А. А. Сушкова Преподавание православной культуры в школе помогает решить главную образовательную цель: воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа

Использование межпредметных связей на уроках православной культуры как одно из средств воспитания духовно – нравственной творческой личности.А.А.Сушкова Преподавание православной культуры в школе помогает решить главную образовательную цель: воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа. Выбирая формы работы на уроках православной культуры, я всегда ставила цель: воспитание нравственности через развитие творческих способностей детей. Восприятие духовных образов, по – моему убеждению, обязательно должно прийти к ребенку через творческое образное сопереживание и соприкосновение с предметами культуры. Неоценимую помощь в достижении положительных результатов воспитания оказывают межпредметные связи на уроках православной культуры. С помощью  МПС закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем действительности. Чаще всего на уроках с целью организации я использую музыкальный материал. Музыка – пища для души. Музыка затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух. Гармонизация и активизация вливается в жизнь человека под действием звуков. На уроках православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на: выстраивания ритма всего урока или части; создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном); подготовку к восприятию определенного рода учебного материала; оформление музыкой стихотворной информации и тд. Личностные переживания души рождает фоновая музыка (сопроводительная). Иллюстративная музыка на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Её на уроке уместно использовать при показе тематических слайдов; в ходе просмотра кинозарисовок; во время беседы на любую тему. Прослушивая церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси. Творческое переосмысление музыкальных произведений идет через разучивание песен. Дети любят исполнять народные календарные обрядовые песни, особенно если исполнение сопровождается движениями. Музыка для рефлексии, применяемая мною на уроках православной культуры, организует лучше любых наставлений, ритмизирует обучение. Одним из самых сильных приемов обучения и воспитания – использование силы изобразительного искусства. Способность ребенка мыслить образами помогает подключить к процессу познания и воспитания духовные качества на основе образов красоты. Знакомя детей с основами православной культуры, на уроках я стараюсь научить видеть их вокруг себя красоту: в красках, звуках, природе, мире. Объекты прекрасного созерцания для глаз ребята находят в подборах картин великих художников. Через любование этими шедеврами дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи. Восприятие мира Творца выливается в образы. Вместе с ребятами на каждом уроке рисуем то, что они услышали, поняли. При объяснении нового материала на уроках в тетрадях детей появляется опорно-смысловой рисунок. Это так называемая семантико-семиотическая интерпретация учебных текстов. Результатом такой интерпретации становится личностный образовательный продукт, представленный в виде загадок, логических цепочек, листков опорных сигналов. Происходит одновременное воздействие не только на долговременную память, но и на развитие всех сфер личности человека. Развитие творческих художественных способностей, воображения идет в процессе выполнения творческого рисунка, который выполняется в соответствии с темой изучаемого материала. Рисование – любимое домашнее задание. Дети составляют «кинематографические ленты», иллюстрации к учебнику, истории Библии. Обязательно провожу анализ работы детей (оценивание всегда только положительное). С увлечением дети приступают к коллективному общему панно, изготовленного в различных техниках по темам: «Красота Божьего мира», « Широкая Масленица» и др. Решая проблему воспитания творческой духовной личности, в урок православной культуры я включает разделы технического труда. Изучая православные обряды, традиции, быт, ученики получают возможность прикоснуться к духовности через изготовление изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Наша фантазия воплощается в изделиях из природных материалов, пластилина, бумаги, соленого теста. Подготовка к празднику «Рождество» сопровождается изготовлением игрушек для рождественской ели, подарков родным. Вместе с родителями, по давней русской традиции, ребята изготовляют «Рождественский вертеп». На уроках по темам «Ангел-хранитель», «Добрые и злые люди» присутствует творческое изготовление ангелочков в технике бумагопластика, объемная аппликация, квиллинг. Интегрированный урок по теме «Благовещение» выстроен в создании образа птицы. Домашнее задание варьирует от творческих предпосылок детей: изготовление жаворонков из печеного или соленого теста, пластилина, глины, бумаги. Своими умелыми руками к празднику Пасхи ребята создают яйца-писанки, «своеобразные письма к Богу». В народе существует поверье, что человек, расписывающий пасхальные яйца, обязательно должен быть светлым душой, добрым, уравновешенным. В связи с возрождением такой традиции проводится серия уроков. Дети выполняют сувениры, эскизы росписи пасхальных яиц, пасхальные натюрморты. Уроки, на которых дети узнают о древних народных обычаях и обрядах, позволяют эмоционально приобщиться к истории народа, дают возможность оценить цельность народной эстетики. Работы ребят по декоративно – прикладному творчеству постоянно являются украшением выставок, дают наслаждение душе. Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы наследие духовной культуры прошло через понимание ребенком собственной души, поступков. Особая тесная связь уроков православной культуры с литературой. Литературному творчеству мы учимся с ребятами постепенно. Приступая к работе, я стараюсь заинтересовать детей, вводя в урок элементы занимательность. В качестве разминки используются на уроке игры: «Предметы историй Библии», «Имена», «Третий лишний», «Третий не лишний», «Энциклопедическая строка» и др. Интересны детям литературоведческие разминки: «Пантомима», «Перевертыши», вопросы-шутки. На уроке предлагаются детям задания эвристического характера: ролевые игры, конкурсы, ребусы. В качестве рефлексии на уроках пробуем использовать синквейн. Обязательно стараюсь провести на уроке работу с поговорками. Вместе с детьми составляем акростихи, белые стихи, небольшие четверостишия, позже появляются собственные поэтические произведения. Выполняя такие задания, дети приучаются нестандартно мыслить, формулировать вопросы, рассчитывают на собственные силы, воспринимая себя как творчески одаренных исследователей. Поэзия, обращая наш взор к возвышенному, чистому, незаметно учит нас делать правильный выбор. Там, где отмечается совпадение ритма стиха с ритмами нашего существования, поэзия сопровождает нас по жизни, направляя и корректируя поступки. Самовыражение ребенка в творческом создании произведений литературы – одна из ступеней в душевном подъеме личности по лестнице благочестия. Здесь ребенок выступает не только носителем православного воспитания в традициях Руси, но и созидателем духовно – нравственной культуры. Введение в структуру урока православной культуры межпредметных знаний различных областей наук позволяет развивать творческие способности учащихся, в их взаимодействии с жизнью человека его духовным миром, природой, поисками и утверждениями национальных и общечеловеческих идеалов добра и красоты.