ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОУ ВПО) БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ Художественно-графический факультет Кафедра декоративно-прикладного Искусства и дизайна
Профессиональное обучение. Дизайн 5курс Муфтахова Алина Асхатовна «Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства». Курсовая работа Научный руководитель : Профессор Масалимов Т.Х. Дата проверки Оценка Уфа – 2008 Содержание: Введение….3 Глава I.
Способы декоративной отделки изделий из кожи 1.1 Подготовка старой кожи для изделий….……… 1.2 Покраска кожи… 1.3 Приемы разглаживания кожи… 1.4 Инструменты, материалы, инвентарь для изготовления изделий из кожи…1.5 Обработка и соединение деталей кожаных изделий….… 1.6 Декорирование кожаных изделий … ……….….….…… 16 Глава
II. Изготовление из кожи полезных вещей 2.1 Малое количество материала.….… 2.2 Изготовление сумок, бумажников и портмоне….…….…2.3 Изготовление обуви, рукавичек и остального….………30 Заключение…34 Приложение… 35 Список литературы и сайтов интернета….… ………….37 Введение Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна.
Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных, намного позже человек оделся в шерсть, лен, шелк и хлопок. Первое орудие человека, воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, также как и пергамент, на котором писали первые книги, были из кожи. Актуальным является то, что изучение народного творчества является начальным этапом при создании новых творческих форм, современных произведений искусства. Целью исследования является изготовление изделия из кожи. Поставленными задачами нашей работы являются: – подбор и анализ методической и специальной литературы; – развить интерес к художественной обработке кожи; – ознакомление с техническими приемами работ с кожей; – выполнить работу из кожи. Объект – технология изготовления изделия из кожи.
Методы – поисковая работа, анализ изучения литературы, сбор наглядных материалов. Народно искусство является одной из важных предпосылок воспитания гармоничной личности, развития нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры, роль которой в современном обществе велика. Используя кожу вышедших из моды вещей, возможно, смастерить немало изящных и полезных изделий. Словом, дадите коже вторую жизнь, а сами испытаете одно из самых прекрасных чувств – радость созидания,
творчества. Глава I. Способы декоративной отделки изделий из кожи 1.1 Подготовка старой кожи для изделий Если это одежда из кожи, то ее нужно аккуратно распороть, удалив все нитки и клеевые прокладки. Затем все кусочки необходимо промыть в теплой воде, а более загрязненные места осторожно потереть мягкой губкой или щеткой, добавив бесщелочного мыла (например, детского или банного). Потом кусочки необходимо хорошо прополоснуть, причем последнее полоскание должно быть в воде
с добавлением уксуса и соли (на 1 л теплой воды – 1 стакан 9%-ного уксуса и 50 г соли). Из кожаных сапог сначала нужно выпороть «молнию» и подкладку. Затем сапожным ножом необходимо обрезать голенища по нижней части сапога. Голенища не нужно распарывать по всем швам, как одежду. Кожу мелких изделий, таких, как кошельки, сумки, ремни, папки, подготавливают для работы как одежду. Замшу нужно постирать в теплой воде с мылом или порошком. После просушки у замши нужно поднять ворс. Это можно сделать резиновыми щетками, наждачной бумагой, жестким поролоном и даже ластиком для чернил. 1.2 Покраска кожи Восстановить цвет кожи после мытья поможет глицерин: нужно смазать им лицевую сторону. Царапины на коже подкрасьте анилиновым кремом для обуви или нитрокрасителями.
Фломастерами хорошо подкрашивать срез кожи. Для декоративных маленьких изделий, где на коже не будет сильных изгибов, используйте масляные краски или покройте кожу лаком для ногтей. 1.3 Приемы разглаживания кожи Влажную кожу нужно распялить на листе толстой фанеры или на широкой доске бахтармой вверх. По краям куска кожи неглубоко, с небольшим наклоном нужно вбить маленькие гвоздики. Коже нужно дать высохнуть. По мере подсыхания нужно перебивать гвоздики, так как, высыхая, кожа начнет
садиться, а значит, растянет отверстия от гвоздей. Когда вы снимете кожу с доски, чтобы перебить гвоздики, нужно смазать касторовым маслом ее лицевую сторону, которая обычно гладкая и блестящая. Кожа от этого станет более эластичной. Мелкие кусочки кожи нужно высушивать под прессом. Представляем четыре работы выполненных с использованием кожи:
Кожа, удивительный материал, прочный, пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа. Из нее традиционно делают разнообразные вещи. Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных, намного позже человек оделся в шерсть, лен, шелк и хлопок. Первое орудие человека, воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, также как и пергамент, на котором писали первые книги, были из кожи. История знает и кожаные деньги, и кожаные обои, и кожаные музыкальные инструменты – такие, как волынка, барабан. И конечно, в первую очередь обувь и одежду. А кочевые народы изготовляли даже кожаную посуду, искусно украшая ее гравировкой, тиснением, аппликацией. Кожаные вещи берегли, зная, какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли волшебными свойствами. Человечество по достоинству оценило прочность, практичность, элегантность изделий из кожи.
Благодаря своим качествам кожа уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Редко в какой семье не найдется старых кожаных вещей – сумок, ремней, перчаток и др. Вторая их жизнь может оказаться достаточно интересной и разнообразной. Ребята с увлечением изготавливают украшения из натуральной кожи – серьги, броши, кулоны и т.д. Но особый интерес вызывает у них работа по созданию более крупных изделий – настенных декоративных
панно. Используя лоскуты из кожи, можно создать оригинальные произведения. Из цветных кусочков выполняются всевозможные композиции. При этом применяются различные способы декоративной обработки кожи: выжигание, плетение, драпировка. В качестве сырья для работы используется отходы кожи – материал пластичный и податливый тепловой обработке. Способность ее растягиваться, сжиматься и "пучиться" при нагревании может дать непредсказуемый
эффект. Специалисты по ее обработке пользуются различными инструментами, которых насчитываются десятки. 1.4 Инструменты, материалы, инвентарь для изготовления изделий из кожи В работе с кожей понадобится острый нож-косяк для раскроя (рис.3). Рис.3 Нож можно сделать самим из высокоуглеродистой инструментальной стали. В качестве заготовки годится обломок ножовочного полотна, который затачивают с обеих сторон. Угол заточки -— 2—2,5°. Необходимы удобные ножницы с широкими лезвиями (их кольца лучше обтянуть толстой мягкой тканью, чтобы не натереть мозолей на пальцах); хороши для кожи ножницы с профилированными лезвиями, на одном из которых нанесены мелкие зубчики, благодаря этому кожа не скользит и разрез получается очень точный. Для декоративных отделок неплохо бы обзавестись портновскими ножницами для вырезания зубцов. Обязательно понадобятся иглы — для мягкой кожи тонкие и по возможности короткие, а для жесткой и более
толстой — специальные гранено-швейные иглы с острием трехгранного сечения. Они еще называются шорными, потому что использовались при соединении кожаных деталей конской упряжи. Благодаря трехгранному сечению игла как бы прорубает своими острыми гранями отверстие и входит в кожу легче, чем обычная. Если сшивать кожу по заранее намеченным и проколотым шилом отверстиям, удобнее пользоваться иголкой с затупленным концом. Для этого кончик иглы надо осторожно обломить и обработать на точильном
бруске. Тогда вы не собьетесь с намеченных отверстий и не проколете нечаянно новые. В этой ситуации пригодится и такой вспомогательный инструмент, как использованная игла от шприца. Она вставляется в отверстие с одной стороны, а швейная игла с другой упирается своим кончиком в скос иглы шприца и выдавливает ее сквозь отверстие, легко протаскивая нитку (рис.4). Рис.4 Рис.5 Это нехитрое приспособление облегчает прокладку шва в труднодоступных местах.
Еще, когда вам придется сшивать такие детали, доступ к шву которых с изнанки затруднен, пригодится самодельная ручная игла, сделанная из машинной. Достаточно снабдить ее ручкой из дерева или полоски оргстекла. Полезна такая игла и когда внутри изделия мало места и трудно бывает развернуть обычную иглу, чтобы вколоть в обратном направлении. В любом случае шить машинной иглой с рукояткой быстрее. Работают ею двумя способами: можно полностью имитировать машинный шов, каждый раз продевая в петлю, образованную на поверхности движущейся обратно иглой, вторую крепкую нитку (рис.5). А можно шить и одной нитью, прокладывая красивый тамбурный шов (рис.6), который, однако, менее надежен: если нить в одном месте перетрется, он полностью распустится. Рис.6 При ручном шитье не обойтись без наперстка, лучше металлического. Постарайтесь подобрать его размер так, чтобы он надежно, но не туго сидел на среднем пальце правой
руки. Но если кожа достаточно тонкая и мягкая, она неплохо шьется и на обычной бытовой швейной машине. Для соединения более толстых кусков кожи встык можно использовать швейную машину, выполняющую шов «зигзаг». Мечта домашних умельцев, работающих с кожей, — старинная швейная машина с качающимся челноком (он имеет продолговатую форму и похож на пулю). Благодаря особой конструкции такая машина без труда прошивает даже толстую кожу. Облегчает работу и подходящая машинная игла.
Если обычная игла для ткани просто раздвигает ее волокна своим острием, то игла для кожи должна прорубать ее. Ведь составляющие кожу волокна коллагена очень тонкие и плотно переплетены, раздвигать их ни одна игла не в состоянии. Поэтому кончик иглы для кожи плоский и заточен наподобие стамески. Нитки для сшивания кожи нужны тонкие, прочные и упругие. Первое, что приходит в голову, — использовать современные очень крепкие капроновые нитки или бесцветную
синтетическую мононить. Но как раз они наименее подходящие, потому что слишком прочны и мало эластичны. Поэтому при нагрузке на шов кожа будет растягиваться сильнее, чем нитки. В результате сверхпрочные нитки станут ее постепенно прорезать. Шов останется целым, а вот сшитая им кожа может скоро порваться. Поэтому лучше подходят суровые хлопчатобумажные или льняные нитки. Годится и крученый шелк. Иногда детали из кожи лучше склеивать, а не сшивать. Кожа хорошо клеится. И проще перечислить клеи, которые не подходят для этого — Список будет короче. Так, не годятся крахмальный клейстер, силикатный, конторский клеи. Костный или казеиновый клей можно использовать только для изделий, которые не будут подвергаться воздействию влаги. Очень хороши для кожи подошвенный клей, «Момент».
Поливинилацс татный клей (ПВА) клеит очень быстро и прочно, но годится лишь для поделок, не испытывающих изгиба. Дело в том, что, высыхая, он образует жесткую пленку. Удобно клеить кожу резиновым клеем, он хорошо схватывает и не оставляет пятен, но соединение непрочное. Лучше использовать его как «наметку», облегчающую сшивание. Для пробивания соединительных отверстий разного размера в толстой коже понадобится пробойник (рис.7).
Рис.7 Рис.8 Впрочем, это вещь в нашем обиходе очень редкая. Придется обойтись самодельным набором стальных трубочек разных диаметров с острозаточенными краями. Ими пробивают в коже одинаковые отверстия с ровными краями (рис.8). Они нужны не только для соединения деталей кожаной тесьмой, но и для декоративных отделок. Подробно об этих приемах немного позже. Работая с пробойниками не обойтись без молотка.
Сапожный молоток пригодится и для простукивания, размягчения готового шва. Для раскроя удобна кроильная доска с гладкой поверхностью, длиной 40—60 см и шириной 25—35 см. В этой роли послужит кухонная разделочная доска подходящего размера. Кроить кожу удобнее с помощью заранее вычерченных на картоне и тщательно проверенных лекал. Наносить линии кроя можно обыкновенной шариковой ручкой.
Для разметки швов и выполнения простейших элементов декоративной отделки кожи применяются накатки с зубчатыми колесиками разных размеров (рис.9). Для этого годятся портновские резаки, какими переводят выкройки: можно сделать их и из зубчатых шестеренок разных размеров от сломанных часов. Они облегчат разметку швов с разной длиной стежка и обеспечат нанесение рельефных пунктирных линий. Перед работой их слегка нагревают на огне. Колесико без зубцов поможет накатывать сплошные линии при обработке срезов кожи. Рис. 9 Рис. 10 Для разметки более длинных стежков удобно пользоваться зубчатыми линейками (рис.10). Они делаются из картона, на который наклеена миллиметровая бумага, что помогает вырезать разметочные зубчики с большой точностью. Для прокалывания толстой кожи по намеченным накаткой точкам понадобится шило. Возможно, пригодится и аппарат для выжигания по дереву (электровыжигатель), с помощью которого удается нанести на кожаную поделку узор.
Для художественного выжигания по коже пользуются и нагретым металлическим стержнем: сделав на его торце заточки, наносят детали орнамента (кружочки, звездочки, ромбы, крестики). 1.5 Обработка и соединение деталей кожаных изделий Продумав дизайн будущего изделия, сделав макет из бумаги и вычертив необходимые лекала, необходимо приступать к раскрою. У кожи нет долевого направления, с которым привыкли считаться при раскрое тканей.
Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Замшу надо кроить, учитывая направление ворса. В зависимости от этого свет по разному отражается от поверхности, и две соседние детали с разным направлением ворса будут выглядеть одна темнее, другая светлее. Лучше, если ворс направлен сверху вниз. Линии кроя наносят со стороны бахтармы обычной шариковой ручкой. С той же стороны ее и режут, положив на кроильную доску бахтармой вверх.
Наметочные швы в работе с кожей нежелательны, поскольку следы от стежков остаются навсегда. Лучше перед окончательным сшиванием прихватить детали резиновым клеем. Неудачно проложенный шов распарывать нельзя, ряды дырочек от иглы так и останутся на коже. Так что строчите только наверняка. Не слишком толстую кожу будет легче сшивать иглой вручную и даже строчить на машинке, если ее края предварительно стесать наискось или, как говорят специалисты, «спустить». Это делается острым сапожным ножом или бритвой (рис.11). Рис. 11 Кожа должна лежать горизонтально, а лезвие двигаться только «от себя». Не огорчайтесь, если это не получится за один проход ножа: ведь можно и вернуться, подстругать, подровнять. Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтармы. На края деталей по лицу нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тоща соединить детали (это
вместо наметки) (рис,12,а). Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился, и слегка простучать с изнанки молотком, чтобы он окончательно расправился и выровнялся (рис. 12,6). Теперь на спущенные края со стороны бахтармы нанести более стойкий клей «Момент». Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям (рис. 12,в). Рис. 12 Шов встык часто используют для кожаного набора — как бы мозаики из небольших кусочков
кожи средней толщины. Точно подогнанные детали с ровно обрезанными краями наклеивают на матерчатую подкладку, тут же снимая тряпочкой выступившие излишки клея и не дожидаясь, чтобы он высох, прокладывают на машине крупный шов «зигзаг» (рис. 12,г). Шов внахлест часто используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Так удается собрать из бесполезных, казалось бы, маленьких лоскутков сумку, пояс и даже жилет или мини-юбку. Спускать их края не надо.
На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4—5 мм (рис.13). Рис. 13 Рис. 14 Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх. Выступающие наружу края хорошо бы обрезать зубчиками, если есть специальные ножницы. Такое соединение в отличие от шва в разворот ровнее и мягче. Шов встык для толстой кожи (рис.14) позволяет избежать грубых утолщений, но требует тщательной подгонки деталей. На самом деле он делается как бы внах-лест. Край одной детали спускается по лицу, а другой — по бахтарме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами. Вряд ли вам удастся получить достаточно ровный спущенный по бахтарме край, поэтому лучше его узкую
кромку сначала подогнуть внутрь и приклеить, а уж потом соединять две детали. Рис. 15 Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой кожи (рис.15). Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1—1,3 см, другая
шириной 3—4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2—3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис.15,а). А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали.
Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 15,б). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис.15,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в
шве ряд маленьких бугорков. Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви — кожаных или меховых сапог-торбасов. Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью. Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посажи-вается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем,
который нс позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга. В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать.
Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу. Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить. Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.
Толстую жесткую кожу на машине не сшить. Приходится делать это вручную, разметив швы накаткой или зубчатой разметочной линейкой, о которых говорилось выше. Проколов по наметке ряд отверстий шилом, будет легче прокладывать шов одним из способов, описанных в разделе «Инструменты, материалы, инвентарь». Рис. 16 Рис. 17 К этому остается добавить способ работы двумя иголками, каждая со своей ниткой (рис.16). Заметим, что на глаз, без разметки вручную лучше нс шить: шов будет выглядеть неряшливо. Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (рис.17). В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше делать их пробойниками (см.рис.7 и 8). Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка
от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо). Секрет простой: надо резать лоскут по спирали. Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу. На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток — от руки, а дальше — скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной
линии (рис. 18). Рис. 18 Новая линия всегда будет отстоять от предыдущей на величину радиуса вашей ручки плюс радиус спицы. Учитывая это, можно легко изменять ширину получаемой полоски: она тем шире, чем толще ручка. А толщину ручки легко варьировать, наматывая на нее бумагу. Середина кожаного лоскутка в дело не идет: кривизна вырезанной полоски будет здесь . слишком велика. Теперь прорежьте ножницами линиюспирали. Полученную кожаную полоску, пока довольно неровную, намочите
в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размерами 100х60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм. Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой). На рис.19 показаны разные виды декоративных оплеток. Ускорить работу позволит самодельная игла из упругой стальной полоски (рис.20), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие. Рис. 19 Рис. 20 1.6 Декорирование кожаных изделий Гладкая, хорошо выделанная и ровно окрашенная кожа сама по себе красива и, в общем-то, не нуждается в дополнительных украшениях. Но старый материал, с которым нам придется иметь дело, даже после тщательной
подготовки, растяжки и подкраски не всегда выглядит достаточно нарядно. Что, например, ожидать от голенищ старых сапог? Царапины, потертости, следы от швов Не беда — все это легко замаскировать под видом декоративной отделки: скрыть дефекты под аппликациями, вышивками, строчками и продержками. Главное — удачно их расположить. И конечно, соблюсти чувство меры. Старая кожаная сумка, прочные еще, но надоевшие своим унылым видом
сапожки, потертый старый ремень станут снова нарядными и модными, если приложить к ним немного труда, фантазии и кое-какие простые отделочные материалы. Например, освежить окраску и спрятать дефекты под простейшей отделкой из шелкового или капронового шнура либо узкой кожаной полоски (рис.21). Рис. 21 Рис. 22 Рис.23 На рис. 22 показан вариант посложнее, но способ тот же: разметить рисунок карандашом,
в нужных местах сделать отверстия шилом или пробойником и проложить по рисунку декоративный шнур, тесьму, прочный упаковочный синтетический шпагат. Композиция из кругов разного диаметра на рис. 23 подходит для украшения сумки. В украшении кожаных изделий первенство издавна держали непревзойденные мастера Севера. Их изделия всегда отличал высокий художественный вкус, чувство цвета и пропорций и в то же время прочность и практичность. Без описания приемов в духе национальных традиций наш рассказ будет неполным. Для декорирования кожаных поделок пригодятся маленькие, совсем уж, казалось бы, бесполезные обрезки кожи, меха, лоскуты ткани, тесьма, узкие ремешки, остатки толстой крученой шерстяной пряжи, цветные хлопчатобумажные и льняные нитки разноцветные бусины и бисер. Простейшая отделка, хорошо маскирующая дефекты изделия, — это аппликация из тонкой мягкой кожи, замши или меха с коротким ворсом. Иногда используются кусочки цветного сукна, которые дополнительно орнаментируются
вышивками, бусинами, бисером. Самая распространенная аппликация у народов Севера — вырезанные из цветной или белой кожи кружочки, треугольники, ромбики. Расположенные в определенном ритме, они образуют нарядный узор. Очень распространены в национальных орнаментах так называемые розетки — мелкие и крупные кружки, кольца, звездчатые фигуры. Иногда это растительные орнаменты, напоминающие цветы.
Они составляются из вырезанных кружочков, треугольничков, овальных лепестков и подчиняются центральной симметрии. Все это нашивается на основу и иногда дополнительно украшается вышивкой цветными нитками. Вышивка делается и по контуру. Такими розетками издавна украшали на Севере сумки, кожайые мячи, коврики и некоторые виды одежды. Рис. 24 Некоторые северные орнаменты выложены из узких ремешков мягкой тонкой кожи.
Полукружья, волнистые линии, геометрические орнаменты образованы ремешками, пришитыми к основе продольными стежками контрастного цвета (рис. 24). Ровные стежки, идущие точно посередине ремешка, создают дополнительный декоративный эффект. Рис. 25 Современно выглядят продержки из узких ремешков через ряд ровных надрезов на коже (рис. 25). Несколько узких светлых ремешков, продернутых параллельно сквозь длинные надрезы на коже, образуют простейший шахматный узор. Продевая ремешки не в каждую прорезь, с разными интервалами, можно получить множество орнаментов. Как вырезать для такой работы длинные ремешки из небольших лоскутков кожи, было уже рассказано. Если подготовленный ремешок недостаточно тонкий, можно попытаться снять излишек со стороны бах-тармы острым ножом, положив на кроильную доску. Ножом работать только в направлении от себя! Продергивать ремешки в прорези удобнее с помощью специальной иглы (см. рис. 20). Еще проще изготовить из любого металла плоскую двугранную иглу с продолговатым ушком,
куда вставляется кончик ремешка. В конце концов удастся обойтись и ножом с тупым концом, проталкивая им в прорези кончик ремешка, если он не слишком узкий. Продетый в прорези ремешок лучше не натягивать: пусть его участки, выглядывающие в прорези, будут выпуклыми, и тогда образованный узор получится рельефным. Продержку лучше делать до окончательного сшивания деталей, тогда концы ремешков, выведенные наизнанку, уйдут в швы и будут там надежно закреплены.
В других случаях можно просто приклеить кончики продетых ремешков к изнанке основы. Для нанесения ровных коротких надрезов на основе для продержки ремешков мастера используют специальный нож наподобие стамески. Его короткое, остро заточенное лезвие чуть скошено (рис.27). Чтобы наносить строго параллельные надрезы, пользуются двумя лезвиями, вставленными в деревянную рукоятку. Задача упрощается, если закрепить два бритвенных лезвия на деревянном брусочке подходящей толщины (рис.
28). В вышивке по коже северные мастерицы изобрели совершенно неизвестные где-либо еще приемы. Дело в том, что их излюбленный материал для рукоделия — подшейный волос оленя — красивый, блестящий и необыкновенно длинный. Но, к сожалению, его нельзя просто вдеть в иглу и вышивать, потому что олений волос ломкий. Поэтому народные мастерицы придумали накладные швы из пучков подшейного волоса. Пучок из 25—30 волос, тщательно выровненный, прихватывается к основе тонкими цветными нитками. Рис. 29 Существует много особых швов, образующих красивые рельефные орнаменты в виде жгутов, косичек, зигзагов, цепочек (рис.29). Все это я рассказываю к тому, что накладные швы с успехом применяют и с доступными нам материалами: толстой цветной шерстяной пряжей, шелковыми и синтетическими шнурами. Это не обязательно прямые линии, кайма. Таким швом могут быть образованы геометрические орнаменты, завитки. Хорош он и для оформления розеток. Рис. 30
Очень интересен комбинированный шов, сочетающий технику продержки и вышивки. Обычно он выполняется на темной коже. В попарные короткие надрезы пропускается кожаная полоска, а сквозь ее свободно лежащие наружные участки продевается олений волос (что мешает использовать для этого шерстяную пряжу, шелк, синтетику?). Несмотря на простоту приема, удается получить большое разнообразие орнаментов (рис. 30). Нетрудно составлять квадраты, многоугольники и более сложные геометрические фигуры.
Узкие полоски кожи — неплохой материал для геометрически строгого кожаного набора. Рис. 31 На рис. 31 показано, как собирается так называемый американский квадрат. К внутреннему маленькому квадратику кожи 1 с одной стороны пристрачивается полоска 2, к этим двум элементам сбоку пришивается более длинная полоска 3 и так далее. На рисунке полоски пронумерованы в порядке их пришивания.
Рис. 32 Если в вашем распоряжении есть, кроме полосок, небольшие квадраты и треугольники кожи, попробуйте изготовить набор, показанный на рис. 32. Он выглядит более нарядно. Так «из ничего» можно сделать симпатичную кожаную сумку или декоративную подушку для кресла или автомобильного сиденья. Очень эффектна так называемая драпировка деталей из тонкой, хорошо выделанной кожи. Выкроенные с запасом детали отделки (в виде листьев, бабочек или просто геометрических фигур) обильно смазываются жидким клеем и приклеиваются на место слегка сморщенными, деформированными, с идущими в разных направлениях выпуклыми складками. Такая отделка выглядит объемной. Ну вот, теперь мы получили представление о приемах работы с кожей и замшей и можем приступать к делу. Ясно, я не знаю, какой именно материал и сколько его будет в вашем распоряжении, каким вы располагаете временем, насколько хватит у вас терпения и как именно вы этим хотите распорядиться.
Поэтому ограничусь общим описанием разных моделей, а уж вы применяйте к ним полученные выше знания и способы декоративной отделки. Глава II. Изготовление из кожи полезных вещей 2.1 Малое количество материала Стоит ли открывать домашнюю кожевенную мастерскую, если распоряжении всего лишь одинокая кожаная перчатка да пара кожаных или замшевых язычков от изношенных кроссовок? Уверяю, стоит! Во-первых, одинокая кожаная перчатка снова может превратиться в две, если аккуратно
распорете ее, а отпоров детали, реанимируете и подновите, как было рассказано в начале главы. Вторые половинки необходимо выкроить из ткани, трикотажа. Или пришить обе кожаные половинки на лицевую сторону вязаных перчаток. Они не только станут красивее, но и теплее. А коли вы за интересованы в прочности, то обе половинки перчатки лучше пришить со стороны ладоней. Рис. 33
Если работа по пришиванию каждого пальца кажется чересчур кропотливой, нужно отрезать их — им найдется другое применение. Оставшиеся детали нужно пришить к вязаным перчаткам со стороны ладоней (рис. 33). Лицевую сторону нужно украсить ремешком, выкроенным из пальцев кожаной перчатки, и отделать симпатичными маленькими пряжками(например, от старых сандалий, только прежде тщательно почистите пряжечки мелом или специальной пастой для чистки металлов). Рис. 34 А что можно смастерить из оставшихся деталей пальцев? Ну, например, обрезав закругленные кончики и сделав в верхней части каждой полоски попарные надрезы, сшить их. Круглое или овальное донышко стачать из деталей большого пальца либо выкроить из подходящей ткани — и вот вам симпатичный кошелечек под старину, в форме кисета (рис. 34). Осталось продеть в прорези шнурок. Что касается дальнейшей декоративной отделки — вышивки, окраски, золотого тиснения, выжигания — это целиком на ваще усмотрение.
А может быть, кошелек и так неплох? Рис. 35 Не получился кошелек — можно пустить остатки перчатки на декоративные подвески: кисточки, «фонарики» и другие отделочные детали, не имеющие названия (рис. 35). Их хорошо прикрепить к поводку молнии на сумке или куртке, обновить вид туфелек или сапожек. Дальше. Если тонкой, мягкой, хорошо выделанной кожей (а перчатки как раз делают из такой) обтянуть пуговицы, ваша одежда сразу примет современный вид.
Для этого выкраивают кружочек кожи с запасом. Край обметывают прочной ниткой. Смочив кожу холодной водой, кладут в середину заготовки гладкую пуговицу и осторожно затягивают нить. Когда кожа высохнет, она даст усадку и обтянет поверхность идеально ровно. Рис. 36 Из узких клиновидных обрезков кожи потолще выходят и фасонные пуговицы (рис. 36). Скруглите уголки вытянутого треугольника, смажьте бахтарму клеем и скрутите кожу в трубочку, начиная
с основания треугольника. Эти продолговатые пуговицы в виде бочонка хороши для пальто, курток. А может быть, такая пуговица пригодится в качестве застежки сумки. Из кусочков кожи толщиной 1 мм и больше нарежьте одинаковые кружки, в середине пробойником сделайте два или четыре аккуратных симметричных отверстия — и вот вам суперсовременные пуговицы. Хотите — отделайте их выжиганием, золотым тиснением, раскрасьте. Но по-моему, они хороши и так. Фактура кожи, даже потертой и потерявшей ровную окраску, неповторима. Кстати, вырезать можно не обязательно кружочки. Ваши пуговицы могут быть овальные, ромбовидные, треугольные Все в этом случае в ваших руках. Рис. 37 Из небольших лоскутков кожи средней толщины легко смастерить простой брелок для ключей (рис. 37), простенький кошелек прямоугольной формы с застежкой на кнопке (рис. 38), удобную симпатичную игольницу-несессер (рис. 39).
Рис. 38 Рис. 39 Рис. 40 На рис. 40 показано, как сделать мягкий кожаный ремешок для часов. Коль скоро в вашем распоряжении окажется лоскуток хорошо выделанной кожи размером побольше, почему бы не обновить с его помощью надоевший однотонный свитер? Украсьте его художественной аппликацией из кожи. Рис. 41 Например, в виде ветки с изящными трехлопастными листьями, как предлагают эстонские модельеры (рис.
41). Лоскутки кожи с переведенными на них контурами листьев накладываются на трикотаж поверх кусочков тонкой прочной ткани и пристрачиваются на машине прямо строчкой. Прокладочная ткань не позволяет работе растягиваться во время шитья. Потом лишнюю кожу вместе с тканью осторожно срезают вдоль строчки острыми маленькими ножницами с закругленными концами. Ветви и черешки листьв вышивают шелковой нитью в цвет кожи.
Рис. 42 Если вы не чувствуете у себя достаточно квалификации для выполнения такой тонкой работы, то вот отделка попроще (рис. 42). Стилизованный цветок из кожи прихватывается к ткани или трикотажу несколькими стежками толстой крученой нити через сделанные пробойником отверстия. Стебли вышиваются тамбурным швом. Рис. 43 Фигурные детали, выкроенные из обрезков кожи (можно разноцветные), достаточно наклеить и пристрочить на широкий корсаж либо на полоску искусственной кожи — и вот вам модный пояс (рис. 43). В качестве застежки, если не удалось подобрать подходящую пряжку, подойдут пучки вырезанных из кожи по спирали узких ремешков с бусинами или просто узелками на концах. Наконец, когда в вашем распоряжении довольно много кусочков кожи одного сорта и цвета, попробуйте, набравшись терпения, изготовить пояс или сумку по способу эстонских мастеров. Рис.44 Рис.45 Эти вещи не нужно ни сшивать, ни склеивать.
Достаточно вырезать много одинаковых деталей и собрать их, цепляя одну за другую. На рис. 44 показано изготовление одинарного и двойного пояса (поняли, как они собираются?), а на рис. 45 — изготовление ажурной сумки. В этой конструкции участвуют также узкие горизонтальные ремешки, концы которых, замкнув, придется сшить или склеить. 2.2 Изготовление сумок, бумажников, портмоне Эти вещи первыми приходят в голову, когда речь идет об изделиях из кожи.
Вот наконец и мы до них добрались. Начнем с простых изделий, требующих не так уж много материала и сноровки. Рис. 46 Вот простейшая детская сумочка, которую носят на шее (рис. 46). В нее кладут ключи, мелочь на дорогу и на мороженое. Конструкция гениально проста: из кожи вырезается овал такого размера, какой позволит ваш лоскуток. Четыре аккуратные круглые дырочки пробойником с одного края и четыре с другой, продеваете шнурок —
и готово! Декоративная отделка на ваше усмотрение. Рис. 47 Вторая модель подобной сумочки (рис. 47) чуть сложнее в исполнении и не так оригинальна, но зато имеет застежку. Можно прыгать и бегать — из нее ничего не вывалится. Рис. 48 Польский дизайнер А.Олодовый придумал кожаную сумку-авоську. Для ее изготовления ничего, кроме достаточно большого куска кожи средней толщины и сапожного ножа, не требуется. Помните, как из равномерно надрезанной по всей длине бумажной полоски получается ажурная гирлянда? Разметьте ваш лоскут кожи, как показано на рис. 48, и сделайте очень аккуратные прорези. Положите в середину груз, возьмите за ручки и потяните вверх — ваш небольшой лоскуток вытянется в решетчатую авоську весьма внушительных размеров! А когда она пуста,то сворачивается в трубочку и занимает очень мало места.
Рис. 49 Хочу предложить конструкцию сумки из детали изношенного сапога, а именно из неширокой кожаной полоски, в середине которой вшита молния. Это тот самый случай, когда, препарируя старый сапог, имеет смысл не выпарывать молнию. Потребуются еще два узких кожаных ремешка для ручек и остатки старомодного плаща «болонья». Тонкую ткань «болонья» сложите в гармошку, сделав в середине встречную складку, и для удобства работы сметайте. Края гармошки пристрочите к кожаной полоске с молнией (вот вам надежная застежка
сумки). Осталось надежно прошить конструкцию по краям в поперечном направлении. Прикрепите ручки. То, что должно получиться, показано на рис. 49. Чем длиннее гармошка из болоньи, тем вместительнее будет эта авоська. Рис. 50 На рис. 50 приведена очень простая конструкция прямоугольной сумки на молнии из кожаного разноцветного набора. Только не забудьте выкроить и вшить подкладку с припуском еще до вшивания молнии.
Рис. 51 Сумка-конверт (рис. 51) тоже выкраивается на основе кожаного набора. Обратите внимание, что нижняя сторона клапана должна иметь подкладку — либо из целого куска кожи (можно искусственной), либо из подкладочной ткани. Застежка на кнопке или на липучке. Рис. 52 Сумка на рис. 52 имеет очень длинный треугольный клапан, который несколько раз оборачивается вокруг, когда она закрыта. Согласитесь, это достаточно надежная застежка. Внутренняя сторона клапана имеет тонкую шелковую подкладку, в которой предусмотрены кармашки для плоских предметов (расчески, зеркальца, бумаг). Используя сравнительно небольшое количество кожи (голенище сапога, например) , удается тем не менее изготовить достаточно большую вместительную сумку, если скомбинировать кожу с брезентом, парусиной, джинсовой тканью. Очень нарядно сочетание кожи с гобеленовой тканью (той, что используется для обивки мебели). Рис. 53 Рис. 54-55
На рис. 53—55 показаны модели таких комбинированных сумок, предложенных эстонскими модельерами. Крупные декоративные детали из кожи пришиты на матерчатую основу. И хотя кожи здесь немного, сумки производят впечатление кожаных с матерчатой отделкой, а не наоборот. В модели на рис. 54 дефекты поношенной кожи скрадываются отделкой перфорацией: ровными круглыми отверстиями, пробитыми пробойниками разного диаметра вдоль линий конструкции.
После такой обработки желательно подготовленные кожаные детали подкрасить. Из грубой, толстой кожи можно изготовить очень миленькую сумочку по модели, предложенной кубинскими дизайнерами (рис. 55). Подкладки и какой-либо декоративной отделки не требуется. Может быть, стоит лишь отбортовать кромку клапана сумки нагретым на огне колесиком. Рис. 56-58 В качестве ручек ко всем этим сумкам используются старые поясные ремни: для некоторых моделей,
например, на рис. 56, подойдет лопнувший кожаный приводной ремень от швейной машины. Не возбраняется сделать ручки и из ткани. Если найдутся куски кожи, из которых удастся нарезать по спирали много узких ремешков, сплетите ручки из них одним из способов, показанных на рис. 57. Кстати, так плетут себе браслет или ремешок для часов. Толстые прочные ручки четырехгранного сечения плетутся из кожаных ремешков, как показано на рис. 58. Чтобы они не гнулись и надежно закреплялись, внутрь вставляется стальная проволока. Рис. 59 Из полосок тонкой кожи выйдет маленький карманный несессер. Это узкий плоский футлярчик, в котором, однако, помещается много полезных вещей: расческа, пилка для ногтей, ручка или карандаш, стопка узких листков бумаги для записей и зеркальце, вырезанное по размеру футляра. Зеркальце заменит отшлифованная полоска металла.
Конструкция несессера ясна из рис. 59. Рис. 60 Напоследок — описание самодельного бумажника «с секретом». Если раскрыть его, на одной стороне будут расположены две узкие параллельные перемычки, а на другой — широкая перемычка в форме крестовины (рис. 60). Нужно положить листок бумаги поверх крестовины. Закрыть бумажник, снова открыть — бумажка каким-то образом оказалась под крестовиной! Еще раз закрыть и открыть — бумажка теперь будет на другой стороне бумажника, под двумя параллельными
перемычками. Секрет в креплении перемычек, благодаря которому бумажник можно открывать с любой стороны. Закрывать его с одной стороны, потом незаметно повернуть в руках и открыть с другой. Ясно, что такой бумажник очень удобен: что в него ни положи — автоматически надежно прижимается перемычками. Есть в нем и отделения для монет, проездных билетов. Детали А и Б состоят из двух частей, состроченных изнанкой к изнанке.
В одной из частей детали А прорезано окошко для монетницы. К детали Б с наружной стороны пристрочен клапан для билетов. Перемычки В и Г выкраиваются двойными и сшиваются либо склеиваются. Левые края перемычек В прикрепите к левой стороне детали А, а правые — к левой стороне детали Б. И наоборот, левые края крестовины
Г прикрепите к правой стороне детали А, правые — к правой стороне детали Б. 2.3 Изготовление обуви, рукавичек и остального Изготовить настоящую обувь в домашних условиях без специального оборудования и материалов, вернее всего, не удастся. Но попробовать изготовить простейшую домашнюю обувь стоит. Начнем с домашних тапочек из толстых шерстяных носков, к которым пришиты кожаные подошвы. Иногда их делают из новых носков. Но есть смысл усовершенствовать таким способом носки, у которых начинают протираться ступни. Необходимо выкроить из голенища сапога две подошвы с припуском по краям 7-10 мм. Ровно пришить к носку подошву без специальной болванки вряд ли удастся. Вместо болванки натянуть носок на ботинок меньшего размера (конечно, чистый и сухой). Пришить подошву толстой суровой нитью зигзагообразным швом.
Рис. 61 На шлепанцы (рис. 61), кроме двух кожаных деталей для верха, выкроенных из голенища сапога, пойдет то, что давно лежит в доме без дела: голенище старого валенка (для подошв), куски поролона (для мягкой прокладки), лоскуты сукна или драпа от старого пальто (для стелек). Каким «бутербродом» располагаются эти детали в окончательном виде, показано в сечении А-А. Края деталей прикрыты окантовкой из кожаной полоски, образующей широкий рант.
Все это соединено крупными стежками с помощью двух игл, шьющих навстречу друг другу. Рис.62-63 На рис. 62 изображен простейший крой домашних тапочек. Но наибольший успех ждет домашнего обувщика в изготовлении мягкой обуви для малышей. Очень просто выкраиваются кожаные тапочки-мокасины (рис. 63). Здесь требуется проложить всего один шов по мыску.
Надо затянуть его так, чтобы вдоль него образовались мелкие складочки. Можно сделать и по два шва на пятке, но для домашней обуви в этом нет необходимости. Отделочная бахрома лучше выглядит на замше. Внутрь готовых мокасинов вклейте стельки, подложив под них подпятники из пористой резины. Рис. 64 Немного сложнее крой детских ботиночек, который разработали эстонские модельеры (рис. 64). Детали соединяются на мыске и пятке крупными крестообразными стежками сквозь заранее приготовленные отверстия. Верхняя кромка ботиночек обшивается полоской мягкой кожи, замши или ткани. Используют и пушистый мех. Рис. 65 Нарядны рукавички, сшитые из кожи или замши, даже из искусственной. Если, конечно, удастся выкроить из старой сумки или сапожек шесть довольно больших деталей (рис. 65). В крайнем случае попробуйте стачать из кусков одним-двумя горизонтальными швами. Больше нежелательно, иначе рукавица будет жесткая, а швы станут мешать.
Не забудьте выкроить подкладку из мягкой ткани. Дефекты материала скроет декоративная отделка: вышивка шерстью и бисером, аппликация кусочками меха, цветного фетра и сукна. Можно сэкономить кожу, сделав манжеты рукавиц из ткани и украсив их узорчатой тесьмой. Рис. 66 На что еще годятся голенища поношенных сапожек? Скроите из них шесть одинаковых деталей и сшейте настоящий кожаный мяч (рис.
66). В последнем шве оставьте просвет, через который выверните готовую работу налицо, и вставьте внутрь резиновую надувную камеру. Можно такой мяч набить и кусками поролона. Рис. 67 Для изготовления мяча поменьше достаточно двух деталей (рис.67). Рис. 68 Наконец, на рис. 68 подробно показано, как, используя в качестве каркаса проволоку, жесткую пластмассовую или металлическую коробку, получить симпатичную шкатулку, обтянутую кожей.
Если на коже есть дефекты — придется заняться маскирующей декоративной отделкой шкатулки. Хорошая же гладкая кожа в украшениях не нуждается. Заключение В процессе работы были решены поставленные задачи, достигнуты цели, в процессе изучения литературы и создания изделия из кожи. Кожа действительно прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и прочна. Ребята с увлечением изготавливают украшения из натуральной кожи – серьги, броши, кулоны и т.д. Но особый интерес вызывает у них работа по созданию более крупных изделий – настенных декоративных панно. Используя лоскуты из кожи, можно создать оригинальные произведения. Из цветных кусочков выполняются всевозможные композиции. При этом применяются различные способы декоративной обработки кожи: выжигание, плетение, драпировка. Любую свою творческую фантазию можно осуществить с помощью декоративной кожи.
Человечество по достоинству оценило прочность, практичность, элегантность изделий из кожи. Благодаря своим качествам кожа уже не одно тысячелетие не выходит из моды. История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах
египетских пирамид. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет. Приложение Муфтахова А. А. Учебный центр « Фортуна» Учебный центр « Фортуна» Замилова Альфия Выставка в Республике Татарстан
Список литературы и сайтов интернета: 1. Ананина Т.В Левина Е.В. Многоликая кожа. – М.: Гамма, 1992. 2. Андрианова Т. «Художественная обработка кожи» 3. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. – М.: Легкая промышленность, 1988. 4. Кюльн Э.П Кирме
К.К Реймо Х.К Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 5. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. – М.: Легпромбытиздат, 1987. 6. Николаева Ж.Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. – М.: Легпромбытиздат, 1085. 7. Рязанская М.И Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: 1990. 8. 9. Селифанова Л.Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. – М.: Легкая индустрия, 1971. 10. Страхов И.П Аронина Ю.Н Гайдаров Л.П. Химия и технология кожи и меха. – М.: Легкая индустрия. 1970. 11.http://rukh.hole.ru/my%20home/chistka /page2b.htm 12.www.marwin.ru 13.
forki.yandex.ru 14. leathercraft.narod.ru 15. www.zevana.ru 16. http://www.otkrovenno.com.ua/hobby/detai l/29812 17.www.wild-west.biz 18.http://andtani.mylivepage.ru/page/%D0 %9C%D0%B8%D1%80_%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B8 19.http://www.zakazdiplom.ru/show_work.p hp?work=19184