Причины возникновения экономических кризисов

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Причины экономического кризиса
2. Экономическиекризисы и циклическое развитие экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Существуетточка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистическогоспособа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом имелисьдаже такие теоретические положения, что при социализме не существуют кризисы –есть только «трудности роста».
Понятиекризиса теснейшим образом связано и с понятием риска, которое в той или иноймере влияет и на методологию разработки любого управленческого решения.Исключите из управления предположение и ожидание кризиса – и пропадет остротавосприятия риска и станут неожиданными (и от этого еще более тяжелыми) нетолько кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.
Социально-экономическаясистема в любом своем виде и любой форме, будь то общественная организация,фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования:функционирование и развитие.
Функционирование– этоподдержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность,качественную определенность, сущностные характеристики.
Развитие– этоприобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условияхизменяющейся среды.
Функционированиесоциально-экономической системы характеризует обязательное наличие предметатруда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Приэтом функционирование социально-экономической системы возможно лишь приопределенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять егопредмет, человек должен владеть средствами труда, результат долженсоответствовать интересам и потребностям человека. Все это условияфункционирования.
Развитиехарактеризует изменения предмета, средств труда и человека. Критерием этихизменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность игармоничность функционирования социально-экономической системы или создающегопринципиально новые условия ее функционирования. Фактом развития являютсяповышение производительности труда, изменение его характера, возникновениеновой технологии. При этом, конечно, меняются и условия функционированиясоциально-экономической системы. Функционирование и развитие теснейшим образомвзаимосвязаны друг с другом, отражают диалектическое единство основныхтенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в еехарактеристиках и показателях (рис. 1.1).
/>
Рис. 1.1.Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе (организации)

1. ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСА
экономическийкризис цикличность
Кризис– этокрайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающееее жизнестойкости в окружающей среде.
Причиныкризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные сциклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные,отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные,характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причиныкризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями истратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики,конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованнойстратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организациипроизводства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционнойполитикой.
Еслипонимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризисасуществует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Впонимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но иразнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение,оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вестик резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу.Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но иантикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Последствиякризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному ипоследовательному выходу из него.
/>
Рис. 1.2.Причины кризисов
Кризисныеизменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными,качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Разныепоследствия кризиса определяются не только его характером, но и характеромантикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис.Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма,искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий,ответственности (рис. 1.3).
Вомногих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительногоэффекта, хотя исключать его из программы антикризисного управления не следует.При этом надо понимать, что энтузиазм бывает различным по своим истокам,национальным особенностям, традициям культуры и т. д. Если энтузиазмиспользуется для прикрытия грубых ошибок и корыстных целей, но не способствуетснятию кризисных напряжений.
/>
Экономическийкризис (др.-греч.Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычнойэкономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса являетсясистематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения вразумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушенииравновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Основныевиды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.
Кризиснедопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связанс нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийныхбедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)
Кризисперепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которыепревышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупногоспроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупногопроизводства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего исколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англиив XVII веке.
Сразвитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрелициклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И циклическое РАЗВИТИЕЭКОНОМИКИ
Возможностьи необходимость возникновения экономических кризисов определяютсяпротиворечиями между производством и потреблением товаров. По мере развитиярыночной экономики, товарного и денежного обращения увеличивается вероятностьобострения этого противоречия.
Разделениетруда, развитие специализации и кооперации обостряют противоречие междупроизводством и потреблением. Это противоречие проявляется также в разрывепроизводства и потребления как во времени, так и в пространстве. Обострениепротиворечия становится не только заметным, но и регулярным и протекает какпериодически наступающие экономические кризисы.
Противоречиемежду производством и потреблением – главная, но не единственная причинаэкономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексыпротиворечий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессахэкономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть,но не всегда можно полностью их устранить. Изменение потребностей и интересовчеловека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественнои закономерно. Производство до определенной степени является инертным и можетлишь периодически перестраиваться. Научно-технический прогресс, которыйопределяет возникновение новых технологий, также имеет импульсивный характер:накопление потенциала новых открытий и – реализация его в технологическихрешениях; он же, по мнению многих специалистов, определяет и продолжительностьциклов.
Нонепосредственными причинами экономических кризисов могут быть разнообразныесобытия не только экономического, но и социально-политического характера. Вэтом обнаруживается связь экономики и социально-политической жизни общества.
Историяпоказывает, что макроэкономические кризисы (застои, спады экономик) проявляютсяпериодически. Каждые 7-11 лет возникают кризисы средних циклов.
Каждые 3,5года – малые циклы, большие циклы – каждые 50 лет.
Один изосновоположников теории циклов Н.Д. Кондратьев доказал, фаза большого циклаотражается на ходе средних циклов.
Припонижательной тенденции большого цикла все повышательные тенденции среднегоцикла будут ослабляться, а понижательные – усиливаться. И наоборот.
Развитиетеории кризисов постепенно превратилось в теорию конъюнктуры и ее колебаний,т.к. понятие кризиса связано с циклами развития.
Кризис –лишь одна из фаз цикла, и его понимание возможно только при изучении всех фаз:подъем – депрессия (стагнация) – кризис – подъем.
Кризисможет проходить разные стадии:
· Латентную (скрытая) – когда система выглядит еще здоровой.
· Период кризиса – противоречия вырываются наружу.
· Период стагнации.
· Период подъема.
ПоФинку, любой кризис может состоять только из четырех различных и совершенноопределенных фаз.
Названияэтих фаз похожи на медицинские термины, потому что и сам кризис может бытьрассмотрен как болезнь, но болезнь не человека, а его бизнеса. Фазы кризиса:
· Продромальная (предварительная фаза).
Продромальная(предварительная) фаза кризиса – это своего рода предупреждение. В большинстве случаев, это своегорода критическая точка.
· Фаза острого кризиса.
Вбольшинстве случаев в этой фазе ситуацию уже нельзя развернуть обратно.
После того,как предупреждения закончились, и кризис из фазы продромальной перешел в оструюфазу, почти никогда не удается вернуть потерянные позиции.
· Фаза хронического кризиса.
Именно втечение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Иногда,при неблагоприятном исходе кризиса, эта стадия также может стать и «посмертной»для бизнеса. Однако в то же время хроническая фаза кризиса – это также нередкопериод выздоровления и самоанализа.
· Фаза разрешения кризиса.
Именно этачетвертая и окончательная фаза должна быть целью регулирования кризиса втечение предшествующих трех стадий.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существованиесоциально-экономических систем представляет собой циклический процесс, длякоторого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов.Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданскоеобщество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структурубизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование иразвитие. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранениефункций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики.Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивныхперемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует измененияв предметах, средствах труда и в самом человеке.
Экономиканикогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом,показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, атакже цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, иопять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спиралиистории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисыпротекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.
Еслипонимать кризис именно так, то следует признать, что опасность кризиса имеетсяпостоянно, и задача грамотного управления состоит в том, что бы во время егопредсказать и тем самым свести к минимуму его последствия.
Такимобразом, для правильной оценки возможного кризиса огромную роль играют не толькоанализ его причин, но и прогнозы относительно его возможных последствий(закрытие организации, оздоровление или появление нового кризиса).
Следуетиметь в виду, что преодоление кризиса не всегда означает переход организации ккачественно новому витку ее развития. Такая возможность зависит от следующихфакторов: его причины и возможность управления процессами кризисного развития.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр, и доп. / Под об.Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича.-М,: ИНФРА-М,2005,-368с.( Высшее образование)
2. ГоревскийА.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. – М.: ИНФРА-М, 2006,-369с.
3. БагровецА.Н. Антикризисное управление в организации: Учеб. пособие. – М.: Финансы истатистика, 2005,-256с.
4. ДэниэлсД.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер.с англ. – М.: Дело Лтд, 2001,-199с.
5. Киреевский К.В. Основы менеджмента и управления. – М.:,2005,-488с.