Федеральное агентство пообразованию.
Министерство образования и наукиРФ.
ГОУ ВПО
«Ярославский ГосударственныйПедагогический Университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедра «Психодиагностики»
Контрольная работа по теме №: 19.
«История и общая характеристикатестов личности».
Выполнила:
Студентка 4курса ИПП, группы 94б,
Потёмкина Н.А.
Проверила:
Ассистенткафедрыпсиходиагностики
Ледовская ТатьянаВитальевна
Ярославль 2010 год
План
Введение
Из истории тестов
Личностная психодиагностика
Практическая часть
Личностные опросники
Проективные методики
Общий портрет личности
Заключение
Список литературы
Приложения (33 страницы).
Введение
Психологиявсегда пыталась решить одну из самых интересных задач – найти признаки, покоторым можно определить, что представляет собой данный конкретный человек.Такая информация дает возможность предсказать поведение человека в той или инойситуации, что представляется очень важным во всех сферах человеческой жизни.История наиболее мощного психодиагностического инструмента – тестов интеллекта– перевалила уже за 100 лет, считая от пионерской работы Бине и Симона. Долгуюисторию имеют и личностные опросники, и проективные тесты. За это время созданомного полезных инструментов и сложилась разработанная психометрическая теория.
Психологическоетестирование — это исследование определенных психологических качеств исвойств личности при помощи использования психологических тестов.Психологическое тестирование обычно используется для оптимизации обучения ивоспитания, при отборе на работу, в психотерапии, психологическомконсультировании, для психокоррекции.
Существуетряд профессий, предъявляющих особые требования к личности человека, егосвойствам и поведению. В этих случаях психодиагностика является совершеннонеобходимой для профессионального отбора и подготовки человека к работе.
Личностныетесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека,определяющих его поступки.
Этомогут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации.Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личностичеловека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт еголичности.
Из истории тестов
Историяпсихологического теста уходит своими корнями в древние времена, она связана с испытаниемразличных способностей, знаний, умений и навыков, попытаемся частично осветить некоторыемоменты его развития.
Ужев середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводилисьиспытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессиональноподготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации, благодаряобширным по тем временам знаниям, он был обязан знать все четыре арифметическихдействия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владетьискусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялосьумение разбираться в тканях, металлах, растениях.
ВДревнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержатьсистему определенных испытаний. Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешнопреодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись позже в Грецию, оносновал школу, допуск в которую открывал только для тех, кто был способенпреодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам.Как свидетельствуют источники, Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальныхспособностей, утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому,вероятно, придавал большое значение диагностике именно этих способностей.
Особенноезначение Пифагор придавал смеху и походке молодых людей, утверждая, что манера смеятьсяявляется самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относилсяк рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждымновичком после того, как последнего приглашали свободно высказываться и не стесняться,смелее оспаривать мнения собеседников.
За2200 лет до н.э. в Древнем Китае уже существовала система проверки способностейлиц, желавших занять должности правительственных чиновников. Каждые три года чиновникиповторно экзаменовались лично у императора по шести «искусствам»: музыке,стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов ицеремоний. Для государства система экзаменов была важным средством отборадостаточно способных, в меру эрудированных, и главное, лояльных по отношению квласти людей для последующего их использования на административной службе.
Приведенныйкраткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о необходимости рассматриватьиспытания индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть общественнойжизни многих (если не всех) народов мира со времен древнейших цивилизаций и до нашихдней.
Тольков последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласованиятеоретических конструкций с эмпирическими результатами, для чего сталинеобходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такогосогласования. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научномотношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теориюс эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качестваинформации. Именно такое понимание тестов все в большей мере начинает утверждатьсяв новейшей отечественной и зарубежной литературе.
Личностная психодиагностика
Личностныетесты – это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различныестороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационныеи межличностные особенности, а также типичные формы поведения.
Основноеназначение таких тестов – определение выраженности мотивации, интересов, эмоцийи отношений индивида, а также особенностей его поведения в определенныхситуациях. Знание таких психологических особенностей позволяет каждому человекуорганизовать работу таким образом, что бы достичь ее максимальнойэффективности. Известно несколько сотен разновидностей тестов, поэтому крайневажно их верное понимание, толкование и ответственное использованиерезультатов.
Кличностным тестам относят тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации,тесты эмоций, тесты способностей, тесты ценностных ориентаций и др. С другойстороны можно выделить комплексные личностные тесты (дающие разностороннююоценку состояния личности или ее отдельных свойств) и частные личностные тесты(оценивающие отдельные черты личности, мотивы, эмоции, ценности и пр.)
Личностныетесты могут включать в себя следующие шкалы: интеллект, воспитанность(дипломатичность, соблюдение этикета и дистанции), оригинальность (одаренностьи креативность), экстраверсия – интроверсия (общительность — замкнутость), согласие– независимость, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная стабильность –тревожность, обучаемость – инертность, достоверность (социальная желательностьответов) и др.
Историяконструирования личностных тестов восходит к 1912 г., когда Эдвард Торндайкначал разрабатывать вопросники для определения преобладающих интересовличности. Но первым действительно личностным тестом, получившим практическоеприменение (и оказавшим вместе с тем значительное влияние на последующееразвитие «самоописательных» тестов), был «личностный инвентарий» (inventory)для выявления неврозов у военнослужащих, предложенный в 1919 г. РобертомВудвортсом. Бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявленияи отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.
Запрошедшие с того века десятилетия опросники получили широчайшее распространениев качестве психодиагностического метода исследования личности.
Опросники—это объемная группа методик, задания которых представлены в виде вопросов илиутверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное известие некоторыхсведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можносчитать интроспекционизм — психологию самонаблюдения. Метод опросников вначалерассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданныхвариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированныйхарактер, по многим формальным признакам сближается с беспристрастнымтестированием.
Последние50 лет самый модный личностный тест — опросник — MMPI (Миннесотский МногофазныйЛичностный Перечень). Он используется предпочтительно в клинической практике.
Еслипродолжить обзор истории развития и появления личностных тестов бланкового типа,то хронологический перечень наиболее значительных методик будет выглядетьследующим образом:
•1927 г. — Эдвард Стронг публикует свою «Карточку профессиональных интересов»;
•1926 г. — появляется тест склонности к доминированию-подчинению Гордона Оллпорта;
•1928 г. — публикуется тест личностных ценностей, разработанный ГордономОллпортом и Филиппом Верноном;
•1940 г. — С. Хатавей и Д. Маккинли публикуют свой Миннесотский многофакторныйличностный инвентарий — MMPI — один из наиболее популярных на Западе бланковыхтестов.
Изтак называемых личностно-деятельностных тестов отметим в качестве пионерскихразработок две методики проективного типа: тест цветных чернильных пятен,разработанный Германом Роршаxoм, и тест тематической апперцепции ТАТ, авторамикоторого являются Г. Мюррей и С. Д. Морган.
Проективныеметодики направлены на измерение свойств личности и особенностейинтеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенноотличаются от стандартизованных методов, а именно:
•особенностями стимульного материала;
•особенностями поставленной перед респондентом задачи;
•особенностями обработки и интерпретации результатов.
1.Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик являетсяего неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что являетсянеобходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействияличности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходекоторого личность проецирует особенности своего внутреннего мира потребности,конфликты, тревогу и т. д.
2.Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченноеразнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективныхметодик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированноетестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответеявляется предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньшеподвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
3.Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержатматематического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержатнорм. Для них характерен качественный подход к исследованию личности, а не количественный,как в случае психометрических тестов, и поэтому еще не разработаны адекватныеметоды проверки их надежности и придания им валидности.
Родоначальникомпроективных методик традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникшийна базе ассоцианистского течения в психологии. Возникновение метода свободныхсловесных ассоциаций связано с именем уже упоминавшегося выше Ф. Гальтона(1822—1911). В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативныхэкспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первойпришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон с поддержкою секундомерафиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованияхЭ. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910) и иных.
Ассоциативныйэксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, какнеоконченные предложения (или завершение предло жений). Впервые для изученияличности завершение предложений было использовано А. Пейном в 1928 г.
Кромеассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно разыскивать впсихоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Бессознательноепринималось первоначально как тайный двигатель личности, мотив, слеподействующий из загадочных глубин организма. Ум, по отношению кбессознательному, служит лишь маскировочным механизмом. Для того чтобыпсихологу прорваться в область бессознательного, понять тайные в нем тенденции,необходимо в Эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которыепозволили бы невольно проявиться бессознательному в особой проективнойпродукции — бессюжетных словесных ассоциациях, сюжетных фантазиях, образах,выраженных в рисунках (как это делается в рисуночных проективных методиках). Такоготипа задания и включались в проективные методики.
Однаиз самых знаменитых проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарскимпсихиатром Германом Роршахом, который, кстати, одним из первых ввел в обиходтермин психодиагностика. Творя эту методику, Роршах экспериментировал с великимколичеством чернильных пятен, которые он предъявлял разным группам психическибольных людей. В результате своих наблюдений Роршах постепенно объединил техарактеристики ответов, которые можно было соотнести с разными психическимизаболеваниями, в условно стройную систему показателей. В последующем этаметодика использовалась и анализировалась многими исследователями как зарубежом, так и у нас в стране.
Ещеодна из ветшайших и наиболее распространенных в мире проективных методик — Тесттематической апперцепции (ТАТ) — была создана в США в 1935 г. X. Морган и Г.Мюрреем.
Одновременнос изобильем новых лабораторных разработок для практической западнойпсиходиагностики после второй мировой войны стал отличительным определенныйконсерватизм, выражающийся в приверженности к работе с немногими тестами,которые прошли серьезную долголетнюю психометрическую адаптацию, по которымсобраны десятки тысяч протоколов, выполнены сотни и тысячи диссертационныхработ (по проверке этих тестов на особых контингентах испытуемых и в особыхусловиях, творенью парциальных тестовых норм, дополнительных шкал). Любомуновому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условияхочень трудно соперничать с классическими методиками, по которым накопленагромадная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, владеющиемассой беспристрастных достоинств (например, эластичными возможностяминастройки на конкретного испытуемого — свойствами так нарекаемого АДАПТИВНОГОТЕСТИРОВАНИЯ), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравнитьсяв репутации с классическими методиками. Не нечаянно многие образцы современныхкомпьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиямисуществовавших до них буклетных, или карандашно-бумажных, методик.
Медленнозавоевывают себе приверженцев на Западе и такие новые научные направления вобласти личностной психодиагностики, порожденные вновь же компьютернойреволюцией второй половины XX века, которые основываются на комбинации методовстандартизированного опроса и проективных техник. Это, прежде всего техникисемантического шкалирования (Ч. Осгуд,1962; Дж. Келли, 1966), дозволяющие врезультате компьютерной многомерной обработки данных реконструировать такименуемые субъективные семантические пространства.
Завершаякраткий обзор и оценивая современное состояние зарубежной тестологии, следуетотметить, что к настоящему времени она насчитывает в своем арсенале несколькосот различных методик: с одной стороны, сугубо инструментальных, рассчитанныхна измерение узких специальных способностей, а с другой стороны — различныхкомплексных тестов, так называемых черт характера, «общих» и аналитических,индивидуальных и групповых, бланковых и аппаратурных, самоописательных и деятельностных(последние, в свою очередь, делятся на ситуативные и прожективные). Публикации же,в которых эти методики описываются и комментируются, исчисляются буквальнотысячами. Тем не менее, среди этого моря публикаций работы, в которыхдостаточно глубоко анализируются теоретические аспекты метода тестов, представляютсобой крошечные островки.
Практическая часть
Личностные черты преимущественно диагностируются тестамиопросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свойства —преимущественно методиками среднего уровня (по степени влияния психодиагностана процесс диагностики) — репертуарными решетками, проективными техниками.
Моязадача провести тестирование конкретного субъекта, с помощью пяти методик изсферы личностной психодиагностики. На основе тестирования составитьпсихологический портрет личности.
Тестируемый:Новикова Екатерина, 18 лет.
психологическое тестирование личностное опросник
Личностные опросники
Личностные черты преимущественно диагностируются тестами опросниками– это самая распространённая категория психологических тестов. Они состоят изсписка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спроситьпро что угодно, существует много разных типов опросников разногопредназначения. К личностным опросникам относятся и такие «монстры»как MMPI и 16-PF, и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило,личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента,межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу.
Многофакторныеопросники.
Методикааутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
(см.приложение 1)
Инструкция: «Вамнеобходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбратьодну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно ипохоже описан ваш характер. Если вы выберите несколько карточек сразу, торазложите их в порядке важности».
Дляпроведения исследования потребуется 13 карточек с описанием характерологическихтипов: от карточки «А» до карточки «Н» (см. приложение). Словесныепортреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями: А —меланхолический, Б — гипертимный, В — циклоидный, Г — эмоционально-лабильный, Д— неврастенический, Е — сензитивный, Ж — психастенический, 3 — шизоидный, И —паранойяльный, К — эпилептоидный, Л — истерический, М — неустойчивый, Н —конформный
Интерпретациярезультатов методики производится в соответствии с теми типами характера,которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимосопоставлять с данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристики другими методами научного психологического исследования.
Проективныеметодики
Мотивация, отношение диагностируются преимущественнопроективными техниками.
Проективныеметодики подразделяются на:
Конститутивные, гденеобходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тестчернильных пятен Роршаха, тест облаков).
Интерпретативные –интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрацииамериканского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ)).
Конструктивные– создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тестМира).
Катартические (греч.katharsis – очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру,организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра).
Аддитивные (методикидополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п.(«Незавершенные предложения», ассоциативный тест Юнга).
Анализпродуктов творчества, в основном, рисования («Дом. Дерево. Человек»,«Несуществующее животное»).
Изучениеэкспрессии – анализ почерка, особенностей общения (методика Мира иЛопеца).
Импрессивные- основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных(тест Люшера).
Неоднозначностьпредлагаемого стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяетобъективно бессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. При этомочевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен испытуемому.Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенностиматериала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или«неправильные». Испытуемый оказывается свободным от необходимостисоответствовать требованиям социума, экспериментатора, даже своим собственным,что приводит к бoльшей его открытости и создает необходимые условия длявозникновения механизма проекции.
Направленностьна целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-тоотдельную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующиемотивационную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторыесовременные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это всвязи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.
Нарядус указанными ранее достоинствами, которыми обладают проективные методики, естьу них и свои минусы. В числе первых стоит недостаточная стандартизованностьданного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики вомногом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей воснове его интерпретации.
Методика диагностики личности с помощьюпсихогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева и Л. А.Громовой)(см. приложение 3)Методика опубликована С. Деллингер в1989 г. Стимульный материал состоит из пяти геометрических фигур: квадрат,прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагается«почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «Эго —я!» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируютсяв порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов. Методика позволяет:
1.Мгновенноопределить тип личности интересующего человека и вашу собственную форму.
2.Датьподробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любогочеловека на обыденном, понятном каждому, языке.
3.Составитьсценарий поведения для каждого типа личности в стандартных ситуациях.
Согласноавтору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм,однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С.Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психическихтипах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.Тест руки (Hand test) Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер(см. приложение 4)
Теструки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения.Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материалсостоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которойпросят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываютсяпоследовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том,какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, чтоспособен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждойкарточки несколько вариантов действия.
Метод«незаконченных предложений» тестСакса-Леви
(см.приложение 5)
Метод«незаконченных предложений» применяется вэкспериментально-психологической практике давно. Я возьму вариант этого метода,разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которыемогут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степенисистему отношений обследуемого к семье, к представителям своего илипротивоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебномуположению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение киспытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувствуосознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому ибудущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственныежизненные цели.
Исследованиюметодом «незаконченные предложения» должно предшествоватьустановление контакта с обследуемым для получения искренних, естественныхответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательнуюпроцедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные,условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающейсистему личностных отношений.
Общий портретличности на основе проведенных методик.
Порезультатам проведенного тестирования мы можем сформировать «психологическийпортрет» конкретной личности.
НовиковаЕкатерина – 18 лет.
Спомощью методики акцентуаций характера выяснилось, что характер у человекациклоидного типа. У обладателей данного типа характера наблюдаютсяпериодические изменения работоспособности, активности, настроения. В фазеподъема такие лица выглядят как гипертимы: они общительны, быстро говорят,легко решают возникшие проблемы и т. п. В этот период у них иногда возникаетощущение неограниченности собственных возможностей, проявляется некотораяпереоценка собственной личности. В период спада ухудшается и работоспособность.Мысли у человека «не ворочаются», думать неохота. Пропадает саможелание, что — либо делать, снижается общительность, падает настроение.
Впериод снижения работоспособности такому человеку лучше стараться избегатьтрудностей, неприятностей, соблюдать режим дня. Трудовую нагрузку лучше снизитьи уж, конечно, не браться за новые виды работ, постараться, как то улучшитьнастроение, не очень ругать себя за отсутствие волевых качеств, несобранность ит. п. Перегрузки нервной системы, связанные, например, с переездом на новоеместо жительства, с необходимостью освоения новой деятельности и т. п., легковызывают у лиц циклоидного характера снижение настроения. В этих условиях, содной стороны, как бы легко реализуется циклоидная готовность к длительному«минорному» настроению, с другой, трудности тормозят подъем активности,настроения. Вредны таким людям и эмоциональные перегрузки.
Кпозитивным чертам этого характера можно отнести (кроме тех черт, которыепроявляются в фазе подъема) определенную «непосредственность» эмоциональныхпереживаний, доброту. Такие лица больше сопереживают окружающим, если им немешает собственное состояние. Более того, они легко внушают положительныеэмоции окружающим. Их эмоциональная позиция весома и зрима, жизнь чувств у нихотличается какой — то повышенной силой и непрерывностью.
Проведятест на уровень мотивации одобрения, можно сказать, что мотивация одобрения невыражена (с ключом совпало 7 ответов из 19). Человек, в большей степени, нестремиться завоевать одобрение значимых окружающих людей, что определяет успехв делах и свершениях, однако весьма существенно влияет на качествовзаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни вчастности.
Вкачестве проективной методики проведен психогеометрический тест, позволяющийдать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения. Напервое место тестируемый поставил круг, на второе – треугольник, на третье –прямоугольник.
Круг— это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искреннезаинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Эти люди самыелучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшиеслушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией —способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться напереживания другого человека. Великолепно «читают» людей и в одну минутуспособны распознать притворщика, обманщика. Для этого человека нет ничего болеетяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, он счастлив тогда, когда вселадят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболеевероятно, что именно Круг уступит первым, он кажется, не слишком беспокоится отом, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругомцарил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — если делокасается вопросов морали или нарушения справедливости. Круг — это нелинейнаяформа, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся кправополушарным мыслителям. Правополушарное мышление— более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное,чем анализирующее. Поэтому усвоение информации осуществляется не впоследовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельныхзвеньев. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Просто формализмы уних не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стилямышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки,чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. От треугольника тестируемый, несомненно,взял некоторую решительность, что в сочетании с качествами Круга даетперспективу в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности.Неудовлетворенность же жизнью Прямоугольника, подталкивает человека к развитию.
Ещеодна проективная методика «Руки» позволила изучить агрессивное отношениетестируемого. Итоговые значения агрессивности показали коэффициент большеединицы. Это говорит о том, что человек, какие бы акцентуации илинарушения поведения ни имелись у него, не является агрессивно устремленным. Егоагрессивность может существовать лишь потенциально — в формах страха илизависимости, в форме самоагрессии.
Заключительнымбыл метод незаконченных предложений. Для каждой группы предложений выводиласьхарактеристика, определяющая данную систему отношений как положительную,отрицательную или безразличную.
Видно,что система отношений у тестируемого складывается положительно, за исключениемотношения к отцу, который ушел из семьи. Человек адекватно оценивает свои поступкии намерения. Открыто говорит о своих страхах и опасениях. Большое место в жизнитестируемого занимает семья и отношения с матерью, которые, как мы видим, онценит и дорожит ими. В характере присутствуют здоровые амбиции и стремлениедобиваться поставленных целей.
Заключение
Сложность структуры направленности личности определяетмногообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образованиячеловеческой психики. Используя разные методы, следует помнить, что далеко невсе потребности и их модификации входят в структуру направленности личности, алишь те, которые обрели в процессе становления личности характер самодвижения,саморазвития. Именно они побуждают и поддерживают инициативность,избирательность человеческого поведения. Не все отношения личности к окружающейдействительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные снаиболее обобщенными мотивами деятельности индивида.
По своей популярности среди психологов-практиков личностныеопросники уже не одно десятилетие занимают первое место в ряду инструментов оценкиличности. Разнообразие этих методик столь велико, что, наверное, трудно найтито качество или тип личности, для измерения которых не было бы разработано соответствующихопросников. Предпочтительное использование опросников психологами практиками,сталкивающимися с необходимостью оценки личности, вполне понятно. Простота применения,сравнительная легкость в обработке данных были и остаются весьмапривлекательной стороной личностных опросников. При этом нередко остаются втени проблемы, связанные с достоверностью быстро и легко полученныхрезультатов.
Понятиепроекции, впервые появившись как психологическое в психоанализе, поначалу используетсядля обозначения одного из защитных механизмов «Я», благодаря которому все патогенное,угрожающее целостности личности, а поэтому вытесненное в бессознательное,приписывается внешним объектам, а тем самым лишается разрушительной силы. Впоследствиикак в рамках психоанализа, так и за его пределами понятие проекции получаетразные истолкования. Однако психоаналитическое понимание проекции в сознании многихисследователей у нас и за рубежом прочно связывается с проективными методиками.Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в нихиспользуют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы,создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мирачеловека. Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике,показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной,поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие вформировании ответов. Определяя нечто неоднозначное, неизвестное, индивид делаетего известным путем активного соотнесения с имеющимся уникальным личностным опытомвзаимодействия с предметами и явлениями действительности, опытом понимания, каксобственных поступков, так и действий других людей. Сказанное отражено впредлагаемом определении проективных методик. В давнем споре между сторонникамипроективных методик и приверженцами «объективной» диагностики нет, и не можетбыть победителей. Необходимо признать сосуществование разных описаний личности,долгое время полагавшихся альтернативными. Более того, их согласование нанекотором метауровне может оказаться весьма продуктивным в деле изучения личности.
Подводя итоги нашему рассмотрению проблем, связанных сличностными опросниками, еще раз подчеркнем, что данные, получаемые с ихпомощью, имеют вероятностно-ориентирующее значение, они не готовая истина осубъекте, а основа для дальнейшего изучения личности.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. / Практическая психология. Изд. 3. – Екатеринбург:Деловая книга. – 1998. – 389 стр.[5, 6, 7, 8]
2. Бурлачук Л. Ф. / Психодиагностика личности. – Киев. – 1989. – 267 стр. [3,4]
3. Бурлачук Л. Ф. / Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб: Питер. –2006. – 351 стр. [13, 14, 20]
4. Гуревич К. М. / Что такое психодиагностика… — М.: Мой учебник. – 1995.– 173 стр. [3, 4, 41, 42]
5. Немов Р. С. / Психология: учебник для студентов пед. вузов. Книга 3. –М.: Гуманитарное изд. Центр Владос. – 1999. – 421 стр. [9, 12]
6. Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева А. А. и Столина В. В. –СПБ: Речь. – 2000. – 304 стр. [10, 11, 12]
7. Рогов Е. И. / Настольная книга практического психолога: в 2 книгах кн.1. – М.: Владос. – 1998 279 стр. [18 -38]
8. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. / Практическая психология. Проективныеметодики. – Ростов н/Д: Феникс. – 2006. – 480 стр. [16, 17, 18,22]
9. Шмелев А. Г. / Психодиагностика личностных черт. – СПб: Речь. – 2002. –480 стр. [6, 7, 8, 9]
10. Карелин А. М. / Большая энциклопедия психологических тестов. – М.:Эксмо. – 2007. – 416 стр. [15, 16, 17, 18]
11. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова. – СПб:Питер. – 2008. – 384 стр. [ 14, 15, 16]