Монархия как форма правления

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН
 
1.  Понятие и сущность монархии
2.  Виды монархии
3.  Заключение
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬМОНАРХИИ
Монархия (гр. monarchia — единовластие) наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теориигосударства и права.  При монархической форме правления главой государстваявляется единоличный правитель — монарх; власть монарха, как правило, являетсяпожизненой и передается в порядкепрестолонаследия. Особая разновидностьмонархии — выборная (или избирательная), сочетающая элементымонархии и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главойгосударства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителеймонархических штатов, входящих в федерацию.
 Вотличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность исменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаководревними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплотьдо начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика — скорее исключением. Сначала прошлого времени соотношение неуклонно изменяется.  Сейчас ужеабсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (всееще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногдадаже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими всовременном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.
Центральнойфигурой для монархической формы правления является монарх — единоличныйглава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядкеделегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной ипередается по наследству. Во всех монархических странах монарх является позакону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разныхстранах монарх носит различные названия: король — в Великобритании,Испании, Дании, Швеции, Бельгии,султан — в Малайзии, Брунее, Омане,эмир — в Кувейте, ОАЭ, великий герцог — в Люксембурге, князь — в Лихтенштейне.
Однимиз основных элементов монархической системы правления является престолонаследие,означающее переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии)к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют триосновные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому,что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из кругапрестолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская системане исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтениемужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийскаясистема не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество вовсех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь приполном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В рядеарабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н.«клановая», когда наследника избирает правящая семья через семейныйсовет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).
Другимважным институтом монархической формы правления является регентство (отлат. regere — управлять) — временное коллегиальное (регентским советом)или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства вмонархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезниили временного отсутствия монарха.

2.ВИДЫ МОНАРХИЙ
Монархиякак форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков своюгибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современныхвысокоразвитых демократических государствах.
Сбольшими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархическойформы правления от ее зарождения до наших дней.  Исторически первой былараннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная,превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результатебуржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована изаменена монархией конституционной (также называемой ограниченной).Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: отдуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия являетсязаключительной стадией развития этого института.
Раннефеодальнаямонархия в настоящее время исчезла бесследно, поэтому мы не будем подробноостанавливаться на этом виде.
Сословно-представительнаямонархия также уже несуществует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки),закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляетсобой  принцип организации представительной власти, в соответствии с которымдепутаты представительных учреждений представляют не все население страны илиее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы — сословия,от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословноепредставительство было исторически первой системой представительства (вЗападной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХIIв.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в.,когда окончательно уступило место национальному представительству. Внастоящее время рудиментом сословного представительства является, например,Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личныедуховные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.
Всовременном мире сохраняются два исторических типа монархии — абсолютная иконституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше,существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха:дуалистической и парламентарноймонархии. Абсолютная монархия также существуетныне в двух формах — светской и теократической (Ватикан).
Итак, абсолютнаямонархия представляет собой разновидность монархической формы правления,характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полнотыгосударственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а такжедуховной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинскогоустава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответудать не должен”)… В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий:Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Внекоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги попереходу к конституционной монархии. В  частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ(в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, ав Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты(впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютногохарактера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, асоответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (вСаудовской Аравии конституцией страны официально считается коран),Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютныхмонархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством,а законодательную — при помощи разного рода законосовещательных органов(выборных или назначаемых) Законосовещательные органы — особая категориягосударственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрениезаконопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования ипроцедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.
Особуюразновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическаямонархия — особая форма организации государственной. власти, при которойпоследняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такоймонархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная исудебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемомуколлегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н.клерикальное государство.
Конституционная(ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которойвласть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательныйорган — парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная)монархиявпервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результатебуржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являютсят.н. контрассигнатура и цивильный лист.
Контрассигнатура(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главыправительства или министра, означающее, что юридическую и политическуюответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формальнообъясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за своидействия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средствоограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считатьмоментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в другихстранах.
Цивильныйлист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционныхмонархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждогоцарствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.
Дуалистическаямонархия являетсяисторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной.При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, номонарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически(в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширныевластные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данногогосударства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формальнодвойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется,как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризоватьформу правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. дофевральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).  Внастоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале,Малайзии.
Парламентарнаямонархия — болеепрогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, чтомонарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяетего большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правовогообычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монархаакты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарныхмонархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеетсколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарноймонархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому всоответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др.органов государства.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотряна то, что республика является исторически более прогрессивной формой правленияспор между ней и монархией в современном мире продолжается. В последние годыпроцесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов,не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многихрегионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия помонархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность ипреемственность политической власти, которой так не хватает многим молодымдемократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой тостепени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной навосстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национальногопримирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановленамонархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращениивласти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.  В отдельных случаях попыткивосстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классическийпример — провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Своимонархические движения существую во Франции, Италии, Греции и ряде другихстран.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1)   Хропанюк. В.Н.  “Теориягосударства и права”  Москва 1993г.
2)  “Общая теория права”  Учебник Москва 1993г.
3)  “Государственное право буржуазныхи освободившихся стран” 
       Учебник  Москва 1988г.
4)  “Общая теория права и государства” Учебник  Москва 1994г.  
5)  Государственное(конституционное) право. Справочнки. Под ред. В.И.Лафитского. — М., Юристъ.1995 г.
6) Иностранноеконституционное право. Под ред.В.В.Маклакова. М., Юристъ, 1996 г.
7). Государственное правобуржуазных и развивающихся стран. Учебник. — М., Юрид.лит., 1989 г.
8). Современныезарубежные конституции. М., МЮИ, 1992 г.