Урок-практикум«Водоем»
Вариантыорганизации уроков-практикумов различны. Целесообразно, например, первый урокпо водной тематике провести 22 марта, в международный День воды, затемподготовить весеннюю экскурсию, а после нее провести обобщающий урок сподведением итогов, разработкой планов практической работы и, наконец, самиприродоохранные мероприятия.
Ниже предложенаразработка вводного и обобщающего уроков, а также конкретные задания длявыполнения во время экскурсии.
Вводный урок
Тема: вода живаяи мертвая.
Цель: вызвать интерес к проблеме, раскрыть основные экологические понятия,настроить школьников на экскурсию, рассказать о правилах поведения во времяэкскурсии, объяснить, как проводить наблюдения.
Методически урок разбивается на ряд этапов.
Первый этап — актуализация знаний учащихся. Это может быть фронтальная беседа о гидросфере иее отличительных особенностях, о воде как непременном условии и факторе жизни(с привлечением знаний, сформированных в курсах «Природоведение»,«Естествознание» и «Экология»). Во время беседы учителюважно сделать акцент на том, что для нашей планеты ВОДА равнозначна ЖИЗНИ, и натаком уникальном свойстве воды, которое обусловливает ее влияние на основныепроцессы, происходящие в биосфере, как неисчерпаемость этого вещества, этогоприродного ресурса.
Рассказывая отом, как с незапамятных времен человек селился именно по водным путям, расширялсвои владения, как богатели города, расположенные на крупных реках, подвести квыводу о том, что с ростом народонаселения, развитием науки и промышленностиросло и потребление воды, которое перевалило за полтонны в сутки на душунаселения. Чтобы школьник более ярко и образно осознал сегодняшнюю проблемуводопотребления, важно привести в доказательство конкретные цифры, факты исравнительные данные. Так, например, для выпуска 1 т стали по современнойтехнологии нужно 50 т воды, а 1 т капрона требует уже 2500 т воды — целоеозеро. Или: среднегодовой сток Волги — 250 км3, мировое водопотребление — около4000 км3 в год (почти 16 годовых стоков Волги, в том числе США потребляютнемногим меньше трех годовых стоков Волги, а Россия — около одного).
Используя эти идругие примеры, важно подвести учащихся к тому, что вода — важный экономическийресурс. Это доказывает и рост цен на воду, да и сам факт продажи питьевой водыв пластиковых бутылках, ставший обычным делом. Природная чистая вода становитсяважнейшим национальным достоянием.
Второй этапурока — сообщение новых знаний об антропогенных факторах. Важно не толькозакрепить опорные понятия, но и дать представление о новых экологическихпонятиях, рассказывая о роли антропогенных факторов в эвтрофикации вод,например. Выделяя четыре компонента (загрязняющее вещество, источникизагрязнения, следствия загрязнения и результаты загрязнения), при рассмотренииконкретной проблемы учитель последовательно раскрывает суть каждого компонентаи вместе со школьниками заполняет таблицу.
Загрязняющее вещество
Основные источники загрязнения
Важнейшие следствия загрязнения
Результаты Азот, фосфор и их соединения, органические вещества Смыв минеральных и органических удобрений, кислые осадки, животноводческие комплексы, бытовые стоки
Эвтрофикация воды
(активный рост водорослей и других растений, накопление отживших организмов, интенсивное поглощение кислорода редуцентами) Обескислороживание водной среды, гибель водных организмов, появление ядовитых веществ, потеря чистоты вод Нефть и нефтепродукты
Потери при транспорти-
ровке, неисправные двигатели, сточные воды Образование нефтяных, мазутных и других пленок на воде Гибель планктона и обитающих на поверхности воды организмов, потеря водой вкусовых качеств, невозможность рыболовства
Таблицу следуетзаполнить только по одному или двум конкретным загрязняющим веществам, с темчтобы после экскурсии учащиеся самостоятельно могли продолжить заполнениетаблицы на основании проведенных наблюдений.
Третий этапурока — подготовка к экскурсии (может быть выделен и в самостоятельный урок).Учитель рассказывает о месте проведения экскурсии и маршруте, по которому будетидти группа (при этом важно продемонстрировать карту или схему маршрута),предупреждает, что следует взять полевой дневник (блокнот) и карандаш, а такжеверевку, компас, 2-3 баночки, сачок, сантиметровую ленту или рулетку и т.п.Схема маршрута зарисовывается в дневник. Учитель показывает, как следуетправильно вести записи в дневнике, чтобы после экскурсии оформить небольшойотчет, на примере конкретного задания рассказывает, как правильно проводитьнаблюдения, какие делать записи, на что обратить особое внимание. Важно такжеобъяснить школьникам, что собранные ими данные имеют научное значение, так какпозволяют дать оценку состояния водоема, а кроме того, сопоставляя данные такихнаблюдений за несколько лет, можно проследить, как меняется состояние водоема,и объяснить, почему.
Завершаетподготовку к экскурсии раздача творческих заданий школьникам (собрать научный,краеведческий или литературный материал о данном водоеме, сделать сообщениеперед началом экскурсии).
Экскурсия наводоем
В зависимости ототведенного времени можно провести одну или несколько экскурсий. Наиболеецелесообразно организовать экологический практикум по исследованию водоема изсерии экскурсий, самостоятельных наблюдений и практической природоохраннойработы. В этом случае экскурсии проводятся по темам: «Обитатели береговойзоны», «Обитатели прибрежных вод», «Жизнь в толщеводы», «Жизнь на дне водоема», «Жизнь на поверхностиводоема». Если проводится одна экскурсия, то ее тема носитознакомительно-обобщающий характер, например, «Жизнь водоема и егоохрана». Цель такой экскурсии — сформировать представление о водоеме какэкосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека. Задачи экскурсии — познакомить учащихся с видовым разнообразием и приспособлениями к различнымусловиям среды растений и животных, показать взаимосвязи организмов, влияниеантропогенного фактора на жизнь растений и животных, а также на устойчивостьводоема в целом; развить умение учащихся самостоятельно наблюдать природу, оформлятьзаписи, делать выводы из наблюдений.
Чтобыподготовиться к экскурсии, учителю следует предварительно пройти маршрут инаметить стоянки, где он будет вести рассказ, а также выбрать безопасные места,где школьники будут самостоятельно проводить наблюдения. Заранее составитьсписок растений и животных, о которых пойдет речь на экскурсии; определитьвидовые названия встречающихся растений и животных и отметить, какие из нихследует давать учащимся во время экскурсии; подобрать научный материал об экологиивидов, намеченных для демонстрации; составить карточки-задания длясамостоятельной работы учащихся по изучению состояния водоема*.
Перед экскурсиейучаствующих в ней школьников надо разделить на звенья по 3-4 человека длявыполнения практических заданий. Звенья подбираются так, чтобы в них были именее подготовленные ребята, и умеющие работать в полевых условияхсамостоятельно.
Самостоятельнаработа по карточкам-заданиям
Ниже, какпример, представлено несколько заданий.
Задание 1.Составление карты территории исследования
Составьтекарту-схему территории в масштабе 1:2500 и нанесите на нее водоем (участокреки) и прилегающие к нему участки луга, болота, леса, а также располагающиесяу водоема тропы, дороги, различные строения и места отдыха людей. (Это удобноделать с помощью карты района и компаса.)
К картеприложите физико-географическую характеристику обследуемого водоема впроизвольной форме, где обязательно укажите название реки, к бассейну какойречной системы она принадлежит, где ее исток, по территории каких области,района, населенного пункта она протекает, какова ее длина. Сведения будутполными, если вы используете карту, материалы краеведческого музея, а такжерассказы местных жителей.
Обобщитерезультаты и сделайте вывод о происхождении реки, ее роли в природе и длячеловека (на территории вашего района), о связях с другими водными объектами, осостоянии реки в прошлом и настоящем.
Задание 2.Определение ширины реки
Ширину небольшойреки обычно измеряют шнуром, натянутым с одного берега реки на другой. Но естьи другой способ — метод шагов (рис. 1).
/>
Рис. 1.Определениеширины реки методом шагов
1. На противоположномберегу выбирается какой-либо объект А (дерево, камень и т.п.).
2. Встаньте против него(точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берегаперпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30),отметьте рейкой точку С.
3. Пройдите еще такое жеколичество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д.
4. Теперь, двигаясьперпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точкеС будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е.расстоянию АВ).
5. Измерьте (в метрах)длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ.Так вы получите ширину реки в метрах.
Определитеширину реки в нескольких местах.
Данные занесите на схему в дневник наблюдений.
Задание 3. Изучение состояния деревьев на берегах водоема
На берегахводоема всегда можно встретить ивы. Ива белая (или ветла) и ива ломкая (илиракита) — это деревья высотой до 25 м с четко выраженным толстым стволом.Определите, какой из видов ив обитает на обследуемом участке. Для этого спомощью лупы рассмотрите листья, которые близки по форме. Лист ивы белой имеетсеребристое опушение с нижней стороны, а у ракиты его нет (рис. 2).
/>
Рис. 2.Листья ивыбелой и ивы ломкой
По берегамводоемов также распространены заросли ольхи.
Ее два вида — серая и черная. Определите по форме листьев и соцветиям, какой из видоввстречается на данном участке (рис. 3).
/>/>
Рис. 3.Листья исоцветия ольхи серой и черной
Наиболее частопо берегам встречаются ивы кустарниковой формы — трехтычинковая и корзиночная.Трехтычинковая ива отличается формой листа и двумя хорошо заметными«железками» на черешке листа (в виде черных точек). У ивы корзиночнойузкие длинные листья с завернутыми вниз краями, а снизу густо опушеннымисеребристыми волосками (рис.4).
/>
Рис. 4.Листья ивытрехтичинковой и корзиночной
Подсчитайтеколичество определенных видов деревьев и опишите их (высота дерева, диаметрствола, имеются или нет повреждения стволов или побегов, каково состояниетравяного покрова и почвенного грунта под деревьями, особенности местапроизрастания деревьев и расположения корней — на суше, у края воды, в воде ит. д.).
Сделайте вывод отом, какую роль выполняют деревья на берегу водоема, какое воздействие человек оказываетна них и почему устанавливают водоохранную 200-метровую зону, в которойзапрещена рубка деревьев.
После проведениясамостоятельных наблюдений учитель просит школьников подготовить отчеты исообщения о проделанной работе и доложить в классе на обобщающем уроке приподведении итогов экскурсии.
Обобщающий урок
Цель: подвестиитоги и обобщить результаты экскурсии и самостоятельных наблюдений пообследуемому участку водоема, подвести учащихся к выводу о необходимостипринятия конкретных мер для сохранения и восстановления устойчивости водоемакак экосистемы.
Первый этапурока — обсуждение полученных результатов. Важно организовать выступления такимобразом, чтобы, хорошо подготовленные, они были интересны и выступающему, ислушающим. Обсуждение получится серьезным, если учитель поможет разработатьпримерный план выступления каждого звена. Так, например, по заданию № 3 планможет включать: сведения о деревьях, обитающих вблизи водоема, с демонстрациейтаблицы со списком видов и результатами количественного учета, материал обособенностях произрастания тех или иных видов и факты влияния деятельностичеловека на состояние деревьев. Хорошо также, чтобы школьники высказалисобственное мнение о роли деревьев прибрежной зоны в поддержании устойчивостиэкосистемы водоема и необходимости проведения специальных мер по их охране иливосстановлению.
Второй этапурока — совместная разработка планов участия в природоохранной деятельности(сбор мусора по берегам, перекопка кострищ, расчистка родников и завалов,развешивание плакатов и т.п.). Они должны быть посильными, выполнимыми, нотакже и интересными для участников, и действительно полезными для объектаприложения сил.
Список использованнойлитературы:
Журнал «Экологияи жизнь». Статья Д.Л. Теплова, кандидат педагогических наук.