Структура школьного курса экономики и методика его
преподавания
Поройко Л.И.
Переход
российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные
изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое
образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее
преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не
преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно
требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к
экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать
происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления
стало в нынешних условиях социальным заказом общества. В начале 90-х годов
изучение основ экономических знаний было рекомендовано общеобразовательным
школам России в качестве факультативного курса. Несмотря на короткие сроки,
школами накоплен значительный опыт в работе с новым учебным предметом, выявлены
основные проблемы, которые находятся в состоянии обсуждения или осмысления.
Сегодня можно констатировать, что российская школа миновала период
растерянности, вызванный введением новой учебной дисциплины и практически
полным отсутствием учителей, учебников и учебно-методической литературы.
Совместными усилиями вузовских работников, Министерства образования, различных
фондов и международных организаций, учителей-практиков российский рынок
образовательных услуг предлагает сегодня несколько десятков учебных программ по
курсу школьной экономики, изданы и издаются десятки учебников, учебных пособий
и методических рекомендаций.
Организация
экономического образования – длительный процесс, который потребует многолетнего
периода осмысления, подготовки и выработки программы действий в масштабе как
всей страны, так и отдельной школы. На начальном этапе недопустимо навязывание
шаблонов и унитарных программ, требуется время для апробации различных
вариантов и методов работы с детьми разных возрастных групп. В этой связи
Министерство образования не ставило своей целью ввести во всех школах России
единообразные программы и учебники; в качестве пробных, факультативных,
экспериментальных и т.п. рекомендовано большое их количество для различных
типов общеобразовательных учебных заведений. Обобщение опыта российских и
зарубежных специалистов позволило в 1996 г. рекомендовать школам России новую
программу “Современная экономика”, разработанную в четырех вариантах.
Экономическая
подготовка стала сегодня составной частью общего образования. Прежде всего это
нашло выражение в экономизации всех общеобразовательных дисциплин. Поскольку до
настоящего времени в стране отсутствовало специальное издание по проблемам
школьной экономики, то публикации по данной тематике вошли чуть ли не во все
периодические издания для школы. Экономические знания заняли прочное место в
школьных курсах “Экономика семьи”, “Экономика
сельскохозяйственного труда”, “Экономика фермерского хозяйства”.
Подобная тенденция характерна и для всех промышленно развитых стран мира.
Экономика как никакой иной объект изучения позволяет устанавливать
межпредметные и преемственные связи в экономической подготовке школьников.
Большинство
школ в стране более или менее успешно приступили к изучению экономики,
предпринимательства и бизнеса, как правило, на базе 9-11 классов
общеобразовательных школ. На этом уровне наибольшее распространение получил
учебник И.Липсица “Экономика без тайн”, для реализации и методического
обеспечения которого издано несколько пособий, в частности, “Экономика в
тестах и задачах” А.Мицкевича. Пособие позволяет использовать материал как
в классной, так и во внеклассной работе для проведения олимпиад, конкурсов,
использовать задания для школ с математическим уклоном.
В
российских школах широко применяется учебник “Прикладная экономика”,
изданный российским отделением Международного фонда “За выживание и
развитие человечества”. Программа экономического образования детей
разрабатывается в США с 1919 г., что позволило создать целый
учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, сборник заданий для
учащихся, книгу для учителя, материальное обеспечение деловых игр и
компьютерное обеспечение. На сегодняшний день ни один российский вариант учебников
и пособий не может характеризоваться такой степенью разработки и материального
обеспечения курса. Вместе с тем учебник не адаптирован к российской
действительности, игровые ситуации и практические задания часто не могут быть
использованы и объяснены российскими школьниками. Учебник, по сути, дает знания
по основам американской экономической системы и может быть с наибольшей
эффективностью использован в школах с углубленным изучением английского языка
как раздел страноведения. Сама идея, опыт создания учебно-методического
обеспечения для экономического образования школьников должна быть заимствована
и воплощена с учетом российской специфики.
Наконец,
в стране проявилась устойчивая тенденция к созданию сети образовательных
учреждений, которые поставили своей целью углубленное изучение экономики как
форму предпрофессиональной подготовки школьников. В многочисленных школах
бизнеса, менеджеров и т. п. читаются разнообразные курсы экономической
направленности, качество которых значительно отличается от уровня обычных школ,
поскольку специализированные и, как правило, коммерческие школы имеют
финансовые возможности для привлечения специалистов из высших учебных
заведений.
В
целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как
п о и с к о в а я на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного
экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы прежде
всего предполагает выделение основных целей изучения экономики, в т.ч. и
воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует
формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и
компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С
позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в
России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры
населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех
аспектах:
–
теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных
понятий;
–
практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;
–
этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той
или иной экономической системе.
Таким
образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об
экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы,
основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот
аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического
момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества.
Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для
культурного пространства России характерна ориентация на достижения и
стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало
той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется
подрастающее поколение в “смутное время” перехода к рынку.
В
этих условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования
имеет принципиальное методологическое значение, поскольку ставит задачу
целенаправленного воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за
школьной партой. На мой взгляд, стремление некоторых школ сделать акцент в
экономическом воспитании на подготовку будущих предпринимателей (во многих
школах читаются курсы “Предпринимательство и бизнес”, “Этика
предпринимательства”, “Основы предпринимательства и бизнеса”),
является ошибочным, т.к. такое количество предпринимателей стране просто не
нужно; по мнению специалистов, только 10% людей вообще имеют природные
способности для предпринимательской деятельности. По данным статистики, лица
наемного труда составляют в развитых странах мира 90% занятых, заработная плата
– основная форма дохода в рыночной экономике. Как представляется, главной
воспитательной задачей школьного курса должно стать не только формирование
экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу,
творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности,
способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием
требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не
развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный
характер.
Предметом
дискуссии остается вопрос о том, какие возрастные группы должны входить и
какова их нагрузка в системе непрерывного экономического образования с точки
зрения формирования теоретического, практического и этического аспектов
экономической культуры. Первоначальные экономические умения, первые
представления о потребностях и возможностях их удовлетворения начинают
складываться еще у детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание
начинается в семье, ее жизненный уклад дает первые представления о деньгах,
зарплате, именно здесь начинается этическое наполнение экономических категорий.
Психологи считают, что характер включения ребенка в экономическую подсистему
семьи формирует экономическое самосознание личности, представление о себе как
активном субъекте, агенте или простом соучастнике экономических событий. Именно
здесь, считают психологи, закладывается деление людей на предпринимателей и
будущих наемных работников. В 6-7 летнем возрасте дети могут объяснить около 25
экономических понятий, связанных с трудовым процессом. Очевидно, что школа не
должна оставаться безучастной к подобному обстоятельству и учитывать его в
своей практической деятельности. Подобный опыт уже имеется в школах области,
хотя в большей мере это коснулось школ с углубленным изучением экономики.
В
начальной школе изучение экономических явлений должно быть увязано с
возрастными особенностями этой группы, способностью детей воспринимать
конкретные понятия, т.е. опираться на конкретное мышление, учитывать детский
житейский экономический опыт. Значительная часть экономических знаний может
осваиваться на уроках математики, чтения, природоведения. Введение в эти
учебные дисциплины экономических терминов и простейших навыков экономического
поведения значительно повышает педагогическую эффективность начальной ступени школьного
образования.
Специальный
курс в начальной школе может быть обозначен как “Экономическая
азбука”. Познание основ экономических знаний на этом уровне должно идти
через игру, рисунок, экскурсию, экономические загадки и простейшие задачи. Дети
младшего возраста могут усвоить следующие категории: благосостояние и его
зависимость от качества труда, измерение затрат, рабочее время, организация
рабочего места, рациональные приемы организации труда, производительность
труда, разделение труда, значение природных богатств для человека, элементарные
представления о видах собственности, семейные доходы и расходы, способы
зарабатывания денег, производство, торговля, рынок, цена, деньги, банк и т.д.
Существуют
различные предложения по изучению основ экономики в 5-8 классах. Очевидно, что
мы не сможем обеспечить содержательную часть специального школьного предмета по
экономике с 1 по 11 классы включительно. Как мне представляется, на этом уровне
необходимо разработать специальные рекомендации по внедрению межпредметных
связей, которые сопровождались бы методиками проведения уроков по различным
дисциплинам с использованием экономического материала (т.н. интегрированных
уроков).
К
настоящему времени в наибольшей степени учебниками и пособиями обеспечены
старшие классы средней школы. Новая программа по “Современной
экономике” так же ориентирована на 9-11 классы. Мне кажется, что в системе
непрерывного экономического образования следует определить особое место 9 (8)
классов. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный
уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся покинет
школу и продолжит обучение в ПТУ, техникумах, альтернативных образовательных
учреждениях или 10-11 классах общеобразовательной школы. Таким образом, 9-й класс
занимает особое место в системе непрерывного экономического образования,
функцией которого становится получение базового образования, базовых
экономических знаний, которые станут основой для продолжения образования на
любом из уже названных уровней. Для 9-х классов должен быть выработан
соответствующий стандарт с таким содержательным наполнением, который
гарантирует как единообразие, так и обязательность для всех школ страны. Этот
уровень знаний может быть в общем обозначен как овладение простейшей экономической
грамотностью.
Обучение
в 10-11 классах общеобразовательных и специализированных школ позволяет перейти
от простейших истин экономической науки к формированию активной мыслительной
деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических
данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний.
В целом предлагаемая концепция и ее реализация позволили бы российской школе
сделать значительный шаг на пути к формированию современного экономического
образования.
Список литературы
Дробышев
М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный
экономический журнал. 1996. № 1.
Мицкевич
А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий
очерк// Росс.эконом.журнал.1993. № 1.
Райзберг
В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.
Романова
Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.
Полякова
В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bcetyt.ru