Культурологический принцип в изучении географии
Ярославской области.
В.А.Щенев, кандидат педагогических наук, профессор,
зав.кафедрой экономической географии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
Культурология
и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны
в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной
школы и переходом к личностно-ориентированному обучению. Образование –
важнейшее средство развития учащихся. Реализация идеи
личностно-ориентированного обучения привела к включению в учебные планы школ
ряда новых учебных предметов, в том числе культурологии. Однако по мнению ряда
специалистов ее выделение в учебных планах как средства формирования культуры
личности не решает этой проблемы. Более эффективно, как считает
И.Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии и надо говорить “о более
органичном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы”
[2]. И действительно, культурологический потенциал ряда учебных предметов, в
том числе школьной географии, довольно значителен, но он еще не осмыслен и
образовательные и развивающие возможности “географической культурологии”
используются пока еще явно недостаточно и бессистемно.
Возрастающий
интерес к изучению географии культуры можно объяснить несколькими факторами:
а)
традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и
навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее
творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их
формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает
создание необходимых условий для овладения культурными ценностями;
б)
в настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное
развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории,
ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей,
преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития
эмоционально-образного мышления. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание
должно идти рука об руку с переживанием. В.С.Преображенский [8] подчеркивает
уникальные возможности географии – в этом предмете с особой силой развиваются
совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное
содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для
учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения
для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую
деятельность школьников;
в)
начавшимся процессом гуманитаризации образования, усилением внимания к
человеку, миру людей. В школьной географии намечается отход от изучения
населения как некой совокупности людей, живущих на той или иной территории.
Так, в учебнике “География материков и океанов” (В.А.Коринская и др.), как
правило, рассматриваются народы, населяющие материки, а не население, что
позволяет раскрыть многие стороны географии культуры отдельных народов,
особенности их быта, религиозные установки, отношение к природе и др. В
настоящее время усиливается гуманитарное крыло географии;
г)
в школьной географии и особенно в изучении истории заметнее цивилизационное
направление в познании прошлого и настоящего. Цивилизационный подход связан с
изучением культуры, ее достижений. Возрастает интерес к познанию процессов и
явлений исторической географии.
Формирование
культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических
особенностей своего края. Особенно значительны возможности в этом отношении,
если географию своей области рассматривать как региональный курс.
В
современной литературе предложены десятки и даже сотни определений понятия
“культура”. Наиболее распространено определение культуры как совокупности
результатов человеческой деятельности. При этом наиболее подробно анализируется
либо материальная составляющая культуры, либо ее духовные компоненты. Часто
культуру определяют и как совокупность материальных памятников и духовных
ценностей. Достаточно полное определение культуры содержится в Философском
энциклопедическом словаре [10]. Это определение имеет довольно сложный
полиструктурный характер. Оно включает три элемента, каждый из которых может
быть представлен более развернуто. Согласно словарю, культуру образуют а)
продукты материального и духовного труда; б) система социальных норм и
учреждений, духовных ценностей; в) совокупность отношений людей к природе,
между собой и к самим себе. В таком понимании культурологический материал
относится к основным сферам изучения географии в школе – к природе, населению,
его хозяйственной деятельности, а теперь и к экологическим ситуациям. Еще
К.Д.Ушинский подчеркивал, что география – это наука о жизни человека на Земле
[цит. по 3]. Есть все основания рассматривать изучение географических элементов
культуры как важнейший методический принцип в обучении географии.
Сущностную
модель культурологического принципа в школьной географии можно представить в
следующем виде:
С
педагогической точки зрения важно, что предлагаемая модель отражает процесс
созидания знаний, а не их получения в готовом виде, общую логику принципа: от
прошлого к настоящему, от фактов к обобщениям, от материального к духовному.
Она соответствует и принципу историзма как научному, так и в учебном познании.
Вместе с тем схема подчеркивает и общую логику культурологического принципа
изучения – от разума к чувству, от рационального к эмоционально-образному.
Важна и завершающая ступень – оценка, понимание места и значения элементов
культуры в системе географического знания.
Основные
элементы культурологического принципа – цели, содержание изучаемого и способы
достижения целей.
К
основным целям изучения географии культуры своей области можно отнести:
а)
создание целостного географического образа своего края, познания его
своеобразия и неповторимости. Культура как составной элемент этого образа –
важнейшее основание формирования патриотизма;
б)
углубленное изучение путей развития географической культуры как в прошлом, так
и в настоящее время. При этом возникает избирательно-оценочное отношение к
различным сторонам жизни;
в)
ознакомление учащихся с вкладом населения нашего края в культуру России, с
основными этапами освоения и развития географического пространства области,
трудовыми навыками ее населения;
г)
развитие патриотических качеств личности, формирование любви к родному краю,
своей малой Родине;
д)
формирование бережного отношения к памятникам культуры своего края, местным
природным и историческим памятникам;
е)
ознакомление с происхождением основных географических названий на карте
области. Местные названия – часть социокультурного содержания характеристики
области.
Изучение
геокультурного материала имеет целью формирование личности учащихся. Оно
удовлетворяет многие их потребности, и прежде всего потребности в духовных
ценностях. Геокультурный материал позволяет, хотя бы отчасти, отойти от
привычной “триады” – природа, население, хозяйство. По Н.Н.Баранскому “душа
географии” в сочетании и взаимодействии разнородных явлений в пространстве.
В
культурно-географическом отношении наша область представляет собой территорию,
выделяющуюся многими характерными чертами. Это ареал культуры и место
формирования (наряду с соседними территориями) северной ветви русского народа.
Это край древнего заселения с большим количеством памятников материальной и
духовной культуры. Характерно, что на территории нашей области в ХХ не возникло
ни одного нового городского поселения (Гаврилов-Ям объявлен городом в 1938
году, но образован он из существовавших издавна городских слобод). Наши города
насчитывают сотни лет своего существования, а самые старые – Ростов и Углич
имеют тысячелетнюю историю, к этому возрасту приближается и Ярославль. Выбор
местоположения древних городов, связанный с учетом природных, экономических
условий, часть географической культуры края. Длительность хозяйственного
освоения края объясняет развитие многих трудовых навыков населения. Это главным
образом навыки выращивания домашних животных, известны и навыки возделывания
некоторых культурных растений – овощей, льна.
Ярославская
природа отличается своей выразительностью и красотой [11]. Она является
материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения.
Понятие красоты в жизни людей во многом связано с красотой природы.
Одна
из сложнейших, “вечных” проблем методики учебного предмета – отбор учебного
материала для изучения. При этом мы учитываем содержание базового понятия
“культура”, ее роль в формировании личности учащихся, специфику
культурологического знания, возможность изучения на определенной возрастной
ступени, учебное время.
Своеобразие
культурологических знаний состоит в том, что:
а)
они имеют междисциплинарный характер. Одни и те же объекты материальной и
духовной культуры рассматриваются в нескольких учебных предметах, в истории,
например, и в географии (роль Волги в прошлом и настоящем, выдающиеся деятели в
различных областях культуры), в литературе, истории и географии (находка “Слова
о полку Игореве” в Ярославле) и др. Отсюда вытекает необходимость в широких
межпредметных связях;
б)
география как наука находится на стыке естественных и общественных подходов,
что обеспечивает связь культурологических знаний. Объекты культурологического
характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими и
социальными процессами и окружением. Это создает основу для формирования у
школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки
и т.п.;
в)
культурологические знания отличаются некоторой фактологичностью и,
следовательно, требуют определенных принципов отбора для использования в
учебном процессе и на отдельных уроках. Главное, что делает отобранные объекты
предметом географического анализа – их связь с природной основой жизни
населения, факторами жизнеобеспечения людей. Учитываются соответствующие
географические факторы как в прошлом, так и в настоящее время.
Принципы
отбора геокультурного материала исходят из сущности географии как науки.
Необходимо изучать те элементы культуры, которые связаны с пространственной
структурой геокультурного пространства (региональные и местные различия),
учитывают особенности территориального проявления культурных процессов. При
этом раскрываются условия – природные, социальные, экономические – образования
элементов культуры. В таком знании должны быть оценочные суждения о месте
культурных феноменов в жизни населения, в культурной среде.
При
отборе учебного материала для изучения в курсе “География Ярославской области”
его можно объединить в две группы:
а)
знания и умения, в формировании которых география участвует вместе с другими
учебными предметами;
б)
знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее
“персональный” вклад в общую культуру подрастающего поколения [5].
Рассмотрим
в первую очередь содержание знаний, составляющих специфику географии.
Структура
материальной культуры довольно сложная. К ее объектам, изучаемым на уроках
географии (в том числе и своей области) относят в первую очередь культуру
жизнеобеспечения – постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу.
Предметы материальной культуры служат практическим целям, но они выполняют и
другую важную функцию – средств хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих
поведение и общение людей. В географии жилища описывают как сооружения,
укрывающие его обитателей прежде всего от неблагоприятных природных условий (в
прошлом и защиты от нападений). Особенно заметна эта функция в сельской
местности. Планировка сельского дома зависит от климатических условий,
используемый в строительстве материал – местный, в прошлом – дерево. Типичный,
“классический” сельский дом в нашем богатом лесом крае, как правило деревянный.
Наиболее удобны для строительства сосны, их легко обрабатывать, пилить на
доски. Деревянная изба теплая, пазы между бревнами “подбиты” мхом и не
пропускают холод. Крестьянские дома чаще всего высокие, у них высокий подклет
(пространство между полом и поверхностью земли) и пол располагается высоко над
грунтом. Это способ избежать почвенной сырости и снежных заносов зимой. Все же
ярославские сельские дома не так высоки как в соседних северных областях –
Вологодской и Архангельской. Наши дома среднерусского типа, у них подклет ниже.
Теплая изба соединена с холодной клетью – комнатой, где хранится имущество или
живет семья летом. Далее идут сени. Такой тип дома сохранился до сих пор, хотя
используемый в строительстве материал во многом изменился. Много построено
кирпичных, более долговечных зданий, крыши уже не из дранки или щепы, а из
кровельного железа или шифера.
Важная
особенность сельского дома – его тесная связь с хозяйственными постройками,
двором. Он образует целостную линию, Можно, не выходя на улицу, пройти к
домашним животным, за дровами, сеном. Крыши домов четырехскатные, они защищают
чердачные помещения, избу от дождя и снега.
В
материальной культуре заметно отражается региональное своеобразие. К
материальным памятникам надо отнести и планировку городов, сел и деревень,
которая отражает разнообразные функции городских поселений. Как старый
губернский город Ярославль имеет радиально-кольцевую планировку. Улицы-радиусы
вели в разные места губернии.
Для
планировки Рыбинска, Углича, Мышкина характерна линейная вытянутость вдоль
важнейшей в хозяйственном отношении транспортной магистрали – Волги.
Впрочем
в такой планировке можно усмотреть и элементы духовной культуры. Наши предки
учитывали эстетические достоинства местоположения на высоком берегу реки,
открывающиеся речные дали.
Ярославские
села и деревни чаще всего имеют линейную планировку. Улицы вытянуты вдоль
дорог, речных берегов.
К
духовной культуре относят науку, религию, искусство, трудовые навыки населения,
нормы поведения. Многие элементы географической культуры как науки подробно
рассмотрены В.П.Максаковским [7]. Одним из факторов формирования духовных
сторон местного населения несомненно является природа. Конечно, она влияет на
духовную культуру населения вместе с другими факторами –
социально-экономическими, историческими. Однако ее воздействие во многом
первично и потому рассматривается на уроках географии.
Изучение
природы формирует эмоционально-ценностное отношение к ней и тем изменениям,
которые происходят в природе в настоящее время под влиянием хозяйственной
деятельности, обеспечивает понимание ее красоты и неповторимости. Природа
определяет особенности местного населения как социокультурной общности,
личностные качества людей, жизненные установки. Приведем яркий пример этого
влияния. В лесном краю, а наш край был, да и остается именно таким, люди более
медлительны, спокойны и рассудительны. Они и более предусмотрительны. Северное
земледелие требует больше, чем дает. Таковы и ярославские земли, мало
плодородные, не обеспечивающие высоких урожаев. Здесь необходима определенная
стойкость, энергия и сметка, чтобы преодолеть, обойти эту ненадежную основу
хозяйственной жизни. Сложные условия освоения пространства нашего края в
прошлом сформировали стойкость, терпение, а порой и смирение перед возникающими
природными препятствиями. Когда в ХVII веке в России появились фамилии, то
одной из самых распространенных оказалась Смирновы. Несмотря на последующие
миграции и перемещения людских потоков Смирновы и теперь заметны среди
ярославских фамилий. Много Смирновых и в соседних областях. Осознание своей
“общности” послужило образованию объединений Смирновых – в Костроме [1], а
затем и в Вологде [6].
Природа
формирует образ жизни населения, типы хозяйственной деятельности, культуру
труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на
выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные
нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.
Эти
стороны воздействия природы хорошо проявляются в сельском образе жизни. Он, в
свою очередь, как устойчивый тип жизнедеятельности населения сел и деревень,
формирует нормы поведения и ценности культуры, быта, семейной жизни. Для него
характерны:
а)
тесная связь с природным окружением, сменой годовых сезонов и циклов
сельскохозяйственных работ. Экологическая обстановка в сельской местности
наиболее благоприятна;
б)
тесные отношения жителей своего населенного пункта, да и ближайших поселений
(они в Ярославской области, в ее южной половине, как правило, расположены
недалеко друг от друга), большая эмоциональная насыщенность этих отношений,
взаимное удовлетворение ими. У каждого жителя ярославского села много знакомых
людей;
в)
как правило, крепкие родственные связи, готовность оказать помощь друг другу в
затруднительных случаях. До недавнего времени сельские семьи были более
устойчивы, чем городские, такими остаются в своей основе до настоящего времени;
г)
сохранение традиций взаимопомощи, обычно доброжелательное отношение к соседям,
другим жителям;
д)
опора на домашнее хозяйство и тем самым определенная стабильность экономической
жизни, хотя уровень зарплаты в селе ниже, чем в городе;
е)
заметна меньшая мобильность населения;
ж)
ухудшение социальных условий жизни (медицинское обслуживание, развитие
торговли, служб быта и др.).
Все
эти стороны – объект изучения на уроках географии своей области.
В
последние годы в школьной географии возрастает интерес к изучению географии
религий, как части культуры народов и населения в целом. С географической точки
зрения при изучении своей области важно рассмотреть этапы изменения религиозных
установок и соответственно типов хозяйственной деятельности, связь в природными
объектами религиозного поклонения. Такими объектами в нашем крае в языческий
период были геологические объекты – “синие камни”, которых на территории
области несколько. Самый известный – на берегу Плещеева озера в трех – четырех
километрах от Переславля. Такими же объектами поклонения являются до сих пор
некоторые “святые” источники, родники, в Толгском монастыре – кедровая роща.
Среди населенных пунктов можно отметить и религиозные центры прошлого, к
которым в первую очередь относятся города Ростов, Переславль, Углич. Эта
особенность объясняет большое количество монастырей как в Переславле, так и в
Ростове, создание “Ростовского кремля”. Очевидно религиозное влияние на архитектуру
городов, памятников прошлого. С монастырями как центрами культуры связаны имена
выдающихся деятелей не только ярославского края, но и России (Руси) в целом.
Это имена Алеши Поповича – одного из трех богатырей, у которого был реальный
прототип в Ростове, из Варниц близ Ростова родом духовный деятель древней Руси
– Сергий Радонежский. Известно, что Куликовскую битву начинал богатырского
склада монах Борисоглебского монастыря Александр Пересвет, которого Дмитрий
Донской выпросил у настоятеля монастыря. Много и других примеров влияния
монастырей на культуру прошлого.
При
наличии учебного времени можно объяснить природные предпосылки многих
религиозных обрядов, праздников, земледельческого календаря.
Многое
из перечисленного может войти в комплексную характеристику городов области,
своего муниципального округа, стать объектом внеклассного изучения.
Разнообразие
геокультурного содержания удовлетворяет потребности личности в
культурологических знаниях, усиливает эмоциональную сторону обучения, активнее
формирует патриотические качества личности, расширяет палитру географических
знаний. Реализация культурологического принципа в изучении географии своей
области – актуальная задача педагогической теории и педагогической практики.
Список литературы
Аргументы
и факты. 1999. № 8.
Бестужев-Лада
И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. 1997. № 6.
Бондаревская
Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения //
Педагогика. 1997. № 4.
Гаврилова
Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (на
материале пропедевтических краеведческих курсов): Автореф. дис. … канд. пед.
наук / СПб., 1999.
Душина
И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии. М., 1996.
Известия.
1999. 30 марта.
Максаковский
В.П. Географическая культура. М., 1998.
Преображенский
В.С. Как же так, коллеги? //География. 1997. № 3.
Программы
региональных курсов. География Ярославской области. Экология Ярославской
области. Я., 1997.
Философский
энциклопедический словарь. М., 1983.
Щенев
В.А. Ярославский пейзаж. //Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru