Правовой статус гражданина – предпринимателя

Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Кафедра хозяйственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Донецк — 2008

Аннотация
Правовий стан громадянина – підприємця. Курсова робота. Кафедрагосподарського права ДонНУ. Донецьк,2008.
У роботі аналізуютьсяосновні складові правового статусу громадянина – підприємця як субʼєкта підприємницької діяльності,аналізуються чиннінормативно – правовіакти, що визначають цей статус; вказуються основні елементи нормативногорегулювання: предмет, права і обов’язки громадянина – підприємця, умовиздійснення підприємницької діяльності, відповідальність за порушення законодавствасубьектамі підприємницької діяльності.
Вказані основніпроблеми державного регулювання підприємницької діяльності, а також запропонованішляхи удосконалення законодавчої бази підприємництва.
Annotation Legal position of citizen– businessman. Term paper. Department of economic right to DonNU. Donetsk,2008.
The basicconstituents of legal status of citizen are analysed in work – businessman assubjekt of entrepreneurial activity, operating is analysed normatively arelegal acts, determining this status; the basic elements of normative arespecified terms of course of business, responsibility for violation oflegislation of subjekt of entrepreneurial activity.
The basicproblems of government control of entrepreneurial activity are indicated, andalso the ways of improvement of legislative base of enterprise are offered.

Содержание
 
Введение
1. Общаяхарактеристика правового статуса гражданина – предпринимателя
Понятие гражданина – предпринимателя
Правовая основа деятельностигражданина – предпринимателя
2. Условияосуществления предпринимательской деятельности
Процедура государственной регистрациифизических лиц – предпринимателей
Порядок осуществления деятельности субъектамихозяйствования
3. Ответственностьгражданина – предпринимателя за нарушение законодательства
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Возникновение и развитиерыночной формы хозяйствования непосредственно связаны с практикойпредпринимательской деятельности. Анализ отечественного опыта и современныетенденции экономического развития свидетельствуют, что предпринимательствоявляется одной из важнейших составляющих социально – экономического прогрессасовременного общества. Поэтому развитие предпринимательства рассматривается какстратегическое направление на пути преодоления экономического кризиса и решениясоциально – экономических проблем и противоречий переходной экономики Украины.
Развитые европейскиестраны имеют многовековой опыт развития предпринимательства. Этот процессисторически формировался параллельно с развитием общественно – экономическихформаций и прошел в своем развитии несколько этапов от зарождения первыхкапиталистических отношений до могучей силы, являющейся авангардомэкономического развития сегодня. В Украине, сравнительно молодом по европейскиммеркам независимом государстве, происходят схожие процессы зарождения,развития, становления и укрепления института предпринимательства, но за болеекороткие сроки, минуя естественные необходимые исторические условия развитияуказанных процессов.
Происходит также изарождение в этой отрасли нормативно – правовой базы, которая продолжаетразвиваться и изменяться быстрыми темпами. Предпринимательское законодательствоУкраины составляют регулирующие предпринимательство законы, декреты,постановления Кабинета Министров, нормативно – правовые акты министерств иведомств, органов местного самоуправления.
Принятие Хозяйственногокодекса [1] и нового Гражданского кодекса Украины [2] является важным этапомсистематизации законодательства о предпринимательстве. Наибольшую значимостьимеют также законы, регулирующие исключительно предпринимательскуюдеятельность: Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»,«О защите экономической конкуренции», «О лицензировании отдельных видовпредпринимательской деятельности», « О патентовании некоторых видовпредпринимательской деятельности», «О Национальной программе развития малогопредпринимательства в Украине», «О государственной регистрации юридических ифизических лиц – предпринимателей» и др.
Однако, несовершенствоправовой базы регулирования предпринимательства, отсутствие единой системы,противоречивость существующих нормативно – правовых актов вызываетнеобходимость более глубокого изучения данных проблем, так как тема неполностью раскрыта в научной литературе и требует дополнительного рассмотрения.
Так, особый интерес длянашего исследования представляют работы Н.А.Саниахметовой, А.М.Винника, И.Труш– они анализируют содержание основных нормативно – правовых актов, поднимаютряд проблем об организационно – правовых формах субьектов предпринимательства.Вопросы коллизии законодательства рассматриваются в работах А.Ластовецкого, О.Коломиец,А.Бигняк, В.Добровольской. Проблемами юридической ответственностипредпринимателя за нарушение законодательства занимаются такие ученые, какО.Квасницкая, М.Короткевич.
Исходя из вышесказанного,цель нашего исследования — опираясь на действующее законодательство,конкретизировать правовые основы деятельности субьекта предпринимательства –физического лица гражданина – предпринимателя как ячейки экономическогоразвития общества, а также обобщить существующую нормативно — правовую базу повопросам правового статуса гражданина – предпринимателя, государственногорегулирования предпринимательской деятельности, ответственности предпринимателяза правонарушения и др.
Путем анализа научнойлитературы необходимо также определить пути решения существующих проблем и способыустранения их негативного влияния на развитие предпринимательства в целом.
В связи с этим,представляется также необходимым изучить неизбежные проблемы и противоречия,встающие на пути движения Украины к мировому экономическому сообществу, выявитьспособы преодоления этих проблем в юридическом русле, так как только в правовомполе возможно эффективное решение экономических проблем государства.

1.1. Понятиегражданина – предпринимателя.
Согласно ст. 42Конституции Украины «Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность,которая не запрещена законом» [3]. Конституционное закрепление означает нетолько гипотетическую возможность заниматься предпринимательской деятельностью,но и фактическое подтверждение того, что государство берет на себя обязательствоспособствовать условиям для реализации указанного права. В законодательствеУкраины отсутствует легальное определение понятия «предприниматель»,законодатель ограничился перечислением круга субьектов предпринимательскойдеятельности [4].
В научной литературе былипредприняты попытки научного определения понятия «предприниматель». Так, иногдапри определении критериев, позволяющих отнести то или иное лицо к субьектампредпринимательской деятельности, избираются характеристики самой этой деятельностии формулируется следующее определение: предприниматель – физическое илиюридическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлеченияприбыли деятельность по производству, реализации или приобретению продукции илитоваров, оказанию услуг, выполнению работ и заключающее в процессе этойдеятельности гражданско – правовые сделки от своего имени.
Одно из самых современныхразвернутых определений понятия «предприниматель»: предприниматель – это тот,кто предпринимает, т.е. организовывает, управляет и предполагает риск бизнеса;это катализатор экономического изменения, который использует целевоеисследование, тщательное планирование и ясное решение в осуществлениипредпринимательского процесса.
Законодательство Украиныне дает обобщенного понятия «субьект предпринимательской деятельности». Приопределении этого понятия можно использовать понятие и виды субьектовхозяйствования, названные в Хозяйственном кодексе Украины.
Согласно ст. 55Хозяйственного кодекса Украины [1] субьектамихозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которыеосуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупностьхозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несутответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кромеслучаев, предусмотренных законодательством.
К одной из группсубьектов относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица. Это наиболее простая формапредпринимательства, осуществляемая от своего имени, на свой риск физическимилицами, которые отвечают всем имуществом, принадлежащим им на праве частнойсобственности, по своим обязательствам в сфере предпринимательства.
Согласно ст. 128Хозяйственного кодекса Украины гражданин признается субьектом хозяйствованияпри осуществлении им предпринимательской деятельности при условиигосударственной регистрации его в качестве предпринимателя без статусаюридического лица в соответствии со ст. 58 этого Кодекса. Гражданин – предпринимательотвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое всоответствии с законом может быть обращено взыскание.
Гражданин можетосуществлять предпринимательскую деятельность:
· непосредственнокак предприниматель или через создаваемое им частное предприятие;
· с привлечениемили без привлечения наемного труда;
· самостоятельноили совместно с другими лицами.
Гражданин –предприниматель осуществляет свою деятельность на основе свободыпредпринимательства и в соответствии с принципами, предусмотренными ст. 44Хозяйственного кодекса.
Гражданин –предприниматель обязан:
·  в предусмотренных законом случаях ипорядке получить лицензию на осуществление определенных видов хозяйственнойдеятельности;
·  уведомлять органы государственнойрегистрации об изменении его адреса, указанного в регистрационных документах,предмета деятельности, других существенных условий своей предпринимательскойдеятельности, подлежащих отображению в регистрационных документах;
·  соблюдать права и законные интересыпотребителей, обеспечивать надлежащее качество производимых им товаров,соблюдать правила обязательной сертификации продукции;
·  не допускать недобросовестнойконкуренции, других нарушений антимонопольно – конкурентного законодательства;
·  вести учет результатов своейпредпринимательской деятельности в соответствии с требованиямизаконодательства;
·  своевременно предоставлять налоговыморганам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисленияналогов; уплачивать налоги и другие обязательные платежи в порядке и вразмерах, установленных законом.
Гражданин –предприниматель обязан соблюдать требования, предусмотренные ст. ст. 46 и 49Хозяйственного кодекса, а также другими законодательными актами, и несетимущественную и иную, предусмотренную законом, ответственность за причиненныеим ущерб и убытки (ст. 128 ХК).
Предпринимателями могутбыть лица, достигшие гражданского совершеннолетия – 18 лет, с которым законсвязывает наступление полной дееспособности. Это обьясняется тем, чтопредпринимательская деятельность не является обычной трудовой деятельностью,которую вправе осуществлять лица, достигшие 16 лет. Предпринимательствопредполагает самостоятельную имущественную ответственность и несение риска,следовательно, требует такого уровня сознания и воли, при котором лицо способнов полной мере осознавать свои действия и руководить ими. Исключением являетсядостижение полной дееспособности до 18 лет лицом, зарегистрировавшим брак, атакже предоставление полной гражданской дееспособности физическому лицу, достигшему16 лет и работающему по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу,записанному матерью или отцом ребенка (ст. ст. 34, 35 ГК) [2].
Следует также иметь ввиду, что «концепция снижения возраста, дающего право на осуществление предпринимательскойдеятельности» [5], принята и в Гражданском кодексе. Так, согласно ч.3 ст.35 ГК,полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу,достигшему 16 лет и желающему заниматься предпринимательской деятельностью. Приналичии письменного согласия на это родителей (усыновителя), попечителя илиоргана опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано в качествепредпринимателя. В этом случае лицо приобретает полную гражданскуюдееспособность с момента государственной регистрации его в качествепредпринимателя.
Согласно отдельнымзаконодательным актам, запрещенозаниматься предпринимательскойдеятельностью некоторым категориям граждан. Так, ч. 4 ст. 43 ХК определяет, чтоне могут заниматься предпринимательством органы государственной власти иместного самоуправления. Предпринимательская деятельность должностных ислужебных лиц ограничивается законом, в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 64Конституции Украины.
Декрет Кабинета МинистровУкраины от 31.12.92г. [6] запретил непосредственно заниматьсяпредпринимательской деятельностью руководителям, заместителям руководителейгосударственных предприятий, учреждений, организаций, их структурныхподразделений, а также должностным лицам государственных органов, органовместного самоуправления.
Общие положения о свободепредпринимательской деятельности содержатся в Хозяйственном кодексе Украины. Ч.1 ст. 43 ГК гласит, что «предприниматели имеют право без ограниченийсамостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещеннуюзаконом». Свобода предпринимательской деятельности проявляется, преждевсего, в том, что субьект предпринимательства имеет право « выбирать способосуществления им предпринимательской деятельности на свой риск и самостоятельноотвечать за результаты своих действий» [7]. Предприниматель свободен в выборенаправлений и методов работы, независим в принятии решений, действует по своейволе и в своих интересах.
Вместе с тем, свободапредпринимательской деятельности имеет и свои ограничения. Она ограничиваетсязаконодательством в интересах общества. Подобные ограничения предусмотрены,например, в законодательстве, где регулируются виды хозяйственной деятельности,которые могут осуществляться только государственными предприятиями. Свободапредпринимательской деятельности ограничена также широкой практикойлицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. В соответствии сост. 43 ХК Украины перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежатлицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство вкоторых запрещается, устанавливается исключительно законом. Такие ограниченияустанавливаются с целью защиты жизни, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, окружающей среды, недопущения злоупотреблений монопольным положениемна рынке, недобросовестной конкуренции.
Таким образом, подводяитоги, мы определили, что предпринимателями могут быть: граждане Украины,других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом вправоспособности и дееспособности; достигшие определенного возраста; которыеосуществляют свою деятельность на территории Украины; зарегистрированы всоответствии с законодательством как субьекты предпринимательской деятельности;которые не входят в категорию лиц, которым запрещено законом заниматься предпринимательскойдеятельностью.
1.2. Правоваяоснова деятельности гражданина – предпринимателя
Предпринимательство какновый для Украины социальный феномен явилось причиной формирования в этойотрасли нормативно – правовой базы, которая продолжает развиваться и изменятьсябыстрыми темпами. В литературе отмечается, что важнейшую роль в системе средствгосударственного регулирования предпринимательской деятельности играютюридические (правовые) средства [8]. Важнейшей формой государственногорегулирования хозяйственной деятельности является нормотворческая деятельностьгосударства, издание правовых норм по регулированию отношений по горизонтали ипо вертикали, определение общих правил осуществления и организациипредпринимательской деятельности.
Исследователи данныхвопросов отмечают наличие множества коллизий в законодательстве опредпринимательстве. Отмечается, что «в повседневной деятельности практикующийпредприниматель вряд ли различает, нормы какого законодательства – трудового,финансового или гражданского – он использует. Но он четко понимает, чтоколичество нормативно – правових актов … быстро увеличивается и отследить их становится всетруднее, а иногда указания в этих актах требуют от него полярно противоположныхдействий». [9]
В законодательстве, регулирующемпредпринимательскую деятельность исследователи выделяют пять блоков нормативно– правовых актов:
1) Конституция Украины втех нормах, которые касаются экономической системы государства – ст. 42;
2) Блок из более 300законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность, среди которыхопределяющая роль принадлежит законам: « О предпринимательстве», «Огосударственной поддержке малого предпринимательства», «О защите экономическойконкуренции», «О лицензировании отдельных видов предпринимательскойдеятельности», « О патентовании некоторых видов предпринимательскойдеятельности», «О Национальной программе развития малого предпринимательства вУкраине» и др. В этот же блок входят кодифицированные законодательные акты,которые содержат нормы о предпринимательстве.
3) Гражданский кодексУкраины, в тех нормах, которые касаются предпринимательской деятельности;
4) Подзаконныенормативные акты, которые издаются Президентом Украины, Кабинетом МинистровУкраины, центральными органами исполнительной власти;
5) Подзаконныенормативные акты Автономной Республики Крым, а также подзаконные нормативныеакты органов местной власти. Поддержка иразвитие малого предпринимательства является самостоятельным предметомправового регулирования. Оно направлено на реализацию установленногоКонституцией Украины права граждан на предпринимательскую деятельностьпосредством многообразных форм и методов стимулирования и развития субьектовмалого предпринимательства всех организационно – правовых форм и формсобственности не зависимо от предмета и целей их деятельности.
Отношения погосударственной поддержке малого предпринимательства регулируются Хозяйственнымкодексом Украины, Законом Украины «О государственной поддержке малогопредпринимательства» [10] и иными нормативно – правовыми актами.
Согласно ч.2ст.48 ХК Украины государство содействует развитию малого предпринимательства,создает необходимые условия для этого.
Закон « О государственнойподдержке малого предпринимательства» определяет правовые основыгосударственной поддержки субьектов малого предпринимательства независимо отформ собственности в целях скорейшего выхода из экономического кризиса исоздания условий для расширения внедрения рыночных реформ в Украине.
Основные направлениягосударственной поддержки малого предпринимательства определены ст.5 Закона:
1. формированиеинфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организациягосударственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров длясубьектов малого предпринимательства;
2. установлениесистемы льгот для субьектов малого предпринимательства;
3. введениеупрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
4. финансово –кредитная поддержка малого предпринимательства;
5. привлечениесубьектов малого предпринимательства к выполнению научно – технических исоциально – экономических программ, осуществление поставки продукции (работ,услуг) для государственных и региональных нужд.
В ст.6 Закона указанперечень органов, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Государственнымиорганами, осуществляющими поддержку малого предпринимательства, являются органыисполнительной власти общей компетенции (Кабинет Министров Украины и местныегосадминиистрации) и органы исполнительной власти специальной компетенции(Государственный комитет по вопросам регуляторной политики ипредпринимательства) и другие центральные органы исполнительной власти.
Главным инструментомгосударственной политики поддержки малого предпринимательства являютсясоответствующие Программы: на общегосударственном уровне — это Национальнаяпрограмм содействия развитию малого предпринимательства в Украине; нарегиональном и местном уровне – это программы регионального и местногозначения.
Отмечается, «что местныеорганы исполнительной власти являются важнейшими субьектами, обеспечивающимиреализацию государственной политики поддержки малого предпринимательства» [11]. Практически в структуре каждого местного органаисполнительной власти функционируют соответствующие разделы, которые занимаютсяпроблемами существования и развития предпринимательства.
Ученые – юристы отмечаютряд проблем, которые существуют во взаимоотношениях предпринимателя игосударства. Так, указывается на необходимость переориентации роли органовгосударства и местного самоуправления, т.е. «глубинный смысл этой переменысостоит в том, чтобы на месте доминирующей идеологии «господства» государстванад человеком образовалась противоположная – идеология «служения» государстваинтересам человека…» [12].
Речь идет о том, что реализация конституционного правана предпринимательскую деятельность невозможна без участия государства, однако,его же органы в процессе исполнения своих управленческих функций чинятпрепятствия, которые сдерживают развитие предпринимательства в Украине. «Главнойпроблемой реализации конституционного права на предпринимательскую деятельностьявляется наличие административно – бюрократических препятствий. Влияние другихсдерживающих факторов не является настолько разрушающим, как непосредственныеуказы, запреты, требования получения разрешений, согласований» [12].
Исследователи отмечают,что, «как свидетельствует практика, осуществлять самостоятельную экономическуюдеятельность без постоянных правонарушений в Украине, к сожалению, практическиневозможно и очень частотакие нарушения инициирует государство в лицегосударственных служащих» [13]. Существует немало примеров ущемления прав предпринимателей какнепосредственно в принятых законодательных и нормативных актах, так и впроцессе их использования, противоречивости нормативных актов и ихтенденциозного толкования; коррумпированности чиновников, нарушений ими нормзаконодательства. Особо подчеркивается, что отсутствие упорядоченного, четкоопределенного на законодательном уровне механизма проведения проверок какими –либо представителями контролирующих структур не способствует развитиюлегитимного предпринимательского движения в государстве, дезорганизует работусубьектов малого предпринимательства.
Кроме того, в литературеподнимаются вопросы о необходимости инвестиционной поддержки малогопредпринимательства. Ссылаясь на опыт зарубежных стран, констатируется, что«развитие малого и среднего предпринимательства в целом остро нуждается винвестициях», и государство должно уделять больше внимания развитию предпринимательствакак важнейшей отрасли экономики [14].
Выделяют также системные(характерные) проблемы, присущие предпринимательскому законодательству Украины.
Во-первых, необоснованнобольшая численность нормативно – правовых актов обусловливает наличие коллизий,а отсюда, некачественность государственного регулирования. Предпринимательскоезаконодательство, как и любое другое, должно быть удобным для тех, кто егоиспользует.
Во-вторых, частыеизменения в законодательстве способствуют нестабильности в правовом регулированиипредпринимательской деятельности.
В-третьих, отмечаетсянеправильное соотношение законов и подзаконных нормативно – правовых актов. Этоприводит к нивелированию регуляторного влияния законов и распыления их действенностив подзаконных нормативных актах.
Одним из важнейшихнаправлений усовершенствования законодательства о предпринимательстве ученые –юристы считают проведение его систематизации. «Систематизация законодательствав сфере предпринимательства должна рассматриваться как один из способов повышенияэффективности правового регулирования предпринимательской деятельности, какновый этап в развитии законодательной базы предпринимательства в Украине,который должен основываться на методологических принципах научности,планомерности, системности, функциональности,комплексности». [15].
Прежде всего, дляосуществления научного обоснования способов решения проблем систематизациизаконодательства о предпринимательстве необходимо: 1) привлекать вниманиеученых – правоведов, а также государственных служащих, занятых в сферерегулирования отношений предпринимательства, к проблеме систематизациизаконодательства по вопросам предпринимательства; 2) разрабатыватьметодологические и теоретические способы такой систематизации; 3) определитьсяс основными направлениями и этапами систематизации и разработать Концепциюсистематизации законодательства Украины.
При этом систематизацияпонимается не как автоматическое объединение, собрание правовых норм различныхотраслей законодательства, касающихся предпринимательства, а как пересмотр этихнорм с целью приведения в соответствие с новыми условиями общественной жизни иэкономического развития, устранение коллизий между этими правовыми нормами,отмены устаревших правил, и дальнейшая на этой основе кодификация обозначенныхправовых норм.
Процесс систематизациизаконодательства о предпринимательстведолжен происходить на основеглубокого познания как непосредственно социально – экономической сущности отношенийпредпринимательства, закономерностей развития предпринимательства – важнейшейсоставляющей части экономики и самостоятельного предмета регулирования, так ина основе единого понимания стратегии государственной политики развитияпредпринимательства в Украине, реформировании государственного механизма,который сформировался еще в предыдущих социально – экономических и политико-правовыхусловиях и выступает единым субъектом регулирования отечественной системыправа.
Для этого необходимадлительная и напряженная работа, поскольку необходимо кардинально менятьгражданское законодательство и другие правовые акты, регулирующиепредпринимательскую деятельность.
Основными проблемами,которые требуют решения, являются:
Во-первых, необходимоусовершенствовать взаимоотношения между субъектами предпринимательства иконтролирующими органами (налоговой службой, таможенными органами, органамиконтрольно – ревизионной службы), а также взаимоотношения между субъектамипредпринимательства и исполнительными органами местного самоуправления. Этивопросы следует решать на законодательном уровне, и прежде всего, упорядочениеконтрольно – ревизионных функций контролирующих органов, начиная с обозначенияперечня этих функций: установление регламентных сроков, периодичности ипоследовательности контрольных проверок, разработки единого механизма ответственностиконтролирующих органов и должностных лиц за нарушения, обеспечение предприятийнормативными документами, которые регламентируют деятельность соответствующихконтролирующих органов.
Во-вторых, приконкретном, но четко в рамках законодательства, контроле за предпринимательскойдеятельностью следует кардинально уменьшить административные давление состороны государственного аппарата за субъектами предпринимательства. Для этогонеобходимо осуществить ряд правовых мер, направленных на координациюдеятельности государственных органов по вопросам либерализации режимапредпринимательства в стране.
В – третьих, необходимасмена налогового законодательства с целью уменьшения налогового давления на субъектовпредпринимательства, количества и видов налогов, а также упрощения порядка их уплаты.Для этого необходимо как можно быстрее принять Налоговый кодекс Украины.
Следует отметить, чтопроцесс усовершенствования законодательства о предпринимательстве требуетустранения ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательскойдеятельности. Это упрощение порядка образования, регистрации и ликвидации субъектовпредпринимательской деятельности; сокращение перечня видов предпринимательскойдеятельности, подлежащих лицензированию и патентованию, требуют получениесертификатов и других разрешений на осуществление предпринимательскойдеятельности; лимитирование проверок и контроля за деятельностью субъектовпредпринимательской деятельности; упрощение процедуры таможенного оформлениягрузов при осуществлении экспортно-импортных операций; обеспеченияпоследовательности и стабильности нормативно – правового регулированияпредпринимательской деятельности.
Названные меры являютсянеобходимыми на сегодняшний день, поскольку развитие рыночных отношений вэкономике Украины требует ликвидировать так называемый правовой «беспредел»,попытки коррупции со стороны должностных лиц органов власти, которые наделеныконтрольными функциями по отношению к субъектам предпринимательскойдеятельности и принятие огромного количества ведомственных нормативных актов.
Таким образом,становление здорового предпринимательства, особенно сферы малого бизнеса,происходит с активной помощью государства. Вместе с тем, государство не должногрубо вмешиваться в предпринимательскую деятельность, чрезмерно регламентироватьпредпринимательство. Правовое регулирование и регламентирование предпринимательства– актуальная проблема не только сегодня, но и, возможно, отдаленного будущего.Оно требует совместных усилий науки и практики в интересах создания оптимальногоэкономико-правового механизма хозяйствования.
Кроме того,систематизация законодательства о предпринимательстве является весомым шагом напути к образованию новой отрасли права – предпринимательского права, предметомрегулирования которого являются отношения, связанные со сферойпредпринимательской деятельности. Формирование такой отрасли права, какпредпринимательское – это актуальный шаг на пути к построению рыночнойэкономики.

Глава 2.Условия осуществления предпринимательской деятельности
 
2.1 Процедурагосударственной регистрации физических лиц – предпринимателей
Одним из основныхусловий осуществления предпринимательскойдеятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждениезаконности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. Наряду с государственнойрегистрацией элементом легитимации предпринимательства следует признатьлицензирование отдельных видов деятельности, так как без него участие субъектовпредпринимательства в большинстве сфер экономики зачастую оказываетсяневозможным.
Установленныегосударством и закрепленные в законодательстве необходимые требованияпрохождения определенных процедур, а именно, государственной регистрации,лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства, являютсяусловиями осуществления предпринимательства.
В соответствии сдействующим законодательством необходимым условием осуществления всех видовпредпринимательской деятельности является государственная регистрация субъектовпредпринимательства, а отдельных видов деятельности – лицензирование. Государственную регистрациюрегулируют ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины и Закон Украины « Огосударственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»от 15.05.2003 г. [16]. Лицензирование регулируетЗакон Украины «Олицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. [17],а также многочисленные ведомственные нормативно – правовые акты, определяющиеособенности лицензирования соответствующих видов деятельности.
Кроме того, некоторыевиды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента –государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъектапредпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматьсяими. В соответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видовпредпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. [18] торговая деятельность заналичные средства, с использованием других форм расчетов и кредитних карточекна территории Украины, деятельность по обмену наличных валютних ценностей, атакже деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовыхуслуг, требует получения торгового патента.
Основное предназначениегосударственной регистрации видится в первичной легитимации участниковхозяйственного оборота в целом, состоящей из трех основных элементов: 1)государственного учета субъектов предпринимательской деятельности; 2) сборапублично – достоверных данных об их правовом, имущественном и организационномположении; 3) осуществлению контроля за законностью возникновения, изменения ипрекращения правового статуса предпринимателя.
Государственнаярегистрация устанавливается не только в интересах государства, но и длясоздания так называемой прозрачности рынка, то есть возможности не только длягосударства, но и для других участников рыночных отношений знать о своихбудущих партнерах и контрагентах, производителях продукции.
В литературе неоднократноотмечались существенные недостатки, сложившиеся в практике государственнойрегистрации и лицензирования в Украине, многочисленные нарушения приосуществлении государственной регистрации субъектов предпринимательскойдеятельности и лицензировании определенных видов предпринимательскойдеятельности.
Причинами несовершенногообеспечения легитимации субьектов предпринимательства являются, в частности,слабость организационных средств, в том числе рассредоточении процедурылегитимации в различных государственных органах, что затрудняет этот процесс, атакже правовой нигилизм государственных чиновников.
Ученые – юристы отмечают,что вопросами, непосредственно связанными с полномочиями органовгосударственной регистрации, являются вопросы проверки объема правоспособностии дееспособности физического лица, которое имеет намерение зарегистрироватьсякак субъект предпринимательства.
В связи с этимподнимаются вопросы необходимости урегулирования механизма проверкиправоспособности и дееспособности физического лица в процессе государственнойрегистрации и возложении на органы государственной регистрации полномочийотносительно этого. «Известно, что на практике невозможно проверить всеоснования, по которым закон запрещает физическим лицам осуществлятьпредпринимательскую деятельность или ограничивает их право на эту деятельность.Например, человек может скрыть факт занимания им некоторых должностей илиналичие судимости за умышленные преступления. Это же касается и проверки фактаограничения по решению суда (злоупотребление алкоголем, наркотиками)» [19].
В научной литературеюридическая процедура государственной регистрации субъектов предпринимательствав соответствии с Законом о государственной регистрации определяется каксистема, которая:
· ориентирована надостижение конкретного правового результата;
· состоит изпоследовательно сменяющих друг друга актов поведения и внутреннеструктурирована правовыми отношениями;
· постояннонаходится в динамике, в развитии;
· выступаетсредством реализации основного, главного для нее правового отношения пореализации конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Для решения этих задачпроцедура государственной регистрации в целом соответствует требованиямэффективности, доступности, оптимальности, надежности и последовательности. «Восновном процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательскойдеятельности… следует признать эффективной, поскольку она предлагает различныеварианты реализации основных положений Закона и предоставляет субъектам правовыбирать варианты осуществления своих прав и исполнения обязанностей. Процедурарегистрации не является излишне сложной и формализованной» [20].
Представляется, чтоисследование данных проблем является актуальным в настоящее время, так как отэффективности и совершенства указанных процедур зависят перспективы развитияпредпринимательства в Украине; путем совершенствования регистрации,лицензирования, патентования – для их упрощения и доступности – может решатьсяряд проблем предпринимательства в Украине.
Таким образом, мыопределили законодательную базу регулирования государственной регистрации,лицензирования и патентования предпринимательской деятельности, выявили еезначение для государства и формирования прозрачности рынка предпринимательскойдеятельности в целом, а также указали ряд проблем, которые поднимаются исследователямив указанной сфере правоотношений.
2.2 Порядок осуществлениядеятельности субъектами хозяйствования
Порядок проведениягосударственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателейрегулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц ифизических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. [16] и включает, вчастности:
— проверку комплектностидокументов, представляемых государственному регистратору, и полноты сведений,указанных в регистрационной карточке;
— проверку документов,представляемых государственному регистратору, на отсутствие оснований дляотказа в проведении государственной регистрации;
— внесение сведений оюридическом лице или физическом лице – предпринимателе в Единый государственныйреестр;
— оформление и выдачусвидетельства о государственной регистрации и выписки из Единогогосударственного реестра (ч.2 ст.4 Закона).
Государственнаярегистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей проводитсягосударственным регистратором исключительно в исполнительном комитетегородского совета города областного значения или в районной, районной в городахКиеве и Севастополе государственной администрации по месту жительствафизического лица – предпринимателя (ч.1 ст.5 Закона).
Для проведениягосударственной регистрации физическое лицо, имеющее намерение статьпредпринимателем, должно представить лично государственному регистратору поместу жительства следующие документы:
заполненнуюрегистрационную карточку на проведение государственной регистрации физическоголица – предпринимателя;
копию справки о включениизаявителя в Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов идругих обязательных платежей;
документ, подтверждающийвнесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрациифизического лица – предпринимателя.
Государственномурегистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведениягосударственной регистрации физического лица – предпринимателя, если они непредусмотрены Законом.
Государственныйрегистратор при отсутствии основания для представления документов,представленных для проведения государственной регистрации, без рассмотренияобязан проверить эти документы на отсутствие оснований для отказа в проведениигосударственной регистрации, предусмотренных Законом.
При отсутствии основанийдля отказа в проведении государственной регистрации физического лица –предпринимателя государственный регистратор должен внести в Единыйгосударственный реестр запись о проведении государственной регистрации наосновании сведений регистрационной карточки на проведение государственнойрегистрации физического лица – предпринимателя.
Дата внесения в Единыйгосударственный реестр записи о проведении государственной регистрациифизического лица – предпринимателя является датой государственной регистрациифизического лица – предпринимателя.
Свидетельство огосударственной регистрации должно быть оформлено государственным регистратороми выдано заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты государственнойрегистрации физического лица – предпринимателя.
Основаниями для отказа впроведении государственной регистрации являются:
несоответствие сведений,указанных в регистрационной карточке, сведениям, указанных в документах,которые представлены для проведения государственной регистрации;
наличие ограничений назанятие предпринимательской деятельностью, установленных законом, в отношениифизического лица, имеющего намерение стать предпринимателем;
наличие в Единомгосударственном реестре записи, что заявитель является предпринимателем.
Отказ в проведениигосударственной регистрации физического лица – предпринимателя по инымоснованиям не допускается и может быть обжалован в суде.
Внекоторых случаях, предусмотренных Законом, сам по себе факт регистрациинедостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется такжеполучить лицензии. Перечень видов деятельности, которые не могут осуществлятьсябез лицензии, порядок их лицензирования, а также государственный контроль всфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органовлицензирования за нарушение законодательства определен в Законе « Олицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» [17] .
Лицензия– необходимое условие осуществления некоторых видов предпринимательскойдеятельности. С момента получения лицензии возникает право предпринимателяосуществлять соответствующий вид деятельности, который он может реализовывать втечение срока действия лицензии, по истечении которого это право прекращается.Кроме того, Закон определяет лицензионные условия, необходимые к выполнениюпредпринимателем – это установленный с учетом требований законов исчерпывающийперечень организационных, квалификационных и других специальных требований,обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности,подлежащих лицензированию.
Необходимымидокументами являются: заявление; копия свидетельства о государственнойрегистрации субъекта предпринимательства, удостоверенная нотариально илиорганом, который выдал оригинал документа; для отдельных видов деятельности –документы, исчерпывающий перечень которых установлен Кабинетом МинистровУкраины.
Основаниемдля отказа в выдаче лицензии являются выявление недостоверных сведений вдокументах, представленных заявителем, а также несоответствие заявителялицензионным условиям.
Некоторыевиды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента –государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъектапредпринимательской деятельности заниматься ими.
Всоответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видов государственнойдеятельности» [18], торговая деятельность за наличные средства, а также сиспользованием других видов расчетов и кредитных карточек на территорииУкраины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей, а также попредоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требуютполучения торгового патента.
Различают три видаторговых патентов: торговый патент государственное свидетельство, котороеудостоверяет право субъектов предпринимательской деятельности заниматьсяопределенными видами деятельности, указанными в Законе; льготный торговыйпатент – патент, который выдается субъектам предпринимательской деятельности,осуществляющим торговую деятельность исключительно с использованиемопределенных видов товаров отечественного производства, указанных в Законе;краткосрочный торговый патент – патент, срок действия которого на осуществлениеторговой деятельности составляет от 1 до 15 дней.
Таким образом,законодательством Украины предусмотрена единая система государственнойрегистрации субъектов предпринимательской деятельности – все субъекты подлежатгосударственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке.Кроме того, соответствующими законами установлены условия лицензирования, сопределением исчерпывающего перечня видов предпринимательской деятельности,подлежащих лицензированию, и установлены условия получения патентов наосуществление деятельности субъектами хозяйствования.

Глава 3. Ответственностьгражданина – предпринимателя за нарушение законодательства
В условиях развивающихсярыночных условий в Украине государство заинтересовано в установлении четкогопорядка организации и регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Согласно украинскомузаконодательству к нарушителям (норм, правил, договоренностей и т.д.) можетприменяться не один, а несколько видов ответственности. При этом исчерпывающегоперечня видов ответственности в этом самом законодательстве нет.
Выделяют следующие видыответственности:
· гражданско-правовая(всем своим имуществом, на которое может быть наложено взыскание в судебномпорядке т.е. возмещение ущерба);
· хозяйственно –правовая;
· административная;
· уголовная;
Наряду с законодательнымзакреплением порядка осуществления предпринимательской деятельности,законодатель регламентирует и гражданско-правовую ответственность физическоголица – предпринимателя. Ч. 1 ст. 52 ГК гласит, что « физическое лицо –предприниматель отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательскойдеятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое согласнозакону не может быть обращено взыскание» и ч.2. ст.52 ГК « физическое лицо –предприниматель, состоящее в браке, отвечает по обязательствам, связанным спредпринимательской деятельностью, всем своим личным имуществом и долей в правеобщей совместной собственности супругов, которая будет принадлежать ему приразделе этого имущества».
Хозяйственный кодексУкраины в разделе 5 главе 24 определяет ответственность за нарушения в сферехозяйствования. Согласно ст. 216 «участники хозяйственных отношений несутхозяйственно– правовуюответственность за правонарушения в сфере хозяйствованияпутем применения в отношении правонарушителей хозяйственных санкций пооснованиям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами идоговором».
Хозяйственнымисанкциямипризнаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, врезультате применения которых для него наступают неблагоприятные экономическиеи/или правовые последствия (ч.1 ст. 217).
В сфере хозяйствованияприменяются следующие виды хозяйственных санкций: возмещение убытков; штрафныесанкции; оперативно – хозяйственные санкции (ч.2 ст. 217), а такжеадминистративно – хозяйственные санкции ( ч.3 ст.217).
Основаниемхозяйственно– правовой ответственности участника хозяйственных отношений являетсясовершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч.1 ст.218).
Участник хозяйственныхотношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственногообязательства либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности,если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущенияхозяйственного правонарушения (ч.2 ст.218).
За нарушениезаконодательства о государственной регистрации физические лица –предприниматели могут быть привлечены к административной или уголовнойответственности.
Статья 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) [21] устанавливает ответственность за осуществлениебез получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащихлицензированию, согласно закону наказывается административным штрафом в размере от 20 до 40ннмдг с конфискациейизготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Перечисленные выше действия,совершенные лицом, которое в течение года уже привлекали к административнойответственности за такие же действия, наказываются административным штрафомв размере от 30 до 60 ннмдг с конфискацией изготовленнойпродукции, орудий производства или сырья или без таковой. Указанная вышеответственность применяется только в том случае, если действия лица нельзяквалифицировать как преступление (недотягивают до уголовной ответственности).
Данная ответственность применяется к субъектам предпринимательскойдеятельности (такой вывод можно сделать, основываясь на положениях постановления Пленума Верховного СудаУкраины «О практике применения судами законодательства об ответственностиза отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности» от25.04.2003 г. № 3). [22]. Если обычный гражданин осуществляетдеятельность, содержащую признаки предпринимательской и подлежащейлицензированию, но без государственной регистрации, его должны привлекать кответственности по той же статье 164 КоАП, но за деятельность безгосрегистрации (если конечно действия лица нельзя квалифицировать как преступление).
Непосредственным объектом проступкаявляется установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Административное взыскание может бытьналожено не позднее, чем через два месяцасо дня совершенияправонарушения (проступка), а при длящемся правонарушении — не позднее, чем через два месяца со дня егообнаружения (статья 38 КоАП).
Исследователями отмечается, что вКоАП Украины не предусмотрена административная ответственность физических лиц –предпринимателей за нарушения, совершаемые в процессе осуществлениягосударственной регистрации, в частности, непредоставление, несвоевременноепредоставление либо предоставление недостоверных сведений государственномурегистратору; предоставление государственному регистратору документов, содержащихзаведомо ложные сведения [23].
Уголовная ответственность занарушение правил государственной регистрации предусмотрена в ст. 202 Уголовногокодекса Украины. [24]
Согласно ч. 1 ст. 202 УК уголовнонаказуемым считается:
«Осуществление без государственной регистрациив качестве субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признакипредпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление безполучения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированиюв соответствии с законодательством, или осуществление таких видов хозяйственнойдеятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано сполучением дохода в больших размерах…».
При этом под доходом в большихразмерах понимается доход в сумме в тысячу и более раз превышающий необлагаемыйминимум доходов граждан (на сегодняшний день — 131 тыс.грн. и более).
То есть о совершении преступления,предусмотренного частью 1 статьи 202 УК можно говорить в том случае, еслиобоснованно предполагается или установлено что:
· гражданин, небудучи зарегистрированным в качестве частного предпринимателя, занимаетсядеятельностью, которая одновременносодержит признаки предпринимательской и подлежит лицензированию, и получилв связи с этим доход в больших размерах;
· гражданин, зарегистрированный в качестве частногопредпринимателя, без получения лицензии осуществляетхозяйственную деятельность, подлежащую лицензированию согласнозаконодательству, и получил в связи с этим доход в больших размерах;
· гражданин,зарегистрированный в качестве частного предпринимателя и получивший вустановленном порядке лицензию, осуществляет подлежащую лицензированиюдеятельность с нарушением лицензионных условий и получил в связи с этим доход вбольших размерах.
Ответственностьустанавливается в виде штрафа от 100 до 250 ннмдг или исправительных работ насрок до двух лет, или ограничения свободы на тот же срок.
Преступление,предусмотренное ст.202 УК Украины, нарушает правила и порядок занятияпредпринимательской деятельностью, посягает и на финансовые интересыгосударства, которые выражаются в непоступлении в государственный бюджетразличных видов налогов, сборов, взыскиваемых с субъектов предпринимательскойдеятельности. Кроме того, в результате занятия незаконным предпринимательствомможет быть причинен вред физическим и юридическим лицам.
Лицо может быть привлечено куголовной ответственностиисключительно на основании решения суда. До принятиясоответствующего решения лицо считается невиновным [25].
Таким образом, мы определилиразнообразие видов ответственности, предусмотренных действующимзаконодательством Украины за нарушение частным предпринимателем порядкаосуществления предпринимательской деятельности и выяснили общественно опасныепоследствия незаконного предпринимательства: нарушение порядка осуществленияпредпринимательской деятельности, обеспечивающей нормальное развитие экономики;причинение ущерба финансовым интересам государства, не получающегогосударственную пошлину, положенную к уплате при регистрации и др.
Общественная опасность незаконногопредпринимательства состоит в выходе из сферы государственного контроля,который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельностьсамостоятельных предпринимателей и играет в современных условиях важную роль встановлении рыночной экономики.

Заключение
Современнаяконституционная модель развития украинской независимости предусматриваетустановление, поддержку и защиту в Украине такого правопорядка, который быобеспечивал достижение и реализацию в обществе оптимального взаимодействия какличных, частных, так и общественных, публичных интересов.
Предпринимательство,как и частный сектор экономики в целом, находится в Украине в процессе своегостановления, в положении, которое в значительной мере обусловлено переходнымисторическим периодом. Сегодня, с одной стороны, закладываются основы качественноновых для посттоталитарного украинского общества частно-предпринимательскихотношений, а с другой — фактически действуют унаследованные от бывшегогосударства публично — властные отношения, которые требуют обязательногокачественного преобразования. В связи с этим представляется необходимымконкретизировать правовое положение субъекта предпринимательской деятельностикак основной ячейки отечественного предпринимательства.
Так, в своем исследованиимы определили, что предпринимателями могут быть: граждане Украины, другихгосударств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности идееспособности; достигшие определенного возраста; которые осуществляют своюдеятельность на территории Украины; зарегистрированы в соответствии сзаконодательством как субъекты предпринимательской деятельности; которые невходят в категорию лиц, которым запрещено законом заниматьсяпредпринимательской деятельностью.
Проанализировавзаконодательную базу предпринимательской деятельности и определив существующиепроблемы и пути их решения, мы выяснили, что систематизация законодательства опредпринимательстве является весомым шагом на пути к образованию новой отраслиправа – предпринимательского права, предметом регулирования которого являютсяотношения, связанные со сферой предпринимательской деятельности. Формированиетакой отрасли права, как предпринимательское – это актуальный шаг на пути кпостроению рыночной экономики.
В своей работе мы определили, что установленные государством и закрепленные взаконодательстве необходимые требования прохождения определенных процедур, аименно, государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторыхвидов предпринимательства, являются условиями осуществленияпредпринимательства. Представляется, что исследование данных проблем являетсяактуальным в настоящее время, так как от эффективности и совершенства указанныхпроцедур зависят перспективы развития предпринимательства в Украине; путемсовершенствования регистрации, лицензирования, патентования – для их упрощенияи доступности – может решаться ряд проблем предпринимательства в Украине.
Кроме того, мы установили, чтозаконодательством Украины предусмотрена единая система государственнойрегистрации субъектов предпринимательской деятельности – все субъекты подлежатгосударственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке.Указанную процедуру следует оценивать какдостаточно оптимальную, поскольку она обеспечивает необходимую для достиженияправового результата степень детализации поведения государственныхрегистраторов и субъектов предпринимательства и одновременно являетсярациональной.
Мы обозначили также законодательнуюбазу регулирования государственной регистрации, лицензирования и патентованияпредпринимательской деятельности, определили ее значение для государства иформирования прозрачности рынка предпринимательской деятельности в целом, атакже указали ряд проблем, которые поднимаются исследователями в указаннойсфере правоотношений. Соответствующими законами урегулированы условиялицензирования, с определением исчерпывающего перечня видов предпринимательскойдеятельности, подлежащих лицензированию, и установлены условия полученияпатентов на осуществление деятельности субъектами хозяйствования.
Анализируя действующеезаконодательство, мы определили разнообразие видов ответственности,предусмотренных за нарушение частным предпринимателем порядка осуществленияпредпринимательской деятельности и выяснили общественно опасные последствиянезаконного предпринимательства: нарушение порядка осуществленияпредпринимательской деятельности, обеспечивающей нормальное развитие экономики;причинение ущерба финансовым интересам государства.
Общественная опасностьнезаконного предпринимательства состоит в выходе из сферы государственногоконтроля, который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственнуюдеятельность самостоятельных предпринимателей и играет в современных условияхважную роль в становлении рыночной экономики.
Изучив научную литературупо ряду затронутых вопросов, мы уяснили неизбежные проблемы и противоречия,встающие на пути экономического развития Украины. Также мы определили методыпреодоления существующих проблем и способы устранения их негативного влияния наразвитие предпринимательства в целом.

Список использованнойлитературы
1. Господарськийкодекс України від 16 січня 2003 р. // Офіційнийвісник України. – 2003. — № 11. – Ст. 462.
2. Цивільнийкодекс України від 16 січня 2003 р. // Відомості Верховної Ради. – 2003. — № 40– 44. – Ст. 356.
3. КонституціяУкраїни: Прийнята на пʼятій сесії Верховної Ради України 28червня 1996 р.// Відомості Верховної Ради України. – 1996. — № 30. – ст.141.
4. СаніахметоваН. Поняття субʼєктів підприємницької діяльності //Право України – 2001. — №9. — с.28.
5. КоломієцьО. Право громадян на здійснення підприємницької діяльності // Підприємництво,господарство і право. – 2002. — №4. – с.28 – 30.
6. Саниахметова Н.А.Предпринимательское (хозяйственное) право Украины: Учебное пособие. – Х.: Одиссей,2004. – 800 с.
7. Бігняк О.Свобода підприємництва та її обмеження // Підприємництво, господарство і право.– 2006. — № 5. – с. 53 – 56.
8. Добровольская В.Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательскойдеятельности // Підприємництво, господарство і право. – 2005. — № 8. – 54 – 57.
9. ЛастовецькийА. Колізії у законодавстві про підприємство // Право України. – 2002. — № 9. –с. 46 – 51.
10. Продержавну підтримку малого підприємництва: Закон України від 19 жовтня 2000 р.// Відомості Верховної Ради України. – 2000. — № 51 – 52. – Ст. 447.
11. Труш І.Органи державної влади, що забезпечують підтримку малого підприємництва //Право України. – 2004. — № 3. – с. 42 – 46.
12. ЛастовецькийА. Право на підприємницьку діяльність у ракурсі становлення інституту державно– правової охорони конституційних прав і свобод громадян // Право України. –2004. — № 2. – с. 43 – 48.
13. Труш І.Упорядкування механізму проведення перевірок суб’єктів підприємницькоїдіяльності контролюючими органами // Право України. – 2002. – № 4. – с. 32 –35.
14. ПолешкоА. Мале і середнє підприємництво потребує інвестиційної підтримки // ПравоУкраїни. – 1999. — №8. – с.31.
15. КолесникЯ. Проблеми вдосконалення законодавства України про підприємництво // Право України.– 1999. — №11. – с. 38 – 41.
16. Продержавну реєстрацію юридичних осіб та фізичних осіб – підприємців: ЗаконУкраїни від 15 травня 2003 року // Відомості Верховної Ради. – 2003. — № 31 –32. – Ст. 263.
17. Проліцензування певних видів господарської діяльності: Закон України від 1 червня2000 року // Відомості Верховної Ради України. – 2000. — № 36. – Ст. 299.
18. Пропатентування деяких видів підприємницької діяльності: Закон України від 23березня 1996 р. // Закони України. – 1996. – Т. 10. – С. 158 – 168.
19. ГордієнкоО. Проблеми вдосконалення правового регулювання індивідуального підприємництва// Підприємництво, господарство і право. – 2002. — №8. – с. 14 – 17.
20. КвасницкаяО. Процедура государственной регистрации субьектов предпринимательства//Підприємництво, господарство і право. – 2005. — №4. – с. 64 – 67.
21. Кодекс обадминистративных правонарушениях: Закон Украинской ССР от 7 декабря 1984 года// Відомості Верховної Ради УРСР. – 1984. – Додаток до №51. – Ст.1122.
22. О практике применения судами законодательства об ответственности заотдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности: ПостановлениеПленума Верховного Суда Украины от 25.04.2003 №3 // www.scourt.gov.ua. – 15апреля 2008года.
23. КвасницкаяО. Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сферегосударственной регистрации субьектов предпринимательства // Підприємництво,господарство і право. – 2005. — № 5. – с. 68 – 71.
24. Уголовныйкодекс Украины от 5 апреля 2001 года // Відомості Верховної Ради України. –2001. — № 25 – 26, ст. 131.
25. КороткевичМ. Відповідальність за заняття забороненими видами підприємницької діяльностіта відмежування від цього складу злочину від суміжних складів // Право України.– 2000. — №7. – с.35 -38.