Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Содержание
 
Введение
Глава 1. Федеральный фонд итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
1.1 Задачи, функции и финансированиефонда
Глава 2. Организация медицинскойпомощи
2.1 Медицинское страхование
2.2 Медико-социальная помощь
2.3 Лекарственная помощьЗаключение
Литература и нормативные акты

Введение
Обязательноемедицинское страхование осуществляется в нашей стране на основании Закона РФ «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятого 28 июня 1991г. Верховным Советом Российской Федерации. В преамбуле и статье 1 Закона,обязательное медицинское страхование признается гарантией конституционногоправа граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Данный Закондолжен был начать действовать в полном объеме с 1 января 1993 г. (всоответствии с Постановлением ВС РФ от 28 июня 1991 г.). Однако несовершенствоэкономического и правового механизмов, заложенных в принятом Законе, непозволили ввести его в указанный срок. И в дальнейшем в данный Закон вносилисьвесьма существенные поправки.
Наиболеесущественные из поправок предусматривали создание институциональной структурыобязательного медицинского страхования в виде Федерального фонда обязательногомедицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательногомедицинского страхования (ТФОМС). Эти фонды стали фактически органами государственногоуправления финансовыми средствами обязательного медицинского страхования.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования был создан в 1993 г. ПостановлениемВерховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансированияобязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». Пунктами 1 И2-данного постановления было предусмотрено:
—создание Федеральногофонда обязательного медицинского страхования,
—создание до 30марта 1993 г. органами законодательной власти субъектов Российской Федерациитерриториальных фондов обязательного медицинского страхования.
Этим жепостановлением был утвержден ряд правовых актов, определивших системууправления ОМС. Это были положение о ФФОМС, положение о ТФОМС и положение опорядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Глава1. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования
 
1.1Задачи, функции и финансирование фонда
ФФОМСреализует государственную политику в области обязательного медицинскогострахования граждан как составной части государственного социальногостраховании; является самостоятельным государственным некоммерческимфинансово-кредитным учреждением. Деятельность ФФОМС подотчетна ПравительствуРоссийской Федерации,
Основнымизадачами Федерального фонда являются:
—финансовое обеспечениеустановленных законодательством Российской Федерации прав граждан намедицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования вцелях, предусмотренных Законом Российской Федераций «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации»;
—обеспечениефинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования исоздание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи,предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамкахбазовой программы обязательного медицинского страхования;
-аккумулированиефинансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильностисистемы обязательного медицинского страхования.
Длявыполнения основных задач ФФОМС:
—осуществляетвыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинскогострахования;
—разрабатывает и вустановленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательноемедицинское страхование;
—осуществляет всоответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средствФедерального фонда;
—выделяет вустановленном порядке средства территориальным фондам обязательногомедицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, длявыполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
—осуществляетсовместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования иорганами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль засвоевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фондыобязательного медицинского страхования;
—осуществляетсовместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхованияконтроль за рациональным использованием финансовых средств в системеобязательного медицинского страхования, в том числе путем проведениясоответствующих ревизий и целевых проверок;
—осуществляет впределах своей компетенции организационно-методическую деятельность пообеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
—вносит вустановленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иныхнормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
—участвует вразработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
—осуществляет сбори анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательногомедицинского страхования, и представляет соответствующие материалы вПравительство Российской Федерации;
-ежегоднов установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерациипроекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующийгод и о его исполнении.
Финансовыесредства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят всостав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовыесредства Федерального фонда образуются за счет:
—части страховых взносов(отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательноемедицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
—ассигнований изфедерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования;
—добровольныхвзносов юридических и физических лиц;
—доходов отиспользования временно свободных финансовых средств;
—нормированногострахового запаса Федерального фонда;
—поступлений изиных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Временносвободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляцииразмещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретениявысоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы отиспользования временно свободных финансовых средств и нормированного страховогозапаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только техмероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федеральногофонда, предусмотренными в его уставе.
ИмуществоФедерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним направе оперативного управления. Имущество Федерального фонда состоит из основныхи оборотных средств, которые отражаются на балансе.
Федеральныйфонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такойдеятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося воперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество вустановленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываютсяна балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Правооперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке,предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
/>Федеральный фонд ежегодноразрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлениюПравительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.
УправлениеФедеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — Правлением илипостоянно действующим исполнительным органом — дирекцией во главе с директором.Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается отдолжности Правительством Российской Федерации. Он осуществляет руководствотекущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты иподотчетен Правлению Федерального фонда.
Контрольза деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза вгод назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда,осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующуюлицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в ПравительствоРоссийской Федерации.
Управлениефинансовыми средствами в системе ОМС отличается от аналогичной деятельностидругих внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхованияРФ) и носит децентрализованный характер.
Задачитерриториальных фондов ОМС сходны с задачами Федерального фонда и включают:
—обеспечениереализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации»;
—обеспечение предусмотренныхзаконодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
—обеспечениевсеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
—достижениесоциальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
—обеспечениефинансовой устойчивости системы ОМС.
Длявыполнения этих задач ТФОМС наделен рядом функций, наиболее значимые из которыхследующие:
—аккумулированиефинансовых средств на ОМС;
—осуществлениефинансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями,заключившими договоры ОМС;
—осуществлениефинансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
—разработка территориальныхправил ОМС;
—выравниваниефинансовых ресурсов городов, направляемых для проведения ОМС;
—согласованиесовместно с органами государственного управления, профессиональнымимедицинскими ассоциациями тарификации стоимости медицинской помощи итерриториальной программы QMC;
—контроль зарациональным использованием финансовых средств в системе ОМС.
Каквидим, территориальным фондам ОМС предписана совершенно особая роль поразработке территориальных программ, правил ОМС, а также в формировании тарифнойполитики в конкретном субъекте Российской Федерации. ТФОМС, как самостоятельныегосударственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, подотчетныорганам представительной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Коллегиальныморганом управления ТФОМС является Правление. Количественный и персональныйсостав Правления утверждается законодательной властью субъекта Федерации. Всостав Правления входят, как правило, представители органов законодательной иисполнительной власти субъекта Федерации, страхователей, профсоюзов,медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.
Постояннодействующими исполнительными органами ТФОМС являются исполнительные дирекции воглаве с исполнительным директором. Исполнительный директор назначается органомисполнительной власти субъекта Федерации при согласовании с Федеральным фондомОМС.
Реализациягосударственной политики в области ОМС осуществляется благодаря координациидействий Федерального и территориальных фондов ОМС. В отношении ТФОМСФедеральный фонд осуществляет следующие основные полномочия:
—издаетвнутриведомственные нормативные документы, обязательные для выполнениятерриториальными фондами;
—осуществляетконтроль за деятельностью ТФОМС;
—осуществляетвыравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС.
Страхователив системе ОМС различаются в зависимости от статуса застрахованных граждан работающихи неработающих. Страхователем неработающих граждан выступают органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местныхобразований. Страхователем работающих граждан выступают предприятия,учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью, и другие лица, — самостоятельнообеспечивающие себя работой. Страхователь является стороной договораобязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией,заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляетсяправо свободного выбора в отношении медицинской организации, участвующей всистеме ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключать договор ОМС впользу работника сразу после заключения трудового договора. Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местныхобразований обязаны заключать договоры ОМС в отношении неработающих граждан,постоянно проживающих на подведомственной им территории.
Страховыемедицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют основной цельюосуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальныхпрограмм ОМС. Страховыми медицинскими организациями могут быть юридические лицалюбой формы собственности, обладающие необходимым уставным фондом иорганизующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховыхмедицинских организациях. Свою деятельность эти организации осуществляют нанекоммерческой основе; они вправе осуществлять одновременно обязательное идобровольное медицинское страхование, но не могут осуществлять другие видыстраховой деятельности. Эти организации не входят в систему здравоохранения;органы здравоохранения и фонды ОМС не могут быть их учредителями.
Страховаямедицинская организация выступает стороной во всех видах договоров пообязательному медицинскому страхованию:
—договор напредоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС, заключаемый смедицинскими учреждениями;
—договор ОМСработающего и неработающего населения, заключаемый со страхователем;
— договор о финансировании ОМС, заключаемый с ТФОМС.
Страховаямедицинская организация несет правовую и материальную ответственность передзастрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора. Занеобоснованный отказ в заключении договора такая организация может быть лишеналицензии по суду.
СредстваОМС поступают в страховые медицинские организации из ТФОМС в соответствии сдифференцированными подушевыми нормативами и используются ими на:
—оплатумедицинской помощи медицинским учреждениям;
—формированиерезервов;
—оплату расходовпо ведению дела по ОМС.
Медицинскиеучреждения в системе ОМС — это имеющие лицензию лечебно-профилактическиеучреждения, научно-исследовательские медицинские институты, другие учреждения,оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскуюдеятельность индивидуально либо коллективно. Медицинские учреждения такжеявляются стороной договора по ОМС, предоставляя медицинскую помощьзастрахованным за оплату по согласованным тарифам. Медицинские учреждения,участвующие в системе ОМС, имеют право оказывать медицинскую помощь и внепрограмм ОМС.

Глава2. Организация медицинской помощи
 
2.1Медицинское страхование
Всоответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровьяи медицинскую помощь.
Охраназдоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического,правового, социального, культурного, научного, медицинского,санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных насохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека,поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинскойпомощи в случае утраты здоровья.
Основнымипринципами охраны здоровья граждан в нашей стране являются:
1) соблюдение правчеловека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этимиправами государственных гарантий;
2) приоритетпрофилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступностьмедико-социальной помощи;
4) социальнаязащищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственностьорганов государственной власти и управления, предприятий, учреждений иорганизаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечениеправ граждан в области охраны здоровья.
Призаболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право намедико-социальную помощь, которая включает профилактическую,лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую изубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными,нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временнойнетрудоспособности.
КонституцияРФ закрепляет положение о том, что медицинская помощь в государственных имуниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно засчет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Страховыевзносы, как источник финансирования медицинской помощи производятся в рамкахмедицинского страхования, которое является формой социальной защиты интересовнаселения в охране здоровья и производится с целью гарантировать гражданам привозникновении страхового случая получение медицинской помощи за счетнакопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинскоестрахование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательноемедицинское страхование является составной частью государственного социальногострахования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равныевозможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой засчет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольноемедицинское страхование осуществляется на основе программ добровольногомедицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительныхмедицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательногомедицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может бытьколлективным и индивидуальным.
Вкачестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь,страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователямипри обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения –органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, дляработающего населения – работодатели. Страхователями при добровольноммедицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданскойдееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.
Страховымимедицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющиемедицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) направо заниматься медицинским страхованием.
Медицинскимиучреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензиилечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинскиеинституты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица,осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
ВРоссийской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепленияздоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,способствующая укреплению здоровья человека, экологическому исанитарно-эпидемиологическому благополучию.
Гарантированныйобъем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии спрограммами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерациибесплатной медицинской помощи.
Программагосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатноймедицинской помощи (далее именуется – Программа) включает в себя перечень видовмедицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программуобязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, порядок формированиянормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставлениегарантированных объемов медицинской помощи.
Программаразработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являютсяосновой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней ив соответствующих бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
Наоснове Программы и методических рекомендаций по порядку формирования иэкономического обоснования территориальных программ государственных гарантийоказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральнымфондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерствомфинансов Российской Федерации (далее именуются – методические рекомендации),органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждаюттерриториальные программы государственных гарантий оказания гражданамРоссийской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могутпредусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинскойпомощи за счет средств субъектов Российской Федерации.
Гражданеимеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программдобровольного медицинского страхования, а также за счет средств учреждений иорганизаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенныхзаконодательством Российской Федерации.
2.2 Медико-социальнаяпомощь
Основызаконодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют пять видовмедико-социальной помощи:
1.Первичнаямедико-санитарная помощь.
2.Скораямедицинская помощь.
3.Специализированнаямедицинская помощь.
4.Медико-социальнаяпомощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
5.Медико-социальнаяпомощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность дляокружающих.
Первичнаямедико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждогогражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенныхболезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; ведениесанитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскойпрофилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование;проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, другихмероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по местужительства.
Первичнаямедико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системыздравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичноймедико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной ичастной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскимиорганизациями.
Объемпервичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствиис территориальными программами обязательного медицинского страхования.
Порядококазания первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами управлениямуниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актовМинистерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитетасанитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, министерствздравоохранения республик в составе Российской Федерации, правовых актовавтономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга.
Скораямедицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочногомедицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях идругих состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательнолечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной,ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, атакже лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или поспециальному правилу.
Всоответствии со статьей 39 Основ законодательства об охране здоровья, скораямедицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощигосударственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке,установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Скораямедицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся наее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.
Приугрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использоватьбесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшеелечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица иливладельца транспортного средства выполнить законное требование медицинскогоработника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего они несутответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Специализированнаямедицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующихспециальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинскихтехнологий.
Специализированнаямедицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактическихучреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Виды,объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой вучреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения,устанавливаются, согласно статье 40 Основ законодательства об охране здоровья,Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствамиздравоохранении республик в составе Российской Федерации.
Специализированнаямедицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевыхфондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан идругих источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.Отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, переченькоторых ежегодно определяется Министерством здравоохранения РоссийскойФедерации, финансируются за счет средств государственной системыздравоохранения.
Гражданам,страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяетсяПравительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь иобеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактическихучреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальнойпомощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимымизаболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения РоссийскойФедерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Переченьи виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающимсоциально значимыми заболеваниями, устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации, органами государственной власти и управления автономной области,автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансированиемедико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимымизаболеваниями, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевыхфондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, незапрещенных законодательством Российской Федерации.
Гражданам,страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, переченькоторых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальнаяпомощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учрежденияхгосударственной или муниципальной системы здравоохранения.
Виды иобъем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющимиопасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологическогонадзора Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами иведомствами.
Для отдельныхкатегорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность дляокружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности,устанавливаются льготы в предоставлении жилья и иные льготы, определяемыеПравительством Российской Федерации, правительствами республик в составеРоссийской Федерации, органами государственной власти и управления автономнойобласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга.
Финансированиемедико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющимиопасность для окружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровнейи иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Программагосударственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощизакрепила перечень видов медицинской помощи, которая предоставляется гражданамРоссийской Федерации в рамках этой Программы бесплатно:
а) скораямедицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванныхвнезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастнымислучаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
б) амбулаторно-поликлиническаяпомощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числедиспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (втом числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике,так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлиническихучреждений (подразделений);
в) стационарнаяпомощь:
· при острыхзаболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах,требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения иизоляции по эпидемиологическим показаниям;
· при патологиибеременности, родах и абортах;
· при плановойгоспитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующихкруглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских испециализированных санаториях;
· при плановойгоспитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующихкруглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах)дневного пребывания больничных учреждений.
Приоказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатнаялекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3Лекарственная помощь
Подлекарственными средствами понимают вещества, применяемые для профилактики,диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови,плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений,минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. Клекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетическогопроисхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные дляпроизводства и изготовления лекарственных средств. Кроме того, различают такжелекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые кприменению. Федеральный закон «О лекарственных средствах» называет следующиевиды лекарственных средств:
1) иммунобиологическиелекарственные средства – лекарственные средства, предназначенные дляиммунологической профилактики и иммунологической терапии;
2) наркотическиелекарственные средства – лекарственные средства, включенные в переченьнаркотических средств, составленный и обновляемый в соответствии с Единойконвенцией о наркотических средствах 1961 г. и законодательством РоссийскойФедерации;
3) психотропныевещества – вещества, включенные в перечень, составленный и обновляемый всоответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и законодательствомРоссийской Федерации;
4) патентованныелекарственные средства – лекарственные средства, право на производство ипродажу которых охраняется патентным законодательством Российской Федерации;
5) незаконные копиилекарственных средств – лекарственные средства, поступившие в обращение снарушением патентного законодательства Российской Федерации;
6) оригинальныелекарственные средства – лекарственные средства, поступившие в обращение сзарегистрированными собственными названиями;
7) воспроизведенныелекарственные средства – лекарственные средства, поступившие в обращение послеистечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальныелекарственные средства.
Государствоустанавливает систему обеспечения доступности лекарственных средств, которая,согласно статье 42 Федерального закона «О лекарственных средствах», включаетфедеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственнымисредствами и региональные программы обеспечения населения субъектов РоссийскойФедерации лекарственными средствами и обязательное медицинское страхование.
Федеральныепрограммы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствамифинансируются из средств федерального бюджета.
Доступностьлекарственных средств в рамках обязательного медицинского страхованияобеспечивается заключением тарифных соглашений. Объектами тарифного соглашенияявляются: 1) перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, срегулируемой тарифным соглашением ценой; 2) цены на ограниченное числолекарственных средств, перечень которых входит в соглашение; 3) порядок оплатымедицинскими страховыми организациями лекарственных средств, отпускаемыхнаселению бесплатно или по льготным ценам; 4) порядок использования средствфедерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации,предназначенных для обеспечения населения лекарственными средствами.
Вселекарственные средства по способу их реализации населению подразделяются на двавида: 1) отпускаемые по рецепту врача; 2) отпускаемые без рецепта врача.
Лекарственныесредства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки,аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могутпродаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.
Переченьлекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается иутверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти всфере здравоохранения. Дополнение к перечню публикуется ежегодно. С 1 октября1999 г. действует перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 19.07.1999 №287.
Лекарственнаяпомощь может предоставляться населению на различных условиях: бесплатно, нальготных условиях, за полную плату.
ВПеречне указаны такие группы населения, как участники гражданской и ВеликойОтечественной войн; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку);инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий на территорияхдругих государств и приравненные к ним по льготам инвалиды; родители и жены военнослужащих,погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страныили при исполнении иных обязанностей военной службы; Герои Советского Союза,Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; бывшиенесовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительногосодержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;ветераны боевых действий на территориях других государств; дети первых трех летжизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до18 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльскойкатастрофы; малочисленные народы Севера, и другие категории населения. Среди заболеваний,которые дают право на бесплатный отпуск лекарств по рецепту врача, названытакие заболевания, как детские церебральные параличи; СПИД, ВИЧ-инфицированные;онкологические заболевания; лучевая болезнь; туберкулез; бронхиальная астма;инфаркт миокарда (в первые шесть месяцев); пересадка органов и тканей; диабет.
Категорииграждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинскогоназначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаютсяПравительством Российской Федерации, правительствами республик в составеРоссийской Федерации. Так, постановлением Правительства от 17.07.1995 былутвержден порядок льготного отпуска лекарственных средств и изделиймедицинского назначения инвалидам войны и другим группам населения всоответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; постановлением ПравительстваРФ от 28.01.2002 № 66 были утверждены Правила бесплатного обеспечениялекарственными средствами граждан, занятых на работах с химическим оружием, играждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работс химическим оружием, и т. д.
Министерствомздравоохранения Российской Федерации разработан и утвержден порядок выпискирецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинскойпомощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от егоорганизационно-правовой формы. При этом назначение лекарственных средств, нормаих отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести,характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения.
Вотдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочноймедицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептоввозможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования склинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.
Заключение
Взаключение необходимо отметить, что полнокровное взаимодействие всехпредусмотренных законом о медицинском страховании участников системы ОМСпроисходит на сегодняшнем этапе далеко не во всех субъектах РоссийскойФедерации. В 29 субъектах Федерации в системе ОМС не принимают участиестраховые медицинские организации и функции страховщика выполняют ТФОМС и ихфилиалы. Ситуации в регионах различаются также в связи с наличием илиотсутствием функции страховщика у ТФОМС и его филиалов.
Медицинскимиучреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензиилечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинскиеинституты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица,осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
ВРоссийской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепленияздоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,способствующая укреплению здоровья человека, экологическому исанитарно-эпидемиологическому благополучию.
Гарантированныйобъем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии спрограммами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерациибесплатной медицинской помощи.

Литератураи нормативные акты
1. Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации: «Огосударственных пенсиях в Российской Федерации». М., 2003.
2. Лепихов М.И.Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2004.
3. Мачульская Е.Е.Круг лиц, подлежащих государственному медицинскому страхованию //Вестник Московскогоуниверситета. Серия П.
4. Мачульская Е.Е.Право на социальное обеспечение — естественное и неотъемлемое право человека //Вестник Московского университета.
5. Мачульская Е.ЕПраво социального обеспечения. Перспективы развития. М, 2004.
6. Мачульская Е.Е.Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. № 6.
7. Мачульская К.Е.Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // ВестникМосковского университета. Серия 11. Право, 2001.
8. Мачулыкая Е.Е.,Горбачева Ж.Л. Право социального обеспечения. М. 2000.
9. Право социальногообеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов/ Под ред.Тучковой. М., 2003.
10. Право социального обеспечения:Учебник/ Под ред. К.Н. Гусова. М., 2006.
11. Право социального обеспечения:Учебное пособие. Под ред. К.Н. Гусова.
12. А.С.Коротаев «Опыт организации медико-социальной помощи пожилым и старым людямбывшим узникам ГУЛАГа»// журнал «Клиническая геронтология», 1999г., № 3.
13. В.Н.Катюхин, Н.Ф. Дементьева «Дома-интернаты», Санкт-Петербург, 2000 г.
14. В.С.Палунин «Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилоговозраста», 2003 г.
15. Геронтологическийцентр. Учреждение нового типа. «Соц. обеспечение», 2004г., N 1.
16. Н.Ф.Дементьева «К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста наначальном этапе адаптации в домах-интернатах»// «Здравоохранение», 2002 г., N3.