Учет готовой продукции на предприятии ЗАО "ЦИМС"

Министерствосельского хозяйства РФ
Кемеровскийгосударственный сельскохозяйственный институт
Кафедрабухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности
/>КУРСОВАЯ РАБОТА
поБухгалтерскому финансовому учету
на тему Учет готовойпродукции на предприятииЗАО «ЦИМС»
Выполнила: студентка
Эконом. факультета СОП
3 семестра спец-ти
«Бух. учет, анализ и аудит»
Проверила:
дата сдачи:______________
дата проверки:___________
дата защиты:_____________
оценка:_________________
КЕМЕРОВО 2009

Содержание
Введение
Глава I
1.      Анализ выпуска готовойпродукции
1.1 Понятие, оценка и учет выпускаготовой продукции
Глава II
2. Анализ выпуска и реализацииготовой продукции
2.1. Анализ динамики и выполненияплана производства и реализации готовой продукции
2.2. Анализ ассортимента и структурыпродукции
Глава III
3. Учет выпуска и реализации готовойпродукции в ЗАО «ЦИМС»
3.1. Краткая характеристика итехнико-экономические показатели предприятия ЗАО «ЦИМС»
3.2. Организация учета выпуска иреализации готовой продукции
Заключение
Список использованных источников илитературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
 
Объектомисследования в данной курсовой работе является продукция, выпускаемая ЗАО«ЦИМС».
Предметомисследования является учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Целью работыявляется разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска иреализации готовой продукции.
В процессеработы:
1. рассмотрен учет выпуска и реализацииготовой продукции;
2. проведен анализ выпуска и реализацииготовой продукции;
3. разработаны мероприятия посовершенствованию учета выпуска и реализации готовой продукции.
Основными задачамибухгалтерского учета готовой продукции являются:
— правильный исвоевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах,холодильниках и других местах хранения продукции;
— контроль за выполнениемпланов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств поее поставкам;
— контроль засохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
— контроль за выполнениемплана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованнуюпродукцию;
— выявлениерентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Объект исследования – ЗАО «ЦИМС», напримере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных свыпуском и реализацией готовой продукции.
Задача данной работы состоит в том,чтобы выявить существующие недостатки и прорехи в ведении бухгалтерского учётаи в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретныерекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта исистемы внутреннего учёта и контроля.
Именно поэтому оченьважно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. этоосновное звено любого предприятия.

ГЛАВА I
1.        АНАЛИЗ ВЫПУСКАГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. 1.1 Понятие, оценка иучет выпуска готовой продукции
Готовой считаетсяпродукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечаеттребованиям стандартов, условиям договора, принята отделом техническогоконтроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.
Согласно ПБУ 5/01 «Учетматериально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается «частьМПЗ организации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатомпроизводственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), техническиеи качественные характеристики которой соответствуют условиям договора илитребованиям других документов, установленных законодательством».[4]
Готовая продукция, как идругие виды материально-производственных запасов, оценивается по фактическойсебестоимости. Разумеется, при оценке готовой продукции следует учитыватьособенности, характерные для экономического содержания данного вида активов.Основным источником поступления материалов и товаров является приобретение заплату. Готовая продукция не может быть приобретена за плату в принципе, так какэто противоречит ее экономическому содержанию, вытекающему из определения –готовая продукция должна представлять собой конечный результатпроизводственного цикла.
Фактическая себестоимостьзапасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя изфактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет иформирование затрат на производство запасов осуществляется организацией впорядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видовпродукции. В соответствии с пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерскогоучета и отчетности в РФ, готовая продукция отражается в бухгалтерском балансепо фактической (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты,связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья,материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты напроизводство продукции либо по прямым статьям затрат. Таким образом, приформировании учетной политики организации бухгалтерского учета готовойпродукции допускается сделать выбор из следующих вариантов оценки:
·        по фактическойсебестоимости;
·        по нормативнойили плановой себестоимости;
·        по прямым статьямзатрат.[14]
В соответствии со статьей61 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ [3] отгруженнаяпродукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной(плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственнойсебестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ,услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой. Разницу между полной ипроизводственной себестоимостью составляют так называемые «внепроизводственныерасходы» (в бухгалтерском учете отражаются на счете 44 «Расходы на продажу»),которые представляют собой затраты, связанные с продажей (включая затраты попродвижению готовой продукции на рынок). Это значит, что в любом случае(включая вариант учета готовой продукции по плановой себестоимости) расходы напродажу не могут быть списаны на счет учета готовой продукции до момента ееотгрузки. Другое следствие, вытекающее из процитированных требований, состоит втом, что термин «полная себестоимость» не может быть применен к готовойпродукции, находящейся в организации (в процессе предпродажной подготовки,ожидания отгрузки, в составе гарантийного или страхового запасов и т.п.).
Выпущенная изпроизводства продукция передается на склад готовой продукции. Передачапродукции из цеха на склад оформляется приемо-сдаточной накладной, в которойуказывается номер цеха-сдатчика, номер склада, получившего продукцию,наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на складизделий, учетная цена и сумма.
На форму и содержаниеприемо-сдаточных накладных, порядок их оформления оказывает влияние сложностьпродукции, ее комплектование и периодичность сдачи на склад.
При изготовлении сложнойи многокомплектной продукции вместо накладной составляется приемо-сдаточныйакт, в котором указываются наименование изделий, количество, стоимость, а такжеотмечается, что изготовленные изделия закончены производством, полностьюукомплектованы, отвечают техническим условиям (условиям договора) и согласноактам технической приемки в окончательно готовом и упакованном виде ого учета.[14]
Если предприятиевыполняет работы для сторонних организаций, то в этом случае оформляется актсдачи-приемки работ. Акт, так же как и накладная, выписывается в двухэкземплярах. Один экземпляр с подписью представителя предприятия-исполнителяпередается заказчику, а другой экземпляр с подтверждением принятых работпредставителем заказчика остается у исполнителя и используется в дальнейшем длярасчетов и отражения работ на счетах бухгалтерского учета.
Приемо-сдаточныенакладные после записей в карточках складского учета готовой продукции передаютсяв бухгалтерию, где на их основе формируются данные о выпуске продукции иведется учет. Первичные документы на работы и услуги также поступают вбухгалтерию.
Для обобщения данных овыпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, вкоторую из сдаточных накладных и актов переносятся данные о количествевыпущенных изделий за смену или рабочий день с указанием даты и номерадокумента, проставляется учетная цена (плановая (нормативная) себестоимость илипродажная цена).
Синтетический учетготовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использованиясчета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40. [6]
При первом вариантеготовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» пофактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельныхвидов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановойсебестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фактическойсебестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделийи учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Синтетический учетготовой продукции отгруженной ведется на счете 45 «Товары отгруженные», которыйпредназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженнойпродукции, выручки, от продажи которой определенное время не может бытьпризнана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этомсчете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям дляпродажи на комиссионных началах. Готовая продукция отгруженная учитывается насчете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственнойсебестоимости и расходов по отгрузке продукции. Дебетуется счет 45 вкорреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» в соответствии соформленными документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) поотгрузке готовых изделий или передаче их для комиссионной продажи. Принятые научет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи»одновременно с признанием выручки от продажи продукции либо при поступленииизвещения комиссионера о продаже, переданных ему изделий.[6]
Счет 45 применяется вдвух случаях. Во-первых, он используется после отгрузки товаров покупателю,когда выручка от их продажи не может быть признана к бухгалтерскому учету. Второйслучай использования счета 45 это передача продукции комиссионеру для продажи,поскольку до отгрузки в дальнейшем покупателю продукции они остаютсясобственностью комитента. Оприходование готовой продукции по учетным ценамоформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» икредиту счета 20 «Основное производство».
По окончании месяцаисчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции отстоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20«Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способомдополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
Если готовая продукцияполностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебетусчета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основноепроизводство».[14]
Отгруженную или сданнуюна месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных вдоговоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43«Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». Поокончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной(реализованной) продукции от стоимости ее, но учетным ценам и списывают скредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебетсчетов 45 или 90.
Готовую продукцию,переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах,списывают с кредита счета 43 и дебет счета 45 «Товары отгруженные».
При использовании дляучета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ,услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 понормативной или плановой себестоимости.
По дебету счета 40отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту —нормативную пли плановая себестоимость.
Фактическуюпроизводственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредитасчетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29«Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.
Нормативную или плановуюсебестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебетсчетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и других счетов (10, 11, 21, 28, 41и др.).[6]
Сопоставлением дебетовыхи кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонениефактической себестоимости продукции, от нормативной или плановой и списывают скредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактическойсебестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительнойпроводкой, а экономию — способом «красное сторно». Счет 40 закрываютежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.
В бухгалтерском балансеготовую продукцию отражают:
·        по фактическойпроизводственной себестоимости (если не используется счет 40);
·        по нормативнойили плановой себестоимости (если используется смет 40);
·        по неполной(сокращенной) фактической себестоимости (по прямым статьям расходов), когдакосвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебетсчета 90 «Продажи»;
·        по неполнойнормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списанииобщехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).[9]
При журнально-ордернойформе учета сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается ижурнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 20«Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» — активный, инвентарный.Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции наскладах организации; оборот по дебету — фактическую себестоимость выпущеннойпродукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателямипродукции и полуфабрикатов собственного производства, отгруженных на сторону;оборот, но кредиту — фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяцепродукции.
Для определенияфактической себестоимости остатка готовой продукции на складах и отгруженнойпродукции на отчетный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовыхизделий в ценностном выражении». [5]
В первом разделеведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 «Готоваяпродукция» в двух оценках — фактической и учетной. Это необходимо для определенияудельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции,которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяцаплюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.
Учет готовых изделий наскладе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждыйноменклатурный номер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17).По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документовзаписывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитываетостаток после каждой записи.
Бухгалтер обязанежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточныенакладные, приказы- накладные, товарно-транспортные накладные). Правильностьведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточкескладского учета.[22]
Выпущенная готоваяпродукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процессфиксируется в первичных документах — приемо-сдаточных накладных, актах,ведомостях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукции,и ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа:приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующаяслужба, на основе условий договора с покупателями, с указанием наименованияпокупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.
Для того чтобы отразитьпродукцию или работы, услуги реализованные, бухгалтерия должна иметь документы,подтверждающие исполнение договора и в первую очередь переход правсобственности на них. Кроме указанной ранее приказа-накладной, это могут бытьжелезнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станцииотправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др.[14]

ГЛАВА II
2. АНАЛИЗВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ2.1. Анализ динамики ивыполнения плана производства и реализации готовой продукции
Анализначинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисныхи цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика производстватоварной продукции в сопоставимых ценахГод
Объем
производства, млн.руб.
аа
продукции, млн. руб. Темпы роста, % /> базисные цепные /> 1 2 3 4 /> 2001 19300 100,0 100,0 /> 2002 200З
20000
21300
103,6
110,4
103,6
106,5 /> /> 2004 23600 122,3 110,8 /> 2005 24000 124,4 101,7 />
Таблица 2.2
Динамика реализациитоварной продукции в сопоставимых ценахГод
Объем реализации,
млн.руб. Темпы роста, % базисные цепные 1 2 3 4 2001  20000 100,0 100,0 2002
 19600
94300 98,9 98,9 2003  20800 104,0 106,1 2004  22900 114,5 110,1 2005  23400 117,0 102,2
Изтаблиц 2.1 и 2.2 видно, что за пять лет объем производства возрос на 24,4 %, аобъем реализации — на 17,0 %. За последний 2005 год темпы роста производстванесколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накопленииостатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченнойпокупателями.
Среднегодовойтемп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать посреднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислимего по среднегеометрической:
/>
/>
/>
/>
Вприведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет5,6 %, а реализации продукции — 2,3 %.
Динамика производстватоварной продукции
Рис.1
/>

Таблица 2.3
Анализ выполнения планапо выпуску и реализации товарной продукции ЗАО «ЦИМС» за 2005 годИзделие Объем производства продукции, млн. руб. Реализация продукции, млн. руб. план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Фланец 4000 4500 +500 +12,5 4300 4250 -50 -1,2 Вал 6000 5500 -500  -8,3 5200 5100 +100 +1,9 Барабан 6000 6500 +500 +8,3 6400 6300 -100 +1,6 Колодка 7900 7500 -400 +6,3 7200 7750 +500 +6,9 Итого 23900 24000 -100 -0,42 23100 23400 +550 +2,38
Анализреализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательствпо поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятияоборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Крометого, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции,что повлечет за собой спад производства.
Впроцессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающимитогом в целом по ЗАО «ЦИМС», в разрезе отдельных потребителей и видовпродукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности повыполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

Таблица2.4
Анализвыполнения договорных обязательств
поотгрузке продукции за март 2006 г.Изделие Потреби-тель План поставки по договору т. руб. Фактически отгружено т. руб. Недопоставка продукции т. руб.
Зачетный объем в пределах плана
т. руб.
Фланец
Вал
1
2
3
1
2
200,0
400,0
380,0
500,0
420,0
300,0
350,0
380,0
500,0
420,0 -50,0
200,0
350,0
380,0
500,0
420,0 Итого 1900,0 1950,0 -50,0 1850,0
Процентвыполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности междуплановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (/>) и его недовыполнением (/>) на плановый объем
(/>): />/> или 97%
Изтабл. 2.4 видно, что за март месяц недопоставлено продукции по договорам насумму 50 т. руб., или на 3 %, а в целом за год на 5 % (табл. 2.5).
Таблица2.5
Анализвыполнения
договорныхобязательств за 2005 год. Месяц План поставки продукции, т. руб. Недопоставка продукции, т. руб. Выполнение, % за месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
Январь
Февраль
Март
Декабрь
2000
1800
1900
2100
2000
3800
5700
23100
-100
-50
-50
-120
-100
-150
-200
-900
96,0
98,7
90,0
100,0
96,0
97,4
94,8
96,3
Недопоставкапродукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но ина работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организацийи т.д.
 2.2. Анализассортимента и структуры продукции
Большоевлияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент(номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Оценкавыполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощьюодноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общегофактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту,на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).Из табл. 2.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 96,2 % (23000/ 23900 * 100).
Таблица 2.6
Выполнение плана поассортименту продукцииИзделие
Объем производства
продукции в плановых ценах,
млн. руб.
Процент
выполнения
плана
Объем продукции,
зачтенный в выполнение
плана по ассортименту план факт
Фланец
Вал
Барабан
Колодка
4000
6000
6000
7900
4500
5500
6500
7500
112,5
91,7
108,3
94,9
4000
5500
6000
7500 Итого 23900 24000 100,4 23000
Причинынедовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные видыпродукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный вводв действие производственных мощностей предприятия по независящим от негопричинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохоетехническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостатокэлектроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления иматериального стимулирования.
Увеличениеобъема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукцииприводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем,их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическомвыпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.[25]
Изменениеструктуры производства оказывает большое влияние на все экономическиепоказатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимостьтоварной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный весболее дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражениивозрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличенииудельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчетвлияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можнопроизвести способом, цепной подстановки (табл. 3.7), который позволяетабстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
/>= 24000 млн. руб.
/>= 24536 млн. руб.
/>= 24000 — 24536 = -536 т. руб.

Таблица 2.7
Анализ структуры товарнойпродукцииИзделие
Опт цена за ед. изд,
тыс. руб.
Объем
производства продукции, шт. Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.
Изменение товарной продукции за счет структуры,
т. руб. план факт План
Фактически
при плановой
структуре факт 1 2 3 4 5 6 7 8
Фланец
Вал
Барабан
Колодка
100
200
250
300
40000
30000
24000
26300
45000
27500
26000
25000
4000
6000
6000
7900
4106
6160
6160
8110
4500
5500
6500
7500
+394
-660
+340
-610 Итого 120300 123500 23900 24536 24000 -536
Данныеграфы 6 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции накоэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию вусловно-натуральных единицах (/>): />= 123500 / 120300 = 1,0266.
Еслибы план производства был равномерно перевыполнен на 102,66 % по всем видампродукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объемпроизводства в ценах плана составил бы 24536 млн. руб. При фактическойструктуре он ниже на 536 т. руб., это объясняется нарушением запланированнойструктуры на изделия «Вал» и «Колодка», т.е. доля изделий «Фланец» и «Барабан»возросла.

Таблица 2.8
Расчет изменения среднейцены единицы изделия за счет структурного фактораИзделие
Оптовая цена
ед. изд., руб. Структура продукции, %
Изменение средней цены
за счет структуры, руб. план Факт +,- 1 2 3 4 5 6
Фланец
Вал
Барабан
Колодка
100
200
250
300
50
30
13
8
52
27
14
7
+2
-3
+1
-1
2
-6
2,5
-3 Итого – 100 100 -4,5
Длярасчета влияния структурного фактора на объем производства продукции встоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц.Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены ед.изд. (/>) за счет структуры (табл. 2.8):
/>
Затем,умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукциив условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции встоимостном выражении:
/> -4,5 руб. *123500 шт. = -536 т. руб.
Расчетвлияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостномвыражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукцияоднородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена прифактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между нимиумножается на фактический общий объем производства продукции вусловно-натуральном выражении:
/>
/>16200 руб.
/>
/> -4,5 руб. *123500 = -536 т. руб.
Аналогичнымобразом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки(табл. 2.9).
Приведенныеданные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от еереализации увеличилась на 207 т.руб. Это свидетельствует об увеличенииудельного веса более дорого изделия «Колодка в общем объеме продаж.
Таблица2.9
Расчетвлияния структуры
реализованнойпродукции на сумму выручкиИзделие Оптовая цена ед. изд. руб. Объем реализации продукции, шт. Выручка по плановым ценам, млн. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, т. руб. план факт План Факт при план. структуре факт
Фланец
Вал
Барабан
Колодка
100
200
250
300
 43000
26000
25600
24000
 42500
25500
25200
25830
4300
5200
6400
7200
4317
5221
6426
7229
4250
5100
6300
7750
 -67
-121
-126
+521 Итого – 118600 119030 23100 23193 23400  +207
Используяописанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другиепоказатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общуюсумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, чтопозволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной иструктурной политики предприятия.[24, 25]

ГЛАВА III
3. УЧЕТВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ЗАО «ЦИМС»
 
3.1.Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия ЗАО«ЦИМС»
Акционерное общество«ЦИМС», в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционернымобществом. Общество зарегистрировано Инспекцией Министерства РоссийскойФедерации по налогам и сборам по городу Кемерово, Кемеровской области 07августа 1995 года с присвоением номера государственной регистрации серия 42 №002149109.Общество является юридическим лицом и действует на основании устава изаконодательства РФ. Место нахождения ЗАО «ЦИМС»: Российская Федерация, Кемеровскаяобласть, Кировский район, г.Кемерово, ул.Инициативная, 41.
Уставный капитал обществасоставляет: 100000 (сто тысяч) рублей. Он составляется из номинальной стоимостиакций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 1000 (одна тысяча)обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая.Учредителям ЗАО «ЦИМС» является Открытое акционерное общество «Кемеровскийзавод топливной аппаратуры». Филиалов, представительств, дочерних и зависимыхобществ ЗАО «ЦИМС» не имеет.
Основной целью Обществаявляется удовлетворение потребностей организации и граждан извлечение прибыли винтересах акционеров, реализация социальных и экономических интересов трудовогоколлектива. Основными видами деятельности Общества является:
— производствометаллических изделий,
— оптовая торговля.
Другие виды деятельности:
— сбор, переработка, реализациявторичного сырья и отходов производства, в том числе лома, утилизация отходов;
— операции с ценнымибумагами;
— оказание услуг похранению промышленных товаров;
— разработканаучно-технических проектов.
Таблица 3.1
Ассортимент продукции ЗАО«ЦИМС»Виды продукции Количество проданной продукции, 2005 г. шт. Цена за ед. изделия, 2005 г., руб. 1 2 3 Фланец ЭКТ 02.01.001 45000 100 Вал ЭКТ 02.01.002 27500 200 Барабан ЭКТ 02.01.003 26000 250 Колодка УМ 03.01-2 25000 300
Таблица 3.2
Основныетехнико-экономические показатели ЗАО «ЦИМС» за 2005 г.Показатели 2005 г. 1 2 1.Выручка от продаж, млн. руб. 23044,0 2.Объем продаж, шт. 119030 3.Себестоимость продаж, млн. руб. 21850,0
4.Внереализационные доходы,
тыс. руб. 500,0
5.Внереализационные расходы,
тыс. руб. 120,0
6.Прибыль (убыток) от обычной
деятельности, млн. руб. 1930,0 7.Рентабельность продукции, % 8,3
8.Среднегодовая стоимость
основных произв.фондов. тыс.руб. 243,1
9.Среднесписочная численность
работников, чел. 86

ЗАО «ЦИМС» используетавтоматизированную форму бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляетсобой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации вденежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путемсплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственныхопераций. При значительных объемах учетной информации обеспечить полноту, достоверность,своевременность и объективность информации можно лишь, используя преимуществановых информационных технологий. Поэтому выбор системы «1С: Предприятие 7.7» неявляется случайным, поскольку это мощная универсальная система новогопоколения. 3.2. Организация учетавыпуска и реализации готовой продукции
Фактическую себестоимостьготовой продукции можно рассчитать только no окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукциипроисходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому длятекущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учетдвижения готовой продукции ведется в ЗАО «ЦИМС» по плановой (нормативной)производственной себестоимости.
В конце месяца плановаясебестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентовотклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклоненийрассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления замесяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией,и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства.Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, изаписываются сторно — экономия или обычной записью — перерасход. Процентотклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитатьее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. Приорганизации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительныйинструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40«Выпуск продукции»). Что закреплено в учетной политике предприятия.
Учет выпуска готовойпродукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так какего ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузкепродукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат.Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию,которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. Поокончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым,продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учетапроизводства).
Синтетический учетготовой продукции в ЗАО «ЦИМС» осуществляется с использованием счета 40 «Выпускпродукции». По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции(работ, услуг), а по кредиту — нормативную пли плановая себестоимость.
Фактическуюпроизводственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредитасчетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29«Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. Нормативную илиплановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 вдебет счетов 43 «Готовая продукция».
Сопоставлением дебетовыхи кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонениефактической себестоимости продукции, от нормативной или плановой и списывают скредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактическойсебестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительнойпроводкой, а экономию — способом «красное сторно». Таким образом, себестоимостьпродукции, отнесенная в дебет счета 40, списывается с него фактически дважды –сначала нормативная себестоимость, а затем, после считывания необходимойинформации, и отклонения между фактической и нормативной себестоимостью. В этомслучае на счет 43 относится только нормативная себестоимость готовой продукции.Разумеется, что в этом случае на счет реализации со счета 43 будет такжесписываться нормативная себестоимость готовой продукции. Счет 40 «Выпускпродукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату неимеет (Приложение 3).
При использовании счета40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклоненийфактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам готовой,отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовойпродукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».
Поясним применяемую схемуЗАО «ЦИМС»:
в январе 2006г. былавыпущена готовая продукция по нормативной стоимости 2 млн. руб., фактическаясебестоимость продукции составила 2,1 млн. руб. Продаж продукции в январе небыло. В феврале продано продукции по нормативной себестоимости на сумму 1,9млн. руб., выпущено продукции по нормативной себестоимости – на 1,8 млн. руб.,по фактической себестоимости – на 2 млн. руб. В начале марта продано продукциипо фактической себестоимости на сумму 1,7 млн. руб.
В бухгалтерском учетебудут сделаны следующие проводки.
в январе:
дебет счета 43 субсчет«Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 2 млн. руб. – на суммунормативной себестоимости выпущенной продукции;
дебет счета 43 субсчет«Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»кредит счета 40 – 100 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической инормативной себестоимостью выпущенной продукции.
Процент отклоненийопределяется как частное от деления суммы отклонений на начало месяца (наначало февраля по нашим условиям остатка отклонений не было) и отклонений втечение месяца на сумму остатка готовой продукции на начало месяца и стоимостьюпродукции, выпущенной в течение месяца. В данном случае процент отклоненийбудет равен
5 = (0 + 100): (0 +2000).
в феврале месяце будутоформлены проводки:
дебет счета 90 кредитсчета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» — 1,9 млн. руб. – насумму стоимости проданной продукции по нормативной себестоимости;
дебет счета 90 кредитсчета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции отучетной стоимости» — 95 тыс. руб. (1900 тыс. руб. * 5%) – на сумму отклонений вчасти, соответствующей стоимости проданной продукции;
дебет счета 43 субсчет«Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 1,8 млн. руб. – на суммунормативной себестоимости выпущенной продукции;
дебет счета 43 субсчет«Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»кредит счета 40 – 200 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической инормативной себестоимостью выпущенной продукции.
Процент отклонений будетравен 7,89% (100 + 200): (2000 + 1800). При этом сальдо по счету 43 субсчет«Готовая продукция по нормативной себестоимости» составит 1,9 млн. руб. (2000 +1800 – 1900), субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукцииот учетной стоимости» 205 тыс. руб. (100 + 200 – 95). То есть фактически размеротклонений превысит 20%.
в марте будут сделаныпроводки:
дебет счета 90 кредитсчета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» — 1,7 млн. руб. – насумму нормативной себестоимости проданной продукции;
дебет счета 90 кредитсчета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции отучетной стоимости» — 134130 руб. (1,7 млн. руб. * 7,89%) – на сумму отклоненийв части, относящейся к проданной продукции.
Так как ЗАО «ЦИМС»использует журнально-ордерную форму учета, то сумма фактической себестоимостивыпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43«Готовая продукция» и кредите счета 40 «Основное производство». Счет 43«Готовая продукция» — активный, инвентарный. Сальдо счета показываетфактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организации;оборот по дебету — фактическую себестоимость выпущенной продукции основногопроизводства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции иполуфабрикатов собственного производства, отгруженных на сторону; оборот, нокредиту — фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяце продукции.
Для определенияфактической себестоимости остатка готовой продукции на складах и отгруженнойпродукции на отчетный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовыхизделий в ценностном выражении».
В первом разделеведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 «Готоваяпродукция» в двух оценках — фактической и учетной. Это необходимо дляопределения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовойпродукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на началомесяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.
Если этот процентсоставляет 100%, это означает, что фактические затраты соответствовали плановымзатратам. Если процент ниже 100, организация достигла снижения себестоимостипродукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановуюприбыль; если процент выше 100, организация допустила перерасход по статьямкалькуляции и превысила плановую норму затрат. На каждую группу материальныхценностей составляются отдельные ведомости № 16. Если по одному расчетномудокументу значатся данные об отгрузке или отпуске продукции или материальныхценностей, относимым к разным расчетным группам обособленные ведомости несоставляются, а необходимые показатели по группам приводятся в отдельных графахведомости.
Это же процентноеотношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой)себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактическойсебестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращеннойпокупателями, и ее остатка на конец месяца. Остаток па конец месяца пофактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, ас книгами учета остатков складов сверяется остаток по учетным ценам.
В ведомости № 15группируются в необходимом разрезе расходы на продажу, учитываемые на счете 44«Расходы на продажу», списываемые на счет 90 «Продажи» и включаемые всебестоимость реализованной продукции. Затраты, отражаемые по дебету счета 44показываются в ведомости № 15 по статьям аналитического учета и корреспондирующимсчетам, за исключением сумм этих расходов, произведенных из кассы через банкили подотчетных лиц и стоимости услуг сторонних организаций и готовых изделий.Последние приводятся в ведомости № 15 только в аналитическом разрезе, безразбивки по корреспондирующим счетам, поскольку они уже нашли отражение внадлежащих журналах-ордерах.
Для храненияматериально-производственных запасов в ЗАО «ЦИМС» существует склад. Прием,хранение, отпуск и учет материальных запасов возлагается на заведующего складоми кладовщиков, которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учети сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременноеоформление операций по приему и отпуску. С указанными лицами заключены договорао полной материальной ответственности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Учет готовой продукции,находящейся на складе предприятия, ведется на карточках складского учета покаждому наименованию, сорту, марке, размеру. Учет готовых изделий на складеорганизуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурныйномер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17). По мерепоступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записываетв карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток послекаждой записи.
Бухгалтер обязанежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточныенакладные, приказы-накладные, товарно-транспортные накладные) (Приложения 1,2).Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера вкарточке складского учета.
По окончании отчетногопериода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичныедокументы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитываетитоги карточек и после этого переносит их в «Ведомость учета готовой продукции»по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «Акте производства(изготовления) готовой продукции». Затем по итогам ведомости делаютсябухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции заотчетный период переносятся в Главную книгу, а затем в Бухгалтерский баланс(Приложение 8).
Выпущенная готоваяпродукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процессфиксируется в первичных документах — приемо-сдаточных накладных, актах,ведомостях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукциипокупателям осуществляется в ЗАО «ЦИМС» на основании накладных (форма №М-15«Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладнойна отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директорапредприятия, а также договор с покупателем (Приложения 4,5).
В ЗАО «ЦИМС» используетсяследующая схема движения накладной М-15:
·         в отделе сбытавыписывается 4 экземпляра накладной;
·         4 экземпляранакладной передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрациинакладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером;
·         бухгалтерскойслужбой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта, где один экземпляр остаетсяу кладовщика как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада,второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертыйэкземпляры накладной передаются покупателю готовой продукции. На всехэкземплярах накладной покупатель ставит подпись, удостоверяющую факт передачиему готовой продукции;
·         при вывозеготовой продукции через пропускной пункт четвертый экземпляр накладной остаетсяв службе охраны, третий – у получателя в качестве сопроводительного документана готовую продукцию;
·         служба охранырегистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрациигрузов и передает их в бухгалтерию по описи. Бухгалтерская служба делаетотметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовойпродукции;
·         бухгалтерскаяслужба совместно с отделом сбыта и службой охраны систематически осуществляетвыверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальныхценностей с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующихграф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.
На основании накладных наотпуск готовой продукции выписывают счет-фактуру (Приложение 6). Продажаготовой продукции производится ЗАО «ЦИМС» по свободным (рыночным) ценам итарифам, увеличенным на сумму НДС. При отгрузке готовой продукции определяютсясуммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплатерасчетный документ. В платежном поручении указывают наименование иместонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки,сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары иупаковки, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. Оперативный учет отгрузкиведут в отделе маркетинга в ежедневно составляемых машинограммах отгрузкипродукции (Приложение 7).
Отгруженная илипредъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС)отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитусчета 90 «Продажи» субсчет «Выручка».
Одновременно сформированием дебиторской задолженности за покупателем относятся в дебет счетаучета продаж:
фактическаяпроизводственная себестоимость отгруженной готовой продукции:
·          дебет счета 90субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 43 «Готовая продукция» — на суммуфактической производственной себестоимости отпущенной продукции;
налог на добавленнуюстоимость:
·          дебет счета 90субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам исборам» на сумму налога по стоимости отгруженной продукции;
расходы на продажу,подлежащие списанию на счет учета продаж:
·          дебет счета 90субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Поясним на примере: ЗАО«ЦИМС» в феврале реализована готовая продукция на сумму 2,36 млн. руб., в томчисле НДС – 360 тыс.руб., производственная себестоимость готовой продукции –1,9 млн. руб., общехозяйственные расходы – 50 тыс. руб. (в соответствии сучетной политикой общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счетучета продаж), расходы на продажу – 30 тыс. руб., в том числе оплата услугтранспортной организации – 20 тыс. руб., рекламные расходы, оплаченныеналичными деньгами через подотчетных лиц – 10 тыс. руб.; в марте месяце 2006года реализована готовая продукция на общую сумму 2,124 млн. руб., в том числеНДС – 324 тыс. руб., производственная себестоимость готовой продукции – 1,7млн. руб., общехозяйственные расходы – 25 тыс. руб., расходы на продажу – 20тыс. руб., в том числе оплата услуг транспортной организации – 15 тыс. руб.,представительские расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц– 5 тыс. руб. Учетной политикой ЗАО «ЦИМС» принят метод определения выручки помере отгрузки готовой продукции.
В бухгалтерском учете ЗАО«ЦИМС» будут оформлены следующие проводки:
в феврале месяце:
дебет счета 40 кредитсчета 20 – 1,9 млн. руб.;
дебет счета 43 кредитсчета 40 – 1,9 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 43 – 1,9 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 26 – 50 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредитсчета 76 – 30 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредитсчета 71 – 10 тыс. руб.;
дебет счета 76 кредитсчета 51 – 20 тыс. руб.;
дебет счета 71 кредитсчета 50 – 10 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 44 – 30 тыс. руб.;
дебет счета 62 кредитсубсчета 90-1 – 2,36 млн. руб.;
дебет субсчета 90-3кредит счета 68 – 360 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-9кредит счета 99 – 20 тыс. руб.
Таким образом, на 1февраля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:
90-1 – 2,36 млн. руб.(кредитовый);
90-2 – 1,98 млн. руб.(дебетовый);
90-3 – 360 тыс. руб.(дебетовый);
90-9 – 20 тыс. руб.(дебетовый);
Сальдо по счету 99(кредитовое) – 20 тыс. руб.
в марте месяце:
дебет счета 40 кредитсчета 20 – 1,7 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 43 – 1,7 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 26 – 25 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредитсчета 76 – 20 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредитсчета 71 – 5 тыс. руб.;
дебет счета 76 кредитсчета 51 – 15 тыс. руб.;
дебет счета 71 кредитсчета 50 – 5 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-2кредит счета 44 – 20 тыс. руб.;
дебет счета 62 кредитсубсчета 90-1 – 2,124 млн. руб.;
дебет субсчета 90-3кредит счета 68 – 324 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-9кредит счета 99 – 55 тыс. руб.
Таким образом, на 1апреля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:
90-1 – 4484 млн. руб.(кредитовый);
90-2 – 3725 млн. руб.(дебетовый);
90-3 – 684 тыс. руб.(дебетовый);
90-9 – 75 тыс. руб.(дебетовый);
Сальдо по счету 99(кредитовое) – 75 тыс. руб.
Всоответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме,исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средстви иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величинапоступления покрывает лишь часть выручки, выручка, принимаемая к бухгалтерскомуучету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части,не покрытой поступлением). При заключении договора между поставщиком ипокупателем в нем определяются условия поставки продукции, в соответствии скоторыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкойпродукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу (коммерческих).В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям,возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видамдеятельности и возмещаются покупателями.
В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» к расходам на продажу относятсявсе фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы,связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением; оплатойуслуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорамиторгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; другиерасходы, связанные с продажей продукции.
Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, поначислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений поединому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются всостав общехозяйственных расходов.
Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете нашегопредприятия группируются по статьям аналитического учета:
— «Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовойпродукции»;
— «Расходы на транспортировку продукции»;
— «Комиссионные сборы»;
— «Прочие расходы по сбыту».
Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учитываются насчете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого отражаются расходы,сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту — их списание напроданную продукцию. По принятой на предприятии учетной политики расходы напродажу списываются на проданную продукцию в полной сумме.
Стоимость услуг сторонних транспортных организаций(железнодорожных, автомобильных и т. д.) относится на расходы на продажу. Вэтом случае дебетуют счет 44 «Расходы на продажу» и счет 19«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» икредитуют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» все фактически произведенныерасходы на рекламу в полном объеме включаются в себестоимость проданнойпродукции. Затраты, отраженные на счете 44 «Расходы на продажу»списываются в дебет счета 90 «Продажи».
При исчислении полной себестоимости и составлении отчетныхкалькуляций расходы на продажу относятся на себестоимость отдельных видовпродукции. При этом расходы на упаковку и транспортировку включаются всебестоимость прямым путем на основе первичных документов. При невозможностипрямого отнесения они распределяются косвенным путем. В качестве базыраспределения используется производственная себестоимость, что закреплено вучетной политике организации. Все остальные расходы на продажу распределяютсямежду соответствующими видами продукции косвенным путем пропорционально той жебазе, что и расходы на упаковку и транспортировку.
Учетрасходов на продажу осуществляется в ведомости по аналитическим статьям.Ведомость заполняется на основе первичных документов (лимитно-заборных карт,требований-накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельнуюработу и др.) и ведомостей распределения затрат по их направлениям.
По учетной политике нашего предприятия расходы на упаковку итранспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются всебестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Все остальныекоммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку)ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
С целью расчета полной себестоимости выпущенной продукции по еевидам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановойсебестоимости реализованной или выпущенной продукции.
При составлении отчетных калькуляций определяется полнаясебестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяютсянепосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета. Еслиуказанные расходы па единицу продукции нельзя определить прямым путем, ихраспределяют пропорционально весу, объему или плановой производственнойсебестоимости отгруженной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В настоящей курсовойработе был рассмотрен синтетический и аналитический учет выпуска и реализацииготовой продукции на примере ЗАО «ЦИМС», деятельность которого связана спроизводством металлических изделий.
Актуальностьрассматриваемой темы состоит в том, что конечным результатом деятельностилюбого производственного предприятия является выпуск готовой продукции,выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовойпродукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.
Целью настоящей курсовойработы являлось рассмотрение порядка учета и контроля выпуска и продаж готовойпродукции на конкретном предприятии – ЗАО «ЦИМС», а также проведениеэкономического анализа выпуска и реализации готовой продукции.
Синтетический учетвыпуска продукции на ЗАО «ЦИМС» ведется с использованием счета 40 «Выпускпродукции (работ, услуг)».
Для обобщения данных овыпуске продукции за отчетный период бухгалтерией предприятия используетсянакопительная ведомость.
Выпущенная из производствапродукция передается на склад готовой продукции и оформляется накопительнойприемо-сдаточной накладной, в которой производятся записи по каждомунаименованию деталей.
Складской учет ведетсяматериально ответственными лицами на карточках учета продукции, в которыхотражаются наличие и движение готовой продукции в штучных единицах измерения.
На основании итоговыхданных карточек аналитического учета, по окончании месяца составляется сортоваяоборотная ведомость. Стоимостные итоговые данные сортовой оборотной ведомостисоответствуют данными Главной книги по счету 43 «Готовая продукция».
Для учета выручки отпродажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов ивыявления финансовых результатов по основной деятельности ЗАО «ЦИМС» используетсясинтетический счет 90 «Продажи». Учет операций по субсчетам счета 90«Продажи» ведется в специальной ведомости учета по субсчетам счета 90«Продажи».
Выручка от продажи ЗАО«ЦИМС» учетной политикой предприятия определена методом отгрузки.
Аналитический учет продажведется в ведомости аналитического учета по счету 90 «Продажи».
Отпускаемая со складапродукция оформляется отделом сбыта ЗАО «ЦИМС» на основании договора поставки играфика отгрузки продукции приказом-накладной, который поступает в бухгалтериюдля выписки расчетных документов.
В целом порядок учетаготовой продукции ЗАО «ЦИМС» соответствует порядку, закрепленному в учетнойполитике, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующихнормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным,разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительныхведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.
Основными недостаткамиучета выпуска и продажи готовой продукции в ЗАО «ЦИМС» являются следующие моменты:
1. В оформлении первичныхучетных документов по выпуску готовой продукции имеют место некоторые недочетыпо заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, вприходном ордере по ф. М-4 без номера от 15 января 2006 года не заполненонаименование организации и нет расшифровки подписи лица, сдавшего продукцию насклад.
2. По некоторым видампродукции в карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции наконец периода.
3. По ряду договоров,заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашенияне заключены. Данный факт является существенным упущением бухгалтерскихработников и работников отдела продаж. Смягчающим обстоятельством служит тотфакт, что контрагенты по данным договорам являются постоянными клиентами ЗАО«ЦИМС».
4. Но самым существеннымнедостатком работы бухгалтерской службы ЗАО «ЦИМС» является отсутствие системывнутреннего контроля по учету выпуска продукции.
Основным недостаткомработы бухгалтерской службы ЗАО «ЦИМС» является отсутствие системы внутреннегоконтроля по учету выпуска продукции. Поэтому в работе была предложена программасистемы внутреннего контроля на предприятии по учету выпуска и продажи готовойпродукции.
Внутренний контрольорганизации бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции долженпроводиться по направлениям:
·         изучение учетнойполитики в части использования счета 40 «Выпуск продукции (работ,услуг)»;
·         осуществлениеарифметической проверки расчетов отклонений фактической производственной себестоимости,выпущенной из производства продукции, от нормативной (плановой) себестоимости;
·         проверкаправомерности распределения расходов на продажу счета 44 «Расходы напродажу» по видам продукции;
·         проверкадостоверности отражения сумм фактической себестоимости отгруженной продукции наосновании данных аналитического учета и первичных документов складского учета иправильности (своевременности) отражения суммы выручки за отгруженную продукциюна счете 90 «Продажи» на основании первичных документов.
В качествеосновного резерва повышения прибыльности производства готовой продукции ЗАО«ЦИМС» можно выделить внедрение новых, более прогрессивных мощностей, либомодернизация существующих производственных мощностей. Именно это позволитпредприятию повысить производительность труда, снизить непроизводительныезатраты, ввести режим экономии, а, следовательно, и снизить себестоимостьпроизводимой продукции за счет более экономичного использования сырья иповысить качество производимой продукции.
Всеэто позволит предприятию не только увеличить объем производства и реализациипродукции, но и сохранить позиции на местном рынке производства металлическихизделий, что обеспечит стабильное развитие предприятия.
Вцелом предлагаемые мероприятия по совершенствованию учета выпуска и продажготовой продукции, а также мероприятия по увеличению данных показателейпозволят значительно повысить эффективность деятельности данного предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)
2.    Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. и доп. от7 мая 2003 г.)
3.    Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетностьорганизации“ ПБУ 4/99»
4.    Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетматериально-производственных запасов“ ПБУ 5/01»
5.    Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учетуматериально-производственных запасов» (с изменениями от 23 апреля 2002 г.)
6.    Комментарий к Положению побухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9июня 2001 г. от 44н // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», NN17-18, сентябрь 2004 г.
7.    Алексеева М.М. Планированиедеятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2005 – 449 с.
8.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы истатистика, 2004 – 345 с.
9.    Балабанов И.Т. Анализ и планированиефинансов хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2004 – 524 с.
10.  Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д.Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2004 – 382с.
11.  Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Учетвыпуска и продаж продукции в промышленности. — «Бухгалтерский учет», 2005 г.
12.  Захарьин В.Р. Учет готовой продукциив соответствии с методическими указаниями Минфина РФ: Учебно-методическоепособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 160 с.
13.  Кирьянова З.В. Теория бухгалтерскогоучета. — М.: Бухгалтерский учет, 2004.-254с.
14.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.Учебное пособие. — «ИПБ-БИНФА», 2004 г.
15.  Методикаэкономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А.И.Бужинского, А.Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2004 – 457 с.
16.  Новиков Д.Ю. Расходы организации:бухгалтерский и налоговый учет. — «Бератор-Пресс», 2005 г.
17.  Павлова Л.Н. Финансы предприятий:Учебник. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2004 – 437 с.
18.  Сотникова Л.В. Бухгалтерскаяотчетность организации. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России:Информационное агентство «ИПБР – БИНФА», 2005. – 363 с.
19.  Справочник корреспонденций счетовбухгалтерского учета/ Под. ред. А.С. Бакаева. – М.: Институт профессиональныхбухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ – БИНФА», 2004. – 608 с.
20.  Уткин Э.А. Финансовый менеджмент:Учебник для ВУЗов. – М.: Зеркало, 2004 – 437 с.
21.  Фомичева Л.П. Комментарии кПоложениям по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98-20/03). — Система ГАРАНТ, 2005 г.
22.  Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф.Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. — М.:Финансы и статистика, 2004.
23.  Чеборюкова В.В. Бухгалтерский учет.Типовые проводки. Составление отчетности: практ. пособие. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2005.–432с.
24.  Четыркин Е.М.Методы финансовых и коммерческих расчетов. — М.: Финансы, 2004 – 148 с.
25.  Шеремет А.Д.,Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 –396 с.