Организационно-правовые формы страхования
Легальное определение
страхования
Согласно
действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по
защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении
определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых
из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 закона РФ
“Об организации страхового дела в Российской Федерации”). Такое
определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование – это
отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях
может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре
страхования[1]
..
Страхование
выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений
между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого
страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и
иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи
гражданам[2]
.
Организационно-правовые
формы страховой деятельности
Страховщиками
признаются юридические лица любой организационно – правовой формы,
предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для
осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества
взаимного страхования) и получившие в установленном Законом порядке лицензию на
осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения
при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами
страховых организаций на территории Российской Федерации. (ст. 6 Закона).
Решив
создать страховую организацию, в первую очередь необходимо выбрать
организационно-правовую форму и наименование для будущей фирмы. В наименовании
страховой организации, кроме как названия организационно-правовой формы, должно
быть указание на то, что это страховая компания. И как, всегда фирменное
наименование должно быть уникально.
Может ли быт страховщиком в РФ иностранное юридическое
лицо?
На
практике часто возникает вопрос: может ли быть страховщиком иностранное
юридическое лицо? И действительно, возможна ли организационно-правовая форма
страховой деятельности в виде иностранного юридического лица?
Приведем
пример:
Многим
гражданам, особенно в крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге – предлагают
застраховать свою жизнь и здоровье в швейцарской или австрийской страховой
компании. При этом делают акцент на надежность и добросовестность этих
компаний, на их мировую известность. Может быть, это и так. Однако,
деятельность иностранных компаний по продаже страховых полисов в России
незаконна. Поэтому не очень понятно, о какой добросовестности страховой
компании можно говорить, если она ведет незаконную деятельность. Кроме того,
нужно знать, что сделка по покупке такого полиса не имеет юридической силы не
только в России, но и в других государствах, так как по общему правилу, вопрос
о действительности или недействительности подобных сделок разрешается по
законам страны, в которой сделка совершена, т.е. в данном случае, по законам
России. Иными словами, человек, купивший такой полис, деньги свои отдал, но
взамен приобрел не обязательство страховщика выплачивать ему страховое
обеспечение, как это было бы в случае законности такой сделки, а бумажку,
которая не имеет никакой юридической силы. Это, правда, не означает, что
страховая компания не будет выплачивать обеспечение. Может быть и будет. Но
юридическое обязательство его выплачивать отсутствует и потребовать этого по
суду от компании не удастся ни в России, ни в Швейцарии, ни в Австрии[3]
.
Таким
образом, страховщиком у нас может быть только российское юридическое лицо.
Такое ограничение относительно российского происхождения страховой компании наш
законодатель ввел с целью защиты отечественного страхового рынка, который
находится в стадии становления, от экспансии иностранных страховщиков.
Процесс
регистрации страховой организации не отличается от аналогичного процесса любой
другой организации выбранной организационно-правовой формы. Но есть некоторые
требования, предъявляемые к страховым организациям.
Во-первых,
страховые организации не могут осуществлять производственную,
торгово-посредническую и банковскую деятельность. То есть страхование является
исключительным видом деятельности. Помимо того, что страховщиком может быть
только российское юридическое лицо, оно должно иметь специальное разрешение
(лицензию) на занятие страховой деятельностью. Лицензия выдается органом
страхового надзора (специальным государственным органом) и получить ее не так
уж просто. Для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Так, страховщик
должен обладать имуществом на достаточно крупную сумму – у вновь создаваемых
страховых компаний, например, таким имуществом может быть только уставный
капитал. Для каждого вида страхования, которым страховщик собирается
заниматься, он должен рассчитать по определенной методике тарифы, разработать
правила страхования и представить их в страховой надзор. А также выполнить
некоторые другие условия. Порядок лицензирования страховой деятельности
урегулирован в Приказе Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 “Об
утверждении новой редакции “Условий лицензирования страховой деятельности
на территории Российской Федерации”[4]
.
Во-вторых,
законодатель ограничивает деятельность страховых организаций с иностранными
инвестициями и вообще возможность участия иностранных инвесторов в российских
страховых организациях.
Порядок
выдачи разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями и порядок
расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах
страховых организаций регулируются приказом Минфина РФ от 16 мая 2000 г. N 50н[5]
.
Под
страховыми организациями с иностранными инвестициями понимаются:
а)
страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном
капитале более 49 процентов,
б)
страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к
иностранным инвесторам (основным организациям).
Страховые
организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным
инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале
более 49 процентов, не могут осуществлять следующие виды страхования:
страхование жизни,
обязательное страхование,
обязательное государственное страхование,
имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением
подрядных работ для государственных нужд,
страхование имущественных интересов государственных и муниципальных
организаций.
Итак,
в настоящее время в Российской Федерации наряду с государственным страхованием
возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной
организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с
ограниченной ответственностью и др.). По данным Госкомстата России, более 58%
из них относятся к смешанной форме собственности, к частной – 36%,
государственной – 5%, муниципальной и собственности общественных организаций –
1%.
Таким
образом, законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо
изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное
требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо. Учредителями
страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица.
Государственная страховая
компания
Самой
крупной государственной страховой компанией является компания
“Росгосстрах”, которая является акционерным обществом открытого типа.
Она создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02 1992 г. №
76 “О создании Российской государственной страховой компании”.
“Росгосстрах” является правопреемником имущественных прав и
обязанностей перед страхователями Правления Госстраха РСФСР при бывшем
Министерстве финансов РСФСР, а также республиканских, краевых, областных и
городских управлений Госстраха РСФСР.
Учредителем
“Росгосстраха” от имени государства выступает Госкомимущество России.
Дочерние фирмы, филиалы и представительства входят в единую систему
“Росгосстраха”. Дочерние фирмы, созданные ранее с участием Правления
Госстраха РФ на базе республиканских, краевых, областных и городских управлений
Госстраха РСФСР, доля участия Правления Госстраха в уставном фонде которых
составляет не менее 50% акций плюс одна, а также вновь создаваемые страховые
организации являются самостоятельными юридическими лицами, действуют в
соответствии с уставами, утвержденными Правлением “Россгостраха”, и
действующим законодательством. На начало 1997 года в России действовало более
2700 филиалов и фирм, входящих в структуру “Росгосстраха”. Фирмы,
филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в
консолидированный баланс “Росгосстраха”. Фирмы, филиалы и
представительства отвечают по обязательствам “Росгосстраха” в
пределах средств, перечисленных в централизованные фонды, а “Росгосстрах”
– по их обязательствам в пределах общего централизованного фонда.
Общества взаимного
страхования
В
страховании существует особая форма создания страховой организации в виде
общества взаимного страхования (ОВС). Юридические и физические лица для
страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества
взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об
обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской
Федерации[6]
. Уходящие корнями в историческое прошлое,
общества взаимного страхования в силу специфики организации, владения активами
и управления успешно конкурируют на современном страховом рынке многих
государств с акционерными страховыми компаниями[7]
.
Общество взаимного страхования – такая организационная форма страховой защиты,
при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового
общества, т.е. это объединение страхователей в целях обеспечения взаимопомощи.
Ему в меньшей степени присуща коммерческая направленность, чем акционерному или
частному страхованию.
Возможность
такой организационной формы страхования предусмотрена законом “Об
организации страхового дела в Российской Федерации”. Федеральной службой
России по надзору за страховой деятельностью разработан проект Положения об
обществах взаимного страхования. При разработке проекта использован опыт
дореволюционных ОВС, действовавших в России. Общество взаимного страхования
является некоммерческой организацией и создается на базе профессионального, коммерческого
или территориального единства участников и должно адаптироваться к нуждам
местного населения или учету специфических потребностей различных
социально-профессиональных групп. Цель – распределение рисков, которые
возникают как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Общества
взаимного страхования принадлежат самим страхователям, их капитал формируется
за счет страховой премии (взносов). Каждый полисодержатель выступает как
пайщик, а весь коллектив – в роли страховщика каждого из них. Страхователи в
ОВС, являются компаньонами одного и того же страхового предприятия. Задача ОВС
заключается в предоставлении членам объединения наиболее качественных услуг по
страхованию за приемлемую цену. Излишки, накопленные за отчетный период деятельности
общества, принадлежат его членам и используются на пополнение страховых
взносов, а убытки возмещаются за счет увеличения страховых взносов.
Распределение суммы чистого дохода среди членов ОВС производится
пропорционально их вкладам в тот или иной резервный фонд. Солидарная
ответственность членов общества ограничивается пределами их страховой суммы.
Члены
ОВС управляют его деятельностью. Высшим органом управления является общее
собрание. Оно выбирает членов совета, правления и ревизионной комиссии. Причем
в правление и в совет могут быть избраны не только члены общества, но и
посторонние лица, число которых должно составлять не более 1/3.
Таким
образом, деятельность ОВС не чисто коммерческая, и на него распространяется
льготное налогообложение.
Взаимное
страхование существует везде в мире. ОВС занимают особое место на рынках
большинства индустриально развитых стран. В России в настоящее время нет пока
ни одного из-за отсутствия утвержденных нормативных актов.
Как
отмечают исследователи, наиболее подходящей для их организации формой является,
по-видимому, потребительский кооператив, что, однако, не исключает законности
использования и иных форм, указанных в ст.50 ГК РФ[8]
.
Совместное страхование:
страховые пулы, союзы, ассоциации
Одной
из форм коммерческого сотрудничества страховых организаций является совместное
страхование (сострахование) (ст. 12 закона “Об организации страхового дела
в Российской Федерации”). В развитом виде это приводит к созданию пулов,
страховых союзов, клубов. Цель их создания – оказание методической и
организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по
проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных
актов, содействие научным разработкам и др.
В
соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ и Федеральным законом “О некоммерческих
организациях”[9]
существуют только два вида
объединений юридических лиц – ассоциации и союзы. В отношении союзов и
ассоциаций страховщиков действуют те же нормы, что и в отношении союзов и
ассоциаций других юридических лиц, т.е. ст. 121-123 ГК РФ и нормы Федерального
закона “О некоммерческих организациях”.
Также
у страховщиков существуют специфические объединения – страховые пулы, которые
не являются объединениями в том смысле, какой ему придают ст. 50 и 121 ГК.
Страховой пул не является юридическим лицом, так как основной признак
юридического лица – самостоятельная ответственность по обязательствам (п. 1 ст.
48 ГК) у него отсутствует. Участники страхового пула действуют на основании
соглашения типа простого товарищества. Они заключают договоры страхования от
своего имени, но по единым правилам и единым тарифам и несут солидарную
ответственность перед страхователями. Страхование того же вида по другим
правилам они осуществлять не могут. Но участники пула не ограничены в своем
праве производить страхование других видов, в отношении которых соглашение о
страховом пуле не действует.
В
своем письме №08-11р/22 от 31 марта 1995 г.[10]
орган
страхового надзора обязал участников страхового пула сообщать определенную
информацию о своей деятельности. Эта обязанность установлена органом страхового
надзора вполне законно на основании подпункта “а” п. 4 ст. 30 Закона
и ее неисполнение может повлечь приостановление или отзыв лицензии у участника
пула.
Список литературы
Нормативные
акты:
Гражданский
кодекс РФ Части первая, вторая. М.: Норма. – 2000.
Закон
РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в
Российской Федерации” // Российская газета. – 12 января 1993 г.
Федеральный
закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 15 января 1996 г. – №3. – Ст.
145.
Приказ
Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 “Об утверждении новой
редакции “Условий лицензирования страховой деятельности на территории
Российской Федерации” // Бюллетень нормативных актов министерств и
ведомств Российской Федерации. – 1994. – №11.
Письмо
Росстрахнадзора от 31 марта 1995 г. N 08-11р/22 “О деятельности страховых
пулов” // Финансовая газета. – 1995. – №15.
Приказ
Минфина РФ от 16 мая 2000 г. N 50н “Об утверждении Положения о выдаче
разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями и Положения о
порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных
капиталах страховых организаций” // Российская газета. – №33. – 2000 г.
Специальная
литература:
Казанцев
С.К. ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ: Учебное пособие / С.К. Казанцев. Екатеринбург: изд.
ИПК УГТУ, 1998.
Комментарий
к ГК РФ. Часть первая. Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Норма. – 1997.
Страховое
дело: Учебник / Под ред. проф. Рейтмана Л.И. – М.: Банковский и биржевой
научно-консультационный центр. – 1992.
Общества
взаимного страхования. Сост. К.Е. Турбина. – М.: АНКИЛ, 1994.
Фогельсон
Ю.. Введение в страховое право. Просто о сложном. 2-е издание. – М.: БИК. –
2001.
[1]
С.К. Казанцев
ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ: Учебное пособие / С.К. Казанцев. Екатеринбург: изд. ИПК
УГТУ, 1998. – с. 7.
[2]
Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Рейтмана Л.И. –
М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. – 1992.
[3]
Фогельсон Ю.. Введение в страховое право. Просто о
сложном. 2-е издание. – М.: БИК. – 2001. – с.117.
[4]
Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08
“Об утверждении новой редакции “Условий лицензирования страховой
деятельности на территории Российской Федерации” // Бюллетень нормативных
актов министерств и ведомств Российской Федерации. – 1994. – №11.
[5]
Приказ Минфина РФ от 16 мая 2000 г. N 50н “Об
утверждении Положения о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными
инвестициями и Положения о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного
капитала в уставных капиталах страховых организаций” // Российская газета.
– №33. – 2000 г.
[6]
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об
организации страхового дела в Российской Федерации” // Российская газета.
– 12 января 1993 г.
[7]
Общества взаимного страхования. Сост. К.Е. Турбина. – М.:
АНКИЛ, 1994.
[8]
Комментарий к ГК РФ. Часть первая. Под ред. О.Н. Садикова.
– М.: Норма. – 1997. – с.341.
[9]
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О
некоммерческих организациях” // Собрание законодательства Российской Федерации.
– 15 января 1996 г. – №3. – Ст. 145.
[10]
Письмо Росстрахнадзора от 31 марта 1995 г. N 08-11р/22
“О деятельности страховых пулов” // Финансовая газета. – 1995. – №15.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru