Формы организации физического воспитания школьников

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИИ СПОРТА
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ,ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Факультет олимпийского ипрофессионального спорта
Кафедра теории физическоговоспитания, олимпийского спорта и образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Теория и методикафизического воспитания
Тема: Формы организации физическоговоспитания школьников
Донецк 2009

План
1.        Общаяхарактеристика форм организации физического воспитания школьников
2.        Урок физической культуры
3.        Физкультурно-оздоровительнаяработа в режиме дня
4.        Внеклассная работапо физическому воспитанию
Список литературы

1. Общаяхарактеристика форм организации физического воспитания школьников
Физическое воспитаниеучащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины«Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительнойи спортивной работы.
Урок физической культуры(по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формойфизического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные,воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасностижизнедеятельности детей в современных условиях.
Уроки физической культуры(учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная испортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собойединый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчиненобщей цели физического воспитания учащихся — формированию физическойкультуры личности.
Физическую культуруличности характеризуют:
Øмотивацияфизкультурных или спортивных занятий;
Øнеобходимыедля занятий знания, двигательные умения и навыки;
Øразносторонняяфизическая подготовленность;
Øактивноеучастие в физкультурной деятельности.
В результатеосуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельнойдвигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должнообеспечить биологическую потребность учащегося в движениях.
В типовой программе (см.список литературы) изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режимеучебного дня.
Содержание учебныхзанятий для основной и подготовительных медицинских групп изложено в разделе«Уроки физической культуры».
Оно включает в себя базовыйи вариативный компоненты.
К базовому компонентуотносится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений;двигательных умений и навыков; развития физических качеств.
Школа, независимо от еетипа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базовогокомпонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и другихиндивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточнаямасса тела, недостаточная физическая подготовленность).
Вариативный компонент — включает материал поразвитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчаетдифференцированный подход к решению задач физического воспитания.
Конкретное содержаниеиспользуемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель,проводящий урок физической культуры с учетом:
Øматериально-техническойбазы;
Øсвоихтворческих возможностей;
Øсостоянияздоровья, физической подготовленности учащихся;
Øинтересовзанимающихся;
Для допуска к занятиямфизической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не режеодного раза в год.
По результатамобследования они подразделяются на медицинские группы:
Øосновная- занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивнойсекции.
Øподготовительная- занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей ирекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия дляповышения уровня физической подготовленности.
Øспециальнаямедицинская группа — занятия проводятся по специальным программам,согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшимиспециальную подготовку.
В соответствии с ЗакономРБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятсяне менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другимивидами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.
2. Урок физическойкультуры
 
Общая характеристикаурока
Значение и задачи. Урок физической культуры — основнаяформа систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальнойзадачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных группправильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.
Значение урока физическойкультуры заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанныхоздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которыхобеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося,приобретение им правильных двигательных навыков, воспитаниеэмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннееразвитие его личности.
Содержание и структураурока физической культуры.
Содержание урокафизической культуры составляют физические упражнения, обусловленные программойдля каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельностиучащихся.
Существующая в настоящеевремя трехчастная структура предусматривает реализацию на уроках физическойкультуры физиологических, психических и педагогических закономерностей.
Это включение(постепенное) учащихся в основную деятельность; поддержание работоспособностина определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функциональногосостояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.
Следовательно,работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня:предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижениеработоспособности.
В соответствии с этим,уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной(подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинакововажное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровительные.Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.
Типовая структура урока:
Вводно-подготовительнаячасть (5-10мин)
Задачи: организовать учащихся, объяснитьзадачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной частиурока.
Содержание: строевые упражнения (построения,перестроения), ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности,общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя.
Основная часть(25-30 мин).
Задачи: изучение нового материала,повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения идвигательные умения и навыки), развитие физических качеств.
Содержание: ОРУ с предметами и без предметов,основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), акробатическиеупражнения, упражнения на осанку, высокоинтенсивные игры.
Заключительнаячасть (5-10 минут)
Задачи: постепенный переход из состоянияповышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников кпоследующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом,организованный переход к новым действиям.
Содержание: построение, интенсивная ходьба спостепенным замедлением, спокойные игры, дыхательные упражнения, слово учителяоб итогах и домашнем задании.
Деление урока на части относительно.Каждый урок — это единое целое, элементы которого находятся в теснойвзаимосвязи.
Типы уроков
В практике физическоговоспитания различают несколько типов уроков:
Øвводныйурок;
Øурокизучения нового материала;
Øурокзакрепления и совершенствования пройденного материала;
Øсмешанныйурок (комплексный);
Øконтрольныйурок.
Вводный урок: проводят в начале учебного года иличетверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников сзадачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебногоматериала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале,требования к ученикам, их спортивной одежде и др.
Урок изучения новогоматериала: основноевнимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на такомуроке не очень высокая.
Урок закрепления исовершенствованияпройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторениюизученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активностьочень высокая.
Смешанный урок (комплексный): совмещается изучениенового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболеехарактерен для физического воспитания младших школьников.
Контрольный урок: посвящается оценке успеваемостишкольников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти илипосле прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).
Виды уроков. В зависимости от использованиясредств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяютуроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.
Методы организацииучащихся на уроке.
При проведении уроков используютследующие методы организации:
Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когдаодно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведенииходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме,всем занимающимся.
Поточный способ — все выполняют упражнения«потоком», когда один занимающийся еще не закончил выполнениезадания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения спродвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе погимнастической скамейке).
При этом таких потоковможет быть 2-3.
Посменный способ заключается в том, что детивыполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные вэто время наблюдают за товарищами.
В начале обучения, когдаучитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняютсясменами по 2-3 человека.
По мере овладениядвижением количество детей в смене увеличивается.
Групповой способ — заключается в распределенииучеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новоеупражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомыеупражнения или играют. Затем дети меняются местами.
В процессе занятий можетбыть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийсясамостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целяхуточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуальнопо вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).
Использование каждого изуказанных методов организации учеников на занятии зависит от задач,поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возрастазанимающихся.
Наиболее целесообразнопри обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущеек повышению эффективности физкультурных занятий.
Характер физической ипсихической нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования.
Физическая нагрузка определяетсяпо динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степеньюнагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на20-25%, после ОРУ — не менее чем на 50%, после обучения основным движениям — неменее чем на 25%, после подвижной игры — до 70-90 и даже до 100%. В концезанятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20%превышает его.
Наглядно иллюстрируетсдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной осиоткладывается время в минутах, на вертикальной — прирост пульса в процентах.
Определение среднейчастоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующегоэффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путемсуммирования ЧСС по окончании вводной части, ОРУ, обучения основным движениям,подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количествозамеров.
Достижение такого уровнявозбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега,прыжков, подскоков, игр с мячом и др.
Физкультурное занятиевызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке ивносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна.При наличии признаков средней степени утомления у отдельных учеников, нагрузкуследует ограничить (уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные,удлинить отдых). Выраженные признаки утомления у большинства занимающихсяпоявляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае необходимоперестроить занятия таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровнюфизической подготовленности учеников.
Учитель по наличию истепени выраженности внешних признаков утомления может судить о предъявляемойфизической нагрузке и вносить в занятие необходимые коррективы.
Внешние признакиутомленияНаблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления Небольшая Средняя Цвет лица, шеи Небольшое покраснение Значительное покраснение Выражение лица Спокойное Напряженное Потоотделение на лице Незначительное Выраженное Дыхание Несколько учащенное, ровное Резко учащенное Движения Бодрые, движения выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей двигательное возбуждение, у других заторможенность Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания
Важным требованием,предъявляемым к организации физкультурного занятия, является индивидуализациянагрузки. Она должна осуществляться с учетом уровня двигательнойподготовленности ученика, состояния здоровья и физического развития, типавысшей нервной деятельности.
Уровень двигательнойподготовленности определяется учителем в течение года.
При проведениифизкультурного занятия с детьми младшего школьного возраста требуется наиболеецелесообразное чередование нагрузки и отдыха.
Отдых в процессе занятийможет быть активным и пассивным. Активный отдых предполагаетпереключение предыдущей деятельности, вызвавшей утомление, на другую.
Пассивный — характеренотносительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.
Смена деятельностиученика, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительныхпроцессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.
Таким образом,органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановленияопределяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.
3. Физкультурно-оздоровительнаяработа в режиме дня
Физкультурно-оздоровительнаяработа в режиме учебного дня является неотъемлемой частьюфизическоговоспитания школьников
Основные ее формыорганично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся.
Гимнастика до учебныхзанятий
Каждый школьный деньнеобходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений.
При проведении гимнастикидо учебных занятий решаются следующие задачи:
Øсоздатьпсихологический настрой на предстоящую учебную деятельность (способствоватьорганизованному началу дня);
Øускоритьвхождение организма в активную учебную работу;
Øобеспечитьоздоровительный и закаливающий эффект;
Øформироватьправильную осанку;
Øформироватьпривычку систематически заниматься физическими упражнениями.
Комплексы гимнастики дозанятий включают 6-8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности:для осанки (упражнения типа потягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышцтуловища, нижних конечностей, на внимание.
При подборе этихупражнений исходят из следующего: давать отдых мышцам только что работавшим ивключать в упражнения новые группы мышц, чередуя напряжение с расслаблением,сгибание с выпрямлением.
Начинать гимнастику дозанятий следует с ходьбы или если есть возможность, то с легкой пробежки.
Заканчивают — подскокамиили бегом с последующим переходом на ходьбу.
Комплексы целесообразноменять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения илиусложнить за счет комбинирования «старых»).
Гимнастика до учебныхзанятий проводится на открытых площадках, спортивных залах, проветриваемыхпомещениях в облегченной одежде.
Если нет необходимыхусловий для проведения гимнастики в школе (см. выше), то упражнения комплексовразучиваются на уроках физической культуры и рекомендуются детям длясамостоятельного выполнения дома с помощью родителей.
В этом случае учительдолжен подготовить родителей к организации в домашних условиях занятийфизическими упражнениями в домашних условиях и к оказанию помощи своемуребенку.
Физкультурные паузы вовремя уроков
Проводятсянепосредственно на уроках как необходимый кратковременный отдых, которыйснимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.Физкультурные паузы являются обязательными для всех классовначальной школы.
При проведениифизкультурных пауз решаются следующие задачи:
Øснятьпсихическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности;
Øпрофилактиканарушений осанки;
Øвозбудитьу учеников интерес к занятиям физическими упражнениями;
Øсформироватьпростейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;
Øсформироватьпервоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Физкультурные паузыначинаются при первых признаках утомления у учеников — нарушение внимания,беспокойное поведение.
До начала проведенияфизкультурной паузы следует открыть окна или форточки.
Комплекс физкультурнойпаузы включает, как правило, 3-4 упражнения для различных мышечных групп, оченьпростых. Доступных, проводимых в течение 1,5-3 минут.
Первое упражнение вкомплексе — типа «потягивание» — выпрямляет позвоночник и расправляет груднуюклетку.
Второе — для мышц ног.
Третье— длятуловища.
Четвертое — специальные:для глаз, кистей рук, пальцев рук и т.п.
Выполняются физкультурныепаузы в проходах между партами. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобыпри выполнении упражнений ученики не мешали друг другу.
Комплексы физкультурныхпауз проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха.
Смена комплексов — 1 разв неделю.
Физические упражненияи подвижные игры на удлиненных переменах
Организуются учителямифизической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьегоурока. Рекомендуются для проведения в младших и средних классах.
Во время занятийфизическими упражнениями и подвижными играми на переменах решаются следующиезадачи:
Øсоздатьусловия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
Øвключитьдетей в активную двигательную деятельность;
Øнаправленностьдвигательной активности учеников в соответствии с принципами физическоговоспитания;
Øрешатьзадачи оздоровительной направленности;
Øформироватьи развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
Øобучитьучащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям.
Подвижная переменапроводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся кобязательному выполнению намеченных упражнений и игр.
Не следует начинатьперемену с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбратьупражнения или игры (только в этом случае подвижная перемена оправдывает своеназначение). Руководит подвижной переменой — учитель при активной помощистаршеклассников. На перемене не следует копировать организационную формупостроения урока физической культуры. Перемена — это прежде всего отдых дляучеников — исключаются команды, высокая степень заорганизованности.
При проведении подвижныхигр и физических упражнений на перемене надо следить за правильнымраспределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдаетсяопределенная последовательность упражнений: в начале мало интенсивные(разминочные) упражнения и игры, затем — более динамичная нагрузка и к концуперемены — постепенное снижение нагрузки.
Содержание данной формыфизкультурно-оздоровительной работы в режиме дня составляют различные подвижныеигры и игры с элементами спортивных; гимнастические упражнения на снарядах;бег, прыжки, метания; зимой — катание на лыжах, коньках, санках, игры спостройками из снега и др.
Игры и упражнения вовремя больших перемен надо проводить на открытом воздухе, что способствуетзакаливанию и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий(дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся в помещение школы и проводятсяв хорошо проветренных коридорах и рекреациях. Подвижные перемены проводятся втечение 30-50 минут.
Ежедневныефизкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
Проводятся в I классах, работающих в режимедетского дошкольного учреждения, учителем начальных классов или воспитателемгруппы продленного дня, и рекомендуются для проведения в II-IV классах.
На таких занятияхрешаются следующие задачи:
–          создать условиядля развлечения и физической разрядки детей;
–          добитьсяоздоровительного эффекта;
–          совершенствоватьдвигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры;
–          вызвать изакрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.
В содержание спортивногочаса включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физическойкультуры:
–   упражнения с большими и малымимячами;
–   разновидности бега;
–   разновидности прыжков;
–   метания;
–   игры (не более 2-3);
–   простейшие соревнования (в беге,прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме;
–   спортивные развлечения и аттракционы(самокат, велосипед, боччо [наброс колец на щит со штырями], зимой — лыжи,коньки, хоккей и т.д., проводимые в игровой форме.
Спортивный час проводитсяв свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой характер, темне менее он требует определенной организации.
В настоящее время впрактике школы спортивный час обычно проводят в форме урока.
 
4. Внеклассная работапо физическому воспитанию
К внеклассной работе вшколе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивнаяработа. Основными задачами внеклассной работы является:
–     удовлетворениепотребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию;дать возможность проявить им свой физический потенциал в различного родасоревнованиях.
Основные формыорганизации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы:
1.   Кружки физической культуры (кружки по общей физическойподготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности иприобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружкиработают на протяжении всего учебного года. Занятия проводят 1-2 раза в неделюпо 45-60 минут под руководством инструкторов-общественников из числа учителей,старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различныефизические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты,оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того в кружкахпроводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Дняхздоровья, показательных выступлениях.
2.   Кружки по подготовке к сдаче нормативов ФОК РБ. Задача — подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса(например, в ходьбе на лыжах). Такой кружок организуется за 1-1,5 месяца до проведениясоревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, авместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например,лыжи — легкая атлетика). Кружок работает 2-3 раза в неделю по 45-60 минут,занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основномупражнения и нормативы Комплекса.
3.   Спортивные секции по видам спорта. Решают задачиспециализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованияхпо этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры повидам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШпо виду спорта.
4.   Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся всоответствии с положением и программой соревнований. Для участияв соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которойтак же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. Сучащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по подвижнымиграм, лыжам, легкой атлетики, конькам, гимнастике. В настоящее время дляучащихся младшего школьного возраста широко практикуется проведение такихсоревнований, как «Смелые и ловкие» (по программе ФОК РБ), «Веселые старты»(соревнования по подвижным играм), «Спортландия» (соревнования по основнымразделам школьной программы).
5.   Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья;физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовыемероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внекласснойфизкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.
Непосредственноеруководство по проведению мероприятий осуществляют учителя начальных классов,координирует их работу и несет ответственность за нее — директор школы.
В организации ипроведении таких мероприятий обязательно участвует родительский комитет,учащиеся старших классов.

Список литературы
1.   Программы 12-летней общеобразовательнойшколы (с русским языком обучения). — Министерство образования РБ, 2000 г.
2.   Варавко В.Д., Пузина И.И. Урокифизической культуры в подготовительном классе. — Мн. УП «ИВЦ Минфина», 2002. — 95с.
3.   Ломейко В.Ф. Развитие двигательныхкачеств на уроках физической культуры в I-X классах. — Мн.:Народная асвета, 1980.
4.   Глазырина Л.Д., Лапатик Т.А.Физическая культура: Учебник для 2-го класса. — Мн.: «Асар», 1996
5.   Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н.,Физическое воспитание в школе: Метод. Пособие. – Мн.: Тесей, 1988.
6.   Матвеев Л. П. Теория и методикафизической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС,1991.
7.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория иметодика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб.заведений. – М.: Академия,2001.