Неосновные способы производства

Неосновные способы производства

Ю.И.Семенов

Некоторые
неосновные способы производства были уже названы. Это крестьянско-общинный
способ производства, который в классовом обществе всегда существовал в качестве
составной части того или иного антагонистического способа производства
(основного варианта древнеполитарного способа производства, феодального способа
производства и т.п.), мелкобуржуазный и иные способы мелкого самостоятельного
хозяйства. К неосновным относятся все, кроме древнеполитарного, политарные
способы производства. В Средние века кроме феодального способа производства в
городах существовал купеческо-бюргерский способ производства.

Помимо
них существуют еще несколько неосновых способов производства, оформившихся на
стадии предклассового общества и существовавших во многих социоисторических
организмах классового общества.

Близким
к древнеполитарному способу производства был нобиларный (от лат. nobilis –
знатный) способ, который отличался от первого тем, что при нем каждому члену
эксплуататорской элиты выделялась определенная доля корпоративной
собственности, что часто вело к ее полному разделу. Нобиларная частная
собственность в отличие от политарной была корпоративно-персонализированной.

Другим
был доминарный (от лат. dominare – господствовать) способ производства. Суть
его заключается в том, что эксплуатируемый полностью работает в хозяйстве
эксплуататора. Этот способ выступает в пяти вариантах, которые часто являются и
его составными частями. В одном случае человек работает только за содержание
(кров, пища, одежда). Это – доминарно-приживалъческий, или просто
приживальческий подспособ эксплуатации (1). Нередко вступление женщины в такого
рода зависимость оформлялось через заключение брака. Это –
брако-приживалъчество (2). Человек мог работать за определенную плату. Этот
вариант можно назвать доминарно-наймитским, или просто наймитским (3). Человек
мог оказаться в чужом хозяйстве в качестве заложника или несостоятельного  должника. Это – доминарно-кабальный подспособ
(4). И наконец, еще одним является доминарно-рабовладельческий подспособ
эксплуатации (5). Рабство как вариант, составной элемент доминарно-го способа
(образа) эксплуатации качественно отличается от рабства как самостоятельного
способа производства. В литературе его обычно именуют домашним, или
патриархальным, рабством.

Третьи
способом производства был магнарный (от лат. magna – великий, ср.-лат. magnat –
владыка). Он выступал в четырех вариантах, которые нередко являлись одновременно
и его составными элементами. При этом способе (образе) основное средство
производства – земля, находившаяся в полной собственности эксплуататора,
передавалась в обособленное пользование работника, который более или менее
самостоятельно вел на ней хозяйство. Случалось, что непосредственный
производитель получал от эксплуататора не только землю, но и все средства
труда. Работник обычно отдавал собственнику земли часть урожая, а нередко также
трудился в собственном хозяйстве эксплуататора.

Таким
работником мог стать раб, посаженный на землю. Это магнарно-рабовладельческий
вариант магнарного способа производства (1). Им мог стать приживал. Это –
магнарно-приживальческий вариант магнарного способа производства (2). Им мог
стать человек, оказавшийся в зависимости от владельца земли в результате
задолженности. Это магнарно-кабальный подспособ эксплуатации (3). И наконец, им
мог стать человек, взявший участок земли в аренду и оказавшийся в результате
этого не только в экономической, но и в личной зависимости от владельца земли.
Это – магнарно-арендный подспособ (подобраз) эксплуатации (4). Такого рода
эксплуатируемых производителей в исторической литературе нередко называют
издольниками, а когда они отдают хозяину земли половину урожая, – исполъниками
или половниками.

Очень
часто доминарный и магнарный способы производства срастались друг с другом,
образуя по существу один единый гибридный способ производства –
доминомагнарный. Доминаристы при этом одновременно были и магнаристами.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru/