Основная роль трудового права — этоурегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда напроизводстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства вданный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало быулучшению их условий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальноепартнерство, консенсус между ними, т.е. социальный мир. А ныне актуальнанеобходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности нетолько в сфере труда между работниками и работодателями, но и всеми слоямиобщества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир нынепризваны укреплять социально-партнерские соглашения.
Цели, задачи, роль и функциитрудового права РФ тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества,государства, а также работников и работодателей.
Задачи трудового права — одна изразновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижениецелей правового регулирования труда и их осуществление. В ст. 1 КЗоТ РФ эти задачизаконодатель указал, предусмотрев, что КЗоТ “регулирует трудовые отношения всехработников, содействуя росту производительности труда, улучшению качестваработы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этойоснове материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовойдисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первуюжизненную потребность каждого трудоспособного человека”, что КЗоТ РФ“устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых правработников”. Эта формулировка Кодекса закрепляет именно основные цели и задачивсего трудового законодательства РФ, т.е. указывает цель применения норм КЗоТ иопределяет задачи действия этих норм. В то же время в ст. 1 КЗоТ РФ кратковыражены и основные функции трудового права. Каждый институт трудового праваимеет свои определенные цели в правовом регулировании, свои задачи. Нормыкакого-либо конкретного института трудового права могут выполнять не одну, адве, три функции этой отрасли одновременно. Все трудовое законодательствопризвано всемерно защищать, охранять трудовые права особенно наиболее слабозащищенной стороны трудовых отношений — работников.
Функции трудового права — этоосновные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей впроцессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.Конечно, трудовое право выполняет и такие общие для всего российского правафункции, как регулятивная и охранительная. Эти функции свойственны почти всемотраслям права, поэтому их не рассматриваем. Надо знать, какие специфичные длятрудового права функции направлены на достижение целей и задач норм даннойотрасли права.
В современный переходный к рынкупериод выделяются пять функций российского трудового права.
1. Социальная функция отражается внормах по обеспечению занятости, реализации свободы труда и других трудовыхконституционных прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охранытруда: ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты и компенсаций и т.д.
2. Защитная функция выражается вустановлении высокого уровня условий труда, в непрерывном его повышениидоговорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудовогозаконодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения индивидуальных иколлективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав. Этафункция трудового права действует на всех стадиях правового регулированиятруда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении,при профилактике их нарушения и приразрешении трудовых споров, восстановлениинарушенных прав. Поэтому защитная функция трудового права отражается в нормахбольшинства институтов трудового права: института обеспечения занятости итрудоустройства, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплатытруда, охраны труда, надзора и контроля, рассмотрения трудовых споров.
3. Хозяйственная, производственнаяфункция проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов,стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовойдисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственныхзаданий и др. Эта функция конкретизируется в нормах институтов трудовогодоговора, рабочего времени, дисциплины труда, оплаты труда.
4. Воспитательная функцияотражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда,а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред),причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.
5. Функция развитияпроизводственной демократии выражается в нормах о праве работников на участие вуправлении предприятием, учреждением, организацией, о правах и гарантияхдеятельности профсоюзов, о полномочиях трудовых коллективов, в дополнительныхюридических гарантиях права на труд для представителей работников, профсоюзов,трудовых коллективов.
Все эти пять функций российскоготрудового права в разные периоды развития страны проявлялись по-разному и внеодинаковой степени. Так, если в 80-е годы функция развития производственнойдемократии быстро и активно отражалась в нормах трудового законодательства, тоныне в период перехода к рыночным отношениям эта функция значительно сужена ипродолжает сужаться. При этом, к сожалению, в трудовом законодательстве неучитывается опыт развитых стран (Германии, Франции и др.) с рыночнойэкономикой, которые, наоборот, в послевоенные годы неизменно расширяютпроизводственную демократию. Ослабло в последние годы также действие ивоспитательной функции трудового права, что связано с растущими простоямипроизводства в его кризисном состоянии.
Системаотрасли трудового права и система науки трудового права
Каждая отрасль права, в том числе итрудовое, имеет свою систему норм, т.е. определенную их группировку,последовательность расположения в структуре отрасли. Система отрасли трудовогоправа представляет его структуру как совокупности в определенном порядкерасположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) взависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет даннойотрасли.
Система отрасли трудового права,система трудового законодательства и система науки, учебного курса “Трудовоеправо” — это взаимосвязанные, но разные понятия. Они имеют определенноесходство, но не идентичны, а различаются. Все указанные системы строятся по ихцелям и предмету, а предметы и цели этих систем разные. Так, предметом и цельюсистемы отрасли являются построение самого здания трудового законодательства,создание структуры расположения его норм внутри отрасли. Система науки,учебного курса своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, ихразвития, правовых связей, т.е. правоотношений сферы трудового права. Наукаизучает не только российское, но и зарубежное трудовое право имеждународно-правовое регулирование труда, следовательно, ее предмет выходит зарамки российского действующего трудового законодательства, а система науки ширесистемы отрасли.
Систематизация трудовогозаконодательства может быть различна в зависимости от того, для каких целей икатегорий работников она предназначается. Одна будет для кадровых работников исовсем другая — для руководителей производств.
Система отрасли трудового права —это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институтыи подынститу-ты), и последовательность их расположения внутри структурыотрасли. Все его нормы располагаются внутри отрасли по взаимосвязанной системе.
Вся система отрасли трудового праваделится на две части: Общую и Особенную. В Общую часть входят нормы,распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы,определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основныетрудовые права и обязанности работников, недействительность условий договоров,разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местногосамоуправления по правовому регулированию труда. Следовательно, к Общей частитрудового права относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда,нормы общих положений — (гл. I) КЗоТ РФ и других российских законов поупомянутым вопросам, глава VIII КЗоТ РФ об установлении дифференциации норм длянекоторых категорий работников.
Особенная часть отрасли трудовогоправа строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм.При этом институты располагаются последовательно в соответствии с динамикойвоз-никновения и развития трудового отношения. Особенная часть отраслиначинается с института обеспечения занятости и трудоустройства. За ним следуетцентральный институт — трудовой договор (контракт), в котором сгруппированынормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема наработу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения).
Далее идут институты, в которыхсгруппированы нормы, регулирующие другие вопросы трудовых отношений: институтрабочего времени и времени отдыха, институт оплаты труда, институт гарантийныхи компенсационных выплат, институт трудовой дисциплины и институт охраны труда.
За ними располагаютсяпоследовательно семь институтов, регулирующих другие, тесно связанные струдовым, отношения. К ним относятся: институт материальной ответственностисторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, институт правпрофсоюзов в сфере труда, институт полномочий трудового коллектива, институтсоциально-партнерских соглашений и коллективного договора, институт подготовкикадров и повышения квалификации на производстве, институт трудовых споров ипорядка их разрешения и институт надзора и контроля за трудовымзаконодательством и охраной труда.
Система КЗоТ РФ построена восновном по системе отрасли трудового права. Но есть некоторые несовпадения иотличия. Так, в КЗоТ выделяются в отдельные главы специальные нормы о трудеженщин (гл. XI), о труде молодежи (гл. XII), о льготах работникам, совмещающимтруд с обучением (гл. XIII). Но эти специальные нормы одни, в отрыве отсоответствующих общих норм, не представляют самостоятельных институтов1.Льготы, указанные в них, относятся к институту охраны труда, а по рабочемувремени — к институту рабочего времени и времени отдыха. Не представляетсамостоятельного института и гл. VII о нормах труда и сдельных расценках. Онасвязана главным образом с институтом оплаты труда. Коллективный договор какинститут отрасли в КЗоТ РФ дан в гл. II, хотя в системе науки (учебного курса)идет после института полномочий трудового коллектива.
Не представляет самостоятельногоинститута и гл. XVIII (последняя) КЗоТ РФ об особенностях регулирования трудаотдельных категорий работников, так как в ней помещены специальные нормы,которые относятся соответственно к различным институтам (трудовому договору,рабочему времени и др.).
Система трудового права изменяется,развивается. Изменения ее можно условно объединить в следующие группы.
Первая группа характеризуетсяотпочкованием от трудового права норм новой отрасли — права социальногообеспечения, которую студенты изучают после завершения учебного курса “Трудовоеправо”. В юридической литературе были высказаны суждения о возникновениихозяйственно-трудового права, профсоюзного и медицинского права. Эти мненияявляются, по меньшей мере, спорными, ибо все названные отрасли не имеютадекватной однородной основы — соответствующих общественных отношений. Поэтомуобъединять нормы в отрасль без предмета отрасли — значит нарушать единствокритериев деления всего права на отрасли и их институты.
Вторую группу в системе трудовогоправа иллюстрируют процессы формирования в ней новых институтов: обеспечениязанятости, социально-партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и др.
Третью группу подтверждаетэволюция, происходящая в отдельных институтах. Заметные изменения происходят, кпримеру, в институте оплаты труда, в институте трудовых споров и порядке ихразрешения и др.
Все эти изменения в системеобусловлены в конечном счете главным образом изменениями в предмете и методеправового регулирования. От системы отрасли трудового права, как указывалось,надлежит отличать систему законодательства и структуру кодификационных актов(КЗоТ). Система трудового законодательства, вторичная категория по отношению ксистеме отрасли права, строится, как правило, по системе отрасли так же, как иструктура КЗоТ РФ. Отличия их были указаны. Но в основном и система трудовогозаконодательства, и структура кодификационных актов (КЗоТ) строятся по системеотрасли и не должны качественно отличаться от нее.
Система науки и система учебногокурса “Трудовое право” (указанная в учебной программе), хотя в основномстроятся по системе этой отрасли, но с ней не совпадают, поскольку их предмет ицели различны.
Наука изучает не только нормытрудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение оправоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития. Поэтомусистемы науки и учебного курса трудового права шире системы отрасли. Учебныйкурс делится на три части: Общую, Особенную и специальную — омеждународно-правовом регулировании труда и зарубежном трудовомзаконодательстве.
В Общей части науки трудового праваизучаются проблемы, имеющие сквозной характер для всей отрасли трудового праваи его науки, а в Особенной — более узкие проблемы по отдельным институтам этойотрасли. Наука трудового права в Особенной части тоже подразделяется на темы, вцелом соответствующие в значительной мере характеру институтов отраслитрудового права.
В Общую часть учебного курса“Трудовое право” входит изучение понятия, предмета, метода и системы трудовогоправа, его источников, основных принципов правового регулирования труда,правового статуса субъектов трудового права, соответствующих видовправоотношении, прав трудовых коллективов, прав профсоюзов в сфере труда,коллективный договор и соглашения. Последние три института хотя и относятся кОсобенной части отрасли, но в учебных целях они в учебной программе курсавключены в Общую часть, поскольку имеют значение при изучении всех другихинститутов Особенной части.
В Особенную часть учебного курсавключаются все другие институты Особенной части отрасли трудового права,начиная с института обеспечения занятости и трудоустройства и кончая трудовымиспорами. Есть в науке и третья часть — специальная. В нее входят нормызарубежного трудового законодательства и международно-правового регулированиятруда, которые также изучаются в учебном курсе.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.chat.ru/~kuraguga