Рентабельность предприятия и пути ее повышения

–PAGE_BREAK–
1.3.        
Факторы, влияющие на повышение рентабельности работы предприятия
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

–         факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

–         факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Ее предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, чтопроблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.

Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.

Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

Более детальный анализ рентабельности производства на примере ООО «Сарвент С» с учетом его организационно-экономических особенностей будет рассмотрен в следующей главе.

Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Сарвент С»
2.1. Общая характеристика предприятия
Предприятие было создано в 1994 году и имело название Товарищество с ограниченной ответственностью «Сарвент С» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и иным законодательством. В целях приведения товарищества с ограниченной ответственностью «Сарвент С» в соответствие с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ, считать данное предприятие обществом с ограниченной ответственностью «Сарвент С». Предприятие было зарегистрировано Администрацией Волжского района г. Саратова 14 июня 1994 года, регистрационный номер 2387.

Учредители Общества: Заиончковский Станислав Витальевич, Львов Леонид Дмитриевич, Назарьев Петр Дмитриевич.

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Сарвент С».

Местонахождение ООО «Сарвент С»: РФ, г. Саратов, ул. Валовая,          дом 92.

Основными целями Общества являются: получение прибыли от удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в его продукции, работах и услугах; реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических программ Общества.
Основные направления и виды деятельности Общества:

-научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, технологические и другие работы;

-организация работ по созданию и развитию фирменного сервисного обслуживания поставляемого оборудования;

-проведение всех видов строительных, ремонтно-строительных, строительно-монтажных работ;

-торгово-закупочная, посредническая и дилерская деятельность;

-обслуживание кемпингов, зон отдыха, гостиниц, кафе, магазинов;

-оказание бытовых услуг населению, в т.ч. ремонт товаров народного потребления;

-изготовление и ремонт, а также реализация продукции производственно-технического назначения, в т.ч. электронного оборудования;

-производство строительных материалов, в т.ч. переработка древесины;

-сервисное обслуживание автотранспорта, в том числе организация автостоянок, автомоек, автозаправочных станций;

-деятельность по внедрению научных разработок;

-проведение выставок-продаж различной продукции, в том числе товаров народного потребления;

-внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;

-дизайнерские работы по благоустройству приусадебных хозяйств, жилых массивов, зон отдыха и т.д.;

-строительство газопроводов, дорожные работы;

-земляные работы;

-сантехнические, монтажные работы;

-другие, не запрещенные действующим законодательством, виды.

Общество хранит и предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сборов и обработки информации.

В установленных действующим законом случаях и порядке отдельные виды предпринимательской деятельности Общество осуществляет по специальным разрешениям (лицензиям) (приложение № 3).

Данные предоставлены на основании Устава предприятия         (приложение №1).
                                                                                              

2.2. Организация бухгалтерского учета предприятия
Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечении контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутренних резервов.

ООО «Сарвент С» применяет общую систему налогообложения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.1996 г.              № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ответственными являются:

–         за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций – руководитель организации;

–         за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер.

На предприятии выбраны следующие варианты техники бухгалтерского учета:

–         бухгалтерский учет ведется на основании рабочего плана счетов;

–         бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники);

–         учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

–         основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

Далее перечислены варианты методики бухгалтерского учета которые выбраны ООО «Сарвент С»:

1.1.          Учет материально-производственных запасов:

–         материальные ценности приходуются на балансовом счете 10 «Материалы» по цене приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 5/01 (фактическая себестоимость);

–         с целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, используется способ оценки материалов по средней себестоимости;

–         товары, приобретаемые для реализации и сбыта, приходуются на балансовом счете 41 «Товары» по покупной стоимости, При реализации покупных товаров применяется следующий метод оценки по средней себестоимости.

1.2.          Учет основных средств:

–         основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при выполнении условий и по первоначальной стоимости с учетом расходов, поименованных в ПБУ 6/01;

–         стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации, амортизация объектов основных средств производится по линейному способу;

–         срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (с изменениями от 09.07. и 08.08.2003 г.);

–         ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в себестоимости продукции по мере выполнения ремонтных работ.

1.3.          Учет нематериальных активов:

–         к нематериальным активам относятся объекты, отвечающие всем признакам приведенным в ПБУ 14/2000;

–         нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению, до состояния, в котором они пригодны к использованию отдельного счета 05 «Амортизация нематериальных активов»;

–         срок полезного использования нематериальных активов определяется в соответствии с ПБУ 14/2000. В случае невозможного определения срока полезного использования нематериальных активов, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

1.4.          Учет кредитов и займов:

–         учет кредитов и займов ведется в соответствии с ПБУ 15/01;

–          дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, включаются в операционные расходы в отчетном периоде, в котором были произведены расходы.

1.5.          Списание общехозяйственных расходов:

–         расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 90 «Продажи»;

–         общехозяйственные расходы относить на производственную деятельность;

–         расходы на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров, командировочные и представительские расходы относятся на затраты в пределах действующих нормативов, утвержденных Правительством.
1.6.          Списание расходов будущих периодов:

–         расходы будущих периодов учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются равномерно в течении всего периода, к которому эти расходы относятся.

1.7.          Учет выручки от реализации в целях исчисления НДС.

–         моментом реализации товаров и услуг для начисления НДС считать поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия – метод «по оплате».

1.8.          Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль:

–         доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств и (или) иного имущества (работ, услуг) – метод «начислений»;

–         расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы оплаты;

–         относить на себестоимость, затраты, оговоренные в коллективном договоре;

–         исчисление налога производится централизованно по месту нахождения организации;

–         уплата налога, подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов муниципальных образований, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения обособленного подразделения.
1.9.          Исчисления и уплата налога на имущество:

–         налог на имущество исчисляется и уплачивается на основании гл. 30 Налогового Кодекса РФ, принятой Федеральным законом от ноября 2003 г. № 139-ФЗ.

Сведения предоставлены на основании Положения об учетной политике по предприятию ООО «Сарвент С» (приложение № 2).

Основными информационными источниками для расчета показателей и проведения анализ служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность: Форма №1 «Бухгалтерский баланс» и Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках (приложение № 4,5,6,7).
                                                                              
2.3. Организационная структура предприятия
Организационная структура ООО «Сарвент С» имеет следующий вид:

2.4. Анализ рентабельности предприятия
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.

Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов ООО «Сарвент С».

Для принятия решений, связанных с дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и  правильная ее обработка, оценка и грамотное  использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния. С этой целью проводится финансовый анализ.

Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           ликвидность баланса предприятия;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           платежеспособность;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           финансовую устойчивость;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           рентабельность и деловую активность предприятия.

Рассмотрим структуру баланса ООО «Сарвент С» (таблица 1).

Таблица 1
    продолжение
–PAGE_BREAK–Структура баланса предприятия тыс.руб.
Показатели баланса

На начало 2008 г.

На начало 2009 г.

Изменения

2009-2008

гг.

Нематериальные активы

 (стр. 110)

Основные средства (стр. 120)

342

254

88

Незавершенное производство

производство (стр. 130)

Долгосрочные финансовые вложения (стр. 140)

Прочие внеоборотные активы (стр. 150)

Запасы (стр.210)

1600

3164

-1564

ДЗ платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. После отчетной даты

(стр. 230)

КЗ платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты (стр. 240)

9787

14717

-4930

Краткосрочные финансовые вложения (стр. 250)

Денежные средства (стр. 260)

340

1290

-950

Прочие оборотные активы         (стр. 270)

Итого активы (сумма п.1-11)

12069

19425

-7356

Заемные средства (стр. 590)

Заемные средства и кредиты      (стр. 610)

Краткосрочная задолженность (стр. 620)

11789

19068

-7279

Расчеты по дивидендам

(стр. 630)

Резервы предстоящих расходов и платежей (стр. 650)

Прочие краткосрочные пассивы (стр. 660)

Прибыль (убытки) (стр.470)

276

349

-73

Уставный капитал (стр. 410)

8

8

На основании выше приведенной таблицы 1 рассчитаем ряд абсолютных показателей (табл. 2).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 2

Анализ обеспеченности запасов источниками формирования, тыс. руб.

Обобщая результаты произведенных расчетов, можно сказать, что за период 2009 год собственные оборотные средства предприятия заметно выросли и составили 19425 тыс. руб., что по сравнению с 2008 годом больше на 7352 тыс. рублей.

Доля собственных оборотных средств, на конец анализируемого периода, в активах предприятия также увеличилась, что является положительным моментом.

Все запасы покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие в достаточной мере, обеспечена данными источниками средств для развития хозяйственной деятельности и независимо от внешних факторов.

У предприятия наблюдался снижение показателя «основные средства», на основании этого можно констатировать, что предприятие находилось в неустойчивой финансовой ситуации, но не смотря на это, остальные показатели находятся в норме.
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Таблица 3

Анализ рентабельности (прибыльности) предприятия

Показатели/Формула расчета

На начало 2008 г

На начало 2009 г

Изменения

2009-2008 гг.

Рентабельность продаж
R1= стр.050 ф.№2 / стр.010 ф.№2

0,02

0,01

-0,01

Общая рентабельность
R2 = стр.140 ф.№2 / стр.300 ф.№1

0,01

-0.01

Рентабельность собственного капитала
R3= (стр.190 ф.№2 / стр.490 ф.№1) + (стр.190 ф.№2 / стр.640 ф.№1) + (стр.190 ф.№2 / стр.650 ф. №1)

0,25

0,01

-0,24

Рентабельность внеоборотных активов
R4= стр.160 ф.№2 / стр. 190 ф.№1

Фондорентабельность
R7= стр.140 ф.№2 / стр.120ф.№1

0,49

0,02

-0,47

Рентабельность основной деятельности
R5= стр.050 ф.№2 / стр.020 ф.№2

0,05

0,00

-0,05

Рентабельность постоянного (переменного) капитала
R6= (стр.140 ф.№2 / стр.490 ф.№1) + (стр.140 ф.№2 / стр.640 ф. №1) + (стр.140 ф.№2 / стр.650 ф.№1)

0,59

0,01

-0,58

Из таблицы 3 видно, что значения всех показателей рентабельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшились: рентабельность продаж снизилась на 0,1 пункта, что говорит об уменьшении прибыли на единицу реализованной продукции; экономическая рентабельность снизилась на 0,01 и это свидетельствует об уменьшении прибыли с каждого рубля, вложенного в активы; рентабельности внеоборотных активов 2009 года по сравнению с 2008 годом осталась неизменна. Частным показателем рентабельности внеоборотных активов является фондорентабельность, снижение которой свидетельствует  об уменьшении прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных средств. Снизившейся уровень  рентабельности собственного капитала (на 0,24) отражает уменьшение отдачи средств, сформированных за счет вкладов собственников.

Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия эффективность работы предприятия характеризуют показатели деловой активности.

Деловая активность – это результаты работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Деловая активность проявляется в динамичности развития хозяйствующего субъекта, достижении им поставленных целей, а также скорости оборотных средств.

Порядок расчета основных показателей деловой активности, а также их краткая характеристика представлены в таблице  4.
Таблица 4

Анализ деловой активности предприятия

Показатели/Формула расчета

На начало 2008 г.

На начало 2009 г.

Изменения 2009-2008 гг.

Фондоотдача основных средств

Фо = стр.010 гр.3 ф.№2 / ((стр.120гр.4ф.№1) + (стр.120 гр.3 ф.№1)/2)

78,73

46,32

-32,41

Общая оборачиваемость капитала

Ок = стр.010гр.3ф.№2/((стр.300гр.4ф.№1 + стр.300гр.3ф.№1)/2)

2,12

0,93

-1,19

Средний срок оборота капитала

Ск = 365/Ок

172,16

392,47

220,31

Оборачиваемость оборотных средств

Ооб = (стр.010гр.3ф.№2)/((стр.290гр.4ф.№1 + стр.290гр.3ф.№1)/2)

2,16

0,94

-1,22

Средний срок оборота оборотных активов

Соб = 365/Ооб

16,98

388,29

219,31

Оборачиваемости материальных оборотных средств

Ом.ср = (стр.010гр.3ф.№2)/((стр.210гр.3ф.№1 + стр.220гр.3ф.№1)/2)

41,72

9,63

-32,09

Средний срок оборота материальных средств

См.ср = 365/Ом.ср

8,74

37,90

29,16

Оборачиваемости дебиторской задолженности

Од/з = (стр.010гр.3ф.№2)/(∑(стр.230,240 гр.4ф.№1) + ∑(стр.230,240 гр.3ф.№1)/2)

2,73

1,14

-1,59

Средний срок оборота дебиторской задолженности

Сд/з = 365/Од/з

133,69

320,17

186,48

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Ок/з = (стр.010гр.3ф.№2)/(∑(стр.620,630 гр.4 ф.№1) + ∑(стр.620,630 гр.3 ф.№1)/2)

2,16

0,95

-1,21

Продолжительность оборота кредиторской задолженности

Ск/з = 365/Ок/з

168,98

384,21

215,23

Оборачиваемость собственного капитала

(стр.010 гр.3ф.№2)/(∑(стр.490,640,650 гр.4 ф.№1) + ∑(стр.490, 640,650 гр.3 ф.№1)/2)

104,40

42,62

-61,78

По результатам анализа показателей деловой активности, представленной в таблице 4, можно сделать следующие выводы.

Из расчета коэффициента общей оборачиваемости капитала по предприятию ООО «Сарвент С» за 2008-2009 гг. видно снижение общей оборачиваемости имущества (активов, ресурсов), т.е. наблюдается уменьшение общей ресурсоотдачи имущества и увеличение среднего срока оборота капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств указывает на снижение оборачиваемости всех оборотных средств.

Определение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности указывает на то, что оборачиваемость средств в расчетах снижается. Увеличиваются отвлечение средств предприятия в расчеты.

Оборачиваемость кредиторской задолженности также снижается.  Срок оборачиваемости кредиторской задолженности увеличивается, что является отрицательной тенденцией с позиции соблюдения платежной дисциплины.

Оборачиваемость собственного капитала тоже снижается. Это имеет отрицательное значение в первую очередь для учредителей и участников предприятия.
                                                                                          
Глава 3. Пути повышение рентабельности предприятия
3.1. Пути повышения и резервы роста рентабельности торгового предприятия
Главной целью управления финансовыми результатами деятельности предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели, система управления финансовыми результатами призвана решать следующие основные задачи:

1.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными естественными ограничителями размера прибыли выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

2.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов, деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной дельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль.
6.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.
7.                                                                                                                                                                                                    Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны — обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.

        Все рассмотренные задачи управления финансовыми результатами деятельности предприятия теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала: обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться с ускорению оборота активов;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                           рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорости оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда).

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 степень использования производственных ресурсов;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 объем, качество и структура продукции;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования1.

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Предложения:

На основе анализа рентабельности предприятия, можно сделать следующие выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения  прибыли и рентабельности:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 снижение себестоимости выпускаемой продукции;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 повышение качества выпускаемой продукции.

____________________________

1Шеремет А.Д, Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1999.

Также представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО   «Сарвент С», которые возможно применить как в краткосрочном и  среднесрочном,  так  и  в  долгосрочном  периоде:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 усовершенствовать управление предприятием, а именно:

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 совершать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его накладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
–                                                                                                                                                                                                                                                                                 при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использовании оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразится на  повышении производительности труда;

–                                                                                                                                                                                                                                                                                 осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

    продолжение
–PAGE_BREAK–