Современный урок истории и требования к его проведению

Оглавление
 
Введение
Глава I.Характеристика современного урока.
            1. Урок как целостная система
            2. Типология и структура урока
            3. Требования к современномууроку
Глава II. Особенности уроков истории.
            1. Урок истории как учебноезанятие
            2. Общие требования к современномууроку истории. Особенности  
               урока истории
            3. Подготовка учителя к урокуистории
Заключение
Литература
 

Введение
Урок является основнойформой организации учебного занятия. В педагогике существует много различныхопределений урока. По мнению А.А. Вагина,  урок — это такая форма организациипедагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленноговремени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постояннойгруппы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используявиды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобывсе ученики  овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессеобучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей идуховных сил школьников [4, С. 36].
И.П. Подласый считает,что урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношенииотрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения стриединой целью: обучить, воспитать, развить [24, С. 147].  
Требования к урокудостаточно многогранны. Существует ряд подходов к сущности урока. Исходя изэтого, нами выбрана указанная тема.
Проблема урокаинтересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как — Я.А. Коменский,И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид предлагали различные формыурока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А.Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась. Сущность системы Я.А.Коменского состоит в разделении учащихся на классы. При этом программа изучениякаждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы,прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя. Такаясистема преподавания используется и в наше время.
Цель даннойкурсовой работы заключается всистематизации подходов к современному уроку.
Задачи курсовойработы:
1. Проанализироватьурок как целостную систему.
2. Рассмотретьтипологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями ксовременному уроку.
3. Проанализироватьобщие требования к современному уроку истории и определить этапы подготовкиучителя к уроку истории.
Гипотеза даннойработы:  качественно проведенный урокявляется показателем уровня развития учителя.
Объектомисследования является современныйурок истории.
Предмет данногоисследования: структура, содержание и этапы подготовки урока истории.
Данная работа можетбыть использована на уроках методики преподавания истории, для студентов,которые проходят практику, приложения могут использоваться  в качественаглядного пособия на уроке методики преподавания истории по специальности 0304«История» для педагогического колледжа.   

Глава I. Характеристика современного урока.
 
1. Урок какцелостная система.
 
В условияхсуществующих организационных форм обучения применяется многообразный арсеналразличных методических средств. От формы организации обучения во многом зависитвыбор тех или иных источников,  из которых учащиеся получают знания. Поэтомуодной из важнейших задач методики является разработка форм организации обученияв единстве с раскрытием их методических возможностей.
Наибольшеераспространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочнаясистема обучения, творцом которой считается Я. А Коменский. В течение 300 летэта система поверглась дальнейшему совершенствованию с участием тысяч учителей,методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г.Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существосистемы Я. А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующиесоответствующие программы обучения. При этом программа изучения каждогопредмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы,прорабатываемые на 40 — 45 — минутных уроках под руководством учителя.
Классно-урочнаясистема выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на оструюкритику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же времяэта система в ряде европейских стран и США в настоящее время   претерпеваетзначительную эволюцию.
Ключевым компонентомклассно — урочной системы организации  обучения  является урок.
Что такое урок?Однозначный ответ на этот вопрос затруднителен. До настоящего времени впедагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — этосистематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развитияучащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихсяв определенный отрезок времени.
В этой форме урокапредставлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание,средства, методы деятельности по организации и управлению и все егодидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения какцелостной динамической системы сводятся, таким образом, кколлективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результатекоторого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие ихспособностей, опыта деятельности,  общения и отношений, а также педагогическогомастерства учителя.
Дидактика дает идругие аспекты понятия «урок»:
Урок — этоорганизационная единица учебного процесса в достижении завершенной, ночастичной цели обучения[6, С. 42].
В ряде методическихпособий по истории отмечается:
1. Урок истории — этозанятия, которые учитель ведет с классом в школе. Они имеют одинаковуюпродолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучениепрограммы [10, С. 71].
2. Урок — частьучебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически ипедагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуетсявсеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой [19, С. 83].
В приведенных вышеопределениях можно также выделить специфические признаки, отличающие урок отдругих организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководстводеятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладениеосновами изучаемого непосредственно на уроке.
Решая конкретныезадачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урокявляется частью темы,  курса учебного предмет и соответственно занимает своеместо в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему наданный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательнымизадачами курса.
Следует отметить, чтопреимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит втом, что он имеет:
1) благоприятныевозможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
2) позволяет учителюсистематически и последовательно излагать материал, управлять развитиемпознавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;
3) стимулирует другиевиды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;
4) на уроке ученикиовладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и  самими методамипознавательной деятельности.
Урок был, есть и вобозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитанияучащихся [25, С. 163].
Несмотря на малуюдлительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качестваотдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются насоздание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и вкраткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.
В настоящее время вусловиях перехода с линейной (5-11 классы) на концентрическую (5-9, 10-11)систему изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины»содержание исторического и обществоведческого образования формируется так,чтобы обеспечить целостную и завершенную систему знаний о человеке и обществена всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной среднейшколе).
В соответствии сБазисным учебным планом начальной школы в образовательном компоненте«Окружающий мир» предусматривается изучение элементов исторических иобществоведческих знаний, предварительное пропедевтическое ознакомление учащихсяс историей Отечества, родного края (по 2 часа в 3 и 4 классах).
Урок истории являетсячастью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающегоопределенное место в системе школьного курса и построенного попроблемно-хронологическому принципу; события и явления представлены в комплексена каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностейустанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемамэкономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектовсодержания [13, С. 52].
Создание методическогопроекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определенияего конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа — какучитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Усвоение логическизавершенной части содержания курса осуществляется в процессе  взаимосвязаннойдеятельности учителя и учащихся, направленной на  их обучение, воспитание иразвитие.
Урок требуетпостоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к урокус учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опытаобеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок — делонепростое даже для опытного учителя.
Урок как основнаяформа органично дополняется другими формами организации педагогическогопроцесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительныезанятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многостороннихинтересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К нимотносятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Наряду с постояннодействующими формами организации внеучебной деятельности большое значение вструктуре исторического образования имеют и эпизодические мероприятия, такие,как олимпиады, викторины, конкурсы, выставки [8, с. 95].
При умеломиспользовании основной, дополнительной и вспомогательной форм обучениядостигается высокая эффективность в изучении истории.
В методическойлитературе по истории можно встретить различное толкование сути урока. В  однихучебных пособиях значительная часть текста посвящена типам уроков, в других — изложению исторического материала учителем или организация самостоятельнойработы учащихся на уроке истории, рекомендациям по использованию средствнаглядности.
Возникает вопрос: еслина уроке реализуется содержание обучения и используется все методическоеобеспечение, то какие вопросы следует отнести к разделу об уроке?
Современная педагогикаотносит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процессав школе, следующее:          
— требования,предъявляемые к современному уроку истории, его содержательные взаимосвязи спредшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе истории;
— образовательно-воспитательныеи развивающие цели каждого урока и системы уроков;
— дидактическоеоборудование урока;
— планирование системыуроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим исторические этапыразвития определенной системы или процесса общественной жизни;
— типы уроков истории,нестандартные уроки по истории, различные точки зрения на типологию уроков вметодической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразностьвыбора типа урока;
— подготовка учителя куроку, тематическое планирование, план-конспект;
— организацияпознавательной деятельности учащихся на уроках различных типов, особенностиуроков в младших и старших классах.
В вышеизложенном  отраженыпринципиальные вопросы, относящиеся к разделу об уроке, хотя возможны иварианты.
Все вышеперечисленноевыше позволяет сделать вывод об актуальности проблем современного урока ипоказывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшейкатегорией педагогики.
 
2. Типология иструктура урока.
Особое вниманиесовременные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структураурока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как втеории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительнойстепени определяют эффективность обучения, его результативность.
Каждый урок имеет своюструктуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов,звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой[9, С. 72].
Элементы — видыдеятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационныймомент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного ссодержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение новогоматериала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Этиструктурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы иуроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаютсяте из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждогоурока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей),типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса иликоллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитываетзакономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе ипозволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, неструктура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиями замыслу оказывает влияние на эффективность обучения [8, С .65].
В настоящее время вряде учебных пособий по педагогике уделяется  большое внимание работам М. И.Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной,безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучениякак явления действительности, логику процесса учения; закономерности процессаусвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления;закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способовего индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельностичеловека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешниеформы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которыепри своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности,являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий иприменение усвоенного [24, С. 151].
Роль вышеперечисленныхструктур сводится к следующему: если дидактическая структура урока являетсяпостоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общегоалгоритма организации урока, то методическая подструктура- величина переменная,характеризующая большой вариативностью, обязывает его планировать конкретныевиды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учащихся;объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решениепрактических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.
Многообразие структуруроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие иих типов.
Каждый урок, являясьэлементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или инойтип – группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияетна качество обучения и развития учащихся. В зависимости от того, какие признаки(стороны) уроков берутся за основу, выделяются их различные типы.
Среди дидактов иметодистов существуют разные точки зрения на типологию уроков. Проблема этаочень сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественнойдидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков.Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.
Одна из первыхнаиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И. Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по трем принципам (критериям):содержанию, дидактическим целям, способам проведения. И.Н. Казанцев беретметодические приемы учителя, используемые во время урока, среди которых лекция,беседа, экскурсия, лабораторные занятию. Еще раньше С.В. Иванов предложилклассификацию на основе звеньев процесса обучения.
Среди наших дидактов изарубежных наиболее полно разработанной считается классификация уроков,авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов [25, С. 261].
Данные авторы взависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки:комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащиезакреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученногоматериала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениямипутем выполнения устных, письменных или практических заданий.
В развернутом видеданная классификация большинством методистов представлена следующим образом:
1. Комбинированные,или смешанные, уроки.
2. Уроки поознакомлению учащихся с новым материалом:
а) ознакомление сфактами и конкретными явлениями;
б) осмысливание иусвоение обобщений;
в) уроки, на которыхпредставлены факты и выводы.
3. Урокизакрепления знаний:
а) повторение в началеработы после длительного перерыва;
б) текущегоповторения.
4. Уроки пообобщению и систематизации изученного.
5. Уроки повыработке и закреплению умений и навыков.
6. Уроки проверкизнаний:
а) устной проверкизнаний;
б) письменнойпроверки;
в) с проверочнымизаданиями и практического характера;
г) разбора проверочныхработ.
В настоящее времясуществует множество классификаций урока, но в данный момент рядтеоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока, разработаннуюМ. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по целиорганизации, детерминированной общедидактической целью, характером содержанияизучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этимподходом выделяются следующие типы уроков:
1) уроки изучениянового материала;
2) урокисовершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений инавыков, целевого применения усвоенного);
3) уроки обобщенияи систематизации;
4) комбинированныеуроки;
5) уроки контроля икоррекции знаний, умений и навыков [1,С. 34].
Следует иметь в виду,что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практикеработы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются вструктуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроковотличается доминированием определенной функции, например изучение новогоматериала или контроль, а остальные функции других типов урока носятвспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставатьсяодной из актуальных проблем дидактики.
Из рассмотренного вышематериала можно сделать некоторые выводы.
1. В современнойдидактике существуют следующие подходы к типизации уроков: по содержанию испособу проведения; по логическому содержанию работы и характеру познавательнойдеятельности; по дидактическим целям и месту уроков в общей системе (в основномэтот подход поддерживают теоретики и практики).
2. В методикепреподавания истории наибольшее признание у методистов получила классификацияпо звеньям процесса обучения и вытекающей отсюда основной дидактической задачеурока. В педагогической практике данная классификация считается наиболееэффективной, потому что она четко определяет основную дидактическую задачукаждого урока, способствует определению целесообразной структуры системы уроковразных типов, так как при однотипных уроках обучения не может быть эффективным.Поэтому необходима система уроков разных типов с преобладанием уроков изученияновых знаний и комбинированных, что подтверждается многолетней практикой.   

3. Требования ксовременному уроку.
   
Зная характеристикуурока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структурыуроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку истории.
 В основе рациональнойорганизации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителюповысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, икачество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя наоптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить егоэффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критериемкачества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоимобразом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить еготворчество в правильное русло [6, С. 41].
Рождение любого уроканачинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным,случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока длядостижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планируетвыполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиальнонеобходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуреурока.
Урок начинается с егоподготовки: готовится к работе кабинет, оборудование для опытов, отбираютсянеобходимые дидактические материалы. Вся эта деятельность учителя определяетсятребованиями к подготовке и организации урока, которые мы условно относили ковторой группе требований.
Урок – это видимаячасть работы учителя. Ей предшествует большая  подготовительная деятельность,детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.
На одном урокерешается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленныетребования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Требования к структуреговорят о необходимости:
1.        Правильно определить дидактическиеи воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весьматериал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, длякаждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средстваее достижения);
2.        Определить тип урока, продумать иобосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг сдругом);
3.        Связать данный урок с предыдущим ипоследующими уроками;
4.        Отобрать и применить оптимальныесочетания методов изучения нового материала;
5.        Обеспечить систематический иразнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6.        Продумать систему повторения изакрепления изученного материала;
7.        Найти оптимальное место домашнемузаданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока иподготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным,учитывать индивидуальные возможности учащихся [3, 214].
Требования кподготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:
1. Обеспечить на урокеохрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда,чистоту помещения);
2. Начинать подготовкук каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме(необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку,определить его объем и сложность применительно к данному классу, а такженаметить все основные виды работ  на уроке);
3. Своевременноподготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал,технические средства обучения;
4. Обеспечитьразнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;
5. Создать возможностьдля учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководствомучителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимсяпроцессом [19, С. 38].
Существуютопределенные требования к содержанию урока и процессу учения:
— урок должен бытьвоспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целяхвоспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданамиобщества;
— обязательновыполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечитьизучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальныхвозможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должнапостоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников кучению, ориентировать их в выборе профессии;
— процесс поискаистины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителядоказательными;
— в процессе учениянадо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умениевести себя в коллективе [21, С. 69].
Требования к техникепроведения современного урока можно сформулировать так:
1.        Урок должен быть эмоциональным,вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2.        Темы и ритм урока должны быть оптимальными,действия учителя и учеников завершенными;
3.        Необходим полный контакт вовзаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимыпрямые и косвенные оскорбления учащихся);
4.        Создать атмосферудоброжелательности и активного творческого труда;
5.        Менять по возможности видыдеятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
6.        Обеспечить соблюдение единогоорфографического режима, принятого в школе; 
7.        Управлять учебным процессом науроке. Большую часть урока активно работают учащиеся [26, С. 71].
Реализацияпредложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимыйуровень организованности, а, следовательно, и качества урока в современнойшколе.
Таким образом,современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учететипологии и требований к его подготовке и проведению.

Глава II. Особенности уроковистории.
 
1. Урок истории какучебное занятие.
 
Учитывая, что курсоваяработа является своеобразным методическим пособием для специальности 0304,остановимся на уроке истории как учебном занятии.
Учебные занятиярассматриваются в русском языке как «учебные упражнения, уроки, лекции. Онипредставляют основную организационную форму изучения истории в составе класса(группы) в системе общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений,проводятся с постоянным составом учащихся (студентов) по определенной программепод руководством учителя (преподавателя) [11, С. 82].
Цель урока истории — обеспечить освоение учащимися исторических знаний, помочь им овладетьэффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственныхкачеств, выработать навыки анализа исторического опыта применительно усовременности.
Учебные занятия(уроки) имеют классификацию, дифференцируются по типам, формам и видам. Все ониимеют определенное назначение, играют конкретную роль, выраженную в функциях — образовательной, воспитательной, методической и практической. Основная чертазанятия — обеспечение единства реализации названных функций в достижениинамеченных целей.
Словари и энциклопедиисодержат различные определения термина «урок». Только в Словаре современногорусского языка пять трактовок. Это:
1.        «Работа, заданная на определенныйсрок»;
2.        «Учебная работа, задание, которыедаются ученику для приготовления к следующему занятию»;
3.        «То, из чего можно сделать выводы,извлечь что-либо поучительное на будущее; выводы, знания, полезные на будущее»;
4.        «Поучение, наставление» [23,С. 34].
Советскийэнциклопедический словарь трактует термин «урок» так: «основная формаорганизации учебных занятий при классно – урочной системе обучения вобщеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебныхзаведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы ипорядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)» [23,С. 35].
Определяется урок икак «динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, прикоторой в рамках точно установленного времени учите с определенным составом учащихся- с классом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средстваобучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. Взависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же типурока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока – объяснениенового материала; виды: урок – конференция, урок – лекция.
Структура урокапредставляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока прилюбом варианте его структурирования. К ним в классическом варианте относятся:
1.        Организационное начало урока;
2.        Определение целей и задач урока;
3.        Закрепление материала домашнегозадания;
4.        Объяснение нового материала;
5.        Закрепление нового материала(фрагментарно);
6.        Послеурочное задание (задание надом;
7.        Подведение итогов занятия.
Таким образом, «урок»,о котором идет речь, это «учебное занятие», «основная форма организации приклассно- урочной системе обучения».
Однако термин «урок»не менее прочно вошел в лингвистический обиход в совершенно несовместимых иливидоизмененных смыслах.     

2. Общие требованияк современному уроку истории. Особенности
урока истории.
 
В настоящее времяактуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки.Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего этозависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок?
Дать хороший(качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Это зависит отряда факторов:
1. Понимание ивыполнение учителем современных требований к уроку, которые определяютсясоциальным заказом.
2. Целей, а такжеобразовательных, воспитательных и развивающих задач.
3. Закономерностей ипринципов учебного процесса.
4. Ориентации обученияна национальные приоритеты, ценности исторического образования и общественноговоспитания.
5. Нацеленность уроковистории на овладение учащимися языком отечественной и мировой культуры,духовным опытом человечества, на воспитание целостной картины мира иформирование системы мышления.
6. Оптимальногобаланса в содержании урока компонентов мировой, национальной, региональной илокальной истории.
7. Всесторонней оценкиисторических факторов, предполагающей знакомство учащихся с различными точкамизрения на одно и то же событие или явление, и создание условий для формированияу учащихся собственной, мотивированной точки зрения.
8. Обучения учащихсяприемам, формулирующим критическое отношение к источникам информации, испособность работать с ними самостоятельно, делая собственные выводы.
9. Творческой,эмоциональной атмосферы, основанной на интерес учащихся к содержанию урока ивидам учебной работы [7, С. 119].
Определениекачественного современного урока, общих и конкретных дидактических,воспитательных и развивающих требований находит отражение у И. П. Подласого.
Каким из общихтребований должен отвечать качественный современный урок истории? Каковыосновные характерные черты этого урока?
Главная чертакачественного урока истории и главное требование к преподаванию истории в целом– высокий научно- теоретический уровень, соответствие преподавания современномусостоянию исторической и педагогической науки, передовой практике,закономерностям учебно-воспитательного процесса. При этом в школьный курсистории как учебного предмета в общеобразовательной школе должно бытьориентировано, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний обисторическом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте,формирование конкретно-исторических представлений об исторической эпохе,вооружение учащихся методами решения практических задач, умение работать систорическими источниками. Ни в коем случае не следует допускать усложненияшкольного курса истории и перегрузки учащихся излишним внепрограммнымматериалом [24, С. 93].
Важнейшим требованиемк уроку, характерным признаком каждого урока является ясность учебной цели,неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных иразвивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходепроводимого урока.
Большое значение имеетопределение учителем главного существенного для каждого урока, с тем, чтобы онобыло понято и усвоено всеми учащимися класса. Содержание учебной программы (наконкретный урок), образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока,возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков — все  это определяетотбор материала, выделение главного в нем, а также методы и приемы,используемые учителем на уроке, содержание, образовательные, воспитательные иразвивающие задачи урока, возраст  учащихся, уровень их знаний, умений имеютопределяющее значение при подборе материала к уроку, планировании его типа иструктуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урокаметодов и приемов.
Целесообразный, сучетом современных подходов, выбор средств и методических приемов для каждойчасти урока; наиболее соответствующих его содержанию и задачам, эффективностьиспользованных методов и приемов — характерная черта качественного урока поистории [2, С. 175].
Образность, яркостьфактов — обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольногозапоминания, активной мыслительной деятельности учащихся. Более того, безобразности нет конкретного изображения происходящего.
При освещенииисторических событий необходимо использовать весь арсенал образно –эмоциональных средств, помня о том, что избыточная эмоциональность подавляетрациональное, рассудочное, препятствуя познанию исторических закономерностей,пониманию смысла истории. Наоборот, недостаточное эмоциональное воздействиерождает определенное упрощенчество, излишнюю социологию  историческогопроцесса.
Рациональноеиспользование всего арсенала образно – эмоциональных средств – характернаячерта качественного урока.
Сочетаниеиндивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала,опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальныеособенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках– также одна из наиболее важных, характерных черт качественного урока.
Установлениеосознаваемых учащимися внутрипредметных и межпредметных связей в обучении –тоже черта качественного урока истории. Учитель располагает достаточно большимвыбором форм, методов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметныхсвязей. Важно только учитывать при этом возрастные особенности учащихся,уровень подготовленности и постоянно поддерживать их интерес к выявлению этихсвязей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебныхпредметов, имея в виду, чтобы другие дополнительные сведения не перегружалиуроки и «не заслоняли» содержание учебного материала по истории [14, С. 64].
Существенная чертакачественного урока по истории – это его цельность и организационная четкость,тесная связь всех его элементов, определенная тематическая и структурная законченность.Это зависит от подготовки учителя и учащихся. Непременным условиеморганизационной четкости в проведении урока является умение учителя создаватьнеобходимую творческую учебную атмосферу, живую заинтересованность всего классаи каждого учащегося в той работе, которая проводится на уроке.
Типичная чертакачественного урока – его результативность, то есть усвоение учащимисяосновного изучаемого материала в классе, на уроке, умелое сочетание изучениянового материала с повторением изученного ранее, подготовка учащихся в процессеурока к последующей самостоятельной работе. Наконец, тщательная диагностика,прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока является егокачественным признаком [12, С. 26].
Таковы основныехарактерные черты каждого качественного урока истории. Главными его признакамиявляются высокий научно – теоретический и методический уровни, сочетаниеведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.
Качественный урокхарактеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействиемучителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель:обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к качественному,современному уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающихтребованиях.

3. Подготовкаучителя к уроку истории.
Подготовка к урокамначинается еще до начала учебного года с изучения государственного стандарта ипрограмм для всех классов. Только в этом случае учитель будет давать неотдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу истории в целом. На основеэтих документов учитель выявляет систему фактов и понятий, изучение которыхбудет углубляться и уточняться по мере овладения учениками знаниями, умениями инавыками, развития их как личности, Затем прослеживается, как эта системаотражена в школьных учебниках, какова их структура и содержание,  характеризложения исторического материала, методический аппарат. Анализ учебников даствозможность выявить взаимосвязанные между собой уроки, их роль и место визучаемом курсе. Более детальный просмотр государственного стандарта, учебникаи программы позволит наметить образовательно-воспитательные цели изученияразделов и тем курса [16, С. 37].
После этого можносоставить тематическое планирование уроков — систему их объединения с учетомисторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяеттемы, содержание которых будет раскрыто самим учителем и темы, доступные длясамостоятельного  изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможностиучеников конкретного класса, учитель на базе тематического планированиясоставляет поурочное планирование.
Нельзя отождествлятьпреподавание с изложением материала. Преподавание предполагает единство всехэтапов деятельности учителя, начиная с подготовки к уроку и заканчивая анализомего результатов [6, С. 49].
Каждый этап подготовкик уроку истории реализует ряд функций. На первом этапе две функции-гностическаяи конструирующая.
1.        Гностическая функция предусматривает реализацию следующих этапов подготовкиурока:
1)        осмысление содержания учебногоматериала;
2)        Формулирование дидактической целив соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом;
3)        Определение типа урока;
4)        Выявление структуры урока;
5)        Отбор учебного материала.
Таким образом,учитель, отобрав содержание, продумывает тип урока, структуру, соответствующуюлогике учебно-познавательной деятельности учащихся.
На этом же этапеопределяется, какие умения школьников и как формировать; какие чувствапробуждать. Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания.К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя,документ, учебную картину, учебный фильм.
Подготовка к новомууроку истории включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно понему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны наосмысление, углубление и систематизацию знаний. Они могут включать в себяэлементы проблемности. Формулировка вопроса должна ориентировать учеников наизложение главного, основного, на сопоставление и анализ фактов, оценкуисторических явлений. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны сматериалом опроса или с содержанием новой темы.
2. Конструирующая функция предполагает:
1) анализ особенностейсостава учеников конкретного класса;
2) отбор приемов исредств преподавания и учения;
3) определениедоминирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя три уровняпознания – воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Самый простой,примитивный – это воспроизводящий уровень. Ученик лишь воспроизводит все то,что дает на уроке учитель (повторяет рассуждение; чертит за учителем таблицу;показывает объект, который только что показал учитель). Более сложныйпреобразующий уровень познания (ученик слушает лекцию и составляет ее план; понескольким параграфам учебника заполняет таблицу; по словесному описаниюпоказывает объект на карте). Самый сложный – это  творческо — поисковый уровень(ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы и прогнозы;продумывает альтернативные ситуации в развитии исторических событий).
От выбранного уровнядеятельности учеников будут зависеть методы работы учителя на уроке истории. Вслабо подготовленном классе придется сократить опрос и больше времени выделитьна разъяснение нового, в сильном классе увеличить количество логических задач.От активности и подготовленности учеников класса зависит темп изложенияматериала. Следует иметь в виду, что на уроке изложение материала медленнеетемпа разговорной речи.
Уроки истории, одинаковыепо содержанию, могут значительно отличаться по методике их проведения с учетомпознавательных возможностей учеников класса.  Чем больше совершенствуютсяумения учащихся, тем шире представляемая им самостоятельность по выбору форм,средств, путей и времени выполнения поставленных задач. Свободный выборпредпочитаемых видов деятельности раскрывает склонности и увлечения учеников,их интересы, показывает уровень овладения учебными умениями.
Третья, четвертая ипятая функции реализуются как при подготовке урока, так и в ходе егопроведения.
3. Организационнаяфункция тесно связана с предыдущими.Реализуя ее, учитель продумывает: как начать урок; чем ученики будут заниматьсяна уроке; как их нацелить на восприятие нового; в какие виды работ вовлечьвсех  учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие датьпознавательные задания; какие будут задания на высказывания личного мнения; какпоставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание и как оно будетучитывать усвоение знаний урока; каким умениям обучаются ученики, а какиепродолжают совершенствоваться.   
4. Информативная,или излагающая, функция касаетсяучебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке;какие использовать при изложении средства  обучения. Разрабатывая содержание,учитель определяет, какой материал – основной, дополнительный, — в какой форме,объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбираетучебные пособия к уроку.
На уроке историиучитель будет не просто пересказывать материал учебника, а излагать главные,основные вопросы темы, подробно объяснять то, что представляет трудность дляучеников. Учитель намечает, что из программного материала надо выделить, чтоизложить подробнее или короче. На конкретных фактах учебника он будетраскрывать и конкретизировать новые понятия, красочно и образно излагать сухойматериал учебника (если этот материал важен в образовательно – воспитательномзначении). Учителю часто приходится давать материал ярче, интереснее иконкретнее, чем в учебнике.
5. Контрольно –учетная функция предусматриваетпродумывание: как будут проверяться, закрепляться знания; как ученики смогутвысказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оценить знания [25,С. 238].
Какие же существуюткритерии оценки знаний учащихся?
Н.В. Кухарев выделяетследующие из них:    
1) объективность,когда оценка соответствует знаниям, умениям и отношению школьников к учебе;
2) всесторонностьоценки, когда учитываются знания, умения и навыки учащихся, глубина, научностьи осмысленность раскрытия исторического содержания, образность иэмоциональность, культура речи;
3) гласность и ясностьв выставлении оценки, когда до ученика доводится ее обоснованность,поддерживается моральный тонус на достижение успеха, указываются пути преодолениянедостатков в работе [16, С. 90].
Третий этап – анализкачества и эффективности работы на уроке в результате самоанализа и проверкизнаний учащихся.
6. Корректирующаяфункция подводит итог урока:правильно ли отобран материал, интересны и содержательны ли факты, существенныли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута;учел ли учитель особенности класса; тот ли выбран тип урока, те ли учебныеметоды, приемы, формы обучения; интересны и доступны ли познавательные задания;что и почему усвоено слабо; какая может быть оценка уровня усвоения знаний.
Корректирующая функциюучитель осуществляет после каждого урока, выявляя свои удачи и промахи, намечаяизменения своей последующей работы. В конспекте или плане урока учитель делаеткраткие записи: «усилить теоретическую часть урока», «снять излишние факты»,«ввести для опроса таблицу». Эти замечания учитываются при подготовке к уроку вследующем году [25, С. 239].
Методист О. Ю.Стрелова немаловажным вопросом считает формулировку темы урока истории,продумывать которую следует при подготовке к нему. Традиционным способомявляется указание места и времени изучаемого события в заголовке. В названииурока может быть скрыт план, по которому пойдет изучение темы. Или указано направлениедвижения – от какого пункта все будет начато и каким закончится. Наиболеепопулярными формулировками тем уроков истории являются цитаты из художественныхпроизведений. Они сразу оживляют тему. Яркое эмоциональное выражение можетпредставить всю тему в новом ракурсе или создать проблемную ситуацию [6, С.51].
Продумав содержание иметодику проведения урока, начинающий учитель выполняет разработку конспекта. Внем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изученияспециальной и методической литературы, структурно – функционального анализа исвоих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогическийзамысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока,деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен дляподготовки к уроку истории, так как работа над ним помогает организоватьучебный материал, логическую последовательность его изложения, определитьсоотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следуетруководствоваться развернутым планом [23, С. 118].
Разрабатывая конспект,учитель выясняет, нужна ли на этом уроке проверка знаний, умений и навыков,изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; каковапоследовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следуетотвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочетание методов,приемов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть словесные,печатные, наглядные или практические методы, проблемно – поисковые или репродуктивные,самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя. Надо четко себепредставлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Решение о методахи приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задачс учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояниеучеников, их возможное настроение (например, в предпразничные дни) иработоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории,имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий).
В конспекте учительдает формулировку вопросов для опроса, прописывает переход к началу изложениянового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается такжетот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учительнамечает вопросы и задания учащимся по ходу наложения нового, способы работы скартиной, картой, иллюстраций, предусматривает запись терминов, схем наклассной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке,сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись даетвозможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала науроке.
Конспект включаетнаименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материалаи методику его изучения.
Освоив преподавание,учитель вместо конспекта    пользуется на уроке развернутым планом. В немпрописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в  каждоезвено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем планеизлагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного инеглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесьже пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником.
В виде сложного планаучитель записывает основные и дополнительные вопросы для повторения. Рядом свопросами и заданиями помечает приемы проверки:          «фронтальная беседа»,«запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику», «задание дляинтересующихся историей» и так далее. Делаются также указания по использованиюоборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания [16, С.39].
План урока должен бытьпосильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособитьтеоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какаяситуация сложилась к уроку, как будет стимулирована деятельность учащихся,каковы возможные их достижения на уроке. В хорошем плане словесной информациинемного, но много графических и схематических обозначений, здесь такжеразличные стрелки, подчеркивания, указания по ведению урока. Это программауправления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняютученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик.
Таким образом, урокуистории присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем неменее, урок истории – особый урок и это отражает предложенная глава.

Заключение
В работе рассмотреныактуальные проблемы современного урока истории. Работа носит теоретическийхарактер, но может быть использована в качестве методического пособия для студентов педагогических колледжей  по специальности «0304»- «Истории».
В работе сделаныследующие выводы:
1. Урок требуетпостоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к урокус учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опытаобеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок- этодело непростое даже для опытного учителя.
2. Урок историиявляется частью содержания исторического и обществоведческого образования,занимающего определенное место  в системе школьного попроблемно-хронологическому принципу.
3. Качественный урокхарактеризуется совместно — активной работой и тесным творческимвзаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнутатриединая цель: обучить, воспитать, развить.
4. Содержание урокадолжно соответствовать современным требованиям исторической ипсихолого-педагогической науки. Урок истории следует построить логически четкои ясно, а изложение материала должно быть образно-эмоциональным, отличатьсяубедительностью обобщений и выводов. Каждый этап урока планируется собязательным указанием его времени. Урок любого типа характеризуетсявариативностью методики его проведения.
5. Каждый урок имеетсвою структуру. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок,особенно в средних классах.
Многообразие форм изусловий развития урока — одно из условий развития у учащихся интереса к историикак к предмету, повышения качества обучения.
Главными признакамиурока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетаниеведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.
Урок был, есть и вобозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитанияучащихся.
Приложение,предложенное автором содержит материалы справочного характера.
Таким образом, цельработы достигнута и задачи, поставленные в работе решены.

Литература
 
1.        Актуальные вопросыметодики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
2.        Бондаревский В.Б. Воспитаниеинтереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985.
3.        Белявский И. В., Павлов Л. С.Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. – М.:Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.
4.        Вагин А.А. Методика обучения истории.— М., 1972.
5.        Вагин А.А. Методика преподавания истории в среднейшколе. М., 1968.
6.        Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю. Методикапреподавания исто­рии в школе. –  М., 1999.
7.        Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Историческое образование в современной России: Справочно – метод. Пособие. –М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
8.        Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории всредней школе.— М., 1988.
9.        Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории.— М., 1969.
10.     Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории.—М., 1978.
11.     Зиновьев МА. Очерки методики преподавания истории.— М.,1955.
12.     Иоффе А.Н. Основные стратегиипреподавания//Преподавание истории в школе. -2005. — №7.
13.     Историческое образованиев современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.— М., 1997.
14.     Карпова К. А. Интегрированныеуроки истории//Преподавание истории в школе. – 2004. — №5.
15.     Короткова М. В., Студеникин М. Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие дляучителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос»,1999.
16.     Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.—М., 1990.
17.     Кущенко Г. В. Уроки –путешествия//Преподавание истории в школе. – 2003. — №3.
18.     Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории всредней школе.— М., 1957.
19.     Матулис Т.Н. Методика преподавания истории.— М., 1978.
20.     Методика обученияистории в средней школе: Пособие для учителей / Под ред. Ф.П. Коровкина.— М.,1978.— Ч. 1.
21.     Методика обученияистории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.— М.,1978.— Ч. 2.
22.     Милюков Н.П. Изучение истории вобласти в средней школе.- М.: Просвещение, 1960.
23.     Озерский И.З. Начинающему учителю истории.— М., 1989.
24.     Подласый И.П. Педагогика. Новыйкурс. В 2 ч. – М.: «Владос», 1998, -ч. 1.
25.     Степанищев А. Т. Методикапреподавания и изучения истории: Учебное пособие для студ. Высш. учеб.заведений: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002.- ч. 1.
26.     Стражев А.И. Методика преподавания истории.— М., 1964.