Особенности управления социально-экономическим развитием территорий в России

–PAGE_BREAK–
Структура занятых по секторам экономики (в %)

  Сектор экономики

Таджикистан

 СНГ

Россия

 ЕС

 Нидерланды

Сельское, лесное и рыбное хозяй­ство

50

20

14

6

4

Промышленность энергетика и строительство

18

36

40

31

24

Услуги

32

44

46

63

72

         Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность оценить предысторию и перспективу экономи­ческого развития региона.В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, поэтому здесь приме­нимы разные рецепты управления процессом экономического раз­вития.

         В регионе на стадии индустриального развития действуют за­кономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомо­тивов индустрии», которые создают так называемый мультипли­кативный эффект и определяют развитие региона в целом. Веду­щая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся инф­раструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются регионы с моноотрасле­вой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона.

         На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уро­вень развития инфраструктуры. Развитость дорожной сети, свя­зи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступнос­ти, обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустри­ального развития.

         Классификация стадий развития человеческого общества по­зволяет сделать вывод о том, что все более значимое место в со­временном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного, затрачивает­ся в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основ­ном в развитие третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит мировая статистика и статистика многих государств.

         Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют более 50% валовых капитальных вложений. В США на инфор­мационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копи­ровальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на обору­дование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает нематериальную сторону обще­ственного производства. И труд, и капитал затрачиваются преимуществен­но в нематериальном производстве, следовательно, и основная часть добав­ленной стоимости создается именно в нематериальном производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты современ­ной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции эко­номического развития стран, регионов и городов.
2.2.  Социально-экономическая устойчивость развития регионов.
         Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости го­сударства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяс­нить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствую­щие меры сдерживания, ускорения и т.п.

         Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены циклов в развитии, реконструкции обще­ственных структур, крупных прорывов в науке, технике, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

         Устойчивость — это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической систе­мы, ее способность сохранять их в заданных пределах при от­клоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извнеи изнутри.

         Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическо­му, социальному, политическому, экологическому и т.п. содер­жанию устойчивости.

         Устойчивость может быть присуща не только фиксированно­му состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

• устойчивость развития, характеризующуюся систематичес­ким приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

• перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе поло­жительные проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

• гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к разви­тию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к измене­ниям, в том числе и необходимым положительным.

         Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а также заемные ресурсы.

            Устойчивое социально-экономического развитие региона харак­теризуется его возможностью обеспечивать положительную ди­намику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его тер­ритории.

         Таким образом, устойчивое развитие региона характеризует­ся его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате тер­
риториального разделения труда; во-вторых, организовать надеж­
ное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с прием­
лемой эффективностью удовлетворять потребности местного
сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные,
организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятель­
ность не только живущим, но и будущим поколениям.

         За нижними пределами реальной устойчивости возникает не­устойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения соци­ально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связывают­ся с потерей управляемости со стороны государства, региональ­ных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

         Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориенти­руются на обоснование региональной, отраслевой и межотрасле­вой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодо­ления системного кризиса в Российской Федерации в целом.

Угрозы устойчивому развитию территориальных
социально-экономических образований РФ

         Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообраз­ны по источникам возникновения, формам проявления, силе воз­действия, времени действия и т.п. Поэтому они могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

            Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической ре­организацией мирового сообщества и возникновением новых тер­риториальных экономических центров, необходимостью улучше­ния экологической обстановки, переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.

         Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень таких угроз хозяйственной емкости биосфе­ры, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и рас­тений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное рав­новесие.

         В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстен­сивное использование природных ресурсов и загрязняющие эко­систему.

            Национальные угрозы устойчивости страны также разнообраз­ны. Среди них:

• крайняя незначительность позитивных изменений в эконо­мике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффек­тивность отечественного народного хозяйства;

•    низкий уровень качества управления;

• техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;

• неэффективная структура производства, низкий уровень ин­вестиций в основные фонды и человеческий капитал;

• непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную эко­номику;

• возрастающая доля теневого сектора экономики;

• утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.

         Особое значение имеет включенность регионов в территори­альное разделение труда, которое формировалось десятилетия­ми и опирается на использование естественных (природных) эко­номических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализа­ция региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но зна­чительна и угроза специализации региона.

         Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и ре­ализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

         Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.

         Существенные угрозы устойчивому социально-экономическо­му развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка ре­гиона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производствен­ных мощностей и, как следствие, к разрушению технологическо­го потенциала, истощению доходной части бюджета.

            Социальные угрозы устойчивости регионов России также раз­нообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со сторо­ны негативных демографических тенденций. Численность насе­ления страны продолжает снижаться — со144,0 млн. человек в 2002 г. до 141,9 млн. человек в 2009 г. Согласно прогнозам, к 2012 г. число россиян может уменьшиться до  140.2 млн. чел млн. человек. Угрожающе воз­растает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза боль­ше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).

         При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.

Факторы-гаранты социально-экономической
устойчивости регионов

         Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.

         Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (рес­публики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская,Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябин­ская области) благоприятные перспективы заключаются в сохра­нении спроса на продукцию отраслей их специализации, в уси­лении ориентации на развитие эффективных секторов эконо­мики.

         Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Яку­тия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспорт­ной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы ус­тойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнк­туры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестицион­ных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на уг­леводородное сырье привело к резкому сокращению по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно харак­теризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.

         Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленс­кая, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу ре­форм располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Резервы по­вышения экономической и социальной их устойчивости и устой­чивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребно­стей российского рынка и восстановление утраченных внешне­экономических позиций, в налаживании новых каналов товаро­движения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов инновационных точек роста.

         Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская областьрасполагают благоприятными условиями для эффективной орга­низации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и га­рант продовольственной безопасности России.

         Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Уд­муртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значи­тельная связь их экономики с военно-промышленным комплек­сом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные произ­водства оборонной промышленности соседствуют с устаревши­ми и неэффективными предприятиями других секторов экономи­ки. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и ус­тойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их при­менении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из фе­дерального бюджета.

         Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания состав­ляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регио­нов, что является результатом действия не только экономичес­ких, но и других факторов. Перевод этих республик на путь ус­тойчивого развития сопряжен с государственным урегулирова­нием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

         Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимо­действие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной эко­номической и социальной политики в рамках экономических рай­онов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций явля­ется дополнительным фактором их устойчивости.
Глава 3.  Методы управления социально — экономическим  развитием территорий.
3.1 Управление  развитием социальной сферы регионов

Региональная социальная политика

         Региональная политика применительно к Российской Федерации — это система целей и задач органов государственной вла­сти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего полити­ка недопущения и сглаживания резких территориальных дис­пропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практи­чески каждой территориальной единицы.

         При формировании государственной региональной социаль­ной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны нахо­диться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финан­сирования должны разрабатываться, исходя из общей страте­гии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

         Региональная социальная политика должна исходить из сле­дующих принципов:

• создание условий для сохранения и рационального исполь­зования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих зна­чительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

         Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную пере­дачу все большего числа социальных функций регионам, на пе­ренесение финансирования социальных расходов из федерально­го бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбереже­ния граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, дос­тижение стабильности и социальной ориентации оказывается воз­можным лишь при условии определенной однородности социаль­ного и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах стра­ны не может быть и речи, если социально-экономические пара­метры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стра­не, если относительно стабильные территории соседствуют с аб­солютно депрессивными.

            Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики «выравнивания». Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является «выравнивание условий социально-экономического развития регионов», а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

            Возможны три варианта развития территорий:

1.     Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например — США).

2.     Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).

3.     Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).
Функции органов управления развитием социальной сферы региона
         Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

         В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

         В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

·        выбор объектов регулирования;

·        определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·        определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·        выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

·        регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

         Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

         Социальная защита– это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

         Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)

         Базовыми направлениями этого комплекса являются:

§        обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;

§        совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;

§        развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;

§        создание условий для получения  обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

         Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

         Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

         Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

         Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.
         Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
         Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

         Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 с изменениями от 14 ноября 2009 г.) утверждён «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации».

         Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

         Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.

         В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений

         Блок ресурсов.Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

     Блок реализации.Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

         Блок контроля.Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)     продолжение
–PAGE_BREAK–