Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина Темародины – одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэтапринято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,и за границей, в роднуюдеревню приезжал время от времени как гость. Это важно знатьдля понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землейпридала его стихам о
ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острееувидеть, почувствовать. Уже вранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так,одно из наиболее известных его произведений – Гой ты, Русь моя родная С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевойобраз стихотворения
– сравнение крестьянских хат с иконами,образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, системаценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли инеба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина – это и мирубогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, деревняв ухабинах , где радость коротка, а печаль бесконечна Грустнаяпесня, ты – русская боль . Особенно это чувство усиливается в стихахпоэта после 1914 года –
начала войны деревня кажется ему невестой,покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Дляпоэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него,особенно в раннем творчестве это прежде всего родной край, родноесело, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критикиопределили как понятие малой родины . С присущей С.Есенину-лирикусклонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к
России обращается как к близкому емучеловеку Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу . Поройстихи поэтаобретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности,лирический герой их – странник, покинувший родную хижину,всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным,что сохраняет вечную ценность – это природа и
Россия Амесяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора . С.Есенинжил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и дажетрагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция,снова война – теперь уже гражданская. Переломный для Россиигод – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждамина обновление,
на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэтыкруга С.Есенина того времени – это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков.Надежды эти выражены в словах Н.Клюева – близкого друга ипоэтического наставника С.Есенина Мужицкая ныне земля, Ицерковь не наймит казенный . В есенинской поэзии в 1917 году появляетсяновое ощущение
России Уж смыла, стерла деготь ВоспрянувшаяРусь . Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны ипротиворечивы – это и надежды, и ожидания светлого и нового,но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья навечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческогоразума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С.Есенина Сорокоуст . В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязаниемежду
жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощаетв себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровозже обретает черты зловещего чудовища. В есенинском Сорокоусте вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями осудьбах России. Впослереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкимидумами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживаетотчуждение
от родного края, ему трудно найти общий язык с новымпоколением, для которого календарный Ленин на стене заменяетикону, а пузатый Капитал – Библию. Особенно горько поэтусознание того, что новое поколение поет новые песни Поют агиткиБедного Демьяна . Это тем более грустно, что С.Есенин справедливозамечает Я поэт! И не чета каким-то там
Демьянам . Поэтомутак горестно звучат его строки Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен . Но даже желание слитьсяс новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призванияроссийского поэта он пишет Отдам всю душу октябрю и маю, Нотолько лиры милой не отдам . И поэтому таким глубоким пафосомнаполнено его признание
Ябуду воспевать сем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь . Сегоднянам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, аведь написаны они были в 1924 году, когда само название – Русь -было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в Ресефесере .С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтическоймиссии, своей позиции последнего
певца деревни , хранителяее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для пониманиятемы родины, у поэта стало стихотворение Спит ковыль Спитковыль. Равнина дорогая Исвинцовой свежести полынь! Никакая родана другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И,пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиньй Неразлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть . Стихотворениеэто датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. Внем выражены его сокровенные мысли. В строке радуясь, свирепствуяи мучась – трудный исторический опыт,
который выпал на долюесенинского поколения. Стихотворение построено на традиционнопоэтических образах ковыль как символ русского пейзажа иодновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиныйкрик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менеетрадиционный свет луны , противостоит новый свет , скорее абстрактный,неживой, лишенныйпоэзии. И в противоположность ему звучит признание лирическогогероя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэтаэпитет золотой Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы . Он одиниз наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычноон связан с цветовым понятием золотой – то есть желтый, но непременнои с оттенком высшей ценности роща золотая , золотою лягушкойлуна .
В этом стихотворении оттенок ценности преобладает золотойне только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценностикак символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой,гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение неискупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворениязвучит несколько риторически, но в общем контексте поэзииС.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признаниеавтора.
Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развиваетсяот безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшейиспытания труднымвременем перемен и переломов авторской позиции.