Москва в произведении Пушкина "Евгений Онегин"

МОСКВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙОНЕГИН»
  Москва — святыня России, её сердце. Не зря захватчики
всех времён и народов, будь то татарские,французские
или немецкие, чтобы остановить жизньРоссии, стремились остановить
её сердце, то есть захватить Москву.
  «Сердце» и «судьба» — это слова, которые мыпроизносим, когда
хотим сказать о чём-то важном для нас.Для автора романа «Евгений
Онегин», для Александра СергеевичаПушкина именно в сердце России,
в Москве случилось два  судьбоносных момента его жизни: распоряжение
царя об окончании пушкинской ссылки,которое произошло во время
коронации царя Николая Первого в Москве,куда поэт был срочно
доставлен в тысяча восемьсот двадцатьшестом году, и второе
событие — женитьба Александра СергеевичаПушкина, начало его
новой жизни.
  Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской
деревни, Пушкин, создавая как быэнциклопедию русской жизни, не
мог не привести свою героиню в Москву, ив этом есть закономерность.
Пушкин как бы не мог миновать такуюдрагоценную значимость для
всей русской жизни, как Москва.
  Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе «Евгений
Онегин» приходится на седьмую главуего романа. Пушкин приводит
три эпиграфа, которые открывают этуглаву. Это стихи поэтов
Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.
  Эпиграф Дмитриева: «Москва, России дочь любима,
                       Где равную тебесыскать?»
  Эпиграф Баратынского: «Как не любить родной Москвы?»
  Эпиграф Грибоедова: «Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
                        Где ж лучше?
                                    Где наснет.»
  Сам же Пушкин признаётся в любви к Москве чистосердечно и
как бы неофициально:
«Ах, братцы! как я был доволен,
 Когда церквей и колоколен,
 Садов, чертогов полукруг
 Открылся предо мною вдруг!
 Как часто в горестной разлуке,
 Вмоей блуждающей судьбе,
 Москва, я думал о тебе!
 Москва… как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
 Как много в нём отозвалось!»
  Пушкин пишет, что гордая Москва не склонилась перед врагом,
даже когда её захватил враг, она несдалась, не пошла на поклон,
но ответила пожаром. Когда Пушкинописывает въезд героини романа
Татьяны Лариной в Москву, он перечисляетдостопримечательные
московские места, в том числе иПетровский замок, в котором
прятался Наполеон от пожара. Пушкин спатриотизмом и гордостью
пишет:
  «Но не пошла Москва моя
   К нему с повинной головою».
  У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки,
невольно с гордостью бьётся сердце засилу и величие Москвы.
  Пушкин подробно описывает въезд Лариных в Москву. Подъезжающему
к Москве в пушкинскую эпоху прежде всегобросались в глаза
многочисленные церковные главы,придававшие городу неповторимы
облик. В начале 1820-х годов в Москвенасчитывалось около
двухсот семидесяти церквей, а также околодвух десятков монастырей.
Пушкин описывает это словами:
   «Но вот уж близко. Перед ними
    Уж белокаменной Москвы
    Как жар, крестами золотыми
    Горят старинные главы».
  Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской.
Ларины въезжали через Тверскую заставу,которая находилась в районе
нынешнего Белорусского вокзала.
    «Мелькают мимо будки, бабы,
     Мальчишки, лавки, фонари,
     Дворцы, сады, монастыри,
     Бухарцы, сани, огороды,
     Купцы, лачужки, мужики,
     Бульвары, башни, казаки,
     Аптеки, магазины моды,
     Балконы, львы на воротах
     И стаи галок на крестах».
  Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и
точностью, а также настолько живо, какникем из его современников
она описана не была. Московский пейзажописан в «Евгении Онегине»
значительно подробнее, чем петербургский,на фоне однообразной
красивости которого подчёркиваетсяпестрота московских видов.
Это достигается целью контрастных соседств:«дворцы» — «лачужки»,
«монастыри» — «магазинымод», «будки» — «огороды», «львы на
воротах» — «стаи галок накрестах».
  Ларины остановились «У Харитонья в переулке…» Московские
адреса обозначались по церковнымприходам. Ларины остановились
в приходе церкви святого Харитония. Этоместо Москвы было
знакомо Пушкину по детским воспоминаниям,где он некоторое время
жил в Большом Харитоньевском переулке.Длинное и детальное
путешествие Лариных через Москвусоставляет одно из самых
пространных описаний в «ЕвгенииОнегине» ему посвящены четыре
строфы. Пушкин увеличил их счёт до пяти,прибавив пустой номер,
создав этим впечатление, что утомительнаяпрогулка длилась еще
дольше. Оно резко отличается от кратких,как бы эскизных,
петербургских зарисовок.
  Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром её будит
«ранний звон колоколов», носев у окна, она видит не свою
привычную деревенскую даль, а московскийпейзаж:
  «Пред нею незнакомый двор,
   Конюшня, кухня и забор».
   Татьяну привезли «в Москву на ярмарку невест», то есть
в Благородное собрание, где собиралосьнесколько тысяч человек,
где происходили балы, встречи молодыхлюдей, где устраивались
их судьбы”. Судьба самого Пушкинатоже устроилась в Москве.
Это Благородное собрание располагалось наБольшой Дмитровке.
Там Татьяна встретила своего будущегомужа, генерала 1812-го года.
Судьба её решилась. Она вышла замуж.
  Подводя итог сказанному, можно отметить то, что Пушкин
описывает Москву с большойестественностью и живостью, к чему
его подвигает чувство искренней любви,симпатии и теплоты,
которые он испытывает к Москве, как кгороду. Он находит слова
подробного описания того, как онавыглядит. Эти описания очень
детальны.
  Но всё же, начиная говорить о Москве, Пушкин показывает её как
гордую и мужественную святыню, в описаниисцены ожидания Наполеоном
сдачи Москвы в Петровском замке, Пушкиниспытывает гордость за
Москву и читая Пушкина, мы такжеиспытываем это чувство:
  «Напрасно ждал Наполеон,
   Последним счастьем упоённый,
   Москвы коленопреклонённой
   С ключами старого Кремля:
   Нет, не пошла Москва моя
   К нему с повинною главою.
   Не праздник, не приёмный дар,
   Она готовила пожар…»
  В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал
поэтический памятник Москве, она же слюбовью и благодарностью
воздвигла ему свой дар — памятникПушкину.