Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)

Реферат курсовой работы
«Инфляция как формапроявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примереРеспублики Беларусь)»
Объем работы ____с., в том числе 1 табл., 6 рис.,19 наим. лит.
Ключевые слова: инфляция, индексцен, перераспределение доходов, политика сдерживания, антиинфляционные меры.
В ходе выполнения курсовойработы изучена и описана сущность инфляции, выявлены причины ее возникновения ипредставлены пути выхода из кризиса. Дана характеристика понятия инфляции,приведена классификация инфляции. Показано место инфляции в системемакроэкономического развития общества.
Проанализировав уровеньрегистрируемой инфляции в Республике Беларусь на протяжении последних лет исделан вывод о необходимости дальнейшего государственного регулирования уровняинфляции в целях установления макроэкономического равновесия.
К основным направлениямантиинфляционной политики в Республике Беларусь в условиях рыночной экономикиотносятся следующие: ускорение формирования рыночной экономики с одновременнойструктурной перестройкой; активизация производственной деятельности; проведениежесткой финансовой политики в области расходов государственных средств; совершенствованиемеханизма привлечения денежных средств населения и предприятий, развитие рынкаценных бумаг, совершенствование налоговой системы в целях стимулированияразвития предпринимательства и др.

Оглавление
Введение
1. Инфляция и причины ее возникновения
1.1 Сущность и теории инфляции
1.2 Причины инфляции
2. Формы и виды инфляции
3. Динамика инфляционных процессов в республике беларусь ипути снижения инфляции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие рыночной экономики вданный период не является равномерным, поступательным и абсолютносбалансированным движением. Экономика подвержена макроэкономическойнестабильности, по-разному проявляющейся на различных фазах экономическогоцикла, включающего, как правило, периоды подъема, спада (кризиса), депрессии иоживления. Интенсивность и продолжительность периодов цикла предопределяетсяконкретной социально-экономической обстановкой в той или иной стране и в мире вцелом на различных исторических этапах.
Необходимо помнить, что инфляциякак форма проявления макроэкономической нестабильности характеризуется ееуровнем, определяемым темпом роста цен. Ее причинами могут быть избыточныйспрос, рост издержек на единицу продукции и др. Непредвиденная инфляция,приводя к произвольному перераспределению доходов, несет потери кредиторам, получателямфиксированных доходов, владельцам сбережений. Прогнозирование инфляциипозволяет смягчить ее давление на доходы отдельных лиц и фирм.
Неоднозначная оценка последствийинфляции заключается в том, что по утверждению некоторых экономистов умеренная инфляцияспроса способствует повышению темпов роста экономики, а другие подчеркивают,что развитие инфляции предложения ведет к сокращению производства. Однако всеони сходятся во мнении, что гиперинфляция разрушительно воздействует наэкономику и может привести к ее полному краху.
Актуальность темы обусловливаеттот факт, что проблема инфляции была актуальна во все времена и остается однойиз важных проблем и в настоящие дни. Преодоление такого кризисного явления, какинфляция, и обеспечение макроэкономической стабилизации в совокупности создаютвозможность для проведения в дальнейшем последовательной экономической реформы,тем самым как бы расчищается экономическое пространство для формирования новойэкономической системы и предпосылок для выхода национальной экономики натраекторию устойчивого экономического роста.
Целью данной курсовой работыявляется выявление причин, способствующих возникновению инфляции в РеспубликеБеларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления.
Данная цель формируетнеобходимость решения следующих задач:
изучить сущность инфляции ипричины ее возникновения;
раскрыть формы и виды инфляции;
проанализировать динамикуинфляционных процессов в Республике Беларусь и предложить пути сниженияинфляции.
Объектом исследования являетсяинфляционная политика Республики Беларусь.
Предмет исследования — экономическиеотношения, обусловленные инфляционной политикой.
При анализе использовалисьразличные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов,Национальным банком и Государственным статистическим комитетом, монографии ипубликации в периодических изданиях, посвященные проблемам инфляции.
1. Инфляция и причины ее возникновения1.1 Сущность и теории инфляции
Под инфляцией (от лат. inflatio — вздутие) понимаетсяпереполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченнымисоответствующим ростом товарной массы [1, с.76].
В реальной жизни инфляцияпроявляется как повышение общего уровня цен. Однако не всякое повышение ценносит инфляционный характер. Так, экономически оправданным будет повышение ценвследствие улучшения качества продукции, ухудшения условия добычи сырья,изменения структуры спроса. Рост затрат на научно-исследовательские работы,сырье, изменение величины спроса — закономерные явления, присущие любойэкономике и вызывающие рост цен на отдельные товары и услуги. Инфляционнымявляется систематический рост цен на товары без улучшения их качественныххарактеристик.
При постоянном росте ценнаблюдается падение реальных доходов населения, так как превышение роста ценнад ростом доходов приводит к тому, что за то же количество денег можноприобрести все меньше благ, т.е. происходит падение покупательной способностиденег. В связи с этим инфляцию можно определить как процесс обесценивания денегили, образно говоря, как ситуацию, когда большое количество денег «охотится»за меньшим количеством товара.
Количественная теория инфляциибазируется на основных элементах количественной теории денег, к которымотносятся [3, с.92]:
1) уравнение количественнойтеории денег:
/>,(1.1)
где /> -количество денег в обращении,
/> -скорость обращения денежной единицы,
/> -цена сделки или товара,
/> -сделки или товары.
2) количество произведеннойпродукции и сделок, определяемое затратами факторов производства ипроизводственной функцией;
3) стоимостной объемпроизводства в номинальном выражении (/>),определяемый предложением денег;
4) уровень цен />, представляющий собойотношение стоимостного объема производства (/>)к количеству произведенной продукции />.
Таким образом, из количественнойтеории следует, что уровень цен пропорционален предложению денег. Посколькутемп инфляции — это изменение уровня цен, выраженное в процентах, то можносделать вывод, что центральный банк, контролируя предложение денег,одновременно контролирует и темп инфляции. Так, поддержание предложения денегна неизменном уровне будет означать стабильный уровень цен, а увеличениепредложения денег центральным банком приведет к их быстрому росту.
В соответствии с количественнойтеорией денег увеличение темпа прироста денежной массы на 1% вызываетувеличение темпа инфляции тоже на 1%.
Теории адаптивных и рациональныхожиданий основываются на предположении, что люди представляют свое будущееаналогичным недавнему прошлому, в соответствии с чем и формируют свои планы.Т. е.если речь идет об инфляции, сопряженной со спадом, то предполагается, что темпинфляции относительно факторов производства будет таким же, как и прошлогодний[3, с.94].
Теория адаптивных ожиданийрассматривает кривую совокупного предложения, имеющую положительный наклон накраткосрочных временных интервалах и перемещающуюся вверх в долгосрочномпериоде.
Теория рациональных ожиданийутверждает, что, формируя свои будущие планы, рационально мыслящий субъектдолжен подвергать анализу не только прошлое, но и будущее, принимать вовнимание влияние настоящей и будущей экономической политики.
Проиллюстрируем последствияэкспансионистской экономической политики, вызывающей расширение совокупногоспроса, в теориях адаптивных и рациональных ожиданий (рисунок 1.1) [2, с.336].
Согласно теории адаптивныхожиданий, увеличение совокупного спроса с AD0до AD1 в краткосрочном периоде заставитэкономическую систему переместиться из положения равновесия в точке Е0при естественном уровне объема производства в положение равновесия Е1.В дальнейшем кривая совокупного предложения сдвинется вверх до AS1 и достигнет равновесия в точке Е2.
В соответствии с теориейрациональных ожиданий, расширение совокупного спроса будет учтено в планах фирми домашних хозяйств, что вызовет сдвиг кривой совокупного предложения изположения AS0в положение AS1.Экономическая система в долгосрочном периоде достигает точки равновесия Е2,минуя промежуточный период, с объемом производства, превышающим естественныйуровень.
/>
Рисунок 1.1 — Последствияэкспансионистской экономической политики в представлении теории адаптивных ирациональных ожиданий
Таким образом, согласно теориирациональных ожиданий, кривая совокупного предложения, несмотря на изменения вэкономической политике, останется в неизменном положении и в краткосрочном, и вдолгосрочном периодах. Она представлена вертикальной линией N,совпадающей с естественным уровнем реального объема производства.
Рассмотренные положения теориирациональных ожиданий позволяют говорить о невысокой эффективностиэкономической политики и об устойчивости экономической системы при естественномуровне реального объема производства, что совпадает с классическимипредставлениями об экономической системе.
В основе теории ускоренияинфляции лежит представление о том, что развитие экономической системы впериоды изменения темпа инфляции происходит иначе, чем в периоды егостабильности, а ее суть состоит в утверждении, что при проведении экспансионистскихэкономических мероприятий удержать норму безработицы ниже ее естественногозначения в течение продолжительного периода времени можно лишь за счет постоянноускоряющегося темпа инфляции, превышающего ожидаемый уровень. Основнымиэлементами теории ускорения инфляции являются кривая Филлипса, закон Оукена ииспользование величины номинального национального дохода в качестве тактическойцели денежно-кредитной политики [1, с.81].
Кривая Филлипса получила своеназвание по имени английского экономиста А. Филлипса, который впервые дал ееинтерпретацию в работе «Кто сказал? Кто сделал?»
Кривая Филлипса отражаетзависимость между уровнем безработицы и темпами инфляции и первоначальнорассматривалась как набор альтернативных вариантов проведения в жизньэкономической политики (рисунок 1.2) [2, с.337].
/>
Рисунок 1.2 — Кривая Филлипса
Некоторые экономисты полагали,что экономическая система будет оптимально функционировать в точке К, гдеполная занятость достигается ценой умеренной инфляции. Противники инфляции влюбом ее проявлении выбрали точку М, в которой, по их мнению стабильность ценсуществует благодаря некоторому уровню безработицы.
С точки зрения современнойэкономической теории обратная зависимость между уровнем безработицы и темпоминфляции существует лишь в краткосрочных временных интервалах. В долгосрочномвременном интервале кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию N,характеризующую естественную норму безработицы. Ордината точки пересечениякратко- и долгосрочной кривых Филлипса соответствуют значению ожидаемого темпаинфляции.
В соответствии с законом Оукенана фиксированном временном интервале рост реального объема производстваотносительно своего естественного уровня на каждые 2-2,5 процентных пункта даеттенденцию к понижению уровня нормы безработицы на один процентный пункт.
Номинальный национальный доход кактактическая цель денежно-кредитной политики означает, что заданный темп ростаноминального национального дохода может быть достигнут путем сочетания ростареального объема производства и темпа инфляции. Предположим, что желательныйтемп роста номинального дохода равен восьми. Эта цель может быть достигнута при4% -ном темпе увеличения реального дохода и инфляции, нулевом темпе ростареального дохода и 8% -ной инфляции, 10% -ной инфляции и 2% — ном понижениивеличины реального дохода и т.д.1.2 Причины инфляции
Причины инфляции многообразны имогут быть подразделены на внутренние и внешние.
К внешним причинам относятся: отрицательноесальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура намировом рынке, например падение цен на экспортируемые товары и рост цен наимпортируемую продукцию, а также увеличение внешнего долга [3, с.97].
К числу внутренних причининфляции принадлежат: деформация народнохозяйственной структуры, наращивание иодновременное падение эффективности капиталовложений, отставание отраслейпотребительского сектора, недостатки системы планирования и механизма денежногообращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.
Экономическая теория, анализируявнешние и внутренние причины инфляции, сформулировала ряд теорий, объясняющихпричины появления инфляционных процессов: инфляция спроса, инфляция издержек,количественная теория инфляции, инфляция ожиданий [4, с.113].
Инфляция, инспирированнаяспросом, вызвана тем, что в какой-то момент своего развития экономика можеттратить больше, чем способна произвести, т.е. будет стремиться к точке,находящейся за пределами кривой ее производственных возможностей. Графическиэто выразится в сдвиге кривой совокупного спроса ADвверх в положение AD1 при практическификсированном положении совокупного предложения AS (рисунок1.3) [2, с.332].
/>
Рисунок 1.3 — Инфляция,инспирированная спросом
Причиной избыточного спросаможет явиться увеличение количества денег, находящихся в обращении, ростдефицита государственного бюджета, не зависящий от объема производства ростреального потребления, плановых инвестиций или чистого экспорта. Итогомпревышения совокупного спроса над совокупным предложением будет достижениенового равновесного состояния при том же объеме выпуска и более высоком уровнецен Р1.
Инфляцию спроса может вызыватьпроведение экспансионистской налогово-бюджетной или денежно-кредитной политикис целью расширения совокупного спроса. Поначалу такая политика может бытьвесьма эффективной. При смещении кривой совокупного спроса с AD0к AD1 произойдет снижение безработицы и ростреального национального продукта с Q1 к Q2, точка равновесия экономической системыпереместится с E0к E1 при незначительном уровне инфляции.
При прекращении искусственногостимулирования роста совокупного спроса инфляция будет приостановлена, но объемпроизводства вновь уменьшится до Q1.
Продолжение экспансионистскойналогово-бюджетной или денежно-кредитной политики позволит некоторое времяудерживать объем производства выше его естественного уровня. Однако ценойподдержания будет непрерывная инфляция. Так, при росте совокупного спроса от AD1 до AD2кривая предложения AS1 сместится в положениеAS2, новое равновесие будет достигнуто вточке Е2 (рисунок 1.4) [2, с.333].
/>
Рисунок 1.4 — Инфляция,обусловленная экспансионистской политикой
Таким образом, в условияхизбыточного спроса цены быстро повышаются, что создает возможности дляувеличения прибылей. Предприниматели расширяют производство, нанимаютдополнительную рабочую силу, а денежные доходы населения растут, что, в своюочередь, способствует росту спроса и повышению цен.
Инфляция, инспирированнаязатратами, также может возникнуть в результате изменения соотношения издержек ипредложения.
Повышение издержек на единицупродукции приведет к уменьшению прибыли и объема продукции, который фирмыготовы предложить при существующем уровне цен. Уменьшение предложения товаров иуслуг, в свою очередь, вызовет рост цен.
Главными источниками инфляции,обусловленной ростом издержек, являются увеличение номинальной заработнойплаты, цен на сырье и энергию и инфляционные ожидания. Быстрое повышениезаработной платы, не уравновешенное соответствующим ростом производительноститруда, увеличит издержки производства, сократит предложение товаров и услуг,что приведет к росту цен.
Резкое повышение цен напривлекаемые факторы производства, не зависящее от изменений в совокупномспросе, называется «шоком» предложения (рисунок 1.5) [2, с.333]. Ростцен на нефть и нефтепродукты, воздействие погодных условий на сельскоехозяйство, стихийные бедствия, колебание курсов валют различными путямитрансформируются в повышение ожидаемого уровня цен на привлекаемые факторыпроизводства. Рост затрат вызывает увеличение стоимости жизни и необходимостьадекватного изменения размера номинальной заработной платы.
/>
Рисунок 1.5 — Последствия «шока»предложения
Допустим, система находится всостоянии долгосрочного равновесия в точке E0при совокупном спросе AD0и совокупном предложении AS0. Реальный объемнационального продукта находится на естественном уровне и равен Q. Предположим, что рост мировых цен на энергоносителиповышает средний ожидаемый уровень цен на привлекаемые факторы производства. Посколькуфирмы ожидают повышения издержек, кривая совокупного предложения накраткосрочных временных интервалах сдвигается из положения AS0в положение AS1. Так как фирмы сокращаютобъемы производства, экономическая система движется вдоль кривой совокупногоспроса AD0к новому состоянию равновесия вточке E1.Однако в этой точке экономическая система не может находиться вравновесии на долгосрочном временном интервале, так как реальный объемпроизводства не соответствует своему естественному уровню, а норма безработицыпревышает естественное значение.
Дальнейшее развитие событийзависит от изменений совокупного спроса. Если кривая совокупного спросаостается в своем первоначальном положении AD0,то недоиспользование фирмами своих производственных мощностей, чрезмернаябезработица и рост товарно-материальных запасов вызовут снижение заработнойплаты и цен. Поскольку фирмы будут ожидать, что цены на привлекаемые факторыпроизводства понизятся до преобладающего уровня цен на конечные товары иуслуги, кривая совокупного предложения на краткосрочных временных интервалахначнет возвращаться в свое исходное состояние AS0.Норма безработицы, реальный объем производства также вернутся к своемуестественному уровню.
Если же после повышения цен наэнергоносители начнет осуществляться экспансионистская денежно-кредитная илиналогово-бюджетная политика с целью расширения совокупного спроса, то это приведетк сдвигу кривой совокупного спроса из положения AD0в положение AD1. Минуя точку E1; экономическая система будет двигаться вверхвдоль кривой совокупного предложения AS1 идостигнет равновесия на краткосрочном временном интервале в точке Е2.
Преодоление последствий «шока»предложения через расширение спроса произойдет быстрее, чем через корректировкуотносительных цен. Однако издержки в виде повышения уровня цен будут болеезначительными. Кроме того, если расширение совокупного спроса окажетсячрезмерным, появятся симптомы инфляции, инспирированной спросом.
Источником инфляционныхпроцессов, инспирированных затратами, могут быть и инфляционные ожидания. Еслифирмы функционируют в условиях инфляции на протяжении нескольких лет, то онибудут ожидать развития инфляционных процессов и в ближайшем будущем исоответствующим образом корректировать свою коммерческую деятельность. Реальныйобъем производства будет сокращаться, а безработица возрастать приодновременном повышении уровня цен. Развиваются инфляционные процессы, сопряженныесо спадом, методом борьбы с которыми являются более или менее жесткиеограничения на совокупный спрос. Со временем рост безработицы, падение объемапродаж, рост товарно-материальных запасов заставят предпринимателей и рабочихпересмотреть свои ожидания относительно темпа инфляции. Начавшееся снижение ценна привлекаемые факторы производства привело бы к росту реального объема производствапри одновременном понижении цен.
2. Формы и виды инфляции
Для выделения видов инфляцииприменяются различные критерии.
В зависимости от темпов ростацен различают умеренную, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию [3, с.99].
Инфляция рассматривается какумеренная, если ее годовые темпы роста не превышают 5 — 10%. При галопирующейинфляции этот показатель может достигать десятков или даже сотен процентов. Еслиже темпы роста цен составляют 50% и более в месяц, то считается, чтогалопирующая инфляция перешла в стадию гиперинфляции.
Гиперинфляция являетсядостаточно редким явлением. Мировой опыт показывает, что она развивается, какправило, вследствие политических и социальных катаклизмов. Ее протеканиехарактеризуется чрезвычайно быстрым ростом уровня товарных цен и денежной массы.Наряду с этим многократно увеличивается скорость оборота денег, так как привысоких темпах возрастания номинальной денежной массы ускоряющееся обесценениеденег приводит к резкому уменьшению реальной денежной массы и она все быстреесовершает свой оборот. Гиперинфляция вызывает глубокое расстройство денежногообращения, бегство от денег, свертывание производства, резкое снижение реальныхдоходов населения, потерю сбережений, усиливает диспропорции экономики.
При таргетировании инфляцииприоритетной целью денежно-кредитной политики признается стабилизация цен; устанавливаютсясреднесрочные целевые ориентиры денежно-кредитного регулирования в видеколичественных параметров допустимого уровня инфляции.
В зависимости от характерадвижения цен выделяют ползучую и ступенчатую инфляцию [4, с.117].
При ползучей инфляции ценырастут равномерно медленными темпами, при ступенчатой возрастание уровня ценпроисходит неравномерно и скачкообразно.
В зависимости от формыпроявления различают открытую и подавленную инфляцию.
Открытая (или видимая) инфляцияпроявляется в росте цен, количественно она определяется путем расчета индексацен. Подавленная (или скрытая) находит отражение в дефиците товаров, на которыене распространяется свобода ценообразования, то есть в росте неудовлетворенногоплатежеспособного спроса. Кроме того, скрытая инфляция имеет место, если принеизменных ценах на товары их потребительские свойства ухудшаются или при установлениицен на новые образцы товаров цены на них повышаются в большей степени, чемулучшилось качество.
По месту возникновения выделяютинфляцию, вызываемую внутренними факторами и импортируемую, то есть вызываемуювнешними факторами [1, с.83].
Существует несколько каналовимпорта инфляции. Так, при росте цен на импортируемые товары и услуги в связи сповышением уровня этих цен в стране-экспортере происходит увеличение издержек уфирм-импортеров, которое стимулирует рост цен на отечественные товары и услугии в конечном итоге может привести к повышению общего уровня цен в стране. Другимканалом импорта инфляции служит приток в страну иностранной валюты. Центральныйбанк, покупая ее у коммерческих банков, производит дополнительную эмиссиюнациональных платежных средств, причем эта эмиссия мало связана с реальнымипотребностями производства. Приток иностранной валюты может быть спекулятивным,то есть представлять собой миграцию иностранного краткосрочного капитала; онможет быть результатом займов резидентов на международных рынках ссудныхкапиталов, если получение кредита в стране затруднено вследствие проведенияантиинфляционных мероприятий, и т.д. Каналом инфляции может служить такжеактивное сальдо платежного баланса страны, если избыток поступлений иностраннойвалюты используется для увеличения резервов.
В зависимости от причинвозникновения различают инфляцию спроса и инфляцию издержек [7, с. 198].
Инфляция спроса — эторазновидность инфляции, которая возникает под воздействием избыточногоплатежеспособного спроса, созданного увеличением денежной массы темпами,превышающими темпы роста объемов реализуемых товаров и услуг. Избыточный спросможет появиться в результате увеличения государственных расходов, ростапотребительских расходов населения за счет использования части сбережений,увеличения расходов хозяйствующих субъектов на инвестирование и т.д.
Как в развивающихся, так и вразвитых странах причинами появления избытка денежной массы по отношению кпроизводству часто являются увеличение государственных расходов, некомпенсированное соответствующим повышением уровня налогообложения, а такжечрезмерное увеличение денежной эмиссии и объемов банковского кредитования врамках политики стимулирования экономического роста и увеличения занятости. Инфляцияиздержек — это инфляция, которая вызывается увеличением издержек производства,произведенных затрат на единицу продукции. Причинами ее развития являютсяфакторы, не связанные с денежным обращением: производители повышают цены насвои товары, чтобы покрыть ожидаемый рост затрат. Например, в промышленноразвитых странах фактором развития инфляции издержек благодаря действиямпрофсоюзов нередко выступает рост заработной платы, не сопровождаемыйсоответствующим увеличением производительности труда. Факторами развитияинфляции издержек являются также удорожание отдельных компонентов издержек (энергоносителей,сырья); монополизация различных секторов экономики или рынков, приводящая кудорожанию соответствующих видов или групп товаров и услуг; дефицит рыночногопредложения отдельных товаров и услуг и т.д.
Инфляция спроса и инфляцияиздержек обычно настолько тесно взаимодействуют в рамках общего инфляционногопроцесса, что на практике их достаточно сложно разграничить. Действительно,реализовать товары по ценам, возросшим в результате увеличения затрат,производитель сможет только при наличии на рынке избыточного платежеспособногоспроса. Если такого спроса нет, тогда при росте затрат он не сможет увеличитьцену, так как в этом случае товары не найдут сбыта. Отсюда следует, чтоинфляция издержек может развиваться только при условии постоянного увеличениясовокупного спроса. Стимулирующая совокупный спрос фискальная политика (высокийуровень государственных расходов и минимальные налоги) не может бытьдолговременной, поскольку приводит к значительному росту дефицита госбюджета. Всвязи с этим обеспечить длительное стабильное увеличение совокупного спросаможно только при помощи постоянного роста денежной массы. Таким образом, дляразвития инфляции издержек, как и инфляции спроса, необходимо постоянноеувеличение денежного предложения.
Однако большинство экономистовсчитает, что, в отличие от инфляции спроса, развитие инфляции издержек даже пристабильном росте денежной массы имеет внутренние ограничители. Увеличениеиздержек приводит к сокращению предложения товаров и услуг в общественномхозяйстве, уменьшению реального объема валового национального продукта, ростубезработицы. В свою очередь спад в экономике начинает препятствоватьдальнейшему повышению издержек. Но такое развитие событий возможно в случае,если правительство, опасаясь развития инфляционной спирали, не станетпредпринимать меры по стимулированию платежеспособного спроса и поддержаниюуровня занятости.
В зависимости от причинвозникновения некоторые экономисты выделяют также структурную инфляцию, которуюрассматривают как процесс, обусловленный диспропорциями в экономике, когдаповышение общего уровня цен происходит в результате изменения условийформирования цен на отдельных рынках или в отдельных отраслях и секторахобщественного хозяйства.
Необходимо отметить, чтосовременная инфляция является, как правило, результатом действия множествафакторов, степень влияния которых существенно меняется в зависимости отконкретных экономических условий, поэтому обычно одновременно развиваются сразунесколько видов инфляции, образуя во взаимодействии полномасштабныйинфляционный процесс.
С середины XX в. в некоторыхстранах наблюдается специфическое протекание инфляционного процесса, получившееназвание стагфляции и представляющее собой сочетание стагнации и инфляции. Еслираньше уровень цен, как правило, повышался при оживлении и подъеме экономики иснижался в фазе кризиса, то после второй мировой войны развитие инфляциипроисходит и на фоне замедления темпов роста или кризисного паденияпроизводства, то есть во всех фазах экономического цикла. При стагфляцииодновременно наблюдаются снижение объема производства, высокий уровень инфляциии безработицы.
Отечественная экономическаянаука связывает развитие стагфляции с изменениями в циклических процессах врыночной экономике, которые произошли в результате деятельности монополий,государственного регулирования экономики, возрастания государственного долга и т.д.Западные экономисты в качестве причин стагфляции обычно рассматривают либо шокипредложения (теория стагфляции, обусловленной ростом издержек), либо длительноеувеличение совокупного спроса, вызнанное постоянным ростом денежной массы (теориястагфляции, обусловленной спросом).
3. Динамика инфляционных процессов в республикебеларусь и пути снижения инфляции
В 2007 году инфляция напотребительском рынке составила 12,1 процента, или 1 процент в среднемесячномисчислении, против аналогичных показателей 2006 года: соответственно 6,6 и 0,5процента в месяц. При этом цены на продовольственные товары выросли на 15,9процента против 6,5 процента в 2006 году. Непродовольственные товары подорожалина 5,9 процента (годом ранее — на 4,4 процента), тарифы на платные услуги — на10,5 процента (годом ранее — на 9,4 процента), рисунок 3.1 [19].
/>
Рисунок 3.1 — Сводные индексыцен в Республике Беларусь
В 2007 году увеличение общегоиндекса потребительских цен было обусловлено на 68,6 процента ростом цен напродовольственные товары (в 2006 году — на 51,5 процента), на 12,4 процента — ростом цен на непродовольственные товары (в 2006 году — на 18,2 процента), на19 процентов — ростом тарифов на платные услуги (в 2006 году — на 30,3 процента).
Цены производителей промышленнойпродукции за 2007 год возросли на 17,1 процента (годом ранее — на 9 процентов),при этом из их общего прироста цены на средства производства увеличились на 5,8процента, цены на промежуточные товары — на 21,4, цены на потребительскиетовары — на 12,7 процента.
Рост цен на основные товары иуслуги в Беларуси, 2006 — 2009 гг. в% к предыдущему году приведен в таблице 3.1[18].
В Беларуси складываетсяпарадоксальная ситуация, когда внутри страны цены растут, а в сфереэкспортно-импортных операций, напротив — снижаются. Так, в 2009 г. потребительскиецены возросли на 13%, а средние цены экспорта снизились на 26,2%, импорта — на17%.
Таблица 3.1 — Ростцен на основные товары и услуги в Беларуси, 2006-2009 гг. в% к предыдущему годуТовар 2009 к 2008,% 2008 к 2007,% 2007 к 2006,% Продовольственные товары 14,0 17,7 9,8 Продукты питания 14.3 17,0 10,1 Молоко и молочные продукты 18,1 28,3 14,1 Мясо и птица 14,7 17,0 9,3 Масло животное 13,8 30,2 8,0 Яйца 17,2 13,1 9,1 Рыба 18,2 8,7 4,4 Хлеб 12,5 13,5 8,7 Мука пшеничная 19,6 23,8 7,1 Сахар 12,2 4,9 5,5 Кондитерские изделия 14,3 14,7 6,2 Чай 29,3 13,1 8,3 Фрукты 7,4 33,0 17,7 Овощи 5,6 20,6 23,0 Картофель 28,6 12,4 -2,2 Алкогольные напитки 13,8 11,2 9,1 Табачные изделия 14,4 7,8 8,1 Парфюмерно-косметические товары 22,7 8,9 4,9 Мебель 5,7 5,5 4,7 Посуда 9,6 4,0 3,1 Моющие средства 15,8 12,2 8,8 Медикаменты 27,7 10,7 4,7 Бензин 0,6 17,1 23,8 Платные услуги населению 13,9 18,2 8,8 Оплата ЖКУ 19,7 31,4 9,4 Электроснабжение 27,8 29,4 22,3 Газоснабжение 2,8 90,9 22,3 Водоснабжение 20,4 20,7 9,9 Отопление 28,0 18,9 -7,4 Техническое обслуживание жилых помещении 15,4 14,0 5,3 Пассажирский транспорт 11,8 12,1 15,2 Пригородный транспорт 22,0 0,0 13,3 Услуги связи 6,0 3,3 -0,8 Услуги дошкольных учреждении 9,1 18,7 16,6 Услуги высшего образования 11,9 11,6 7,0 Санаторно-оздоровительные услуги 22,0 27,5 16,2 Туристические и экскурсионные услуги 26,3 17,2 12,5
В текущей ситуации инфляцияобусловлена скорее немонетарными факторами, в частности, высоким уровнеммонополизма и коррупции в экономике, административным регулированием цен,различными региональными барьерами, а также особым менталитетом белорусскихпредпринимателей и др.
В настоящее время в составпотребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом прирасчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров иуслуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции,характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране.
В то же время, на наш взгляд,целесообразным выглядит расчет отдельных индексов цен для различныхсоциально-демографических групп населения (на основе соответствующихпотребительских корзин). С этой точки зрения практический интерес представляетрасчет субиндексов инфляции в разрезе следующих групп домохозяйств: пенсионеры,низкооплачиваемые наемные работники, наемные работники с детьми, а также врегиональном разрезе — домашние хозяйства, проживающие в Минске, в городах счисленностью населения до 100 тыс. чел. и в сельской местности и др. Здесьобращает на себя внимание сохранение значительной региональной дифференциациицен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг, что свидетельствует онеоднородности и несогласованности ценовой динамики в Беларуси.
Так, по состоянию на конецянваря 2010 г. средняя цена реализации 1 кг пшена в Минске (3084 руб) превышаетсреднюю цену в Могилевской области (1714 руб) сразу на 79,9%. Далее следуют: яблоки- 57,5%, творог — 52,2%, сметана — 37,7%, лук репчатый — 33,7%, рыба мороженая — 32,6%, рис — 31,9%, картофель — 31,3%, капуста — 31,3%, морковь — 30,8%, хлеб — 30%, колбаса полукопченая — 23,2%, сыр твердый — 21%, говядина — 20,4%, яйца — 17%, масло животное — 15,4%, свинина — 15,1% и др. При этом стоит отметить, чтов разрезе отдельных районов и городов страны ценовая ситуация еще большеразличается.
Заметная региональнаядифференциация цен, скорее всего, связана с искусственным ограничениемконкуренции со стороны местных властей. Это могут быть различныеадминистративные барьеры, лицензии, сертификаты, прямое ограничение сферыреализации продукции или ограничения другого рода, например, устные запреты и т.д.Из-за наличия барьеров на вход количество компаний, которые занимаются производствомили распределением конкретного товара или услуги на рынке региона, ограничено,поэтому существующие предприятия используют свое монопольное положение с цельюполучения дополнительных, далеко не всегда обоснованных, доходов за счетповышения цен и тарифов.
В результате в первую очередьстрадает рядовой потребитель. Ведь цены повысить гораздо проще, чемэффективность производства и производительность труда. Иными словами, если таили иная компания занимает монопольное положение, потому что у нее есть некоторыедоговоренности с властями, у нее нет стимула снижать издержки и работать болееэффективно.
Таким образом, текущий уровеньцен в целом в Беларуси выше, чем мог бы быть при существовании болееинтегрированного общестранового рынка и при более высокой конкуренции нарегиональном уровне.
В первом полугодии 2010 годауровень инфляции составил 4,1%, что в 1,8 раза ниже, чем за аналогичный периодпрошлого года. Поэтому есть все основания, чтобы закончить год с инфляцией ниже10%. В целом подводя итоги работы экономики Беларуси за январь-июнь 2010 года,премьер-министр отметил, что по большинству основных параметров удалось выйтина запланированные уровни. Так, темп роста ВВП составил за первое полугодие106,6% (при расчетных показателях 106%), продукции промышленности — 108,8% (106,2%),строительно-монтажных работ — 111%, розничного товарооборота — 115%. Этохорошая работа экономики. Но самое главное — достигнута ежемесячная динамикироста (как в росте ВВП, так и в росте экономики в целом) [18].
По мнению правительства, темпроста потребительской инфляции в 2010 году, будет в диапазоне 8 — 10%, помнению МВФ, потребительская инфляция в нашей стране составит 8,3%. По прогнозамэкономистов уровень потребительской инфляции в стране составит 8,5%.
На данный момент государству удаетсяудерживать запланированный уровень цен на 2010 год, но это обходится все дорожеи дороже. Стоит отметить и тот факт, что рост цен на энергоресурсы будетпродолжаться, а энергоемкость нашего производства практически не уменьшается, чтосамо по себе будет провоцировать инфляцию. Так же стоит принять во вниманиеснижение Национальным Банком ставки рефинансирования, что может увеличитьпотребление и, тем самым, будет способствовать росту темпов инфляции.
В целях предотвращения илисмягчения инфляционных последствий государство вырабатывает механизмантиинфляционного регулирования. Он состоит из антиинфляционной стратегии итактики. Первое включает цели и методы долгосрочного характера: введениежестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, борьба с бюджетнымдефицитом, сведение к минимуму внешних инфляционных влияний, проведениеэффективной внешнеторговой и валютной политики.
Технические мерыантиинфляционной политики направлены не на устранение причин инфляции, а насбивание темпов, смягчения ее последствия. К таким мерам относятсярегулирование уровня цен на отдельные товары; регулирование доходов населенияпредприятий; проведение эффективной краткосрочной кредитно-денежной политикипутем использования налоговых ставок, амортизации, процентов за кредит.
Специфической особенностью,усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен навнутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются изстран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали «цена-выпуск».
К основным направлениямантиинфляционной политики в республике в условиях перехода к рыночной экономикеотносятся следующие: ускорение формирования рыночной экономики с одновременнойструктурной перестройкой; активизация производственной деятельности; проведениежесткой финансовой политики в области расходов государственных средств; совершенствованиемеханизма привлечения денежных средств населения и предприятий, развитие рынкаценных бумаг, совершенствование налоговой системы в целях стимулированияразвития предпринимательства и др.
При разработке антиинфляционнойполитики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционнуюстратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционнуютактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегиявключает четыре основных компонента:
преодоление инфляционныхожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практикеположительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условийдля развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства,проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
долгосрочная денежно-финансоваяполитика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приростыденежной массы;
сокращение бюджетного дефицита иперестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета всоответствии с требованиями рыночной экономики;
увеличение совокупногопредложения посредством структурного преобразования народного хозяйства,государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивацииинвестиционных процессов, конверсии [14, с.7].
Меры антиинфляционной тактики взависимости от цели условно можно разделить на две группы:
при необходимости увеличениясовокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спросаприменяются льготное налогообложение, приватизация государственнойсобственности;
для снижения текущего спроса безсоответствующего падения предложения используются повышение процентных ставокпо вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулированиеприобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
Антиинфляционная стратегия итактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современногосостояния ее экономики, такие, как:
необходимость структурнойперестройки народного хозяйства;
запаздывание формированиярыночной экономики;
монопольный характер экономики;
перекладывание налоговогобремени на себестоимость продукции.
С учетом вышеизложенногоантиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основныемероприятия:
отказ от контроля над ценами ирентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
проведение приватизации с цельюсоздания устойчивой конкурентной среды;
отказ от практики предоставлениякредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
проведение либеральной торговойполитики;
радикальная аграрная реформа;
реформа системы налогообложения;
реализация политики доходов,применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [15, с.25].
Правительство и Национальныйбанк Республики Беларусь, как и любой страны, находящейся в кризисе, проводятантиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямыми икосвенными.
Косвенные методы:
регулирование общей массы денегчерез управление ими центральным банком;
регулирование ссудного иучетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
обязательные резервыкоммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг[13, с.31].
Прямые методы регулированияпокупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией,включают в себя:
прямое и непосредственноерегулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;
государственное регулированиецен;
государственное (по соглашению спрофсоюзами) регулирование заработной платы;
государственное регулированиевнешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса [13, с.32].
Сбивать темпы инфляции — значитсокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этогоподходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередныммерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достаткепродовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Дляналаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственнуюфинансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности ипровести мягкую реформу колхозов и совхозов.
установление порядка выдачи кредитовсельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущегоурожая;
установление государственныхзакупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производствересурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей исоздания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен насельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенногоинвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономикистановится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить набанковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкогороста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотныхденежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовыхсвязей между предприятиями.
Хозяйственные связи предприятийв рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовыхсиндикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, вмежгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленнуюстоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в Беларуси ростинфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определитьосновным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимостиот роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливатьпроизводителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимоцентрализовать банковскую систему Беларуси, имея в виду обязательное исполнениекоммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка поприоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий,соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизациипотребительского рынка целесообразно:
создать систему стимулированияразвития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственныекредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на арендуоборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввестиобязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности,когда риск разорения особенно значителен;
создать условия дляповсеместного распространения параллельно с существующей системой торговлипотребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по местужительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаровчленам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльнымрозничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многихиндустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперациябудет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периодаследует также проводить рациональную государственную политику защитывнутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Всеэкспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы исиндикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции накомиссионных налогах.
Поскольку денежно-кредитнаяполитика и банковская система являются неотъемлемыми составляющими экономикигосударства и во многом определяют финансовые условия, в которых функционируетнародное хозяйство, их основные задачи определяются исходя из этого. К этимзадачам относятся:
оказание народному хозяйству ибюджету необходимой кредитной поддержки, обеспечивающей условия для нормальногофункционирования экономики и выполнения основных прогнозных параметровсоциально-экономического развития республики;
проведение взвешенной денежно-кредитнойи валютной политики, создающей предпосылки для снижения инфляции, поддержанияконкурентоспособности белорусских производителей на внешних рынках, обеспечениянормального уровня ликвидности банковской системы;
повышение надежности иустойчивости банков республики, наращивание их финансового потенциала;
обеспечение нормального ходаплатежей в народном хозяйстве.
Одним из основных инструментов,позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, являетсяресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общихзатратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народномухозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо,электроэнергию и теплоэнергию) — соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотреблениядостигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсовнепосредственно на предприятиях, с другой — посредством осуществленияструктурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первыйпуть в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревшихтехнологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационныемеры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения),что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений приопределенном временном лаге.
Второй путь позволяет получитьболее быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менеересурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мереманеврировать материальными ресурсами на существующих производственныхмощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самымдополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание низкоэффективныхпроизводств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, вконечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокойматериало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственнуюподдержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств,более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности ихфункционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию,банкротство и др.).
Характерной особенностью работпо экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов,сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный ипредметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- иэнергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этомзначительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
совершенствование отраслевой,технологической и территориальной структуры народного хозяйства в направлениисокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;
увеличение масштабов внедренияресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивныхтехнологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
расширение спектраорганизационно-экономических мер, направленных на сокращение потерь при добыче,производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырьяи материалов;
оптимизациятопливно-энергетического баланса страны на основе повышения уровняиспользования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных ивозобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органическихтоплив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;
приоритетное использованиеотечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производствепродукции.
Заключение
Подводя итог рассмотрениясуществующего положения дел по проблематике инфляционных процессов в РеспубликеБеларусь, можно сделать следующие выводы: инфляция представляет собой весьмасложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические,политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы изарождается на денежном рынке.
Причины возникновения инфляции: монополиякрупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особеннов сырьевых отраслях; монополия профсоюзов, которая ограничивает возможностирыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработнойплаты; сокращение реального объема национального производства, которое пристабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так какменьшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег; ростгосударственных расходов, для финансирования которых государство прибегает кденежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарногообращения. Наиболее ярко выражено в военные периоды.
Различают следующие типаинфляции — спроса и издержек. Инфляцию, вызванную изменениями совокупногоспроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождаетсяизбытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успеваетпроизводство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Негативно на объемпроизводства, и занятость оказывает гиперинфляция, в условиях которой усилиянаправляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиямболее выгодно накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущегоповышения цен, однако несоответствие количества сырья и готовой продукцииспросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобывкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица,защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности — ювелирныеизделия, золото, недвижимость.
Таким образом, инфляция означаетпрямые экономические издержки для всего общества. Инфляция может вызватьсокращение как производства, так и занятости. В условиях инфляции,обусловленной ростом издержек, при существующем уровне совокупного спросареальный объем продукции сократится. Инфляция в различной степени влияет наперераспределение. Это зависит от того, является ли она ожидаемой илинепредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принятьмеры для того, чтобы предотвратить или уменьшить ее негативные последствия,которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Инфляцияперераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов.
Чтобы снизить темпы роста ценнеобходимо: следить за соответствием между масштабами и структуройпроизводства, с одной стороны, и общественными потребностями — с другой; сдерживатьвлияние НТР на воспроизводственные процессы, переход к новому технологическомуспособу производства в отраслях материальной сферы; при финансированииинвестиций сокращать дополнительную эмиссию денег; контролировать расходы навоенные цели; следить за состоянием рынков независимо от того, существует литам конкурентный режим или господствует монополия (контролировать монополии,которые активно способствуют и усиливают инфляцию); стимулировать кинвестированию путем снижения ставок налогов; придерживать потоки краткосрочныхспекулятивных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболеевысокой ставки процента; возрастающее влияние НТР на воспроизводственныепроцессы, переход к новому технологическому способу производства в отрасляхматериальной сферы. В случае соблюдения указанных мероприятий будут устраненыне только проявления инфляции, но и причины, ее порождающие и поддерживающие.
В Республике Беларусь, начиная с2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этогобыла проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Ростинфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен наэнергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется.
Относительно Беларуси, следуетотметить, что дальнейший рост цен на потребительском рынке упирается в потолокплатежеспособного спроса со стороны населения (в условиях стагнации реальныхденежных доходов). В свою очередь, рост цен в производственном сектореогранивается возможным падением конкурентоспособности белорусских предприятий вэтом случае.
Резюмируя все выше написанное,можно сказать: инфляция — это сложный экономический процесс, в умеренныхпроявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выраженияхесть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, вчастности.
Список использованных источников
1.  Авраменко, А.И. Экономическая теория 2-ое изд. / А.И. Авраменко. — Минск:Академия МВД РБ, 2004. — 252 с.
2.  Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономическихспециальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Минск:Книжный дом, 2004. — 608 с.
3.  Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. — Минск: ООО«Новое знание», 2002. — 289с.
4.  Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В.Д. Камаев.- Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. — 384 с.
5.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебноепособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004.- 576 с.
6.  Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводныйкурс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ»,2002. — 632 с.
7.  Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. — Минск: ОДО «Равноденствие»,2004. — 377 с.
8.  Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина[и др.]; Под ред. Э.А. Лотухиной. — Минск: Тесей, 2003. — 320 с.
9.  Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов идр.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. — Минск: Вышэйшая школа,2007. — 480 с.
10.     Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зеньковаи др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. — Минск: Новое знание, 2002. — 244 с.
11.     Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. — Минск: КнижныйДом «Мисанта», 2005. — 407 с.
12.     Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича.- Минск: ООО Новое знание, 2000. — 664 с.
13.     Васильев, И. Инфляция растет, не слушаясь правительства / И. Васильев //Журнал Финансовый контроль. — 2006. — № 1. — С.30-36.
14.     Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д.Казаченко // Вестник БГЭУ. — 2007. — № 6. С.5-11.
15.     Панфилова, Е. Подходы к моделированию инфляции: теория, опыт,направления развития / Е. Панфилова // Веснiк БДЭУ. — 2003. — № 6. — С.24-28.
16.     Швайко, П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П.А. Швайко // Банкаускi веснiк. — 2003. — № 40. — С.34-39.
17.     Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронныйресурс]. — 2010. — Режим доступа: ncpi.gov. by. — Дата доступа: 01.08.2010.
18.     Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронныйресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.minfin.gov. by. — Дата доступа: 01.08.2010.
19.     Электронный ресурс Национального банка Республики Беларусь [Электронныйресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.nbrb. by. — Дата доступа: 01.08.2010.