Совершенствование социального страхования

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Совершенствование социальногострахования
Выводы
Литература

Введение
Темаработы «Совершенствование социального страхования».
Вработе проанализированы фундаментальные основы государственной системыобщественно-экономических мероприятий, направленных на материальное обеспечениеи защиту населения от социальных рисков, приведены предложения посовершенствованию системы социального страхования во время нынешней финансово — экономического кризиса и на перспективу.
Социальноеобеспечение (социальная защита) представляет собой системуобщественно-экономических мер, направленных на материальное обеспечениенаселения в случае наступления социальных рисков (болезни, инвалидности,старости, утраты кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве ит. д.). Дефицит бюджетных средств не позволяет кардинально решить в ближайшеевремя проблемы социальной сферы в Украине. А потому назреваетнеобходимость в безотлагательном реформировании как системы социальногострахования в целом, так и пенсионной системы, в частности исходя изобъективных возможностей нашей экономики. Опыт стран, переживших достаточносложный экономический период, аналогичный тому, который сегодня проходитУкраина, показывает, что общество может решить целый ряд экономических,социальных и политических проблем при помощи личного страхования. Необходимостьдобровольного личного страхования обусловлена как рискованным характеромвоспроизводства рабочей силы, так и повышенной степенью риска жизни в связи сурбанизацией, ухудшением состояния окружающей среды, а также ростом доли людейпреклонного возраста в общей численности населения. Это усложняет защиту личныхинтересов граждан со стороны государства и предполагает формирование защитныхмеханизмов посредством распределения индивидуальных доходов. Смакроэкономической точки зрения социальное обеспечение — это система управлениясоциальными рисками с целью компенсации вреда, снижения и предотвращения ихвлияния на процесс расширенного воспроизводства населения. Каксоциально-экономическая категория социальное обеспечение — это отношения поперераспределению национального дохода для обеспечения установленных социальныхстандартов жизни каждому человеку в условиях социальных рисков.

Совершенствованиесоциального страхования
 
Вразных государствах системы социальной защиты формировались с учетом спецификиэкономического, социального и культурного развития. Однако, вопреки отличиям впутях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также вметодах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основеединых принципов. Рассмотрим эти принципы и главные отличия систем социальнойзащиты в разных развитых странах.
В качестве примера можнопривести Германию — демократическое и социальное государство. Целью социальногогосударства является учет индивидуальных правовых возможностей гражданина,полученных в результате собственного труда, а не его всеобщее обеспечение иобслуживание. Весь мир признает эффективность социальной системы Германии, хотясоциальные услуги, которые получают только те, кто в них нуждается, составляютсвыше 30% в совокупном общественном продукте. Именно для этого было разработаномного социальных законов, касающихся денежного обеспечения при болезни,достижении пенсионного возраста или несчастном случае.
Порядоксоциального страхования в Германии регулируется Социальным кодексом иотдельными законами, большинство которых направлены на социальную защитуопределенных групп населения (например, закон о социальной защите художников).Интерес представляет и система пенсионного страхования, в частности, с научнойи методологической позиций. В соответствии с Социальным кодексом, лицо можетлибо быть включено в систему обязательного пенсионного страхования или бытьзастраховано по другой системе и получать пенсию по старости в полном объеме,либо быть освобождено от обязательного пенсионного страхования и бытьзастраховано в системе страхования профессиональных групп. Социальноестрахование в Германии делится на обязательное и добровольное и осуществляетсяпо 5 основным направлениям: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, побезработице и инвалидности. Германия занимает 4-е место в Европе по размерувыплачиваемых пенсий для лиц старше 60 лет, уступая только Люксембургу, Франциии Дании. При этом система пенсионного страхования Германии предполагаетпроведение действий, необходимых для избежания досрочного выхода на пенсию инаправленных на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности, атакже содействие профессиональному развитию и переквалификации физических лиц.Страхование состоит из 3 элементов, являющихся отдельными системами:обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятиях ичастное пенсионное страхование.
ВГермании предоставляется денежное обеспечение в случае бедности тем гражданам,которые не получают никакой помощи и самостоятельно не способны себяобеспечить. На него имеют право как граждане Германии, так и граждане другогогосударства, постоянно проживающие на территории страны. Речь идет о денежныхсредствах на содержание жилья, минимальное обеспечение жизненных потребностейили потребностей, связанных с особыми условиями жизни, например инвалидностью,болезнью или старостью. Около 8,5% населения получают такое социальное пособие.Сегодня значительную финансовую поддержку в Германии имеет семья. Для повышениярождаемости с 2007 г. вместо пособия на воспитание было введено так называемое«родительское пособие», финансируемое из бюджета, размер которогозависит от уровня доходов семьи. Его может получать мать или отец в зависимостиот того, кто берет перерыв в работе.
Отметим,что аналогичные меры предпринимаются и в Украине, и с расширением финансовыхвозможностей размеры такой помощи, безусловно, будут увеличиваться.
Чтокасается системы медицинского страхования, то она тоже не однородна в разныхстранах. Так, в Германии она состоит из 5 основных компонентов. Первый — стационарноемедицинское обслуживание. В начале XXI в. расходы на стационарное обслуживаниесоставляли 40% всех расходов на медицинскую помощь; почти 60% всех врачейработают в больницах стационарного обслуживания. Второй — амбулаторноеобслуживание. Третий — обеспечение медикаментами. Цены на медикаменты длянаселения равняются третьей части от их рыночной цены. Они продаются только порецепту, что позволяет контролировать также и их качество. Оплата лекарств осуществляетсячерез больничные кассы, а их полную стоимость покрывает медицинская страховка.Четвертый компонент — финансирование программ для лиц, которые не могут личноучаствовать в программах обязательного медицинского страхования. Пятый — медицинское обслуживание на предприятиях, на которое приходится 4,3% всехрасходов на здравоохранение.
Совершенно очевидно, чтонекоторые из этих элементов социальной защиты следует использовать присовершенствовании системы страхования в Украине.
Образцомсовременной концепции развития Европы является также Швеция. Социальную защитускандинавская модель понимает как законное право гражданина и содержит широкийперечень разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержкиобщества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантировано всемжителям страны и не обусловлено занятостью и уплатой страховых взносов. Уровеньсоциальной защищенности, предложенный этой системой, весьма высок, и непоследнюю роль в этом играет активная перераспределительная политика, направленнаяна выравнивание прибылей. Наполнение социальных фондов происходит в основном засчет налогов, хотя страховые взносы тоже важны.
Даннаясистема социальной защиты не может быть использована в Украине в полном объемев силу намного более низкого уровня государственного развития. Однако отдельныеее положения заслуживают детальной проработки с целью адаптации к украинскимреалиям.
Вамериканской модели социальной политики присутствует либерализм. Системаосновывается на принципе отделения социальной защиты от свободного рынка иограничения защиты тех, кто не имеет других доходов, кроме социальных выплат. Вцелом при такой модели обеспечиваются достаточно высокий уровень и качествожизни основной части населения. Социальная поддержка граждан осуществляется засчет развитых систем страхования. Государство использует незначительныетрансфертные платежи от уплаты налогов для предоставления пособий и субсидийопределенным слоям населения. Материальная помощь носит адресную направленностьи предоставляется только после проверки ее необходимости.
Сегодняэтот тезис очень актуален и для системы социальной защиты и поддержкималообеспеченного населения Украины.
Рассмотренныепримеры систем социальной защиты населения других стран позволяют в целом критическиоценить действующую в Украине модель социального страхования, а такжепредложить меры по совершенствованию ее составляющих -отдельных фондов.Социальное страхование — фундамент государственной системы социальной защитынаселения Украины, на основе которого осуществляются материальное обеспечение иподдержка нетрудоспособных граждан за счет фондов, сформированныхтрудоспособными членами общества.
Фондсоциального страхования в связи с временной утратой трудоспособности (далее — Фонд) является органом, осуществляющим руководство и управление всеобщимобязательным государственным социальным страхованием в связи с временнойутратой трудоспособности и расходами на похороны, собирающим и аккумулирующимстраховые взносы и другие денежные средства, предназначенные для материальногообеспечения и предоставления социальных услуг, виды которых предусмотрены ст.34 Закона Украины «О всеобщем обязательном государственном социальномстраховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами,связанными с рождением и похоронами» № 2240 от 18 января 2001 г. (далее — Закон).
Всеобщее обязательноегосударственное социальное страхование в связи с утратой трудоспособности ирасходами на похороны предполагает материальное обеспечение граждан в случаепотери заработной платы (дохода) вследствие временной утраты трудоспособности(включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи),по беременности и родам; частичную компенсацию расходов, связанных со смертьюзастрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услугза счет Фонда, средства которого направляются на: выплату застрахованным лицампомощи по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, напохороны; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровлениязастрахованных лиц и членов их семей; внешкольное обслуживание, в том числеприобретение детских новогодних подарков; создание резерва страховых денежныхсредств в расчете не менее пяти календарных дней для финансированияматериального обеспечения застрахованных лиц; обеспечение текущей деятельностии содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.
Источникамисредств Фонда являются: страховые взносы страхователей-работодателей изастрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренныхзаконодательством; суммы не принятых к начислению расходов страхователя поданному виду государственного социального страхования, пени, штрафов и другихфинансовых санкций, примененных к страхователю и должностным лицам; благотворительныевзносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц; ассигнования изгосударственного бюджета Украины; прибыль, полученная от временно свободныхсредств Фонда, в том числе резерва его страховых средств, на депозитном счету;другие поступления в соответствии с законодательством.
Вслучае несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов страхователем (втом числе физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя, но использующимнаемный труд, уклонившимся от подачи заявления о взятии на учет как плательщикастраховых взносов) он уплачивает сумму доначисленных контролирующим органомстраховых взносов (недоимки), штраф и пеню. За несвоевременность уплатыстрахователем страховых взносов на него налагается штраф в размере 50% суммыподлежащих уплате страховых взносов за весь период, прошедший после дня, когдастрахователь был принят на учет. За неполную уплату страховых взносов настрахователя налагается штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы заработнойплаты, на которую начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения- в троекратном размере указанной суммы.
Занарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50%подлежащей выплате суммы страховых взносов. Пеня начисляется исходя из 120%учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты суммы, начисленной на полныйразмер недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Не уплаченные в срокстраховые взносы, пеня и штраф взимаются со страхователя в бесспорном порядке.
Анализируяположения, регламентируемые упомянутым выше Законом, можно сделать вывод, чторевизионная работа органов Фонда была четкой и понятной до того момента, когдаКабинет Министров Украины принял новые постановления, которые, к сожалению,оказались далеко не совершенными. Прежде всего, речь идет о Постановлении КМУ«Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска отпроведения хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведенияплановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сферевсеобщего обязательного государственного социального страхования по временнойутрате трудоспособности и расходами, связанными с похоронами» № 547 от 3июня 2009 г. Что изменило его принятие? Проверки теперь можно проводить у отдельныхстрахователей, а именно у тех, у кого фонд оплаты труда за предыдущий годпревышал 1 млн. грн.; у тех, у кого средняя дневная сумма расходов превышаетсреднюю дневную заработную плату; у тех, у кого имеется просроченнаязадолженность по уплате страховых взносов, и у тех, кто не подает отчетность.Результат — большое и не совсем целесообразное ограничение.
Целью правительства вродебы было облегчение деятельности малого и среднего бизнеса в период финансовогокризиса. Однако помогло ли это? Ответ однозначный — нет. Ведь закончится срокдействия данного постановления, и с 1 января 2011 г. тем, кому сейчас«помогают», придется пережить контрольно-ревизионный бум всехконтролирующих органов за большой необревизированный период. Целесообразно ли внастоящее время не осуществлять проверки, если организация на протяжении всегорассматриваемого периода ведет финансовую деятельность и допускает ошибки илизлоупотребления в использовании средств Фонда? Имеет ли значение, когда их выявят- в 2009 или 2011 г.? Уверенно можно сказать, что такое ограничение излишне исовершенно не помогает предприятиям и учреждениям. Опыт подсказывает, что вперечень организаций, в которых можно проводить проверки, нужно включить, какминимум, тех, у кого независимо от фонда оплаты труда за год суммы расходов наоплату временной нетрудоспособности превышают 10 прожиточных минимумов.
Возникаетеще один вопрос: как сегодня наполнять бюджет Фонда, если кроме отмеченныхограничений в количестве проверок имеем еще одно, утвержденное Постановлением №502 от 21 мая 2009 г. «О временных ограничениях в отношении осуществлениямер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности напериод до 31.12.2010 г.». Речь идет о запрете налагать штраф за нецелевоеиспользование денежных средств, который предусмотрен ст. 30 Закона Украины от18 января 2001 года. Согласно последнему постановлению, ревизор толькоуказывает на необходимость исправления выявленных нарушений и тем самымпревращается в аудитора. Следовательно, все злоупотребления остаютсябезнаказанными, чем полностью прекращается наполнение бюджета штрафнымисредствами. Можно согласиться, что для законопослушных страхователей Фонда, укоторых случаются незначительные, связанные с невнимательностью нарушения нанебольшие суммы, эта инструкция облегчила условия работы. Но в этом документене учитываются случаи запланированных злоупотреблений.
Крометого, упомянутое постановление № 502 часто не отвечает положениям ЗаконаУкраины от 18 января 2001 г. Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразновнести изменения в ст. 30 этого закона, которая предусматривает высокиештрафные санкции, а именно — необходимо различать суммы, которые можно считатьнезначительной ошибкой, и суммы, которые следует трактовать какзлоупотребления. Ведь до 50% штрафных санкций от суммы не принятых в зачетрасходов, на наш взгляд, не совсем справедливы. Следовательно, целесообразноуменьшить этот процент до 10 для тех, у кого сумма не принятых расходовсоставляет менее 5 не облагаемых налогом минимумов; до 20% — 10 минимумов; до30% — 15 минимумов; до 40% — 20 минимумов. А ко всем, у кого сумма не принятыхрасходов превысит 20 не облагаемых налогом минимумов, применить действующий50-процентный штраф. Такие изменения можно было бы считать обоснованной изаконной помощью малому и среднему бизнесу.
По состоянию на 1 января2010 г. в бюджет Фонда поступило приблизительно на 10% меньше средств из-задействия указанных постановлений КМУ. Эта цифра увеличилась почти в 2 раза втечение 2010 г., ведь в 2009 г. они действовали только в течение 7 месяцев.Следовательно, уже сегодня можно спрогнозировать дефицит бюджета на текущийгод, обусловленный тем, что средства от штрафных санкций в 2010 г. не поступали.Как результат, по состоянию на 1 января 2010 г. задолженность Фонда передстрахователями выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 10раз. Это объясняется тем, что в IV квартале 2009 г. появился дефицит средств ибыло возмещено на 30% меньше, чем поступило по заявкам от страхователей.Следовательно, Фонд не может выполнить свои главные обязательства передзастрахованными лицами, которым Законом Украины гарантирована компенсацияутраченной заработной платы. Дефицит средств на возмещение можно объяснить ещеи тем, что в течение 2009 г. в Закон Украины № 2213-111 от 11 января 2001 г.«О размере взносов на некоторые виды всеобщего обязательного социальногострахования» дважды вносились изменения. Так, для работодателей вместо2,9% начислений от сумм фактических расходов на оплату труда наемных работниковс 15 января 2009 г. было установлено 1,5%, а через квартал — 1,4%. Такоеуменьшение проводилось во время, когда в других фондах социальной сферы объемысбора налогов увеличивались. Следовательно, такие действия абсолютно нецелесообразны, особенно в период, когда расходы Фонда растут: после повышенияразмера помощи при рождении ребенка несколько выросла рождаемость; кроме того,увеличилось количество продолжительных заболеваний (сердечно-сосудистых,онкологических, туберкулезом, гриппом и т.д.)і повысилась стоимость санаторно-курортных путевок наоздоровление застрахованных лиц; с повышением минимальной заработной платыувеличились и средние дневные суммы выплат.
Вкачестве примера приведем данные по одной из городских дирекций Фонда, вкоторой по состоянию на 1 апреля 2010 г. насчитывалось 2293 страхователя: 1134- по упрощенной системе налогообложения и 1159 — по общей. Как же повлиялоизменение процентов начислений страховых взносов? В 2008 г., когда отчисления вФонд составили 2,9%, сумма начисленных и удержанных страховых взносов достигла8,7 млн. грн.; в 2009 г., когда отчисления составили 1,5%, сумма начисленныхвзносов снизилась до 8 млн. грн. В свою очередь, расходы за эти периодывыросли. Так, в 2008 г. расходы по временной нетрудоспособности, беременности иродам и расходы на похороны равнялись 9,5 млн. грн., а в 2009 г. — 9,8 млн.грн. Пример приведен без учета средств, необходимых для приобретениясанаторно-курортных путевок и детских новогодних подарков, которые ежегоднозакупает Фонд. Из отчетности за соответствующие годы можно сделать выводы, чтов приведенной для примера городской дирекции средств на выплату пособий не хватает.Подобная ситуация почти везде.
Снижениепоступлений в бюджет Фонда недопустимо. Чтобы избежать катастрофическогодефицита средств, необходимо размер страховых взносов вернуть хотя бы наотметку 2,9%. В период финансового кризиса, чтобы платежеспособность Фондаоставалась на должном уровне и застрахованные лица, которые своевременно платятстраховые взносы, могли так же своевременно получать компенсацию за временнуюпотерю заработной платы или помощь на похороны, нужно снизить количествозакупаемых путевок на оздоровление. Санаторно-курортное лечение не поможет,если нет денег на лекарства. Поэтому в целях экономии денежных ресурсов Фондацелесообразно закупать на 20% меньше санаторно-курортных путевок, а сэкономленныесредства вернуть страхователям и тем самым уменьшить свою задолженность.
ВУкраине социальное страхование не только защищает работающих, но и служитмеханизмом общественных инвестиций, доходы от которых возвращаются в видеулучшения качества жизни населения, стабильности общества, формированияпобудительных мотивов к труду, получению образования и повышению квалификации.Оно стало важным средством достижения социального согласия в обществе, сниженияуровня бедности. Право работающих на такое страхование — одно из важнейших правчеловека и гражданина. Поэтому отмеченные нами недостатки действующих в сфересоциального страхования нормативных документов и сделанные предложения требуютбезотлагательного рассмотрения на уровне государственных институций.
Анализсоответствующей законодательной базы в Украине свидетельствует о том, чтоизменений требует методика планирования и прогнозирования доходов и расходовбюджета Фонда. Согласно действующей практике, плановые показателирассчитываются на основе среднегодовых величин за два предыдущих года. Динамикаизменения показателей, которые влияют на социальные выплаты, касающаясярождаемости, заболеваемости, смертности, должным образом не отслеживается.
БюджетФонда формируется, в основном, за счет обязательных страховых взносовюридических лиц. Его наполнение зависит от уровня и своевременной выплатызаработной платы, размера страховых взносов и т. д. В настоящее время удельныйвес работников в доходах его бюджета весьма незначителен. Повышение их долидолжно стимулировать заинтересованность в снижении страховых рисков, заботу освоем здоровье, что позволит повысить уровень материального обеспечения иохватить социальными услугами членов семей застрахованных лиц. Рост объемапоступлений страховых взносов физических лиц нужно осуществлять путемувеличения размера их заработной платы и легализации теневых доходов.
Исследования расходнойчасти бюджета Фонда показали, что около 50% средств направляются на покрытиерасходов в связи с временной потерей трудоспособности, а 30% — на оздоровление.Расходы первой группы растут, в то время как второй – сокращаются. Это означаеттакое перераспределение денежных средств между отдельными видами материальногообеспечения, при котором расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровлениеосуществляются по остаточному принципу. В процессе реформирования системыгосударственного социального страхования целесообразно ввести медицинскоестрахование. Это позволит объединить предоставление социальных услуг ссанаторно-курортным лечением и оздоровление с данным видом страхования.Очевидно, что необходимы принятие нормативных документов по определениюгарантированного государством уровня бесплатной медицинской помощи, созданиесистемы обеспечения населения качественными медицинскими услугами на уровнемировых стандартов, аттестация медицинских работников, лицензирование иаккредитация учреждений здравоохранения. Конкретные предложения по этимвопросам требуют детальной проработки.
Незначительныеобъемы денежных средств направляются на выплату помощи на похороны. Если даннуюсферу передать в компетенцию управлений социальной защиты населения, то этопозволит приблизить выплату социальной помощи к получателю, уменьшить расходы иусилить контроль.
Анализфинансового состояния Фонда свидетельствует, что на размер его бюджета влияюттакие отрицательные факторы, как уменьшение абсолютной численности занятогонаселения в экономике, увеличение количества рабочей силы, перешедшей изгосударственного сектора в частный, где права на социальную защиту работающихпо найму лиц часто не обеспечиваются, неполная занятость, задержка заработнойплаты и ее низкий уровень для многих категорий работников. Определенное влияниеоказывает вмешательство органов государственной власти в сферу социальногострахования в виде слишком частых изменений размеров страховых взносов иобъекта налогообложения. Некоторые экономисты предлагают законодательноустановить единый тариф (4,5% начислений на фонд оплаты труда) взносов для предприятий,учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования и отменить удержаниеобязательных взносов с работников. Такое предложение представляется не в полноймере аргументированным. Принципы страхования предполагают участие вформировании социального страхового фонда всех — работодателей, застрахованныхлиц, государства. Делая обязательные взносы, застрахованные лица приобретаютстраховой стаж, от размера которого зависят отдельные социальные выплаты. У нихвозникает заинтересованность в легализации своих доходов, использовании другихформ страхования. Вводить единый тариф на обязательные взносы во все социальныефонды считаем преждевременным, поскольку возможно влияние субъективногофактора, что может привести к нерациональному фактическому перераспределениюсредств между отдельными видами страхования.

Выводы
Подводя итог, следуетотметить, что социальное страхование не существует обособленно отэкономических, социальных и политических условий страны, сформировавшихся наопределенном историческом этапе ее развития. Оно претерпевает постепенныеизменения в конкретном направлении. Указателем дальнейшего реформированиясистемы социального страхования и совершенствования механизма правовогорегулирования соответствующих правоотношений должно быть обеспечение реализацииконституционных гарантий права на социальную защиту, принципа недопущениясужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новыхзаконов или внесении изменений в действующие. Это возможно только при условииограждения социального страхования от чрезмерного государственного влияния иусиления автономности соответствующей системы, что крайне важно принестабильной политической и экономической ситуации в Украине.

Литература
 
1. Ярема Н.С. Социальноестрахование в Украине и странах Европы и Америки – К., Ортед, 2006, 526 с.
2. Аракван З. А.Социальное страхование – М., ЕКСО-М, 2009 – 431 с.
3. В. КеруноваОбщественно-экономические вопросы совершенствования системы социальногострахования – Вопросы экономики, № 11, 2009, 55-69 сс.