требовать разного анализа: Юрка улыбнулся: очень забавно разговаривал веснушчатый. Чем дальше шла машина, тем сильнее дул ветер, темгромче пел веснушчатый боец… (К.Паустовский).В первом предложении слово веснушчатыйокказионально приобретает признаки существительного (значение предметности),но в то же время значение прилагательности – значение признаковости в немсохраняется. Во втором предложении слово веснушчатый– полноправное прилагательное.
Таким образом, в современном русскомязыке существуют синкретичные части речи.
§3. Понятие о первичных и вторичных знаменательных частей речи
В системе частей речи выделяются двекатегории слов: знаменательные и неполнознаменательные, которые противоположныдруг другу. Рассмотрим эти группы слов.
Знаменательныеслова[13]распределяются по девяти основным частям речи – имя существительное,имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие,деепричастие, наречие, категория состояния. Их отличают следующие признаки.
1. Все знаменательные слова, кромеместоимений, выполняют номинативную функцию, т.е. дают названия предметам,признакам, процессам и другим явлениям объективного мира.
2. Местоимения не имеют номинативнойфункции, они ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки идругие явления объективного мира (т.е. выполняют дейктическую функцию). Этимони отличаются от всех остальных знаменательных частей речи.
3. Знаменательные слова, называяпредметы, признаки, процессы и другие явления, передают понятия об этих явленияхи предметах.
4. Каждое знаменательное слово имеетфонетическое ударение. Логическое ударение в предложении «падает» назнаменательное слово.
5. Знаменательные слова имеют морфемнуюструктуру (слова состоят из морфем: корень, приставка, суффикс, окончание).
6. Знаменательные слова имеют те или иныеграмматические категории (в зависимости от принадлежности к той или иной частиречи). Большинство знаменательных слов изменяются (склоняются или спрягаются)по определенным грамматическим категориям.
7. Знаменательные слова функционируют всоставе предложения в качестве членов предложения; они являютсяконструктивными элементами для словосочетаний и предложений.
8. К знаменательным словам в предложенииможно задать вопрос.
На основе свойства синкретичности инесинкретичности все знаменательные части речи делятся на две группы: несинкретичныеи синкретичные. Эту систему можно представить в виде схемы:
Существительное
Прилагательное
Глагол
Наречие
Числительное
Местоимение
Причастие
Деепричастие
Категория
Состояния
Части речи первого ряда называютпервичными, части речи второго ряда – вторичными.
Первичными[14]такие части речи, каждая из которых характеризуетсянабором специфических для нее грамматических признаков (общим частеречнымзначением, морфологическими и синтаксическими свойствами). Это означает, чтоспецифические грамматические признаки существительного не повторяются ни вприлагательном, ни в глаголе, ни в наречии; специфические грамматическиепризнаки прилагательного не повторяются ни в существительном, ни в глаголе, нив наречии; специфические признаки глагола не повторяются ни в существительном,ни в прилагательном, ни в наречии; специфические признаки наречия неповторяются ни в глаголе, ни в существительном, ни в прилагательном.
Вторичными[15]называются такие части речи, каждая из которых объединяетв том или ином соотношении свойства первичных частей речи. Но кромеграмматических признаков, свойственных другим частям речи, вторичные частиречи обладают к индивидуальными специфическими свойствами.
Имячислительноев своих основныхразрядах (количественные и порядковые) совмещает свойства имен существительныхи прилагательных. В количественных числительных объединяются признаки существительныхи прилагательных. Говоря об индивидуальных специфических свойствах, имячислительное имеет особый тип номинации: имена существительные называют однимсловом разные, но в то же время сходные предметы: словом стол называются самые разные столы (такая номинация называетсяобщей); числительное же дает название числу, которое не имеет различий: число 5называется словом пять, и это названиеиндивидуально, так как число 5 не имеет различий («пять» — это всегда «пять», иничего более). Такая номинация называется индивидуальной. Специфическими особенностямиотличается склонение количественных числительных: в им. и вин. падежах оноимеет управляющие формы (пять сотен ипятьсот – простое числительное пять управляет существительным сотен; в структуре сложногочислительного первая морфема пятьотражает древнее управление словоформой сот);в косвенных падежах простое числительное дает согласовательные формы (числительноесогласуется с существительным: пятьюсотнями), в структуре сложного чи