Оглавление
Введение
1. Судебнаявласть в Российской Федерации
1.1 Понятиесудебной власти
1.2 Судебнаясистема Российской Федерации
1.3 Конституционныепринципы правосудия
1.4 Конституционныйсуд Российской Федерации
2. ПрокуратураРоссийской Федерации
2.1 Системаорганов прокуратуры
2.2 Местопрокуратуры в государственном механизме
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Российская Федерация –демократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления (ст. 1 Конституции). В число важнейших основ конституционного строявключена характеристика Российской Федерации как правового государства.Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многостороннейдеятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.Основополагающий принцип правового демократического государства заключается втом, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права,соотносить свои решения и действия с правом. Задачу по предотвращению иразрешению правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняетсуд, используя особое положение в системе органов государственной власти испецифические средства воздействия, ему присущие.
Принцип разделения властей – эторациональная организация государственной власти в демократическом государстве,при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высшихорганов государства как частей единой власти через систему сдержек ипротивовесов.
Суть принципа разделения властей поШ. Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно иинституционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви –законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаютсявысшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек ипротивовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.
Самой высокой степенью независимостипризвана обладать судебная власть (органы правосудия). Судебная властьосуществляет контроль за соблюдением законов официальными органами, организациями,предприятиями и частными лицами. Особая роль суда обусловлена тем, что он –арбитр в спорах о праве.
Существенным моментом в деятельностисуда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра междугосударством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежноиспытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций,учреждений, общественных формирований граждан. Все это ставит в повестку днянеобходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимостьсуда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со сторонывышестоящих руководителей судов.
Прокуратура занимает особое,специфическое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации.Она не является органом законодательной, исполнительной или судебной власти.Прокуратура является важнейшим независимым правоохранительным органом,обеспечивающим соблюдение законности в нашей стране.
1. Судебная власть в РоссийскойФедерации
1.1 Понятие судебной власти
Основополагающий принцип правовогодемократического государства заключается в том, что его органы, должностныелица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения идействия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценокдействующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты.Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядкавыполняет суд, используя особое положение в системе органов государственнойвласти и специфические средства воздействия, ему присущие.
Обращаясь к специфике средствсудебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент,как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как таковойвключает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферывоздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и т.д.). Всамом общем виде понятие власти можно определить как способность и возможностьоказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощьюкаких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и др.
Понятие судебной власти связано сместом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода –концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж. Локком и основательноразработанная в сочинениях Ш. Монтескье, теория соотношения властей вгосударстве основана на самостоятельном функционировании законодательной,исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, помнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальноеуправление делами государства без произвола и насилия, нашла практическуюреализацию в государственном устройстве большинства современных демократическихгосударств. Конституция РФ дает формулировку: «Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны» (ст. 10).
Таким образом, судебная власть — это самостоятельная ветвьгосударственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом всотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленнойзаконом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраныконституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законныхинтересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел обадминистративных правонарушениях, конституционного контроля и судебногоконтроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичнойвласти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия вдеятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельностисудов.
Подчеркнем, что речь идет обо всемкомплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечиваетсамостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебнойвласти, что находит свое отражение в формировании законодательства,развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.
Точное выполнение законодательноустановленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функцииправоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном делеукрепления законности и правопорядка.
1.2 Судебная система РоссийскойФедерации
Судебная система – понятиеконституционное. В соответствии с Основным законом страны правосудиеосуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается,судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть,устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционнымзаконом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высшихсудебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда и ВысшегоАрбитражного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебнойсистемы (ст. ст. 125–127).
Под судебной системой понимаетсяустановленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционнымзаконом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих всоответствии с их компетенцией, с учетом федеративного иадминистративно-территориального деления страны.
Такой подход к системному построениюсудебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированиюправосудия.
Гарантируется стабильностьдеятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь местотолько путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд неможет быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданыв юрисдикцию другого суда.
Построение деятельности судов сучетом национально-территориального устройства Федерации иадминистративно-территориального деления ее субъектов создают условияобеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.
Установление взаимосвязи судебныхорганов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводитьэффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.
Согласование в рамках единой системыдеятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможностьобеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическомгосударстве.
Обращаясь к особенностям построениясудебной системы Российской Федерации, прежде всего отметим, что все судыРоссии подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации.Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основеКонституции Российской Федерации федеральными конституционными законами, асудов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законамисубъектов Российской Федерации.
Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на триподсистемы: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции иарбитражные суды.
Конституционный Суд РоссийскойФедерации занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функциивысшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав исвобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действияКонституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняетпорученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иныхгосударственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции РоссийскойФедерации, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации, включаютфедеральные суды в субъектах Российской Федерации и военные суды.
К федеральным судам в субъектахРоссийской Федерации относятся: верховные суды республик, краевые и областныесуды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономныхокругов, районные суды. Полномочия, порядок образования и деятельности судовобщей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
Систему военных судов составляютокружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входятв единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным СудомРоссийской Федерации. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, чтоони рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеюттакой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общейюрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей иучреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные)суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) судысубъектов Российской Федерации могут создаваться самими субъектами Федерациидля разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актоворганов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправленияконституциям (уставам) субъектов Федерации, а также для толкованиясоответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрениядел в этих судах устанавливается законами субъектов Российской Федерации.Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий,не может быть пересмотрено другим судом.
Мировые судьи входят в общую системусудов Российской Федерации. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяютсяФедеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросыобеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов РоссийскойФедерации. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менееопасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельныхтрудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Наличие различных по своей компетенциигрупп судов, сложные организационные и процессуальные взаимоотношения междуними не исключают совместной их деятельности по выполнению общихправоохранительных задач, основанной на единстве судебной системы.
Единство судебной системыобеспечивается путем:
установлениясудебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и общимдля всех судов Федеральным конституционным законом;
соблюдения всемифедеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законамиправил судопроизводства;
применения всемисудами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права имеждународных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) идругих законов субъектов Российской Федерации;
признанияобязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебныхпостановлений, вступивших в законную силу;
законодательногозакрепления единства статуса судей;
финансированиявсех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Единство судебной системыпредопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяютсяорганизационными и функциональными связями. Организационные связи регулируютсязаконодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством осудопроизводстве, т.е. уголовным, гражданским, арбитражным, административнымпроцессуальным правом.
С точки зрения организационных связейсистему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаютсясуды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функцийсудебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена:основное, среднее и высшее.
Если звено показывает место суда всудебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, тофункциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считаетсясуд или его структурное подразделение, выполняющее ту или иную функциюправосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу,проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел попервой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотрдел в порядке надзора.
Правосудие по первой инстанции — это рассмотрение дела, по существу, сцелью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу илиудовлетворения, отказа в иске — по гражданскому и арбитражному делу. Дела попервой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских делрассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных –арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Наиболее сложные деларассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое числодел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебнойсистемы.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судахвторого звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производитсяпо кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогампроверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которомдается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первойинстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) всиле или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же илисоответствующий ему другой суд.
Второй инстанцией может быть апелляционнаяинстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, атакже в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том,что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно деломожет быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того какранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не былиопровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный)порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи свозникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее неизвестных суду.Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативеограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, и осуществляется вструктурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
1.3 Конституционные принципыправосудия
Правосудие представляет собой видгосударственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешениеразличных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемымнарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оноосуществляется от имени государства, специальными государственными органами –судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных идругих дел в установленной законом процессуальной форме.
Принципы правосудия – это общиеруководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороныданного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения,характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РоссийскойФедерации, которая закрепляет свойственные правовому государствудемократические начала организации и деятельности судак в интересах граждан,общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именоватьдемократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия(гл. 7 Конституции РФ).
Принципы правосудия, закрепленные назаконодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессенаучных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в системупринципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимостьсудей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства(уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая ихтесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда,принципы правосудия, связанные с судоустройством и судопроизводством,рассматриваются как принципы правосудия в целом.
Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона,закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органамгосударственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам иих объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду.
Правосудие осуществляется на основеКонституции и законов. Конституционное требование гласит: суд, установив прирассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону,принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120). При осуществленииправосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила одействии закона во времени.
В содержание принципа законностиправосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуальногоправа.
Принцип законности правосудия –универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогаетформулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.
Осуществление правосудия толькосудом. Этот принципозначает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов,государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать иразрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудиятолько судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересовграждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении вКонституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, котораяреализуется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы РоссийскойФедерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная система Российской Федерациивключает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судейсубъектов Федерации.
Отсюда следует, что действующие внашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренныеКонституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражныесуды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебнуюсистему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особоустанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайныхсудов.
Носителями судебной власти вРоссийской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные вконституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие своиобязанности на профессиональной основе.
Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудиябазируется на основополагающем положении Конституции о том, что человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защитаправ человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Среди другихспособов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита являетсяодним из наиболее результативных.
Определяя круг лиц, имеющих доступ ксудебной защите, Конституция употребляет термин «каждый». Такимобразом, судебная защита доступна также и иностранным гражданам и лицам безгражданства. За защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающиенаказание в местах лишения свободы. Доступность судебной защиты включает иправа несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в судпо достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляютих родители или законные представители.
Особого внимания заслуживаетдоступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства. Отметимдвуединую задачу суда: с одной стороны – обеспечение граждан на защиту отдействий уголовных элементов, с другой – обеспечение законных прав лиц,попавших в сферу уголовного судопроизводства.
Существенной стороной обеспеченияправа на защиту является оказание квалифицированной юридической помощи вуголовном судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с моментазадержания, предъявления обвинения, аресте или передаче дела в суд.
Осуществление правосудия на началахравенства всех перед законом и судом. Конституция (ст. 19) провозглашает равенство всех передзаконом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакамсоциальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Равенство перед законом означает: 1)одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам; 2)диктует необходимость исключить возможность установления норм, дискриминирующихстороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией.
Равенство перед судомпредусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого судадля всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые правазащищать свои интересы независимо от социальных, имущественных или другихразличий.
В заключение отметим, что одной изгарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом являетсяустановление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан,причинившее вред их правам и интересам.
Принцип участия граждан в отправленииправосудия. СогласноКонституции РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом,судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Всоответствии со ст. 36 и 421 УПК Российской Федерации суд присяжных заседателейрассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена,терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя,разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушениеправил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценныхбумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека,изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилованиемалолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую,научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание,принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угонвоздушного судна и ряд других.
Участие граждан в осуществленииправосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующимв осуществлении правосудия, и их права и обязанности устанавливаютсяФедеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общейюрисдикции в Российской Федерации».
Арбитражные заседатели получилизаконодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «Осудебной системе Российской Федерации» (ст. 8).
Принцип состязательности иравноправия сторон в судебном процессе. Осуществление судопроизводства на основе состязательностиозначает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличиизаявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного актапрокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворенииих требований. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду(судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленныхими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действуетисключительно как орган правосудия.
Конституционный принципсостязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующихпроцессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданскихи арбитражных дел.
Принцип презумпции невиновности. Суть данного принципа в Конституциисформулирована следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законнуюсилу приговором суда» (ч. 1 ст. 49).
Содержание принципа презумпцииневиновности детально раскрыто в уголовно-процессуальном законодательстве.
Независимость судей и подчинение ихтолько закону. Конституцияустанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ ифедеральным законам (ст. 120). Принцип независимости судей играет особую роль всистеме конституционных положений, определяющих правовой статус носителейсудебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями длябеспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей,реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконноевмешательство в их деятельность. Юридические гарантии независимости судейреально воплощаются в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и другихположениях Федерального закона «О статусе судей в РоссийскойФедерации». В соответствии с данным законом судьи несменяемы;гарантируется их неприкосновенность (неприкосновенность распространяется нетолько на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение,корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средствасвязи) и предоставление судье материального и социального обеспечения,соответствующего его высокому статусу, а также предусматриваетсяответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.
Принцип гласности в деятельностисуда. Открытое разбирательство– один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираютсяоткрыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраныгосударственной или коммерческой тайны.
Конституция РФ устанавливает, чтослушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренныхфедеральным законом.
Помимо целей охраны государственной икоммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается помотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступленияхлиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, атакже по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений обинтимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.
На закрытое судебное заседание недопускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушаниедела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичноепровозглашение во всех случаях приговора и решения суда.
Принцип государственного илинационального языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В соответствии с Конституциейгосударственным языком на всей территории России является русский язык.Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68).Конституция установила право каждого пользования родным языком, на свободныйвыбор языка общения (ч. 2 ст. 26).
Все стадии производства должнывестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться роднымязыком. Все судьи обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство врегионе их юрисдикции. Участвующим в деле лицам, не владеющим языкомсудопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания,заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугамипереводчика.
Правосудие – главная, но не единственнаяфункция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляетсудебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мерпроцессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки,телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкованиеКонституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящиеразъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановленияхего Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признаниеумершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной ииной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.);судебный надзор за решением судов и др.
В судебной системе РоссийскойФедерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которогорегулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судомявляется Конституционный Суд Российской Федерации.
1.4 Конституционный Суд РоссийскойФедерации
Конституционный Суд РоссийскойФедерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно инезависимо осуществляющий судебную власть посредством конституционногосудопроизводства.
Полномочия, порядок образования идеятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяютсяКонституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционнымзаконом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РоссийскойФедерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять своюдеятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числасудей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеютсудьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается надолжность на срок 15 лет. Назначение на должность судьи на второй срок недопускается.
Конституционный Суд имеет широкиеполномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свободчеловека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия КонституцииРФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской федерации:
1) разрешает дела осоответствии Конституции РФ:
а) федеральныхзаконов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной власти еесубъектов;
в) договоров междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
г) не вступивших всилу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры окомпетенции:
а) междуфедеральными органами государственной власти;
б) между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов;
в) между высшимигосударственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе;
4) дает толкованиеКонституции РФ;
5) дает заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РоссийскойФедерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает сзаконодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иныеполномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором ифедеральными конституционными законами; может также пользоваться правами,предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституциидоговорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе ипредназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Следует подчеркнуть, чтоКонституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается отустановления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когдаэто входит в компетенцию других судов или иных органов.
Конституционный Суд состоит из двухпалат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный составпалат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливаетсяРегламентом Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях участвуют всесудьи Конституционного Суда, в заседаниях палат – судьи, входящие в составсоответствующей палаты.
Персональный состав палат не долженоставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палатыне могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.
Конституционный Суд вправерассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Взаседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению ине подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.
В своей деятельности КонституционныйСуд Российской Федераций руководствуется следующими основными принципами: независимость,коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Какое бы то ни было ограничениеправовых, организационных, финансовых и других условий деятельностиКонституционного Суда, установленных законом, не допускается.
Решения Конституционного СудаРоссийской Федерации обязательны на всей территории Федерации, для всехпредставительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционные (уставные) судыобразованы и в субъектах Российской Федерации. Конституционные (уставные) судысубъектов Федерации создаются для обеспечения контроля за соблюдениемконституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей идругих субъектов Федерации.
2. Прокуратура Российской Федерации
2.1 Система органов прокуратуры
По Конституции РФ (ст. 129) и Законуо прокуратуре (ст. 1) органы прокуратуры составляют единую, централизованнуюсистему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнениемзаконов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции,установленные федеральными законами. В прокуратуре РФ строгое подчинениенижестоящих прокуратур вышестоящим.
Структура органов прокуратуры обычноопределяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органовпрокуратуры.
Генеральную прокуратуру РФвозглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя изаместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределениеобязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.
Возглавляет прокуратуру Генеральныйпрокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определеныЗаконом о прокуратуре.
На схеме представлена структурапрокуратуры Российской Федерации.
2.2 Место прокуратуры вгосударственном механизме
На страницах юридической печатидостаточно активно обсуждается вопрос о том, какое место занимает прокуратура вгосударственном механизме. Конституция РФ оставила этот вопрос открытым. Внаучных изданиях высказываются совершенно разные точки зрения.
Сторонники отнесения органовпрокуратуры к законодательной ветви власти исходят из следующей логики:законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы онисоблюдались на территории всей страны. Поэтому «прокуратура является однимиз
Схема
/>
Система органов прокуратуры механизмовзаконодательной власти», а «прокурорский надзор – особый вид власти,который должен получать полномочия непосредственно от законодателя, имформироваться и быть подотчетным только ему».
В. Ломовский считает, что прокуратурадолжна находиться при законодательной власти потому, что, с одной стороны, «верховнаязаконодательная власть после принятия законов не может, как и не должна,оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функциюобеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также спомощью Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека,Правительства, всей исполнительно-распорядительной, судебной деятельности, атакже через прокуратуру». С другой стороны, прокуратура не может быть вгосударстве «одинокой» при выполнении возложенных на нееобязанностей, ей нужна поддержка, так как нередко приходится сопротивляться«наисильнейшим людям», и поэтому прокуратура должна находиться призаконодательной власти, что в то же время не означает ее подчиненностизаконодательным органам.
Представляется, что прокуратура неможет быть отнесена к законодательной власти уже потому, что функции этих двухструктур в государстве существенно разнятся.
Сторонники отнесения органовпрокуратуры к судебной ветви власти исходят из положений Конституции РФ, гдеединственная статья о прокуратуре (ст. 129) помещена в главу, посвященнуюсудебной власти. Возможно, законодатель, включая статью о прокуратуре в гл. 7«Судебная власть», исходил из того, что «по направлениям своейдеятельности и выполняемым функциям прокуратура наиболее близка к судебной власти».
Однако органы прокуратуры никак немогут быть отнесены к судебной власти, так как вполне очевидно, что они неосуществляют правосудие. К тому же, если прокуратура будет включена в судебнуювласть, то это будет нарушать принцип состязательности, действующий в процессуальномправе.
«Административно-властныйхарактер полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законоворганами дознания, предварительного следствия, а также органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и исполнение наказаний, вопределенной мере способствует формированию у ряда ученых и практиков взглядана прокуратуру как на орган исполнительной власти».
Критики сложившегося в Россиипрокурорского надзора, используя неясность положения прокуратуры в системеорганов государственной власти, пытаются укрепить их точку зрения,заключающуюся в необходимости ликвидации прокуратуры как самостоятельного инезависимого от других органов федеральной власти органа «путем еепревращения в департамент (управление) Министерства юстиции».
Тем более, если прокуратура не можетбыть отнесена ни к законодательной, ни к судебной ветви власти, значит,остается еще одна ветвь государственной власти – исполнительная, под крылокоторой сторонники лишения прокуратуры самостоятельности и задумали поместитьпрокуратуру. Нужно согласиться с Г. Чуглазовым, что логика сторонников этойпозиции, видимо, такова: «Любой орган должен обязательно вписываться в туили иную ветвь власти, и, если прокуратура не относится к законодательной исудебной ветвям власти, она является составной частью исполнительной власти идолжна влиться в Министерство юстиции».
Интересной представляется точказрения о включении прокуратуры в так называемую президентскую власть.Сторонники этой позиции считает, что органы прокуратуры должны занять своеместо «под крылом президента», стать органом президентской власти.Свою позицию они аргументирует близостью функций прокуратуры и президента. «Согласноч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является ее гарантом, а также прав исвобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры поохране суверенитета РФ и государственной целостности, обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президентустраны реализовывать свои права. Близость к президенту будет оправдана иисторически, поскольку прокуратура и создавалась как „окогосударево“, лишь впоследствии обрела свою самостоятельность».
Профессор К. Скворцов считает, что «нельзясогласиться с ныне принятой моделью трех властей. В это прокрустово ложе невписываются реалии нашей современной государственности. В Конституции России(ст. 11) закреплены четыре ветви государственной власти: Президент, ФедеральноеСобрание, Правительство, суды. Выработанные государственно-правовой теорией ипрактикой государственного строительства стереотипы не дают возможностиправильно определить место прокуратуры в системе государственной власти.Думается, прокурорская система не должна организационно входить ни в одну изветвей государственной власти. Но это не означает, что она превращается в некую»пятую власть”. Прокуратура – это инструмент, механизм контроля зареализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путемнадзора за точным исполнением законодательных актов”.
Таким образом, многообразие мнений вюридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизмесвидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательнымпутем.
На наш взгляд, прокуратурапредставляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нетнеобходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ееправовой природы.
Само указание в законе нацентрализацию, на наш взгляд, свидетельствует о том, что прокуратура являетсясамостоятельным институтом власти. В той же статье закона о прокуратуреопределяется цель прокурорской деятельности, которая заключается в обеспеченииверховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свободчеловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства. Решение стоящих перед прокуратурой задач возможно лишь при сильнойи независимой позиции в государстве.
Недопустимо, по-моему, такжевключение прокуратуры в одну из трех ветвей государственной власти, потому чтоона выполняет функции совсем иного характера, нежели те, которые возложены наних. Вполне очевидно, что осуществляемые данным институтом власти полномочия невписываются ни в одну из ветвей государственной власти. В противном случаеполучится, что в рамках одной ветви власти будут находиться две структурыразнофункционального характера.
В Законе о прокуратуре определеныосновные направления ее деятельности. Широта полномочий в сфере прокурорскогонадзора может, на наш взгляд, служить основанием, чтобы утверждать о необходимостивыделения прокуратуры из триады властей.
Совершенно верно отмечается, что «всовременных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы»сдержек и противовесов”, устанавливает и принимает меры к устранениюлюбых нарушений законов, от кого бы они ни исходили”. «Добиваясьвыполнения своей цели – обеспечения законности, прокуратура активно участвует вобеспечении и разделении властей, и их взаимодействии». Включениепрокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия всистеме сдержек и противовесов в пользу одной из властей.
Заключение
Таким образом, судебная властьотнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Оцениваявышеизложенное, отметим, что упомянутый принцип не означает разделение властейна непроницаемые перегородки, не связанные между собой, и только в этих рамкахформируется и действует судебная власть. Государственная власть, в современномее понимании, едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняютсвои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.
Судебная власть, охраняя права исвободы человека, защищая законные интересы государства, становится, посуществу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условияхдинамично развивающегося общества, функционирования рыночного хозяйства,безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованномобществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произволаи насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечиваетсясудебной властью.
Органом, осуществляющим судебнуювласть, является суд. Заметим, что термин «суд» часто употребляется вразных смысловых значениях. Говорят «суд», имея в виду помещение судаили конкретный суд (районный, городской, областной и т.д.). Иногда судом называютсостав суда («Суд идет» – объявляется перед началом заседания) иливыносимые судом решения (суд решил, суд приговорил и т.д.). В нашем пониманиисуд – орган, осуществляющий судебную власть. Не отождествляя понятие «суд»с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть – этогосударственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ееосуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют иподходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности.
В соответствии с Конституцией РФсудебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Характерные черты судебнойвласти – это прежде всего самостоятельность, подзаконность, исключительность иполнота.
К полномочиям судебной власти всовременном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль,судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лицпубличной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов,участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечениядеятельности судов. Правосудие является наиболее важной и объемной частьюреализации судебной власти, базовым элементом ее функций.
Конституционные принципы правосудия –это закрепленные в Конституции и законах руководящие правовые положения,выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностейправовой и судебной системы Российской Федерации.
В теоретических исследованиях последнихлет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статуссовременной прокуратуры. Одно связано с идеей создания новой самостоятельнойветви власти – контрольной власти. Другое реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры главегосударства – Президенту Российской Федерации.
В заключение сказанного заметим, чтосейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защитеправ и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законностии правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. Всвязи с возрастающей ролью прокуратуры необходимо, на наш взгляд, включить вКонституцию РФ отдельную главу, посвященную ее деятельности, где указать ееназначение, функции и объекты надзора.
Список использованной литературы
I.Основные нормативные акты
1. Конституция РФ
2. Федеральный Закон «О прокуратуреРФ»
3. ФЗ «О мировых судьях вРоссийской Федерации»
4. ФКЗ «О судебной системе РФ»
5. ФКЗ «О Конституционном СудеРФ»
6. ФКЗ «О военных судах РФ»
7. Закон РФ «О статусе судей вРФ»
8. ФЗ «О присяжных заседателяхфедеральных судов общей юрисдикции в РФ»
9. Бессарабов В.Место прокуратуры в государственном механизме современной России. //Законность. 1999. № 10.
10. Виноградов О.Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. 1997. № 4.
11. Дмитриев Ю.А.,Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007.
12. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2003.
13. Ломовский В.Какой власти принадлежит прокуратура. // Российская юстиция. 2001. № 9.
14. Становлениеправового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглыйстол. // Государство и право. 1994. № 5.
15. Теориягосударства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.:Издательство «Норма», 2001
16. Чуглазов Г.,Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти. //Законность. 2001. № 1
17. Чуглазов Г.Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. 2003. № 2.