Ревизия бюджетирования

Введение
Ревизия – это полное обследование хозяйственнойдеятельности объекта контроля с целью проверки ее законности, правильности, целесообразностии эффектности.
Ревизия – наиболее распространенная формабюджетного контроля, включающая так же работу финансовых органов по составлениюи исполнению бюджета, осуществляемую с помощью приемов документного ифактического контроля направленных на установление обоснованности,целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственныхопераций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины,сохранение государственной собственности, достоверности учета и отчетности сцелью выявления недостатков и нарушению деятельности ревизуемого объекта.
Результаты ревизии оформляются актом, наосновании которого применяются меры по устранению нарушений, возмещениюматериального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

1. Сущность процессов бюджетирования ибизнес-планирования
Сущность бюджетирования
Бюджетирование в общем виде можно представить какинформационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощьюопределенных финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджетированиенепосредственно связано с управлением и управленческим учетом, является егосоставной частью. Экономически эффективная деятельность организации возможнатолько в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, нореальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов.
Бюджетирование – это процесс определения такихпараметров, планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущийпериод времени. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль ихисполнения, составляющий основу управленческого учета и анализа.
Сущность бюджетирования состоит в разработкевзаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия иего подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования,контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействийна отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – этосистема, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля ианализа стоимостных показателей деятельности организации.
Нельзя ограничивать бюджет планом доходов ирасходов, а бюджетирование только планированием. Это часть общей системыэкономической работы на предприятии. Планирование без контроля исполненияпланов теряет смысл, учет, не используемый для оценки и контроля деятельности,бесцелен, а контроль без данных плана и учета невозможен. Именно поэтомубюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данныепланирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующихих процессов и величин. Бюджетирование как система имеет достаточно глубокиеисторические корни. Его происхождение связывают с возникновением камеральнойбухгалтерии, имеющей целью «схематическое, легко контролируемое определениехода производства и его результатов на основе предварительно составленной сметыи бюджета». Уже в то время (камеральная бухгалтерия появилась в позднемсредневековье) считалось, что учету доходов и расходов должен предшествоватьпредварительный расчет их ожидаемой величины и специалисты по камеральномуучету в зарубежных странах уделяли этому большое внимание.
Российские ученые также внесли определенный вкладв развитие идей бюджетирования. Среди них следует отметить Л.И. Гомберга,который выделял в качестве объектов исследования им же сформулированной новойнауки экономологии смету (бюджет), бухгалтерский учет и контроль. В смете онвидел инструмент планирования, связывая ее с коммерческим расчетом. В основедеятельности бухгалтерии он выделял причинно-следственные связи, а контрольтрактовал как процесс установления соответствия хозяйственной деятельностиинтересам предприятия, признавая только предварительный и заключительныйконтроль. Проф. А.П. Рудановский предлагал ввести в классификацию счетовсчета бюджета и пытался установить связь каждой операции с бюджетом, называяэтот процесс бюджетированием. Он первым ввел это понятие в российскую теорию ипрактику учета.
Несмотря на свою прогрессивность, идеибюджетирования в то время оказались невостребованными ни у нас, ни за рубежом.Они нашли практическое воплощение только в период становления и развитияуправленческого учета, когда бюджетирование стало неотъемлемой составной частьютеории и практики менеджмента.
Востребованность идеи бюджетирования в XX в. была обусловленадвумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические исследования,обогатившие теорию и практику учета для целей управления, создали для этогонеобходимую базу, а с другой – сложившиеся экономические условия, обострившиевнешнюю и внутреннюю конкуренцию и связанный с ней рост затрат и усилий нареализацию товаров, заставили искать новые пути их снижения и контроля.
После Второй мировой войны началось развитие управленческогоучета и анализа, где основной упор делался на составление изменились функции исодержание бюджетирования. Оно стало составной частью предварительных сметзатрат, оперативное выявление отклонений от них, систематический анализиздержек производства и поиск вариантов управленческих решений на базе оценкизатрат и результатов.
Учет в бюджетировании
Основу учета в бюджетировании составляет учет поцентрам ответственности. В отличие от аналитического учета по носителям затрат,который может носить эпизодический характер вследствие своего предназначениядля решения конкретной управленческой задачи, учет по центрам ответственности всистеме бюджетирования предполагает отражение, накопление и представлениепостоянного потока информации, входящей и исходящей из центра его формированияи соответствующей ответственности. Руководству предприятия необходима полнаясравнительная информация о деятельности центров ответственности, поэтому учет вбюджетировании должен использовать все существующие системы учета затрат,основанные на исчислении полных и переменных издержек, их группировки поносителям и функциям.
Организационное обеспечение процессабюджетирования многовариантно и зависит от многих факторов: масштабовпредприятий целей и задач применяемой системы управленческого учета, отраслевойпринадлежности, сложившихся традиций учетно-аналитической практики в даннойстране и т.п.
На ряде зарубежных компаний и фирмбюджетированием занимаются специальные отделы, иногда называемые бюджетнойбухгалтерией, и работники этих отделов, именуемые контроллерами.
Бюджетная бухгалтерия призвана представлятьфактические и нормативные бюджетные затраты и результаты, разрабатыватьрекомендации по их оптимизации. Исходя из задач, поставленных генеральнойдирекцией организации, контроллеры должны рассчитать ожидаемы результатдеятельности по видам бизнеса и оценить реальность е достижения. Кроме того,они призваны предвидеть экономическую ситуацию предприятия по истеченииопределенного периода времен через анализ исполнения бюджетом. Бюджетнаябухгалтерия обеспечивает эффективный управленческий контроль результатовхозяйствования, объединяя контроль предстоящих затрат и будущих результатов,связанных с ответственностью, в момент формирования бюджетов и контроль в ходеисполнения бюджета, позволяющий проводить корректирующие изменения в ходеодного и того же экономического процесса до того момента, пока экономическаяситуация потребует вмешательства.
Современная бюджетная бухгалтерия развивается подвум направлениям: в виде интегрированного учета исполнения бюджета в составефинансовой или управленческой бухгалтерии; как самостоятельная бюджетнаябухгалтерия, построенная на информации управленческого учета.
Исходя из этого возможны три формы связифинансовой, управленческой и бюджетной бухгалтерий.
Первый вариант – автономная система с выделениембюджетной бухгалтерии в самостоятельную подсистему, использующую данныеуправленческого учета. При втором варианте существует обособленный учетисполнения бюджета, но бюджетная бухгалтерия не выделена в самостоятельную инаходится в составе управленческой. Третий вариант предполагает интегрированнуюсистему, в которой объединены финансовая, управленческая и бюджетнаябухгалтерии. При этом используется единая система счетов и бухгалтерскихпроводок, связь показателей осуществляется при помощи контрольных счетов доходови расходов финансовой бухгалтерии, а задачи, поставленные перед управленческойи бюджетной бухгалтериями, в основном решаются внесистемными методами.
Организация управленческого учета в системебюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности ихформирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:
– выделение сегментов деятельности иопределение программы действий;
– формирование коммерческого бюджета;
– составление бюджета производственных расходов;
– формирование бюджета закупок;
– составление бюджета административныхрасходов;
– формирование бюджета инвестиций;
– составление прогноза (бюджета) движенияденежных средств (финансового бюджета);
– формирование прогноза прибылей и убытков,прогнозного баланса.
С точки зрения организации учета процедуры,используемые при формировании главного бюджета, аналогичны тем, чтоиспользуются при отражении фактических операций, а конечный результатвычислений и обобщений фиксируется в итоговой финансовой отчетности: балансе,отчете о прибылях и убытках, отчете о движении капитала и денежных средств.Принципиальное различие состоит в том, что, во-первых, бюджетные суммы отражаютзапланированную деятельность, а не прошедшие события и, во-вторых, записькомпонентов бюджетов и их исполнения ведется, как правило, внесистемнымметодом.
Коммерческий бюджет, формируемый для центрадохода, лежит в основе составления главного бюджета, так как он оказываетвлияние практически на все бюджеты, входящие в систему. Этот бюджет включаетдоходы от реализации продукции и услуг и коммерческие расходы, связанные сданными продажами. Бюджет формируется на основе прогноза продаж, который вбольшинстве случаев определяется руководством компании, используя различныепрогнозные оценки и обоснования на основе статистических и аналитическихметодов. Бюджет продаж отличается от соответствующего прогноза тем, что прогнозявляется пассивным предсказанием какого-то неконтролируемого результата, абюджет представляет собой обязательство менеджера центра ответственностипредпринять необходимые действия для достижения желаемого результата, в томчисле и объема продаж. В коммерческий бюджет кроме бюджета продаж включаютсязатраты на организацию сбыта и продвижение товара, в которых целесообразно выделятьпостоянную и переменную части. Переменные расходы (транспортировка, реклама,комиссионные и др.) определяются в зависимости от объема реализации. Постоянныерасходы в основном связаны с деятельностью коммерческой службы как частиадминистративного аппарата предприятия, чаще всего они планируются исходя изсоответствующих нормативных ставок. Расходы на организацию продаж рассчитываютприменительно к отделению, подразделению, товару, услуге, группе покупателей,региону, временному периоду, методам продаж и т.д.
Стандартизированная деятельность носитповторяющийся характер и является предметом исследования для количественногоанализа. Но могут обособляться единичные, весьма существенные расходы, такие,например, как на участие в выездных продажах, для которых необходимо составлятьотдельный бюджет и затраты классифицировать по функциям.
Основы планирования
Бизнес-планирование – это определение целей изадач направлений бизнеса (направления деятельности предприятия, определенногоинвестиционного или коммерческого проекта, организационного мероприятия:эмиссия, приватизация, реорганизация и т.п.), путей их достижения, а такжедетализация всего этого в специальном документе – бизнес-плане. Планирование – заранеенамеченный порядок, последовательность осуществления программы выполненияработы или проведения мероприятия. Планирование оптимальное – это совокупностьметодов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантовразвития наиболее оптимальный, который обеспечивает наиболее эффективное использованиересурсов предприятия.
План – это намеченный на определенный периодпорядок работы. Планирование должно охватывать все звенья производства,распределения и обмена на территории страны и осуществляемое на всех уровняхуправления экономикой и социальными процессами. Система планирования включает:
1. Прогнозирование развития предприятий иорганизаций;
2. Разработка проекта перспективного плана;
3. Утверждение перспективного плана;
4. Разработка и составление долгосрочного,среднесрочного, краткосрочного и оперативного планов;
5. Утверждение этих планов;
6. Доведение плановых заданий до отдельных цехов ит.д.;
7. Оперативно-календарное планирование работыподразделений и предприятий;
8. Оперативный контроль и регулирование всейпроизводственно-хозяйственной деятельности.
Прогноз – это научно обоснованные суждения овозможных состояниях объекта в будущем о путях и сроках решениясоциально-экономических проблем. Прогнозы используются в планировании двоякимиспособами: как составная часть самого планирования; как предплановая стадия. Прогнозв отличие от плана не имеет директивного характера. Прогнозирование являетсяпредплановой стадией.

2. Организация ревизии бюджетирования ибизнес-планирования
Как известно, одним из наиболее важных участковуправленческого учета и контроля на предприятии является ревизия финансовойсистемы. Причем, если обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельностипредприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной цельюлибо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общемусобранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях иубытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета ипредставления финансовой отчетности, а также правовых актов РоссийскойФедерации, то ревизия финансовой системы или системы управления финансамипредприятия имеет целью помощь исполнительному органу управления или советудиректоров в осуществлении контроля эффективности различных звеньев финансовойсистемы. В этом случае ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверки деятельностиразличных звеньев финансовой системы, предоставляет обоснованные предложения поустранению выявленных недостатков, дает рекомендации по повышению эффективностифинансового управления. Организационная модель ревизии имеет следующуюструктуру:
– объектревизии,
– критерииэффективности состояния или функционирования объекта ревизии,
– методикаревизии. Она схематична в связи с тем, что информационная перенасыщенностьможет привести к затруднениям в практическом использовании. Например, вэлементе «методика ревизии» указаны лишь главные или принципиальные технологическиепроцедуры (шаги). Более детализированные методики разрабатываются отдельно покаждому вопросу (объекту) ревизии системы управления.
В первуюочередь дадим характеристику структуры организационной модели ревизии.
Объектамиревизии являются:
– системабезналичных расчетов;
– системыбюджетирования и бизнес-планирования;
– управлениефинансовыми рисками;
– управлениеоборотными средствами;
– управлениекапиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
– политикапривлечения новых финансовых ресурсов;
– управлениеструктурой капитала предприятия;
– уровеньи динамика финансовых результатов деятельности предприятия.
имущественноеи финансовое состояние предприятия;
– деловаяактивность и эффективность деятельности предприятия.
Критерииэффективности системы бюджетирования и бизнес-планирования: вопросырациональности систем бюджетирования и бизнес-планирования в общем и целом могутбыть сведены в следующие три основных направления:
а)оргструктура систем,
б)регламентация систем,
в) информациясистем.
Кроме этого,об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров(оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятияк изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджерови т.д.), указанных в самой методике.
Методикаревизии включает в себя:
1. Выяснение(методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством,сбора и анализа документации и т.д.):
– целейи финансовых стратегий предприятия (общих и по структурным составляющим), финансовыхпрограмм развития;
– внешнихи внутренних факторов функционирования.
2. Анализ:
– организационно-распорядительнойдокументации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовуюдеятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
– формфинансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерскую отчетность,бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, отчетыоб объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств,ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
– кредитныхсоглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств,реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактуры, платежной документациии иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и инымиюридическими (физическими) лицами.
3. Процедураконтроля системы бюджетирования и бизнес-планирования предприятия в зависимостиот объекта ревизии включает ряд направлений, описанных ниже.
Проанализироватьи оценить:
– обоснованностьпринятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование идр.), используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановыхрасчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана (объемреализации продукции, денежные поступления и отчисления, прибыли и убытки,показатели планового баланса активов и пассивов, точка безубыточности продаж),методов оптимизации прибыли как составной части бизнес-планирования (предельныйанализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства, методпроизводственной функции Кобба-Дугласа, метод двойного бюджета и др.);
– состави виды бюджетов (бизнес-планов) предприятия и его структурных подразделений, ихформы, структуры, отражаемые в них данные;
– временные(год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметрыбюджетов;
– последовательностьих постановки в соответствии с бизнес-процессами организации;
– широтуприменения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности ит.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);
– процедурыформирования (включая согласование показателей, утверждение и контроля) бюджетови бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
– процедурыконтроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значенийбюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнениембюджетного регламента (в частности, на предмет: оперативности контроля, анализаотклонений и установления их причин);
– принимаемыемеры по отклонениям в бюджетах (в частности, на предмет: рациональности,действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям об исполнениибюджетов руководству предприятия, корректировки бюджетов);
– фактическоевыполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль)бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядокответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимальнораспределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет).
При этомособое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежнымипотоками (основные аспекты анализа: структура, формы, регламенты, степеньиспользования при принятии финансово-хозяйственных решений и их последующейоценке, методика расчета и анализа дисконтированных денежных потоков по видамдеятельности, выбор коэффициентов дисконтирования).
Установить:
– обеспечиваютли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координациюдеятельности, повышение управляемости и адаптивности предприятия к изменениямво внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде(рыночной конъюнктуре);
– создаютли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступленияи расходования) денежных средств;
– соответствуютли они принципу сквозного финансового планирования;
– снижаютли они возможность злоупотреблений (например: сговор работников отдела сбыта спокупателями продукции предприятия и т.д.) и ошибок в управлении;
– демонстрируютли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности,формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками(что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других);
– обеспечиваютли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшуюмотивацию их деятельности и ее оценку.
Принеобходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемыхпредприятием для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь, финансового).
3. Проведение ревизии организации бюджетированияи бизнес-планирования ООО «Фортуна»
Общество с ограниченной ответственностью«Фортуна», утверждено решением учредительного собрания от «15» мая 1993 года, всоответствии со ст. ст. 87–94 ГК РФ, Федеральным законом РоссийскойФедерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.98 г.
Полное фирменное наименование Общества на русскомязыке: Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна».
Место нахождения и почтовый адрес Общества:241033, г. Брянск, пр-т. Ст. Димитрова, 88
Срок деятельности Общества не ограничен.Деятельность Общества прекращается по решению его Участников либо пооснованиям, предусмотренным ГК РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью».
1. Выяснение(методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством,сбора и анализа документации и т.д.):
– целейи финансовых стратегий предприятия: основной целью общества является получениеприбыли в результате осуществления текущей финансово-хозяйственнойдеятельности;
– с этойцелью ООО «Фортуна» осуществляет производство и оптово-розничную торговлюоргтехникой и запасными частями к ней.
– внешнихи внутренних факторов функционирования: ООО «Фортуна» осуществляет своюдеятельность на основании лицензии №С 113355;
2. Анализ:
– организационно-распорядительнойдокументации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовуюдеятельность:
Порядоквыполнения:
– Путемсопоставления данных учетной политики и требований законодательных инормативных актов, осуществлена первоначальная оценка полноты и правильностисоставления учетной политики.
– Осуществленапервоначальная оценка полноты и правильности составления внутренних документовпо организации системы бухгалтерского учета и применяемых средств контроля.
– Осуществленаоценка профессионального уровня сотрудников бухгалтерской службы.
– на ООО «Фортуна»разработаны главным бухгалтером и утверждены директором предприятия Приказ обучетной политике предприятия и Рабочий план счетов.
– на ООО «Фортуна»бухгалтерская отчетность ведется и составляется в соответствии сзаконодательством Российской федерации;
– такжена предприятии составляются бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, отчеты обобъемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств,ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов.
– вседокументы регулирующие финансово-хозяйственную деятельность (кредитныесоглашения, договора, кредитные заявки, гарантийные письма, счета-фактуры,платежная документация и иных документов, регулирующих финансовые отношениямежду предприятием и иными юридическими (физическими) лицами) составляются ихранятся в соответствии с законодательством РФ.
3. Процедураконтроля системы бюджетирования и бизнес-планирования ООО «Фортуна»включает ряд направлений, описанных ниже.
– напредприятии ООО «Фортуна» составляются ежегодные бизнес-планы;
– вбизнес-плане за 2005 г. были представлены данные необходимые для получениякредита в банке «Уралсиб» филиал в г. Брянске, разделы данногобизнес-плана включают:– Сумма кредита                   927 тыс. руб. (девятьсотдвадцать семь тыс. руб.)
– Видкредита              Краткосрочный
– Сроккредита            1 год
– Целькредита            Приобретение оборотных средств– Желательный для     клиента размер процентной ставки       17% годовых
– Режимиспользования        Погашение основного долга по утвержденному графику– Предлагаемоеобеспечение компьютерная оргтехника
– Специализацияусловия работы.
– Производственныепоказатели деятельности в объемном и денежном выражении
– Финансовыйплан на период кредитования
– Финансовыерезультаты деятельности хозяйства
– Кредитуемоемероприятие
– Обеспечение
– Производственнаяпрограмма на время пользования кредитом
Ответственнымза формирование (включая согласование показателей, утверждение и контроль)бизнес-планов является главный бухгалтер предприятия

Заключение
Задача планирования деятельности предприятия,формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейшихв области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большоеколичество финансовой, бухгалтерской и производственной информации.
Первым шагом в нелегком пути построения системыорганизации бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовкаспециалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования.Для этих целей разработана специальная программа обучения.
Что же компания получает в итоге? Финансовыепотоки компании становятся для руководителя прозрачными. Они имеют возможностьопределять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовыерезультаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовойответственности; планировать движение денежных средств и движениетоварно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строитьи оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании иотдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться кпоставленным целям.

Список используемой литературы
 
1.Гражданский кодекс Российской Федерации №51 – ФЗ от 30.11.94 г.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации №146-ФЗ от 31.07.98 г.
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г.
4.постановление Правительства РФ от 23.09.02 г. №696 «Об утверждениифедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
5.План счетов и Инструкция по его применению.
6.ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
Монография
7. Алборов Р.А. Аудитв организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Изд-во «дело и сервис»,2002. – 464 с.;
8. Андреев В.Д. Практическийаудит (справочное пособие). – М.: Экономистъ, 2004. – 366 с.;
9. Аудит Монтгомери/Ф.Л. Дефлиз;пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. – 542 с.;
10. Аудит: Учеб. длявузов/В.И. Подольский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.;
11.Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия иконтроль: Учебное пособие. – М.: ИД ФЬК – ПРЕСС. – 2004. – 520 с.
12.Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. Д-ра экон. наук проф. МФ.Овсийчук – М.: КНОРУС. – 2005 – 224 с.
13.Маренков Н.Л. Веселова Т.Н. Практика контроля и ревизии:Учебное пособие. – М.: КНОРУС – 2005. – 352 с.
14.Маренков Н.Л. Ревизия и контроль в КО. Издание 2-е. Серия «Высшее образование.Москва: Финансово-экономический институт. Ростов-на – Дону: Издательство«Феникс». – 2004. – 416 с.
15.Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.И. Подольского. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Аудит. – 2004. – 583 с.