Отрасль машиностроения и ее роль в Вологодской области

Федеральное агентство по образованию
Курсовой проект
Дисциплина: Региональная экономика
Отрасль машиностроения и ее роль в Вологодской области
г. Вологда
2010 г.

Содержание
 
Введение
Состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодской области
Основные машиностроительные предприятия Вологодской области
Роль Правительства Вологодской области в развитии машиностроения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
 

Введение
Машиностроению принадлежит ведущая роль в национальной и региональнойэкономике, в силу присущих ему макроэкономических функций, связанных своплощением достижений научно-технического прогресса в новой технике итехнологии, выпуском новой продукции, снабжением машинами и оборудованием всехотраслей материального производства, удовлетворением спроса населения натехнически сложные потребительские товары. В региональном масштабе развитиемашиностроения способствует развитию других территориальных отраслей, улучшениюзанятости населения, пополнению бюджетов всех уровней, в целом росту экономикии благосостояния региона. Машиностроение и металлоремонт являютсяструктурообразующей и градообразующей отраслью хозяйственного комплексаВологды. Предприятия машиностроения области, как и в целом по стране сегоднянаходятся в тяжелом экономическом положении. В новых экономических условияхрынок определяет результативность производства. Большинство машиностроительныхпредприятий города были в свое время ориентированы на внутренние потребностистраны. Изменения в отечественной экономике привели к снижению внутреннегоинвестиционного и потребительского спроса на машиностроительную продукцию. В тоже время машиностроители оказались под натиском более качественных, а часто иболее дешевых импортных поставок машин и оборудования. Мировой уровень качестваи стоимость изделий сегодня выступают не просто эталоном, а реальнымконкурентом отечественных производителей.
Повышение качества выпускаемой продукции зависит от состояния основныхпроизводственных фондов, их возраста и загрузки. Вследствие резкого сокращенияинвестиций в отрасль машиностроения в прошлое десятилетие, замедлилось введениев действие новых производственных фондов, сдерживается выбытие устаревших,увеличивается степень их износа.
В данном курсовом проекте мы рассмотрим состояние и развитие отраслимашиностроения в Вологодской области, основные предприятия, которымипредставлена данная отрасль в области, а также перспективы ее развития вбудущем и роль Правительства Вологодской области в развитии машиностроения.
Состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодскойобласти
Вологодская область – промышленно развитый регион России, производящий1,6% продукции промышленности России и 14% объема СЗФО. Объем отгруженнойпродукции промышленности в расчете на одного жителя почти в 2 раза вышесреднероссийского показателя, и среди 83 субъектов Российской федерации поэтому показателю область занимает 4 место в России и 2 место в СЗФО. Ведущимивидами деятельности в области являются: металлургическое производство ипроизводство готовых металлических изделий, химическое производство,производство машин и оборудования, обработка древесины и производство изделийиз дерева, производство пищевых продуктов. Преобладающей группой товаров (от36% до 61%) в импортных закупках за последние несколько лет традиционноявляется продукция машиностроения (машины, оборудование, транспортныесредства). Машиностроительный комплекс Вологодской области представлен тремяосновными видами деятельности – это производство машин и оборудованияпроизводство электрооборудования, электронного и оптического оборудования,производство транспортных средств и оборудования. Доля в объеме отгруженнойпродукции промышленности области составляет 4,1%. Основные виды продукции –подшипники качения, деревообрабатывающие станки, технические и электронныеприборы, ремонт оборудования. В последнем десятилетии предприятиямашиностроения Вологодской области прошли сложный путь к рыночному типухозяйствования. Изменение отношений собственности создало условия для большейсамостоятельности и повышения ответственности за обеспечение высокоэффективнойдеятельности. Однако вследствие действия целого ряда факторов в отрасли резкоснизились объемы выпуска продукции, выросли удельные затраты на ееизготовление, сократились доходы и прибыль, уменьшились источники обновленияматериально-технической базы, инвестиционно-инновационной деятельности. Вместес тем экономическая и социальная значимость отрасли в экономике региона остаетсявесьма высокой. В 1960 – 1980 гг. отличительной чертой Вологодской области быливысокие темы развития машиностроения и металлообработки за счет ускоренногонаращивания производственных мощностей действующих предприятий и строительствановых заводов – подшипникового, оптико-механического и электротехнического. Заэтот период основные фонды предприятий отрасли выросли в 1,8 раза, производствопродукции – в 1,7 раза. Машиностроение стало одной и профильных отраслейпромышленности области, занимая в 1990 г. третье место после черной металлургии и лесной промышленности по выпуску продукции и числу занятых работников. Вотрасли было сконцентрировано около половины установленных в народном хозяйстверегиона механизированных поточных и автоматических линий, внедрялись станки счисловым программным управлением, гибкие технологии, автоматизированные системыуправления на базе ЭВМ. Однако развитие машиностроения, рост всех егоколичественных параметров, которые задавались и строго контролировались вплановом порядке, проходили зачастую в ущерб качественным характеристикам.Детальное государственное регулирование цен и доходов предприятий,фондированные поставки оборудования, комплектующих, сырья и материаловискусственно сдерживали развитие, нарушали принципы целесообразности ипропорциональности. Недостаточно внимания уделялось обновлению основныхпроизводственных фондов, модернизационные процессы в отрасли явно запаздывали.Фондовооруженность машиностроительных предприятий в 1990 г. значительно уступала средним показателям по промышленности области. Машиностроение оказалосьв более глубоком кризисе, чем вся промышленность области. Не в лучшую сторонуизменилась доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности. В 1990 г. предприятиями машиностроения было произведено машин и оборудования на682,8 млн. руб. – 10,5% всей промышленной продукции области. В 2000 г. выпущено металлопродукции на сумму 3056 млн. руб., а доля в общем производстве промышленнойпродукции составила только 3,5%. С 1999 г. машиностроительная отрасль области начала постепенно выходить из затяжного кризиса. Значительно выросли объемыпроизводства. Объем реализации машин и оборудования с 2000 по 2008 год вырос на133% (см. Приложение 1). Соответственно и выросла доля продукции машиностроенияв общей структуре промышленности и составила 4,1 % в 2008 году. (см. Приложение2).
Таблица 1. Основные показатели работы организаций по производствумашин и оборудованияПоказатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 23,0 18,2 18,8 15,7 17,2 20,4 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 12,9 71,6 149,1 535,7 900,0 956,3 Уровень рентабельности проданных товаров, продукции, % 2,0 1,5 1,9 5,7 6,2 5,9
За 2008 год отгружено товаров собственного производства: производствомашин и оборудования – 16 882,6 млн. руб. (112,4% к 2007 г.), (подшипники – 25 743 тыс. штук, 93,3% к 2007 г., станки деревообрабатывающие – 20 шт.,166,7% к 2007 г.); производство электрооборудования, электронного и оптическогооборудования – 1 331,4 млн. руб. (индекс физического объема производства – 84,1% к 2007 г.), производство транспортных средств и оборудования – 1 701,3 млн.руб. (индекс физического объема производства – 113,4% к 2007г.). Предприятияотрасли увеличивают выпуск новой номенклатуры.
Основные машиностроительные предприятия Вологодскойобласти
Рассмотрим более подробно, какими же предприятиями представленаотрасль машиностроения в Вологодской области. Всего в области насчитываетсяболее 750 предприятий машиностроения.
ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» — крупнейшее предприятиероссийской подшипниковой промышленности. По объему выпускаемой продукции ЗАО«ВПЗ» занимает лидирующее положение среди подшипниковых заводов. Заводпроизводит свыше 18% от всего объема выпускаемых подшипников России. Заводимеет три международных сертификата менеджмента качества: ISO/TS16949-2002, ISO9001-2000, в области экологии DIN EN ISO 14001, а также в области соблюдениянорм промышленной безопасности OHSAS 18001. Наряду с целенаправленной работой вобластях менеджмента качества, экологии, соблюдения норм промышленнойбезопасности и здоровья, увеличивает рост объемов производства и прибыли,проводит серьезную работу по техническому перевооружению — осуществляетсязакупка нового шлифовального, термического, кузнечнопрессового, штамповогооборудования. На предприятии применяется одна из лучших смазочно-охлаждающихжидкостей в мире. Завод расширяет сотрудничество с известными зарубежнымиавтоконцернами — «УзДЭУ», «Полярис». Осуществляет экспорт вСША, Финляндию, Германию, Италию, страны ближнего зарубежья — Украину,Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Молдавию, Белоруссию. Идут переговоры опоставах вологодских подшипников с компаниями «ТАТА МОТОRS»,«OPEL», «FIAT» и др. Сегодня завод делает ставку на выпускперспективных и конкурентоспособных видов подшипников, в первую очередь, дляпредприятий электротехники и конвейерных автомобильных заводов, а также дляжелезнодорожного транспорта.
ОАО «Вологодский оптико-механический завод», являющийся первымпредприятием оптического машиностроения на Севере Европейской части России,располагает следующими видами производств: механическим, оптическим,микроэлектроники, сборки, деревообработки, точного литья, гальваническим,лакокрасочным, печатных плат и электромонтажа, изготовления изделий изпластмасс. ОАО «ВОМЗ» увеличивает объемы производства спецпродукции погосзаказу, продолжает освоение расширенной гаммы дневных и ночных охотничьихприцелов. Руководство предприятия большое значение уделяет вопросамтехнического перевооружения, освоению новых технологий, разработке новых видовпродукции. Введено в действие современное технологическое оборудование ведущихотечественных и зарубежных фирм, в ряде цехов созданы участки точной механики,осуществлен переход на современный уровень обработки сферической оптики. В 2008году предприятием введено в эксплуатацию общежитие для молодых специалистов.
ОАО «Транс-Альфа» — основупроизводственно-экономической деятельности компании составляют: организациягородских пассажирских перевозок троллейбусным транспортом, ремонт подвижногосостава троллейбусного и автобусного парка города и производство новыхтроллейбусов. Кроме того, на основе производственной базы холдинга выполняютсяотдельные заказы на возведение троллейбусных сетей в городах РоссийскойФедерации. Лидер по номенклатуре производимых троллейбусов не только в России,но и в СНГ, первый и единственный в России завод, выпускающий серийно низкопольныетроллейбусы, способные на равных конкурировать с зарубежными.
ООО «ССМ-Тяжмаш» — одно из крупных машиностроительныхпредприятий Северо-Западного региона России, созданное в июле 2002 года на базеМашиностроительного Центра ОАО «Северсталь», является предприятиемполного цикла — от мощного заготовительного блока (литейный, кузнечнопрессовыйцеха, цех металлоконструкций) до механообрабатывающих цехов.
ЗАО «Фирма „СТОИК“ — холдинговая компания, всостав которой входит 6 предприятий. Основные виды деятельности: ремонт исервисное обслуживание металлургического оборудования, машиностроение(изготовление механического оборудования и металлоконструкций), широкий спектрстроительных работ. На протяжении 2004-2008 г.г. все основные показателидеятельности фирмы имеют положительную динамику.
ОАО „Вологодский завод строительных конструкций и дорожныхмашин“ — одно из крупнейших предприятий быстровозводимых мобильныхзданий на территории России. Партнерами завода являются РАО»Газпром”, НК «ЛУКойл», ЗАО ИК «Трансстрой», ОАОУСК «Мост», а также ряд иностранных фирм, действующих на территорииРоссии. Вся выпускаемая продукция сертифицирована, имеются необходимыелицензии, система менеджмента качества, применяемая на предприятии отвечаеттребованиям стандарта ISO 9001:2000. В соответствии со стратегическим планомтехперевооружения на заводе предусматривается дальнейшая диверсификацияпроизводства и выход на международный уровень производительности и качества.
Сегодня на разных уровнях начинают говорить о нанотехнологиях.Вологодское предприятие ООО «Иммид» совместно с РХТТУ им. Д.И.Менделеева и фирмой «Консист» провело комплекс работ по применениюнанотехнологий для получения полимерных композиционных материалов с улучшеннымиэксплуатационными свойствами, в частности для получения труб из полиэтилена длятеплосетей. Разработанная технология применения наносистем для полиэтиленанизкого давления позволила получать на его основе трубы для горячеговодоснабжения. Результаты испытаний показали, что полиэтиленовые трубы с введеннымнаносистемами характеризуются более высокой стабильностью свойств приповышенных температурах и имеют прочностные характеристики на 20-25% выше посравнению с серийно выпускаемыми.
В 2008 году ОАО «Вологодский машиностроительный завод» приступилк освоению производства низкопольных автобусов «Олимп» на базе шасси КАМАЗ дляперевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. Все выпускаемыемодели соответствуют европейским стандартам, прошли необходимые испытания иимеют сертификаты для использования в пассажирских перевозках на территорииРоссии. В ближайших планах руководства предприятия – обновление автобусногопарка городов и районов Вологодской области с использованием схемысубсидирования из бюджета области. Роль правительстваВологодской области в развитии машиностроения
Следует отметить, что немаловажную роль в развитии машиностроенияиграет Правительство области. Уже созданы и продолжают создаваться различныемероприятия для развития предприятий машиностроения.
В целях повышения престижности основных профессий машиностроительногокомплекса области, роста профессионального мастерства работников ежегодно напротяжении последних восьми лет в канун Дня машиностроителя проводятсяобластные конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основныхпрофессий машиностроительного комплекса области. В 2008 году конкурсысостоялись по четырем специальностям: токарь, фрезеровщик, электросварщик ималяр. В них традиционно приняли участие лучшие представители машиностроительныхпредприятий городов Вологды, Череповца, Великого Устюга. С 2006 годаПравительством области из областного бюджета выделяются средства в призовойфонд для конкурсантов, что способствует росту числа участников конкурсовпрофессионального мастерства.
Основные машиностроительные организации области объединены вассоциацию, работу которой постоянно поддерживает Правительство Вологодскойобласти, укрепляя связь с ведущими научными и производственными организациямистраны — как путем организации прямых контактов с ФГУП «МПП»Салют” и ФНПЦ «Прибор», ассоциацией «Агротехмаш»(город Москва), так и посредством реализации соглашений о партнерстве исотрудничестве Правительства области с ассоциацией производителейстанкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», Федеральнымагентством по оборонному заказу. Целью данных соглашений является наиболееэффективное использование имеющихся возможностей предприятий области вразработке и внедрении научных, технологических, производственных программ,модернизации станочного оборудования повышения качества выпускаемой продукции.Многие предприятия имеют сертификаты соответствия системы менеджмента качествамеждународному стандарту ИСО 9001:2000.
В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК»,перспективным направлением является взаимодействие ОАО «Вологодскиймашиностроительный завод» с членами Ассоциации «Агротехмаш» попроизводству отечественного импортозамещающего оборудования длямашинно-технологического переоснащения ферм КРС. Данное направление нашлоподдержку как в Правительстве Москвы, так и Правительстве Вологодской области. Решениюмногих актуальных проблем организаций машиностроения способствует активноевзаимодействие Правительства области с ассоциацией «Машиностроительныепредприятия Вологодской области». Подготовлены предложения по активизацииразвития научно-технического потенциала региона, основные положениябизнес-плана развития машиностроительного кластера Вологодской области,обеспечения предприятий машиностроения металлопрокатом, создан инновационно-техническийЦентр на базе ОАО «ВОМЗ», рассматривается ряд вариантов строительстважилья по технологии Вологодского завода строительных конструкций и дорожныхмашин. В стадии решения вопрос создания корпоративного университета в городеВологде. Руководством ОАО «Вологодский оптико-механический завод»совместно с ВоГТУ сформирована специализированная группа (15 человек) изстудентов 4 курса очного отделения для целевой подготовки инженерно-техническихкадров для предприятия. В сложившейся ситуации привлечение бизнеса способногоразработать и реализовать высокотехнологичные проекты, внедрять современныетехнологии в машиностроительной промышленности и производить новые видыпродукции является стратегической задачей отрасли.
Заключение
В данном курсовом проекте мы рассмотрели характеристики отраслимашиностроения в Вологодской области, ее долю в структуре промышленностиобласти. Из этого можно сделать вывод, что объем реализации продукциимашиностроения имеет тенденцию постепенного роста, приблизительно на 12% в год,также наблюдается увеличение доли машиностроения в структуре промышленностиобласти приблизительно от 3,4% в 2007 году до 4,2% в 2008 году. Можно сказать,что в развитии отрасли участвуют как и руководство предприятий, которое, всебольшее значение уделяет вопросам технического перевооружения, освоению новыхтехнологий, разработке новых видов продукции, так и Правительство области,разрабатывающее и проводящее мероприятия для развития машиностроения. Такжеследует отметить, что предприятия стремятся к мировым стандартам и постепенноначинают выходить на внешний рынок.
В целом, в Вологодской области есть перспективы развития отраслимашиностроения, а дальнейшее ее развитие во многом зависит от повышениякачества менеджмента предприятий машиностроения и поддержки Правительстваобласти.
Список использованной литературы
1.   Шичков, А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе:Монография / А.Н. Шичков. – М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. – 360 с.
2.   Митенев, В.В. Машиностроение Европейского Севера России / В.В. Митенев.– Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. – 219 с.
3.   Митенев, В.В. Машиностроение Вологодской области: проблемы и тенденции /В.В. Митенев. – Вологда: ВологодскийНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. – 111 с.
4.   Статистический ежегодник Вологодской области / Вологда, сентябрь 2009 г.
5.   Машиностроительный комплекс Вологодской области / Справочник инвестора –2008.- С. 13-14.
6.   Дамирова, С. Взаимодействие бизнеса и власти: составляющая успеха. Проблемыи перспективы развития машиностроения Вологодской области / С. Дамирова //Красный Север. – 2007. -22 ноября. –С. 12.
7.   Официальный сайт Правительства Вологодской области –Режим доступа: // vologda-oblast.ru