БН Чичерин и его философия права

РЕФЕРАТ

по курсу«История»

по теме: «Б.Н.Чичерин и егофилософияправа»
Содержание

Введение
1.Жизненный путьБ.Н. Чичеринаи формированиеидей философииправа в еготворчестве
2.Основные концепциифилософии праваБ.Н. Чичерина
Заключение
Списокисточников
Введение

Формированиеидей философииправа Б.Н. Чичеринапроходило нафоне прошедших«великих буржуазныхреформ» XIX векаи существенныхсоциально-экономическихи политическихизменений впореформеннойРоссии. В концеXIX века нарядус общим подъемомкультуры инауки активизировалисьтеоретическиеизыскания вобласти государстваи права. Об этомсвидетельствуетне толькоувеличившийсяпоток политико-правовойлитературы, но и, преждевсего, восхождениеновых именобщеевропейскогомасштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.
ТворчествоБ. Н. Чичерина(1828-1904) в последнеевремя все чащепривлекаетвнимание историков, философов, юристов – всехученых, изучающихистоки русскогокультурногоренессансаконца XIX-началаXX в. Он был нетолько талантливымтеоретикоми историкомправа, оригинальнымпредставителемнеогегельянствав русской философии, но и основателемгосударственнойшколы в отечественнойисториографии, специалистомв областиестествознания.
Обширноетворческоенаследие Б. Н.Чичеринапредставляет, несомненно, интерес и длясегодняшнейнауки, в томчисле дляправоведения.В настоящейработе анализируетсяфундаментальныйтруд Б.Н. Чичерина«Философияправа».
1. Жизненныйпуть Б.Н. Чичеринаи формированиеидей философииправа в еготворчестве

Ситуацияв российскомобществе второйполовины ХIХвека была весьмапротиворечивой.Заинтересованностьобщественностив установлениипарламентарныхинститутови попытка избежатьреволюционноговарианта развитиясобытий послужилипитательнойпочвой дляразвития теориилиберализма.Именно в этотпериод в русскойфилософиискладываютсяосновы направления, которое впоследствиибудет названоклассическойлиберальнойфилософиейестественногоправа. Возникаетособая формамодели переустройстваРоссии: «минимумполитики –максимум права».Поэтому правоваямысль русскихфилософов быланаправленана поддержкуи обоснованиедальнейшихреформ, на признаниеза индивидомправа на достойноесуществование, в силу чегоодной из центральныхтем либеральнойправовой публицистикистало воспитаниеуважения кправу. ПослелиберальныхначинанийАлександраI и обсужденияэтой темы влитературе, например, вработах М.М.Сперанскогои Н.М. Карамзина, российскийлиберализмхарактеризуетсясочетаниемсобственнолиберальныхустремленийс большой долейпросвещенногоконсерватизма.
Крупнойфигурой в либеральнойфилософскоймысли второйполовины ХГХвека был БорисНиколаевичЧичерин (1828-1904 гг.).Он родился всемье богатогои родовитогопомещика. Сдетства Б.Н.Чичерин проявилстрасть к познанию.Он владелфранцузским, немецким ианглийскимязыками, читалв оригиналеУ. Шекспира, Дж. Байрона, В.Скотта, пробовалперевести слатыни Вергилия.Отец выдающегосяюриста, историкаи философа Б.Н.Чичерина былофицером и, выйдя в отставку, занялсяпредпринимательством, он, также каки мать Б.Н. Чичерина– ЕкатеринаБорисовнаХвощинская, отличалсяшироким культурнымкругозором, разностороннимиинтересами, был знаком сомногими образованнымилюдьми тоговремени.
В 1845 г. БорисНиколаевичпоступил наюридическийфакультетМосковскогоуниверситета.По окончанииуниверситетав 1849 г. Б.Н. Чичеринвернулся домой, в имение отца, для подготовкик магистерскомуэкзамену. Дляприобретенияученого званиямагистрагосударственногоправа требовалосьпреодолетьиспытания погосударственному, полицейскомуи финансовомуправу, политэкономиии статистике.
Б.Н. Чичеринсдал магистерскиеэкзамены вдекабре 1851 – январе1852 г. В 1866 г. защитилв качестведокторскойдиссертациикнигу «О народномпредставительстве»(1866). В 1868 г. вместес группой профессороввышел в отставкув знак протестапротив нарушенияуниверситетскогоустава, жил вс. Караул, велнаучную работу, участвовалв деятельностиземства. В начале1880-х гг. Б. Н. Чичеринзанимал постмосковскогогородскогоголовы; в 1883 г.после речи вовремя торжеств, посвященныхкоронациинового императора, в которой прозвучалиидеи о необходимости«свободныхучреждений», развитии земскогодвижения, онбыл уволен сэтой должности.В его речи АлександрIII усмотрел намекна конституцию.
Б.Н. Чичерин, воспринявмногие идеироссийскогозападничества, он пошел дальшепо пути усилениятаких аспектовэтой доктрины, как приоритетнаяроль государствав осуществленииреформ, парламентарныйи конституционныйстрой, доктрина«правовогогосударства».Б.Н. Чичерин, считал, чтоглавным конструирующимэлементомкультуры являетсяцентральнаягосударственнаявласть, оттесняющаяна второй плансословные икорпоративныеинтересы ивлияния.В своихсочиненияхЧичерин развивалидею постепенногоперехода путемреформ отсамодержавияк конституционноймонархии, которуюон считал идеальнойдля Россииформой государства.
Большоевлияние навзгляды Б.Н.Чичерина философияФридриха ВильгельмаЙозефа Шеллинга, который проблемуправовогогосударстваи свободы личностирассматривалв плане формированиянародногосамосознанияи образованияуниверсальногоправовогопространства, что во многомопределилокультурно-национальныйуниверсализмфилософии праваБ.Н.Чичерина.
«Философияправа» Б.Н. Чичеринаявляется своеобразнымитогом егомноголетнейнаучной деятельности.

2. Основныеконцепциифилософии праваБ.Н. Чичерина

Правовыевзгляды ученого, как уже былоотмечено, покоилисьна метафизическихоснованиях.Под метафизикойон понималрациональныеначала познанияв духе гегелевскогопанлогизма, в котором видел«последнееслово идеалистическойфилософии».В отличие отпредставителейпозитивизма, находившихв самом положительномправе критериидля определенияправ и обязанностейподчиняющихсязаконодателюлиц, Чичеринполагал, чтодля этого нужнывысшие руководящиеначала, а ихможет датьтолько философия.
В работе«Философияправа» Б.Н. Чичеринв значительнойстепени воспроизводитгегелевскийподход к правукак развитиюидеи свободы, реализациисвободной воли.В этой связион резко критикуетвульгарно-утилитаристскиетеории, отождествляющиеправо с интересом, с политикойсилы или с законом, изданнымгосударством.В то же времярусский ученыйсчитает гегелевскуюфилософию праваэтатистской, антилиберальной, антииндивидуалистической, в которойчеловеческаяличность какноситель духаесть лишь преходящееявление общейдуховной субстанции, выражающейсяв объективныхзаконах иучреждениях.В таком случаеиндивид лишенсамостоятельностии поглощенгосударством.Поэтому гегелевскуюфилософию праварусский ученыйперерабатываетв либерально-индивидуалистическомключе. Идеясвободы в еготеории развиваетсятрехступенчато:
1) внешняясвобода – право;
2) внутренняясвобода –нравственность;
3) общественнаясвобода – переходсубъективнойнравственностив объективнуюи сочетаниеее с правом вобщественныхсоюзах (семья, гражданскоеобщество, церковьи государство).
Еще в своейстатье «Различныевиды либерализма»Чичерин далпервую в историиотечественнойполитическоймысли «классификацию»русского либерализма, обозначил«главные егонаправления, которые выражаютсяв общественноммнении», выделивтри его видаи дав им социально-политическуюхарактеристику, актуальную, на ваш взгляд, и сегодня:
1) «уличный»либерализмтолпы, охлократии, склонной кполитическимскандалам, длякоторого характерноотсутствиетерпимостии уважения кчужому мнению, самолюбованиесобственным«волнением»,– «извращение, а не проявлениесвободы»;
2) «оппозиционный»либерализм, сопутствующийлюбым реформаторскимначинаниям, систематическиобличающийвласть, как вдействительных, так и в мнимыхошибках, «наслаждающийсясамим блескомсвоего аппозиционногоположения»,«критикующийради критики»(«отменить, уничтожить– вся его система»)и понимающийсвободу с «чистоотрицательнойстороны»;
3) «охранительный»либерализм, несущий в себепозитивныйсмысл и ориентированныйна осуществлениереформ с учетомвсех социальныхслоев на основеих взаимныхуступок икомпромиссов, с опорой насильную власть, в соответствиис естественнымходом истории,«Сущностьохранительноголиберализмасостоит в примиренииначала свободыс началом властии закона. Вполитическойжизни лозунгего: либеральныемеры и сильнаявласть, – либеральныемеры, предоставляющиеобществусамостоятельнуюдеятельность, обеспечивающиеправа и личностьграждан,… –сильная власть, блюстительницагосударственногоединства, связующаяи сдерживающаяобщество, охраняющаяпорядок, строгонадзирающаяза исполнениемзаконов… разумнаясила, котораясумеет отстоятьобщественныеинтересы противнапора анархическихстихий и противвоплей реакционныхпартий».
По мнениюЧичерина, спозиции «высшей»ступени развитиялиберализма– «охранительного», или консервативного,– всякий гражданин, не преклоняясьбезусловноперед властью, во имя собственнойсвободы обязануважать существосамой государственнойвласти. Дляфилософии праваи социологии«охранительного»либерализмаЧичерина, основанныхна триединстветрех основныхначал общежития– свободы, властии закона, равноценныхи неразделимых, их гармоническоесоглашениепредполагаетобщественноеединство, а дляэтого необходимоединство вгосударственнойжизни; последнеевозможно приединстве власти, а не ее разделении.Лучше всегоэто достигаетсяпри такой «смешанной»форме правления, как конституционнаямонархия, котораяявляется политическимидеалом длямыслителя.Предпочтениеей он отдавалпотому, что:
1) монарх, являясьпредставителеминтересовцелого (общества), стоит вышесословныхразделений, выше партий; он есть «примиритель»и посредникмежду противоположнымиэлементами: народом иаристократией(дворянством).Монарх представляетначало власти, аристократия, аристократическоесобрание –начало закона,«чувства права, свободы ичеловеческогодостоинства», а представителинарода – началосвободы;
2) монархическаявласть игралаогромную рольв истории России, и «еще в течениестолетий онаостанетсявысшим символомее единства, знаменем длянарода».
В «охранительном»либерализмеЧичерина духовныеосновы (в лицесвободно-разумнойличности) соединяютсяс общественнымивзаимодействиями, которые регулируютсяправом; принципличной свободыи прав человекав обществеможет бытьосуществленлишь при условииограничения«внутренне»(духовно-нравственнои религиозно)и «внешне»(правом, законом, сильной властью).
Свои философско-правовыеизыскания Б.Н.Чичерин начинаетс исследованиячеловеческойличности, таккак «не знаяприроды и свойствчеловеческойличности, мыничего не поймемв общественныхотношениях».Чичерин писал:«Как существо, обладающееразумом и волею, человек являетсясубъектом, –и продолжал,– существованиесубъекта, лежащегов основаниивсех явленийвнутреннегомира, не подлежитни малейшимисомнению». Этоглавный исходныйпостулат егоконцепции, базирующийсяна утверждении, что никакимидоводами нельзяопровергнутьфакт созданиясвоего я, факт, имеющий мировоезначение.Рассматриваяпонятие личности, Чичерин выделяетее атрибуты:«Источник этоговысшего достоинствачеловека и всехвытекающихиз него требованийзаключаетсяв том, что онносит в себесознание Абсолютного, то есть этотисточник лежитименно в метафизическойприроде субъекта, которая возвышаетего над всемфизическиммиром и делаетего существом, имеющим ценусамо по себеи требующимк себе уважение».
«Лицо составляеткраеугольныйкамень всегообщественногоздания», –подчеркивалмыслитель.Анализируядоводы современнойему эмпирическойпсихологии, которая в духепозитивизмаотрицала самопонятие личности, сводя его лишьк ряду психическихсостояний, связанныхзаконом последовательности, Чичерин пришелк выводу, чтопозитивизм, как и материализм, ведет к разрушениюсамой идеиправа, ибо длянего не существуетсубъекта –носителя безусловнойценности. Признаватьза человеческойличностьюбезусловноедостоинство– значит предполагать, что она естьнечто постоянное, нечто такое, что пребываетв потоке явлений.«Если бы личностьбыла тольковременным, преходящимпроявлениемобщей мировойсущности, –комментировалидеи Чичеринадругой выдающийсяюрист и философ, кн. Е. Н. Трубецкой,– ей могла быпринадлежатьтолько временная, относительнаяценность орудия: она была бы не: целью, а толькосредством, азначит – бесправна…Стать на материалистическуюточку зрения– значит, признать, что в человекенет ничегопостоянного, пребывающего.С этой точкизрения «человекесть то, что онест», т. е. агрегатбеспрерывноразлагающегосявещества. Единственнопоследовательныйвывод отсюда– тот, что в человекенет ничегозаслуживающегоуважения. Когдаматериалистыговорят очеловеческомдостоинствеили о «правахчеловека», тоэто в их устах– не более какблагороднаянепоследовательность.Только признаниев человекедуховногоначала можетположить твердую, незыблемуюграницу междулицами и вещами».
Таким образом, сама идеячеловеческойсвободы оправдываетсябезусловнымдостоинствомчеловеческойличности итеряет характерсамодовлеющейценности, какойона имеет влиберализме.Свобода становитсяорудием безусловного, воплощающегосяв человеке.Пока человекстоит на животнойступени развития, он может делатьзло, не раздумывая, руководствуясьсвоими естественнымивлечениями.Но как толькоон осознаетсебя свободнымотрешитьсяот чувственныхвлечений иопределятьсяизнутри себя, на основанииприсущей емуидеи Абсолютного, так действие, противное этомувнутреннемусамоопределению, представляетсяему нравственнымзлом. Поэтомухотя склонностько злу и являетсяприрожденнымсвойствомчеловека, новсе же он, попризнаниюЧичерина, можети должен своипоступки подчинятьразумномузакону, что иведет к торжествуразума во внешнеммире.
Другой исходныйпункт, а одновременнои тот стержень, вокруг котороговращается всяфилософско-правоваятематика, – этосвобода человека.Само понятиесвободы, помнению Чичерина, человек получаетиз своегособственноговнутреннегоопыта, из осознаниятого, что различныевсевозможныедействия зависятот самого человека, а не диктуютсяему ими самими.«Вся христианскаярелигия, – отмечаетон, – так же каки еврейская, основаны напонятии о внутреннейсвободе человека: грехопадениепонимаетсякак акт свободнойволи. В самойпрактическойжизни сознаниесвоей свободыслужит человекуглавным побуждениемк деятельности».Чичерин утверждает, что «все люди, во все времена, считали себясвободными, способнымиделать то, чтохотят, следоватьтому или другомувнушению пособственномуизволению.Таковыми жевсегда признавалии признают ихвсе законодательствав мире. Юридическийзакон обращаетсяк человеку, какк свободномусуществу, котороеможет исполнятьзакон, но можети нарушать его.На признаниисвободы основаныпонятия виныи ответственности; в силу этого, за нарушениезакона полагаетсянаказание.Точно так жеи нравственныйзакон обращаетсяк человеку ввиде требования; а требованиеможет бытьпредъявленотолько свободномусуществу, котороеможет уклонитьсяот закона, и вдействительности, вследствиечеловеческогонесовершенства, всегда болееили менее отнего уклоняется.На свободномисполнениизакона основановсе нравственноедостоинствочеловека».
Воля человека, который действуетво внешнеммире, должнаоставатьсясвободной, т.е.быть независимойот внешнихопределенийи определятьсясвоими внутреннимипобуждениями, ориентируясьна присущиеей разумныеначала. Высшийидеал свободыдля Чичериназаключаетсяв таком положении, когда волячеловека одновременновластвует инад своимидействиями, и над своимиопределениями.Способностьчеловека отвлекатьсяот любого частногоопределениязаключаетсяв том, что онносит в себеидею абсолютного.Свобода, котораястремитьсяк осуществлениюабсолютногозакона в человеческойдеятельности, определяетсяЧичериным каксвобода нравственная.Эта свободаисходит отсознания абсолютного.Произвол же, как проявлениеограниченнойсвободы, исходитот относительного.Их сочетаниеявляется дляисследователянепреложнымфактом, так какотсутствиеодной из нихделает действиене свободным, а вынужденным.Он писал, что«нравственнаясвобода перестаетбыть свободою, как скоро у нееотнимаетсяпроизвол, тоесть возможностьпротивоположного.Для ограниченногосущества, заключающегов себе обепротивоположностии свободнопереходящегоот одной к другой, свобода добранеизбежносопряжена сосвободою зла; одна без другойне существует.В Божестве, возвышенномнад всякимичастнымиопределениями, мыслима толькосвобода добра; но это происходитот того, что кнему не приложимзакон причинности, по которомупоследующееопределяетсяпредшествующим; все его решениявечны. Однаков этом вечномрешении заключаетсяи свобода зла, как необходимаяпринадлежностьпроисходящихот него органическихсуществ».
Посколькукаждая личностьобладает свободойи стремитсярасширить ееграницы, тонеобходимо, чтобы свободаодного не мешаласвободе остальных, чтобы сильнейшийне превратилдругих в орудиядля осуществлениявраждебныхим целей, чтобыкаждая личностьмогла свободноразвиватьсяи были установленытвердые правиладля разрешениянеизбежныхпри совместномсуществованииспоров. Именнопоэтому, подчеркивалЧичерин, правокак взаимноеограничениесвободы подобщим закономсоставляетнеотъемлемуюпринадлежностьвсех человеческихобществ.
Изложенныеидеи, казалосьбы, весьма близкивзглядам направо И. Канта.И, тем не менее, Чичерин никогдане примыкалк кантианству, видя в нем тотже отвлеченныйсхематизм, чтои в ортодоксальномлиберализмев целом. Поэтому, с его точкизрения, этоучение неприложимок политическомусоюзу (государству), где личноеправо подчиняетсяобщественномуначалу и ограничиваетсятребованиями, последнего.Вслед за ГегелемЧичерин отвергаетпонятие естественногоправа как реальногоправа, существующеговне и помимогосударства.Право для негопо своей сутипозитивно. Этоклассическоеконсервативноеправопониманиеможно проиллюстрироватьна примеречичеринскойдиалектикиобъективногои субъективногоправа. Последнееон определялкак «законнуюсвободу что-либоделать илитребовать».Объективноеже право естьсам закон, определяющийэту свободу.Задача правазаключаетсяв том, чтобыразграничитьобласти внешнейсвободы, предоставленнойкаждому. Исубъективное, и объективноеправо у Чичеринанеразрывносвязано, ибосвобода толькотогда становитсяправом, когдаона освященапозитивнымзаконом; законже признаети определяетсвободу. Указываяна важную рольсубъективногоправа (так какисточник правазаключен нев законе, а вметафизическойсвободе), Чичеринв то же времяподчеркивал, что право естьначало формальноеи принудительное, чем оно и отличаетсяот нравственности.Юридическийзакон поддерживаетсяпринудительнойвластью –нравственныйзакон обращаетсятолько к совести.Именно этимдвояким отношением, по мысли Чичерина, ограждаетсячеловеческаясвобода в обоихее видах, таккак если быюридическийзакон не былпринудительным, то внешняясвобода человекаоказалась былишенной всякойзащиты.
Чичерин всвоей философско-правовойконцепциивыступаетзащитникоминдивидуализма.Только признаниесвободы лицаявляется длянего основанием«всякого истинночеловеческогознания». А потомуон отвергаетвсе возможныетеории о преобладанииобщего надличным, считая, что постулато превосходствеобщего надчастью пригодентолько длямашин, а не длялюдей. Сознаниеми волей наделенытолько отдельныелица, а всеобщественныеучрежденияи институтыимеют возможностьсуществоватьтолько благодарятому, что онипредставленыименно лицами.
Справедливость, по мнению Чичерина, выражается, прежде всего, в равенстве.Справедливымсчитается то, что одинаковоприлагаетсяко всем. Этоначало, на еговзгляд, вытекаетиз самой природычеловеческойличности. Людиодарены разумоми свободойволей и, кактаковые, равнымежду собой.«Признаниеэтого коренногоравенствасоставляетвысшее требованиеправды, котораяс этой точкизрения носитназвание правдыуравнивающей».Уравнивающаяправда состоитв признанииза всеми равногочеловеческогодостоинстваи свободы, вравенстве правкак юридическойвозможностидействовать.Здесь равенствоявляется началом, в соответствиис которым общийзакон одинаковораспространяетсяна всех, устанавливаетобщие для всехнормы и одинаковыедля всех способыприобретенияправ. В этомсостоит равенствоперед законом.
Там же, гдеприходитсяделить общеедостояние илиобщие тяготы, выступает новоеопределениеправды – «правдараспределяющая».«Правда уравнивающая»руководствуетсяначалом равенстваарифметического, а «правдараспределяющая»– началом равенствапропорционального.Последняя, поразъяснениюЧичерина, применяется, например, вчастных товариществах, в которые людивступают добровольно, но с неравнымисилами и средствами.Кто большевложит капиталав общее предприятие, тот получити большую частьдохода, соразмернос вкладом. Наэтом же принципеоснованораспределениегосударственныхналогов всоответствиис доходамиплательщиков, а также распределениеправ, почестейи обязанностейсообразно соспособностями, заслугами иназначениемлиц в государстве.
Два принципасправедливостиотносятся попреимуществук двум разнымобластямгосударственнойжизни – гражданскойи политической.В первой должногосподствоватьравенствоарифметическое, во второй –равенствопропорциональное.Этим обусловливалосьи конкретноенеравенствоправ и обязанностейв публично-правовойсфере, гдегосподствуютотношениявласти-подчинения, определяющиеотношения немежду равнымии независимымисубъектами, а между общественнымцелым и егоструктурнымиэлементами.
Очень интереснырассужденияученого о равенствеи неравенстве.Здесь он простовеликолепен, срывая со«священного»слова «равенство»его «ауру».Общее положениеЧичерина таково:«Свобода естественнои признановедет к неравенству, а потому, признаваясвободу, мы неможем не признать, вместе с тем, и этих вытекающихиз нее последствий».Он утверждает, что фактическинеравенствоесть общее длявсех человеческихобществ явлениеи что равенствопредставляетсобой тольколишь «метафизическоетребование, во имя мыслимойсущности» ине более. По-моему, он абсолютноправ, когдазамечает, что«уравнятьматериальноможно толькорабов, а не свободныхлюдей». Отсюдаи его тезис отом, что первымявлением свободыявилась собственность.Все это прекраснообъясняет ярковыраженнуюантисоциалистическуюнаправленностьего воззрений.Чичерин пишет:«Превращениечеловека врабский скот, принадлежащийфантастическомусуществу, именуемомуобществом, таково последнееслово социализма».В том, что касаетсясобственностии права, то онпридерживаетсятакой позиции:«Собственность, как мы видим, есть явлениесвободы в отношениик физическомумиру: договоресть явлениесвободы в отношениик другим лицам».Средоточиемвнешней свободы, по его мнению, является правочастной собственности– «неизменноетребованиесправедливости»,«краеугольныйкамень всегогражданскогопорядка». Вчастной собственности«лицо находити точку опоры, и орудие, и цельдля своейдеятельности».Посягать начастную собственность, заявляет он, значит подрыватьсвободу в самомее корне. Этопониманиесобственностии права проходитпрактическичерез все работыЧичерина.
Примечательнойчертой консерватизмаЧичерина являетсяего либеральныйхарактер. Подлинныйконсерватизморганичносвязан с началомсвободы. И этимполитико-правовоеучение Чичеринакоренным образомотличаетсяот взглядов«отрицательного»либерализма, видевшего всвободе рази навсегдаданный неизменныймасштаб, применимыйк любым обстоятельствам.Но либерализмЧичерина носити персоналистическийхарактер, что, по мнению многихисследователей, выгодно отличаетего и от философииправа Гегеля, в системе которогобыла заметнатенденция кпоглощениюличностигосударством.Чичерин жевсячески стараетсяподнять рольи значениеличности вобществе. Поэтомуи основныеопределенияправа, формулируемыеим, касаютсяв первую очередьличных (иличастных) отношений.Общественныесоюзы, по замыслуЧичерина, должнывоздвигатьсянад ними каквысший порядок, который неуничтожает, а только восполняетчастные отношения, зиждущиесяна свободе.«Таков непоколебимыйк неизменныйидеал, вытекающийиз ясных требованийразума и изглубочайшихоснов духовнойприроды человека».
Начало равенствавсех передзаконом являлось, по Чичерину, лишь формальнымусловием гражданскойсвободы. Содержаниемже ее были теразличныеправа, которыевытекали изнее как необходимыеследствия. Кним, например, относились: право располагатьсвоими действиямипо своему усмотрению, не нарушаячужого права; право перемещатьсякуда угоднои селиться гдеугодно; правозаниматьсялюбой деятельностью: право «обязыватьсясвоими действиямив отношениик другому»; наконец, правособственности, которая есть«первое явлениесвободы в окружающеммире».
Однако, выступаяпоследовательнымзащитникомсвободы, Чичеринрезко полемизировалс теми либеральнымитеоретиками, которые трактовалиправа человекакак его прирожденноеи неотъемлемоедостояние, неприкосновенноедля самогозакона, призванногоякобы толькоограждать ихот нарушений.Для него быланеприемлемаконцепция, согласно которойединственнойграницей свободыявляется свободадругих. С этойиндивидуалистическойточки зрениязакон можетзапрещатьтолько то, чтовредит другим.Но такой порядок, справедливоотмечал Чичерин, не только неоправдываетсяни историей, ни умозрением, но попростунемыслим вреальной жизни.То, что человекимеет права, являлось дляЧичерина аксиомой, так как по природесвоей он – существосвободное. Ноопределениеэтих прав иустановлениеих границ неможет зависетьот личногоусмотрениякаждого, какне может зависетьи от «неизменных»указанийестественногозакона, а единственнотолько – отпубличнойвласти, котораяодна можетпредписыватьправила, обязательныедля всех. Властьдолжна руководствоватьсяпри этом нетолько взаимнымотношениемсвободы отдельныхлиц, но и требованиямиобщественнойпользы, которымвсегда и вездеподчиняетсяличная свобода.Поэтому границыправ никогдане составляютнепреложногокодекса. Онипо существусвоему изменчивыи подвижны –в зависимостиот состоянияобщества итребованийгосударственногопорядка. Дажена знаменитую«Декларациюправ человекаи гражданина», по мнению Чичерина, нельзя смотретькак на святынючеловеческойсвободы. Вдействительностинет права, котороебы не подлежалозначительнымограничениями даже прекращениюпо требованиямобщественнойпользы.
РассужденияЧичерина невсегда бесспорны, однако критическиосмысленныеи очищенныеот предвзятостии политическихсимпатий самогоавтора, а такжевремени, в которомон жил и творил, они полны здравогосмысла, содержатглубокое пониманиеспецификирусскогоисторическогопроцесса, многоверных наблюденийи богатогоматериала длядальнейшихраздумий. Вэтом отношениинаследие ученоговсегда будетпривлекатьвнимание нетолько исследователей, но и читающейпублики.
«Философияправа» Б.Н. Чичеринапослужиланачалом возрожденияестественногоправа и былавысоко оцененасовременниками.И.В. Михайловскийназвал Чичерина«величайшимпредставителемидеалистическойфилософииправа». П.Н.Новгородцевотмечал, чтоЧичерин однимиз первых выразил«современнуюточку зренияна естественноеправо как напонятие идеальноеи притом развивающееся».Е.Н. Трубецкойвидел в Чичеринеодного из самыхвыдающихсяв России «провозвестниковидеи естественногоправа». Н.А. Бердяев, выдвигая теорию«естественных, неотъемлемыхи абсолютныхпо своему источникуправ личности», признавал, чтоЧичерин был«блестящимзащитникомтеории естественногоправа, и новейшиеидеалистическиетечения в философииправа должныпочтить егокак самогоглавного своегопредшественника»1.
Заключение

В историююриспруденциипрочно вписаныимя и творческоенаследие выдающегосярусского мыслителя, педагога, общественногодеятеля, представителяизвестногодворянскогорода БорисаНиколаевичаЧичерина. Анализфилософских, политическихи правовыхвзглядов Б.Н.Чичерина становилсяспециальнымпредметоммногих исследований.Основательгосударственнойшколы русскойисториографии, оригинальныйпредставительнеогегельянствав русской философии, виднейшийпредставительрусского либерализма– вот некоторыехарактеристикии оценки вкладаученого в копилкуотечественнойнауки.
Философияправа – наукамногогранная, возникшая иразвивающаясяна стыке философиии правоведения.Поэтому онапредполагаетне только глубокоепостижениеуказанных наук, но и творческоесочетание ихдруг с другомс целью наиболееполного познанияфеномена праваБ.Н. Чичерин, внесший существенныйвклад в развитиефилософииправа. Обращаяськ философскомунаследию Б.Н.Чичерина, следуетотметить, чтоего труды, а вособенностиего фундаментальныйтруд «Философияправа» не утратилисвоей актуальностии в настоящеевремя. В нихправо рассматриваетсяв качественормы свободы, что являетсяоснованиемдля развитиядемократическогои социальногогосударствав России, реформыее правовойсистемы в условияхнедостаточнойясности фундаментальногодля этих процессоввопроса о новомсоотношенииличности, обществаи государствав русле концепцииобеспеченияправ и свободчеловека.
Философско-правовыеидеи Б.Н. Чичеринао путях развитиягосударства, о соотношениинравственности, свободы и права, гражданскогообщества игосударствав этом смыслеприобретаютэвристическоезначение, имогут статьэлементомконцептуальныхоснов построенияправовогогосударствас учетом современнойроссийскойспецифики.
Список источников

Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 80.
Чичерин Б.Н. Философия права. М., 2000.
Богданова Н.А., Шевердяев С.Н. Наука государственного права и ее преподавание на юридическом факультете Императорского Московского университета (К 250-летию Московского университета) // История, теория, практика российского права. Сб. науч. раб: Вып. 1 / Отв. ред. В. В. Захаров. Курск, 2005.
Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. Екатеринбург, 2001.
Гнатюк О.Л. Охранительный» либерализм Б. Н. Чичерина и либеральный консерватизм П. Б. Струве: сравнительный анализ. // Вопросы философии. 2006. №1.
Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.
Мошлаков Е.Н. Чичерин один из основоположников политической науки в России//Вестник московского университета. 2004. №2.
Нерсесянц B.C. Философия права. М, 2007.
Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №1.
Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина. // Правоведение. 1993. №5.
Поляков А.В. Политико-правовое учение Чичерина // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб., 2004.
Фишер С.И. Истоки формирования идей философии права Б.Н. Чичерина // Гуманитарный вестник ВТУ № 2. М.: Изд-во ВТУ ФССС РФ, 2002.