Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование

–PAGE_BREAK–С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных «Форд» и «Крайслер» — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.
В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.
Однако в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.
В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.
В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулиро­вание конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Основная задача Комиссии по монополиями слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополисти­ческой деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономикиивысшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. [11, c. 213-219]
Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно либеральным считается антимонопольное законода­тельство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
На Западе антимонопольная политика – это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. [5, c.49-53]
3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению — естественный и искусственный монополизм, по степени влияния — всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку — тотальный и локальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной и производственный.
Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным — они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития — всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]
Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых монополий — единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной: систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.
В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; наснижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы — сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:
1. Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2. Формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов.
3.Охват практически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);
4. Выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;
    продолжение
–PAGE_BREAK–