Проблема терроризма и исламского радикализма в Египте
терроризм исламский радикализм экстремизм
Проблема терроризма, в различных своих проявлениях известнаяс давних пор, к началу XXIстолетия превратилась в одну из опаснейших по своим масштабам,непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем,с которыми когда-либо сталкивалось человечество.
Распространение терроризма и исламского радикализма являетсясегодня одним из наиболее острых вопросов на Ближнем Востоке. Нестабильность врегионе, огромный спектр нерешенных социально-экономических задач,неспособность широких слоев населения принять технологические и культурныеаспекты западной модернизации, неустроенность жизни – это те причины, которыеиграют на руку исламистам. Они позволяют радикально настроенной частинаселения, оперируя исламскими ценностями, призывать народ к борьбе заосвобождение от «гнета» светских режимов, к возврату к истокам ислама исозданию исламского государства во главе с истинным мусульманином.
Экстремизм в исламе представляет собой политическое движение,стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из собственныхрелигиозно-правовых норм. Именно политические институты и структуры власти –как законодатели новой жизни – являются мишенями для религиозных экстремистов.
В последнее время во всем мире наблюдается активизацияразличных исламских экстремистских организаций и движений. О некоторых из нихзнает лишь узкий круг специалистов, но другие уже успели получить широкуюизвестность благодаря громким террористическим актам и захватам заложников. Внастоящее время в арабских странах такие организации, как «Хизбалла» в Ливане,«Исламский фронт спасения» в Алжире, «Аль-Гамаа аль-Исламия» и«Братья-мусульмане» в Египте, относят к «политическому исламу». Эта исламскаяоппозиция призвана реально напомнить о «третьей силе» в том подлинном смыслеэтогоопределения, в каком оно впервые прозвучало из уст имама Хомейни,заявившего после исламской революции в Иране, что «мы ни Восток, ни Запад».
Таким образом, исламисты в отличие от прочих «правоверных»представляют собой реальную политическую оппозицию существующим в арабскихстранах режимам, а также «официальному исламу», который, как они считают,является орудием в руках правящих элит.
Арабская Республика Египет – колыбель зарождения терроризмана Ближнем Востоке, страна, в истории которой в XX веке, как в зеркале, отразились все этапы становления иразвития организованных террористических группировок, а также государственныхинститутов, призванных защитить общество от посягательств террористов и недопустить расшатывания политического строя в стране.
Основатель египетской террористической организации «Ат-Такфирваль-Хиджра» Шукри Ахмад Мустафа назвал Египет страной, погрязшей в неверии иварварстве, в которой властвуют многобожники, «неверные», где «борются противкаждого, кто призывает к священной войне во имя Аллаха». По его мнению, именноэтой стране уготовано «божье наказание»1.
В 50–60-х годах исламское экстремистское движение в Египтестало набирать силу и расширяться. Многие исследователи этой проблематикисклонны утверждать, что возникшие еще в начале XX века исламистские группы обнажили только верхушку айсберга.Большинство из них еще находится в тени.
В АРЕ пробуждение ислама, как «спящего гиганта», роставторитета террористических организаций стали закономерными историческимипроцессами.
Во время британского господства Египет представлял собой«хлопковую плантацию» для британских текстильных промышленников. Вся местнаяпромышленность находилась в их руках, а рабочие-египтяне не имели никаких прав.Крупные землевладельцы составляли 0,5% всегонаселения, но им принадлежалобольше 50% всех земель. Крестьян покупали и продавали вместе с землей.Безграмотность составляла около 85%2. Высшее образование былодоступно только богатым людям. Царящий произвол британских властей и коррупциязадевали религиозные убеждения народа. Население страны считало, что следованиерелигии может изменить его положение и решить социальные, экономическиетрудности. Именно эту идеологию проповедовала возникшая в 1928 году религиознаяорганизация «Братья-мусульмане» под руководством египетского учителя Хасанааль-Банны. Применение насилия рассматривалось ею как «законный способ»самозащиты. А религия стала единственно возможным способом разрешения проблем3.
Революция «свободных офицеров» в 1952 г. принесла в Египетрадикальные изменения: аграрную реформу, индустриализацию, бесплатное образование,создание государственного сектора; она дала права рабочим, вывела английскиевойска из зоны Суэцкого канала, укрепила арабскую солидарность. Тем не менеевсе это не смогло модернизировать арабское общество, не изменило существенножизнь людей, не сломало сложившиеся стереотипы. Огромный разрыв междупровозглашенными лозунгами и реальными действиями: свободой, социализмом,арабским единством в теории и деспотизмом, богатством политической элиты,разобщенностью на практике – заставляли население страны с подозрениемотноситься к политике Гамаля Абдель Насера. В последние пять лет своегоправления президент Насер настойчиво пытался использовать религию с цельюдискредитации оппозиционных режиму группировок. В СМИ начали печататься призывына молитву пять раз в день, мужчины стали носить бороды, а женщины «хиджаб»,президент проповедовал такие ценности, как терпение, любовь, мир. Но все этолишь было, по мнению арабского исследователя Хасана Ханафи, «опиумом длянарода», попыткой «усыпить бдительность»4. Большим ударом дляарабского народа стало поражение в войне 1967 г.
Придя к власти в 1971 г., новый президент Анвар Садат началпроцесс денасеризации. В экономике вместо расширения государственного секторастала проводиться политика «инфитаха» – политика «открытых дверей», вовнешнеполитической деятельности акцент был сделан на сближении с США иналаживании отношений с Израилем. Для борьбы с насеристами, оправдания«инфитаха», придания режиму легитимности Садат стал апеллировать к исламу. Всентябре 1971 г. была принята Конституция АРЕ, согласно которой исламобъявлялся государственной религией, а по «конституционной реформе» от 22 мая1980 г. исламский шариат был назван источником законодательства.
Садат рекламно-демонстративно ходил в мечеть, в газетах регулярнопечатались фотографии молящегося президента. На радио и телевидении появилисьмногие программы, посвященные исламу.
Однако резкая смена внешнеполитического курса (подписаниесепаратного мирного договора между Египтом и Израилем, автоматически приведшегок изоляции страны в арабском мире); экономический кризис, достигший своегоапогея в январе 1977 г. во время «хлебного бунта»; вынесение смертногоприговора Сейиду Кутбу, почитаемому всеми религиозными организациями; запретполитических партий (приведший к тому, что население Египта стало аполитичным иуязвимым перед влиянием мусульманских групп) – все это привело к тому, чторелигиозный экстремизм не только не пошел на убыль, а, наоборот, началдействовать еще более решительно и дерзко.
Таким образом, активизация деятельности «Братьев-мусульман»,а впоследствии и других организаций в Египте стала реальной альтернативойтерявшему свои силы социализму Насера, а затем и непопулярной политике Садата.
В 1981 г. Хосни Мубарак, ставший президентом Египта, столкнулсяс такими же трудностями, что и его предшественники. Террористические акции вАРЕ в середине 90-х годов достигли нового, небывалогоуровня. Как писал ХасанХанафи, они стали угрозой не только для государственной системы страны, но вравной степени и для ее экономики, социально-политической безопасности,культурных и идеологических достижений. Война, которую разожгли террористы,стала страшнее любых других войн, которые вел Египет со своими внешними врагамив XX столетии. Эту войну «ведут нашисыновья, которыми завладела идея терроризма, они выбрали жестокость каксредство достижения своих желаний, подрывая стабильность нации»5.То, что пережил Египет, – это человеческая и культурная трагедия, этополитическая и экономическая катастрофа.
Ислам экстремистского толка является самым серьезнымполитическим противником властей. Это направление весьма неоднородно. В егорамках действуют полулегальная Ассоциация «Братья-мусуль-мане», подпольныеорганизации («Аль-Гамаа аль-Исламия», «Аль-Джихад», «Ат-Такфир валь-Хиджра» идругие), оппозиционные политические партии «исламского блока»,негосударственные, религиозные структуры, а также значительная частьрелигиозных деятелей, состоящих на службе у государства.
Политическое руководство АРЕ прекрасно понимает, что на фонеобщего расширения влияния религии на египетское общество наличие нерешенныхострых социально-экономических проблем может стать катализатором массовогоперехода умеренных или лояльных властям мусульман, особенно из беднейших слоевнаселения, в ряды радикальных исламистов, а это в свою очередь чревато опаснымидля режима последствиями.
Египетская модель представляет собой уникальный примерпротиводействия терроризму на Ближнем Востоке; это одно из немногих государствв регионе, которое подошло со всей серьезностью к решению данной проблемы,призвав весь Арабский Восток объединиться в борьбе с этим злом.
Для Египта, страны, в которой подавляющее число населения, аименно около 90% – мусульмане, вести борьбу с терроризмом, исходящим отисламских фанатиков, намного сложнее, чем для стран, в которых ислам неявляется доминирующей религией. Ведь ислам – это и культура, и традиции, ирелигия страны. Это то, на чем основано египетское общество. Именно поэтомуправительству приходится находить компромиссные решения, которые могут датьожидаемые результаты в борьбе с исламистами, и в то же время не заденут«официальный ислам».
Начало 80-х (убийство Садата) и середина 90-х годов(покушения на президента Хосни Мубарака, высших должностных лиц, чередавзрывов, в результате которых погибли иностранные туристы) стали для жизни АРЕсамыми страшными периодами, когда волны исламского терроризма и экстремизмазахлестнули Египет и заставили власти по-новому посмотреть на эту проблему.Исламский экстремизм стал одной из основных угроз национальной безопасностистраны6.
Конец XX –начало XXI столетия является переломныммоментом в борьбе с терроризмом. Египетское руководство, осознав всю опасность,исходящую от этого зла, начало своевременно проводить комплекс мер по борьбе сним. Можно обозначить два направления в политике правительства –противодействие терроризму внутри страны и за рубежом. Что касается первогоаспекта, то сюда можно отнести законодательное регулирование, политическийдиалог, взаимодействие с официальным исламом и судебное преследование. Второенаправление связано с тесным сотрудничеством спецслужб Египта с их коллегами зарубежом. Остановимся поподробнее на каждом из пунктов.
Первое направление. Законодательно борьба с терроризмом в Египте регулируется Уголовным кодексом, в который быливнесены необходимые поправки. В настоящее время в соответствии с УК терроризмрассматривается как любое применение силы или запугивания для осуществленияпреступного замысла, целью которого является подрывобщественного порядка илисоздание угрозы целостности и безопасности общества, если при этом гражданеподвергаются недостойному обращению, среди людей распространяется страх,возникает опасность для жизни, наносится ущерб окружающей среде, средствамсвязи, капиталам, общественной или частной собственности или они захватываютсяи присваиваются, создаются помехи или препятствия работе органов власти,нарушается действие конституции, законов и распоряжений.
Согласно Конституции Египта, религиозным организациямзапрещено заниматься какой-либо политической деятельностью.
Одной из важнейших контртеррористических мер является Закон«О чрезвычайном положении» (ЧП), принятый в Египте после убийства исламскимибоевиками президента А.Садата в 1981 г. В феврале 2003 г. его действие былопродлено на очередной трехлетний срок. Однако в сентябре 2003 г. на закрытииежегодной конференции правящей в стране Национальной демократической партиипрезидент Египта Хосни Мубарак объявил об отмене военных указов, составляющихосновополагающую часть Закона. Речь здесь идет об упразднении военныхтрибуналов Минобороны и чрезвычайных судов госбезопасности МВД7.Согласно решению президента, судьи в них назначались непосредственнопрезидентом по рекомендации соответственно министров обороны и внутренних дел.В 1992 г. Верховным конституционным судом президенту АРЕ было предоставленоправо передавать любые дела, даже носящие гражданский характер, на рассмотрениесудам госбезопасности. Приговоры, которые выносились этими судами, послеутверждения президентом являлись окончательными и не подлежали обжалованию вКассационном суде. Все дальнейшие апелляции рассматривались только президентомстраны. Суд над гражданскими лицами, осуществляемый военными трибуналами исудами госбезопасности, рассматривался западными правозащитными организациямикак серьезное нарушение основных прав человека со стороны египетских властей,т.к. подсудимый лишался возможности рассчитывать набеспристрастное, независимоерасследование и судебное разбирательство. В ежегодных докладах Государственногодепартамента США «О соблюдении прав человека в мире» особо акцентировалсяименно этот факт. С 1 октября 2003 г. официально вступил в действие Закон оботмене судов госбезопасности, согласно которому все дела передаются в обычныеуголовные суды. Такое важное решение, принятое президентом страны, являетсясущественным продвижением Египта по пути строительства демократическогогосударства. Этот политический ход, несомненно, повысит престиж АРЕ на мировойарене и даст возможность заручиться еще большей поддержкой у международногосообщества.
Нужно заметить, что принятие столь важного решения было быневозможным, если бы в стране по-прежнему царила напряженная атмосфера, если бытерроризм, как прежде, угрожал национальной стабильности и безопасности страны.Этот шаг является существенным доказательством того, что предпринимаемыеЕгиптом меры по противостоянию терроризму приносят положительный,прогрессирующий результат.
Дополнительным доказательством происходящих изменений встране стало досрочное освобождение одного из организаторов убийства президентаСадата – лидера радикальной исламской группировки Карама Зохди, который былприговорен к пожизненному заключению за организацию убийства. Его освободили всентябре 2003 г. Зохди публично раскаялся в содеянном и заявил, что «теперь быон боролся за то, что бы предотвратить убийство»8. Он назвал Садатамучеником, а убийство – ошибкой. Министр внутренних дел Х.аль-Адли объяснил,что причиной освобождения является плохое здоровье заключенного.
На сегодняшний день, согласно закону о ЧП, можно вводитьограничения на деятельность политических партий и организаций, а такжедопускается введение чрезвычайного положения не только в пределах всегогосударства, но и на территории какой-то отдельной его части.
Помимо действующего Закона «О чрезвычайном положении» свнесенными в него изменениями Народное Собрание АРЕ в марте 2002 г. принялоновый закон, регулирующий деятельность египетских неправительственныхорганизаций (НПО). Общественным организациям в стране запрещено заниматьсякакой-либо политической или профсоюзной деятельностью; необходимы утверждениеих руководящего состава Министерством социальных дел, получение разрешений назарубежное спонсорство и обязательное предоставление регулярной финансовойотчетности. Согласно этому закону, министр социальных дел имеет правораспускать, накладывать арест на имущество и активы НПО за нарушения положенийо деятельности общественных организаций.
Западные правозащитники считают, что этот Закон полностьюконтролирует деятельность любой неправительственной организации и фактическиперекрывает все возможности для независимой деятельности. Парижская группанаблюдения за защитой прав человека заявила, что ряд положений Закона полностьюпротиворечит международным соглашениям по правам человека, которые былиратифицированы Египтом.
Египетские официальные власти, в частности, министрсоциальных дел А.Гинди, министр юстиции Ф.Сейфуль Наср и министр по делампарламента К.Шазли, напротив, подчеркивают, что согласно именно этому закону,НПО предоставляются льготы в налогообложении и при взимании таможенных пошлин.Что же касается определенных ограничений, то они продиктованы лишьнеобходимостью обеспечения национальной безопасности страны.
Особую роль правительство АРЕ отводит борьбе с финансированиемтерроризма, пресечением денежных потоков, направленных на поддержаниетеррористических группировок. К сожалению, привести точные данные,подтверждающие данный факт, не представляется возможным. Египет стал одной изнемногих стран Ближнего Востока, которые активно откликнулись на инициативуМеждународной группы финансовых действий по борьбе сотмыванием незаконныхдоходов (FinancialActionTaskonMoneyLaundering – FATF) и начали предпринимать ряд мер, связанных сограничением и последующим пресечением перевода денежных средств из странПерсидского залива, не говоря уже о том, что страна во многом пересмотрела своезаконодательство в банковской сфере и максимально приблизила его кмеждународным стандартам9.
С учетом мусульманского характера египетского государствавластям достаточно сложно в правовом плане оказывать противодействие внешнеумеренным исламистским течениям. Однако ряд положений законодательствапозволяет до определенной степени регулировать политико-идеологическуюдеятельность исламистов внутри страны. Так, государство на законном основанииотказывает в регистрации исламским политическим организациям, прибегает кзамораживанию деятельности уже существующих легальных оппозиционных партийпроисламского толка, ограничивает создание общественных и неправительственныхорганизаций. Кроме того, власти осуществляют плотную цензуру печати,сопровождаемую при необходимости закрытием исламистских печатных органов,сайтов в Интернете, связанных с экстремистской деятельностью. Ведется такжецеленаправленная кампания по передаче частных мечетей, сбора закята подюрисдикцию министерства вакуфов (министерство, занимающееся имуществом,переданным государством или отдельными лицами на религиозные илиблаготворительные цели), а также ряд других специальных мероприятий, имеющихцелью отдалить лидеров террористических организаций от исламизированных слоевнаселения.
Большую роль в борьбе с исламистами правительство Египтаотдает политическому диалогу. По мнению бывшего посла Египта в России РедыАхмет Шехата, исламистские военно-политические организации просто не хотят,чтобы в стране была экономическая, политическая и социальная стабильность. «Всеих действия носят разрушающий, деструктивный характер, облаченный в формунасилия. Желая создать исламское государство, они забывают о том, что ислам непризывает и не может призывать к насилию для решения политических проблем.Возможно, эти люди совершают свои террористические акты для достижения каких-тоиных целей, диктуемых из-за пределов Египта»10.
К сожалению, достаточно часто диалог с террористами неприносит положительных результатов. Поэтому еще одним направлением борьбыегипетских властей с исламистами является активное судебное преследованиесторонников политического ислама. Из публикаций оппозиционной египетскойпрессы известно, что в 1995 г. в тюрьмах страны находилось около 10000политических заключенных.
Еще одной альтернативой борьбы с исламистами является официальныйислам.В борьбе с исламскими радикалами важную роль в Египте играют муфтий,верховный шейх «Аль-Азхар» Мухаммед Сейид Тантави и министр вакуфов МахмудЗакзук, составляющие команду единомышленников. Многие мировые наблюдателиотмечают, что их роль в противостоянии исламскому радикализму чрезвычайновелика. Они достаточно лояльны к нынешнему руководству и полностью гармонируютс новым правительством, пришедшим к власти в 1996 г. Абсолютно понятно, чтоправительству Египта очень важно сохранить «мусульманский имидж» режима,фактически носящего секулярный характер, и обеспечить поддержку его политикиофициальными религиозными институтами, в первую очередь «Аль-Азхар».
Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых правительством,наряду с работой, проводимой представителями официального ислама в стране,позволил существенно ослабить позиции фундаменталистов и добиться значительногоснижения их активности. В 1997 г. экстремисты провели лишь несколькоизолированных (хотя и получивших широкий международный резонанс)террористических акций против иностранных туристов в Каире и Луксоре. В 1998 г.им не удалось организовать ни одноготеракта в городах. В 1999 г. крупнейшаяподпольная организация «Аль-Гамаа аль-Исламия» объявила, что прекращаетвооруженную борьбу.
Египетские политологи и эксперты, анализируя итоги политикиКаира, отмечают, что исламское движение в Египте продолжает переживатьуглубляющийся идеологический и организационный кризис, происходящий на фонеужесточающегося противодействия исламистам со стороны всех государственныхструктур АРЕ.
Благодаря усилиям правительства и действиямправоохранительных органов исламистам был нанесен значительный урон. Уже сейчасс полной уверенностью можно сказать о том, что террористические организацииэтой страны ушли глубоко в подполье, во многом их влияние ослабело, и они ужене способны играть существенную роль в оказании давления на политику,проводимую Хосни Мубараком в Египте, как это было в середине 90-х годов.
И несмотря на довольно успешную работу спецслужб, сегодня ещерано говорить о том, что с терроризмом в Египте покончено. Хотя мало кто изегиптян на вопрос, существует ли в их стране терроризм, даст положительныйответ. По их мнению, с терроризмом в АРЕ разделались еще в конце девяностых XX века, когда в стране прошла волнаарестов лидеров террористических организаций и лиц, причастных к ихдеятельности, были закрыты некоторые египетские журналы и газеты, проводилисьзачистки в районах Верхнего Египта, в Каире и Александрии.
Второе направление. Опыт Египта интересен тем, что правительство АРЕ успешнопроводит политику уничтожения терроризма как внутри страны, так и за еепределами. В настоящее время активно реализуется план ликвидации египетскихтеррористических филиалов за рубежом, налаживается тесное антитеррористическоесотрудничество со многими странами мира. Власти убеждены, что основная угрозадля страны, для ее национальной безопасности исходит от зарубежных руководящихструктур, находящихся в Европе и США. За последние годы были подписаныдвусторонние соглашения о совместнойборьбе с терроризмом со многими странамимира. В 90-е годы соглашения о сотрудничестве в области безопасности былизаключены с Болгарией, Венгрией, Румынией, Пакистаном.
12 апреля 1998 года в Каире было подписано Межарабскоесоглашение «О борьбе с терроризмом». Внешнеполитические усилия Египта,направленные на активизацию межарабского взаимодействия по борьбе с терроризмомв рамках ЛАГ, создают реальную основу для сотрудничества на региональном уровнес целью нейтрализации деятельности на территории стран региона зарубежной сетиегипетских радикальных исламских группировок11. Наиболее плодотворнона региональном уровне египтяне сотрудничают со своими коллегами из Иордании,Саудовской Аравии, Алжира и Туниса.
В сентябре 1997 г. было подписано Соглашение с РоссийскойФедерацией о сотрудничестве в области борьбы с преступностью. Между спецслужбамидвух стран осуществляется взаимодействие на основе данного Соглашения. ПодходыРоссии и Египта к вопросам противодействия терроризму во многом близки:неприятие терроризма, недопустимость его отождествления с отдельными странамиили религиями, необходимость противодействия этому феномену в строгомсоответствии с нормами международного права под эгидой ООН, недопустимостьодностороннего применения силы в обход СБ ООН под предлогом борьбы с ним, в томчисле применительно к Ираку и т.д.
В период с 2000 по 2003 г. египетская сторона добиласьэкстрадиции из Австрии, Азербайджана, Боснии, Канады, Сирии, Швеции более 25своих граждан, обвиняемых в террористической деятельности. Некоторые из нихпроходят по делу о причастности к проведению террористического акта в Луксоре,другие являются членами руководства «Аль-Джихад» и «Аль-Гамаа аль-Исламия».Всего, по предварительным данным, египетскими спецслужбами разыскивается около290 египтян, находящихся за пределами страны. Вместе с тем представителиспецслужб АРЕ отмечают и ряд трудностей, которые возникают при решении вопросовоб экстрадиции исламистов, обвиняемых в сотрудничестве с экстремистскимигруппировками и совершении террористических актов. Так в Великобритании,Германии, Дании, Швейцарии и ряде других стран национальное законодательство непозволяет осуществлять выдачу иностранных граждан властям Египта. Во многом этообъяснялось действием на территории страны Закона «О чрезвычайном положении»,который нарушал права человека. Однако после отмены ряда его положенийегипетское руководство намерено активно добиваться экстрадиции террористов,находящихся в этих странах.
Таким образом, можно констатировать, что проводимыеспецслужбами АРЕ активные мероприятия по пресечению деятельности исламистов натерритории зарубежных стран оказывают положительное влияние на поддержаниестабильности внутриполитической обстановки в стране, недопущению выходаситуации из-под контроля властей.
Несмотря на успешные действия египетских властей поперекрытию контактов египетских экстремистских организаций с зарубежнымифилиалами, в последние два года исламистам удалось восстановить организационноеединство и централизованное управление исламистскими структурами. Одним изпримеров является вхождение «внешнего командования» «Аль-Гамаа аль-Исламия» всозданные Усамой бен Ладеном «Исламский фронт Джихада» и «Всемирный исламскийфронт», нацеленные на борьбу с империализмом, христианством и иудаизмом. Также,по данным руководства Египта, среди подозреваемых по делу о терактах в США в2001 году, ответственность за которые возложена на «Аль-Каиду», проходят двоеегиптян. Руководство АРЕ не опровергает и тот факт, что в эту организациювходят многие члены группировки «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Аль-Джи-хад», а самАйман Завахири является одним из главных идеологов «Аль-Каиды». В этой связипонятна обеспокоенность египетских властей тем, что оружие массовогоуничтожения, которое, по сведениям США, находилось на территории Ирака, моглопопасть после военной операции в стране весной 2003 г. в руки международныхтеррористов, так как именно правительство Саддама Хусейна англо-американскаякоалиция обвиняет в связях со всемирной организацией «Аль-Каида», которая внастоящее время стала олицетворением международного терроризма.
Сейчас уже можно констатировать, что некоторые египетскиетеррористические группировки включены в международные террористическиеорганизации, представляющие угрозу всему миру. В этой связи Египту необходимовыходить на более высокий уровень сотрудничества с международным сообществомдля противодействия терроризму.
Египетская модель противостояния терроризму во многомуниверсальна и вполне может быть применима в большинстве стран АрабскогоВостока. Возможно, какие-то идеи этой модели были бы полезны и для российскогоруководства.
Как сказал один из арабских исследователей терроризмаМухаммед Ибрагим Аль-Фаюмий, египетское руководство смогло «притушить пламятеррора, но полностью не затушило его, смогло напугать террористическихлидеров, но не ликвидировать полностью. Их дело живет и будет продолжать жить»12.
Говоря о прогнозах, о возможном дальнейшем развитиитерроризма в Египте, необходимо отметить, что наиболее благоприятной почвой дляего процветания являются политическая нестабильность и экономические трудности.
Стабилизации внутриполитической обстановки способствует курсегипетского руководства на «дозированную» демократизацию общества в сочетании сэлементами либерализации, обеспечивающий пропрезидентским политическим силамдоминирующую роль. Подобная система позволяет президенту сохранять за собой всюполноту как законодательной, так и исполнительной власти и при этом недопускать «перегрева»внутриполитической ситуации. Мубарак делает все, чтобы ненарушить внутриполитическую стабильность в Египте и создать образдемократического государства, хотя фактически АРЕ является страной савторитарной формой правления. Именно поэтому в последнее время в рядахегипетских студентов все чаще и чаще можно услышать недовольство как внешней,так и внутренней политикой, проводимой президентом. Такая ситуация достаточноопасна, так как молодежная среда является наиболее восприимчивой к влияниюисламистов.
Что касается экономического аспекта, то нельзя исключатьвозможность ухудшения в будущем экономической ситуации в Египте вследствиепродолжающегося осложнения демографической ситуации, сокращения валютныхпоступлений и просчетов в политике руководства либо под воздействием всех этихфакторов, вместе взятых.
Неизбежное в подобном случае обострение социальных проблем,скорее всего, повлечет за собой активизацию фундаменталистских движений,способных заручиться достаточно широкой поддержкой, особенно со сторонымалоимущих слоев, по которым в первую очередь и ударит экономический кризис. Вслучае дальнейшего нарастания негативных явлений в экономике и сползания странык хаосу приход исламистов к власти вполне может стать реальностью. При этом имвряд ли удастся решить экономические и социальные проблемы Египта, так как уних нет достаточно проработанной альтернативы существующим в обществе порядкам,против которых они выступают. Напротив, стремление мусульманских «возрожденцев»претворить в жизнь свои утопические идеи, скорее всего, может привести лишь кдальнейшему обострению этих проблем.
К тому же в исламистских движениях ощущается нехваткахаризматических лидеров уровня имама Хомейни. Все это существенно ослабляет ихдвижение. Отсутствие единства в рядах исламистов – также трудно разрешимаяпроблема, с которой сталкиваются эти движения.
В то же время необходимо отметить, что зачастую слабостьэкстремистских организаций, кризисность их положения искусственно имипреувеличиваются с целью отвлечения внимания властей. На практике же исламистыдействуют достаточно слаженно, приспосабливаясь и к репрессиям, и к кризисам.
По словам президента Египта Хосни Мубарака, «до тех пор, покаисламский фундаментализм имеет широкую поддержку и распространение, будь то вформе идеологии или в форме деятельности радикальных религиозных движений иорганизаций, его влияние на значительных территориях мусульманского мира будетпридавать ему законное право вести джихад. Важное значение могло бы иметьосуществление каждой из стран мер по пресечению поддержки, оказываемойэкстремистским организациям с ее территории, принятие соответствующимиправительствами решений не предоставлять политического убежища террористам, атакже координация усилий всего международного сообщества. Этого было быдостаточно для решения проблемы терроризма»13.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, чтоактивность террористических группировок во многом зависит от той внутренней ивнешней политики, которую проводит руководство страны. Опыт египетскогоправительства со всей очевидностью демонстрирует необходимость проведенияполитики «кнута и пряника» по отношению к исламистским группировкам. Совершенноочевидно, что только безальтернативная, бескомпромиссная, четко выработаннаяпозиция властей позволяет им достаточно успешно проводить кампанию по борьбе стерроризмом, планомерно и постепенно сводя на нет их деятельность. Теперь всеусилия египетского правительства должны быть сосредоточены на стабилизацииэкономической ситуации в стране и поддержании престижа государства как варабском мире, так и на всей мировой арене. Египет, оставаясь страной сосветской формой правления, ни на минуту не должен забывать о том, что он –мусульманская страна.
Список источников илитературы
1. BrynjarLia. The Society of the Muslim Brothers in Egypt. The Rise of an Islamic MassMovement 1928–1948. ITHACA PRESS, 1998, с. 39.
2. Д. Сауд Аль-Мули.Мин Хасан Аль-Банна иля Хизб Аль-Васт. Аль-Харака Аль-Исламия Ва КадаяАль-Иргаб Валь-Тааифия. – Бейрут: Аль-Уля лит-Тыбаа Ван-Нашр, 2001.
3. Аль-Ахрам,30.09.2003.
4. www.oecd.org/fatf/
5. http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/210/51/embassador.html
6. Мухаммед ИбрагимАль-Фаюмий. Ат-Татаруф ва Назра Мавдуийя Лильджузур. Каир. Дар Аль-Ислам, 2001,с. 89.
7. ИнтервьюХ.Мубарака газете «Фигаро» – LeFigaro, 25.11.1998./>