Нормативноерегулирование бухгалтерского учета России
План
Введение
1. Система нормативного регулированиябухгалтерского учета в РФ
2. Законодательные акты,регламентирующие организацию учета
3. Стандарты и инструктивные документы,регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта ворганизациях
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время,каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должензнать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственномобороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.
В современных условияхименно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояниеорганизации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажазнаний, которыми он располагает.
Для того чтобыпродолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией,знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектомхозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, чтотакое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовыеотношения в организации и многое другое.
Финансовый (бухгалтерский)учет — важный элемент финансово-экономических отношений в человеческомобществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
Ø звеноуправления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и еготрудовым коллективом;
Ø специальныйфинансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразиехозяйственной деятельности.
Финансовый(бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственнойдеятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался исовершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия ипринципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми иновыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вкладв эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в сторонеот этой деятельности.
Любое коммерческоепредприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система икак элемент общей экономической системы государства.
В этом смысле можноговорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнююпредпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами,существенно влияющими на деятельность предприятия:
Ø экономическоесостояние и обстановка в обществе;
Ø политическаяситуация;
Ø правоваясистема государства;
Ø социально-культурнаясреда;
Ø технологическаясфера;
Ø физическаяи географическая среда;
Ø партнерскаяфинансово-техническая сфера.
Правовая системагосударства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферамивоздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческойдеятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством вомногом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общемуэкономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная темаактуальной.
Предметомисследования в данной работе является система нормативного регулирования такогообъекта, как финансовый учет.
Цельданной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативногорегулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовойотчетности.
Для достижения даннойцели поставлены задачи, такие как:
• определение основныхаспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
• изучениетеоретических предпосылок совершенствования нормативного регулированиябухгалтерского учета.
• предложения возможныхальтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.
В настоящее время складываютсяблагоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета иотчетности в Российской Федерации.
Введены в действиенормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов финансового (бухгалтерского)учета и отчетности.
В профессиональномсообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета иотчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимостиповышения темпов перехода к использованию МСФО.
Общее методологическоеруководство осуществляется правительством РФ.
Кроме того, существуюторганы, которым федеральным законом предоставлено право разрабатывать, иутверждать определенные документы.
Данный вопроспрорабатывался коллективом авторов и специалистов в области финансового учета,среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А…Кашин, Н.П… Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.
Для выполнения курсовойработы были изучены и использованы нормативные акты, ПостановленияПравительства РФ ит.д. использованы материалы экономических Интернет – форумов,статистика.
Практическая значимостьданной работы заключается в том, что ее можно использовать не только стеоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так ипредпринимателями.
Для реализациипоставленных в данной работе задач были использованы следующие методы:
— монографический,статистический, аналитический (анализ документов).
1. Системанормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
В связи сосуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствованияпроизошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функцияхуправления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влиянияна происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерскийучет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики веденияучета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переходна рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов,регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета ворганизации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняясистема нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит издокументов четырех уровней.
Первую группудокументов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента,постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учетав организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете». Очень важным документом первого уровнясистемы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательнозакреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельногобаланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждениягодового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения;понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядокреорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. [1]
К этой же группедокументов можно отнести Федеральный закон от 14.06.95 88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации», Федеральный закон от 26.12.95 208-ФЗ «Об акционерныхобществах»
В настоящее времяразработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особыеправила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются оттрадиционных принципов бухгалтерского учета. [2]
Второй уровень системынормативного регулирования составят положения по бухгалтерскому учёту. В этихдокументах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета,изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможныебухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их копределенному виду деятельности.
Такое раскрытие должноосуществляться в документах третьего уровня — методических указаниях по ведениюбухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этойгруппе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету икалькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве,сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции позаполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документовэтого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по егоприменению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерствафинансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственнойдеятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя иказначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскомуучету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народногохозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука,торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).
2. Законодательныеакты, регламентирующие организацию учета
Нормативный акт — этоакт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа исодержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен длярегулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев иобязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный актотличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретнойситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующиенормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшегоакт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяетсяего юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы:законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральныхорганов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РоссийскойФедерации.
Закон — нормативныйакт, принимаемый представительным органом государственной власти РоссийскойФедерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы,федеральные законы, законы субъектов Федерации. К актам федеральных органовгосударственного управления относятся указы Президента и постановленияПравительства.
Указы ПрезидентаРоссийской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральныхзаконов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречитьКонституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должныдействовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросамоперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, неявляющиеся нормативными актами. Постановления Правительства РоссийскойФедерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указовПрезидента Российской Федерации и являются нормативными актами, так каксодержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписанияи являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органовисполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами иведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболеезначительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств иведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ поналогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а также ЦентральныйБанк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издаватьнормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами,указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Различные видынормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстахнормативных актов. Термин «законодательство» применяется, какправило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином «правовойакт» принято обозначать федеральные законы, указы Президента ипостановления Правительства. Термин «подзаконный акт» («актзаконодательства») применяется к указам Президента, постановлениямПравительства и ведомственным актам.
Основными целямизаконодательства о бухгалтерском учете являются:
Ø -обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств ихозяйственных операций, осуществляемых организациями;
Ø -составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации обимущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимойпользователям бухгалтерской отчетности.
Второй уровень системыпредставляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н,[15 ]определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления ипредставления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этимвопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерскойинформации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросыбухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформированиябухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскомуучету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерскогоучета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапыбухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается вдетализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основныхпонятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях(стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах безраскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельностиили организационно-правовой форме.
Такое раскрытиеосуществляется в документах третьего уровня системы
– методическихуказаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можноназвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49,[ 15] типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастуюпринимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учетматериально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г.№ 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учетуматериально-производственных запасов.[3] Методическимиуказаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерскогоучета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведемПриказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях опорядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховыхорганизаций».[4]
Один из важнейшихдокументов этого уровня – План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по егоприменению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. [18].К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерствафинансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельностиорганизаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешенывопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетностисадоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерскимучетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РоссийскойФедерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансовРФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методическиеуказания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральнымизаконами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должныпротиворечить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансовРФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерскогоучета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссиипо рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назватьПоложение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,расположенных на территории РФ.
Четвертый уровень всистеме составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией иформирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационномаспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету,принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если небыли отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерскогоучета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точкизрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета иего развитие регламентируется законодательными актами государства;британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлениистандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы(профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времениРоссийская учетная система характеризовалась доминированием государственногорегулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели,незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близкок континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствованиезаконодательной базы учета проводится с привлечением объединенийпрофессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американскоймодели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативнымиактами государства. [2] Какова иерархия нормативного законодательства,регулирующего бухгалтерский учет?
I уровень:
Конституция РоссийскойФедерации.
II уровень:
Гражданский кодексРоссийской Федерации;
Налоговый кодексРоссийской Федерации. Части 1 и 2.
III уровень:
Федеральный закон “Обухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
IV уровень:
Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 34 н; [ 4]
План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иинструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (вводится с 1 января 2001 г.поэтапно по мере готовности предприятий в течение 2001 г.);
Положение побухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н; [5]
Положение побухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”(ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 20 декабря1994 г. № 167;
Положение побухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена виностранной валюте” (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РоссийскойФедерации от 10 января 2000 г. № 2н;
Положение побухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99),утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н; [6].
Положение побухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01),утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001г. № 44н;
Положение по бухгалтерскомуучету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденное приказом МинфинаРоссийской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;
Положение побухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98), утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н;
Положение побухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ 8/98),утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 57н;
Положение побухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденное приказомМинфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями, внесеннымиприказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;
Положение побухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утвержденное приказомМинфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н с изменениями, внесеннымиприказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;
Положение побухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” (ПБУ 11/99),утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 5н. [8].
Положение побухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000), утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н. [9].
Положение побухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000), утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н;
Положение побухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), утвержденноеприказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н; [10].
Положение побухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ15/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г.№ 60н.
3. Стандартыи инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организациябухгалтерского учёта в организациях
Организации в процессеформирования учетной политики могут создавать документы, исходя из своейструктуры, отрасли и других особенностей деятельности. В их состав входят:
o рабочийплан счетов бухгалтерского учета;
o формыпервичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов;
o порядокпроведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
o правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
o порядокконтроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые дляорганизации бухгалтерского учета.
o атакже изменения требований и допущений см приложение А.
Ответственность заорганизацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательствапри выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководителиорганизаций могут в зависимости от объема учётной работы:
а) учредитьбухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером;
б) ввести в штатдолжность бухгалтера;
в) передать надоговорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии,специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерскийучёт лично.
Принятая организациейучётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственногоза организацию и состояние бухгалтерского учёта. При этом утверждаются:
– рабочий план счетовбухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учёта и отчётности;
– формы первичныхучётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, покоторым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а такжеформы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; (и изменения к ним смприложение Б)
– порядок проведенияинвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
– правиладокументооборота и технология обработки учётной информации;
– порядок контроля захозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организациибухгалтерского учёта.
Принятая организациейучётная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётнойполитики может производиться в случаях изменения законодательства РоссийскойФедерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулированиебухгалтерского учёта, разработки организацией новых способов ведениябухгалтерского учёта или существенного изменения условий ее деятельности.
В целях обеспечения сопоставимостиданных бухгалтерского учёта изменения учётной политики должны вводиться сначала финансового года. Бухгалтерский учёт ведется организацией непрерывно смомента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации илиликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организацияведет бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путемдвойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных врабочий план счетов бухгалтерского учёта.
Данные аналитическогоучёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетическогоучёта. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременнойрегистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков илиизъятий.
В бухгалтерском учётеорганизаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложенияучитываются раздельно.
Рабочие документы,регламентирующие учет в организациях
Ø Методическиеуказания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочиедокументы организаций
Ø Методическиеуказания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулированиябухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваныконкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документахпервого и второго уровней, т.е. в Законе «О бухгалтерском учете» иположениях по бухгалтерскому учету.
Ø Нормативныедокументы третьего уровня разрабатываются различными министерствами иведомствами.
Данные документыследует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевогоназначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа включает:
Ø Порядокведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Советадиректоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г.№18);
Ø Методическиеуказания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказомМинфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23марта 2000г. №32н);
Ø Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденныеприказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
Ø Методическиерекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию,утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
Ø Плансчетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организацийи Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);
Ø Методическиеуказания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений,специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом МинфинаРоссии от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая группадокументов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерскогоучета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат икалькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различныхотраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделенияхнепроизводственной сферы и др.
В системе нормативногорегулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организацииотносят к четвертой группе, к ним можно отнести:
Ø документпо учетной политике предприятия;
Ø утвержденныеруководителем формы первичных учетных документов;
Ø графикидокументооборота;
Ø утвержденныйруководителем план счетов бухгалтерского учета;
Ø утвержденныеруководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования(выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политикиорганизации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главнымбухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в томслучае, если они разработаны в самой организации.
В графикедокументооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов,указываются порядок, место, время прохождения документа с момента егосоставления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов,утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организациейсинтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемыеруководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя изособенностей ее функционирования и требований управления производством иреализацией продукции. В мировой практике сложилось два подхода к установлениюправил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулированиеосуществляется через профессиональные неправительственные организации. Вконтинентально-европейской, к которой исторически относится и Россия,нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственнымиорганами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерскогозаконодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогомкоторого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартамфинансовой отчетности (КМСФО). Однако международные стандарты не имеютофициального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению вконкретной стране, т.е. возможность их использования зависит отзаконодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.[ 14]
В соответствии со ст.71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации,[5]поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «Обухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основыорганизации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом,«официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федеральногоуровня.[ 2].
Основными целямизаконодательства о бухгалтерском учете являются:
• обеспечение единообразноговедения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемыхорганизациями;
• составление ипредставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положенииорганизаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерскойотчетности (ст. 3 Закона 1996 г.).[ 2]
Формулировка первойцели нормативного регулирования, которую ставит перед собой законодатель,подчеркивает значимость информации, обобщаемой в системе бухгалтерского учетана макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета в данном контекстеследует понимать, как обязанность субъектов по итогам отчетного периодаформировать единые показатели. При этом обеспечение единообразия не означаетунификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствованияправил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивныйхарактер норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 13)позволяет организациям отступать от обязательных предписаний в случаях «когдаони не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовыерезультаты деятельности организации». Данная норма является следствием прямогозаимствования основного постулата англо-американского подхода к бухгалтерскомузаконодательству – «истинного и справедливого представления» информации («trueand fair»).[14 ].
Вторая цельориентирована, в основном, на удовлетворение интересов внешних пользователей,для которых бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении,финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положенииорганизации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительноразличаются, бухгалтерский учет не может разрешить все их информационныезапросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение потребностей,являющихся общими для всех групп пользователей.
Статья 4 Закона 1996 г.определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на всеорганизации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалыи представительства иностранных организаций, если иное не предусмотреномеждународными договорами. Отсюда любая организация, занятаяпредпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядкев качестве юридического лица, подпадает под обязательное ведение бухгалтерскогоучета.[6]
В соответствии со ст. 4Закона 1996г. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, выведены из-под действия законодательства обухгалтерском учете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке,установленном налоговым законодательством России. Организации, перешедшие наупрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведениябухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальныхактивов.
Общее методологическоеруководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ (ст.5 Закона 1996 г.).[7]
В соответствии сдействующим законодательством (ст. 3 Закона 1996г.) правовую основубухгалтерского учета составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходяиз юридической силы и внутренней соподчиненности система источников,распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территорииРоссии. На данный момент действует четырех уровневая система нормативногорегулирования бухгалтерского учета.[8]
Заключение
При написании даннойкурсовой работы была поставлена цель исследования, а именно: раскрытьсодержание нормативного регулирования – приведение национальной системыбухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики имеждународными стандартами финансовой отчетности.
Были решеныпоставленные задачи, такие как:
— изучены теоретическиепредпосылки совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета вРоссии.
Этими предпосылкамиявляются:
. неприемлемостьсуществовавшей ранее системы бухгалтерского учета в новых условияххозяйствования;
. выход предприятий намеждународные рынки;
. несовершенство налоговогозаконодательства;
. резкое расширениефункций, выполняемых бухгалтерским учетом;
. несовершенствобалансовой информации;
. отсутствие системыуправления и регулирования бухгалтерского учета.
— определены основныеаспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета России.
. формированиенормативной базы (стандартов);
. методическогообеспечения (инструкций, методических указаний, комментариев);
— исследованысуществующие международные стандарты бухгалтерского учета и возможности ихприменения при реформировании бухгалтерского учета.
Были проанализированыконтинентальное и англо-американо- голландская модели бухгалтерского учета ивыявлена, наиболее приемлемая к российской практике бухгалтерского учета,германская модель.
— проведено исследованиеметодом сравнительного анализа способов перенесения стоимости основных средствнематериальных активов на себестоимость продукции.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод:
К нормативной базебухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивныхдокументов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление вфонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятсяправовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений вфонды и налоги.
В России продолжаетсяработа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетностиво исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности, утвержденной ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.
Цель преобразованийсистемы отечественного бухгалтерского учета — привести ее в соответствие стребованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерскойотчетности, — с требованиями, установленными международными стандартамифинансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета,которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырехуровней.
1 уровень — законодательныеакты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямоили косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень — стандарты(положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень — методическиерекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансовРФ и других ведомств;
4 уровень — рабочиедокументы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основы построениясистемы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета врыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом побухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации иПрезидентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.[13].
Список литературы
1. Конституция РФ, 12.12.1993г.
2. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. (с изменениями от 30.06.2003г.).
3. Положения по бухгалтерскому учету«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)(утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)
4. Положение по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом МинфинаРФ от 29 июля 1998 г. N 34н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000г.).
5. Положение по бухгалтерскому учету«Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.).
6. Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказомМинфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ4/99»).
7. Положение по бухгалтерскому учету«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностраннойвалюте» ПБУ 3/2000″ (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N2н).
8. Положение по бухгалтерскому учету«Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утв. приказомМинфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н с изм. и доп. от 30 марта 2001 г).
9. Положение по бухгалтерскому учету«Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27января 2000 г. N 11н).
10. Положение по бухгалтерскому учету«Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФот 16 октября 2000 г. N 92н)
11. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от31 октября 2000 г. N 94н, с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).
12. Решение Методологического советабухгалтерского при Минфине РФ от 15 мая 2003г. «О концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2004-2010г).
13. План мероприятий Министерствафинансов Российской Федерации на 2004 — 2007 годы по реализации Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу (утв. приказом Минфина России от 16 сентября 2004 г.№ 263).
14. Терехова В.А. Международные инациональные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. – СПБ.:Питер, 2003.
15. «Нормативная база бухгалтерскогоучета: Сборник официальных материалов», / Предисл. И сост. А. С. Бакаев, М.,«Бухгалтерский учет», 2003 г.
16. Стуков Л. С. «Реформирование системыбухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности», «Аудиторскиеведомости», № 3, 2003 г.
17. Правовые основы бухгалтерского иналогового учета, аудита в Российской Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. –М.: Юристъ, 2005.
18. Организация бухгалтерского учета напредприятии / Под ред. Спирина В. С.- М.: Финансы, 1997.- 309
Приложение А
ГлоссарийФинансовый учет Процесс генерации бухгалтерской информации, пользователи которой (акционеры, кредиторы, партнеры, клиенты, банки, государственные органы) непосредственно не относятся к данной организации; эта информация результируется в финансовой отчетности организации; для финансового учета характерны использование системы двойной бухгалтерии, соблюдение общепринятых принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом. План счетов Счётный план, система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. Учетная политика Выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности) в соответствии с особенностями его хозяйственной деятельности и применяемая им на постоянной основе в течение отчетного периода. Нормативный акт Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Налог Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например акциз), увеличивающие цену товара. Постановление В конституционном праве один из видов нормативных актов, принимаемых высшими органами государственной власти. Стандарт Нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации Организация Разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил; Хозяйственная деятельность Деятельность граждан, предусматривающая создание предприятий и организаций по производству, реализации и приобретению товаров. Аналитический учет Система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; предназначается для оперативного руководства хозяйством и составления отчётности; строится по каждому синтетическому счёту в отдельности.
Приложение Б
Допущения и требованияв ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
Требования
Допущения 1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты). 1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. 2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности). 2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности. 3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). 3. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности. 4. Отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). 4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. 5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
приложения
Приложение В
Обзор изменений внормативном регулировании бухгалтерского учета, вступивших в силу с 1 января2009 года
Дата создания:12.01.2009
В течение прошедшего2008 года Минфином России были утверждены несколько новых Положений побухгалтерскому учету, большинство которых являются новыми редакциями ранеедействовавших Положений, а некоторые ПБУ — регулятивы совершенно новые.Предлагаем вашему вниманию табличный обзор изменений в нормативномрегулировании бухгалтерского учета, вступивших в силу с 1 января 2009 года.
Содержание статьи:
ПБУ 11/2008«Информация о связанных сторонах» »»
ПБУ 1/2008«Учетная политика организаций» »»
ПБУ 21/2008«Изменения оценочных значений» »»
ПБУ 15/2008 «Учетрасходов по займам и кредитам» »»
ПБУ 2/2008 «Учетдоговоров строительного подряда»
ПБУ 2/2008 «Учетдоговоров строительного подряда»
(утв. приказом МинфинаРоссии 24.10.2008 № 116н)
Кто применяет:
юридические лица (заисключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) — подрядчики/субподрядчики по договорам строительного подряда: долгосрочным (сдлительностью выполнения более 1 отчетного года), а также договорам, срокначала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 1 ПБУ2/2008);
стороны договоровоказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования встроительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, навыполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основныхсредств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановлениеокружающей среды: долгосрочных (с длительностью выполнения более 1 отчетногогода), а также договоров, срок начала и окончания которых приходятся на разныеотчетные годы (п. 2 ПБУ 2/2008).
Применяется, начиная сбухгалтерской отчетности 2009 года (п. 2 приказа Минфина России 24.10.2008 №116н). Что меняется Новый порядок Ссылка на нормативный документ Предмет регулирования Установлено, что предметом регулирования ПБУ 2/2008 является порядок формирования и раскрытия в бухгалтерском учете организаций-подрядчиков (субподрядчиков) информации о доходах, расходах и финансовых результатах, связанных с исполнением договоров строительного подряда. п. 1, 2 ПБУ 2/2008 Объект бухгалтерского учета
Изменено содержание термина «отдельный договор» как объекта учета.
Под отдельным договором понимается:
строительство отдельного объекта (в рамках строительства комплекса объектов по одному договору и по единому проекту для одного или нескольких заказчиков) — при условии, что на строительство каждого объекта имеется техническая документация и по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы;
договоры (два и более), заключенные организацией с одним или несколькими заказчиками — при условии, что эти договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам, и они исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим);
дополнительный объект строительства (дополнительные работы), внесенные в техническую документацию по уже исполняемому договору — если такой объект по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором и/или цена его строительства определена в дополнительной смете. п. 4-6 ПБУ 2/2008 Группировка и признание расходов по договору Изменена группировка расходов подрядных организаций. Они подразделяются на прямые, косвенные и не относящиеся к строительной деятельности. п. 11, 16 ПБУ 2/2008 Состав и принятие к учету прямых расходов
Уточнен и расширен состав прямых расходов. В него включаются расходы, связанные непосредственно с исполнением договора, в том числе:
фактически понесенные расходы;
предвиденные (ожидаемые неизбежные) расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора. При этом:
расходы по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.п. — могут приниматься к учету по мере их возникновения;
расходы на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п., которые могут быть достоверно определены — могут приниматься к учету путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов;
расходы, связанные непосредственно с подготовкой и подписанием договора, понесенные до даты его подписания (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т.п.) — если они могут быть достоверно определены и в отчетном периоде их возникновения существует вероятность подписания договора.
Прямые расходы по договору могут быть уменьшены на величину доходов, полученных при исполнении других видов договоров и не связанные непосредственно с исполнением договора. Такими доходами могут быть: доходы от продажи излишков строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;
доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам временно не используемые для исполнения договора строительные машины и оборудование. п. 12, 15 ПБУ 2/2008 Состав и принятие к учету косвенных расходов
Установлено, что в состав косвенных расходов включается часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор.
Способы распределения косвенных расходов между договорами (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок) определяются организацией самостоятельно, закрепляются в учетной политике и применяются систематически и последовательно. п. 13 ПБУ 2/2008 Состав и принятие к учету прочих расходов
В состав прочих расходов включаются:
расходы, не относящиеся к строительной деятельности, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (расходы на НИОКР, расходы на общее управление организацией и пр.);
расходы, связанные непосредственно с подготовкой и подписанием договора (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т.п.) — если не выполнены условия, необходимые для включения таких расходов в состав прямых. Принимаются к учету в периоде возникновения. п. 14, 15 ПБУ 2/2008 Способы признания финансового результата
Установлено, что основным способом признания финансового результата является способ «по мере готовности». При этом финансовый результат (прибыль и убыток) по договору определяется организацией самостоятельно согласно установленным ПБУ 2/2008 критериям и зависит от степени достоверности определения финансового результата:
если финансовый результат может быть достоверно определен на отчетную дату — он признается способом «по мере готовности». При его применении выручка и расходы по договору определяются в зависимости от степени завершенности работ и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех отчетных периодах, в которых они были выполнены независимо от предъявления их к оплате заказчику по графику, предусмотренному договором строительного подряда;
если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетном периоде невозможно, но есть вероятность возмещения расходов по договору — выручка признается в отчете о прибылях и убытках в размере, равном сумме понесенных и возможных к возмещению расходов. При этом расходы, вероятность возмещения которых отсутствует, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода;
если существует неопределенность в достоверном определении финансового результата (обусловленном, например, неопределенностью в поступлении предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей) — ожидаемый убыток признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору. При устранении неопределенности в достоверном определении финансового результата выручка по договору и расходы по договору признаются методом «по мере готовности». п. 17-19, 23 ПБУ 2/2008