государственное регулирование

Содержание 1. Суть правового и административного регулирования экономики. Основные принципы и основы применения правового и административного регулирования экономики 2. Государственное регулирование баланса экспортно-импортных операций 3. Государственный заказ как система устойчивого развития 4. Список используемой литературы Суть правового и административного регулирования экономики.

Основные принципы и основы применения правового и административного регулирования экономики В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в

Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов –

от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств
ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство

выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.

Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. Существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести. При всем многообразии как тех, так и других методов специфика административных

методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея­тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического
выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбо­ра для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми. Опыт свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе кос­венных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с цен­трализованно управляемой экономикой,

где господствуют админист­ративные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах госу­дарственного регулирования с административных (прямых) на кос­венные методы. Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желатель­но, а необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической

безопасности общества и сохранения не­воспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных обще­национальных стандартов, направленных на сохранение здоровья, бе­зопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, соци­альные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически

не обоснова­ны и вторгаются в чужеродную для них область. Правовое регулирование экономики обеспечивается путем принятия законов и нормативно-законодательных актов. Кроме того, правовые методы воздействия регламентированы Указами Президента, нормативными актами правительства (декретами, постановлениями). Они также предусматривают разработку механизма их реализации и контроля.
Законы, законодательные и нормативные акты определяют объект и содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц за их невыполнение. Законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, а указы, нормативные акты – краткосрочного, оперативного. Изменения и дополнение к законам вносят соответствующими законодательными актами, постановлениями Верховной Рады Украины, постановлениями и декретами

Кабинета Министров. Например, исключительно важное значение для развития рыночных отношений и одновременного ограничения монополизма с целью развития здоровой конкуренции имеет разработка и постоянное совершенствование антимонопольного законодательства. Эту функцию выполняют государственные и общественные органы, задача которых состоит в поиске и определении в каждом конкретном случае оптимального соотношения уровней монополизации и конкуренции и разработке антимонопольных регуляторов.

Главные принципы антимонопольного регулирования деятельности субъектов хозяйствования определенные в Законах Украины “Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”, “О защите от недобросовестной конкуренции”. Законами запрещено следующее: ограничение или прекращение производства товаров, нужных рынку; навязывание контрагенту невыгодных нему условий сделки; отказ от сбыта или закупки, которые дискриминируют участников

хозяйственного оборота в случае отсутствия альтернативных источников снабжения или сбыта; навязывание гражданам мер принуждения продажи товара; нарушение порядка использование свободных цен или завышение государственных и верхней границы регулированных цен; нарушение объема сбыта или закупки, которые дискриминируют участников хозяйственного оборота в случае отсутствия альтернативных источников снабжение или сбыта товаров, услуг. Для государственного контроля за развитием конкуренции и ограничением монополистической
деятельности в Украине создан Антимонопольный комитет. Подобным образом государственным регулированием в части формирования правовой базы и государственным управлением экономикой охвачены все сферы экономической системы страны. Отличие состоит только в полноте или глубине охвата и воздействия на объект управления, поскольку не все отрасли и сферы экономики требуют равного вмешательства со стороны государства.

Следует отметить, что исполнительные и распорядительные функции относительно использования государственного имущества возложены на соответствующую разветвленную систему органов государственного управления. Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Административное регулирование предусматривает: использование системы государственных заказов и контрактов;

применение государством таких инструментов регулирования как санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, регламентирующих требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п Государственное административное регулирование объективно обусловлено тем, что не все сферы экономической системы охвачены саморегулирующимся рыночным механизмом, что предполагает в целях равномерного и всестороннего

развития постановку конкретных целей и разработку государственных программ, предполагающих развитие данных секторов экономики. В условиях переходной экономики административное регулирование направлено на создание соответствующих условий для саморегулирования. Административное регулирование целесообразно в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками посредством государственного регулирования цен.
Административный контроль, например, ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей. Регулирование экономики административными мерами эффективно тогда, когда направлено на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, использование лицензирования экспорта или государственный контроль импорта. Накопленный опыт в сфере государственного административного регулирования с большим эффектом использовали

страны с развитой рыночной экономикой, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы государственного регулирования рыночной экономики. Таким образом, административное регулирование – это управление объектом

на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывали содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства. В условиях формирования рыночных отношений необходима разработка действенных механизмов территориальных систем административного регулирования, которые бы обеспечивали сбалансированность

интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономического и социального развития. Речь идет о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединении региональных интересов с интересами предприятий общегосударственного подчинения, которые размещены на территории региона. Государство должно обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительства предприятий, которые завершают технологические циклы, выпускают конечную продукцию.
Реализовать такую программу можно как за счет средств общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов. Применительно к современным условиям экономической трансформации в Украине политика государства должна быть направлена на целостную систему государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов, а также систему прогнозирования и планирования экономического развития исходя из поставленных целей.

Государственное регулирование баланса экспортно-импортных операций Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений. Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.

Однако их центральными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе междуна4родного разделения труда? какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды? какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле? Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле.

Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Республики Казахстан и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на

активное участие в мировой торговле. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым

балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.

Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот

стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами – экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров.

На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.1

Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ.
А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине должно обеспечивать: защиту экономических интересов страны и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности создание одинаковых возможностей для субъектов внешнеэкономической деятельности в развитии всех видов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности; поощрение конкуренции

и ликвидацию монополизма в сфере внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическую деятельность в Украине регулируют с помощью: Законов Украины и предусмотренных ими актов таможенного (тарифного) и нетаможенного регулирования, которые выдают государственные органы Украины в границах их компетенции; экономических методов оперативного регулирования (валютно-финансовых, кредитных и других) в границах законов

Украины; решений негосударственных органов управления, которые принимают в соответствии с их уставными документами в границах законов Украины; договоров, заключенных субъектами ВЭД, которые не противоречат законам Украины. Методы регулирования внешней торговли можно разделить на следующие: тарифные (таможенные), которые основываются на использовании таможенных тарифов; нетарифные – квоты, лицензии, субсидии, демпинг и др. Тарифные методы по сути являются экономическими и действуют

через рыночный механизм, они направлены на удешевление экспорта, подорожание импорта и влияют на финансовые результаты деятельности участников внешнеэкономической деятельности. В области импорта к тарифным методам относятся не только таможенные тарифы, а и налоги и сборы за ввозимые товары, импортные депозиты и др. В области экспорта – это налоговые кредиты экспортерам, гарантии, субсидии, освобождение от налогов, предоставление финансовой помощи и т.п
Административными рычагами являются эмбарго (полный запрет внешнеэкономических операций), лицензирование, квотирование, специфические требования к товарам (упаковка, маркирование, добровольные ограничения экспорта, бюрократические осложнения таможенных процедур (внедрение повышенных требований к качеству, санитарных и других стандартов). Среди нетарифных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности важную роль играют валютные ограничения, то есть регламентации операций резидентов и нерезидентов с

валютными ценностями. Важным средством регулирования внешнеэкономической деятельности выступает система налогообложения. Цель и направления регулирования экспортно-импортных операций оговорены преимущественно в законодательстве о налоге на добавочную стоимость, акцизном сборе, таможенных пошлинах. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: 1. Верховная Рада Украины. В ее компетенцию входит: принятие, изменение, аннулирование законов; утверждение

главных направлений внешнеэкономической политики; утверждение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; заключение международных договоров; внедрение специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины; утверждение списка товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию или запрещен. 2. Кабинет Министров Украины: определяет методы внешнеэкономической политики

Украины; координирует деятельность министерств, государственных комитетов и ведомств относительно регулирования внешнеэкономической деятельности; координирует работу торговых представителей Украины в других государствах; принимает нормативные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности; ведет переговоры и заключает международные договоры; обеспечивает составление платежного баланса. 3. Национальный банк Украины: хранит и использует золотовалютный резерв
Украины; отстаивает интересы Украины в отношениях с центральными банками и другими финансово-кредитными учреждениями других государств и заключает с ними банковские сделки; регулирует курс национальной валюты относительно денежных единиц других государств; ведет учет и расчет за предоставленными и полученными государственными кредитами и долгами, проводит операции с централизованными валютными ресурсами и др. 4. Министерство внешнеэкономических связей и торговли

Украины: обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики в случае выхода субъектов внешнеэкономической деятельности на внешний рынок, координирует их деятельность; проводит контроль за соблюдением всеми субъектами внешнеэкономической деятельности действующих законов Украины и условий международных договоров Украины; принимает меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и др. 5. Государственное управление таможенного контроля

Украины проводит таможенный контроль в Украине. 6. Антимонопольный комитет Украины контролирует соблюдение субъектами внешнеэкономической деятельности антимонопольного законодательства. Одним из важных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности в части экономического регулирования внешней торговли выступает таможенный тариф – систематизированный перечень ставок таможенных тарифов, которыми обкладывают товары в случае импорта или экспорта из страны.

В Украине действует единый таможенный тариф, определенный соответствующим законом. Государственный заказ как система устойчивого развития Государственный заказ – это инструмент прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем, способ реализации общественных и государственных потребностей, концентрации и эффективного расходования государственных ресурсов, форма сотрудничества
государства и предприятий во время решения стратегических задач особой важности. Государственный заказ состоит в формировании на договорной основе состава и объемов продукции, необходимой для государственных потребностей; размещении государственных контрактов на ее поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности страны всех форм собственности. Государственный контракт – это договор, заключенный государственным заказчиком от лица государства

с исполнителем государственного заказа, в котором определенные экономические и правовые обязательства сторон и взаимоотношения заказчика и исполнителя. Контрактная система направлена на усиление государственной поддержки приоритетов, которые обеспечивают структурную перестройку, экономическую стабильность. Значение госзаказа довольно важно в экономике рыночного типа, так как с его помощью обеспечивается удовлетворение потребностей государства в определенных материальных и не материальных благах.

Госзаказ в условиях рынка выступает основой для добровольного соглашения между государством и предприятием. Такой подход дает возможность не только реализовать идею свободы для предприятий, а и ставит госзаказ в один ряд с рычагами государственного регулирования только экономического происхождения. Государственный заказ в условиях отечественной экономики отличается, от аналога в странах с развитой рыночной экономикой. Государство в лице уполномоченных

Кабинетом Министров Украины центральных органов государственной исполнительной власти обеспечивает потребности в товарах, роботах, услугах государственных органов управления, в сфере обороны, охраны общественного порядка, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, выполнение научно-технических разработок, создание и пополнение государственного резерва через государственные контракты. Механизм действия контрактной системы основывается на классификации заказов-контрактов по видам и сферами
хозяйственного применения. На основании этой классификации разрабатывают типичные формы контрактов, который лежат в основе переговоров между государственными ведомствами и предприятиями, во время которых определяют порядок формирования цены контракта, режим контроля за его соблюдением и корректированием в меру изменения внешних условий выполнение заказ. Развитие контрактной системы связано, прежде всего, с персонификацией ответственности.

Заказчиками по государственным контрактам являются министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти Украины, областные государственные администрации и учреждения, которые уполномочены Кабинетом Министров Украины заключать государственные контракты. Если претендентов на выполнение работ несколько, то исполнителей подбирают на конкурсной основе с целью выбрать наиболее эффективный проект, экономя государственные средства.

Государственные контракты финансируют из Государственного бюджета Украины и других источников. Исполнители государственных контрактов самостоятельно обеспечивают их выполнение материально-техническими ресурсами, за исключением специальных ресурсов, производство и потребление которых контролируют органы государственной исполнительной власти. Для предприятий, которые в соответствии с законодательством являются монополистами на рынке продукции,

государственный заказ обязателен. Взаимоотношения и ответственность обеих сторон обусловлены хозяйственными соглашениями. Государственные контракты обеспечивают предприятиям гарантированный сбыт продукции. С целью экономического стимулирования выполнения государственных заказов исполнителям могут быть предоставленные льготы относительно налога на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и прочие льготы. В индустриально развитых странах государственные контракты распространяются
на сферы с ограниченными возможностями освоения изобретений, новообразованные наукоемкие области, их также применяют для государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, стимулирование неприбыльных научно-исследовательских работ фундаментально-поискового характера. Независимо от типа контракта все они имеют единую структуру (разделы, общие принципы и положение). Контракты заключают на срок от 1 до 15 лет. По методами ценообразования контракты разделяют на такие

два типа: контракты “фиксированной цены” контракты “возмещение затрат производства”. Оба типа предусматривают получение прибыли предприятием-подстрочником. Однако в первом случае прибыль скрыта “ценой” договора, а во втором – его размер определен в виде специального вознаграждения. Эти типы контрактов объединяют в особую группу и называют поощрительными. Во время разработки этих контрактов механизм поощрения и наложение экономических санкций формируется

в зависимости от двух факторов: выполнение условий договора и коммерческого риска. В таких контрактах согласовывают четыре главных показателя: цену или затраты производства, норму прибыли, количественные и качественные показатели конечного продукта, условия и сроки поставок. Контракты поощрительного типа широко используют в тех областях науки и техники, где большая часть государственных капиталовложений и высокий коммерческий риск. По этим контрактам подрядчикам предоставляется большая

финансовая свобода и возможность поиска нетрадиционного решения научно-технической проблемы. Важным элементом экономического механизма контрактной системы является финансирование контрактов. Преимущественно используют два метода финансирования: метод “взвешенной доли участия подрядчика” метод, который применяют для расчетов за поставки сложной и новой технологии. Финансировать заказы-контракты можно путем субсидирования предприятий из средств госбюджета; мобилизации
средств предприятий в виде привлечения основного капитала; использование кредитов банков, дотаций, благотворных и целевых фондов. Цель централизованного финансирования госзаказов на контрактной основе – обеспечить предприятия необходимыми оборотными средствами. Список используемой литературы 1.Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» 2.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие.

М.: Маркетинг, 1997. 3.Киреев А.В Международная экономика М.1999г. 4.Линдерт . Экономика мирохозяйственных связей. М1998г. 5.Международный бизнес. Дэниэлс Дж Радеба Ли. М1998г. 6.Стровский В.И Внешнеэкономическая деятельность предприятия Москва 1996г. 7.Смирнов В.В Экспортно-импортные операции в международном бизнесе

М.1997 8.Конституция Украины 9.Таможенный кодекс Украины 10.Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2002 480с. 11.Фомичев В.И. Международная торговля. М. 1998г. 12.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. М1996г.