–PAGE_BREAK–
II.
Принципы и требования законности.
Принципы законности – это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности.
В юридической литературе сформулирована следующая система принципов законности:
— единство законности;
— верховенство закона;
— равенство всех перед законом;
— неотвратимость юридической ответственности.[12]
Рассмотрим каждый из принципов поподробнее. Единство законности предполагает, что при всём многообразии действующих законов и нормативно – правовых актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждойреспублике, области, районе своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда чётко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации. В этой связи актуальны вопросы обеспечения единого правового пространства Российской Федерации, сущность которой заключается в точном соответствии актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления основополагающим федеральным конституционным принципам и нормам.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемление самостоятельности и инициативы мест. Федеральное законодательство в свою очередь должно быть достаточно гибким и учитывать интересы как страны в целом, так и субъектов.
В обеспечение принципа единства законности должно быть соблюдено также следующее обстоятельство. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны.[13]
Единое понимание правовых норм зависит от качества самих правовых норм, точности их изложения, от чёткости содержания в них понятий, а также от уровня профессиональной подготовки тех, кто применяет эти нормы.
Российскими правоведами обстоятельно изучены свойства, которыми должны обладать нормы права, в результате выделено четыре вида свойств: собственно – юридические, языковые, логические и социологические, которые включают такие критерии качества закона, как:
— нормативность, полнота и конкретность нормативно – правового регулирования, характеризующие собственно-юридический аспект норм права;
— простота, краткость, ясность, точность, характеризующие языковой аспект нормы права;
— определённость, последовательность, непротиворечивость, характеризующие логический аспект нормы права;
— юридическая и социальная эффективность права.
В системе свойств, которые должна иметь любая качественно совершенна норма, важное место занимает её юридические свойства – нормативность, полнота и конкретность.[14]
Нормативность характеризует способность нормы права быть регулятором общественных отношений, содержать правило, стандарт определённого поведения субъектов правоотношений.
Степень полноты нормативно – правового регулирования, закреплённого нормой права, характеризуется, прежде всего, требованием предусматривать в проекте все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию) либо отсылать к акту, где содержатся те или иные компоненты проектируемых норм права.
При недостаточно полной регламентации правоотношений в законе появляются пробелы, которые влекут за собой возникновение ситуаций, когда субъективное право, предоставленное законом, не может быть реализовано по мотивам отсутствия соответствующего нормативно правового предписания.
Критерий конкретности нормы права требует разработки действенного механизма реализации нормы права в конкретных отношениях. Любая норма может действовать эффективно и широко использоваться в конкретных правоотношениях при условии, что она имеет тот или иной набор действительных правовых средств, тогда норма становится привлекательной в глазах заинтересованных лиц и легче обеспечивается неукоснительное соблюдение и исполнение данной нормы права. Неконкретность регулирования неизбежно влечёт за собой появление декларативных норм, которые превращают акт, не обязывающий ни к чему призыв. Между тем для действия нормы главным является факт её соблюдения, использования в конкретных отношениях.[15]
Критериями качества закона с точки зрения языка являются простота, краткость, ясность и точность.
Критерий краткости сосредотачивает внимание субъекта на сути закона.
Ясность закона способствует правильному и полному выявлению содержащейся в нём информации, обеспечивает эффективность действия нормативных предписаний закона.
Любые нарушения критериев языкового аспектов закона затрудняют восприятие текста нормативных актов, создают ситуации, когда заинтересованные лица неправильно понимают соответствующие нормативно-правовые предписания либо вовсе не могут понять смысл и содержание нормы права, что затрудняет её надлежащее соблюдение и использование.
Единство законность предполагает также, соблюдение всех правовых норм, а не только законов, т.е. законодательства в широком понимании. Здесь понимается, что каждый подзаконный акт, если он издан в развитии закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона.[16]
Принцип верховенство закона понимается, как подчинённость ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. В Российской Федерации наивысшую юридическую силу имеет Конституция. Стало быть, данный принцип предполагает соблюдение иерархии источников права (Конституция – закон – указ) в рамках правового государства каким провозгласила себя Россия в Конституции (ст.1). В данной связи в вопросе реализации данного принципа особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента РФ и федеральными законами. Согласно Конституции (ст.90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».[17] Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в праве указанный принцип нарушен. Данный принцип требует иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации и Федеральных законов».
Принцип равенства всех перед законом. Этот принцип состоит в том, что в процессе реализации законов и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение. Однако данный принцип имеет ряд недостатков в практике реализации. Неравенство в некоторых случаях существует законодательно, т.е. нормы права по существу закрепляют неравенство субъектов права в их субъективных правах.
Принцип неотвратимости юридической ответственности. Данный принцип важнейший и необходимый для укрепления законности, поскольку эффективность его применения определяется не жесткостью, а неотвратимостью. Понятие юридической ответственности шире понятия наказания, т.к. действующие законодательство не ставит перед собой цели во всех случаях применить к субъекту санкцию.[18] Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в уголовном, административном, гражданском праве.
Неотвратимость юридической ответственности не может быть сведена к поимке и наказанию правонарушителя. Она возможна при соблюдении ряда условий.[19] К ним относятся следующие: юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или могут быть совершены правонарушения; юридическая ответственность наступает либо за нарушения прав и законных интересов, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; практика применения мер юридической ответственности должна быть последовательной и непротиворечивой; санкции должны соответствовать тяжести, характеру совершенного правонарушения, характеру и функции того или иного вида юридической ответственности; недопустимость изъятия, исключения из правил об обязательности юридической ответственности в отношении отдельны категорий субъектов права или отдельных лиц; недопустима обратная сила закона, отягчающего ответственность.
Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного принципа заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона.
III.
Гарантии законности.
Препятствием нарушения законности является развитие системы гарантий законности, под которыми понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, посредством которых, обеспечивается законность.
В юридической литературе выделяются общие и специальные гарантии. К первой группе относятся экономические, политические, нравственно – духовные и общественные гарантии, а ко второй собственно юридические.[20]
Экономические гарантии – являются одними из основных гарантий законности. Все существенные изменения в экономической жизни страны неизбежно отражают состояние законности. Кризис в экономической сфере ведёт к ослаблению законности. И, наоборот, усиление, упрочнение в стране экономических гарантий имеет результатом укрепление законности в стране.
Среди экономических, гарантий выделяют многообразные формы собственности, существование предпринимательства, рынка, конкуренции, многоукладность экономики, рынка товаров, капиталов, труда. А также уровень благосостояния страны, ресурсов, реальные материальные средства обеспечения юридических прав и обязанностей. Материальное обеспечение является основной предпосылкой реальности прав и свобод, провозглашённых в законодательстве.[21]
Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказывается на уровне законности в стране, провоцируя людей на поиски путей незаконного обогащения, обход закона и т.д. Таким образом, прочная законность возможна только в условиях экономической стабильности страны.
Политические гарантии законности – это вся политическая система, функционирование всей политической организации общества, ведущее место в которой занимает государство. Принципы организации и деятельности всех органов государственной власти обеспечивают, отражают политический режим демократии (в частности, принципы полновластия народа, разделение властей и т.д.). Подлинный демократизм общества, разделение властей, политический плюрализм, гласность, свобода печати являются предпосылками законности.
Таким образом, к политическим гарантиям законности можно отнести как политическую систему в целом, так и отдельные её элементы, принципы функционирования: легитимность власти, разделение властей, наличие и реальная возможность осуществление прав и свобод, политический плюрализм, выражающийся в существовании многопартийной системы.[22]
Духовными гарантиями законности выступают различные факторы общественного сознания и культуры: мировоззрение, правосознание, признание действующей Конституции идеологического многообразия, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, а также образованность, высокий профессионализм работников государственных органов, развитие юридической науки.[23] Правовая культура граждан и должностных лиц, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, имеют огромное значение для укрепления законности.
Под общественными гарантиями следует понимать сложившийся в стране комплекс мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законности – задача не только государственных органов, но и различных политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также органов местного самоуправления, самодеятельных организаций – различных комиссий, квартальных, уличных комитетов и др.
Важное место в ряду общественных гарантий законности принадлежит средствам массовой информации. Все они призваны внести свой конкретный вклад в обеспечении строжайшего соблюдения законов, улучшении правового воспитания граждан. Это и профилактические работы по предупреждению правонарушений, и содействие в раскрытии преступлений и иных правонарушений, и правовое воспитание населения, пропаганда правовых знаний и др.
Таким образом, все экономические, политические, духовные явления, выражающие, природу общества с объективной необходимостью требуют установления законности, порождают естественную потребность в ней, предопределяют с большей или меньшей степенью опосредованности её упрочнения. Общие гарантии являются необходимыми, но не единственными условиями обеспечения законности в стране. Они составляют материальную базу, основу её реальности. Однако сами по себе они не всемогущи, не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к каковым относят юридические гарантии.[24]
Юридические гарантии – это закреплённые в действующем законодательстве способы и средства непосредственно направленные на обеспечение законности.
От того насколько развиты, совершенны эти гарантии, насколько активно и умело пользуются ими государственные органы, общественные объединения, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане, в значительной степени зависит состояние законности в стране.
Существует следующая классификация юридических гарантий, в основу которой положено выделение в их системе четырёх блоков:
1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства.
Сейчас законодательная база далеко не в полной мере отвечает требованиям времени, поэтому данный блок юридических гарантий требует к себе постоянного, пристального внимания.
2. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью.
Такой контроль занимает исключительно важное место в системе специально – юридических гарантий, ибо он проистекает из того, что все государственные органы, начиная с Президента РФ, Федерального Собрания РФ, правительства РФ, высших судебных органов РФ, призваны обеспечить законность в стране.[25]
Внутриведомственный контроль заключается в контроле высшего органа за соблюдением законности в деятельности подчинённых ему нижестоящих органов, то есть этот контроль, осуществляется по вертикали.
Межведомственный контроль осуществляется межведомственными органами, которые наделены правом проверять законность в деятельности не только подчинённых и подотчетных им органов, но также и других органов, не находящихся в их посредственном подчинении.
3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности, среди которых выделяются следующие:
а) судебные органы. Судебная система выражается в защите и охране судами нормально функционирующих общественных отношений. Она включает механизм решения судами общей юрисдикции споров о праве и иных конфликтов путём отправления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в особом процессуальном порядке. Такие принципы правосудия, как независимость, открытое судебное разбирательство, состязательность, равноправие сторон и другие, призваны обеспечить верховенство закона, незыблемость, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, интересов государства. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд РФ, призванный защищать конституционный строй государства.
б) органы прокурорского надзора. Прокуратура РФ осуществляет надзоры за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, и должностными лицами, а также за соответствием издаваемых им правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами и должностными лицами.
в) органы внутренних дел. В деятельности органов внутренних дел (ОВД) законность выражается, во-первых, в том, что их структура и компетенция определены в законах и подзаконных нормативных актах, во-вторых, в точном осуществлении ОВД требований и принципов права, в – третьих, в строгой подзаконной всей правоприменительной деятельности, в четвёртых, в строгой субординации актов, издаваемых ОВД. [26]
г) органы ФСБ. Федеральные органы государственной безопасности, предназначены для предупреждения нанесения ущербов безопасности Российской Федерации.
д.) органы налоговой полиции. Данные органы являются составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном итоге падение конкурентно способности российского бизнеса.
ж.) органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию государственную политику в сфере юстиции.
4.Иные специально – юридические гарантии:
а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав. Конституция РФ создаёт возможность выбора форм и процедур защиты нарушенных прав граждан – судебных или административных.
Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.
б) адвокатура, занимает промежуточное положение между общественными и специально – юридическими гарантиями законности.[27] Она представляет собой общественную самоуправляющуюся организацию, добровольное объединение лиц, осуществляющих в соответствии с законом оказание юридической помощи гражданам и организациям по защите их прав и законных интересов, способствующих укреплению законности.
Таким образом, все правовые гарантии законности необходимо изучать в системе, совокупности, которая определяется тем, что задача обеспечения законности является общей для всех отраслей государственной деятельности.
Специально – юридические гарантии сильны именно в своей совокупности, тесном сочетании. Ослабление любой из составных частей структурных элементов этой системы непосредственно сказывается на состоянии законности, приводит к её нарушениям и затрудняет возможность их обнаружения и исправления.
IV
.
Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел.
Борьба прокуратуры за законность в деятельности органов внутренних дел при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях имеет многолетнюю историю.
Прокурорский надзор оказывает на нечестных стражей общественного порядка сдерживающее влияние. В последнее время приукрашивать положение дел с преступностью приходится не только для своего начальства, но и для зарубежных предпринимателей, дабы не отпугнуть их от вложения капитала в российскую экономику. Вот к каким «картинкам» приводит такая политика.[28]
В 2005 г. проанализировано состояние борьбы с фальшивомонетничеством и выявлено, что количество уголовных дел, возбужденных по этим фактам, и количество выявленных банками фальшивых банкнот соотносится как 1:10. Проверки показали, что тысячи фальшивых банкнот, направляемых в органы внутренних дел для принятия решения, оседают в сейфах, проверки по этим фактам во многих случаях не проводятся и дела не возбуждаются. Очень часто акты банков о выявлении фальшивых купюр присоединялись к другим ранее возбужденным делам, хотя купюры были изготовлены заведомо разными способами и наверняка разными лицами.
За последние годы в стране весьма распространенными стали и ложные сообщения о готовящихся взрывах. Латентность такого рода преступлений очень высокая, хотя в некоторых районах отчетная раскрываемость по этим преступлениям составляла 100 %.
Среди руководителей управлений внутренних дел административных округов существует соревнование по раскрываемости. Причем, если начальник уже получил генеральский чин, то борется он не столько за первое место, сколько за то, чтобы не попасть в отстающие. Отстающего по итогам года не просто журят, но и строго наказывают.
И вот, чтобы уберечься от кнута, милицейские руководители придумали еще один способ повышения раскрываемости: увеличение в статистике числа зарегистрированных раскрытых преступлений. Способ этот прост и не вызывает жалоб граждан. Сводится он к тому, что оперативный работник накануне окончания отчетного периода выставляет статкарточку на якобы выявленное, расследованное и раскрытое преступление. Но для того, чтобы такая фальшь выглядела пристойно, придумываются самые разные поводы.
Подобные манипуляции часто встречаются и при рассмотрении дел о взяточничестве. Дача взяток неоднократно одному лицу при аналогичных обстоятельствах в соответствии с той же Инструкцией должна учитываться как одно преступление независимо от количества эпизодов. Но нередко таких преступлений регистрируется (опять-таки под прикрытием конкретных дел) столько, сколько необходимо для благополучия в статистике.[29]
По всем перечисленным нарушениям возбуждались уголовные дела в отношении сотрудников, вносились представления об устранении нарушений. Однако ситуация не улучшается.
Правильнее было бы повысить ответственность руководителей органов внутренних дел за рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях. В первую очередь, министр внутренних дел и другие руководители министерства должны понять, что наряду с коррупцией и рукоприкладством укрытие преступлений — одно из наиболее безнравственных и массовых явлений, характерных для деятельности сегодняшних органов внутренних дел, явление, которое ведет систему МВД к деморализации и разложению. Необходимо повысить требовательность в этой части со стороны министра и его заместителей, усилить ведомственный контроль. Не пора ли министру спросить со своих генералов, почему лишь 1-2% преступлений, укрытых от учета, восстанавливается по инициативе руководителей органов внутренних дел, а 98-99% — по инициативе прокуратуры или гражданина, потерпевшего от преступления.
Проблема столь остра и актуальна, что требование в наведении порядка должно исходить не только от министра, но и от государства.[30] А поэтому в Уголовном кодексе необходимо предусмотреть специальные составы преступлений, предусматривающие ответственность работников правоохранительных органов за сокрытие от регистрации преступлений, а также за искажение государственной статистической отчетности. Возможность квалификации таких деяний по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) у некоторых прокуроров, следователей и судей вызывает сомнение.
Заключение.
В последнее время в средствах массовой информации нередко пишут о том, что часть нашего общества стремиться к установлению диктатуры, мечтают о «сильной руке». Это заблуждение. Просто люди устали от беззакония, нарушения их прав, непредсказуемости осуществляемых государственных мер, неуверенности в завтрашнем дне. Они хотят законности, стабильности и в этих естественных желаниях и стремлениях людей нельзя усматривать мечты о диктаторском режиме.
Законность, порядок, стабильность – вот признак сильного государства основанного на праве. Порядок диктаторского режима имеет иные основания – страх и насилие. И едва ли значительные социальные силы, даже ориентирующиеся на социалистические идеи, захотели бы позаимствовать такие средства упорядочивания общественных отношений.[31]
В нынешней кризисной ситуации аналитики ищут истоки кризисных явлений в экономических просчётах, политическом противостоянии, слабости и раскоординировании различных ветвей власти, неоднородности общественного сознания. Безусловно, эти факторы оказали существенное влияние на возникновении кризиса. Однако следует подчеркнуть основную стратегическую ошибку в деятельности государства, всех его структур, которая породила такие драматические последствия. Она состоит в том, что законность грубо попиралась практически во всех сферах общественных отношений – экономической, социальной, политической, национальной. Такая ситуация вызвала массовое негативное отношение к власти, неверие в реальность провозглашённых принципов и, как следствие, – грубое нарушение законности гражданами.
Неубедительность российских реформ, от которых устала страна, и измучился народ – результат чрезвычайно неэффективного государственного управления. Власть обязана опираться на закон и сформулированную в соответствии с ним единую вертикаль власти.
Между тем, в Российской Федерации действует сегодня 70 тысяч документов, и это не считая ратифицированных междугосударственных (международных договоров), кроме того, в правовой системе полтысячи действующих доныне законов Союза ССР. Мы просто тонем в океане законодательных бумаг, многие из которых, как известно не работают, а иные то и дело вступают в противоречия друг с другом. Таким образом, существующие правовой хаос и беспредел отдают простых граждан во власть стряпчих, поверенных, адвокатов, нотариусов, которые зачастую толкуют законодательство кто во что горазд.
Для укрепления законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества необходимо:
1. укрепить российскую государственность;
2. разрешить проблему разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
3. создать условия для экономического развития государства;
4. обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан;
5. совершенствование всех сторон законотворчества, речь идет, прежде всего, о четко выверенном, научно-обоснованном механизме законодательной деятельности,
6. повысить качество принимаемых законов;
7. исключить коллизии, пробелы в праве;
8. формирование правосознания и правовой культуры граждан с использованием различных форм правового воспитания.
Хочется надеяться, что формирующееся в России институты гражданского общества скажут свое слово в упрочнении законности. Гражданское общество должно стать полноценным партнёром государства. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных элементов механизма правового регулирования. Мало принять тот или иной закон, нужно создать «механизм», обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Всё вышеизложенное диктует жёсткие требования к науке и практике по разработке и реализации целостной концепции укрепление законности в стране, поскольку без утверждения законности невозможно, обеспечение устойчивости общества.
Итак, в своей курсовой работе мы исследовали проблемы законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества.
Достигнуть поставленную перед нами цель нам помогли рассмотренные нами задачи, а именно в ходе исследования, мы:
— рассмотрели теоретические аспекты законности;
— определили современное состояние законности;
— выявили причины нарушения законности в Российской Федерации;
— раскрыли проблему формирования единого правового пространства в России;
— рассмотрели средства, обеспечивающие законность в деятельности органов внутренних дел.
Хочется верить, что в ближайшем будущем российское общество станет гражданским, а государство правовым.
Список использованной литературы:
1.Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации: монография / В.М. Артемов. – М., 1998.
2.Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение.1999. № 2.
3.Ветютнев Ю.Ю. О правовой случайности в правовом хаосе / Ю.Ю. Ветюнева // Журнал российского права. – 2003, № 7.
4.Высоцкий П.А. О причинах недостаточной эффективности деятельности существующих механизмов по обеспечению конституционной законности. // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2000. №7.
5.Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве: Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. юрид. наук. – Саратов, 2001.
6.Зиновьева М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. 1998. №1.
7.Исаков В. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2001. № 10.
8.Лаврентьев А.Р. Коллизии института юридической ответственности: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юридических наук. – Н.Новгород, 1999.
9.Общая теория права и государства / В.В. Лазарева. – М., 1994.
10. Пиголкин А.С. Язык закона: черты, особенности // Язык закона. – М., 1999.
11. Пыхтин С.П. Сколько законов нужно России? // РФ сегодня. 2000. № 16.
12. Строев Е.Н. Вызовы времени и наш ответ. // РФ сегодня. 2001. № 11.
13. Стучка П.И. Учение о советском государстве и его Конституции. – М., 1993.
14. Теория государства Теория государства и права / В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1999.
15. Теория государства и права / М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М., 2000.
16. Теория государства и права. Курс лекций / В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 2001.
17. Хабриева Т.А. Толкование Конституции РФ: теория и практика. – М., 1998.
18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.,1999.
19. Щинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник науч. трудов. – М., 2004.
–PAGE_BREAK–