Рид Иосифович ГРАЧЁВ
(1935–2004)
ГРАЧЁВ
(собств. ВИТЕ) Рид Иосифович родился 18 июля 1935 в Ленинграде. Отца не знал.
Мать, Маули Арсеньевна Вите, работала в заводских газетах, дружила с поэтессой
Ольгой Берггольц. После смерти матери в первую блокадную зиму 1941 попал в
детский дом, с которым был эвакуирован на Урал. В 1949-53 жил в семье дяди;
самостоятельно занимался французским языком.
В
1953 поступил на филфак ЛГУ. В годы учебы познакомился с М. Красильниковым, В.
Уфляндом, В. Крейденковым, В. Герасимовым. Дипломную работу посвятил журналу
«Мир искусства».
По
окончании ЛГУ год работал корреспондентом комсомольской газеты в Риге, затем
вернулся в Ленинград. В 1960 опубликовал первый рассказ — «Песни на рассвете» в
сборнике «Начало пути». Вскоре стал известен как писателям старшего поколения —
В. Пановой, Д. Дару, Т. Хмельницкой, Н. Берковскому, Л. Гинзбург, Е. Эткинду
(последний привлек его к работе над книгой «Писатели Франции»), так и широкому
кругу молодых писателей — А. Битову, М. Данини, И. Бродскому, Б. Иванову, А.
Кушнеру, Г. Горбовскому и др. Проповедовал радикальные нонконформистские
взгляды на роль и место писателя в обществе; во второй половине 1960-х изложил
их в своих эссе.
В
рассказах, написанных в первой половине 1960-х, преобладают три темы. Одна из
них — тема детей, получающих первые уроки бездушия, тупого следования
воспитательным правилам взрослых, которые сами являются жертвами социального и
духовного мира (цикл «Дети без отцов»). Вторая — разъединенность людей в
советском социуме, жизнь человека, лишенного уважения к личности, без которого
социальный мир становится неисправимо уродливым (рассказы «Снабсбыт», «Дом
стоял на окраине», «Частные дрова», «Зуб болит», «Помидоры»), Третья тема —
робкое пробуждение личностного сознания («Будни Логинова»), В повести «Адамчик»
(1964; опубликована в журнале «Часы») пересекаются все три темы.
В
эти же годы переводил очерки А. де Сент-Экзюпери, составил комментарии к его
однотомнику. Публикация очерка Сент-Экзюпери «Военный летчик» с купюрами (без
уведомления об этом читателей) стала поводом для его статьи «Присутствие духа»
в «Литературной газете», которая принесла ему известность. Писал стихи.
Литературные
заработки были мизерными и случайными. Надежды на публикацию повести «Адамчик»
не оправдались — текст, уже набранный в типографии, был уничтожен. В результате
душевного срыва оказался в больнице. Здесь переводил «Миф о Сизифе» А. Камю.
Благодаря
поддержке писателей старшего поколения в 1967 выпустил книгу «Где твой дом» (из
ее первоначального состава было исключено большинство произведений) и был
принят в Союз писателей.
Во
второй половине 1960-х написал серию эссе, большинство из которых вошло в
однотомник «Ничей брат», выпущенный только в 1994. В них получила развитие
литературоцентристская точка зрения на духовное и моральное состояние общества,
затрагиваются проблемы интеллигенции и гражданской ответственности, впервые в
нашей литературе звучит подход к проблеме личности с экзистенциальных позиций.
В
начале 1970-х из-за болезни отошел от творческой деятельности. Несколько
произведений были опубликованы в самиздате (журнал «Часы», сборник «Лепта») и
за границей. Стал одним из прототипов главного героя (Шведова) повести Б.
Иванова «Подонок», выведен (под именем Мор) в прозе «Туда и обратно» А. Жмаева,
упоминается в записках Г. Горбовского и С. Довлатова.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://belolibrary.imwerden.de/