ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «ДальневосточнаяГосударственная социально-гуманитарная академия»
Кафедра социальнойпедагогики и психологии
КУРСОВАЯРАБОТА
по Теориисоциальной работы
На тему:Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО
Выполнил
Студент курс2, группа 6261
Денисов ОлегЕвгеньевич
Проверила КоролёваИрина Васильевна
Биробиджан,2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в РоссийскойФедерации
1.1 Понятие, содержание, компоненты системы социальной защиты населенияв Российской Федерации
1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно–правовые основы социальнойзащиты населения в России
1.3 Система социальной защиты населения и её структура
2. Региональная модель системы социальной защиты населения на примереЕАО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Тема исследования « Региональнаямодель системы социальной защиты населения» значима для науки и практики социальнойработы, для развития института социальной работы, который проходит этап становленияи развития.
Актуальность темы исследованияопределяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населенияи совершенствования ее региональной модели как составного элемента единой социальнойсистемы российского государства.
На рубеже XX — начала XXI веков в России идет процесс активного становления и развитиясистем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественнымкатализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, котораяпотребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственнаяэкономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходынаселения, имеет определяющее значение для социальной защиты.
За последние годы удалосьизменить ситуацию в экономике. По словам Президента Дмитрия Медведева «мы сталигораздо более сильным в этом смысле государством: Россия вошла в семерку крупнейшихэкономик по паритету покупательной способности, но это еще не все. Теперь основнаязадача – конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать,что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина. Сегодняшниевозможности России по определению президента России вполне позволяют добиться болееощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушаябаланса основных экономических показателей». [4; www.rost.ru».]
Тема социальной защитыактуализируется. Решение социальных проблем зависит от сущности и содержания социальнойполитики в обществе, осуществляемой в интересах определенных, клиентных групп населения.Поэтому социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи темили иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальныхпроблем, на поддержку продвинутых групп населения для того, чтобы они выполнялифункцию «локомотива» социального развития. Вместе с тем органы социального управлениядолжны осуществлять и функцию социальной защиты всех тех граждан, кто в ней нуждается.
В теоретических и эмпирическихисследованиях тема социальной защиты населения наряду с организацией и содержаниемсоциальной работы является основополагающей.
Объектом исследованиявыделяется система социальной защиты населения в условиях радикальных общественныхтрансформаций, организованная посредством социальных институтов.
Предметом исследованиякурсовой работы является обзор деятельности региональных социальных служб и региональнаямодель системы социальной защиты населения на примере Еврейской автономной области.
Цель курсовой работысостоит в выявлении составляющих многоаспектного понятия «Система социальной защиты»,региональных особенностей системы социальной защиты населения (на примере ЕАО).
Эта цель достигаетсярешением следующих задач:
1. Анализ сущности социальнойзащиты населения в условиях рыночной экономики.
2. Изучение составляющих(компонентов, блоков) системы социальной защиты, функций каждой составляющей.
2. Выявление особенностейформирования и функционирования региональной системы социальной защиты населенияЕАО.
Достижение поставленнойцели возможно при условии решения ряда сопутствующих задач:
— изучить понятие «социальнойсистемы», «социальной защиты», «социального обеспечения», «социального обслуживания»,«социального страхования» в свете теорий исследователей – социологов;
— проанализировать сущностныепризнаки системы социальной защиты и рассмотреть её основные функции;
— акцентировать вниманиена правовых основах формирования российской федеральной системы социальной защитынаселения;
— обосновать приоритетныенациональные проекты как составляющие элементы реализации социальной защиты населения;
— выявить особенностиформирования и функционирования региональной системы социальной защиты населенияЕАО, разграничение полномочий и функций органов социальной защиты в зависимостиот федерального и регионального подчинения.
— изучить основные мероприятия,направленные на повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных гражданЕАО.
— проанализировать ивнести предложения по совершенствованию и организации системы социальной защитынаселения ЕАО.
Заметный вклад в развитиетеоретического осмысления системы социальной защиты населения внесли Холостова Е.И.,Аверин А.Н.,, Павленок П.Д., Гуслякова Л.Г.,Жуков В.И., Григорьев С.И., Панов А. М., Попов В.Г., Топчий Л.В., Шеляг Т.В. идругие. В их исследованиях рассматриваются различные аспекты функционирования системысоциальной защиты населения; их роль в определении социально-экономического положениянаселения субъектов Российской Федерации.
В их исследованиях рассматриваютсяразличные аспекты функционирования системы социальной защиты населения; их рольв определении социально-экономического положения населения субъектов РоссийскойФедерации.
Практическая значимость работызаключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты можетбыть использован социальными работниками в своей практической деятельности.
Глава1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в РоссийскойФедерации
1.1 Понятие,структура, содержание системы социальной защиты населения
Социальная защита — этоспецифический вид управленческой деятельности, базирующийся на таких принципах иметодах социального управления, которые обеспечивают гарантированные Конституциейправа и свободы всем гражданам современного государства. Использование этих принципови методов, с одной стороны, предотвращают наступление рискованной ситуации, а сдругой стороны, смягчают ее последствия, если риски осуществились на практике.
Важнейший принцип социальнойзащиты как специфического вида управленческой деятельности, — это всеобщность, т.е.социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятнымисходом.
Формирование федеральнойсистемы социального обеспечения России, возрождение страховых начал в социальномобеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населенияна современном этапе.
В настоящее время «социальнаязащита» трактуется очень широко, включая в себя такие виды управленческой деятельностии социальной работы, как социальное обеспечение, социальное страхование, социальнаяпомощь, социальное обслуживание, блок остальных, предоставляемых государством социальныхпреференций и форм социальной защиты.
В широком смысле социальнаязащита: это — «политика и целенаправленные действия, а также средства государстваи общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное,разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.
Социальнаязащита населения по определению Е.И. Холостовой – это совокупность социально-экономическихмероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставлениеоптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспеченияи деятельного существования личности различным социальным категориям и группам,а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизниграждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляеткомплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальнойподдержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [19, с.315].
Социальная защита осуществляетсяза счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальнойподдержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечитьконституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормальноговоспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности,пола и возраста.
В узком смысле слова,социальная защита — комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правовогои организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Системасоциальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальную помощь,социальное страхование и социальное обслуживание. См. Приложение № 1 Формула Глоссария« Социальная защита».
Под социальной защитойтакже понимается целенаправленная деятельность государства в лице его институтов,направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различныхсоциальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных,детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможностиих нейтрализации. Учет специфических особенностей каждой социальной группы — непременноеусловие эффективности осуществляемой социальной работы.
Основные принципы социальнойзащиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспеченияправ и свобод личности, принцип субсидиарности (распределения социальной помощив зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов ивыплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаютсяграницы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы). [10, с.29].
Вместе с тем, говоритьсегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового институционального образования,- «система социальной защиты» — преждевременно. Об этом свидетельствует проведенныйанализ научной литературы по данной проблеме. В этой связи следует отметить, чтосама концепция «система социальной защиты населения», применительно к новым условиямнаходится в стадии разработки и становления. Среди специалистов в этой области отсутствуетединство мнений по многим ее параметрам и положениям.
О неустоявшемся процессеинституционализации социальной защиты свидетельствует неоднозначность понятия «социальнаязащита». В научной литературе часто встречаются подходы, когда определения социальнойзащиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. Какследствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу обосновных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.
Можно констатировать,что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объемасодержания. И это закономерно, в связи с тем, что расширяется диапазон и переченьсоциальных групп и лиц, нуждающихся в социальной защите. Кроме того, социальнаязащита сегодня согласуется и тесным образом связана с Приоритетными национальнымипроектами, приобретает масштабность и расширяет границы (социальные ипотеки, Материнскийкапитал, оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и т.д.)
Исходя из вышесказанного,определим социальную защиту как деятельность государства по воплощению в жизнь целейи приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательнозакрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждомучлену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Таким образом, можноконстатировать, что формирование системы социальной защиты населения в РФ еще незавершено и требует больших усилий со стороны ученых и практиков.
1.2 Приоритетысоциальной политики и нормативно – правовые основы социальной защиты населения вРоссии
Стоит особо остановитьсяна практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях,как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительствана инвестиции в человека.
Во-первых, именно этисферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых,в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуациюв стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развитиятак называемого человеческого капитала.
Эти приоритеты совершенноочевидны. Основное – это продолжение социально-экономического курса, который появилсяв нашей стране и развивался в последние годы. Цель этого курса – улучшение качестважизни всех российских граждан.
В ходе реализации Приоритетныхнациональных проектов чётко прослеживается курс на инвестиции в человека, а значит– в будущее России.
25.04.2008г. состоялосьрасширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации, на котором с основным докладом об итогах работы Министерствав 2007 году и задачах на 2008 год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.
Основные задачи в части,касающейся социальной защиты населения: «Важнейшим элементом политики улучшениясоциального самочувствия граждан является развитие системы социальной защиты и социальногообслуживания населения, которая пока еще далека от совершенства. Новые демографическиетенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к роступотребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старшихвозрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5млн. человек. Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующихучреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания,расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.
Но этого недостаточно.К сожалению, увеличение объема оказанных социальных услуг не всегда сопровождаетсяулучшением качества. В последнее время возросло число жалоб на неудовлетворительныеусловия проживания и неуважительное отношение со стороны работников стационаров,на установление платных социальных услуг. Спектр предоставляемых надомных услугочень ограниченный Задача регионов – создать для пожилых людей и людей с ограниченнымивозможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Этаработа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силамиосуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками.»[3. www.minzdravsoc.ru]
Увеличение пенсий – однаиз главных задач государства в социальной сфере убежден президент Дмитрий Медведев.В России сегодня 38,5 млн. пенсионеров, для большинства из которых пенсия – этоединственный источник дохода. В 2009 году средняя трудовая пенсия должна, по меньшеймере, в полтора раза превышать прожиточный минимум для пенсионеров. Во всём миренормальной считается ситуация, когда соотношение средней пенсии к средней зарплатесоставляет 40%. Для сравнения – в Германии этот показатель достигает 65%, во Франциии в Японии – около 50%, а в Италии и Испании – выше 60%. В России же в 2000 годусредняя пенсия составляла около трети средней зарплаты, а к началу декабря 2007года этот показатель снизился до 22,9%.
Беспрецедентные мерыгосударственной поддержки направлены на стимулирование рождаемости в стране, укреплениепрестижа института семьи.
Важно, чтобы каждая женщина,принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойназа будущее своей семьи и для этого есть благоприятные условия.
С 1 января 2007 годавступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержкисемей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующегоребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере250 тыс. руб.
Заботу о семьях, имеющихдетей, обеспечивает Федеральный закон от 27 декабря 2006года «О дополнительных мерахгосударственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление от 30 декабря 2006г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный)капитал».
Особое внимание сегодняуделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сиротв семьи, укреплению института семьи. На совещании в Кремле по поддержке детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации, избранный Президент России сообщил, что в 2007годув результате предпринятых государством шагов 180 тыс. детей обрели новые семьи,однако порядка 170 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях.Он напомнил, что Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ «О созданииФонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На обеспечениедеятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделяется более 5млрд. руб.
В целях укрепления институтасемьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.
Предусматривается болееактивное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленькихдетей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактикизаболеваемости.
Таким образом, можносмело сказать, что государство активно проявляет заботу о своих гражданах.
Правовые основы социальнойзащиты — раздел законодательства, регулирующий систему мер социальной защиты: гарантии,нормы, обязанности, распределение функций. Правовая база социальной защиты строитсяна трёх уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Наиболее значимым международнымактом в сфере прав социального обеспечения является Всеобщая декларация прав человека,принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Особенно важна ст. 22, в которойзакрепляется право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществлениенеобходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личностиправ в экономической, социальной и культурной областях. В защите прав ребёнкаведущей является Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной ассамблеей ООН20 ноября 1989г.
Ключевым документом Федеральногоуровня является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993г. В Конституции в статье7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которогонаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаетсягарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственнаяподдержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб.
В соответствии с КонституциейРФ закрепившей права человека в области социальной защиты, каждому гарантируетсясоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,для воспитания детей, а также в других случаях, установленных законом (Статья 39).Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; под защитой государстванаходится материнство, детство, семья.
Цели и принципы государственнойполитики в отношении детей, правовые основы прав ребенка определены в Федеральномзаконе от 24.06.98г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РоссийскойФедерации». В законе конкретизированы полномочия органов государственной властиразличного уровня в этой сфере.
Реализация направленийсоциальной политики в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов основываетсяна законодательных документах, к которым относятся Федеральные законы РоссийскойФедерации:
«Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениямии дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004г.);
«О социальной защитеинвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);
«О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениямиот 10января 2003г., 22 августа 2004г.);
«О государственной социальнойпомощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря2004г);
Федеральный закон «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195- ФЗ гласит,что каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение. Россиякак социальное государство берёт на себя обязательства по предоставлению социальнойпомощи нуждающимся в ней гражданам.
Федеральный закон 122-ФЗсодержит свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людейи инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом. Закон юридически закрепляетсложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам.
Право человека на социальноеобеспечение гарантируется Федеральными законами «Об основах обязательного социальногострахования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»№ 173-ФЗ от 17декабря 2001г.; «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. (о социальных пенсиях).
На региональном уровнесоциальные службы руководствуются областными законами, постановлениями правительстваЕАО, приказами председателя комитета социальной защиты населения правительства ЕАО.
1.3 Системасоциальной защиты населения и ее структура
Термин «социальная защита»не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие этого,в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках исоставных частях системы социальной защиты населения.
Развитие отдельных элементовсистемы социальной защиты происходит неравномерно, в другом – нарождаются новые,обусловленные новыми экономическим и социальными реалиями.
Система социальной защитынаселения в Российской Федерации, состоит из четырех основных блоков:
1. Система социальногообеспечения.
2. Система социальногострахования (обязательного и добровольного);
3. Система социальнойпомощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения,а также его негосударственный благотворительный сектор;
4. Блок остальных, предоставляемыхгосударством социальных преференций и форм социальной защиты, таких как индексациядоходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставлениельгот, скидок, субсидий и компенсаций.
Рассмотрим подробнеекаждый блок, который в свою очередь является подсистемой системы социальной защитынаселения. Социальное обеспечение — государственная система материальногообеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а такжесемей с детьми.
Социальное обеспечение- система социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечениеграждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильцав семье;
обеспечение пособиямии предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевымидоходами и др.
Опыт развитых стран свидетельствуето том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социальногообеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения,способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Рассмотримформулу Глоссаария «Социальное обеспечение» Приложение № 2.
Система включает в себякомплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости,при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременностии других жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематическогополучения дохода.
Социальное обеспечениепредоставляется в денежной (в виде пенсий, пособий) и натуральной (в виде социальногообслуживания) формах.
Создание ПФР стало вехойв решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы РоссийскойФедерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательномупенсионному страхованию. С 1 января 2002 года введены в действие два федеральныхзакона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.
Положениями Федеральногозакона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственномупенсионному обеспечению и порядок ее установления.
Федеральный закон от17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения впорядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности,согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трехчастей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируетсяза счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов,уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой частитрудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователямиза застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 27 сентября 2000г. функции назначения, выплаты пенсий переданыПенсионному Фонду РФ, а с 1 января 2002г. определен статус ПФ РФ как государственногоучреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечениемстраны.
Пенсионный фонд РоссийскойФедерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
За счет средств Фондаполучают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости,по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионномуобеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
В соответствии с действующимзаконодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение болеечем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам гражданпенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.
В системе индивидуального(персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работникови свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждани обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющимв структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховуючасть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Пенсионная реформа, начавшаясяс принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силус января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектомв Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации играетроль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утвержденияновых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающимии государством.
Результатом реформы должностать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионногообеспечния граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Основными видами социальногообслуживания являются: материальная помощь, социальная помощь на дому, социальноеобслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организациядневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь,реабилитационные услуги.
В настоящее время в России,в связи с переходом к рыночной экономике, на базе концепций и программ, утверждённыхправительством РФ, создана новая государственная система социального обеспечения.
Сущность новой для Россииотрасли – социального обслуживания определяется как деятельность социальных службпо социальной поддержке оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого-педагогических,социально – правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптациии социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация направленийпо социальному обеспечению гарантирована Федеральным законом «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.95г. с изменениямиот 22 августа 2004 года, где даны основные понятия, принципы социального обслуживания,полномочия органов государственной власти субъектов РФ, общие основания для бесплатногообслуживания.
Большое значение имеетопределение законом понятия «трудная жизненная ситуация», служащего основным признакомдля оказания социальных услуг. Это ситуация, которая, во – первых, объективно нарушаетжизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связис преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность,безработица, отсутствие определённого места жительства и т.п.) и, во – вторых, которуючеловек не может преодолеть самостоятельно.
Наиболее рельефно гуманитарныйоблик государства просматривается в области социального обеспечения и социальногообслуживания инвалидов, пожилых людей, людей с ограничениями жизнедеятельности.В России насчитывается около 10 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.Среди них, по официальным данным, 600тыс. детей-инвалидов.
Социальную политику вотношении инвалидов определяют Федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов»от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 18 октября 2007года) и «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениямиот 10января 2003г., 22 августа 2004г.)
В законе 122-ФЗ прописано,что преимущественное право на бытовое обслуживание имеют пожилые граждане и инвалиды:«Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получениясоциальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, и других обстоятельств».
Социологические исследованияв нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостоянияпрестарелых (по их мнению. Являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионногообеспечения, развитию услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов дляпрестарелых и улучшение условий проживания в них. [9; 321]
Главной целью бытовогообслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилоговозраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социальногостатуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечения их участия в посильнойтрудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Система социального страхования(обязательного и добровольного)- система отношений по распределению и перераспределениюнационального дохода. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируетсясистемой обязательного социального страхования.
Обязательное социальноестрахование – основной организационно – правовой механизм, посредством которогопроисходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной частиобщества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, медицинскоеи социальное страхование. Каждый вид страхования обеспечивает защиту застрахованными членам их семей от определённого вида социального риска.
Опыт развитых стран свидетельствуето том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социальногообеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения,способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.
Начиная с 90-х годовпрошлого века, в России активно идет процесс формирования системы социального страхования.
Социальное страхование- система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихсяв формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих вобщественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственныхдотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальноестрахование определяется также как система денежных пособий по безработице, по нетрудоспособности,по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потерикормильца.
В Российской Федерациисуществует четыре вида обязательного социального страхования:
1) пенсионное,
2) медицинское,
3) социальное на случайвременной нетрудоспособности,
4) социальное от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
www.fss.ru/index.shtmlСоциальное
страхование выполняет функции компенсации социального риска. Риск — это состояниенеопределенности при принятии управленческих решений. Понятие «риск» — базообразующеепри формировании, модернизации, реформировании системы социальной защиты. Социальныйриск может привести или уже привел к полной или частичной потере индивиду, социальнойгруппе, в целом населению возможностей реализации прав, свобод и законных интересов,экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимальногоразвития, восстановления или приобретения».
Согласно ст.7 Федеральногозакона от16 июля 1999г. № 165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования»существуют следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинскойпомощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье или профессиональное заболевание,материнство, инвалидность, наступление старости и потеря кормильца, признание безработным,смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся наего иждивении.
Фонд социального страхованияРФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющеесредствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Являетсяюридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной собственности.
Фонд социального страхованияРоссийской Федерации осуществляет:
обязательное государственноестрахование
– обеспечение пособиямипо временной нетрудоспособности (оплата больничных листов),
— обеспечение пособиями,связанными с материнством,
— обеспечение пособиями,по беременности и родам,
— при рождении ребёнка,
— по уходу за ребёнкомдо достижения им возраста 1,5 лет,
— единовременное пособиеженщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
— дополнительные оплачиваемыевыходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
— обеспечение социальнымипособиями на погребение;
— санаторно-курортноелечение работников и детей;
— оплата содержания детейв оздоровительных лагерях; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний
— пособия по временнойнетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья;
— единовременная страховаявыплата;
— ежемесячные страховыевыплаты;
— дополнительные расходына медицинскую, социальную профессиональную реабилитацию пострадавших;
— санаторно-курортноеобслуживание льготной категории граждан (122 ФЗ);
— обеспечение льготнойкатегории граждан бесплатным проездом к месту лечения; обеспечение инвалидов техническимисредствами реабилитации.
В современных условияхРоссии в социальном страховании важнейшее значение имеет страховой полис обязательногомедицинского обслуживания, представляющий собой документ, удостоверяющий право гражданинаполучать медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхованияв медицинских учреждениях за счёт фондов обязательного медицинского страхования.Особая важность этого вида социального страхования объясняется обездоленностью большинстванаселения страны.
Специфика социальногострахования заключается в том, что оно является формой социальной защиты экономическиактивного населения от различных социальных рисков, связанных с потерей работы,трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Особенностью социальногострахования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемыхиз целевых взносов работодателей и работников при поддержки государства.
Социальное страхование,как и любое страхование, вообще выполняет функции не только компенсации социальногориска, то есть преодоления неблагоприятных последствий тяжелой материальной ситуации,но и ее предупреждения. В этом главное отличие социального страхования от социальногообеспечения, которое предоставляется только в неблагоприятных ситуациях.
Ученые справедливо отмечают,что разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществомв качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ кпостроению надежных и высокоэффективных систем социальной защиты населения.
Система социальной помощи(поддержки), включает в себя систему фондов социальной поддержки населения, а такженегосударственный благотворительный сектор.
Социальная помощь — поддержкав денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленныхгарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь направлена на повышение жизненногоуровня малообеспеченных и уязвимых групп населения.
Социальная помощь оказываетсяза счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительныхфондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся.
Сегодня каждый пятыйжитель России находится в пенсионном возрасте. До 80% пенсионеров по старости нуждаютсяв медико-социальной помощи и социальных услугах. [23; 2]
К социальным объектамсоциальной помощи относятся участники Великой Отечественной войны и приравненныек ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди, вдовы и матери военнослужащих,погибших в ВОВ и других войнах в мирное время; бывшие несовершеннолетние узникифашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей; самостоятельно проживающие выпускники детскихдомов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);безнадзорные дети и подростки; многодетные семьи; беженцы, вынужденные переселенцы;лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧернобыльскойАЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения,лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений и другие уязвимыекатегории населения.
Закон РФ « О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № 122-ФЗ юридически закрепляетсложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальныйобъем и порядок оказания им социальных услуг.
В ст.16-24 гл. III рассматриваютсяформы социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание);полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребыванияучреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах,пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); социально-консультативнаяпомощь.
В ст. 24 установленыразмеры и порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного социальногообслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.
В настоящее время государствов лице Президента, Министерство здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации инициирует социальную поддержку инвалидов, приняты Указы Президента:
— Указ Президента РФ№685 от 6мая 2008 г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и
— Указ Президента РФот 13 мая 2008 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющихуход за нетрудоспособными гражданами».
В Указе №685 от 6мая2008 г предусмотрены меры по обеспечению отдельных категорий граждан (инвалиды ВОВ,участники боевых действий, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узниковконцлагерей, гетто и другим категориям граждан) бесплатными легковыми автомобилямиили единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей. [3. Указ ПрезидентаРФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт МинздравсоцразвитияРоссии: www.minzdravsoc.ru]
Указ от 13 мая 2008г.«О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособнымигражданами» устанавливает с 1июля 2008г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидомI группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимсяпо заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшимвозраста 80 лет. [3: www.minzdravsoc.ru]
В систему социальнойзащиты населения входит блок остальных, предоставляемых государством социальныхпреференций (преимуществ, льгот) и форм социальной защиты, таких как индексациядоходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставлениельгот, скидок, субсидий и компенсаций.
Индексация как механизмавтоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместитьвозросшую стоимость жизни.
Зарубежная и отечественнаяпрактика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:
1) путём увеличения доходовна определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);
2) путём корректировкидоходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
Как правило, индексируютсявсе виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии,другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).
Выплаты по индексацииосуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественныхорганизаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе,что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.
Другим методом регулированияуровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех илииных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемогоповышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводненияи т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематическойподдержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходяиз наличия финансовых средств.
Каждый из этих способоврегулирования доходов имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётсяв зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей,целей и задач проводимой государственной социальной политики.
Таким образом, понятиесоциальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным,используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самыеразличные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системысоциального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическуюсистему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественнаяпрактика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности системсоциального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляетсяправильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населенияявляется базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себяобщественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».[22;67]
2. Региональнаямодель системы социальной защиты населения на примере ЕАО
Формирование федеральнойсистемы социального обеспечения, возрождение страховых начал в социальном обеспеченииобусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на всем социальномпространстве России.
Социальная защита населенияв регионах Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровнях.С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной властисубъектов Российской Федерации в социальной сфере.
Территория ЕАО составляет36, 3 тыс.кв. км. На территории Еврейской автономной области по состоянию на 1 января2008 г. проживает 185,5 тыс. человек, В состав ЕАО входит пять районов:
Биробиджанский район,13.6 тыс. человек;
Ленинский район, 22.1тыс. человек;
Облученский район, 34.0тыс. человек;
Октябрьский район, 12.9тыс. человек;
Смидовичский район, 27.8тыс. человек.
В г. Биробиджане проживает75,1 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в ЕАО ниже среднестатистическихроссийских показателей. Так, в России средняя продолжительность жизни мужчин – 58лет, в ЕАО – 54 года, женщин — 72 года, в ЕАО — 59 лет соответственно.
Приведу статистическиеданные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики поЕАО (Еврстат)./>/> По предв/>арительной оценке на 1. 03/>.2008 года численность постоянного населения составила 185,5 тыс. человек и уменьшилась/> за январь/>-февраль 2008г. на/>79/> человек. ( См. Приложение№ 4). Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года для пенсионеров составила 4.057 рублей. [8;Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики поЕАО. (Евростат) — evrstat.ru/].
Численность пенсионеровв Еврейской автономной области составляет 45337 человек. Средний размер трудовойпенсии – 4011 рублей
по старости – 4302 рубля
по инвалидности – 2871рубль. [ ГУ ОПФ по ЕАО s031a.031.pfr.ru/].
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Единаясистема социальной защиты населения ЕАО представлена Региональными отделениями Федеральныхфондов РФ и региональным органом управления социальной защиты – Комитетом социальнойзащиты населения ЕАО при Правительстве ЕАО со своей структурой и подведомственнымиучреждениями. Комитету подведомственны учреждения, организации, территориальныеорганы социальной защиты населения.
Источниками финансированиясоциальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды:Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинскогострахования. В нашем регионе, как и в других регионах России, их представляют региональныеотделения федеральных фондов РФ:
Региональное отделениеПенсионного Фонда РФ по ЕАО;
Региональное отделениеФонда социального страхования;
Региональное отделениеФонда обязательного медицинского страхования. Исполнение бюджетов государственныхвнебюджетных фондов социального характера за январь-декабрь 2007 года дано в Приложении№ 6; Динамику расходов внебюджетных фондов социального характера см. в Приложении№ 7.
Пенсионный фонд РФ натерритории нашей области представляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерациипо ЕАО со своей организационной структурой. Структура прилагается. (См. Приложение№ 10, лист 1).
Отделение ПФ РФ по ЕАОв своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественнымиорганизациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороныи ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужнуюинформацию. В арсенале работы — консультационные пункты, клиентские службы, единыеюридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячиелинии».
Основная задача Фондасоциального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временнойнетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенкомдо достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровлениеработников и членов их семей. В нашем регионе его представительство обеспечиваетсяРегиональным отделением Фонда социального страхования с перечисленными функциями.
Фонд обязательного медицинскогострахования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования,состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхованияв субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политикив области обязательного медицинского страхования как составной части государственногосоциального страхования. В нашем регионе его представляет Региональное отделениеФонда обязательного медицинского страхования в ЕАО.
Пенсионный Фонд РФ — одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти.Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношениясубординации.
Фонды социальной поддержкинаселения один из источников финансовых средств для осуществления деятельности посоциальному обслуживанию населения. Эти фонды созданные с целью социальной поддержкинаиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченнымгруппам населения.
Система фондов социальнойподдержки населения состоит из федерального и территориальных фондов. Основные направлениярасходования средств этого фонда определяет Министерство здравоохранения и социальногоразвития РФ. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют подруководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.На территории нашей области контроль за расходованием средств осуществляет Комитетсоциальной защиты населения при правительстве ЕАО.
Право на получение помощииз этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющимиждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевойдоход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Обратимся к статистике.Приведём данные Величина прожиточного минимума за I />кварта/>л2008 года (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистикипо ЕАО (Еврстат)). См. Приложение № 8. Как видно из таблицы, величина прожиточногоминимума для пенсионеров за I квартал2008 года составила 4.057 рублей. Соотношения среднедушевых денежных доходов и величиныпрожиточного минимума Приложение № 9.
Проведение государственнойполитики в сфере социальной защиты населения нетрудоспособного населения, инвалидов,пенсионеров, семей с детьми на территории нашей области обеспечивает комитет социальнойзащиты населения правительства Еврейской автономной области. (Структура прилагаетсясм. Приложение 5.)
Комитетом социальнойзащиты населения правительства области в 2007 году разрабатывались и вносились вопросы,направленные на реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и напреобразование действующей в России системы льгот, установленных для различных категорийграждан. Внесены предложения для изменения в действующем законодательстве, в связис чем, в 2007 году продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базыв сфере социальной защиты населения области. Комитетом социальной защиты рассматривалисьвопросы, связанные с выделением в 2007 году средств федерального бюджета на проведениеоздоровительной кампании детей. Решён вопрос передачи органам социальной защитынаселения начислений и выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальныхуслуг и созданием областного государственного учреждения «Расчетно-кассовыйцентр».
Основные задачи и функциикомитета:
— реализация основныхнаправлений и приоритетов государственной социальной политики в сфере социальнойзащиты населения;
— формирование и совершенствованиесистемы социальной защиты населения области;
— организация социальногообслуживания населения, координация действий и методологическое обеспечение социальныхслужб государственного, муниципального и негосударственного секторов по вопросамоказания социальной помощи;
— осуществление мер посоциальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, семей с детьми, а такжедругих групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, предусмотренныхдействующим законодательством;
— организация назначенияи выплаты пособий и компенсаций;
— реализация мер по государственнойподдержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, ветеранов войны итруда, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, реабилитированных граждан,лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участиев ликвидации их последствий, а также граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации;
— организация и финансированиемероприятий по оздоровлению и отдыху детей из малообеспеченных семей, круглых сирот,опекаемых детей, детей-инвалидов;
— обеспечение мер поустранению детской безнадзорности, социального сиротства, охране прав детей, созданиюнормальных условий для их жизнедеятельности;
— организация работыпо установлению и выплате доплат к государственным пенсиям отдельным категориямлиц согласно действующему законодательству;
— проведение областныхтворческих и спортивных фестивалей, выставок прикладного искусства пенсионеров иинвалидов;
— организация и развитиесистемы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедическойпомощи населению;
— осуществление финансированияи контроля над предоставлением гражданам льгот и преимуществ в области протезно-ортопедическойпомощи, санаторно-курортного лечения, обеспечения специальными автотранспортнымисредствами;
— координация деятельностиподведомственных учреждений по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов,несовершеннолетних, семей с детьми;
— обеспечение социальногообслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях системы социальнойзащиты населения;
— развитие системы стационарных,полустационарных и других учреждений социального обслуживания населения, муниципальныхсоциальных служб, осуществляет координацию их деятельности и методическое обеспечение
— взаимодействие с благотворительнымии общественными организациями с целью поддержки семей с детьми, пенсионеров, инвалидови других групп населения, нуждающихся в социальной помощи.
Основные функции комитета,права и обязанности и организация его деятельности отражены в Положении о комитетесоциальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. Комитетсоциальной защиты населения правительства ЕАО координирует деятельность Отделовсоциальной защиты населения г. Биробиджана и области, к которым относятся:
Отдел социальной защитынаселения муниципального образования
г. Биробиджан
Отдел социальной защитынаселения муниципального образования «Облученский район»
Отдел социальной защитынаселения администрации муниципального образования «Смидовичский район»
Отдел социальной защитынаселения муниципального образования «Ленинский район»
Отдел социальной защитынаселения муниципального образования «Биробиджанский район»
Отдел социальной защитынаселения муниципального образования «Октябрьский район».
Комитет социальнойзащиты населения контролирует деятельность подведомственных учреждений:
1. Областное государственноеучреждение «Биробиджанский психоневрологический интернат»
2. Областное государственноеучреждение «Валдгеймский дом-интернат для детей-инвалидов»
3. Областное государственноеучреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
4. Областное государственноеучреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 1»
5. Областное государственноеучреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 2»
6. Областное государственноеучреждение «Центр социального обслуживания г. Биробиджана»
7. Областное государственноеучреждение «Центр социального обслуживания Биробиджанского района»
8. Областное государственноеучреждение «Центр социального обслуживания Облученского района»
9. Областное государственноеучреждение «Центр социального обслуживания Смидовичского района»
10. Областное государственноеучреждение «Центр социального обслуживания Ленинского района»
11. Областное государственное учреждение «Центрсоциального обслуживания Октябрьского района»
12. Областное государственное учреждение «Бирофельдскийдом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов»
13. Областное государственное учреждение «Рассчетно-кассовыйцентр»
В Еврейской автономнойобласти работают шесть государственных учреждений «Центр социального обслуживания»,где получают необходимые социальные услуги более 1534 нуждающихся жителей области,главным образом пожилые и инвалиды.
Наиболее востребованнойсоциальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услугина дому получают 921 человек (в среднем по области 2% от общего числа пенсионеров).Эти данные низкие и не соответствует среднестатистическим российским показателям.Для реализации государственной социальной политики в отношении пожилых людей следуетликвидировать препятствия доступа к социальным услугам в нашей области.
Мероприятия Программысоциальной поддержки и обслуживания населения Еврейской автономной области направленына создание условий для повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населенияобласти, граждан старшего поколения, инвалидов, детей-инвалидов и детей из малообеспеченныхсемей, а также реализацию государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации и Еврейской автономной области.
В соответствии с Постановлениемправительства Еврейской автономной области от 15.01.2008 № 4-пп «Об утвержденииотдельных мероприятий по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейскойавтономной области на 2008 год» правительством области утверждены отдельныемероприятия по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономнойобласти на 2008 год:
— предоставление единовременнойадресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— оплату стоимости проездадо города Биробиджана и обратно на автомобильном и железнодорожном транспорте междугородногои пригородного сообщения лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— бесплатную или на условияхчастичной оплаты протезно-ортопедическую помощь гражданам, находящимся в труднойжизненной ситуации;
— социальную адаптациюпожилых граждан и инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лицбез определенного места жительства;
— обеспечение деятельности«социальных столовых» для пожилых граждан и инвалидов, оказавшихся в труднойжизненной ситуации; граждан, освободившихся из мест лишения свободы; лиц без определенногоместа жительства; несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— организацию и проведениена территории области социально значимых мероприятий, обеспечивающих возможностьучастия ветеранов Великой Отечественной войны, граждан пожилого возраста и инвалидов,а также семей и детей в социальной, культурной и общественной жизни общества,
– проведение ежегодногообластного конкурса на лучшее учреждение среди областных государственных учрежденийсоциального обслуживания;
– проведение обучающихсеминаров, конференций для актива общественных организаций инвалидов Еврейской автономнойобласти;
Основными исполнителямимероприятий являются комитет социальной защиты населения правительства области иуправление культуры правительства области.
2008 год объявлен в РоссийскойФедерации Годом семьи. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети Россиина 2007-2010 годы» на территории области принята и реализуется подпрограмма «Детии семья в ЕАО», целью которой является комплексное решение проблем семей с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации. Общий объём финансирования в 2007-2009годах составляет 6150,0 тыс. руб. из областного бюджета. Ожидаемые результаты реализации:
— организация социальногопатроната не менее 150 семей с детьми «групп социального риска» и 80 семей, имеющихдетей-инвалидов;
— расширение перечняи повышения качества предоставляемых социальных услуг семьям с детьми, находящимисяв трудной жизненной ситуации, развитие у не менее 4300 детей из семей «групп социальногориска» и детей с ограниченными возможностями навыков положительной жизнедеятельности;
— организация работыпо социализации не менее 2500 детей из семей «групп социального риска» и детей-инвалидов.
Заключение
Система социальной защитынаселения обеспечивает стабильность, порядок, уверенность в завтрашнем дне, а этоесть основа для дальнейшего прогрессивного развития общества.
Россия – единое государство,где все эти годы проводилась целенаправленная работа по развитию федеративных отношений.Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправленияс одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономическогоразвития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальнойбазы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.
С 1января 2005года значительнорасширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерациив социальной сфере. Это позволяет повысить устойчивость системы социальной защиты,сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения гражданпожилого возраста, направить на эти цели дополнительные средства из региональныхбюджетов.
В России тема объема и качествасоциальных услуг лицам престарелого возраста и инвалидам стала предметом пристальногообщественного интереса.
Передача полномочий ибюджетных обязательств по социальному обслуживанию населения на уровень субъектовРоссийской Федерации способствовала:
перераспределению обслуживаемыхтерриторий между учреждениями социального обслуживания и повышению качества социальныхуслуг благодаря введению единых для каждого региона стандартов, норм, порядков иправил в области социального обслуживания;
повышению гарантий стабильностибюджетного финансирования учреждений социального обслуживания, улучшению их материально-техническойбазы и упорядочению штатной численности работников в зависимости от зоны обслуживания,росту численности обслуживаемых лиц.
Важнейшим аспектом модернизациигосударственного управления является проведение эффективной региональной политики.Основной задачей социальных служб является обеспечение эффективного функционированиясистемы социальных гарантий (социальной защиты).
Обеспечение эффективногофункционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) напрямую связанос повышением эффективности социального обслуживания, в первую очередь пожилыхграждан и инвалидов, с оптимизацией системы оказания социальных услуг, развитиеморганизационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.
Проводя анализ услуг,предоставляемых социальными службами Еврейской Автономной области, пришёл к выводу,что наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан.Следует отметить, что процент охвата социальной помощи на дому в нашем регионе нижесреднестатистических показателей по России: в среднем по области надомным обслуживаниемохвачено свыше 2% от общего числа пенсионеров.
Из выступления статс-секретаря,заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Глебовой Л.Н. наКонференции министров региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) попроблемам старения 6—8 ноября 2007 года следует: « До 80% пенсионеров по старостинуждаются в медико-социальной помощи социальных услугах».[23.2]
Исходя из этого, социальнымслужбам области следует уделять пристальное внимание увеличению объема услуг и повышениюих качества, как пенсионерам, так и инвалидам. Следует увеличить удельный вес гражданпожилого возраста и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания,довести надомное обслуживание в соответствие с общим числом обратившихся граждануказанных категорий.
Внимание социальных службобласти также должно быть направлено на осуществление обязанностей по оказанию мерсоциальной поддержки отдельным категориям граждан, прежде всего самой уязвимой категорииграждан – инвалидам, их реабилитации и социальной интеграции.
Таким образом, тактическимизадачами всех социальных служб Еврейской автономной области являются:
— повышение экономическойи социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населенияв целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальнымиуслугами;
— обеспечение эффективногофункционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);
— повышение качестваи увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
— осуществление обязанностейгосударства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
— предупреждение семейногонеблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейногоустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
— обеспечение социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовкак самостоятельной жизни в обществе.
Полномочия органов государственнойвласти нашего региона позволяют повысить устойчивость системы социальной защиты,сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения гражданпожилого возраста, инвалидов, направить на эти цели дополнительные средства из региональныхбюджетов.
В нашем регионе органамсоциальной защиты и управления следует постепенно ликвидировать препятствия доступак социальным услугам, повышать их качество, тем самым предоставить гражданам пожилоговозраста новые возможности для выбора услуг.
Списокиспользованной литературы и сайты
1. Конституция Российской Федерации. М, 1997.
2. Федеральные законы Российской Федерации:
«Об основах социального обслуживания населенияв Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);
«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);
«О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января2003г., 22 августа 2004г.);
«О государственной социальной помощи» от17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);
3. Указ Президента РФ «О некоторых мерахсоциальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт Минздравсоцразвития России:www.minzdravsoc.ru
4. «Официальный сайт Совета при ПрезидентеРоссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политикеwww.rost.ru».
5. Портал Правительства ЕАО www.eao.ru/
6. Всероссийский центр изучения общественногомнения — wciom.ru/
7. Федеральная служба государственной статистики- www.gks.ru/
8. Территориальный орган Федеральной службыгосударственной статистики по ЕАО. (Евростат) — evrstat.ru/
9. Основы социальной работы. Учебник. Отв.ред. П.Д. Павленюк. – 3 изд. испр., и доп. М., 2006г.
10. Социальная работа. Учебное пособие В.И. Курбатов и др. Ростов на Дону, 5-е изд., 2006 г.- 480 с. (Высшее образование).
11. Аверин А.Н. Государственная система социальнойзащиты населения. Учебное пособие. 2007г.
12. Гуслова М.Н. Организация и содержаниесоциальной работы с населением. Учебник. М., 2007г.
13. Социальная политика. Учебник под общ.ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., — М., Издательство «Экзамен», 2006. – 734с.
14. Вторые Ковалевские чтения. Материалынаучно-практической конференции. С.-Петербург, 16-17 ноября 2007г.
15. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.Учебник. – М., ИНФРА-М, 2007. 624с. (Классический университетский учебник).
16. Удалова А.В. Право социального обеспечения.Учебное пособие — 3-е изд., М., Омега-Л, 2008г 190 стр. с табл.
17. Доклад о результатах и основных направленияхдеятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерациикак субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. Сайтwww.minzdravsoc.ru
18. Теория социальной работы. Под. ред. Е.И,Холостовой. М., 1998.
19. Словарь-справочник по социальной работе.Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424с.
20. Холостова Е.И. Практикум по социальнойработе. М., 2007 – 296с.
21. Мачульская Е. Е. Практикум по правусоциального обеспечения. — М.: Эко-М, 2004.-185 с
22. Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемысоветского права социального обеспечения. – Свердловск: Уралочка, 2002.- 345 с.
23. Глебова Л.Н. Заботу государства – пожилым.Журнал «Социальная работа»№2 -2008г., с.2-3
24. Палькин В.М. Административная реформа– новые подходы в решении социальных проблем. Журнал «Социальная работа» № 3 -2008г.,с.5-6
25. Пожилые люди: развитие социальных услуг.Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.
26. Фонд социального страхования. www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/11111.shtml
27. Пенсионный фонд Российской Федерации.www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/
28. ГУ ОПФ по ЕАО s031a.031.pfr.ru/
29. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения.Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.