Философские основы хозяйства и экономики

Содержание
1. Философия экономики исовременность
2. Философские основыхозяйства, экономики
Литература

1.Философия экономики и современность
Социальные философы отмечают, что современное западноеобщество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развитиякапитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся свыгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этапразвития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынкас его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболееразвитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, атакже соответствующий ему тип человека – homo economicus. Доминирующей формойжизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовностьвытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть,долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.
Экономизм с его холодным расчетом,рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономическогозападного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации иструктуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительскогоотношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращаетсяв безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца длятоварно-денежного производства.
Новый этап в развитии западного обществахарактеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материальногопроизводства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит отом, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества исферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средстваммассовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов,оказывающих влияние почти на все области деятельности.
Обращает насебя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдаютпредпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Онипровозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своихсоциальных программах они доказывают необходимость противостояния законамрынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования,культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальноерегулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинениестремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.
Формированиеглобальной технологической цивилизации связано с превращением техники итехнологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нуженне экономический человек, а человек «технологический». Он превращается воператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от егоимени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторонаподобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствуетгуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство.Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].
Следует отметить, что в современной философскойлитературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческогообщества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизмаи технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. Многиесоциальные теоретики приходят к заключению, что только вера в Бога являетсябазовым, фундаментальным условием существования культуры духовности.Современные конфликты, сложные геополитические отношения, разгул терроризма,угрозы человеческому существованию из-за накопления оружия массовогоуничтожения, экологические угрозы – все это может привести к антропологическойкатастрофе. В таких условиях надежды возлагаются на признание илипостулирование сил и средств, которые выше нас, и подчинение им, независимо оттого, являются они фактическими или возможными.
Рассмотрим каковы особенности философии экономикив современной России. Это вопрос, прежде всего, о путях и способахреформирования экономики. В научной и публицистической литературе высказывалисьи обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенномвиде можно отметить несколько позиций. Существует теоретически обоснованнаяверсия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основеструктурной перестройки и модернизации хозяйства. Подчеркивается, чтоуникальность России заключается в наличии сразу нескольких преимуществ: мощногонаучно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природныхресурсов. Все эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержкиэкономического роста.
Реализуется и иной сценарий развития модернизацииэкономики с преимущественным использованием принципов и механизмов рынка. Считается,что рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свободапредпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственнуюинициативу людей, способствуют экономическому росту. Считается, что рыночныепреобразования в нашей стране имеют свои особенности: роль государства,географические обстоятельства, менталитет граждан.
Высказываются и соображения об экономическоймодернизации как результате проведения государственной политики по перекрытиюпотока денег за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашейэкономики. Здесь надо подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столькосугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Иборечь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет обытии, благополучии населения России.
Известно, чтоэкономика России переживает трудные времена. Издержки «шоковой терапии»,неправедный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многихслоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этихусловиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материальномалообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е.удовлетворить самые насущные потребности. И, разумеется, каждый надеется наулучшение собственного благополучия. Для этого имеются существенные основания.За последние годы происходят заметные сдвиги в экономическом развитии нашейстраны, наблюдается некоторое улучшение жизненного уровня людей.
Социальная политика России была положительнооценена независимыми экспертами. Авторитетные ученые-экономистыаргументированно отмечают, что Россия практически преодолела многолетнийкризис.
Для философии экономики принципиальное значениеимеет анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан.При всех сохраняющихся экономических трудностях в условиях формированиятоварно-денежных отношений складывается определенная иерархия ценностныхориентации. Нельзя не отметить, что для большинства социально активной частироссиян, и в особенности для молодежи, характерны прагматические ценности – деньги,успешная карьера. Кроме материальных благ (денег) наибольшее значение средисоциальных ценностей для россиян имеет семья, затем следует хорошо оплачиваемаяработа, друзья, свободное время, религия. Следует отметить, что в российском массовомсознании постепенно утверждаются ценности рыночный экономики.
Как показывают социологические опросы, ценностиполитической сферы жизни для россиян находятся на достаточно низком уровне. Содной стороны, они высоко ставят такие демократические ценности, как свободаслова, возможность свободно выбирать руководство страны, но с другой, – возникаетопределенное разочарование в демократической модели устройства общества. Средироссиян нет четкого представления о нынешней политической ориентации власти.
В последнее время среди россиян усиливаются тенденциик предпочтению экономических ценностей. Многие аналитики отмечают, что имеютсяопределенные признаки примитивности и прагматичности основных жизненныхустремлений постсоветского человека. Подобная ситуация в общественном сознаниисовременного российского общества имеет свои причины.
В специальной литературе в общих чертах выявлены триосновные детерминации. Во-первых, считается, чтоэгоистически-материалистические устремления людей имеют глубокие корни в ихпротиворечивой биолого-социальной сущности. Во-вторых, происхождение тенденцийрасширения своекорыстных интересов связано с кризисным состоянием нашего общества.В современных условиях в России установка на развитие товарно-денежныхотношений, форсирование рынка, превращение принципов либерализма в основухозяйственной политики приводят, в конечном счете, к активизации экономизма идругих малопочтенных привычек и пороков. И уж конечно, не к расцветудуховности, больше того, увеличивается нарастание элементов кризисанравственности.
Следует также отметить еще одну существеннуюпричину. Речь идет о роли СМИ. За последние годы телевидение, кино, а такжедетективно-развлекательная литература формируют массовое сознание и психикуроссиян в духе западных нравственных стандартов. Таким образом, допускается грубейшаяошибка – нельзя навязывать людям неприемлемые, чуждые им идеалы. Известно, чтомассовое сознание по своей природе иррационально, его нельзя сводить к экономическойпрактике.
Сейчас многие ученые и практики не без основанияутверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно –нравственных устоев. И для начала следует выяснить содержание понятия«духовность». В философской литературе духовность определяется какцелостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, – с другой.Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности.Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принциповрациональности, распространения императивов информационности. Происходит как бывытеснение «второй половины» духовности. Ум, знания, наука занимают лидирующееместо в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей ксопереживанию, к добру явно отстает. Наблюдается так называемое обездушиваниемира и отдельных людей.
Философский подход предполагает анализсоциального смысла духовности. Считается, что ядром, основой ее является выходотдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо.Это альтруизм, принцип служения, противостоящий эгоизму, расчетливости. В настоящеевремя в нашей стране существование духовности, служение общему благу напрямуюсвязывается с религиозным возрождением.
В современном российском обществе идеядуховно-религиозного возрождения получила определенную активизацию. Вдокументах недавно состоявшегося Всемирного Русского народного собораподчеркнута необходимость диалога, единения традиционных конфессий – православия,ислама, буддизма и иудаизма. Особо обращено внимание на сотрудничество, на общееслужение людям, на возрождение национальной культуры, на сохранение нравственности.
Принципиальное значение сегодня приобретаетзадача выработки идейного стержня, духовного ядра в общественном сознании. Этасложная и глубокая задача имеет своей главной целью сплотить общество, задатьему ясные и четкие ориентиры на целый исторический период. Ныне эта задачатрактуется как поиски национальной российской идеи.
Можно спорить о том, даны ли нам законынравственности свыше – Господом Богом, или они являют собой выстраданный опытчеловечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любомслучае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать,что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых(тех из них, которые не несут узко религиозного характера).
Конечно, эти заповеди не потеряли своейактуальности и почти за три тысячелетия. Они являются до настоящего времениосновой нравственности жизни народов, исповедующих иудаизм, христианство,ислам.
Ключевую роль играет не столько провозглашениенравственных норм и запретов, сколько их реализация. Мораль должна замыкатьсяна конкретные виды деятельности, моральное действие (поступок) всегда связано сполнотой ответственности личности.
Духовно-нравственное оздоровление нашегообщества, а также экономической жизни, идет в том числе и через усвоение иреализацию вечных нравственных законов. Ведь без совести, без честности, беззаботы о людях, без четко исполняемых моральных правил невозможны успешныесоциально-экономические преобразования. Как видно этические вопросы занимаютсущественное место в проемном поле философии экономики.
Философия экономики имеет свой предмет изучения.Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. Наоснове общефилософских положении и принципов экономическая философия нацеленана рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческойжизни и общества.
В центре внимания философии экономики находятсяприрода экономической жизни, сущность стороны экономических явлений ипроцессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектахэкономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существованиялюдей.
Философия экономики рассматривает ключевую рольчеловека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалийосуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другимиподходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономикукак многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общиеориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общаяметодология экономического познания.    Философская методология разрабатываеттеоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейсяэкономической реальности, причем разработка диалектико-логических принциповпознания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретныхэкономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимостьметодологической функции философии экономики[2].
2.Философские основы хозяйства, экономики
Проблема выяснения базовых понятий (категорий)философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду,что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых,фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономическогомира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждениифилософско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности.
Во-вторых, базовые категории призваны датьадекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих,принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающихценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов,особенности мотивации их деятельности и поведения. Это антропоаксиологическаяпроблематика, речь идет о человеке в мире экономики.
В-четвертых, базовые категории не тольковыполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполаганияв практической деятельности.
В хозяйственно-экономической практикевыстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологическиепринципы и категории.
К числу базовых категорий философии экономикиследует отнести категории хозяйство, экономика, рынок. Самая широкая категория«хозяйство», которая отражает сложность и многоплановостьэкономического бытия общества. Хозяйство рассматривается как производствожизни, основной вид жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включаетв себя человеческие, родовые и божественные параметры.
Родовым стержнем хозяйства являетсяприродопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствованияи экологической деятельности. Эта проблематика получила основательнуюфилософскую разработку в трудах отечественных ученых.
Другая базовая категория «экономика»трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая дваразличных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге«Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность,направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни,которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях полученияприбыли, накопления богатства.
В современной социальной науке экономикаопределяется с разных точек зрения. Она толкуется как способ хозяйства, частныйслучай хозяйственной деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономикапо своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом она и существует. Причемобмен понимается как универсальный феномен общественной жизни и как действо,связанное с деньгами.
Другие социальные теоретики высказывают сужденияо том, что суть экономики определяется характером труда, иные видят стержень всубстанции стоимости. Известно также определение экономики как совокупностипроизводственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения,лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономикакаждой страны – это большая система, в которой много разных видов хозяйственнойдеятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, чтополучает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости и от другихзвеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных связей иотношений, особым образом упорядоченная структура.
Рассмотрим характеристику структуры экономики,сферы экономической системы. К ним обычно относят: непосредственное производство,распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.Речь идет о различных благах, в том числе продуктах питания, одежде, жилье, бытовойтехнике, машинах и т.д., а вообще понятие блага означает все то, чтозаключает в себе определенный положительный смысл. Это предметы, продукты,явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающиеинтересам, целям людей.
Для понимания человеческих благ большое значениеимеет их классификация. Общепринято подразделение благ на материальные инематериальные. Если материальные блага – это преимущественно вещи, предметы,то нематериальные создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение,образование, искусство, обеспечение здоровья людей, культура и т.д.). Этоблага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровьялюдей.
Услуги – это целесообразная деятельность людей,результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либопотребности. Например, транспортные, услуги связи и др.
Понятие производства ассоциируется впервую очередь с изготовлением материальных продуктов. А на самом деле доляматериального производства во всех ведущих странах в течение десятилетийустойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В этой сфере ширятся отрасли,производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средствамассовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившаявсе и вся реклама предлагает образцы продуктов, не слишком жестко связанные сих реальными свойствами.
В науке и в повседневной практике важное значениеприобретает товар как специфическое экономическое благо, произведенноедля обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либочеловеческую потребность и пригодность к обмену. Обычно говорят, что в этомсмысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речьидет о принципиальной социально-экономической проблематике, которая имеетдавнюю историю, различные подходы и трактовки.
Следует отметить, что структура экономическойсистемы носит весьма сложный характер. В современной социально-экономической наукевыделены общепринятые слагаемые:
– микроэкономика – поведениеотдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий,домашних хозяйств;
• макроэкономика – функционированиенациональной экономической системы в целом;
• мезоэкономика – деятельностьопределенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отрасляхнародного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе(ТЭК) и т.д.;
• суперэкономика – мировая экономика вцелом.
Кроме того, в мировой научной литературе получилараспространение классификация экономических систем по двум признакам: I) по форме собственности;2) по способам управления экономической деятельностью. На основе этих признаковразличают экономику:
• командную или тоталитарную – где большинствопредприятий находятся в государственной собственности;
• рыночную – которая характеризуетсячастной собственностью на средства производства, свободой рынков, конкуренцией;
• смешанную – в рамках ее сочетаетсягосударственный сектор и частный,
Особое место в общественной системе принадлежит переходнойэкономике. Специфика ее заключается в том, что здесь происходит реформированиехозяйства, переход от одного типа социально-экономических отношений к другому.Подобная ситуация наблюдается в нашей стране, где в течение более десяти летосуществляются экономические преобразования[3].

Литература
1. Алексеев П.В. Философия.Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.
3. Игошин Н.В. Экономика:Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 607 с.
4. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философияэкономики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 68 с.
5. Осипов Ю.М. Философияхозяйства: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 320 с.
6. Основы современной философии: Учебник / Подред. М.Н. Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
7. Самсин А.И. Основыфилософии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 271 с.
8. Скирбек Г. Историяфилософии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 715 с.
9. Философия: Учебноепособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
10. Философия: Учебникдля вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.– 584 с.
11. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.:Политиздат, 1991. – 560 с.

Философские основы хозяйства и экономики

Содержание
1. Философия экономики исовременность
2. Философские основыхозяйства, экономики
Литература

1.Философия экономики и современность
Социальные философы отмечают, что современное западноеобщество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развитиякапитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся свыгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этапразвития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынкас его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболееразвитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, атакже соответствующий ему тип человека – homo economicus. Доминирующей формойжизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовностьвытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть,долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.
Экономизм с его холодным расчетом,рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономическогозападного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации иструктуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительскогоотношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращаетсяв безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца длятоварно-денежного производства.
Новый этап в развитии западного обществахарактеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материальногопроизводства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит отом, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества исферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средстваммассовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов,оказывающих влияние почти на все области деятельности.
Обращает насебя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдаютпредпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Онипровозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своихсоциальных программах они доказывают необходимость противостояния законамрынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования,культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальноерегулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинениестремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.
Формированиеглобальной технологической цивилизации связано с превращением техники итехнологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нуженне экономический человек, а человек «технологический». Он превращается воператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от егоимени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторонаподобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствуетгуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство.Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].
Следует отметить, что в современной философскойлитературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческогообщества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизмаи технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. Многиесоциальные теоретики приходят к заключению, что только вера в Бога являетсябазовым, фундаментальным условием существования культуры духовности.Современные конфликты, сложные геополитические отношения, разгул терроризма,угрозы человеческому существованию из-за накопления оружия массовогоуничтожения, экологические угрозы – все это может привести к антропологическойкатастрофе. В таких условиях надежды возлагаются на признание илипостулирование сил и средств, которые выше нас, и подчинение им, независимо оттого, являются они фактическими или возможными.
Рассмотрим каковы особенности философии экономикив современной России. Это вопрос, прежде всего, о путях и способахреформирования экономики. В научной и публицистической литературе высказывалисьи обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенномвиде можно отметить несколько позиций. Существует теоретически обоснованнаяверсия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основеструктурной перестройки и модернизации хозяйства. Подчеркивается, чтоуникальность России заключается в наличии сразу нескольких преимуществ: мощногонаучно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природныхресурсов. Все эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержкиэкономического роста.
Реализуется и иной сценарий развития модернизацииэкономики с преимущественным использованием принципов и механизмов рынка. Считается,что рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свободапредпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственнуюинициативу людей, способствуют экономическому росту. Считается, что рыночныепреобразования в нашей стране имеют свои особенности: роль государства,географические обстоятельства, менталитет граждан.
Высказываются и соображения об экономическоймодернизации как результате проведения государственной политики по перекрытиюпотока денег за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашейэкономики. Здесь надо подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столькосугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Иборечь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет обытии, благополучии населения России.
Известно, чтоэкономика России переживает трудные времена. Издержки «шоковой терапии»,неправедный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многихслоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этихусловиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материальномалообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е.удовлетворить самые насущные потребности. И, разумеется, каждый надеется наулучшение собственного благополучия. Для этого имеются существенные основания.За последние годы происходят заметные сдвиги в экономическом развитии нашейстраны, наблюдается некоторое улучшение жизненного уровня людей.
Социальная политика России была положительнооценена независимыми экспертами. Авторитетные ученые-экономистыаргументированно отмечают, что Россия практически преодолела многолетнийкризис.
Для философии экономики принципиальное значениеимеет анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан.При всех сохраняющихся экономических трудностях в условиях формированиятоварно-денежных отношений складывается определенная иерархия ценностныхориентации. Нельзя не отметить, что для большинства социально активной частироссиян, и в особенности для молодежи, характерны прагматические ценности – деньги,успешная карьера. Кроме материальных благ (денег) наибольшее значение средисоциальных ценностей для россиян имеет семья, затем следует хорошо оплачиваемаяработа, друзья, свободное время, религия. Следует отметить, что в российском массовомсознании постепенно утверждаются ценности рыночный экономики.
Как показывают социологические опросы, ценностиполитической сферы жизни для россиян находятся на достаточно низком уровне. Содной стороны, они высоко ставят такие демократические ценности, как свободаслова, возможность свободно выбирать руководство страны, но с другой, – возникаетопределенное разочарование в демократической модели устройства общества. Средироссиян нет четкого представления о нынешней политической ориентации власти.
В последнее время среди россиян усиливаются тенденциик предпочтению экономических ценностей. Многие аналитики отмечают, что имеютсяопределенные признаки примитивности и прагматичности основных жизненныхустремлений постсоветского человека. Подобная ситуация в общественном сознаниисовременного российского общества имеет свои причины.
В специальной литературе в общих чертах выявлены триосновные детерминации. Во-первых, считается, чтоэгоистически-материалистические устремления людей имеют глубокие корни в ихпротиворечивой биолого-социальной сущности. Во-вторых, происхождение тенденцийрасширения своекорыстных интересов связано с кризисным состоянием нашего общества.В современных условиях в России установка на развитие товарно-денежныхотношений, форсирование рынка, превращение принципов либерализма в основухозяйственной политики приводят, в конечном счете, к активизации экономизма идругих малопочтенных привычек и пороков. И уж конечно, не к расцветудуховности, больше того, увеличивается нарастание элементов кризисанравственности.
Следует также отметить еще одну существеннуюпричину. Речь идет о роли СМИ. За последние годы телевидение, кино, а такжедетективно-развлекательная литература формируют массовое сознание и психикуроссиян в духе западных нравственных стандартов. Таким образом, допускается грубейшаяошибка – нельзя навязывать людям неприемлемые, чуждые им идеалы. Известно, чтомассовое сознание по своей природе иррационально, его нельзя сводить к экономическойпрактике.
Сейчас многие ученые и практики не без основанияутверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно –нравственных устоев. И для начала следует выяснить содержание понятия«духовность». В философской литературе духовность определяется какцелостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, – с другой.Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности.Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принциповрациональности, распространения императивов информационности. Происходит как бывытеснение «второй половины» духовности. Ум, знания, наука занимают лидирующееместо в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей ксопереживанию, к добру явно отстает. Наблюдается так называемое обездушиваниемира и отдельных людей.
Философский подход предполагает анализсоциального смысла духовности. Считается, что ядром, основой ее является выходотдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо.Это альтруизм, принцип служения, противостоящий эгоизму, расчетливости. В настоящеевремя в нашей стране существование духовности, служение общему благу напрямуюсвязывается с религиозным возрождением.
В современном российском обществе идеядуховно-религиозного возрождения получила определенную активизацию. Вдокументах недавно состоявшегося Всемирного Русского народного собораподчеркнута необходимость диалога, единения традиционных конфессий – православия,ислама, буддизма и иудаизма. Особо обращено внимание на сотрудничество, на общееслужение людям, на возрождение национальной культуры, на сохранение нравственности.
Принципиальное значение сегодня приобретаетзадача выработки идейного стержня, духовного ядра в общественном сознании. Этасложная и глубокая задача имеет своей главной целью сплотить общество, задатьему ясные и четкие ориентиры на целый исторический период. Ныне эта задачатрактуется как поиски национальной российской идеи.
Можно спорить о том, даны ли нам законынравственности свыше – Господом Богом, или они являют собой выстраданный опытчеловечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любомслучае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать,что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых(тех из них, которые не несут узко религиозного характера).
Конечно, эти заповеди не потеряли своейактуальности и почти за три тысячелетия. Они являются до настоящего времениосновой нравственности жизни народов, исповедующих иудаизм, христианство,ислам.
Ключевую роль играет не столько провозглашениенравственных норм и запретов, сколько их реализация. Мораль должна замыкатьсяна конкретные виды деятельности, моральное действие (поступок) всегда связано сполнотой ответственности личности.
Духовно-нравственное оздоровление нашегообщества, а также экономической жизни, идет в том числе и через усвоение иреализацию вечных нравственных законов. Ведь без совести, без честности, беззаботы о людях, без четко исполняемых моральных правил невозможны успешныесоциально-экономические преобразования. Как видно этические вопросы занимаютсущественное место в проемном поле философии экономики.
Философия экономики имеет свой предмет изучения.Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. Наоснове общефилософских положении и принципов экономическая философия нацеленана рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческойжизни и общества.
В центре внимания философии экономики находятсяприрода экономической жизни, сущность стороны экономических явлений ипроцессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектахэкономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существованиялюдей.
Философия экономики рассматривает ключевую рольчеловека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалийосуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другимиподходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономикукак многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общиеориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общаяметодология экономического познания.    Философская методология разрабатываеттеоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейсяэкономической реальности, причем разработка диалектико-логических принциповпознания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретныхэкономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимостьметодологической функции философии экономики[2].
2.Философские основы хозяйства, экономики
Проблема выяснения базовых понятий (категорий)философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду,что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых,фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономическогомира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждениифилософско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности.
Во-вторых, базовые категории призваны датьадекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих,принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающихценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов,особенности мотивации их деятельности и поведения. Это антропоаксиологическаяпроблематика, речь идет о человеке в мире экономики.
В-четвертых, базовые категории не тольковыполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполаганияв практической деятельности.
В хозяйственно-экономической практикевыстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологическиепринципы и категории.
К числу базовых категорий философии экономикиследует отнести категории хозяйство, экономика, рынок. Самая широкая категория«хозяйство», которая отражает сложность и многоплановостьэкономического бытия общества. Хозяйство рассматривается как производствожизни, основной вид жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включаетв себя человеческие, родовые и божественные параметры.
Родовым стержнем хозяйства являетсяприродопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствованияи экологической деятельности. Эта проблематика получила основательнуюфилософскую разработку в трудах отечественных ученых.
Другая базовая категория «экономика»трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая дваразличных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге«Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность,направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни,которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях полученияприбыли, накопления богатства.
В современной социальной науке экономикаопределяется с разных точек зрения. Она толкуется как способ хозяйства, частныйслучай хозяйственной деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономикапо своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом она и существует. Причемобмен понимается как универсальный феномен общественной жизни и как действо,связанное с деньгами.
Другие социальные теоретики высказывают сужденияо том, что суть экономики определяется характером труда, иные видят стержень всубстанции стоимости. Известно также определение экономики как совокупностипроизводственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения,лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономикакаждой страны – это большая система, в которой много разных видов хозяйственнойдеятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, чтополучает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости и от другихзвеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных связей иотношений, особым образом упорядоченная структура.
Рассмотрим характеристику структуры экономики,сферы экономической системы. К ним обычно относят: непосредственное производство,распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.Речь идет о различных благах, в том числе продуктах питания, одежде, жилье, бытовойтехнике, машинах и т.д., а вообще понятие блага означает все то, чтозаключает в себе определенный положительный смысл. Это предметы, продукты,явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающиеинтересам, целям людей.
Для понимания человеческих благ большое значениеимеет их классификация. Общепринято подразделение благ на материальные инематериальные. Если материальные блага – это преимущественно вещи, предметы,то нематериальные создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение,образование, искусство, обеспечение здоровья людей, культура и т.д.). Этоблага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровьялюдей.
Услуги – это целесообразная деятельность людей,результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либопотребности. Например, транспортные, услуги связи и др.
Понятие производства ассоциируется впервую очередь с изготовлением материальных продуктов. А на самом деле доляматериального производства во всех ведущих странах в течение десятилетийустойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В этой сфере ширятся отрасли,производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средствамассовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившаявсе и вся реклама предлагает образцы продуктов, не слишком жестко связанные сих реальными свойствами.
В науке и в повседневной практике важное значениеприобретает товар как специфическое экономическое благо, произведенноедля обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либочеловеческую потребность и пригодность к обмену. Обычно говорят, что в этомсмысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речьидет о принципиальной социально-экономической проблематике, которая имеетдавнюю историю, различные подходы и трактовки.
Следует отметить, что структура экономическойсистемы носит весьма сложный характер. В современной социально-экономической наукевыделены общепринятые слагаемые:
– микроэкономика – поведениеотдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий,домашних хозяйств;
• макроэкономика – функционированиенациональной экономической системы в целом;
• мезоэкономика – деятельностьопределенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отрасляхнародного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе(ТЭК) и т.д.;
• суперэкономика – мировая экономика вцелом.
Кроме того, в мировой научной литературе получилараспространение классификация экономических систем по двум признакам: I) по форме собственности;2) по способам управления экономической деятельностью. На основе этих признаковразличают экономику:
• командную или тоталитарную – где большинствопредприятий находятся в государственной собственности;
• рыночную – которая характеризуетсячастной собственностью на средства производства, свободой рынков, конкуренцией;
• смешанную – в рамках ее сочетаетсягосударственный сектор и частный,
Особое место в общественной системе принадлежит переходнойэкономике. Специфика ее заключается в том, что здесь происходит реформированиехозяйства, переход от одного типа социально-экономических отношений к другому.Подобная ситуация наблюдается в нашей стране, где в течение более десяти летосуществляются экономические преобразования[3].

Литература
1. Алексеев П.В. Философия.Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.
3. Игошин Н.В. Экономика:Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 607 с.
4. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философияэкономики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 68 с.
5. Осипов Ю.М. Философияхозяйства: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 320 с.
6. Основы современной философии: Учебник / Подред. М.Н. Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
7. Самсин А.И. Основыфилософии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 271 с.
8. Скирбек Г. Историяфилософии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 715 с.
9. Философия: Учебноепособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
10. Философия: Учебникдля вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.– 584 с.
11. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.:Политиздат, 1991. – 560 с.