Роль прибыли

–PAGE_BREAK–           
2. Характеристика управления и   предпринимательской деятель-ности ООО «Импрод»
 
2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала    предприятия
 
Общество с ограниченной ответственностью «Импрод» (называемое в дальнейшем Общество) создано в соответствии с Гражданским Кодексом.
            ООО «Импрод» — предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
–            удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
–            организация соответствующего уровня обслуживания покупате-лей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение прибыли.
            Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товара-ми и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников. Обще-ство осуществляет следующие виды деятельности:
•           научная, производственная и коммерческая деятельность, связанная с соз-данием и освоением производства, изготовлением, ремонтом и реализацией оборудования, машин и механизмов для различных отраслей промышленно-сти, и торговли;
•           сервисное обслуживание и ремонт оборудования, машин и механизмов;
•           маркетинговая деятельность;
•           торгово-закупочная и посредническая деятельность;
•           разработка, изготовление и сбыт машин, оборудования, товаров народного потребления;
•           организация оптовой и розничной торговли, а также путем создания ком-мерческих и комиссионных магазинов в установленном законом порядке;
•           экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль об-щества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности по-сле возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмот-ренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент по кре-дитам банков и по облигациям. Образующаяся после этих расчетов прибыль остается в полном распоряжении общества, часть которой выделяется на раз-витие производства и общие нужды, а другая часть (дивиденды) может рас-пределяться по итогам работы за год между акционерами пропорционально их акциям. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год при-нимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.
В обществе может быть создан резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала, который формируется путем обязательных ежегод-ных отчислений до достижения указанного размера. Размер ежегодных от-числений не может быть менее 5% от суммы чистой прибыли до достижения фондом установленных размеров. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для выкупа акций общества в случае от-сутствия иных средств.
            Основным источником прибыли является прибыль от реализации про-дуктов питания. Кроме прибыли от реализации фирма получает прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Операционные доходы фирма получает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы – это местные на-логи, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев авто-транспортных средств, сбор на содержание милиции и др.

Влияние прибыли на финансовое состояние фирмы.
            Финансовое состояние фирмы характеризует размещение и использо-вание средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, опре-деляемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающими показателями.
            Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 1, 2).
            Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние пред-приятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными де-нежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
 
Таблица 1
Оценка платежеспособности Фирмы «Импрод»
Показатели     2001 г.             2002 г.             2003 г.
1.          Оборотные активы, тыс. руб.
в том числе:    10677   12564   18441
— запасы          5462     6944     11541
— НДС по приобретенным ценностям        758       854       767
— дебиторская задолженность          3125     3567     4791
— краткосрочные финансовые вложения    415       335       –
— денежные средства             917       864       1338
2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.           9865     11202   16688
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5) 0,14      0,11      0,08
4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ни-же 1,0)   0,45      0,43      0,37
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0)        1,08      1,12      1,10
 
            Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зави-сит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по акти-ву, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочны-ми обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения [19, с. 476].
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отноше-ние денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к кратко-срочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% пога-сить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности фирмы «Импрод» 0,14 – 0,08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить крат-косрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.
Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отноше-ние денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характери-зует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную про-дукцию, оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежу-точной ликвидности 0,45 – 0,37. Это говорит о том, что предприятие непла-тежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с де-биторами.
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости ООО «Импрод»
Показатели     2001 г.            2002 г.             2003 г.
1. Инвестированный капитал, тыс. руб.    15565   18709   29775
2. Собственный капитал, тыс. руб.             9865     11104   13086
3. Внеоборотные активы, тыс. руб.            8965     9740     11334
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.    1211     1364     1752
5. Оборотные активы, тыс. руб.      10667   12566   18441
6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов соб-ственными средствами (не ниже 0,5…0,8)       0,11             0,11      0,09
7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)     0,12      0,12      0,13
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5)             0,63      0,59      0,44
           
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов ООО «Импрод» финансируются за счет собственных источников (коэффици-ент обеспеченности оборотных активов в 2001 г. – 0,11; в   2002 г. – 0,11; в 2003 г. – 0,09).
           
2.2. Характеристика предпринимательской деятельности          предприятия
 
Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «Импрод» за 2001 – 2003гг. представлены в приложении 1.
По ООО «Импрод» за 2003 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сум-ма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. — пошла на покрытие убытков. В ре-зультате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Та-ким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только
не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате не-достачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.
            Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомо-билей.
            В 2003 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 1999 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
            Прибыль от реализации в 2003 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. полу-чена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, пе-рекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
            За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.
            В 2003 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход со-ставил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повы-шения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% –   12,43%).
            Абсолютный перерасход издержек обращения в 2000 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2003 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже заплани-рованного уровня на 0,07%.
            Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2003 г. по сравнению как с 2002 г., так и с 2001 г.
            В 2003 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.
            На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
            Издержки обращения за год по сравнению с 2002 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
            Кроме прибыли от реализации, фирма «Импрод» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.
            Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2003г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2001г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2003г. по сравнению с 2001 г. В сравнении с 2001 г., в 2002 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысил-ся на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с   2001 г. по 2003 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2003г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2002 г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2003 г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2002 г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.
 
2.3. Анализ формирования прибыли
 
Основными задачами анализа прибыли являются:
1.          Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
2.          Изучение структуры прибыли.
3.          Определение и изменение факторов формирования прибыли.
4.   Выявление резервов увеличения прибыли.
5.          Разработка прогнозных показателей прибыли.
Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и струк-туры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.
В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный пери-од необходимо определить следующие показатели:
1.          Отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверх-плановой прибыли или сумму недополученной прибыли;
2.          Определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фак-тической суммы прибыли к плановой;
3.          Определить фактический уровень рентабельности по отношению к то-варообороту и установить его отклонение от планового уровня;
4.          Изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.
5.          Объем реализации продукции может оказывать положительное и отри-цательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рента-бельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализа-ции происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорента-бельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорцио-нальной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующе-му росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли на-ходятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщатель-но исследуется состав внереализационных доходов и расходов.
В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полу-ченных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в со-ответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответст-венностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же де-тально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:
—           убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
—           недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
—           затраты по содержанию законсервированных объектов;
—           отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
—           некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стои-мости полученного металлолома, других материалов);
—           судебные издержки и арбитражные сборы и другое.
В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются кон-кретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обес-печении качества обслуживания населения.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1.          Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2.          Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3.          Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по исполь-зованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана   и выясняются причи-ны отклонения от плана по каждому источнику прибыли.
В фирме «Импрод» основным источником прибыли является прибыль от реализации.
Как показывают данные таблицы 3, план по балансовой прибыли пере-выполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных опера-ций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реа-лизации.
 
Таблица 3
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Импрод» за 2003г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатели     2002 г.             2003 г.             Изменения по сравнению
            Сум-ма           Уд. вес в бал. приб.   План    Факт.   С планом        С 2002 г.
3’>                                   сум-ма             структура, %   сум-ма             структура, %   В сумме           По уров-ню, %             В сумме           По уровню, %
Балансовая прибыль             3217     100       5784     100       7390     100       1606     —           4173     –
 Прибыль от реализа-ции     3496     108,6    6648     114,9    8184     110,7    1536     -4,2      4688     -6,32
Прибыль от внереализа-ционных операций         -279     -8,6      -864     -14,9    -793     -10,7    -38       0,05      -439             2,07
 
Из таблицы 3 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2003г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактиче-ский убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.
Если сравнивать 2003г. с 2002 г., то можно также выделить, прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2003г. убыток   по сравнению с 2002 г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.
 Анализ прибыли от реализации.
В фирме «Импрод» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществ-ляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения. Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
    продолжение
–PAGE_BREAK– 
Таблица 4
Анализ прибыли от реализации ООО «Импрод» (тыс. руб.)
Показатели     План    факт     % выполне-ния         отклонение (+;-)
            на 2003 г.        за 2003 г. 2’>                   
1. Товарооборот         181300             182842             100,85 1542
2. Валовой доход 4’>                                        
2.1. в сумме    22528   24070   106,84 1420
2.2. в % к обороту      12,43    13,16    105,87 0,73
3. Издержки обращения 4’>                                         
3.1. в сумме    15880   15886   100,04 6
3.2. в % к обороту      8,76      8,69      —           -0,07
4. Прибыль от реализации   6648     8184     133,63 1536
5. Рентабельность по прибыли от реализации, %            3,67      4,48      122,07 0,81
 
Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произош-ло отклонение от плана.
1.          За счет перевыполнения плана товарооборота
(1542´4,48%)¸100%= 69,1 т.р.
2.          За счет изменения валового дохода (182842´0,73%)¸100% = 1334,7 т.р.
3.          За счет экономии издержек обращения
(182842´0,07%)¸100%=127,2 т.р.
            Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения:
69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.
            Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2003 г. и плановой суммой прибыли.
8184 – 6648 = 1536 т.р.
2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отноше-ние фактической суммы прибыли за 2003 г. к плановой.
(8184¸6648)´100% = 133,63 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2003 г. по сравнению с 2002 г., как их разность 8184 – 3496 = 4688 т.р.
4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2003 г. к фактической сумме прибыли 2002 г.
(8184¸3496)´100 = 234,09%
5. Фактический уровень рентабельности за 2003 г., как отношение фактиче-ской прибыли к сумме товарооборота (8184¸182842)´100% = 4,48%
6. Плановый уровень рентабельности на 2003 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту (6648¸181300)´100% = 3,67%
            По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности 0,81% (4,48 – 3,67)
7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабель-ности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.
4,48 – 3,32 = 1,16%
            Уровень в 2003 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.
 
3. Управление прибылью предприятия
 
3.1.   Роль прибыли на предприятии
 
В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Прибылью (рентабельно-стью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный ис-точник финансирования экономического и социального развития; прибыль-ность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и про-грамм оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Дей-ствительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономиче-ские рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затра-ты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимо-связанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предпри-ятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не по-зволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потреби-телей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспо-собного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения тор-говой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Рознич-ные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной це-не товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, ком-мунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увели-чивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая при-быль.
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная полити-ка государства, развитие деятельности общественных организаций потреби-телей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, полити-ческая стабильность в государстве.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внут-ренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предпри-ятия.
Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи по-зволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных то-варных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарообо-рота позволит достичь нормального уровня прибыли.
Другим существенным фактором является применяемый порядок це-нообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерче-скую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации това-ров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только об-щая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и за-емными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает из-держки торгового предприятия.
Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразо-ванием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизмен-ной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима эконо-мии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относи-тельное снижение издержек обращения.
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соот-ношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компе-тенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К приме-ру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенци-альные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безуслов-ное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.
 
3.2. Оценка показателей рентабельности предприятия
 
            Коммерческая деятельность любой торговой организации должна со-относиться с экономическим принципом, который в общем виде определяет-ся достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потен-циала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, прово-димый с использованием ряда экономических показателей. При этом при-быль не может служить определяющим критерием для оценки эффективно-сти деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельно-сти, рассчитанных различными способами.
            Рассмотрим некоторые показатели рентабельности применительно к хозяйственной деятельности ООО «Импрод».
Рентабельность продаж.
            Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
            Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитиче-ские возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибы-ли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товаро-оборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансо-вой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятель-ности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собствен-ников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из приложения 2.
Как видно, что в 2002 г., что 2003 г., в связи с убытками от внереализа-ционных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчислен-ный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчислен-ный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответст-венно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2003г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализа-ции товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления яв-ляется определение размера той отдачи, которой добилась торговая органи-зация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его доста-точно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности   организа-ции. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инве-стированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитова-ния, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рента-бельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельно-сти розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «Импрод», можно назвать удов-летворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реали-зации товаров в 2003г. —   4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2002 г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рента-бельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выра-жаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к из-держкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации то-варов.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление та-ких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балан-совая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритет-ность видов деятельности предприятия (табл. 5).
 
Таблица 5
Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной     
  деятельности фирмы «Импрод» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель      2002 г.             2003 г.
Издержки обращения            9990     15886
Затраты предприятия           10906   16989
Прибыль от реализации       3496     8184
Балансовая прибыль             3217     7390
Рентабельность издержек обращения, %   34,99    51,52
Рентабельность текущих расходов, %         29,50    43,50
 
Сопоставив приложение 2 и таблицу 5, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2003г., что в   2002 г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабель-ность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабель-ность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельно-сти.
            Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ог-раничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных по-казателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
•           сопоставлением показателей предприятия с показателями других пред-приятий отрасли;
•           определения показателей за ряд лет;
•           сопоставление фактических и плановых показателей;
•           внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структур-ным подразделениям или по товарным группам);
•           сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального вари-анта при принятии управленческого решения.
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия харак-теризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показа-тель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем яв-ляется отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому пред-почтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величи-не.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.6).
Таблица 6
Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «Импрод»      (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель      2002 г.             2003 г.
Собственный капитал:
—           на начало года
—           на конец года            
9865
11104  
11104
13086
Средняя величина собственного капитала в течение года         10484,5            12095
Чистая прибыль         5194     2415
Рентабельность собственного капитала, %           49,54    19,97
 
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2003 году (19,97%) ниже, чем в 2002 г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изме-нилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2002 г.
Рентабельность используемых ресурсов.
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчис-ляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах дан-ного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаме-натель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает уни-версальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 7).
Таблица 7
Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы «Импрод»  
           (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель      2002 г.             2003 г.
Балансовая прибыль             3217     7390
Затраты на персонал             2940     3050
Численность работников     365       363
Рентабельность расходов на оплату труда, %       109,4    242,3
Прибыль на одного работника        8,8        20,4
 
Данные таблицы 7 показывают, что в 2003г. по сравнению с 2002 г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая при-быль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увели-чились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначи-тельным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рента-бельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза.
 
 
3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности
 
Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени на-селения. Экономической основой составления плана прибыли является:
—           запланированный объем и структура оборота;
—           задание на плановый период по приросту сети;
—           изменения в организационной структуре, ставках, тарифах, уровнях тор-говых надбавок и наценок и других условий расчета.
При планировании прибыли можно использовать:
—           прогноз рентабельности;
—           анализ ликвидности баланса;
—           оценку перекрытия ликвидности;
—           регрессное определение минимального оборота.
При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формиро-вания доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму при-были можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как про-изведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабель-ность деленное на 100.
Оценивая возможный уровень рентабельности можно соизмерить ве-личину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого опреде-ляют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и при-были. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделя-ются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амор-тизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая де-нежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.
На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образова-ния.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.
Прибыль от операций с тарой устанавливается с ориентировкой на фактически сложившиеся результаты и с учетом предстоящих изменений в товарообороте, его объеме и структуре.
Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплекто-вание заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них.
После определения плановых величин прибыли из отдельных источни-ков составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются и утвер-ждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.
Основными методами планирования в торговом предприятии являют-ся:
1.          Метод прямого счета. Прибыль планируется на основе предварительно спрогнозированного валовых доходов и издержек обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном плани-ровании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием мате-матических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.
2.          Экстраполяции на основе анализа показателей динамики и рентабель-ности и факторного анализа прибыли, и на основе установления тесноты свя-зей прибыли с соответствующими факторами с использованием математиче-ского уравнения гиперболы.
3.          Аналитический метод применяется для планирования прибыли на про-мышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте выпус-каемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позво-ляет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускае-мой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в це-лом.
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана пред-приятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объе-мом товарооборота и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие кор-рективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспече-ния рассчитанного размера прибыли.
Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относитель-ном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).
Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При техни-ко-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту и установ-ленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каж-дой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Де-ление общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту.
По тем товарным группам, которые имеют сложный внутригрупповой ассортимент, целесообразно вычислить размер средней торговой надбавки по каждой товарной группе.
Из суммы реализованных средств, полученных умножением товаро-оборота группы на средний уровень торговых надбавок, вычисляется сумма наценок предоставляемых:
—           поставщикам в связи со складской поставкой товаров, по которым не ус-тановлены оптово-сбытовые накидки;
—           поставщикам за фасовку товаров;
—           покупателям при мелкооптовом отпуске товаров.
Если в планируемом году структура товарооборота существенно не из-менится, и не предполагаются большие изменения в условиях закупки това-ров, то валовые доходы по плану могут определяться исходя из установлен-ного объема товарооборота на будущий год и среднего их уровня за текущий и прошлые годы, то есть экономико-статистическим методом.
Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от из-держек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. По-этому при планировании предприятия стремятся к получению оптимального размера издержек обращения.
Планируя издержки обращения, предприятие самостоятельно утвер-ждает план и доводит его до структурных подразделений. Планирование из-держек обращения имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.
При планировании руководствуются различными методами:
1.          С использованием технико-экономических нормативов.
2.          Экономико-математическое моделирование.
Технико-экономические нормативы применяются при определении за-трат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть: объем грузооборота на норму тарифов за погру-зоразгрузочные работы.
Вариантные расчеты при выполнении плана издержек обращения де-лятся на несколько вариантов расчетов, в основу которых берутся прогрес-сивные нормативы, и следует выбрать оптимальный вариант.
Экономико-математическое моделирование осуществляется с помо-щью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавлива-ются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и из-держками обращения, транспортными расходами и другими затратами.
План по издержкам обращения представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень издержек обраще-ния, а также сумму и уровень расходов по каждой статье издержек обраще-ния.
Планирование издержек обращения по отдельным статьям.
Статья «Транспортные расходы». Расходы по перевозке товаров – эти затраты исчисляются по видам перевозок железнодорожным транспортом, водным транспортом, автотранспортом. В основном перевозки осуществля-ются железнодорожным транспортом на условиях цены франко-станции на-значения. Торговые предприятия получают товары и оплачивают расходы только на разгрузку вагона на станции назначения и доставку их в магазины. Поэтому расходы по перевозке планируют только на ту часть товаров, кото-рые будут доставлены на условиях цены франко станции отправления.
Статья «Расходы на аренду помещений». Планируют исходя из размера площади арендованных помещений и ставок арендной платы.
Статья «Расходы по амортизации основных фондов». Исчисляют исхо-дя из их стоимости и норм амортизационных отчислений.
Статья «Расходы на оплату труда». В основу планирования берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность работников, ме-сячные оклады и на их основе фонд заработной платы.
Единый социальный налог является серьезным новаторством, вклю-ченным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 ян-варя 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд со-циального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мо-билизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Для налогоплательщиков – работодателей, за исключением организа-ций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, се-мейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традицион-ными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки налога (табл. 8).
Статья «Расходы на ремонт основных средств». Включает расходы на проведение всех видов ремонта основных производственных средств, в том числе расходов по ремонту арендованных основных средств. Для расчета со-ставляется смета расходов по ремонту основных средств.
При планировании предпочтительно делать прогноз на основе данных анализа предыдущих лет (особенно для организаций с простой организаци-онной структурой), этот способ прост, так как не требует отвлечения от рабо-ты специалистов для проведения более глубокого анализа каким-либо другим способом. Кроме того, при этом способе виден процесс развития предпри-ятия в динамике. Хотя есть и недостаток, в случае если в предыдущие годы были негативные моменты в деятельности организации, то и прогноз будет некачественен, и даже ошибочным.
Таблица 8
Ставки единого социального налога для налогоплательщиков-работодателей, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, за-нимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств
Налоговая
база на
каждое            Федеральный
бюджет          Фонд соци-
ального
страхования   Фонды обязательного меди-
цинского страхования          Итого
физическое
лицо нарас-
тающим
итогом с
начала
года    
 
             Российской
Федерации     Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования    Территори-
альные фон-
ды обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования  
 
 
1          2          3          4          5          6
До 280 000
рублей             20,0 процен-
та         3,2 процен-
та         0,8 процента   2,0 процен-
та         26,0 про-цен-
та
От 280 001
рубля до
600 000
рублей             56 000 руб-
лей + 7,9
процента с
суммы,
превы-
шающей
280 000
рублей             8 960 руб-
лей + 1,1
процента с
суммы,
превышаю-
щей
280 000
рублей             2 240 рублей +
0,5 процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей             5 600 руб-
лей + 0,5
процента с
суммы,
превы-
шающей
280 000
рублей             72 800 руб-
лей + 10,0
процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей
Свыше
600 000
рублей
 
            81 280
рублей +
2,0 процента
с суммы,
превышаю-
щей 600 000
рублей            12 480
рублей
 
 
            3 840
рублей
 
 
            7 200
рублей
 
 
            104 800 руб-
рублей +
2,0 про-цента
с суммы,
превышаю-
щей 600 000
рублей.
 
 
 
 
Прогнозирование товарооборота.
Прогнозирование товарооборота является главным показателем плана экономического и социального развития фирмы «Импрод». В 2003 г. товаро-оборот в фирме составил 182842 т. р. Он превысил товарооборот 2002 г. на 77584 т. р. (182842 – 105258).
Планирование товарооборота основывается на данных анализа его за ряд предшествующих лет. Из таблицы видно, что план товарооборота в фир-ме из года в год выполняется. В 2002 г. произошло перевыполнение плана на 4,13%, что составило в сумме 4173 т.р. (105258 – 101085). В 2003 г. фирмой был перевыполнен план на          1542 т.р. (182842 – 181300), что составило 0,85% перевыполнения плана.
Таблица 9
Анализ товарооборота фирмы «Импрод» за 2000-2003 гг.             
        (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Годы    товарооборот             % выполнения           отклонение (+;-)        темп роста
            план     факт 3’>                           
2000     98575   99081   100,51 506       –
2001    99131   99258   100,13 127       100,18
2002     101085             105258             104,13 4173     106,04
2003     181300             182842             100,85 1542     173,71
           
При планировании товарооборота в фирме используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2004 г. по товарам фирмы ожидается повышение цен в среднем на 28%.
            Так, темп прироста на 2004 г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый товарооборот составляет:
(182842х126,64%)¸100%=231551 т.р.
Сумма планируемого прироста: (182842х26,64%)¸100% = 48709,1 т.р.
 
Прогнозирование валового дохода.
Источником валового дохода фирмы «Импрод» является торговая над-бавка. Надбавка рассматривается как вид цены за услуги по реализации про-дукции, оказываемые фирмой.
Надбавка обеспечивает одинаковые условия реализации каждого това-ра. С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стои-мости товара и особым самостоятельным элементом цены. Особенность эта заключается в том, что здесь объединяются два различных по своему эконо-мическому значению элемента цены – затраты и чистый доход.
В 2003 г. сумма торговой надбавки в фирме составила 24070 т.р., при плане 27430 т.р. План не был выполнен на 2%, что составляет 360 т.р.
Планирование валового дохода – одна из важнейших стадий экономи-ческого обоснования финансового плана фирмы, определения чистой прибы-ли. Плановые расчеты валового дохода базируются на его анализе за предше-ствующий период.
Проведение анализа валового дохода проводят на основании              таблицы 3.
В 2003 г. фирма получила сверхплановых валовых доходов на 3360 т.р. (24070 – 22536), что явилось результатом воздействия среднего уровня вало-вого дохода на 0,73% (13,16 – 12,43).
Необходимо также определить влияние факторов на сумму валового дохода. Влияние перевыполнения плана на сумму валового дохода опреде-ляют умножением планового уровня валового дохода на величину перевы-полнения плана товарооборота: (12,43% х 1542) ¸100% =191,7 т.р.
            Влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму валово-го дохода: (0,73% х 182842) ¸100% = 1334,3 т.р.
            Сумма влияние двух факторов соответствует сумме отклонения факти-ческих доходов от плановых: 191,7 + 1334,3 = 1534 т.р.
Размер снижения уровня к 1999 г. 13,16 — 12,81 = 0,35
Темп снижения   0,35¸12,81 х 100% = 2,7%
Таблица 10
Расчет валового дохода от реализации в фирме «Импрод» на 2004 г.
Показатели     Сумма
1. Торговая надбавка, %      14,0
2. Планируемый товарооборот, тыс. руб. 231551
3. Сумма торговой надбавки, тыс. руб.      32417
4. Ставка НДС, %      9,09
5. Сумма НДС, тыс. руб.       2947
6. Валовой доход, тыс. руб. 29470
 
            Валовой доход фирма запланировала в сумме 29470 т.р., что составляет при этом 14%. Это выше среднего процента 2003 г. на 0,84% (14% – 13,16%). Сумма валового дохода 2003 г. ниже ожидаемой в 2004 г. на 8347 т.р. (29470 – 24070). Увеличение суммы валового дохода влияет на суммы прибыли.
 
Прогнозирование издержек обращения.
Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излиш-них расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслу-живания обойтись наименьшими потерями. Поэтому в фирме важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необ-ходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торго-вых надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы фир-мы.
Следующим этапом анализа является исследование состава издержек обращения. Каждую статью издержек обращения фирма тщательно анализи-рует. Фирма ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издер-жек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов фирма добива-ется за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Ис-пользование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.
Планирование по статьям издержек фирмы «Импрод»    представлено в приложении 3.                       
Планирование транспортных расходов производится фирмой «Им-прод» по составным элементам, видам транспорта. В фирме преобладают расходы по автоперевозкам. Для прогнозирования этих расходов использует-ся расчет транспортного грузооборота. Транспортный грузооборот заплани-рован в размере 15 тыс. р. при тарифе за перевозку 1 тонны груза 350 рублей. Таким образом, расходы за перевозку определяются путем умножения тари-фа за перевозку 1 тонны на транспортный грузооборот. Он составляет 5250 т. р. (350 х 15000).
В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписа-ние, в котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год. На 2004 г. изме-нений в штатном расписании не планируется. Руководство фирмы планирует повысить среднюю заработную плату работников на 60 руб. (760 – 700). Это приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 262 т. р. (3312 – 3050).
Расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря планируются по составным элементам. В 2004 году фирма плани-рует арендовать торговые павильоны и палатки на рынках города и районных центрах области для организации розничной торговли. Расходы на ремонт основных средств включают расходы на проведение всех видов ремонта ос-новных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных зданий. Их планирование основывается на составление сметы расходов по ремонту ос-новных средств.
Экономическое обоснование плана прибыли от реализации фирмы ООО «Импрод» на 2004 г. (табл. 11).
В 2004 г. ожидается увеличение прибыли от реализации до 15852 т. р. за счет увеличения объемов продаж на 48709 т.р., снижения издержек обра-щения на 2268 т.р., эффективной работы высоко квалифицированных спе-циалистов и работников фирмы.
Для определения коммерческо-финансовой эффективности работы фирмы используются коэффициент прибыльности продажи. Он определяется отношением суммы прибыли от реализации к товарообороту. В 2004г. пла-нируется повышение рентабельности на 2,37 % (6,85 – 4,48).
Таблица 11
Прогнозирование прибыли от реализации на 2004 г. (тыс. руб.)
Показатели     2003 г.             2004 г., план   отклонение (+;-)
1. Товарооборот        182842             231551             48709
2. Валовой доход
2.1. В сумме  
24070  
29470  
5400
2.2. В % к обороту     13,16    12,73    -0,43
3. Издержки обращения
3.1. В сумме  
15886  
13618  
-268
3.2. В % к обороту     8,69      5,88      -2,75
4. Прибыль от реализации   8184     15852   7668
5. Рентабельность продаж    4,48      6,85      2,37
 
Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоря-жении фирмы.
Валовая прибыль фирмы представляет собой сумму прибыли от реали-зации и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям. В 2004 г. ожидается увеличение суммы внереа-лизационных доходов до 148 т.р., т.е. на 77 т.р. (148 – 71). Планируется сдача в аренду еще 2 складских помещения. В то же время планируется снижение внереализационных расходов на 38 т.р. Прогнозирование прибыли остаю-щейся в распоряжении предприятия рассматривается в таблице 12.
Ожидается увеличение чистой прибыли в 2004 г. до 14885 т.р. Это на 7495 т.р. (14885 – 7390) больше чем в 2003 г. При этом налог на прибыль со-ставит 4467 т.р.
Рентабельность фирмы определяется отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала. В 2004 г. прогнозируется повыше-ние рентабельности фирмы «Импрод» до 4,50%, она вырастет по сравнению с отчетным годом на 1,66% (4,50 – 2,84). Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
Таблица 12
Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении фирмы        «Импрод» в 2004 г. (тыс. руб.)
Показатели     2003 г.             план на 2004 г.           отклонение (+;-)
    продолжение
–PAGE_BREAK–